Учет бесхозяйного имущества

Описание страницы: учет бесхозяйного имущества - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Уточнен порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости

Установлено, что в случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение 5 лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней по истечении указанного срока будет направлять сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта РФ — города федерального значения. Соответствующий орган будет инициировать процедуру признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном порядке.

Это правило не применяется к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в нем.

Также Федеральным законом уточнен порядок представления документов на государственную регистрацию прав. Так, лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.

Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2015 года.

Учет бесхозяйного имущества

Дата документа 01.10.2016
Метки Статья

ПРИНЯТИЕ НА УЧЕТ БЕСХОЗЯЙНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

В 2017 году будет действовать новый порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества, признанных бесхозяйными. Сведения о таком имуществе учитываются органами Росреестра на основании заявлений органов местного самоуправления или органов исполнительной власти городов федерального значения. Впоследствии по решению суда бесхозяйное имущество может поступать в государственную (муниципальную) собственность.

Новый порядок

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и прилагаемых документов;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом № 218-ФЗ к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Постановка на учет бесхозного здания.

Муниципальному образованию необходимо поставить на учет бесхозное здание, для этого необходимо провести расходы по определению рыночной стоимости данного имущества какой будет раздел подраздел 0113 или 0412?И может ли муниципальное образование произвести такие расходы если данное здание первоначально было поставлено на учет по цене 1 рубль и передано в хозяйственное ведение муниципальному унитарному учреждению.

Для операций по учету имущества муниципальной казны, расходам по имуществу муниципальной казны используйте подраздел 0113 «Другие общегосударственные вопросы». Согласно Указаниям №65н по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» подлежат отражению расходы на выполнение функций по общегосударственным вопросам, не отнесенным к другим подразделам данного раздела, в том числе на управление государственной (муниципальной) собственностью.

Обоснование
Гражданский кодекс РФ Часть первая

Статья 225. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931

Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — федеральный орган, орган регистрации прав);
территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — орган регистрации прав).
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее — орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее — объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ

Статья 2. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н

По подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» подлежат отражению расходы на выполнение функций по общегосударственным вопросам, не отнесенным к другим подразделам данного раздела, в том числе на управление государственной (муниципальной) собственностью.

Также по данному подразделу отражаются расходы:
на обеспечение выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов;
федерального бюджета на предоставление единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г.Байконура.

Как оформить и отразить в бюджетном учете поступление имущества казны

Порядок учета

Порядок учета имущества казны определяется собственником.

В отношении имущества, которое находится в федеральной собственности, порядок учета установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447.

Правила ведения реестра федерального имущества утверждены приказом Минэкономразвития России от 11 сентября 2007 г. № 307.

В каком порядке учитывать имущество казны субъектов РФ (муниципальной казны) и вести его реестр, решают региональные и местные власти. Например, для Москвы это установлено постановлением правительства Москвы от 18 июня 2012 г. № 273-ПП. Также есть Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53. Он регулирует учет объектов казны, контролирует их состояние и использование.

Документальное оформление

При поступлении имущества в состав казны оформите акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Это следует из Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Документом, который подтверждает право собственности публично-правового образования на объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2006 г. № Ф04-7746/2006(28555-А27-24)).

Структура реестра и порядок работы с ним должны быть определены в нормативно-правовом документе публично-правового образования. В частности, данным документом устанавливаются:

· состав и перечень регистрируемых параметров объектов;

· порядок сбора, обработки и актуализации данных;

· полномочия и ответственность учреждения, на которое возложена обязанность по созданию и ведению реестра.

Включение в реестр объектов нефинансовых активов имущества казны допускается при наличии:

· распоряжения главы публично-правового образования (иного распорядительного документа);

· комплекта технических документов, позволяющих однозначно идентифицировать объект реестра;

· свидетельства о госрегистрации права на объект реестра (в необходимых случаях).

Бухучет НФА

В бухучете нефинансовые активы (НФА), входящие в состав имущества казны, учитывайте на аналитических счетах счета 108.00 «Нефинансовые активы имущества казны»:

· 108.51 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;

· 108.52 «Движимое имущество, составляющее казну»;

· 108.53 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»;

· 108.54 «Нематериальные активы, составляющие казну»;

· 108.55 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;

· 108.56 «Материальные запасы, составляющие казну».

