Заключение государственной экспертизы условий труда

Описание страницы: заключение государственной экспертизы условий труда - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Приложение N 3. Форма заключения по результатам государственной экспертизы условий труда

исполнения департаментом по труду и занятости населения

администрации Владимирской области государственной функции

по осуществлению государственной экспертизы условий труда

Форма заключения
по результатам государственной экспертизы условий труда

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Государственная экспертиза условий труда

Специальная оценка условий труда

Необходимость и важность проведения специальной оценки условий труда в организации уже ни для кого не секрет. Однако не следует забывать и о качестве проведенной спецоценки. Обеспечить надлежащее качество и объективность результатов проведенной специальной оценки условий труда в организации поможет государственная экспертиза условий труда (статья 216.1 ТК РФ).

Что такое экспертиза качества условий труда

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден «>Приказом Министерства труда и социального развития № 549 от 12.08.2014 г. Основной идеей экспертизы качества условий труда является последовательный анализ результатов проведенной спецоценки. Государственный эксперт обязан убедиться, что спецоценка была проведена в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» и с требованиями «Методики проведения специальной оценки условий труда», утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н.

Основными объектами анализа являются:

Кто инициирует проведение экспертизы условий труда

В случае несогласия работники, профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или работодатель, страховщики могут подать заявление о проведении государственной экспертизы условий труда в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Необходимо отметить, что проведение данной экспертизы платное и осуществляется за счет заявителя.

Также государственная экспертиза условий труда может быть проведена по инициативе органов исполнительной власти, территориальных органов Роструда, судебных органов. В данном случае экспертиза будет проводиться бесплатно.

Результаты государственной экспертизы условий труда

По итогам проведения государственной экспертизы условий труда составляется заключение государственной экспертизы:

положительное в случае соответствия спецоценки всем государственным нормативным требованиям
отрицательное в случае несоответствия с указанием выявленных нарушений и несоответствий

Заключение выдается заявителю не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения. Копии заключения направляются работодателю (в случае, если работодатель не являлся заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда.

Несогласие с результатами государственной экспертизы условий труда

Стоит отметить, что есть вероятность несогласия заявителя с результатами государственной экспертизы. В этом случае заявитель вправе подать в Министерство труда и социальной защиты РФ заявление о рассмотрении разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда. Если заявление удовлетворяет всем необходимым требованиям, то оформляется заключение о рассмотрении разногласий и назначается повторная экспертиза качества спецоценки, в этом случае уже на бесплатной основе. Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2014 г. № 652н.

В заключение данной темы хочется обратить внимание всех работодателей, готовящихся проводить спецоценку в своей организации, на то, что во избежание некачественно проведенной специальной оценки у себя на предприятии необходимо очень ответственно подходить к выбору организации, проводящей спецоценку. Данные организации должны быть обязательно включены в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а также соответствовать всем требованиям Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013.

Экспертиза качества специальной оценки условий труда

Государственная экспертиза условий труда (ГЭУТ) осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.

Основание для осуществления государственной экспертизы качества СОУТ и ее финансирование

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:

  • обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС, а также иных страховщиков;
  • определений судебных органов;
  • представлений государственных инспекций труда в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований 426-ФЗ , в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков.

Если заявителем является работник, то ГЭУТ проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте.

ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Государственная экспертиза по заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей и их объединений осуществляется на платной основе.

Подача заявления о проведении государственной экспертизы условий труда

Для проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда заявитель направляет в орган государственной экспертизы условий труда заявление.

В заявлении указывается:

  • полное наименование заявителя (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для физических лиц);
  • почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии);
  • наименование объекта ГЭУТ;
  • индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте, с указанием структурного подразделения работодателя (при наличии), в отношении условий труда которого должна проводиться ГЭУТ;
  • сведения о ранее проведенных ГЭУТ (при наличии);
  • сведения об оплате ГЭУТ в случае ее проведения в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда.

В случае, если объектом ГЭУТ является оценка качества проведения специальной оценки условий труда, то в заявлении дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда.

