Временно проживающие иностранные граждане

Описание страницы: временно проживающие иностранные граждане - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 15.1)

Глава I. Общие положения

>
Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Содержание
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Страховые взносы и временное пребывание иностранцев в Российской Федерации

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2010, N 9

С 01.01.2010 единый социальный налог заменен страховыми взносами. До 2010 г. многие российские компании активно принимали на работу граждан СНГ, что позволяло существенно экономить на зарплате сотрудников.

С начала 2010 г. ситуация с иностранцами вызывает большой интерес и по другой причине. В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) полностью освобождаются от уплаты страховых взносов «суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ».

По мнению автора, это справедливо, поскольку иностранец, временно пребывающий на территории РФ, не может получить пенсии, бесплатных медицинских услуг и услуг за счет системы социального страхования.

До 2010 г. позиция Минфина России заключалась в следующем: согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» застрахованными лицами, помимо граждан РФ, являются иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории РФ, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера. Таким образом, под эту категорию не подпадали иностранцы, временно пребывающие на территории РФ.

Это относилось только к пенсионному страхованию. Что же касается медицинского и социального страхования, то эти взносы организациям необходимо было платить за временно пребывающих на территории РФ иностранцев. Такая позиция, в частности, была озвучена в Письме Минфина России от 15.02.2008 N 03-04-06-02/14.

Временно пребывающие на территории РФ иностранцы — особая категория. Это лица, въехавшие на территорию РФ на основании визы или в безвизовом порядке и имеющие на руках миграционную карту.

Правовой статус временно пребывающего на территории РФ иностранца определяют следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • миграционная карта;
  • виза (если иностранец въехал на территорию РФ в визовом режиме).

Миграционная карта содержит сведения о въезжающем в РФ иностранце. Безвизовый въезд разрешен всем гражданам СНГ, кроме Грузии и Туркмении.

Большую часть работников, которые принимаются на работу, составляют граждане СНГ. Разрешение на работу такой гражданин получает в миграционной службе. Порядок получения разрешения на работу указан в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681. Срок временного пребывания в РФ иностранца в безвизовом режиме не может превышать 90 сут. По истечении этого срока он обязан выехать из РФ.

Срок временного пребывания в РФ иностранца, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (услуг), продлевается на срок действия договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранца в РФ.

Что касается российских работодателей, то необходимо отметить следующее. Они могут принять на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом режиме, без получения разрешения на привлечение и использование иностранцев — п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ). Необходимо лишь уведомить об использовании труда иностранцев органы ФМС России и службы занятости в соответствующем субъекте РФ. Такие уведомления направляются в срок не позднее трех рабочих дней с момента заключения трудового договора с иностранцем. Разрешение на работу выдается самому работнику на основании его заявления в органы ФМС России.

При нарушении определенных правил использования труда иностранцев российской организации грозят существенные штрафы. К примеру, прием на работу иностранца при отсутствии у него разрешения на работу грозит организации штрафом в размере от 205 до 800 тыс. руб. либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток — ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Пример. Гражданин Таджикистана въехал на территорию РФ 01.05.2010. На границе он получил бланк миграционной карты и заполнил его. Пограничная служба в этом документе поставила отметку о дате пересечения границы.

Поскольку граждане Таджикистана относятся к безвизовым иностранцам, то максимальный срок их пребывания на территории РФ составляет 90 сут. Если до истечения срока действия визы он не найдет работодателя, то не позднее 29.07.2010 он должен будет покинуть территорию России.

Предположим, данному гражданину удалось найти работодателя, и он заключил трудовой договор с российской организацией. Независимо от срока действия договора время пребывания гражданина Таджикистана заканчивается 30.04.2011.

Временно пребывающий в РФ иностранец не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

А если необходимо направить иностранца в командировку? Дело в том, что направлять в командировки по России можно лишь тех иностранцев, которые имеют определенную профессию или занимают определенную должность. Перечень таких профессий и должностей приведен в Списке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 N 607.

