Уголовная ответственность за взяточничество

Описание страницы: уголовная ответственность за взяточничество - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Уголовная ответственность за взяточничество

Плескач Артём Владимирович
E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается исторический опыт привлечения к уголовной ответственности в период развития Российского государства. Анализируются изменения в санкции ст. ст. 290,291 УК РФ, внесенные в июле 2016 года.

Ключевые слова: уголовное право, взятка, ответственность, должностное лицо

За весь период развития уголовно-правовой системы, борьба с коррупцией не теряла своей актуальности ни во время правления царей, ни в период становления демократии. Не смотря на регулярное внесение изменений в нормы уголовного кодекса, регламентирующие ответственность за взяточничество, панацеи от данного недуга не выработано. Это доказывает новая редакция Уголовного кодекса Российской Федерации от 03.07.2016, где основные доработки внесены именно в ст. ст. 290, 291 УК РФ, а также введена ст. 291.2 УК РФ, впервые предусматривающая наказание за мелкое взяточничество.

Из доклада Генерального прокурора Российской Федерации, зачитанного на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации следует, что за 2015 год преступлений коррупционной направленности зарегистрировано на 13 % выше показателя прошлого года. При этом имеются факты привлечения к уголовной ответственности за совершение должностных преступлений и взяточничества глав регионов и муниципальных образований, депутатов различного уровня (всего 958 лиц указанной категории за один год). [1] Указанные факты свидетельствуют о том, что нормы Уголовного кодекса Российской Федерации вовремя претерпели поправки.

[3]

С 1996 года принятием Уголовного кодекса РФ, в нашей стране продолжается борьба со взяточничеством. Возвращается система штрафования виновных лиц, как альтернатива лишения свободы. Затем поправками законодатель дополняет санкцию ст. 290 УК РФ (получение взятки) таким видом наказания, как принудительные работы. На этом законотворческая деятельность не останавливается и одним из крайних, но не окончательных изменений, является Федеральный закон от 4.05.2011 № 97-ФЗ, где в санкции статей о взяточничестве был включен новый вид основного наказания – штраф, кратный сумме взятки.

Кроме того, имеются изменения к примечанию рассматриваемой статьи, где лицо освобождается от ответственности за активное способствование раскрытию и расследованию преступления, а также в случае наличия вымогательства со стороны лица, получившего взятку, а также если лицо, добровольно сообщило в правоохранительные органы о факте совершения преступления.

Анализ собранных данных позволяет проследить, что в санкции ст.ст. 290 и 291 УК РФ при назначении наказания в виде лишения свободы, штраф теперь назначается в обязательном порядке, а не по усмотрению суда, как это было в прежних редакциях. Однако, в настоящее время необходимо задуматься о реальности несения подобного наказания. Анализ судебной практики показывает, что лицам, давшим взятку назначается как штраф кратный сумме взятки, так и наказание в виде лишения свободы (зачастую условно). Однако, кратные суммы настолько велики, что представляется невозможность выплаты данных средств, даже при реализации имеющегося имущества. В связи с чем, судебные приставы выходят в суд с ходатайствами о замене штрафа наказанием связанным с лишением свободы (для злостных неплательщиков), либо прекратят исполнительное производство.

Прослеживаемая тенденция на увеличение сроков наказания в виде лишения свободы: по ст. 290 УК РФ до 15 лет (против 12 лет в прежней редакции) и по ст. 291 УК РФ до 12 (против 8 лет в прежней редакции) указывает на альтернативу несения реального наказания.

Таким образом, анализ внесенных изменений в УК РФ показал, что квалифицированные составы преступлений, предусмотренных ст. 290, 291 УК РФ, стали относиться к категории особо тяжких преступлений. Что влечет за собой правовые последствия, как назначение более строгого вида исправительного учреждения, увеличение сроков погашения судимости. Также необходимо отметить, что наряду со штрафом кратным сумме взятки, вновь возвращен стабильный размер штрафа, который также назначается по усмотрению суда.

Помимо внесения ряда изменений в санкции ст. ст. 290, 291 УК РФ, законодатель ввел новую норму Уголовного кодекса Российской Федерации — совершение мелкого взяточничества (ст. 291.2 УК РФ). Диспозиция статьи предусматривает ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. При этом наказание представляется весьма существенным для данного рода преступлений: штраф до двухсот тысяч рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, а также исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. Таким образом, данный состав преступления относится к категории не тяжких преступлений и несет иные правовые последствия, нежели основные составы, содержащие квалифицированные признаки.