В случае, если заявление подано работодателем, то к нему прилагаются следующие документы:

  • отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • предписания должностных лиц государственных инспекций труда об устранении выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору);

Порядок подачи заявлений

Заявление и документы, могут быть представлены (направлены) заявителем в орган государственной экспертизы условий труда на бумажном носителе лично или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием федеральной государственный информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Читайте так же:  Как создать холдинг

В случае направления заявления и документов в виде электронного документа они должны быть подписаны видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.

Предоставление дополнительной информации

Орган ГЭУТ вправе запросить необходимые для проведения ГЭУТ документацию и материалы у работодателя, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится ГЭУТ.

Работодатель в срок не позднее десяти рабочих дней с даты поступления запроса органа ГЭУТ направляет запрашиваемые документацию и материалы либо письменно уведомляет о невозможности их представления с указанием причин.

При необходимости орган ГЭУТ труда может запросить в уполномоченных государственных органах, органах местного самоуправления или подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, документацию и материалы, необходимые для проведения ГЭУТ посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Процедуры государственной экспертизы условий труда

Государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит ГЭУТ путем последовательной реализации следующих процедур:

  • рассмотрение оснований для ГЭУТ в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах ГЭУТ и их достаточности для проведения ГЭУТ;
  • проведение экспертной оценки объекта ГЭУТ;
  • проведение (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров);
  • оформление результатов ГЭУТ.

Сроки проведения процедуры государственной экспертизы условий труда

Срок проведения ГЭУТ определяется руководителем государственной экспертизы в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать тридцати рабочих дней со дня регистрации в органе ГЭУТ оснований для ГЭУТ.

Срок проведения ГЭУТ труда может быть продлен руководителем органа ГЭУТ, но не более чем на шестьдесят рабочих дней.

Рассмотрение оснований для государственной экспертизы условий труда

В течение семи рабочих дней со дня регистрации в органе ГЭУТ оснований для ГЭУТ государственным экспертом (экспертной комиссией) рассматриваются данные основания, определяется полнота содержащихся в них сведений об объектах ГЭУТ, их достаточности для проведения ГЭУТ и вносится предложение руководителю государственной экспертизы о проведении или непроведении ГЭУТ.

ГЭУТ не проводится при:

  • отсутствии в заявлении предусмотренных сведений;
  • непредставлении заявителем в случае, если заявителем является работодатель, предусмотренных документов, прилагаемых к заявлению;
  • представлении подложных документов или заведомо ложных сведений.

Руководитель государственной экспертизы информирует заявителя о непроведении ГЭУТ в течение пяти рабочих дней со дня поступления к нему документов от государственного эксперта (экспертной комиссии) посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления и документов в виде электронного документа. Заявителю возвращаются документы, представленные на бумажном носителе, а также обеспечивается возврат денежных средств, внесенных в счет оплаты ГЭУТ ( за исключением случая представлении подложных документов или заведомо ложных сведений).

Проведение измерений с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий

В случае, если в заявлении, определении судебного органа или представлении государственной инспекции труда указывается на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также при проведении ГЭУТ в целях оценки фактических условий труда работников могут проводиться исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда, с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров), в том числе на основании гражданско-правовых договоров.

Оформление результатов государственной экспертизы условий труда

По результатам ГЭУТ государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения ГЭУТ, в котором указываются:

  • наименование органа ГЭУТ с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводившего (проводивших) ГЭУТ;
  • основание для ГЭУТ с указанием даты регистрации в органе ГЭУТ;
  • данные о заявителе, судебном органе, государственной инспекции труда — полное наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц), почтовый адрес;
  • период проведения ГЭУТ с указанием даты начала и окончания ее проведения;
  • объект ГЭУТ;
  • наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится ГЭУТ;
  • сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится ГЭУТ (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте);
  • перечень документов, представленных в составе оснований для ГЭУТ.

В проекте заключения ГЭУТ, составленном по результатам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда, включающие:

[2]

  • полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее порядковый номер и дата внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (для организаций, аккредитованных в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и внесенных в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, до их внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, указывается номер и дата внесения в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда);
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, номер его сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и дата его выдачи.