Подводя итог, следует отметить, что легальная возможность освободиться от уплаты страховых взносов в 2010 г., а особенно в 2011 г. и последующих годах привлечет внимание многих российских организаций. Нетрудно заметить, что ряд компаний организует работу иностранцев вахтовым методом: отработал год — вернулся в свою страну, следом приезжает другая группа временно пребывающих в РФ. Эта система хороша еще и тем, что позволяет свести и НДФЛ к 13%, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Очевидно, что законодатели формально подошли к этой ситуации. Если такая возможность будет широко использоваться, это может привести к большим проблемам Пенсионного фонда РФ (ПФР). Вероятно, в законодательство необходимо внести коррективы. В частности, можно предложить без регистрации в ПФР временно пребывающих в РФ иностранцев обязать организации, использующие их труд, уплачивать в ПФР определенный процент от их доходов. Это будет справедливо с социальной точки зрения и в какой-то степени, пусть даже в минимальной, уменьшит проблемы пенсионного обеспечения жителей России.

Читайте так же:  Изменения в трудовой договор

Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 466-ФЗ в пункт 1 статьи 5 внесены изменения

1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 386-ФЗ в пункт 3 статьи 5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

3. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

4. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами.

Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

См. Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. N 859

См. Административный регламент ФСБ РФ по предоставлению государственной услуги по продлению срока действия виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденный приказом ФСБ России от 8 ноября 2012 г. N 563

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ в пункт 5 статьи 5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

5. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Абзац третий утратил силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

Не допускается продление срока временного пребывания иностранного гражданина в соответствии с абзацами первым — третьим настоящего пункта для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, если в соответствии с межправительственными соглашениями о взаимных безвизовых поездках граждан такие иностранные граждане для въезда в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности свыше сроков, установленных такими межправительственными соглашениями, обязаны получать визу.

В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ статья 5 дополнена пунктом 6

6. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

7. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, обучающегося на подготовительном факультете федеральной государственной образовательной организации, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в указанной образовательной организации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в случае перевода данного иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе образовательную программу другого уровня, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

Образовательная организация, в которой проходит обучение иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором или третьем настоящего пункта, обязана обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации данного иностранного гражданина не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, завершившего обучение по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, может быть продлен на срок до тридцати календарных дней с даты отчисления данного иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе в целях поступления данного иностранного гражданина для обучения по очной или очно-заочной форме в той же или иной образовательной организации по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию.

Читайте так же:  Ответственность директора в ооо

Срок временного пребывания иностранного гражданина, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, может быть продлен до тридцати календарных дней по ходатайству данного иностранного гражданина либо образовательной организации, в которой данный иностранный гражданин обучался по очной или очно-заочной форме, или образовательной организации, в которой данный иностранный гражданин будет продолжать обучение по очной или очно-заочной форме, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Отметка о продлении срока временного пребывания иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в целях обучения в порядке, не требующем получения визы, проставляется в миграционной карте.

Образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем или пятом настоящего пункта, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления.

Форма и порядок подачи указанного в абзаце восьмом настоящего пункта уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Завершение или прекращение обучения иностранного гражданина в образовательной организации является основанием для сокращения срока временного пребывания данного иностранного гражданина в Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статусы иностранного гражданина в России

Уважаемые партнеры!

Все миграционное законодательство начинается со статуса иностранного гражданина. От его точного определения зависит не только процесс оформления, но и размер налоговых вычетов, начисление страховых взносов в Пенсионный Фонд, Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования, Фонд Социального Страхования РФ и т.д.

Какие существуют статусы иностранных граждан и как правильно его определить, мы расскажем сегодня.

Всего статусов — три:

1. Постоянно-проживающие на территории России иностранные граждане;

2. Временно-проживающие на территории России иностранные граждане;

3. Временно-пребывающие на территории России иностранные граждане.

  • Постоянно проживающий иностранный гражданин имеет вид на жительство (варианты обложки, разворот внутри).

Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в РФ, а также на свободный выезд и въезд на территорию РФ. Работать может на территории всей Российской Федерации.

Срок действия вида на жительство – 5 лет, после этого он может быть продлен еще на 5 лет, или оформлено гражданство Российской Федерации.

  • Временно проживающий иностранный гражданин имеет разрешение на временное проживание.

Разрешение на временное проживание – это отметка в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, подтверждающая право иностранного гражданина временно проживать на территории РФ до получения вида на жительство. Выдается иностранному гражданину при наличии оснований для получения данного статуса (рождение на территории РСФСР и гражданство СССР или рождение в РФ, нетрудоспособные родители-граждане РФ, брак с гражданином/гражданкой РФ, диплом об образовании на территории РФ) или в пределах квоты на выдачу разрешений. Работать иностранный гражданин с РВП может ТОЛЬКО в регионе, где ему выдано разрешение на временное проживание.

