Является ли дорога объектом капитального строительства

Описание страницы: является ли дорога объектом капитального строительства - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Не все газопроводы и кабельные линии являются самостоятельными объектами недвижимости

Для решения вопроса об отнесении газопровода и кабельной линии к объектам недвижимос­ти учитываются как их размер, так и проектная до­кумен­тация, полученная при строительстве. Такой вопрос может быть решен при проведении кадастровых работ.

К недвижимым вещам относятся прочно связанные с землей объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

При этом линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, газопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ)).

Для строительства таких объектов необходимо получение разрешения на строительство (ст. 51 ГрК РФ), а после его завершения — разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ).

Следовательно, линейные объекты являются недвижимым имуществом и право собственности на них должно подтверждаться соответствующим свидетельством. Однако не каждый газопровод и кабель, иные сети являются линейными объектами, а следовательно, объектами недвижимости.

Признание газопровода объектом недвижимости

При признании газопровода отдельным объектом недвижимости необходимо выяснить, является он час­тью другого объекта недвижимости или нет.

Так, суды при рассмотрении вопроса об отнесении газопровода к объекту недвижимости ссылаются на письмо Минрегиона РФ от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной до­кумен­тации отдельных объектов капитального строительства», которое разъясняет особенности заполнения проектной до­кумен­тации в зависимости от местоположения газопровода.

В частности, в данном письме отмечено, что в протяжение уличной газовой сети не включается длина вводов, внутридворовых и внутри­квартальных сетей, к которым относятся газопроводы, проложенные от уличной разводящей газовой сети в месте ответвления до отключающих устройств, установленных в лестничных клетках (в цокольном этаже).

Проектная до­кумен­тация газорас­пределительных сетей, строящихся за пределами границ элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), в котором расположен земельный участок, отведенный для строительства объекта, подлежит государственной экспертизе как проектная до­кумен­тация линейных объектов.

Таким образом, сведения о газопроводе, если он является частью объекта капитального строительства, должны быть включены в проектную до­кумен­тацию этого объекта капитального строительства, прошедшую государственную экспертизу. В этом случае газопровод не является самостоятельным объектом недвижимости.

Например, если сети газопровода низкого и среднего давления входят в состав газовой котельной, которая является самостоятельным объектом недвижимости как котельная с сетями газопровода, то такие сети не являются отдельным объектом недвижимости (постановление ФАС Центрального округа от 24.09.2012 по делу № А68-10863/11, Северо-Кавказского округа от 06.06.2014 по делу № А53-23882/2013).

Кроме того, для признания газопровода объектом недвижимости имеет все его хозяйственное назначение.

Если газопровод не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем здании, у него отсутствуют качества самостоя­тельного объекта недвижимости. В связи с этим право собственнос­ти на него не подлежит регистрации независимо от его физичес­ких характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком (постановление АС Центрального округа от 22.09.2014 по делу № А08-6739/2013).

Как следует из практики ВАС РФ, объекты (водопровод, газопровод), являющиеся вспомогательными по отношению к основному объекту, не являются объектами недвижимости (Определение ВАС РФ от 03.10.2012 № ВАС-12467/12).

Исходя из вышесказанного, в случае если газопровод не является частью иного объекта, имеет самостоятельное хозяйственное назначение, то такой газопровод можно считать самостоятельным объектом недвижимости.

Объекты недвижимого имущества подлежат государственному кадастровому учету, а сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, поз­воляющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре)).

При отсутствии таких сведений в реестре газопровод следует поставить на кадастровый учет, при этом вопрос отнесения газопровода к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ.

В силу положений ч. 5 ст. 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В случае если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании п. 1 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре.

Электрический кабель сам по себе не является объектом недвижимости

При отнесении кабельных сооружений к объектам недвижимости, суды в первую очередь рассматривают вопрос о том, соответствует ли проложенный кабель признаку, установленному ст. 130 ГК РФ, а именно — связан ли он неразрывно с землей.

Так, согласно постановлению ФАС Поволжского округа от 03.07.2008 по делу № А57-20234/07 сам по себе факт проложения под землей волоконно-оптической линии связи в кабельной канализации по каналам, предоставленным ГТС, в асбестоцементных трубах диаметром 100 мм не свидетельствует о том, что перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению и эта линия отвечает требованиям п. 1 ст. 130 ГК РФ.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 № 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Читайте так же:  Работник пенсионного фонда

Таким образом, объектами недвижимости могут считаться линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс.