В зависимости от объекта ГЭУТ в проекте заключения ГЭУТ содержится один из следующих выводов:

  • о качестве проведения специальной оценки условий труда
  • об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

Проект заключения ГЭУТ составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем государственной экспертизы.

Члены экспертной комиссии в случае несогласия с выводами, содержащимися в проекте заключения ГЭУТ, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение и приложить его к проекту заключения ГЭУТ.

Особое мнение члена экспертной комиссии подлежит рассмотрению на заседании экспертной комиссии под председательством руководителя государственной экспертизы, по результатам которого может быть принято решение о внесении изменений в проект заключения ГЭУТ.

Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе заседания экспертной комиссии, который утверждается руководителем государственной экспертизы.

Не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения ГЭУТ один экземпляр заключения:

  • выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Читайте так же:  Смерть учредителя ооо

Копии заключения ГЭУТ направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда (в случае, если ГЭУТ проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

Сведения о результатах проведенной ГЭУТ направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.

[1]

Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда

Разногласия по вопросам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно.

Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда регулируются в соответствии с приказом приказ Минтруда России от 22 сентября 2014 г. № 652н «Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда»

Администрация МО Крыловский район

Главное меню

Важные ссылки

Авторизация

Государственная экспертиза условий труда
11.04.2012 09:04

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основании статьи 216.1. Трудового кодекса Российской Федерации.

В Краснодарском крае государственную экспертизу условий труда осуществляет отдел государственной экспертизы условий труда Департамента труда и занятости населения Краснодарского края.

Перечень документов, предъявляемых работодателем для получения заключения о характере и условиях труда пострадавшего, предшествовавших несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию:

1. Заявление на имя руководителя Департамента труда и занятости населения Краснодарского края о выдаче Заключения Государственной экспертизы условий труда о характере и условиях труда пострадавшего, предшествовавших несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию.

2. Распорядительные документы о приёме на работу пострадавшего или о последнем переводе его на другую работу: приказы, распоряжения (заверенные копии или выписки).

3. Трудовая книжка пострадавшего (подлинник и копия или заверенная копия каждой страницы).

4. «Характеристика работ» или «должностные обязанности» пострадавшего согласно профессии или должности по трудовому договору (подлинники и копии или заверенные копии каждой страницы).

5. Объяснительные (протоколы опроса): пострадавшего; должностного лица, поручившего пострадавшему выполнение работ, повлекших за собой несчастный случай или профзаболевание; свидетелей (подлинники и копии или заверенные копии каждой страницы).

6. Акт расследования несчастного случая на производстве формы Н-1 (акт расследования профессионального заболевания и санитарно-гигиеническая характеристика) (подлинник и копия или заверенная копия каждой страницы).

7. Карта аттестации рабочего места по условиям труда (подлинник и копия или заверенная копия каждой страницы).

8. Заверенная выписка или заверенная копия из журнала регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте с отметкой о последнем инструктаже и подписью пострадавшего.

9. Инструкции по охране труда (технике безопасности), по которым проводился инструктаж по охране труда пострадавшего на рабочем месте (подлинник и копия или заверенная копия каждой страницы).

Документы предоставляются представителем работодателя!

В случае отсутствия работодателя (ликвидации организации) заявление и указанные документы может предоставить пострадавший или его законные представитель почтой или лично по адресу:

350010, г.Краснодар, ул. Зиповская 5

Телефон для справок (861) 252-45-58

Электронная почта: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Образец заявления работодателя

Руководителю департамента труда

и занятости населения

Уважаемый Игорь Владимирович!

Прошу Вас выдать Заключение о характере труда, предшествовавшем несчастному случаю (профзаболеванию) с _____________________________________________

происшедшему (установленному) _____________________ в _____________________________

(дата) (наименование организации)

для предоставления в бюро медико-социальной экспертизы.

Приложение: перечень предоставленных документов.

Руководитель организации __________________________________________________________

Образец заявления пострадавшего

(в случае отсутствия работодателя)

Руководителю департамента труда

и занятости населения

от Петрова А.А., проживающего по

адресу: 352080, Краснодарский край,

ст. Крыловская, ул. Пушкина 1

Уважаемый Игорь Владимирович!

