Выгодоприобретатель 115 фз

Описание страницы: выгодоприобретатель 115 фз - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Новые требования 115-ФЗ: что важно для бухгалтера

Федеральным законом от 18.03.2019 г. №33-ФЗ уточнены и конкретизированы обязанности бухгалтеров, аудиторов в сфере так называемого «антиотмывочного» законодательства. В чем заключаются дополнительные обязанности указанных лиц и чем грозит игнорирование требований Росфинмониторинга?

Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ) определена роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, а также аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (далее по тексту — ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Отметим, что с 4 мая 2018 г. аудиторские компании, индивидуальные аудиторы обязаны при оказании аудиторских услуг уведомлять Росфинмониторинг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемой компании могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Для этих целей компании и индивидуальные предприниматели, которые оказывают бухгалтерские услуги, аудиторы должны использовать личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга.

То есть аудитор почти как год должен «стучать» в Росфинмониторинг о любых оснований полагать, что сделки клиента осуществлены с целью отмывания доходов. При этом руководитель проверяемой компании может никогда и не узнать об источнике информации.

Услуги, при оказании которых аудиторы должны уведомить Росфинмониторинг:

  • аудиторские услуги;
  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управление ими, а также купля-продажа компаний.

На сайте Росфинмониторинга отсутствует информация о том, сколько аудиторов сообщили о подозрительных операциях своих клиентов. Возможно, такая статистика намерено не публикуется ввиду не столь масштабного сообщения о таких операциях, как предполагалось авторами инициативы.

Тем не менее, государство постоянно закручивает гайки, перекладывая свои функции на бизнесменов.

Новые обязанности аудиторов, бухгалтеров аутсорсинговых компаний

Согласно новациям, с 18 марта 2019 г. бухгалтеры, юристы, оказывающие бухгалтерские услуги (аутсорсинг) другим компаниям или ИП, а также аудиторы обязаны замораживать (блокировать) деньги своих неблагонадежных клиентов.

Как уже было отмечено, ранее такие лица должны были ограничиться только уведомлением Росфинмониторинга о подозрительных операциях своих клиентов.

Теперь указанные лица при осуществлении бухгалтерских услуг обязаны (Информационное сообщение Минфина РФ от 10.04.2019 г. №ИС-аудит-29):

  • идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, устанавливать иную информацию о клиенте;
  • применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • организовывать внутренний контроль;
  • фиксировать и хранить информацию;
  • исполнять требования, установленные пп.1, 3, 5 п. 1, п.3 и 4 ст.7.3 Закона №115-ФЗ в отношении приема на обслуживание и обслуживание публичных должностных лиц;
  • уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что контролируемые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.

Кого коснется блокировка денежных средств?

Замораживание (блокирование) денежных средств, бездокументарных ценных бумаг или иного имущества (т.е. запрет осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом), касается следующих категорий лиц:

  • включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень №1). Этот Перечень (так называемый «черный» список) формируется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 г. №804;
  • включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее – Перечень №2). Это «черный» список формируется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2018 г. №1277;
  • организациям или физическим лицам, в отношении которых межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, в соответствии со ст.7.4 Закона №115-ФЗ.

То есть бухгалтеры, аудиторы обязаны принимать меры для замораживания денег и имущества подозрительных клиентов, которые попали в «черный» список (Перечень №1 и №2) Росфинмониторинга.

Доступ к информации клиентов, попавших в «черный» список возможен только через личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга.

Как видится, для выполнения этой миссии, аудиторы, аутсорсинговые компании должны отслеживать «черный» список Росфинмониторинга.

Механизм блокировки денег клиента

В самом «антиотмывочном» Законе не описан механизм блокировки счетов клиента, т.е. перечень последовательных действий, который должен предпринять бухгалтер, аудитор для исполнения требования Росфинмониторинга.

С этой целью Росфинмониторингом разработаны методические рекомендации «О методических рекомендациях по применению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и снятию таких мер» (информационное письмо от 01.03.2019 г. №60, далее по тексту — Методические рекомендации).

Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств, бездокументарных ценных бумаг или иного имущества применяются в зависимости от характера и этапа деловых отношений с клиентом. Меры по замораживанию предполагают создание условий, при которых лица, включенные в Перечень №1, Перечень №2, а также лица, в отношении которых принято Решение МВК по ПФТ лишаются возможности получения и (или) распоряжения денежными средствами и (или) имуществом (в том числе доходом от имущества, таким как проценты по вкладам, дивиденды и иным доходом, получаемым от имущества принадлежащего указанным лицам), за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Аудиторы, бухгалтеры при осуществлении контролируемых операций незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга информации о включении компании или физического лица в «черный» список либо со дня размещения на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу (в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности) должны сообщить Росфинмониторингу (за исключением случаев, установленных п.2.4 и 2.5 ст.6 Закона №115-ФЗ).

Порядок такого информирования установлен Положением о представлении информации в Росфинмониторинг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 г. №209.

Читайте так же:  Обеспечительный платеж в договоре аренды

Замораживание (блокирование) безналичных денежных средств осуществляется путем введения запрета на осуществление операций за счет денежных средств, переданных/перечисленных субъекту Закона №115-ФЗ, лицом, в отношении которого применяются меры по замораживанию или третьим лицом для указанного лица (например, почтовые переводы денежных средств).

Замораживание (блокирование) иного имущества осуществляется путем введения запрета на осуществление операций с имуществом, переданным субъектам Закона №115-ФЗ, лицами, в отношении которых применяются меры по замораживанию (например, перевозка и доставка (вручение) почтовых отправлений).

Как уже было отмечено, меры по блокировке принимаются не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении компании или физического лица в Перечень №1 или №2. Блокировка касается не только денежных средств на счетах, но и другого имущества.

При этом применение аудитором либо бухгалтером мер по блокировке счета или иного имущества не является основанием для возникновения его гражданско-правовой ответственности (п.1 ст.7.1, пп.6 п. 1 ст. 7 и п. 5 ст.7.3 Закона №115-ФЗ). То есть с него клиент не вправе взыскать убытки.

Штрафы за несоблюдение «антиотмывочного» законодательства

На основании ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), повлекшие непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, на юридических лиц — от 200 тыс. до 400 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

Выгодоприобретатель 115 ФЗ

Идентификация клиента в соответствии с 115-ФЗ

АНКЕТЫ КЛИЕНТА

ЦЕЛИ АНКЕТИРОВАНИЯ

Согласно пункту 1 статьи 7 Федеральный закон от 07.08.2001г № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон) «АО СК «ПАРИ» обязана до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а так же принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенифициарных владельцев.

На основании пункта 14 Федерального закона Клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения Компанией требований Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.

В целях идентификации клиента АО СК «ПАРИ» осуществляет сбор сведений, включенных в Анкету Юридического лица, Анкету Физического лица, Анкету Индивидуального предпринимателя, а также в целях идентификации представителей клиента, установления и идентификации бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей клиента АО СК»ПАРИ» осуществляет сбор сведений, включенных в Анкету физического лица (представителя/ бенефициарного владельца) и Анкеты выгодоприобретателей (физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя).

Идентификация банками выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев (Шаповалов М.А.)

Дата размещения статьи: 07.09.2014

В Закон N 115-ФЗ согласно Рекомендациям ФАТФ было введено понятие «бенефициарный владелец», которое является новым для российского законодательства; внесены изменения в порядок идентификации клиента, и расширен перечень подконтрольных операций. По мнению автора, говорить об эффективности и обоснованности избрания такого подхода к правовому регулированию пока преждевременно, так как действующий порядок фактически добровольного предоставления клиентом в банк информации о бенефициарных владельцах нельзя признать в должной степени эффективным.

