Выездная и камеральная проверка

Описание страницы: выездная и камеральная проверка - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Проверка налогов: вопросы камералки

После сдачи налоговой отчетности организациями инспекторы начинают камеральную проверку представленных сведений. Хорошо, если у них не возникнет вопросов или сомнений в правильности данных в декларациях и расчетах. А если в бухгалтерии раздастся телефонный звонок и инспектор попросит дать пояснения по некоторым отчетам? Как реагировать бухгалтеру? Как подготовиться к встрече с инспектором, на что обратить внимание при составлении пояснений? Какие документы и когда инспекторы вправе затребовать у компании? На эти и другие вопросы, касающиеся проведения камеральных налоговых проверок, ответил Сергей Александрович Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ III класса.

Сергей Александрович, здравствуйте! Нередко бухгалтеры сдают декларации по налогам или расчеты по авансовым платежам и переживают, будут инспекторы проверять сведения или нет. Скажите, должен ли налоговый инспектор сообщать фирме, что началась камеральная проверка декларации?

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих должностное лицо налогового органа сообщать о начале проведения камеральной налоговой проверки. Само по себе начало камеральной налоговой проверки, которое определяется фактом представления организацией налоговой декларации, не налагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей. Однако с момента представления декларации начинает течь трехмесячный срок, только в пределах которого налоговый орган вправе провести мероприятия налогового контроля, связанные с камеральной налоговой проверкой. Например, истребовать необходимые для проверки документы.

А какие документы налоговый инспектор может затребовать у фирмы в рамках камеральной проверки декларации?

Статьей 88 Налогового кодекса четко ограничен перечень случаев, в которых те или иные документы должностное лицо налогового органа, проводящее камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика. Так, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе запрашивать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы 1 , за исключением:

  • подтверждающих право на налоговые льготы у налогоплательщиков, пользующихся такими льготами 2 ;
  • тех, которые в соответствии с положениями Налогового кодекса должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если они не были представлены вместе с декларацией или расчетом 3 ;
  • подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога 4 .

При проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе истребовать иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов 5 .
Особняком стоит норма, согласно которой во всякое время без ограничений налогоплательщики обязаны представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций 6 .

Налоговая инспекция запросила у компании документы в рамках камеральной проверки декларации по налогу на прибыль. Организация не может подготовить копии документов в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. Можно ли представить инспектору оригиналы?

Если налоговые инспекторы не примут оригиналы, то будет ли это означать, что фирма не представила документы? Могут ли ее оштрафовать за это?

Да, в этом случае получается, что налогоплательщик не исполнил обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, не обеспечил налоговый орган необходимыми документами. В случае отказа налогоплательщика представить указанные документы на ознакомление они могут быть истребованы в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса либо может быть осуществлена выемка документов согласно статье 94 Налогового кодекса.
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом своих служебных обязанностей влекут за собой ответственность граждан и должностных лиц 7 .
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет за собой штраф 8 в размере 50 рублей за каждый документ, который не будет представлен.

Если у инспектора после камеральной проверки нет претензий и вопросов к бухгалтеру, то будет ли по итогам проверки составлен какой-либо документ? Получит ли фирма какое-нибудь уведомление?


Н.В. Дубровин,
ведущий юрист консалтинговой группы «Налоговик»

В ходе камеральной проверки инспектор выявил ошибки и, позвонив по телефону бухгалтеру, сообщил об этом и затребовал пояснения. Можно ли считать, что таким способом бухгалтер уведомлен должным образом? В какой форме последнему надо представить в инспекцию пояснения: письменной, устной, лично или по телефону?

Налоговый кодекс прямо не отвечает на вопрос о том, в какой форме осуществляется сообщение налогоплательщику об ошибках, выявленных в ходе камеральной проверки. Однако, как уже было сказано, чтобы составить акт камеральной проверки, налоговому органу необходимо соблюдение данной процедуры, что предполагает наличие у него доказательств ее соблюдения. Поэтому на практике налогоплательщику об ошибках сообщается в письменной форме. Также и организации рекомендуется давать пояснения именно в такой форме, так как в ее интересах, чтобы комментарии были приобщены к материалам проверки.

Может ли инспектор в рамках камеральной проверки налога на имущество затребовать документы у фирмы? Компания не пользуется никакими льготами по налогу на имущество. Правомерны ли требования инспектора?