Порядок учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым документом (положением, регламентом) публично-правового образования. В данном документе прописывают:

· четкий порядок взаимодействия участников, которые несут ответственность за движение имущества казны;

· документы, которые служат основаниям для принятия объекта к учету (выбытия объектов);

[3]

· другие организационные моменты.

По общему правилу имущество казны отражают в бухучете в стоимостном выражении, а инвентарный и аналитический учет не ведут. Но учреждение вправе закрепить в учетной политике другой порядок (п. 143 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Например, по аналогии с учетом ОС, НМА, МЗ, установленным Инструкцией к Единому плану счетов № 157н. Другой порядок может установить и финорган публично-правового образования.

К учету имущество казны принимайте по его первоначальной (фактической) стоимости. А земельные участки – по кадастровой (п. 23, 142 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

А если имущество в казну получено безвозмездно и первоначальная стоимость неизвестна? Тогда определите текущую оценочную стоимость объекта. То есть цену, по которой это имущество можно продать. Данные о такой цене подтвердите документами, например, заключением эксперта или письмом завода-изготовителя. Об этом сказано в пункте 25 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Иногда определить цену имущества в установленном инструкцией порядке не получится. Так, при получении в казну недвижимости бывает, что единственной оценкой, которая подтверждена документально, является кадастровая стоимость. Такое случается, если недвижимость ранее не стояла на кадастровом учете. И тогда уполномоченный орган сам определяет кадастровую стоимость объекта. В таком случае примите недвижимость к учету по оценочной стоимости, которая равна кадастровой. Такой порядок разъяснен в письме Минфина России от 1 февраля 2016 г. № 02-06-10/4657.

Периодичность отражения операций с имуществом казны в бюджетном учете также устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже одного раза в месяц (на отчетную дату).

Учет операций по движению имущества казны ведите (в соответствии с содержанием операции) в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) или в журнале по прочим операциям (ф. 0504071).

Порядок отражения в учете операций установлен пунктами 141–146 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 38 Инструкции № 162н и разъяснен в письме Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 02-06-10/559.

Если получили бесхозяйное имущество и на него нужно оформить право собственности, сначала отразите объект на забалансовом счете 01. После того как зарегистрируете право государственной (муниципальной) собственности, имущество спишите с забаланса и учтите на счете 108.00.

Письмо Минфина России от 15.07.2016 № 02-06-10/41999

Об отражении в бюджетном учете стоимости имущества, принятого в казну, которое ранее учитывалось как бесхозяйное имущество

Как Сельсовету оформлять здания как бесхозные.

Здравствуйте Татьяна! Ответственность за работу с бесхозяйным и бесхозяйственно содержимым имуществом возложена на Глав администраций соответствующих муниципальных образований (городской округ,муниципальный район, городское поселение, сельское поселение).

Читайте так же:  Должность по кадрам

Правовые основания для признания права муниципальной собственности на бесхозяйное и выморочное недвижимое имущество определены гражданским законодательством.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 No 701.

Порядок оформления бесхозяных обьектов недвижимого имущества следующий:

1.Сначала определяются бесхозяйные и бесхозяйственно содержимые объекты недвижимости на территории поселения, затем составляется их соответствующий перечень.

Администрация муниципального образования формирует комиссию для обследования фактически бесхозяйных и бесхозяйственно содержимых, предположительно брошенных объектов недвижимого имущества -жилого помещения (здания), земельного участка. По результатам работы определяется перечень бесхозяйных и бесхозяйственно содержимых объектов недвижимости.

2. После этого, проведятся обследования жилых помещений (зданий) и составляются соответствующие акты.

Акт обследования составляется комиссией, которую, как правило,возглавляет Глава соответствующего муниципального образования.

[1]

В комиссию могут входить работники Администрации соответствующего муниципального образования, работникиорганов местного самоуправления муниципального района (посогласованию), иные заинтересованные лица. Состав комиссии формируется в составе, как правило, 3-5 чел.

Функции указанной комиссии может осуществлять комиссия по благоустройству территории муниципального образования, утверждаемая нормативным правовым актом органов местного самоуправления муниципального образования. В акте, составленном комиссией,должно быть отражено то, что жилое помещение (здание) содержится в бесхозяйственно содержимом состоянии, неблагоприятно сказывается на архитектурном виде населенного пункта, может создавать опасность для населения.