Срок действия такого разрешения – 3 года, впоследствии иностранный гражданин может оформить вид на жительство. Продление НЕ предусмотрено.

  • Временно пребывающий иностранный гражданин прибывает на территорию РФ:
    — на основании визы;
    — в безвизовом порядке (СНГ),
    получает миграционную карту на границе, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В первом случае, срок пребывания определяется визой, во втором – не может превышать 90 дней при условии, что иностранный гражданин встал на миграционный учет.

Продлить временное пребывание возможно до 1 года, получив разрешение на работу или оформив трудовой патент.

Отслеживать правовой статус иностранного гражданина очень важно!
И делать это необходимо по каждому гражданину отдельно.

Советуем прописать в трудовом договоре обязанность иностранного сотрудника оперативно предоставлять информацию работодателю в случае изменения его правового статуса .

Об особенностях оформления иностранных граждан с разным правовым статусом вы узнаете из следующих выпусков.

Желаем вам успешной и эффективной работы!

(с) Alliance-Migration | копирование материалов разрешено только при указании автора и прямой ссылки на сайт www.all-migration.ru

Оставляя свои данные на сайте при заполнении форм «Заказать обратный звонок», «Заказать услугу», «Подписаться на миграционные новости», а также находясь на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации , принятой на сайте в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Комментарии и мнения

Видео (кликните для воспроизведения).

В письме ФНС России от 06.08.2019 № СД-4-11/[email protected] налоговики рассмотрели ситуацию, когда иностранный гражданин меняет статус с «временно пребывающий» на «временно проживающий». Что делать с начислением страховых взносов?

Напомним, что данные статусы прописаны в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Срок временного пребывания иностранца в РФ, в общем случае, определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранца, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. При этом непрерывный срок временного пребывания в РФ указанного гражданина не может превышать 90 суток. Как правило, временно пребывающий в РФ иностранец обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным законом или международным договором РФ.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранцу в пределах квоты, утверждённой Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Квота на выдачу иностранцам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учётом демографической ситуации в соответствующем субъекте и его возможностей по обустройству данных граждан. Но во многих случаях — прописанных в п. 3 ст. 6 Закона № 115-ФЗ — можно получить разрешение на временное проживание и без учёта квоты. Это, например, те случаи, когда иностранец имеет супруга — гражданина РФ, детей — граждан России, попал под государственную программу переселения соотечественников и членов их семей и так далее.

Особенности начисления обязательных страховых взносов имеют место только в отношении иностранных работников, временно пребывающих на территории России. Дело в том, что иностранные граждане, временно проживающие в России, в вопросе начисления обязательных страховых взносов ничем не отличаются от обычных российских граждан. Это указано в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

За временно пребывающих иностранцев страховые взносы в ФСС РФ уплачиваются в размере 1,8% – пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ. Также за них работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. (В настоящее время это 22%).

Читайте так же:  Заявление об увольнение

Обязательному медицинскому страхованию иностранные граждане, временно пребывающие в России, не подлежат. (См,, например, письмо Минфина России от 20.04.2018 № 03-15-06/26835).

Итак, статус «временно пребывающего» изменился на статус «временно проживающего». Что из этого следует? Во-первых, ставка взносов в ФСС РФ увеличивается с 1,8% до 2,9%. Во-вторых, уже нужно будет платить взносы в ФФОМС в размере 5,1%.

Главный вопрос, с какого момента нужно начислять эти взносы? При изменении статуса иностранца база для исчисления страховых взносов определяется нарастающим итогом с начала расчётного периода в общем порядке. Новый размер взносов применяется с момента приобретения иностранцем статуса временно проживающего на территории РФ. При этом за месяц изменения статуса новый размер страховых взносов применяется только к той части выплат, которые начислены за период со дня, в котором этот статус изменился, и до конца месяца.

Статья 6.1. Временное проживание иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ (в редакции Федерального закона от 6 января 2007 г. N 2-ФЗ) Федеральный закон дополнен статьей 6.1, вступающей в силу с 15 января 2007 г.