Согласно ограничениям, установленным статьей 88 Налогового кодекса, при таких условиях истребование документов у налогоплательщика не осуществляется.

В ходе проверки инспектор выявил нарушения, которые отражены в акте. Кроме того, указана сумма недоимки по налогу, а также штраф и пени. Должен ли в акте быть также расчет сумм штрафа и пеней?

Согласно форме акта налоговой проверки 10 указание конкретных размеров штрафов не предусмотрено. В акте только предлагается привлечь налогоплательщика к ответственности и дается описание всех существенных обстоятельств, в том числе конкретных данных, необходимых для исчисления штрафов. Дело в том, что акт проверки составляется должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, но вместе с тем не имеющими прерогативы налагать штрафы. Эти полномочия 11 относятся к руководителям (заместителям руководителя) налогового органа, которые при наложении штрафа решают вопросы о наличии или отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение к налоговой ответственности, вину, а также отягчающих и смягчающих обстоятельств. Итак, из акта должно быть видно, каким образом можно предварительно рассчитать размер штрафа. Расчет суммы пеней предусмотрен формой акта проверки.

Читайте так же:  Зачем увеличивать уставный капитал

Если налоговый орган затребовал копии документов в рамках проверки контрагента, а компания отказывается их представлять, могут ли фирму оштрафовать за это?

Да, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации подать имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налогового кодекса, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет за собой взыскание штрафа 12 в размере 5000 рублей независимо от количества документов, которые не были переданы в срок.

Компания в рамках налоговой проверки контрагента получила требование, в котором указано следующее: «Предоставить документы по хозяйственным операциям с ООО «Ромашка» за I квартал 2008 года». Как бухгалтеру понять, какие именно документы хочет увидеть проверяющий инспектор? Или ему необходимо ксерокопировать все договоры, накладные, акты и т. д. без исключения?

Способ описания запрашиваемых документов в требовании о представлении документов (информации), предусмотренном статьей 93 Налогового кодекса, должен позволять их идентифицировать, с тем чтобы дать возможность налогоплательщику четко определить состав истребуемых документов и представить их налоговому органу. Указание на документы по хозяйственным операциям с конкретным контрагентом в совокупности со ссылкой на проверяемый налоговый период в этой связи представляется правомерным.

А если ситуация обратная. У компании с контрагентом было всего 2—3 операции, а в требовании налоговой инспекции указано представить книгу продаж за I квартал 2008 года с отражением счетов фактур по реализации. Надо ли компании распечатывать всю книгу продаж за этот период или достаточно выписки по операциям с этим контрагентом?

Думаю, что в данном случае достаточно представить выписку из книги продаж по операциям с данным контрагентом и одновременно в сопроводительном письме указать на отсутствие иных продаж этому контрагенту.

Как часто может проходить выездная проверка? Может ли она следовать сразу за камеральной по тому же налогу за один и тот же период?

Ограничения на проведение выездных налоговых проверок, закрепленные в Налогового кодекса, не допускают проведения более 2 выездных налоговых проверок за один и тот же период. Исключение составляют повторные проверки, проводимые вышестоящим налоговым органом, и проверки, проводимые ранее проверявшим налоговым органом, в случае представления организацией уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Факт проведения выездных проверок до камеральных при назначении следующих выездных проверок не учитывается. Ведь камеральные проверки проводятся в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Как правило, налоговые органы стараются проводить выездные налоговые проверки сразу за календарный год и по всем налогам и сборам, так как комплексный подход является более целесообразным с точки зрения эффективности контрольных мероприятий. Кроме того, налоговые органы учитывают, что они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года.

Камералка по-французски

Во Франции в год проверяется примерно 45 000 деклараций от организаций. Имеющаяся в базе информация сравнивается со сведениями, содержащимися в представленном отчете. При обнаружении каких-либо расхождений инспектор вправе затребовать у компании объяснения. Если таковые проверяющих не удовлетворят, то они могут потребовать доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие подразделения для проведения более внимательной проверки. Отметим, что в ходе проверки в девяти из десяти случаев выявляется, что декларации небезупречны. В результате налоговики применяют различные санкции. Так, за просрочку представления отчета взимается штраф в размере 9 процентов в год от просроченной суммы. Если выявлены умышленные действия по сокрытию доходов, то штраф будет 40—80 процентов от суммы налога.