Прошу Вас выдать Заключение о характере труда, предшествовавшем несчастному случаю (профзаболеванию) происшедшему (установленному) _____________________ в ___________________________________________________________ (дата)

для предоставления в бюро медико-социальной экспертизы.

Приложение: перечень предоставленных документов.

(дата) (подпись) (Ф. И. О.)

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии со ст. 17 Федерального Закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и п. 8 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утверждённых постановлением правительства РФ от 16 октября 2000 года № 789, в обязанности работодателя (страхователя) входит представление в учреждение медико-социальной экспертизы заключения государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавшего, которые предшествовали несчастному случаю на производстве или наступлению профессионального заболевания.

Заключение государственной экспертизы условий труда

– Безусловно, существует определенное разделение полномочий, умышленное. Например, поскольку Роструд осуществляет надзор за спецоценкой, то экспертизу качества спецоценки Роструд не проводит, ее проводят органы исполнительной власти субъектов. Основания для проведения экспертизы достаточно обширны: это и обращения органов исполнительной власти, и определения судебных органов, обращения объединений работодателей, работников, профсоюзов, Фонда социального страхования и иных страховщиков, – в ст. 216, прим., Порядка все эти основания изложены, и они являются тем стартовым механизмом, который лежит в основе госэкспертизы условий труда.

– Обращаю внимание на то, что в нашем Порядке проведения государственной экспертизы условий труда (приказ Минтруда РФ №549н) установлены жесткие сроки – 30 рабочих дней, при необходимости еще на 30 дней экспертизу можно продлить. Выстроен достаточно четкий механизм процедур в рамках госэкспертизы: это рассмотрение заявлений и документов, экспертная оценка объекта экспертизы, если необходимо, проведение соответствующих измерений в рамках госэкспертизы, оформление результатов в виде заключения государственного инспектора.

– Важным документом, безусловно, является заявление о проведении государственной экспертизы условий труда, там есть совершенно четкие атрибуты, которые должны быть указаны. Следует обратить внимание, что и в Трудовом кодексе РФ, и в Порядке проведения государственной экспертизы условий труда есть появившееся в последнее время требование о получении соответствующих документов. И если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы, находятся в распоряжении иных органов власти, федеральной или субъектной, то орган власти, который принимает заявление и проводит экспертизу, запрашивает их по соответствующим системам межведомственного электронного взаимодействия, иным системам в этих органах – это сейчас общий принцип организации работы с гражданами, организациями, которые подают заявления, дабы не нагружать их беготней и сбором различных справок, документов.

– Основания для отказа в проведении экспертизы тоже перечислены в Порядке, они тоже исчерпывающие. То есть, придумывать какие-то иные поводы для отказа в проведении экспертизы инспекторы и органы по труду не вправе, они все перечислены в Приказе №569н Минтруда. Соответственно, они имеют закрытый статус, и если будут какие-то жалобы от граждан и организаций, что им по каким-то иным мотивам отказывают в приеме документов, последует реакция министерства. Мы проанализировали данные 2014 года по наличию лабораторий и количеству экспертов, их, на мой взгляд, просто катастрофически мало, а работа ими проделана большая. Всего было проведено 847 экспертиз. Наверняка, в 2015 году показатели будут намного больше. Основной процент разногласий – по поводу фактических условий труда, потом – по компенсациям, и далее – по спецоценке условий труда. В лидерах у нас по количеству проведенных экспертиз – Центральный федеральный округ.

– По запросам экспертизы условий труда в 2015 году мы видим, что все больше и больше растет количество запросов от Роструда и его территориальных органов. В ряде случаев инспекции не могут принять решение по разногласиям в области спецоценки по заявлениям профсоюзов работников, работодателей, и поэтому обращаются в государственную экспертизу условий труда. Мы предполагаем, что процент обращений рострудинспекций, гострудинспекций субъектов Российской федерации будет расти. Всего госэкспертиза проведена в отношении практически 80 000 рабочих мест.