Понятие «выгодоприобретатель» для целей противодействия отмывания преступных доходов

До 2010 г. в законодательстве отсутствовало нормативное определение понятия «выгодоприобретатель», в связи с чем кредитные организации имели определенные трудности с его трактовкой на практике.
Впервые понятие «выгодоприобретатель» (которое впоследствии использовал законодатель) было раскрыто для целей финансового мониторинга в Положении Банка России от 19.08.2004 N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение N 262-П) .
———————————
В Письме от 12.04.2005 (исх. N А-02/5-230), адресованном Банку России, Ассоциация российских банков (АРБ) обратила внимание на неоправданно широкое толкование этого термина применительно к целям финансового мониторинга.

[2]

Порядок идентификации выгодоприобретателей кредитными организациями

По общему правилу клиент и выгодоприобретель должны быть идентифицированы банком до приема на обслуживание.
Однако на практике это не всегда представляется возможным из-за отсутствия конкретного выгодоприобретателя на этапе идентификации клиента. Например, при открытии расчетного счета юридическому лицу у последнего, как правило, еще отсутствуют выгодоприобретатели, но они могут появиться позднее в ходе осуществления им хозяйственной деятельности.
Другой пример — денежные средства, находящиеся на депозитном счете нотариуса, которые согласно ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате не являются доходом нотариуса, занимающегося частной практикой. Идентифицировать же лицо, которому причитаются эти денежные средства в целях ПОД/ФТ (выгодоприобретателя), станет возможным только при его обращении в банк.
———————————
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Судом РФ 11.02.1993 N 4462-1).

Схожая проблема невозможности единовременной идентификации выгодоприобретателя рассматривается в Информационном сообщении Росфинмониторинга России «Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» . Росфинмониторинг рекомендует фиксировать подобные операции в соответствии с правилами внутреннего контроля и проводить оценку степени риска причастности данной операции к легализации (отмыванию) денежных средств или финансированию террористической деятельности. В случае признания данной операции подозрительной информация о ней должна быть направлена в уполномоченный орган в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ.
———————————
Документ опубликован не был. Текст документа приведен в СПС «КонсультантПлюс» в соответствии с публикацией на сайте http://fedsfm.ru.

[1]

Порядок фиксации банками информации о выгодоприобретателях

Этапы процедуры идентификации выгодоприобретателей

В процедуре идентификации выгодоприобретателей банком можно условно выделить следующие этапы:
1) сбор и анализ информации в отношении выгодоприобретателя;
2) фиксация этой информации;
3) проверка наличия (отсутствия) сведений о причастности выгодоприобретателя к экстремистской деятельности или терроризму;
4) определение принадлежности выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;
5) выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет Рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
6) оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;
7) периодическое обновление информации о выгодоприобретателях.

Требования Банка России к содержанию программ идентификации

Соотношение понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец»

В Закон N 115-ФЗ согласно Рекомендациям ФАТФ было введено понятие «бенефициарный владелец» , которое звучит как: «. физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента».
———————————
См.: Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Проблемы и возможные коррективы в законодательстве по ПОД/ФТ

Читайте так же:  В том числе ндфл

К сожалению, действующий порядок фактически добровольного предоставления клиентом в банк информации о бенефициарных владельцах нельзя признать в должной степени эффективным.
Иными словами, закрепление одного лишь понятия «бенефициарный владелец» на уровне Закона N 115-ФЗ в отсутствие регламентированной процедуры их выявления представляется недостаточным законодательным решением проблемы борьбы с отмыванием преступных доходов. Фиксирование такой процедуры на уровне подзаконных нормативных правовых актов и актов рекомендательного характера не будет иметь должного результата.
———————————
См.: Письмо Банка России от 28.01.2014 N 14-Т «Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев».