Подготовила Елена Полянских

Беседу провела
Н.В. Горшенина,
заместитель главного редактора,
налоговый консультант

1 п. 7 ст. 88 НК РФ
2 п. 6 ст. 88 НК РФ
3 п. 7 ст. 88 НК РФ
4 п. 8 ст. 88 НК РФ
5 п. 9 ст. 88 НК РФ
6 подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ
7 ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ
8 п. 1 ст. 126 НК РФ
9 определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О
10 утв. приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected]
11 ст. 101 НК РФ
12 п. 2 ст. 126 НК РФ

Выездная и камеральная проверка

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529 “О проведении выездной и камеральной налоговых проверок одновременно”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу проведения в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки и сообщает следующее.

Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Пункт 1 статьи 89 Кодекса предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Камеральная налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Кодекса, является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Читайте так же:  Названия английских ресторанов

В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 8 статьи 101 в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, а также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Исходя из норм Кодекса, решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, проводившим налоговую проверку, которое не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном статьей 139.1 Кодекса.

Действительный государственный
советник РФ 3-го класса
Д.В. Егоров

Обзор документа

НК РФ не запрещает проводить одновременно выездную и камеральную проверки по одним налогам за один и тот же период. Однако проводить 2 и более выездные проверки в указанной ситуации не допускается.

Выездная проверка осуществляется на территории (в помещении) налогоплательщика по решению руководителя (его заместителя) инспекции. Камеральная — на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных проверяемым, а также других документов о его деятельности, которые имеются у налогового органа. Ее цель — своевременно выявить ошибки в налоговой отчетности.

Таким образом, камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, если в рамках выездной проверки не выявлены неправомерные действия налогоплательщика, они могут быть установлены и доказаны в ходе камеральной проверки.

По результатам проверки руководитель (его заместитель) инспекции выносит решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении). При этом данный документ не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Если по итогам проведенных в одно время по одному налогу за один и тот же налоговый период камеральной и выездной проверок вынесены решения, налогоплательщик обязан исполнить оба, когда они вступят в силу. Если он не согласен с ними, то может обжаловать их, подав жалобу в вышестоящий налоговый орган в установленном НК РФ порядке.

Налоговая проверка

Основой системы контроля за правильностью исчисления обязательных платежей является налоговая проверка. Налоговая проверка бывает камеральной и выездной. Рассмотрим, чем похожи и чем отличаются эти виды ревизий.

Сходства между камеральными и выездными налоговыми проверками

Общее между камеральными и выездными налоговыми проверками (КНП и ВНП) только одно – и те, и другие являются формами налогового контроля. Их задача – проверить правильность расчета и уплаты бизнесменами различных платежей в бюджет и страховые фонды.

Фактически речь идет о том, что целью каждой налоговой проверки являются доначисления, т.е. дополнительные налоги и взносы, а также пени и штрафные санкции. Но решается эта задача разными способами.

Кто может «попасть» под налоговую проверку

Камеральная налоговая проверка не минует ни одного налогоплательщика. Инспектора обязательно проверяют любую сданную декларацию.

Отбор «кандидатов» на выездную налоговую проверку налоговики проводят на основании определенных критериев. Их открытая часть изложена в письме ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected], но у инспекторов явно имеются и «секретные» приемы анализа, которыми они не делятся с бизнесменами.

В целом можно сказать, что проверяющие «не любят» любые отклонения от средних показателей, которые приводят к снижению налоговых платежей.

Зарплата ниже средней по отрасли, невысокая рентабельность (или вообще убытки), возмещение НДС – все это может привлечь внимание налоговиков.

Предмет и период налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка относится к отдельной декларации, и в ее рамках инспектора анализируют уплату конкретного налога или взноса. Соответственно – проверяемый период соответствует налоговому, т.е. может длиться от месяца до года.

Выездная налоговая проверка касается не отдельного отчета, а исчисления обязательных платежей в целом. Это может быть, как один или два налога, так и все обязательные выплаты, которые перечисляет предприятие.

Читайте так же:  Кас рф судебная практика

«Спектр» выездной налоговой проверки определяют сами налоговики. Но по периоду здесь тоже есть ограничение — проверка может охватывать не более чем три предыдущие года (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Частота налоговых проверок

Камеральную налоговую проверку проходит каждая декларация, поэтому каких-либо ограничений по их частоте закон не предусматривает.