Как указывают суды, электричес­кие кабели, проложенные в земле, сами по себе не могут считаться объектами недвижимости, что в свою очередь влияет на возможность государственной регистрации права собственности на них (постановления ФАС Поволжского округа от 12.02.2013 по делу № А49-9151/2011, Центрального округа от 24.01.2012 по делу № ­А48-759/2011).

Может ли дорога быть объектом капитального строительства

Являются ли городские дороги объектами капитального строительства? А тротуары? ‘По материалам юридич

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе Цитата:10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; Но, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости.

Он включает отвод земельного участка, , соблюдение строительных норм и правил, сдачу в эксплуатацию. Самара Рейтинг: Отзывов: 10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

Решение от 21 марта 2016 г.

по делу № А33-28407/2015

;- департамента градостроительства администрации г.Красноярска-департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска;- администрации г.Красноярска.в присутствии в судебном заседании:от заявителя: Крючковой В.В., представителя по доверенности от 01.09.2015, личность удостоверена паспортом,от органа, чей акт оспаривается: Кочкиной Е.А., представителя по доверенности от 21.09.2015, личность удостоверена паспортом;от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Кац Е.А., представителя по доверенности от 14.12.2015, личность удостоверена паспортом;от департамента градостроительства администрации г. Красноярска: Павлюченко О.В., представителя по доверенности от 21.01.2016, личность удостоверена служебным удостоверением,При ведении протокола секретарем судебного заседания Гусейновой А.Ф., установил:общество

Что относится к объектам капитального строительства: что гласит Градостроительный кодекс

объекты незавершенного строительства – постройки, строительство которых приостановлено на определенный период.

Все эти объекты делятся на множество подгрупп и классифицируются по ключевым признакам.

  1. объекты незавершенного характера.
  2. здания и сооружения, представляющие собой объекты коммуникаций – ЛЭП, скважины, трубопроводы и т. д.;
  1. линейные – линии электропередач, мосты, дороги, железнодорожные пути, туннели и другие объекты, возведение которых сопряжено с проектированием и межеванием;
  2. оборонительные сооружения и объекты, обеспечивающие безопасность;
  3. объекты производственного и промышленного назначений;
  4. непроизводственные объекты бытового, социального и культурного назначений.

Также в Градостроительном кодексе РФ имеется разделение ОКС на объекты местного, регионального и федерального значений.

Является ли дорога объектом капитального строительства

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

[1]

N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный

Подлежит ли государственной регистрации право собственности на гравийную дорогу?

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п.

Капитальное строение — что это такое

Ключевая характеристика капитального строительства — проведение земляных работ по обустройству заглубленного фундамента, который связывает участок земли и капитальное строение, расположенное на нем.

Что называют объектом капитального строительства

Это естественно влечет за собой финансовые вложения.

  • Использование легких материалов и конструкций.
  • Демонтаж после выполнения задачи.
  • Срок эксплуатации не более 5 лет. В исключительный случаях срок использования может быть продлен.
  • Мобильность – возможность собрать и разобрать объект в считанные часы.
  • Отсутствие специальных разрешений для установки, монтажа, возведения.
  • Временность, нестационарность, подвижность – то есть объект можно разобрать/демонтировать и перенести в другое место.

Зачастую такие объекты предназначены и устанавливаются для реализации определенной задачи, например: хранение инвентаря, временное проживание строителей, рабочих.

Подлежит ли государственной регистрации право собственности на гравийную дорогу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Для решения вопроса о необходимости государственной регистрации права собственности на гравийную дорогу необходимо установить, отвечает ли это имущество признакам объектов капитального строительства. Если гравийная дорога является временным сооружением, то регистрировать право собственности на нее не требуется. Если в соответствии с техническими характеристиками гравийная дорога может быть квалифицирована как недвижимость, существенное значение имеет то обстоятельство, построена она в установленном порядке либо является объектом самовольного строительства.