[2]

3. Следующим этапом оформления документов идет — подготовка и направление запросов в соотвествующие органы:

1. Запрос в муниципальный архив с целью получения информации о собственниках соответствующих жилых помещений (зданий).

.2. Запрос в нотариальные органы на территории муниципального образования области с целью получения информации по обращениям граждан на оформление права наследования соответствующего жилого помещения (здания).

Читайте так же:  Изменения в трудовом договоре

.3. Запрос в филиал ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по соответствующей территории муниципального образования области с целью получения информации о наличии или отсутствии прав и остаточной стоимости на соответствующее жилое помещение (здание).

.4. Запрос в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом с целью получения информации о нахождении соответствующего имущества в государственной собственности Российской Федерации (о нахождении имущества в реестре федерального имущества).

.5. Запрос в департамент имущественных отношений и государственных закупок с целью получения информации о нахождении соответствующего имущества в государственной собственности (о нахождении имущества в реестре областного имущества).

.6. Запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по области о представлении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на соответствующее жилое помещение (здание).

.7. Запрос в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии о представлении выписки из кадастрового паспорта (кадастровой выписки) земельного участка под жилым помещением (зданием).

.8. В случае наличия зарегистрированного права собственности и смерти собственника также запрашивается свидетельство о смерти собственника в соответствующем территориальном подразделении органов записи актов гражданского состояния .

4. По результатам полученных на запросы ответов администрация муниципального образ-ования осуществляет следующие действия:

1. В случае, если жилое помещение (здание) не имеет собственника, или собственник неизвестен либо собственник от права собственности отказался необходимо действовать в порядке, установленном статьей 225 ГК РФ и Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 No 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»:

Направляет в соответствующий территориальный орган Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

К указанному заявлению должны быть приложены:

а) документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: -документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального государственного имущества и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

— документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями),осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 No 122 — ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

Заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.

Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.

Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Следующим этапом идет подача заявления в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. Необходимо учитывать, что такое заявление может быть направлено не ранее, чем по истечении 1 года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.

6. После этого,на основании решения суда подается заявление в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о регистрации права муниципальной собственности.

Оставьте пожалуйста свой отзыв!

Здравствуйте, уважаемая Татьяна! Вы правильно решили о том, что началом действий является оформление заброшенных зданий-руин как бесхозяйных: это обязанность органа местного самоуправления.
В
По существу вопроса поясняю следующее (с учетом текущей судебной практики):

1) В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.

2) Первоначальные действия сельсовета – это постановка на учет бесхозяйной вещи.

И только по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, сельсовет может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Следовательно, только по истечении года после постановки на учет объект недвижимого имущества в судебном порядке может быть признан бесхозяйным, при условии соблюдения всех предусмотренных законом условий.

3) Постановка на учет бесхозяйного имущества.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество — Росреестром, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учёту объектов недвижимого имущества.

Читайте так же:  Как оплачивается простой

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
— выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

— выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

4) В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются судом в порядке особого производства.

Таким образом, сельсовет после постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества (по истечении года) будет вправе обратиться в суд с заявлением в порядке особого производства о признании за собой права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.

Согласно части 1 статьи 291 ГПК РФ в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.

Согласно ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

5) И только после положительного и вступившего в законную силу решения суда сельсовет будет вправе распоряжаться указанными в вопросе объектами, в том числе «отдать эти здания и стены от зданий на баланс нашего нового НКО (Местная общественная организация)».

Если требуется более детальная консультация, обращайтесь, в том числе на адрес моей электронной почты.

Алгоритм работы муниципалитета с бесхозяйными дорогами

Зачем муниципалитету выявлять и ставить на учет бесхозяйные дороги

Муниципалитеты неохотно занимаются выявлением бесхозяйных дорог. Они опасаются, что придется тратить время и деньги на оформление бесхозяйных дорог в муниципальную собственность, а затем нести расходы на содержание. У такого бездействия могут быть негативные последствия. Органы прокуратуры заинтересуются бесхозяйной дорогой, выяснят, что у нее нет собственника, и обяжут муниципалитет поставить имущество на учет и оформить на него право муниципальной собственности.