Не смотря на наличие положительных моментов, существует и негативная сторона криминализации данного вида преступления. Так, с момента нововведения, взяткодатели имеют лазейку — сводя умысел к передаче взятки в мелком размере, будут нести меньшее наказание. Однако, в данном случае на квалификацию большое влияние оказывает правильно организованная работа оперативных и следственных работников.

Таким образом, по замыслу законодателя, новый уголовный закон направлен на существенное ограничение не только личных, но и имущественных прав, как взяткодателей, так и взяткополучателей. Предполагается, что применение новых норм позволит более успешно реализовать меры государственной антикоррупционной политики.

Список используемой литературы:

Дача взятки (ст. 291 УК). Условия освобождения от уголовной ответственности

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника —

наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Читайте так же:  Штраф за отсутствие бухгалтерского учета ооо

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Объект преступления – общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Предмет преступления – деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Объективная сторона заключается в даче взятки должностному лицу лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1) или за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

Дача взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное комментируемой статьей. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки или подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

Должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части статьи 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, – как соучастник дачи взятки .

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Дача взятки состоит в незаконном вручении, пе­редаче материальных ценностей или предоставлении выгод иму­щественного характера должностному лицу лично или через по­средника за совершение действий (бездействия), входящих в слу­жебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покрови­тельство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК).

Субъектом преступления может быть гражданин России, ино­странный гражданин и лицо без гражданства.

Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с 16-летнего возраста.

В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностные лица, что не имеет значения для ква­лификации дачи взятки. Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки, несет от­ветственность как взяткодатель, а работник, договорившийся о вы­полнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как соучастник дачи взятки.

С субъективной стороны дача взятки совершается с прямым умыслом. Субъект преступления общий. В содержание умысла преступника входит то, что он предоставляет должностному лицу незаконное вознаграждение (вы­году) имущественного характера именно как взятку, т. е. за дейст­вие или бездействие последнего с использованием служебных пол­номочий либо за способствование в силу должностного положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом или за общее покровительство или попустительство по службе. Если субъект добросовестно заблуждается относительно оснований пере­дачи, полагая, что это не вознаграждение, или не осознавая его неправомерность, состав дачи взятки отсутствует.

Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткода­тель с помощью взятки, могут быть разными. Это и корыстные побуждения, и побуждения личного порядка, желание обойти за­кон, освободиться от ответственности, желание отблагодарить долж­ностное лицо за принятое им решение, удовлетворяющее интере­сы взяткодателя, и т. д.

Квалифицированным видом преступления (ч. 2 ст. 291) яв­ляется дача взятки должностному лицу за совершение им заведо­мо незаконных действий (бездействия). Для вменения взяткода­телю данного квалифицирующего признака необходимо доказать умысел взяткодателя, знание им того, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездейст­вия).

Второй квалифицирующий признак дачи взятки — неодно­кратность (ч. 2 ст. 291 УК) — предполагает совершение этого преступления: 1) лицом, ранее судимым за дачу взятки, или 2) не менее двух раз лицом, ранее не судимым.

Вымогательство взятки как основание, влекущее освобож­дение взяткодателя от уголовной ответственности, понимается точно так же, как и вымогательство, являющееся квалифицирующим признаком получения взятки.

Норма об освобождении взяткодателей от уголовной ответст­венности в случае их добровольного сообщения о преступлении по своей направленности является стимулирующей, побуждая винов­ного к деятельному раскаянию, к заглаживанию вреда, к разобла­чению взяткополучателя. Интересы получателя взятки и взятко­дателя взаимосвязаны, тем более в случаях, когда взятка дается без вымогательства, по собственному желанию взяткодателя. Ни тот, ни другой в принципе не заинтересованы в предании огласке содеянного. Чтобы разорвать эту связь, закон предоставляет шанс лицу, давшему взятку, освобождая его от ответственности при ус­ловии добровольного сообщения им о содеянном.