Другая проблема, с которой столкнутся кредитные организации при выявлении бенефициарных владельцев, связана с существованием офшорных юрисдикций, в которых информация о бенефициарных владельцах не раскрывается либо действуют особые правила ее раскрытия.
Способствовать решению данной проблемы должна ратификация Россией уже подписанной 3 ноября 2011 г. Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «О взаимной административной помощи по налоговым делам», которая предусматривает обмен информацией между странами-участницами и помощь по взиманию налогов. В Конвенции уже участвуют более 55 государств, а также некоторые офшорные юрисдикции.
Любая национальная система финансового мониторинга может эффективно работать лишь в условиях ее взаимодействия с другими национальными системами и информационного обмена между ними.
В то же время, несмотря на обозначенные проблемные аспекты, введение в законодательный оборот понятия «бенефициарный владелец» является важным шагом на пути модернизации российской системы финансового мониторинга в соответствии с международными стандартами.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Идентификация клиента по 115‑ФЗ

С 2001 года банки и другие субъекты Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязаны идентифицировать клиентов перед тем, как их обслуживать. За 18 лет закон сильно изменился и дополнился новыми субъектами и требованиями. В этой статье рассмотрим актуальный порядок идентификации и состав сведений о клиентах, которые банк должен установить.

Что такое идентификация

Любые операции в банке должны совершаться непосредственно владельцем счета. Для того чтобы предотвратить нелегальные переводы, кредитные организации идентифицируют клиента.

Идентификация — мероприятия, которые помогают банку установить и подтвердить достоверность сведений о клиентах, представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах. Если клиент совершит экономическое преступление или окажется замешанным в финансировании экстремизма, имеющиеся данные помогут установить личность виновного.

Порядок идентификации клиента в банке

На первом этапе идентификации банк собирает сведения о клиенте с опорой на оригиналы документов и заверенные копии.

В отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина на пребывание в РФ, адрес места регистрации и жительства, ИНН.

В отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовая форма, ИНН или код иностранной организации, ОГРН и адрес регистрации.

Видео (кликните для воспроизведения).

В отношении иностранной структуры без образования ЮЛ — наименование, регистрационный номер или код структуры, место ведения основной деятельности. Для трастов также устанавливаются состав имущества, находящегося в управлении, ФИО и адрес места жительства учредителей и доверительного собственника.

Кроме того, принимая и продолжая обслуживать клиентов, субъекты 115-ФЗ обязаны:

  • определять цели финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение и деловую репутацию клиентов;
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • идентифицировать бенефициарных владельцев клиента;
  • выявлять среди клиентов публично-должностных лиц;
  • обновлять информацию о клиентах, представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год;
  • обновить данные в течение семи рабочих дней, если появятся сомнения в достоверности и точности информации;
  • хранить и представлять полученные сведения в Росфинмониторинг;
  • сверять списки клиентов с перечнем организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, и блокировать расчетный счет таких клиентов.

Упрощенная идентификация

Упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. Банк устанавливает у физлица только ФИО, серию и номера паспорта , и подтверждает достоверность этих сведений оригиналами документов или заверенными копиями.

Такая система идентификации применяется к физлицам, если соблюдены следующие условия:

  • операция не подлежит обязательному контролю;
  • клиент не причастен к экстремистской деятельности или терроризму;
  • у банка отсутствуют подозрения в преступных целях клиента;
  • операция не носит запутанного или необычного характера.

Упрощенная идентификация, например, проводится в случае, когда физлицо переводит деньги без открытия банковского счета или банк предоставляет клиенту электронное средство платежа. Подробнее применение упрощенной идентификации объясняется в ст. 1.1 и 1.2 115-ФЗ.

В каких случаях не требуется идентификация физлица

Ряд операций с деньгами не требует идентификации клиента по 115-ФЗ:

  • перевод без открытия счета, если сумма не превышает 15 тыс. рублей;
  • покупка ювелирных изделий на сумму до 40 тыс. рублей;
  • покупка валюты на сумму до 40 тыс. рублей.