– Законом у нас введена платность проведения госэкспертизы в части качества спецоценки при прямом обращении работников, профсоюзов, работодателей, их объединений в органы госэкспертизы. Кто принимал участие в процессе принятия этого закона, помнит, какие активные дебаты шли по этому поводу. Однако в плане действия этой нормы со стороны субъектов мы пока ничего страшного не наблюдаем. Сделано это было умышленно, чтобы на каком-то этапе отсечь, так скажем, злоупотребление правом. Потому что, когда мы анализировали аттестацию рабочих мест и проведение госэкспертизы по этому поводу, то выяснили, что подавляющее большинство работодателей совершенно бесплатно, за государственный счет, перепроверяют результаты деятельности независимого оценщика, для того чтобы по гражданско-правовому договору заплатить ему деньги. Мы посчитали это неправильным и ввели соответствующую норму о платности такой госэкспертизы, издали методические рекомендации для субъектов.

– Мне трудно упрекать специалистов на местах в том, что все субъекты до сих пор не приняли акты, которые устанавливают размер оплаты. У нас всего 31 субъект принял такие акты, остальные 50 стыдливо говорят, что ведут разработку актов, причем давно уже ведут – прошел уже год, с тех пор как вышли методические рекомендации. Мы пока просто спрашиваем, как обстоят дела, но, понимая, что это их полномочия, их прерогатива, особо за это пока не ругаем. И пока у нас нет информации от этих субъектов. Есть примеры очень хороших экспертиз, в основном, центральные органы, Москва и область, достаточно скрупулезно относятся к этому. Там эксперт действительно анализирует представленные материалы, делает вполне обоснованные выводы. Например, расписывает, что такое технологическое оборудование, являющееся источником тепла, что это не микроволновка в самолете для разогрева каскалеток, а некоторое иное оборудование, как следует из различной справочной нормативной документации.

– Вообще, грамотный эксперт – «изделие» штучное. Это человек, который не просто обладает достаточно широкими познаниями в конкретной сфере, но и применяет их творчески правильно. Конечно, таких экспертов надо готовить. И мы готовы оказать в этом содействие. Директор нашего ВНИИ Охраны и экономики труда Минтруда России Дмитрий Николаевич ПЛАТЫГИН готов организовать в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки госслужащих соответствующие курсы по госэкспертизе.

– И последнее. С 1 января запущена в действие федеральная информационная система сбора результатов о проведении специальной оценки условий труда. В силу закона, в силу нормативных актов субъекты должны передавать туда соответствующие заключения. Призываю всех уполномоченных срочно обратиться в Минтруд для получения ключей и доступа к федеральной системе информации.



Источник: «8 часов», № 2, 2016 .

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Государственная экспертиза условий труда

Описание услуги

ДОКУМЕНТЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ В ОТДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ РАБОТОДАТЕЛЯ

(пункт 8 статья 17 Федерального закона № 125 — ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Подлинники документов после сверки возвращаются.

[3]

Документы для выдачи заключения государственной экспертизы условий труда необходимо направлять почтой по адресу министерства труда и социального развития Краснодарского края : 350000, г. Краснодар, ул. Чапаева, 58
в случае личного предоставления по адресу : 350010, г. Краснодар, ул. Зиповская, 5, тел./факс (861) 252-45-58,

или на электронный адрес: [email protected]

График (режим) работы министерства: ежедневно, кроме субботы, воскресенья и нерабочих праздничных дней, с 9.00 до 18.00 (по пятницам до 17.00) с перерывом на обед в обычные дни с 13.00 до 13.50; в пятницу с 13.00 до 13.40.; накануне праздничных дней с 13.00 до 13.30.

В зависимости от объекта государственной экспертизы условий труда в проекте заключения государственной экспертизы условий труда содержится один из следующих выводов:

Экспертные заключения подлежат хранению в течение 75 лет.

Срок предоставления Государственной услуги не должен превышать тридцати рабочих дней со дня регистрации в министерстве.
При необходимости получения документации и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, и (или) проведения исследований (испытаний) и измерений, срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на шестьдесят рабочих дней.