Читайте так же:  Совместительство без основного места работы

Обоснование вывода:

Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

Гражданское законодательство не содержит исчерпывающего перечня объектов недвижимого имущества. Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

[3]

Очевидно, что в зависимости от соответствия технических характеристик, способа и условий строительства дорог критериям, установленным ст. 130 ГК РФ, эти объекты могут признаваться как движимым, так и недвижимым имуществом. В судебной практике имеются примеры решений, в которых гравийные дороги рассматриваются как объекты недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации (смотрите, например, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 № 15АП-824/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.05.2008 № Ф08-2759/2008, от 11.01.2009 № Ф08-7879/2008, ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2005 № А56-28274/04).

В соответствии со ст. 16 Закона об автомобильных дорогах проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее — ГрК РФ). Строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются на основании соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, установленном ГрК РФ. В соответствии с частью 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

На основании п. 10 ст. 1 ГрК РФ к объектам капитального строительства не относятся временные постройки. Поэтому для ответа на вопрос, является ли конкретная дорога недвижимым имуществом, необходимо установить, может ли такая дорога быть отнесена к объектам капитального строительства и не является ли она временным сооружением. В частности, с этой целью следует оценить назначение дороги, наличие у нее признаков, квалифицирующих дорогу как объект капитального строительства, таких как, например, наличие основания дороги (Строительные нормы и правила СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»).

Другими словами, для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 07.04.2008 № А68-5343/06-285/А, Уральского округа от 10.12.2007 № Ф09-1349/07-С6, Северо-Западного округа от 21.01.2008 № А05-4976/2007, Поволжского округа от 19.03.2008 № А55-10751/07).

Если дорога фактически является объектом капитального строительства, но разрешение на ее строительство не выдавалось, либо дорога создана на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, то такая дорога будет являться самовольной постройкой (п. 1 ст. 222 ГК РФ).

Является ли дорога объектом капитального строительства

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Асфальтовое покрытие дороги числится на счете 01 «Основные средства».
Куда оно относится: к движимому или недвижимому имуществу при расчете налога на имущество в 2019 году? Если объект признается недвижимым, из какого расчета исчислять налог на имущество (из кадастровой или среднегодовой стоимости)? В каком разделе отразить такой объект в налоговой декларации (расчете) по налогу на имущество?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Вопрос об отнесении такого объекта основных средств, как асфальтовое покрытие дороги, к движимому/недвижимому имуществу в целях исчисления налога на имущество организаций является спорным. При этом суды придерживаются противоположных точек зрения.

К сведению:
В целях определенности в вопросах отнесения имущества к недвижимости Минэкономразвития России разработало законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе».
Основными задачами документа являются:
— уточнение понятий объекта недвижимости, его увязка с иными понятиями, используемыми в других отраслях законодательства: «объект капитального строительства», «строение», «здание», «сооружение»;
— уточнение правового регулирования в отношении единого недвижимого комплекса, предприятия, сложной и неделимой вещи;
— установление порядка образования нового объекта недвижимости. Смотрите письмо ФНС России от 18.02.2019 N БС-4-21/[email protected] и информацию на сайте https://www.roscadastre.ru/html/docs/2019/Popravki_OAG.pdf.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

22 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Является ли дорога объектом капитального строительства

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Соглашение о прекращении обязательств
Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 июля 2014 г. N Д23и-2426 «Об отнесении конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений к объектам недвижимости»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел в пределах своей компетенции обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений; особенности осуществления кадастрового учета автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также земельных участков, предназначенных для размещения таких автомобильных дорог, могут быть установлены федеральным законом (часть 10 статьи 25 Закона о кадастре).

Таким образом, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости, может быть решен при проведении кадастровых работ и государственного кадастрового учета.

В соответствии со статьей 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании:

— правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом о регистрации порядке);

— разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе).

Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).

Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).

Учитывая изложенное, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости, может быть решен также на стадии получения разрешительной документации.

Вместе с тем позиция судов по указанному вопросу (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2010 г. по делу N А63-17028/09, от 5 марта 2011 г. по делу N А63-9195/2010, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2011 г. по делу N А63-11904/2010, от 7 марта 2013 г. по делу N А63-10604/2012, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2010 г. по делу N А49-11707/2009, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2009 г. по делу N А05-3071/2009, от 11 октября 2010 г. по делу N А26-2336/2010, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2012 г. по делу N A33-737/2011, и др.) сводится к следующему.

Читайте так же:  Виды обеспечительных мер в арбитражном процессе

Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.

В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.

Таким образом, судами делается вывод о необходимости представления доказательств того, что подъездная дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.