Статья 6.1. Временное проживание иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы

См. комментарии к статье 6.1 настоящего Федерального закона

1. Иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

[2]

2. Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел:

1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

3) миграционную карту с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления миграционной карты территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание. Указанную квитанцию данный иностранный гражданин вправе представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган по собственной инициативе. В случае непредставления указанной квитанции федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган проверяет факт уплаты государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. N 74-ФЗ пункт 2 статьи 6.1 дополнен подпунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

5) документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Пункт 2.1 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

2.1. Заявление о выдаче разрешения на временное проживание может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. В этом случае документы, указанные в подпунктах 2 и 5 пункта 2 настоящей статьи, иностранный гражданин представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при получении разрешения на временное проживание.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

3. Форма заявления и порядок подачи заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в пункт 4 статьи 6.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

4. Отметка о принятии от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание проставляется в его миграционной карте. В случае представления заявления в форме электронного документа уведомление, подтверждающее принятие указанного заявления, направляется заявителю также в форме электронного документа. Отказ в приеме данного заявления не допускается, за исключением случаев, когда не предъявлен какой-либо из документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, или не уплачена государственная пошлина.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

5. Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ в подпункт 1 пункта 5 статьи 6.1 внесены изменения

1) документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», на бумажном носителе либо в форме электронных документов в случае подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в электронной форме — в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

2) свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе — по усмотрению иностранного гражданина в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию. В случае, если в течение одного года со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе не поступят в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, проверка исполнения обязанности иностранного гражданина по постановке на учет в налоговом органе осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел путем направления межведомственного запроса в налоговый орган о представлении сведений о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе.

Читайте так же:  Земельный участок без торгов

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

6. Руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, документально подтвержденных уважительных причин вправе принять решение о продлении ему срока представления документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

7. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при получении заявления иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, о выдаче ему разрешения на временное проживание направляет запросы в орган безопасности, орган здравоохранения, которые обязаны в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса предоставить указанному территориальному органу информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание либо являющихся основанием для аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

8. Не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание при условии представления им документов, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо предусмотренное пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона уведомление об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

Страховые взносы. Временно проживающие иностранные граждане

Уважаемые партнеры!

Если в компании работает иностранный сотрудник, то уплачиваемые за него налоги и страховые взносы зависят напрямую от его правового статуса.

Напоминаем, что правовых статусов у иностранца всего три:

  • Постоянно проживающий иностранный гражданин;
  • Временно проживающий иностранный гражданин;
  • Временно пребывающий иностранный гражданин.

Подробнее об этих правовых статусах мы рассказывали в 1 выпуске. Сегодня мы расскажем о тех взносах, которые необходимо уплачивать за временно проживающего в России иностранца.

Временно проживающими считаются иностранцы, получившие разрешение на временное проживание (абз. 11 п. 1, п. 2 ст. 2, ст. 6, 6.1 Закона № 115-ФЗ).

Временно проживающие на территории РФ иностранные граждане относятся к застрахованным лицам (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ , ст. 10 Закона № 326-ФЗ, пп. 1, 2 ст. 2 Закона № 255-ФЗ).

Поэтому выплаты им облагаются взносами в общеустановленном порядке, за исключением случаев, перечисленных в ч. 1, 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ (сотрудник работает за рубежом или является ИП).

Взносы в ФСС РФ. С выплат временно проживающим иностранцам, включая высококвалифицированных специалистов, начисляются в том же порядке, что и на доходы российских граждан – 2,9 % (п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ).

Взносы в ФФОМС следует начислять на выплаты временно проживающим иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов) на выплаты по трудовому договору или договору гражданско-правового характера по тем же ставкам, которые применяются в отношении российских граждан, — 5,1% (ст. 12, 15, 57, 58.1, 58.2 Закона № 212-ФЗ, ст. 10 Закона № 326-ФЗ).

Не нужно их начислять на выплаты временно проживающим высококвалифицированным специалистам (п. 14 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Взносы в ПФР начисляют за временно проживающего иностранца, включая высококвалифицированных специалистов. Начисления производятся по тарифу, установленному для российских граждан, только на финансирование страховой части трудовой пенсии, — 22 % (п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 22.1 и ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ).

При этом тариф не зависит от года рождения этих лиц. Взносы в ПФР на финансирование накопительной части пенсии уплачивать не следует.