Выездных проверок может быть не более двух в течение календарного года. Исключения допускаются только по решению вышестоящего налогового органа (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Также возможны повторные выездные налоговые проверки за уже проверенный период (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  1. Вышестоящей инспекцией — с целью контроля.
  2. Специалистами той же ИФНС – если бизнесмен сдал за проверяемый период уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога.
Видео (кликните для воспроизведения).

Повторные выездные налоговые проверки не учитываются при определении установленного лимита (две в год). Это же относится и к проверкам, которые назначаются в связи с реорганизацией или ликвидацией компании.

Методы налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится в помещении инспекции, исключая особые ситуации, когда требуется осмотр.

Выездная налоговая проверка, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Однако и здесь возможны исключения: если проверяемая компания не имеет возможности предоставить помещение, то налоговики могут работать на своей территории.

Камеральная налоговая проверка в общем случае – это только анализ налоговой декларации. Дополнительные документы инспектор может запросить только в особых ситуациях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Например, проверяющие имеют право потребовать уточнений, если в отчете выявлены несоответствия. Также налоговики могут запросить документы, подтверждающие налоговые вычеты, если в декларации по НДС заявлено возмещение.

Во всех подобных случаях налогоплательщик обязан в течение пяти дней предоставить проверяющим необходимую информацию.

При камеральной налоговой проверке по НДС налогоплательщик обязан предоставлять пояснения в электронном виде, иначе его обязанность считается неисполненной. Исключение здесь сделано только для тех, кто имеет право отчитываться «на бумаге», т.е. для налоговых агентов, которые не платят НДС по иным основаниям.

Из других мероприятий налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки может проводиться только осмотр помещений, документов и предметов. И здесь речь снова идет об НДС. Если налогоплательщик запросил возмещение из бюджета, либо у инспекторов возникли сомнения в правомерности заявленных вычетов, то они имеют право выйти «на объект» и получить дополнительную информацию о бизнесмене (п. 1 ст. 92 НК РФ).

А при проведении выездной налоговой проверки инспектора могут не только изучать документы, относящиеся к проверяемому периоду, но и пользоваться всеми дополнительными способами налогового контроля.

Кроме упомянутого осмотра это может быть еще инвентаризация, выемка и экспертиза документов, допрос свидетелей и встречные проверки контрагентов налогоплательщика.

Сроки налоговой проверки и оформление ее итогов

Общий срок для проведения камеральной налоговой проверки – три месяца с момента сдачи декларации. Возможны следующие исключения:

  1. При проверке деклараций по НДС российских налогоплательщиков в случае отсутствия нарушений срок составляет два месяца.
  2. При проверке деклараций по НДС нерезидентов, оказывающих услуги в электронной форме, срок увеличивается до шести месяцев.

Если в течение камеральной налоговой проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию, то срок начинает идти заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Поэтому при получении запросов налоговиков лучше по возможности не менять отчет, а давать отдельные пояснения, дополняющие его.

Если налогоплательщик не корректировал декларацию, то налоговики не могут продлить срок камеральной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка в общем случае не может продолжаться более двух месяцев. Но допускается ее продление до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Основанием для продления выездной налоговой проверки может быть, в частности:


  1. Разветвленная филиальная структура компании.
  2. Непредставление запрошенных документов налогоплательщиком или банком.
  3. Чрезвычайная ситуация (пожар, наводнение и т.п.).

Также выездная налоговая проверка может неоднократно приостанавливаться для получения документов или запроса иной информации. Общая длительность всех «пауз» не должна превышать шести месяцев. Если же требуется получить информацию от иностранных государств, то допускается дополнительная приостановка еще на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам проверки налоговики составляют акт. После рассмотрения возражений бизнесмена (если они были) руководитель инспекции или его заместитель выносит решение.

Сроки для рассмотрения результатов проверок приведены в ст. 100 и 101 НК РФ.

Проверка Оформление акта по окончании проверки Передаче акта налогоплательщику Возражения налогоплательщика Вынесение решения
камеральная 10 дней

5 дней

1 месяц

10 дней

выездная 2 месяца

Камеральная налоговая проверка оформляется актом только в случае, когда инспектор выявил нарушения. Если же декларация заполнена без ошибок, то налогоплательщик может узнать о результатах прошедшей ревизии только косвенно. Если после сдачи декларации прошло больше 3,5 месяцев, а налоговики не предъявили претензий, то все в порядке.

При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в любом случае. Впрочем, выездных проверок без найденных нарушений практически не бывает. Ведь на этапе отбора «кандидатов» для ревизии инспектора выделяют именно тех бизнесменов, достоверность отчетности которых вызывает сомнение.