В силу статей 16, 22 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет сооружения осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и технического плана сооружения.

При этом сведения о сооружении, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане в том числе на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (часть 8 статьи 41 Закона о кадастре).

Таким образом, учитывая положения части 8 статьи 41 Закона о кадастре, в случае, если выдача разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подготовка проектной документации объекта недвижимости предусмотрена действующим законодательством, технический план объекта недвижимости должен быть подготовлен на основании такого разрешения или проектной документации, копии которых подлежат обязательному включению в состав приложения к техническому плану.

Обзор документа

Разъяснено, что вопрос отнесения объекта к недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ и государственного кадастрового учета, а также на стадии получения разрешительной документации.

Так, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости. Он включает отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдачу в эксплуатацию.

Согласно позиции судов вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

В частности, ими делается вывод о необходимости представления доказательств того, что подъездная дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для его строительства, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.

По мнению Минэкономразвития России, права на дорожное покрытие из гравия и щебня не подлежат госрегистрации.

Также отмечается, что если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подготовка проектной документации на него предусмотрены действующим законодательством, техплан объекта должен быть оформлен на основании такого разрешения или проектной документации. Копии последних включаются в состав приложения к техплану.

Что относится к объектам капитального строительства

Есть вопросы? Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):

[2]

8 (499) 938-42-45 — Москва и Московская обл.

8 (812) 425-64-57 — Санкт-Петербург и Лен. обл.

Вопрос разграничения объектов капительного строительства(ОКС) и временных построек актуален, так как часто становится предметом правовых споров. Определение термину ОКС дано в различных отраслях права, но основополагающее — в Градостроительном кодексе РФ.

Важно! В ГрК РФ (статья №1, пункт 10) даётся краткое определение ОКС. Понятие объекта капитального строительства включает перечень строений, исклю чая временные сооружения.

Что относят к ОКС, отличие от временных строений

Объекты капитального строительства — это, по сути, любая недвижимость производственного или непроизводственного назначения.Поэтому список ОКС включает постройки разного целевого использования.

Жилые, нежилые в комплексе с инженерно-техническими коммуникациями, подсобными помещениями, находящимися на участке. Сюда входят:

  • ИЖС (индивидуальное жилое строение) с дополнительными постройками на территории;
  • многоквартирные дома;
  • здания социального назначения, предназначенные для проживания (приюты, интернаты, общежития);
  • нежилые здания административного, социального, культурного назначения.

Группа включает также образовательные, медицинские учреждения.

Сооружения

Объёмные конструкции с фундаментом, плоские (автомобильные дороги), линейные (системы коммуникаций, жизнеобеспечения) строения относится к объектам капитального строительства. В основном это конструкции промышленного, технического, хозяйственного назначения.
Включают в себя:

  • ОКС с залегающим фундаментом, надземными, подземными конструкциями с коммуникациями, инженерно-техническими сетями;
  • автомобильные магистрали в комплексе с дополнительными элементами инфраструктуры;
  • стадионы, спортивные сооружение вместе с функциональными составляющими комплекса;
  • линейные объекты коммуникаций (электроснабжения, связи); трубопроводы различного назначения с обслуживающими постройками.

Перечень включает стационарные постройки, привязанные к участку земли. К примеру, опоры электролиний, надземный, поземный трубопроводы. Демонтаж этих систем не возможен без ущерба их функционального назначения. Мобильные, переносные установки технического, коммуникационного назначения не относятся к категории капитальных объектов.

Объекты незавершённого строительства

Термин «сооружения» применим в основном для вспомогательных зданий, входящий в комплекс главного здания. К ним относятся постройки хозяйственного, обслуживающего назначения. Основное отличие от ОКС в том, что их не регистрируют в государственном реестре, как отдельный элемент учёта, не присваивается отдельный кадастровый номер.
Понятие «незавершённый объект» относится к ОКС. Отличие в том, что возводятся поэтапно, с временными интервалами. Основная причина «заморозки» — недостаток либо постепенное осваивание финансовых средств.

Внимание! Вначале определяют целевое назначение земельного участка под застройку, регистрируют права собственности. Оформляют полный пакет документов на начало строительства. Недостроенный объект вносят в государственный реестр, присваивают кадастровый номер. После окончания строительства вводят в эксплуатацию. Такая постройка является капитальноым строительством.