Добровольным считается сообщение, сделанное не вынужден­но, а по собственному желанию взяткодателя при осознании им того обстоятельства, что о данной им взятке органам власти еще не известно. При указанном выше условии мотивы, по которым сде­лано сообщение, и время, которое прошло с момента дачи взятки, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о даче взят­ки должно быть признано добровольным и в тех случаях, когда взяткодатель сообщил о преступлении, поскольку должностное лицо, получившее взятку, не выполнило обещанного. При этом, конечно, взяткодатель должен считать, что органы власти не располагают информацией о преступлении.

Читайте так же:  Доверенность председателю совета мкд, образец

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве

В Российском законодательстве имеется несколько составов преступлений, безусловно относящихся к преступлениям коррупционной направленности. Среди них не совсем обычное преступление – посредничество во взятке.

Статистика

Это сравнительно «молодое» преступление, в самостоятельный состав оно выделено в 2011 году, когда законодатель дополнил УК РФ новой статьей 291.1 «Посредничество во взяточничестве». По этой норме установлено наказание фактически за 2 самостоятельных состава преступления — «помощь» взяточникам и обещание или предложение ее оказать.

До указанного момента предусмотренные статьей деяния рассматривались как соучастие в преступных деяниях, связанных со взяточничеством, квалифицировались по статьям 290 «Получение взятки», 291 «Дача взятки» с указанием ст. 33 УК РФ, наказание назначалось по ним же.

Статистика показывает, что «помочь» взяткополучателям и взяткодателям в достижении их цели не так уж мало. Так, за 10 месяцев 2018 года органами правоохраны зарегистрировано 825 фактов посредничества во взятке, что на 13,2% больше, чем за тот же период 2017 (729).

Состав уголовно-наказуемого деяния

Термин «посредничество во взяточничестве» раскрыт в первой части ст. 291.1. Под ним подразумевают два варианта возможных действий, которые составляют объективную сторону преступления:

  1. Сама передача взятки по просьбе, поручению взяточника или того, в чьих интересах взятка передается.
  2. Другая помощь в достижении, реализации договоренности о получении и даче взятки – любые действия, цель которых содействие в достижении конечной цели взяточников и тех, кто взятку передает. Например, это поиск должностного лица, способного «решить вопрос», переговоры, уговоры к «помощи» взяткодателю и прочие.

Ответственность по ст. 291.1 УК РФ для посредника наступит исключительно, если сумма взятки является значительной. Для названной статьи значительной взяткой будут деньги или имущество, стоимость которых больше 25 тыс. рублей. Если посредник каким-либо образом «помогал» передать или получить взятку меньшего размера – состава преступления по названной статье в его действиях нет.

Посредник – связующее взяткополучателя и взяткодателя звено, он не имеет собственного интереса во взятке, действует в интересах ее сторон, не используя в качестве взятки свое имущество.

Посредником во взяточничестве в определенных обстоятельствах может являться подчиненный, передавший взятку по поручению своего руководителя, который при таких обстоятельствах может отвечать по УК как взяткодатель по ст. 291 УК РФ.

Объектом этого преступления – сферой, которой причиняется вред – является организованная деятельность аппарата государства и авторитет власти.

Субъектом – тем, кто может быть привлечен к ответственности – является вменяемый человек (только физическое лицо), который ко времени совершения деяния достиг 16 лет.

Субъективная сторона – отношение посредника к содеянному – прямой умысел, означающий, что виновный осознает противоправность своих действий и их последствий, несмотря на это, их совершает и хочет наступления вреда.

Оконченное посредничество и покушение

Посредничество, выраженное в непосредственной передаче взятки окончено с той минуты, когда должностное лицо примет хоть часть предполагаемой взятки.

Покушение на такое деяние будет при следующих условиях:

  • должностное лицо отказалось от принятия взятки;
  • передача взятки не состоялась по причинам, не зависящим от посредника, например, когда преступное деяние пресечено сотрудниками органов правоохраны до передачи взяткополучателю уже полученного предмета взятки.

Посредничество, выраженное в ином способствовании, завершено с момента совершения действий, направленных на «помощь» во взяточничестве. Например, оконченный состав по ст. 291.1 может быть, когда посредник подыщет для взяткодателя или взяткополучателя заинтересованное лицо, организует их встречу и т. д. Не важно, присутствовал ли он в дальнейшем лично при передаче самой взятки.