Однако если у сотрудника банка возникнут сомнения в целях операции, у клиента могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Вопрос: Об идентификации выгодоприобретателей в целях применения Федерального закона от 07.08.2001 n 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (Письмо ЦБ РФ от 06.05.2005 n 12-4-7/1118)

Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон не содержит каких-либо изъятий из общего правила в отношении требования по установлению и идентификации выгодоприобретателя. При этом Банк России не наделен полномочиями по толкованию норм Федерального закона.
В связи с этим, исходя из нормы, закрепленной в пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона, кредитные организации при наличии информации, что клиент действует к выгоде третьих лиц, обязаны предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей вне зависимости от гражданско-правовых оснований совершения операции с денежными средствами или иным имуществом.
По нашему мнению, вопрос об ограничительном толковании понятия «выгодоприобретатель» может быть решен только путем внесения изменений в Федеральный закон.
Е.И.ИЩЕНКО
06.05.2005

Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).
Читайте так же:  День исполнения решения суда

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

О том, как полученные сведения используются банком при оценке кредитоспособности клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;
  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
  • бенефициарных владельцев юридических лиц.

Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах — образец заполнения».

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

О том, какие сведения о клиенте будут отнесены к не подлежащим разглашению, читайте в материале «Что относится к банковской тайне?».

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Читайте так же:  Два договора на один предмет

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.

Выгодоприобретатель 115 ФЗ

ПОДФТ – страшный набор букв как для бизнеса, так и для банков (уж поверьте). Уже пару лет бизнес натурально кошмарят в рамках «антиотмывочного» 115-ФЗ, и свет в конце тоннеля то зажигается, то гаснет. Банк может отказать клиенту в проведении операции, которая показалась ему сомнительной. Банк может предложить клиенту расторгнуть договор по РКО, закрыв счёт и подав сведения о таком клиенте в Росфинмониторинг.

[3]

Вот недавно, на январской встрече с банковскими топ-менеджерами, руководитель Банка России Эльвира Набиуллина снова сообщила, что регулятор планирует «в ближайшее время пересмотреть уже сформированные черные списки и оставить в них только тех, кто совершал самые рискованные операции». Можно вздохнуть с облегчением, вновь обретя надежду на справедливость? Не знаю – не знаю. Во-первых, такую «риторику» мы уже слышали и раньше. А во-вторых, как именно благие намерения будут реализовываться, и не приведут ли они и вовсе в другую точку?

Немного истории
Сам Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был принят в 2001 году. До определенного времени представители бизнеса не сталкивались с какими-то серьезными ограничениями, вызванными действием закона, но в 2012 году в него был внесен ряд правок и дополнений. Именно ЦБ инициировал возможность дать банкам право на замораживание операции, так как ранее банки реагировали на сомнительную проводку постфактум. Такая реакция банков занимала много времени, и в ЦБ столкнулись с тем, что операция выявлена, а среагировали на нее поздно, и сомнительные средства из банка ушли. Значит, надо было реагировать превентивно.

Только банк по анализу факторов, по их совокупности может принять решение – проводить операцию или отказать в ее совершении – решили в Банке России.

В 2013 году был принят закон о противодействии незаконным операциям, и банкам было дано полномочие отказывать клиентам в открытии счетов. Основательно по ПОДФТ «гайки закрутили» пару лет назад.
ПОД/ФТ – сокращение по первым буквам отдельных слов следующего словосочетания — Противодействие легализации (Отмыванию) Доходов, полученных преступным путем, и Финансированию Терроризма (ПОДФТ). Впервые формулировка ПОД/ФТ была официально озвучена в Указании Банка России от 09.08.2004 N 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях» и с тех пор прочно закрепилась, как в профессиональных кругах, так и официальных документах.

А с июня 2017 года заработало 550-е положение Банка России, и регулятор начал формировать черные списки, пойдя по довольно простому пути: банки ежедневно собирают и отправляют в Росфинмониторинг информацию об отказах тем или иным клиентам в проведении операции или открытии счета; Росфинмониторинг передает эти данные в Банк России; ЦБ объединяет ведомости и через свои территориальные управления доводит информацию до банков – круг замкнулся. Буквально за несколько месяцев свыше полумиллиона счетов предпринимателей оказались заблокированы.