Министерство вправе отказать в предоставлении государственной услуги заказчику, в следующих случаях:

запрашиваемый вид экспертизы находится вне компетенции департамента;

Государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляется:

  • Федеральной службой по труду и занятости в отношении работников организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в отношении работников иных организаций.

в заявлении отсутствуют следующие сведения:

  • полное наименование заявителя (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для физических лиц);
  • почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии);
  • наименование объекта государственной экспертизы условий труда;
  • индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте, с указанием структурного подразделения работодателя (при наличии), в отношении условий труда которого должна проводиться государственная экспертиза условий труда;
  • сведения о ранее проведенных государственных экспертизах условий труда (при наличии);
  • сведения об оплате государственной экспертизы условий труда в случае ее проведения в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда.

В случае, если объектом государственной экспертизы условий труда является оценка качества проведения специальной оценки условий труда,
то в заявлении дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда.

  • непредставление заявителем в случае, если заявителем является работодатель, документов необходимых для проведения экспертизы;
  • представлении подложных документов или заведомо ложных сведений;
  • а также по иным основаниям, указанным в нормативных правовых актах.

Заключение государственной экспертизы условий труда

В последнее время отмечается резкое увеличение количество обращений. Рост количество экспертиз по оценке фактических условий труда, обусловлен введением в перечень документов по проведению медико — социальной экспертизы заключения органа государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.01.2014 г.№59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 г. №789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» заключение органа государственной экспертизы условий труда представляется по запросу учреждения медико — социальной экспертизы.

Увеличение количества экспертиз связано с ростом числа заявлений работников и обращений работодателей о характере и условиях труда, предшествовавших несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию для последующего предоставления на медицинской комиссии ФКУ «ГБ МСЭ по РС(Я)» Минтруда России.

Общее количество государственных экспертиз, проведших отделом за 5 лет представлено на диаграмме.

В 2010 году отделом экспертизы условий труда проведена 13 государственных экспертиз (в 2009 году — 12 экспертиз; снижение на 7,7%) в том числе:

8 государственных экспертиз условий труда в целях оценки фактических условий труда работников в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве и профзаболеванию (в 2009 году — 3 экспертиз; рост на 62,5%);

3 государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда из них, количество оцененных рабочих мест 116 (в 2009 году — 3 экспертиз из них, количество оцененных рабочих мест 85)

2 государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

По кварталам данная работа проводилась в следующих объемах:

в I квартале 2010 года — 3 государственных экспертиз условий труда;

во II квартале 2010 года — 4 государственные экспертизы условий труда;

в III квартале 2010 года — 4 государственных экспертиз условий труда;

в IV квартале 2010 года -2 государственных экспертиз условий труда

Экспертиза условий труда осуществлена в восьми организациях (два в ОАО «Водоканал», четыре в ГРК «Западная» Оймяконского района, два в Депутатском ГОК ПО «Якутзолото» МЦМ СССР). По результатам которых были выданы:

12 положительных заключений

1 отрицательное заключение

В 2011 году отделом экспертизы условий труда проведена 52 государственных экспертиз (в 2010 году — 13 экспертиз; снижение на 75%) в том числе:

39 государственных экспертиз условий труда в целях оценки фактических условий труда работников в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве и профзаболеванию (в 2010 году — 8 экспертиз; рост на 79,5%);

5 государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда из них, количество оцененных рабочих мест 366 (в 2010 году — 3 экспертиз из них, количество оцененных рабочих мест 116)

5 государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3 государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

По кварталам данная работа проводилась в следующих объемах:

в I квартале 2011 года — 5 государственных экспертиз условий труда;

о II квартале 2011 года — 11 государственные экспертизы условий труда;

в III квартале 2011 года — 11 государственных экспертиз условий труда;

в IV квартале 2011 года -25 государственных экспертиз условий труда

Экспертиза условий труда осуществлена в 27 организациях разных отраслей экономики. За отчетный период составлены следующие заключения:

23 положительных заключений (44 % от общего числа проведенных экспертиз);

29 отрицательных заключений (56 % от общего числа проведенных экспертиз):