Мнимое посредничество

От настоящего посредничества нужно отличать мошенничество, имеющее с ним общие черты. Как мошенничество могут быть квалифицированы действия человека, вызвавшегося оказать услуги посредника между получателем взятки и взяткодателем, который реально этого делать не собирался, а полученные для передачи в качестве взятки ценности присвоил себе. При этом в действиях передавшего ценности для дачи взятки, могут быть усмотрены признаки покушения на дачу взятки.

Следует указать, что помимо ст. 159 УК РФ «Мошенничество», в действиях фальшивого посредника могут быть признаки подстрекательства к покушению на дачу взятки в случае, если первоначально никто не собирался давать взятку, а поддался уговорам «посредника».

Посредничество, выраженное в ином способствовании, завершено с момента совершения действий, направленных на «помощь» во взяточничестве. Например, оконченный состав по ст. 291.1 может быть, когда посредник подыщет для взяткодателя или взяткополучателя заинтересованное лицо, организует их встречу и т. д. Не важно, присутствовал ли он в дальнейшем лично при передаче самой взятки.

Часть 1 ст. 291.1

Посредничество во взяточничестве по ч. 1 ст. 291.1 УК РФ без отягчающих ответственность признаков влечет наказание в виде:

  1. Штрафа:
    • до 700 тыс. руб.;
    • в сумме всех доходов за период до 12 мес.;
    • 20-40 кратной взятки;
  2. Лишения свободы до 4 лет.

Часть 2 ст. 291.1

Квалифицирующие признаки по второй части – это посредничество во взяточничестве:

  • за заведомо незаконные действия или бездействие;
  • с использованием положения по службе.

Подобные деяния могут повлечь:

  1. Штраф:
    • до 1 млн. руб.;
    • в размере 100% дохода за промежуток времени до года;
    • 20-50-кратной взятки;
  2. Тюремное заключение, продолжительностью 3-7 лет.

Часть 3 ст. 291.1

Особо квалифицирующие признаки деяния – посредничество:

  • группой лиц, обговоривших заблаговременно совершение деяния совместно;
  • организованной группой – объединением людей, цель которых – преступная деятельность;
  • в даче-получении крупной взятки, начиная со 150 тыс. руб.

Наказание за такое посредничество прописано ч. 3 ст. 291.1, за него может последовать:

  1. Штраф:
    • 1-2 млн. руб.;
    • на сумму зарплаты и всех других доходов за год-два;
    • 50-70-кратной взятки;
  2. Лишение свободы на 5-10 лет.

Часть 4 ст. 291.1

Наибольшую опасность для общества, по мнению законодателя, представляет посредничество во взяточничестве в особо крупном (более 1 млн. руб.) размере. Наказание за него предусматривается ч. 4 ст. 291.1 УК РФ в виде:

  1. Штрафа:
    • 1,5-3 млн. руб.;
    • в размере всего заработка и иных доходов за 2-3 года;
    • 60-80-кратной взятки;
  2. Тюремного заключения, продолжительностью 7-12 лет.

Дополнительное наказание

В качестве дополнительного наказания могут назначаться:

  1. Лишение права замещать должности и осуществлять деятельность, которые определит суд и укажет в приговоре:
    • по ч. 1 (со штрафом) и ч. 2 (здесь и в последующих частях статьи — с любым из основных наказаний) – до 3 лет;
    • по ч. 3 – до 5 лет;
    • по ч. 4 – до 7 лет.
  2. Штраф в размере не превышающем:
    • 20-кратной взятки по ч. 1;
    • 30-кратной по ч. 2;
    • 60-кратной по ч. 3;
    • 70-кратной по ч. 4.

[1]

За деяния, начиная с ч. 2 анализируемой нормы, с лишением свободы может назначаться одно или сразу оба вида дополнительного наказания. Если суд на основании исследованных в заседании фактов посчитает доп. наказание не нужным, оно может и вовсе не назначаться.

Два одинаковых вида основного и дополнительного наказания, в частности штрафа, одновременно не назначаются.