Второй уровень пусть с пробуксовками, но заработал весной прошлого года: была создана межведомственная комиссия, куда входят представители ЦБ и Росфинмониторинга. По замыслу, клиент банка, не сумев решить проблему со своим кредитным учреждением, следующим этапом обращается именно к ней (и только в такой последовательности, что породило нюансы, о которых позже ещё упомянем).
ЦБ разъяснил порядок реабилитации клиентов из черных списков

Клиенты банков, которым было отказано в открытии счета или проведении операции, могут обжаловать это решение независимо от срока давности. Механизм реабилитации распространяется на решения, принятые с 30 июня 2013 года, то есть со дня вступления в силу закона, обязавшего банки отказывать в обслуживании при подозрении на отмывание денежных средств.

Об этом говорится в информационном письме Банка России с разъяснениями вопросов применения закона 115-ФЗ. Механизм реабилитации клиентов из черных списков, которые ЦБ регулярно доводит до всех кредитных организаций, действует с 30 марта 2018 года.

ЦБ разъяснил, что банки, безусловно, обязаны раскрывать конкретные причины отказа клиенту в обслуживании, причем в объеме, достаточном для подачи документов на реабилитацию.

Решение комиссии при ЦБ о реабилитации по одному случаю отказа в одном банке не распространяется на другие случаи, касающиеся одного и того же клиента.

Банк, который после двукратного в течение года отказа в проведении операции расторг договор банковского счета с клиентом, обязан заключить его вновь, если этому клиенту удалось заручиться решением комиссии о реабилитации в отношении одной из этих операций.
К словам госпожи Набиулинной, приведённым выше, нынче вроде как добавлены и конкретные шаги: регулятор направил в Минюст нормативный акт с пересмотренными критериями отнесения клиентских операций к сомнительным. Также в ЦБ заявили, что рассматривают возможность наказывать банки за неправомерный отказ в проведении операции и даже вовсе отнять у них право отказывать в заключении договоров банковского счета или прерывать обслуживание в одностороннем порядке.
В итоге, по информации заместителя председателя ЦБ РФ Дмитрия Скобелкина, озвученной 31 января 2018 года, из чёрных списков удалено 17 000 отказников.
Эльвира Набиуллина признала, что неправомерное включение предпринимателей в черные списки не только бьет по карману, но и наносит репутационный урон, и призвала банки «не действовать формально и равнодушно».

Читайте так же:  Резервный фонд акционерного общества

Парадокс системы
И вот тут мы приходим к главному парадоксу всего процесса: крайними у нас снова назначат банки. Повторюсь, 115 ФЗ в большинстве случаев кошмар и для финансовых организаций. Этакое «прокрустово ложе» — с одной стороны карающий меч регулятора (невыполнение положений ПОДФТ – одна из самых распространённых причин отзыва лицензий у банка в нашей стране), с другой стороны – озлобленные клиенты, которые искренне не понимают, почему банк за их же деньги, мучает регулярными запросами документов и проверками. А банки, являясь коммерческими структурами – то есть имея основной задачей извлечение прибыли, взвалили на себя несвойственные им фискальные функции, увеличив свои затраты (да-да, тем специалистам, которые усиленно контролируют бизнес и шлют отчёты регулятору и Росфинмониторингу, тоже платятся зарплаты и обеспечиваются рабочие места). Под шумок, при сокращении количества проверок ФНС субъектов экономики, за счёт контроля банков (да и в целом за счёт банков), выросла и собираемость налогов с бизнеса.

Поясню: банки действуют в рамках приснопамятного закона № 115, который ЦБ дополняет различными Положениями, Письмами, Указаниями и т.п., рассылаемыми непосредственно в банки и не публикуемыми в открытых для широкой общественности источниках. Чаще всего указания довольно размыты, поэтому банки дорабатывают на своё усмотрение методологию. Общие правила, разумеется, есть и надо отдать должное, в своё время банки достаточно активно начали рассказывать своим клиентам, как не попасть в черный список. Да, чаще не публично, а на закрытых мероприятиях или по принципу «из уст – в уста». Перечень был довольно прост.