Таким образом, предельная длительность налоговой проверки, от начала до вынесения решения может составить:

  1. Для камеральной налоговой проверки, без учета иностранных плательщиков НДС – до пяти месяцев.
  2. Для выездной налоговой проверки, включая периоды приостановки и также без учета международных взаимоотношений – более 15 месяцев.

Вывод

Основные мероприятия налогового контроля осуществляются в ходе проверок.

Камеральная налоговая проверка представляет собой анализ конкретной декларации и, при необходимости – отдельных подтверждающих документов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговики изучают все документы, относящиеся к исчислению включенных в план налогов за определенный период. Также при этом могут проводиться и дополнительные контрольные мероприятия: осмотр, допрос свидетелей, экспертиза и т.п.

Контроль деклараций налоговики производят в любом случае. Выездная налоговая проверка назначается только, если у инспекторов возникли серьезные подозрения по результатам анализа данных налогоплательщика.

Читайте так же:  Выкуп муниципального имущества

Таким образом, избежать камеральной проверки невозможно. А чтобы «застраховаться» от визита инспекторов в компанию, нужно стремиться к тому, чтобы отчетные показатели не привлекали внимания налоговиков.

Налоговые проверки: камеральная и выездная

Налоговая проверка представляет собой одну из разновидностей контроля, которую проводят налоговые органы. НК РФ различает два типа проверок – камеральная и выездная. В принципе существует и еще один тип проверки – встречная, однако в действующем законодательстве такого понятия больше нет. При этом если инспекция запросит нужные ей документы, их обязательно нужно предоставить.

Проверки могут принести весьма неприятные сюрпризы, чтобы этого избежать, нужно периодически устраивать собственные внутренние аудиты. Так вы сможете узнать, какие налоговые риски есть в вашей компании, а также понять насколько быстро и правильно сдается отчетность.

Камеральная проверка проводится после сдачи декларации. Выездная проводится выборочно, в отношении лишь некоторых видов налогов. Проверка может затронуть период до трех лет.

Главные отличия камеральной и выездной проверки

КАМЕРАЛЬНАЯ ВЫЕЗДНАЯ
Проводится по каждому предоставленному документу Проводится выборочно, по разным налогам
Выполняется на территории налоговой на основе предоставленных документов Выполняется на территории компании налогоплательщика
Решение о начале проверки не требуется, о начале проверочных работ не сообщается Требуется решение руководства налоговой, налогоплательщик извещается о начале проверочных мероприятий
Может быть проведена в течение 3-х месяцев с момента подачи проверяемого документа Проводится в течение 2-х месяцев, возможно продление до 4-х и 6-ти. Проведение более двух выездных проверок в год в отношении одного и того же налогоплательщика не допускается, если это не оговорено в законе.
В случае обнаружения ошибок, налогоплательщик обязан в течение 5 дней предоставить пояснения или исправить ошибки По окончании проверки составляется справка
Если пояснения не удовлетворительны, составляется акт Акт и решение о результатах проверки выносится в любом случае, даже если нарушений не было

«Стоимость » налоговой проверки

Налоговая проверка – это не только испытание для нервной системы, но и для бюджета компании, ведь проверочные мероприятия часто оборачиваются начислениями штрафов и пени. Так, например, в 2018 году эффективность каждой выездной проверки составила более 14 миллионов рублей.

Главным трендом последних лет является избирательность проведения проверок, что положительно влияет на их результат. Проще говоря, налоговая точно найдет нарушения и выполнит доначисления, если пришла к вам с проверкой. Конечно, сумма 14 миллионов – это средний показатель, и предугадать, во что выльется проверка на вашем предприятии, сложно, однако получить общее представление – вполне реально. Очевидно, что последствия могут быть более чем серьезными.

Однако не все так плохо – выездную проверку вполне можно предупредить, причем сами сотрудники налоговой призывают это делать. Критерии риска будут рассмотрены ниже.

Основные направления работы и планы ФНС:

  • работа по повышению эффективности противоборства уклонению от уплаты налогов;
  • повышение качества контроля с помощью проведения точечных проверок;
  • контроль за использованием контрольно-кассовой техники;
  • повышение эффективности взысканий путем привлечения к субсидиарной ответственности учредителей.

Есть ощущение, что пресловутая «презумпция невиновности» налогоплательщика теряет свою актуальность, и для сотрудников налоговой, как и для врачей, просто нет «здоровых », а есть «не дообследованные».