Предложение посредничества, обещание его оказать

Отдельное преступление запрещено ч. 5 ст. 291.1 УК РФ. Оно отличается от деяний по предыдущим частям объективной стороной, то есть действиями, составляющими преступление. Для наступления ответственности она может состоять:

  1. В обещании оказать посредничество во взяточничестве – это выраженное посредником согласие в любой форме, взятое на себя обязательство совершить действия, являющиеся объективной стороной посредничества, о которой говорилось выше, или часть ее. Здесь инициатива исходит от заинтересованных в даче-получении взятки людей, а не от «будущего» посредника.
  2. В предложении оказать посильную «помощь» при передаче или получении взятки – какие-либо действия, исходящие от вероятного посредника, направленные на доведение до сведения заинтересованных людей информации о, например, имеющейся у него возможности «решить вопрос» за взятку, помочь ее получить.
Читайте так же:  Сип инкотермс 2010
Видео (кликните для воспроизведения).

Это преступление также характеризуется формальным составом – для наступления за него ответственности не обязательно наступление негативных последствий. Оно завершено с момента совершения указанных выше действий – высказывания намерения, согласия выступить посредником.

Если впоследствии человек, обещавший или предложивший посредничество, его совершил – он может привлекаться не по ч. 5 ст. 291.1, а по ч. 1-4 этой статьи.

Наказание по ч. 5 ст. 291.1 УК РФ

Подобные действия для «будущего» посредника могут повлечь:

  1. Штраф:
    • до 3 млн. руб.;
    • в размере доходов осужденного за период до 3 лет;
    • до 60-кратной взятки;
  2. Лишение свободы до 7 лет.

С любой из вышеуказанных форм ответственности может применяться дополнительное наказание – до 5 лет лишения права замещать определенные должности и осуществлять конкретную деятельность. С тюремным заключением может назначаться и штраф до 30-кратной взятки.

Тяжесть и срок давности

Часть статьи 291.1 УК РФ Степень тяжести Давность наступления ответственности
(с даты совершения)
1 средняя 6 лет
2 тяжкая 10 лет
3 тяжкая 10 лет
4 особо тяжкая 15 лет
5 тяжкая 10 лет

Освобождение от ответственности

Законодатель предусмотрел возможность для человека, сыгравшего роль посредника во взяточничестве, не отвечать по УК при следующих условиях:

  • он активно помогал раскрытию и (или) пресечению преступления;
  • по собственной инициативе сообщил о преступлении правоохранителям, в полномочиях которых возбуждение дела об этом преступлении.

Подследственность

Проведением процессуальных проверок и расследованием дел по ст. 291.1 УК РФ по общим правилам подследственности занимаются уполномоченные сотрудники Следственного комитета РФ.

Территориально они проводятся отделом СК, к зоне обслуживания которого относится место непосредственного совершения преступления.

Следует отметить, что заявления и сообщения о любом преступлении должны быть приняты и зарегистрированы в любом правоохранительном органе. Отказ в приеме заявления о преступлении не законен.

Заключение

Законодателем установлена довольно суровая ответственность для людей, выступивших «помощниками» получателям взяток или взяткодателям, а также для обещавших и предложивших такую «помощь». Она практически одинакова с наказанием для самих взяточников. Поэтому, прежде чем совершать запрещенные действия, стоит все хорошо обдумать, чтобы не лишиться значительной суммы денег или свободы за с первого взгляда безобидные действия.

Ответственность за коррупцию в России

Коррупция – это бич современной России. Количество коррупционеров увеличивается прямо пропорционально росту числа новых чиновников.

По данным международного Индекса восприятия коррупции Россия входит в 50 самых коррумпированных стран мира. При этом большую часть осужденных за коррупционные действия составляют мелкие взяточники, в то время как крупные продолжают заниматься противоправными действиями.

Коррупция (ст. 290 УК РФ) – это одно из тех немногих преступлений, ответственность за которые предполагает применение существенных штрафных санкций, размер которых определяется, исходя из суммы полученной взятки.

Понятие и особенности коррупционных преступлений

Определение, что такое коррупция, содержится в специальном законе – ФЗ-273 «О противодействии коррупции».

Понятие коррупции включает в себя следующие категории преступлений:

  • Получение взятки;
  • Дача взятки;
  • Злоупотребление полномочиями;
  • Коммерческий подкуп;
  • Иные виды незаконного использования должностного положения.

Главный мотив совершения коррупционных действия – это корыстный мотив. Чиновник идет на нарушение законодательства с целью извлечения выгоды в виде денег, имущества, имущественных и неимущественных прав.

При этом выгоду может приобретать, как он сам, так и другое лицо, в интересах которого совершается преступление.