И дьявол привычно кроется в деталях. Банк не несёт финансовой ответственности за принятое решение – он принимает его, а дальше доказательство неправомерности решения — проблема клиента.

«Дуя на воду» банки проявляют максимальную активность в комплаенсе: запрашивают большой объём документов, и далеко не всегда оправданно. Банк может потребовать экономическое обоснование проекта, над которым работают подрядчики компании, или справку о спросе на производимый компанией товар. И т.п. и т.д. – нет конца длинному списку, что может потребоваться банку.

Условно говоря, банки хотят как можно больше общаться с клиентами по поводу проводимых ими операций, а малый бизнес отвечает, что на это нет ни времени, ни сотрудников. Банки, препятствуя проведению тех или иных операций, вводят заградительные тарифы – бизнес начинает ругаться нехорошими словами: недобросовестные банкиры зарабатывают на мытарствах клиентов. Банки действительно подают списки «отказников», пополняя чёрные списки день за днём.

И кстати, о реабилитации, как в том анекдоте: «Но есть нюансы». Если клиента не устраивает решение банка не проводить платеж, или отказать в открытии счета, то он может обжаловать это решение в самом банке. Если же банк продолжает настаивать на своей правоте, клиент следующим шагом должен обратиться в межведомственную комиссию – помним да? Но вот вам вишенка на торте – без мотивированного отказа от банка в проведении операции или открытии счета жаловаться в реабилитационную комиссию бесполезно. Это обязательный документ. А банки (не все и не всегда, конечно, не будем допускать огульных обобщений) с бумажкой могут затянуть или вовсе отказать.

Да и, откровенно говоря, реабилитация бизнеса спустя два-три месяца его простоя – это же даже не реанимация, это история про оживление умерших, когда в итоге или зомби или Франкенштейн получается.

Именно поэтому, история с 115-ФЗ и его реализацией породила и множество слухов о том, что банки становятся пособниками рейдеров в захвате доли рынка: перекрыл кислород вовремя одному предпринимателю и пока он «очищается» — его конкурент успевает перехватить выгодный контракт, например.
Или вот ещё пример: клиент обслуживается в трёх банках. Один из них находит у клиента признаки сомнительных операций, отправляет его в чёрный список – но вот который из трёх, и клиент ходит по замкнутому кругу, в попытках разобраться.

И таких историй – сотни, может даже тысячи. Специалисты банков всё чаще напоминают неприятных тётенек в госорганах, которые: «Ну и что, что в законе так написано? У нас в ведомстве свои правила!» (личный опыт автора общения с ПФР, если что). Нет единых алгоритмов, нет понятных инструкций для бизнеса, что делать, если ты попал в чёрный список, нет внятных ответов на условные FAQ. И неоднократные попытки автора собрать воедино такие данные приводят к пониманию – только «ручной режим». Только в диалоге с банком, только с затратами на юриста, и девочку – «ксерокопщицу», только с временными затратами бизнес может отстоять свою позицию. Презумпция невиновности? Нет, не слышали. Время – деньги? Ой, да ладно.

И если завтра регулятор окончательно переложит ответственность на банки, введя например штрафы за необоснованные блокировки – банки, возможно, станут ответственнее. Намного ли? Не проще ли сделать максимально прозрачной систему? Прямо на сайте ЦБ прописать действительные ограничения по сомнительным операциям и т.п? Там на сайте много чего уже есть далеко не всегда столь нужного, лишняя страница точно не повредит. Почему нет? В мутной воде проще? Или вдруг станут очевидными несоответствия в законах, Гражданском кодексе или, не дай Бог, Конституции?

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен специально для журнала «Эксперт Татарстан».
Анастасия Потёкина, руководитель портала «Финансист»

Источники


  1. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.

  2. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.

  3. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.
  4. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.
  5. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
Выгодоприобретатель 115 фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here