В чём отличие ОКС от временных сооружений

Все строительные конструкции категории ОКС привязаны к определённым участкам, согласно их целевого назначения, с конкретными координатами, планом размещения, межами. Основной правовой акт их регулирования — ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» (№ 93, 2007 год). Только один объект — дорожное строительство — опирается на закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».

Читайте так же:  Встречный иск в арбитражном процессе

Признаки объекта капитального строительства:

  • прикреплены к конкретному земельному участку;
  • большая часть зданий с загубленным фундаментом;
  • невозможно разобрать, демонтировать без нарушения функциональных составляющих, материального ущерба;
  • высокая оценочная стоимость;
  • на строение регистрируют полный пакет правовых, юридических документов.

Полезно! Различают ОКС федерального, регионального, муниципального значения.

Отличительные характеристики временных сооружений

В отличие от ОКС временные сооружения не вносят в Единый Государственный реестр, им не присваивается кадастровый номер.
Правовая регламентация изложена в Постановлении ГК РФ № 15, пункт 1 (от 5 марта 2004 года) и методических рекомендациях приказа Министерства Регионального развития РФ № 613 (27 декабря 2011 г.).

  • отсутствие углублённого капитального фундамента;
  • возможен демонтаж, разборка сооружения с последующей установкой на новом месте;
  • используют лёгкие материалы; разборные, модульные блоки.

Обратите внимание! ОКС относятся к категории недвижимости. Временные сооружения — к мобильным, передвижным системам.

Типы таких сооружений:

  • киоски, павильоны, предназначенные для мелкорозничной торговли, сферы услуг;
  • передвижные, мобильные точки питания;
  • металлические, модульные гаражи, ангары, склады;
  • малые архитектурные формы (МАФы);
  • сезонные сооружения, такие как кемпинги, летние палатки, кафе;
  • стоянки общественного транспорта;
  • передвижные биотуалеты.

Отдельные временные постройки устанавливаются на облегчённую фундаментную плиту, сборные металлические конструкции, с возможностью демонтажа.

Технические характеристики, конструктивные особенности, правовая трактовка определяют, является объектом капитального строительства здание, либо его относят к категории «временных».

Юридическая, законодательная база нуждается в детализации, расширении, уточнении. Возникают правовые коллизии в трактовке категории строения (временное или капитальное). Совокупные базовые знания в этом вопросе помогут избежать спорных определений, судебных разбирательств и облегчат выбор правильного алгоритма действий.

Остались вопросы?

Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):

8 (499) 938-42-45 — Москва и Московская обл.

8 (812) 425-64-57 — Санкт-Петербург и Лен. обл.

Земельные новости

В ГрК РФ уточнили, что относится к капитальным и некапитальным строениям

С 4 августа изменилось понятие капитального строения и сооружения. Теперь прямо указано, что к таким объектам не относятся неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Поправка вполне в духе судебной практики, которая не признает объектом недвижимости бетонные площадки или замощения, не отвечающие признакам сооружения. При этом суды в последнее время не отождествляют понятия «объект капитального строительства» и «объект недвижимости».
Кроме того, в ГрК РФ появилось понятие некапитальных строений и сооружений. К ним относятся строения и сооружения (в том числе киоски, навесы и т.п.), которые не имеют прочной связи с землей. Конструктивные характеристики этих объектов позволяют перемещать, демонтировать, собирать их без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.

Также внесены и другие изменения, например в части градостроительного зонирования, оптимизации требований к проектной документации. Установлены зоны с особыми условиями использования территории, введены и многие другие новшества.

Другие новости в августе ↓

Правила определения дохода в рамках предпринимательской деятельности в целях исчисления НДФЛ при продаже объектов недвижимости по стоимости ниже кадастровой, определенной на 1 января года госрегистрации перехода права собственности, могут применяться в отношении имущества, приобретенного в собственность после 1 января 2016 года (п. 5 ст. 217.1 Налогового кодекса).

Установленная в Налоговом кодексе величина налогового вычета в размере 600 кв. м по земельному налогу является минимальной.

Изменить статус жилья можно будет только в случае, если согласие на это дадут большинство жильцов в многоэтажке

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с внесенными в Градостроительный кодекс изменениями, вступившими в силу 4 августа, под объектом ИЖС понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости

Источники


  1. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.

  2. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.

  3. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.
  4. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
  5. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
Является ли дорога объектом капитального строительства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here