Не только чиновники выступают фигурантами коррупционных преступлений. Ими могут стать любые сотрудники, имеющие определенную степень власти, и действующие в личных интересах, а не в интересах той организации, сотрудником которой они являются.

Особо широко развита коррупция в деятельности следующих работников:

  • Чиновники;
  • Депутаты;
  • Политики;
  • Судьи;
  • Прокуроры, адвокаты, сотрудники следствия и полиции;
  • Врачи;
  • Учителя школ и ВУЗов;
  • Сотрудники местных администраций и т.д.

В 2015 году президентом были приняты поправки в УК РФ и УИК РФ о снижении минимальных размеров штрафов за дачу и получение взятки.

Сегодня самым главным коррупционным делом в стране является осуждение бывшего министра экономического развития – Алексея Улюкаева, отбывающего срок за получение взятки.

Объектом взятки могут стать следующие ценности:

  • Деньги;
  • Ценные бумаги;
  • Ремонт квартиры;
  • Строительство дачи;
  • Занижение стоимости продаваемого имущества;
  • Уменьшение арендных платежей и др.
  • Очевидно, что выступать в роли взятки и выгоды может что угодно.

    Не может быть взяткой только услуги нематериального характера, которые не влекут появление имущественной выгоды. К примеру, это может быть высокая рецензионная оценка.

    Злоупотребление полномочиями

    Злоупотребление полномочиями представляет собой незаконное использование служебного положения, когда это приводит к возникновению ущерба или затрагиванию чужих интересов. Ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 201 УК РФ.

    Быть субъектом такого преступления могут быть следующие лица:

    • Единоличный исполнительный орган компании;
    • Член совета директоров;
    • Член иного коллегиального исполнительного органа;
    • Лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

    Максимальный срок за злоупотребление полномочиями равен 10 годам лишения свободы при условии, что преступные действия привели к тяжким последствиям.

    Читайте так же:  Выписки егрп срочно

    Коммерческий подкуп

    Подкуп тесно связан с понятиями дачи взятки и ее получения. Однако, коммерческий подкуп имеет свои отличительные особенности.

    В частности, при подкупе получение денег или иных ценностей за действия или бездействия происходит лицом, которое выполняет управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

    Ответственность за коммерческий подкуп регламентирована ст. 204 УК РФ. Привлекаться за подкуп могут, как те лица, которые получили ценности, так и те, которые их вручали.

    За коммерческий подкуп в значительном размере предусмотрена ответственность в виде 3 лет лишения свободы, в крупном размере – 7 лет, в особо крупном – 8 лет тюрьмы. Это максимальные значения ответственности.

    Значительным размером подкупа признается сумма в 25 000 рублей, крупным размером – 150 000 рублей, особо крупным – 1 миллион рублей.

    Получение взятки

    Россия участвует в различных международных мероприятиях по борьбе с коррупцией. В частности, в 2006 году была ратифицирована Конвенция ООН против коррупции, согласно которой каждый гражданин имеет право сообщить об известных ему фактах нарушения закона.

    Ответственность за получение взятки установлена ст. 290 УК РФ, согласно которой стать фигурантами уголовного дела могут стать:

    • Должностные лица;
    • Иностранные должностные лица;
    • Должностные лица публичных международных организаций.

    Не имеет значения для обнаружения факта преступления по ст. 290 УК РФ лично или через посредника была получена взятка.

    За обычное без квалифицирующих отягчающих признаков получение взятки может последовать следующее наказание:

    • Штраф до 1 миллиона рублей;
    • Штраф в размере дохода осужденного до 2 лет;
    • Штраф от 10 до 50 размеров полученной взятки;
    • Исправительные работы от года до 2 лет;
    • Принудительные работы до 5 лет;
    • Лишение свободы до 3 лет.

    Когда виновное в преступлении лицо занимает государственную должность на федеральном, региональном или местном уровне, ему может грозить до 10 лет тюрьмы. Это является отягчающим вину обстоятельством.

    Кроме него, к таким обстоятельствам относятся:

    • Значительный, крупный и особо крупный размер взятки;
    • Совершение преступления группой лиц по сговору или ОПГ;
    • Применение вымогательства при получении взятки.

    Дача взятки

    Сесть в тюрьму можно не только за получение взятки, но и за ее дачу. Дача взятки признается действующим законодательством точно таким же опасным преступлением, как и получение взятки. В УК РФ ответственность за вручение конверта с деньгами предусмотрена ст. 291.