Ссылки на указанные в выпуске федеральные законы:

Желаем вам успешной и эффективной работы!

(с) Alliance-Migration | копирование материалов разрешено только при указании автора и прямой ссылки на сайт www.all-migration.ru

Оставляя свои данные на сайте при заполнении форм «Заказать обратный звонок», «Заказать услугу», «Подписаться на миграционные новости», а также находясь на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации , принятой на сайте в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Как начислять взносы на выплаты иностранцам

Правила начисления страховых взносов во внебюджетные фонды на выплаты в пользу иностранцев всегда вызывали у бухгалтеров множество вопросов. Действительно, тонкостей тут много — надо учесть и статус иностранца, и тип выплаты, и условия заключенного с ним договора, и гражданство иностранца. А с 1 января 2015 года эти правила вновь изменятся. Давайте посмотрим, как начисляются взносы сейчас и что нового приготовила бухгалтерам Госдума.

Выясняем статус по документу

То, что начисление взносов во внебюджетные фонды тесно связано с правовым статусом иностранца, пожалуй, известно любому бухгалтеру. Найти информацию о том, как именно тот или иной статус влияет на взносы — тоже не проблема. Основная же проблема заключается в том, как в реальной жизни определить какой именно статус у принятого на работу иностранца. Именно для этих целей предназначена наша первая шпаргалка.

На самом деле определить статус иностранца не сложно. Ведь у каждого из них есть какой-то документ, удостоверяющий законность их пребывания на территории нашей страны. Вот на основании этого документа и определяется статус иностранца. Делается это следующим образом.

  • Вид на жительство иностранного гражданина = постоянно проживающий.

  • Паспорт со штампом «Разрешено временное проживание» = временно проживающий (для лиц без гражданства — документ, удостоверяющий их личность, а если такового нет, то выдается отдельный документ «Разрешение на временное проживание»).

  • Паспорт с открытой визой = временно пребывающий.

  • Миграционная карта = временно пребывающий.

Белорусы — отдельная ситуация?

Бухгалтеры уже привыкли, что к гражданам Белоруссии применяются специальные правила, отличающиеся от тех, которые должны выполнять все остальные иностранцы. Однако в отношении взносов подобных исключений нет. Тут все традиционно: уплата взносов с выплат в пользу граждан РБ также зависит от статуса работника. Но и без отличий не обошлось. И заключается оно в документах, подтверждающих статус. Граждане Белоруссии, в соответствии со статьей 4 Соглашения от 24.01.06 между РФ и Республикой Беларусь, имеют право сразу после постановки на миграционный учет по месту пребывания (без представления миграционной карты) обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство. То есть им не нужно предварительно получать миграционную карту и разрешение на временное проживание в России.

Читайте так же:  Рекламная конструкция

Применительно к нашей ситуации это означает, что граждане Белоруссии могут предъявить при трудоустройстве либо национальный паспорт и тогда они будут считаться временно пребывающими на территории РФ, либо вид на жительство и тогда они будут считаться постоянно проживающими.

Постоянно проживающие

Теперь, когда мы выяснили, как определять статус работника, перейдем к вопросу о взносах, которые нужно начислять на выплаты каждому из них.

Иностранцам, постоянно проживающим на территории РФ (то есть тем, кто при трудоустройстве предъявил документ под названием «Вид на жительство иностранного гражданина»), наше государство гарантирует все те же социальные выплаты, что и гражданам России. Это значит, что на выплаты в его пользу начисляются:
1. Взносы в ПФР по тем же правилам, что и для обычных работников или исполнителей по договору ГПХ. То есть взносы начисляются на выплаты по трудовому договору, договорам гражданско-правового характера на выполнение работ или оказание услуг, всевозможным авторским и лицензионным соглашениям. При этом действуют те же ставки, которые используются при начислении взносов россиянам.
2. Взносы в ФОМС и ТФОМС по тем же правилам, что и для сотрудников-россиян. То есть, на выплаты по упомянутым выше типам договоров. Ставки тоже не отличаются от обычных.
3. Взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Взносы начисляются по правилам и ставкам, аналогичным тем, что действуют для граждан России.
4. Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. В этом случае правила и ставки тоже не отличаются от тех, что применяются к россиянам.