Безусловно, ресурс налоговой инспекции все-таки имеет свой лимит, постоянно проверять все компании они просто не смогут и в первую очередь займутся самыми крупными и видными предприятиями, а также теми, кто жестко нарушает закон. Таким образом, при правильном ведении учета можно долгие годы работать и не испытывать на себе пристального внимания налоговиков.

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка затрагивает только тот период времени и те налоги, которые указаны в предоставленной декларации. Доначислять суммы за другие периоды и по другим видам сборов нельзя.

Налоговики вносят полученные данные в АИС Налог – автоматизированную систему, с помощью которой производится сверка показателей, сроки подачи документов, выявляются несоответствия и ошибки. Если несоответствий нет, то проверка считается завершенной.

В случае возникновения вопросов налогоплательщик должен предоставить письменные объяснения и уточнения в течение 5 рабочих дней. Однако сотрудники инспекции могут не согласиться с приведенными доводами, составить акт и взыскать недоимки. Налогоплательщик может оспорить акт в течение одного месяца. Окончательное решение принимается руководителем налоговой службы, однако и оно может быть обжаловано.

Как проводится выездная проверка

Выездная налоговая проверка является более сложной и длительной по времени. Кроме того, ее последствия могут быть гораздо более неблагоприятными. Итак, проверка начинается с момента вынесения решения о необходимости ее проведения. Сотрудники инспекции обязаны продемонстрировать данное решение вместе со своими удостоверениями.

Вы должны предоставить налоговикам помещение для работы, если это не представляется возможным, работа будет вестись в самой налоговой. В таком случае нужно привезти туда всю свою документацию.

[2]

Помимо изучения документов проводится также опрос руководства и сотрудников проверяемой компании. Также может проводиться выемка документов, экспертиза, инвентаризация, привлечение дополнительных специалистов, например, переводчика.

Сроки выездной проверки

По срокам специалисты налоговой должны уложиться в 2 месяца. Однако проверка может быть продлена до 4 или до 6 месяцев. В ряде случаев, оговоренных законом, проверка может быть временно приостановлена.

По результатам работы составляются справка и акт. Эти документы оформляются в любом случае, даже если результаты были удовлетворительными. Акт вручается налогоплательщику лично или по почте. Результаты проверки так же могут быть обжалованы. Более подробная информация о выездных налоговых проверках представлена в письме ФНС от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622.

Факторы риска в ходе выездных проверок

План выездных проверок – внутренний документ налогового органа, который невозможно найти в свободном доступе. Как же понять, есть ли в отношении вас риск проведения выездной проверки?

Вообще, важнейшим фактором является прозрачность деятельности, полнота уплаты налогов. Кроме того, выделяют 12 критериев, которыми налогоплательщики могут пользоваться для самоанализа и определения риска проведения в отношении них выездных проверок.

Читайте так же:  Договор поставки по счетам

12 критериев для самоанализа и определения риска проведения выездных проверок.

  • Низкая налоговая нагрузка, нехарактерная для данного вида деятельности.
  • Отчетность демонстрирует убытки на протяжении более чем 2-х лет.
  • Заработная плата сотрудников ниже среднего уровня, характерного для данной сферы деятельности в указанном регионе. Ознакомиться со средними данными можно на сайте Росстата.
  • Компания часто приближается к предельному значению показателей, позволяющих использовать специальные налоговые режимы.
  • ИП тратит практически весь свой доход (до 83%), находясь на общей системе налогообложения.
  • Расходы организации на ОСНО растут быстрее, чем доходы.
  • В течение года доля вычетов по НДС превышает 89%.
  • Отсутствие ответов и пояснений на запросы налоговой. Если в ходе камеральной проверки были выявлены недочеты, нужно обязательно продолжать взаимодействовать с инспекторами. Игнорирование приведет к решению провести в отношении вас выездную проверку.
  • В основе работы компании лежит заключение договоров с перекупщиками без наличия определенной деловой цели.
  • Миграция между налоговыми – многократное снятие и постановка на учет в связи со сменой юридического адреса.
  • Отклонение рентабельности более 10% от средних показателей, принятых в данной отрасли.
  • Сотрудничество с подозрительными контрагентами, отсутствие в договорах такой информации как личные контакты руководства, месторасположение контрагента, сведения о его гос.регистрации и т.д.