    Дача взятки напрямую или через посредника преследуется по закону следующими видами ответственности:
    • Штраф до 500 тысяч рублей;
    • Штраф в размере дохода осужденного до года;
    • Штраф от 5 до 30 размеров взятки;
    • Исправительные работы до 2 лет;
    • Принудительные работы до 3 лет;
    • Лишение свободы до 2 лет.

    Виновному в даче взятки грозит до 15 лет тюрьмы, если сумма взятки будет отнесена к особо крупному размеру. УК РФ при этом устанавливает особые случаи освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки.

    Это могут быть следующие обстоятельства:

    • Виновное лицо активно способствует раскрытию или расследованию преступления о даче взятки;
    • В отношении виновного лица имело место вымогательство взятки;
    • Виновное лицо добровольно призналось в содеянном в отделении полиции.

    Наказание за коррупцию в России строгое. Однако, доказать сам факт наличия коррупционной составляющей довольно непросто. Давно закончилось то время, когда взятки передавали из рук в руки в конвертах.

    Сегодня для этого используются банковские счета, офшоры, подставные юридические лица, коммерческие расходы, фиктивные тендеры и прочие, с виду вполне законные, предпринимательские действия.

    Для активной борьбы с коррупцией требуется активизировать все гражданское население. Большая часть таких преступлений раскрывается именно по доносам неравнодушных граждан, после чего организовывается поимка на живца с мечеными деньгами.

    Куда жаловаться на коррупцию чиновников?

    С 2017 года активно ведется разработка изменений в закон «О коррупции», которые коснутся усиленной защиты сотрудников тех предприятий и ведомств, которые сообщат об известных им фактах коррупции.

    Подобные меры действительно крайне необходимы, ведь многие из граждан не сообщают о коррупции, боясь за собственную жизнь или работу.

    Для тех, кто не боится за свою безопасность и готов проявить свою активную гражданскую позицию, мы представим рекомендации по действенным методам сообщения о коррупции.

    В стране борьбой с коррупцией занимается ГУ МВД РФ, в частности, подразделение Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции.

    Кроме того, на территории страны действует общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией», куда также можно подать свои обращения.

    Итак, пожаловаться на коррупционеров можно в следующие организации:

    • ГУЭБиПК МВД РФ. В Москве эта организация расположена по адресу: ул. Новорязанская, д. 8А, стр.3. Узнать региональные адреса подразделений можно на сайте управления.
    • Комитет по борьбе с коррупцией расположен в Москве, бульвар Зубовский, д.4. Подать обращение можно по электронной почте или направлением обычного бумажного письма.
    • Администрация Президента РФ – город Москва, 2-й Хорошевский проезд, д. 7, корп. 1.
    • Первое антикоррупционное СМИ — http://pasmi.ru/contact.

    Каждый гражданин по закону в 2019 году имеет право анонимно сообщить о коррупции.

    При подаче не анонимного обращения сотрудники, принявшие его, обязаны сохранить имя свидетеля коррупции в тайне.

    Однако, если человек даже при этом опасается за свою безопасность, лучше подавать обращения через звонки в таксофонов или анонимными письмами.

    Так или иначе служба, получившая обращения, обязана его проверить за достоверность.

    Коррупция – это фактор дестабилизации экономической, социальной и политической жизни в стране. От роста и развития коррупции ухудшается не только позиция страны на мировой арене, но и благосостояние каждого отдельного ее гражданина.

    Бороться с беспределом, царящим в кругах чиновников и бюрократов, это долг каждого человека.

    Взяточничество является уголовным преступлением, и виновные лица должны нести такую же уголовную ответственность, как и обычные граждане, преступившие закон, без учета их высоких должностей и связей.

    Общая характеристика взяточничества

    Понятие взяточничества по уголовному праву России

    Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений в связи с тем, что наблюдается взаимная заинтересованность взяткодателя и взяткополучателя, которая обычно тщательно скрывается. В законодательстве взяточничество рассматривается в качестве одного из видов нарушения служебного долга, как корыстное служебное (должностное) положение. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.