заключение составлено для дальнейшего рассмотрения вопроса в суде о назначении льготной досрочной трудовой пенсии по старости — 1;

заключение составлено для рассмотрения на комиссии Бюро МСЭ — 22;

Заключение составлено для рассмотрения в районном суде РС(Я) — 1;

Заключение составлено для рассмотрения в городском суде — 3

Кроме этого составлено два Акта формы Н-1 по несчастным случаям на производстве с материалами по расследованию. Подготовленные документы и материалы расследования вместе с Актом ф. Н-1 рассмотрены в ТО РО ФСС РФ по РС(Я), где подтверждены два страховых случая.

В 2012 году общее количество проведенных различного вида экспертиз по условиям труда составило — 77, что на 25 экспертиз больше по сравнению с 2011 годом. В 2012 году — 17 заключений о характере и условиях труда предшествовавших несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию составлено по запросам ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)» и ее филиалов по районам республики. По кварталам данная работа проводилась в следующих объёмах:

в I квартале 2012 года — 17 государственных экспертиз условий труда;

во II квартале 2012 года — 10 государственные экспертизы условий труда;

в III квартале 2012 года — 20 государственных экспертиз условий труда;

в IV квартале 2012 года — 30 государственных экспертиз условий труда.

По качеству проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2012 году составлено 6 заключений, где в 6 организациях с количеством работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, составляет 707 человек. Выявлены нарушения от действующих нормативных правовых актов и недостатки при оформлении документации. Например, при оценке качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в ООО «Дирекция по эксплуатации» установлено наличие ссылок на недействующие нормативные акты, необоснованное установление компенсаций в виде дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда и сокращенной продолжительности рабочего времени, подтверждение соответствия СИЗ условиям труда при отсутствии сертификата или декларации, несоблюдение требований СанПин 2.2.4.548-96 к организации контроля и методам измерения микроклимата (применение ТНС-индекса при измерении микроклимата в офисе). По результатам государственной экспертизы условий труда аттестационной комиссии организации рекомендовано реализовать комплекс мер по приведению в соответствие материалов аттестации в соответствии с экспертным заключением в установленные сроки.

За отчетный год проведено две экспертизы по условиям труда по определению судебных органов, где выявлено неправильное предоставление работникам компенсаций за работу с вредными условиями труда (работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах). Из 77 заключений по условиям труда проведенных в 2012 году — четыре экспертизы составлены для дальнейшего рассмотрения в суде, в том числе два по определению суда, два по запросу работников.

В 2013 году отделом экспертизы условий труда проведена 152 государственная экспертиза (в 2012 году — 77 экспертиз; рост на 49,3%), в том числе:

134 государственных экспертиз условий труда в целях оценки фактических условий труда работников в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве и профзаболеванию (в 2012 году — 69 экспертиз; рост на 48,5%);

18 государственные экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (в 2012 — 6 экспертиз; рост на 66,7 %);

За 2013 год были проведены 18 государственных экспертиз условий труда в целях оценки качества проведения аттестации 872 рабочих мест, по результатам которых были выданы:

10 положительных заключений (55% от общего числа проведённых экспертиз);

8 отрицательных заключений (45 % от общего числа проведённых экспертиз).

Количество проведённых государственных экспертиз условий труда в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2012 году значительно возросло (с 6 до 18 экспертиз). Также возросло количество оцененных рабочих мест (на 54%). Данную динамику можно напрямую проследить в отчетах аттестующих организаций.

Рост количества рабочих мест, подаваемых на государственную экспертизу условий труда, значительно увеличил нагрузку на специалистов. Основными причинами этого служит:

необходимость более тщательного рассмотрения организаций, представивших малое количество рабочих мест (для больших объемов представленной документации применяется метод частичной выборки рассматриваемых материалов; размер выборки обычно составляет 20-30 %, например, если организация представила 200 рабочих мест, то рассматриваются 40-60 карт аттестации; если же на экспертизу представлено небольшое количество рабочих мест, например, 20 или 30 рабочих мест, то проводится полная проверка всех карт аттестации);