Временно проживающие

Иностранцы, временно проживающие в России (то есть те, кто предъявил при трудоустройстве паспорт с соответствующим штампом), также не доставят бухгалтеру особых хлопот. Законодатель фактически приравнял их к россиянам. А значит, все вышесказанное в отношении постоянно проживающих иностранцев, применимо и к временно проживающим.

Временно пребывающие

Если иностранец предъявил паспорт с открытой визой, либо, что случается чаще, — миграционную карту, он имеет статус временно пребывающего в РФ. С выплат в его пользу бухгалтер должен начислять следующие взносы:
1. В Пенсионный фонд, при условии, что с иностранцем заключен трудовой договор. При этом договор должен быть или бессрочным, или срочным с общей продолжительностью не менее 6 месяцев в течение календарного года. Если с иностранцем, временно пребывающим в РФ, заключен какой-то другой договор, то взносы в ПФР не начисляются. Ставка взносов — такая же, как для россиян.

[1]

Одним из законов, принятых Госдумой под занавес весенней сессии, стал документ, который устанавливает с 1 января 2015 года единые правила начисления взносов для иностранцев вне зависимости от срока заключенного с ними договора. В следующем году застрахованными будут считаться временно пребывающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, заключившие любой трудовой договор. Такие изменения предусмотрены Федеральным законом от 28.06.14 № 188-ФЗ. Это снимет все те проблемы, о которых мы скажем чуть ниже.

2. Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. Правила и ставки не отличаются от применяемых к работникам-россиянам.

Взносы в ФСС (имеются в виду взносы, уплачиваемые на основании Закона № 212-ФЗ) по работникам, временно пребывающим в РФ, платить не нужно. Но это послабление с лихвой покрывается сложностями, которые могут возникнуть с пенсионными взносами. Остановимся на этом чуть подробнее.

Первая проблема: период действия срочного договора приходится на два календарных года

В описанной ситуации бухгалтеру надо смотреть на срок действия договора в каждом из годов. Так, если в каждом из них он менее 6 месяцев (например, с сентября по май), то лицо застрахованным не признается. Если же в каком-то из годов срок больше 6 месяцев (например, с сентября по июль), то на выплаты иностранцу нужно будет начислять взносы в ПФР. Причем, с первого месяца действия трудового договора, даже если в предыдущем году количество месяцев было меньше шести (см. письмо Минтруда России от 29.08.13 № 17-3/1436).

Вторая проблема: продление трудового договора

Если после окончания срока трудового договора с работником в течение года заключается еще один или несколько договоров, и при этом их общий срок превышает 6 месяцев, такой иностранец переходит в разряд застрахованных. Причем, тоже с самого начала. А это значит, что придется доначислить взносы и подать уточненки. Штрафов и пеней при этом не будет (см. письмо Минтруда России от 27.02.13 № 17-4/342).

Третья проблема: трудовой договор стал бессрочным

Видео (кликните для воспроизведения).

По правилам Трудового кодекса (ст. 58 ТК РФ), если работодатель своевременно не предупредил работника об истечении срока трудового договора и при этом работник продолжает трудиться, договор автоматически переходит в разряд бессрочных. Если подобный случай произойдет со срочным трудовым договором, который был заключен с временно пребывающим в РФ иностранцем, то иностранец получит статус лица, застрахованного в системе ПФР. Так что бухгалтеру придется не только начислять взносы впредь, но и провести перерасчет за прошлые периоды, с даты приема иностранца на работу. Штрафов и пеней в этом случае не будет (см. письмо Минтруда России от 27.02.13 № 17-4/342).

Четвертая проблема: иностранец уволился, не отработав 6 месяцев

Данная ситуация бухгалтеру дополнительных забот не принесет. Увольнение иностранца, в отношении которого начислялись взносы, не меняет его статуса, даже если это произошло до истечения 6 месяцев с даты заключения с ним трудового договора. Ведь формулировки закона таковы, что значение имеет не реальный срок работы, а срок, на который заключен договор. Так что если изначально был заключен договор на период более 6-ти месяцев, или бессрочный, то никаких перерасчетов в связи с досрочным увольнением делать не нужно (см. письмо Минтруда России от 29.08.13 № 17-3/1436).

[3]

Источники


  1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.

  2. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.

  3. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
  4. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
  5. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.
Временно проживающие иностранные граждане
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here