    В российском уголовном праве дается следующее определение взятки. Взятка – это различного рода выгоды материального характера, получаемые должностным лицом за выполнение или невыполнение в интересах дающего или представляемых им лиц каких-либо действий (бездействия), если такое деяние входит в служебные полномочия субъекта, либо он в силу должностного положения может способствовать таким деяниям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе. 1

    Читайте так же:  Критерии сетевой организации

    УК РФ предусматривает два самостоятельных преступления: «получение взятки» (ст. 290 УК РФ) и «дача взятки» (ст. 291 УК РФ). Основные причины получения и дачи взятки:

    Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения входящего в круг служебных обязанностей должностного лица. Предпринимателю выгоднее дать взятку и быстро, например, получить лицензию на торговлю спиртными напитками, чем ждать решения своего вопроса.

    Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий чиновника по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие врачом санэпидемстанции мер к нарушителю требований санитарных норм за определенное вознаграждение.

    В-третьих, это платеж за подкуп самого чиновника, для того, чтобы он, оставаясь служащим в государственных или муниципальных органах, заботился о корыстных интересах взяткодателя. 1

    Применительно к составу получения взятки «мизерные, малоценные подношения, подарки, являющиеся, скорее, знаками внимания, уважительности, в виде, например, пачки или даже блока сигарет, газовой зажигалки, плитки шоколада, коробки конфет, букета цветов, бутылки вина, взяткой считаться не могут». 2

    Следует отметить, что по смыслу ст. 575 Гражданского кодекса РФ, служащим государственных и муниципальных органов не допускается принимать в дар имущественные ценности, стоимость которых превышает пять установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров оплаты труда в связи с их должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей. 3

    Внешне взятка напоминает договор дарения, хотя по существу не имеет с ним ничего общего, или незаконный договор подряда, где заказчиком нужной услуги выступает взяткодатель, а подрядчиком – взяткополучатель.

    Гражданское законодательство, в котором дается определение договора дарения, гласит, что «по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или третьим лицом.

    При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением». 1

    Квалифицируя действия должностных лиц, получающих взятку, следует руководствоваться Указом Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г. № 361. Данным Указом установлен запрет служащим госаппарата выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства, за исключением научной, преподавательской или творческой деятельности. 2

    Таким образом, два этих термина представляют собой два самостоятельных состава преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Каждое из названных посягательств на указанные интересы в качестве оконченных деяний не может быть совершено само по себе, вне связи с другим преступлением. Они, следовательно, находятся относительно друг друга в положении так называемого «необходимого соучастия», при котором отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ее получения. Получение взятки законодатель расценивает как значительно более общественно опасное деяние, которое относится в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК РФ к категории особо тяжких преступлений.

    Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что оно резко изменяет форму нормативно установленного порядка осуществления некоторых нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы. Практика свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев отдельными гражданами взятки даются должностным лицам для получения в обход закона или установленного порядка тех или иных преимуществ, материальных или иных благ. Неправомерно приобретая за взятку какие-либо блага, взяткодатели тем самым непосредственно создают условия для ущемления прав и законных интересов других граждан. Взяткодатель путем подкупа должностного лица ставит себя как бы на место законного обладателя соответствующего права, добивается от взяткополучателя такого неправомерного решения в свою пользу, при котором другой гражданин лишается возможности в полной мере реализовать принадлежащее ему по закону право на осуществление своих интересов.

    В судебной практике известны такие случаи, когда прогрессирующая динамика преступных актов дачи-получения взяток обретает черты некой системы с жестко предписанными правилами: младший по чину работник обязан дать взятку старшему, старший передает еще более высокому начальнику, таким путем по восходящей служебной «лестнице» взятка, естественно, увеличиваясь в размере, порой достигает иных безнравственных руководящих должностных лиц того или иного звена органов государственной власти и управления, обретая черты такого остро негативного социального явления как коррупция. 1

    УК РФ определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч.1 ст.290 УК).

    [2]

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Взяточничество распространено в настоящее время практически во всех странах мира. Одной из причин взяточничества является то, что чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему «ресурсами» путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, перераспределение собственности (приватизация), государственные и муниципальные заказы или льготы, а также возможность принятия законного или незаконного решения, например в возбуждении или в необоснованном отказе в возбуждении уголовного дела и т.п. 1

    Источники


    1. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.

    2. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.

    3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
    4. Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 802 c.
    5. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.
    Уголовная ответственность за взяточничество
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here