Проверка компании налоговой инспекцией – это неотъемлемая часть работы субъекта бизнеса, ведь являясь налогоплательщиком, вы неизбежно будете находиться под пристальным вниманием надзорных органов. Да, действительно, проверки могут иметь самые серьезные последствия, однако в ваших силах минимизировать риски. Для этого:

  • сдавайте отчетность вовремя и без ошибок;
  • платите налоги вовремя и в полном объеме;
  • не игнорируйте запросы налоговой, предоставляйте требуемую документацию, давайте пояснения;
  • правильно оформляйте и храните документы, подтверждающие расходы;
  • наймите грамотных бухгалтеров или заключите договор на обслуживание со сторонней организацией;
  • тщательно выбирайте партнеров по бизнесу.

Если проведения проверки избежать не удалось, и сотрудники налоговой доначислили крупные суммы – обратитесь за помощью к налоговым юристам.

Для того чтобы получить профессиональную консультацию специалистов, ознакомиться с ценами на услуги оптимизации налогов и налогового сопровождения бизнеса, обращайтесь по телефонам: +7 (843 ) 200-08-89, +7 (843 ) 200-08-90.

Чем отличается камеральная проверка от выездной

Налоговые органы тщательно следят за правильным, полным и своевременным начислением и перечислениемналоговыхобязательств. Для этого они проводят контрольные мероприятия. В 87 НК РФ закреплены два возможных вида проверок – камеральная и выездная.

Предмет проверок

Камеральная и выездная налоговая проверка необходимы для контроля над предприятиями в вопросах обложения налоговыми сборами. Основная разница между ними – это место проведения. Камеральная осуществляется в ИФНС, а выездная по адресу нахождения компании.

[1]

Предметом проверки при «камералке» являются налоговые декларации, сдаваемые учреждениями в конце каждого отчетного периода. При выезде на предприятие налоговики рассматривают документацию по одному или нескольким сборам за последние три года.

Основание для проведения проверок

Для камерального контроля никаких особых оснований не требуется. Он проводится в отношении каждого налогоплательщика, после сдачи отчетности.

Выездная проверка происходит только для налогоплательщиков, вызывающих интерес со стороны ИФНС, по следующим причинам:

  • в отчетности на протяжении длительного срока отражаются убытки;
  • начисление налогов меньше, чем в среднем по отрасли;
  • большие вычеты или льготы по НДС;
  • уровень расходов превышает доходы;
  • низкая зарплата у персонала;
  • низкая рентабельность;
  • ведение деятельности с высоким налоговым риском;
  • неоднократная смена инспекций;
  • пренебрежение запросами ИФНС.

Основанием для выезда инспекторов является распоряжение руководителя. Такие мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми.

Сроки проведения проверок

«Камералка» проводится в течение трех месяцев с момента подачи декларации. При выявлении нарушений она может быть дольше 3х месяцев.

Срок выездной проверки установлен НК РФ и равен двум месяцем со дня принятия решения о проведении контроля. При необходимости этот период может быть продлен до 6 месяцев, а в исключительных случаях до 1 года.

Порядок проведения проверок

Камеральный контроль проводится путем сверки показателей отчета с предыдущими периодами и средними значениями по отрасли. Если инспектор обнаружит несоответствия, то в адрес предприятия направляется требование об уточнении отчета или представлении пояснений.

В отличие от «камералки», при выездной проверке предприятие уведомляется заранее о том, что его будут проверять. Инспекторы изучают документацию организации и запрашивают сверки с контрагентами. Помимо этого они могут проводить инвентаризацию, осматривать производственные и складские помещения или осуществлять иные мероприятия.

Еще одно отличие камеральной проверки от выездной – оформление результата. После «камералки», при отсутствии замечаний, никаких документов налогоплательщик не получает. При выезде инспекторов на адрес организации после окончания контрольных мероприятий руководителю бизнеса выдается справка и акт. Если бизнесмен не согласен с фактами, изложенными в акте, он может представить пояснения или возражения в ИФНС.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для успешного прохождения проверки необходимо заблаговременно к ней подготовиться, например, заказать аудит в компании ООО «Аудиторка». Специалисты проверят документацию и дадут практические рекомендации по оптимизации бухучета. Таким образом, предприятие сможет исправить замечания и избежать санкций со стороны проверяющих органов.

Источники


  1. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.

  2. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.

  3. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.
  4. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.
  5. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.
Выездная и камеральная проверка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here