повышение требований к качеству проведения аттестации рабочих мест и, следовательно, качеству экспертных работ (более тщательный просмотр материалов аттестации требует дополнительных временных затрат);

нелинейная зависимость трудозатрат от количества оцениваемых в организации рабочих мест (для каждого случая экспертизы выполняется установленные действия, не зависящие от количества рабочих мест: оформление экспертного заключения, анализ области аккредитации аттестующей организации, анализ использованных средств измерений, анализ компетентности участников данного процесса, анализ общей информации — перечней рабочих мест, ведомостей рабочих мест, сводной ведомости рабочих мест плана мероприятий, ознакомление с коллективным договором, иными локальными документами и т.д.).

В 2014 году произошло существенное увеличение наибольшее количество заявлений государственной экспертизы условий труда было направлено — оценки фактических условий труда, в том числе в период, непосредственно предшествующий несчастному случаю на производстве и профзаболеванию (рост на 29,1 %) увеличилось относительно 2013 года, но остается основным направлением деятельности отдела экспертизы условий труда.

В 2014 году отделом проведено 221 государственных экспертиз (в 2013 году 152 экспертиз, рост на 31,2%), в том числе:

189 государственные экспертиз условий труда в целях оценки фактических условий труда работников в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве и профзаболеванию (в 2013 году — 134 экспертиз; рост на 29,1%);

21 государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

1 государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Из общего количества проведено экспертиз условий труда: о характере и об условиях труда застрахованных, которые предшествовали наступлению страховых случаев — 189 (по несчастному случаю на производстве — 42, по профессиональному заболеванию — 147); правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда — 22.

Увеличение количества экспертиз связано с ростом числа заявлений работников и обращений работодателей о характере и условиях труда, предшествовавших несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию для последующего предоставления на медицинской комиссии ФКУ «ГБ МСЭ по РС(Я)» Минтруда России.

Для улучшения работы отдела экспертизы условий труда в 2015 году необходимо:

1) объединить усилия с учреждениями медико-социальной экспертизы (основные направления работы: обеспечение 100 % прохождения всех пострадавших, впервые направляемых на медико-социальную экспертизу через государственную экспертизу условий труда; повышение качества государственной экспертизы условий труда путём определения необходимых сведений, которые должны содержаться в экспертном заключении; отработка механизма направления пострадавших на государственную экспертизу условий труда);

2) повышать качество специальной оценки условий труда (основные направления работы: разработать единые подходы к проведению оценки качества СОУТ — стандартизировать данную работу; разработать и рекомендовать к применению типовые решения для имеющихся правовых коллизий и пробелов в законодательстве);

3) информировать работодателей, руководителей и специалистов служб охраны труда, работников о возможностях проведения государственной экспертизы условий труда, использования её результатов (основные направления работы: пропаганда вопросов государственной экспертизы условий труда на семинарах, совещаниях, «Днях охраны труда», «Днях Минтруда Якутии»; издание и раздача буклетов, брошюр и иной информации о возможностях проведения государственной экспертизы условий труда; социальная реклама проведения государственной экспертизы условий труда как одного из прав работника);

4) организовать взаимодействие с органами и организациями, осуществляющими проверки соблюдения требований охраны труда в организациях Республики Саха (Якутия) (основные направления работы: взаимодействие с Государственной инспекцией труда; взаимодействие с Прокуратурой; взаимодействие с Государственным учреждением — Региональным отделением Фонда социального страхования; форма взаимодействия — участие в проверках в части отнесённой к компетенции государственной экспертизы условий труда).

Видео (кликните для воспроизведения).

Министерством разработана проектная программа «Улучшение условий и охрана труда в Республике Саха (Якутия) на 2015 — 2017 годы», которая находится на согласовании в министерствах и ведомствах. В Программу включены мероприятия по созданию, материально — техническому обеспечению и кадровому укомплектованию испытательной лаборатории экспертизы условий труда, подведомственной Минтруду РС(Я), осуществляющей государственную экспертизу условий труда.

Источники


  1. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.

  2. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.

  3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.
  4. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
  5. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.
Заключение государственной экспертизы условий труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here