Пример 1. Прокуратура Черноярского района Астраханской области провела проверку исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В одном из муниципалитетов Черноярского района прокурор выявил бесхозяйные автомобильные дороги общего пользования. Он установил, что муниципалитет не принимал в собственность данный объект недвижимости, что создавало угрозу безопасности дорожного движения на территории муниципального образования. Орган местного самоуправления — единственный, кто имеет право подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного (ст. 225 ГК). Судьи поддержали прокурора. Они обязали муниципалитет принять меры по постановке бесхозяйной автомобильной дороги на учет в Росреестре, а также зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество (решение Черноярского районного суда от 31.08.2010 по делу № 2–401/2010).

В этой статье мы собрали рекомендации по организации работы с бесхозяйными дорогами.

Как выявить бесхозяйные дороги

Правовой режим бесхозяйных вещей, правила их учета и приобретения в собственность закреплены в гражданском законодательстве. Вещь считается бесхозяйной, если не имеет собственника, собственник неизвестен или отказался от нее (п. 1 ст. 225 ГК). Выявлять бесхозяйное имущество и проводить с ним работу — задача органов местного самоуправления (ст. 225 ГК). Конституционный суд подтвердил право муниципальных образований проводить работу по выявлению, учету и приобретению в собственность бесхозяйного имущества (определение от 02.11.2006 № 540-О).

Порядок выявления бесхозяйного имущества на федеральном уровне не закреплен. Поэтому органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают такой порядок самостоятельно.

Кроме дорог местного значения через населенный пункт могут пролегать дороги общего пользования федерального, регионального значения, межмуниципальные и частные дороги. Чтобы выявить бесхозяйные дороги, нужно провести инвентаризацию и обследование всех автодорог. Для этого администрация муниципального образования формирует комиссию из 3–5 человек. Как правило, ею руководит глава муниципального образования. В комиссию могут входить работники администрации муниципального образования. По согласованию с органами местного самоуправления можно включить и заинтересованных лиц. Комиссия выявляет дороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным и не являющиеся частными. Затем из них исключают те, которые внесены в реестр собственности муниципального образования, — дороги местного значения. Оставшиеся дороги будут бесхозяйными.

По результатам работы комиссия составляет перечень бесхозяйных дорог, проводит их обследование и по его результатам составляет акт. В акте нужно отразить наименование улиц, на которых находятся начало и конец бесхозяйной дороги, а также протяженность дороги.

Бесхозяйные дороги можно выявить и случайно:

  • при проведении ремонтных работ;
  • по обращениям физических или юридических лиц;
  • в ходе проведения контрольных мероприятий по использованию объектов на территории муниципалитета.

Если дорога выявлена по заявлению физических или юридических лиц, то муниципалитет должен провести проверку поступившей информации с выездом на место и внести сведения о дороге в перечень бесхозяйного имущества.

Что делать с выявленными бесхозяйными дорогами

Органы прокуратуры признают оформление прав на бесхозяйное имущество обязанностью органов местного самоуправления, а непринятие мер по постановке на учет — незаконным бездействием. Но постановка на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества — это право, а не обязанность муниципалитета. Такой вывод поддерживают некоторые суды (определение Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24.02.2015 по делу № 33–1566/2015, постановление ФАС Северо- Западного округа от 15.09.2010 № Ф07-9362/2010 по делу № А21-1250/2008). После выявления бесхозяйной дороги орган местной власти должен принять одно из четырех решений.

Читайте так же:  Сколько дней регистрация ип

1. Признайте дорогу дорогой местного значения, оформите ее в муниципальную собственность и тем самым примите на себя бремя ее содержания.

2. Обратитесь в Росавтодор или исполнительный орган государственной власти вашего региона и предложите включить дорогу в перечень автодорог федерального, регионального или межмуниципального значения.

3. Обратитесь в суд, чтобы оспорить акт, которым дорогу не включили в перечни дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения.

4. Передайте автодорогу в частную собственность физическим или юридическим лицам.

При передаче бесхозяйной дороги в частную собственность учтите, что земельные участки общего пользования в составе земель населенных пунктов, занятые площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК). Частный собственник может приватизировать только автодороги вне населенных пунктов.

Как принять бесхозяйную дорогу в муниципальную собственность

Когда вы примете в муниципальную собственность бесхозяйную дорогу, придется содержать не только ее, но и технологически связанные с ней объекты. Таковыми считаются объекты, которые имеют отношение к использованию дорог для движения транспортных средств. Это мосты, эстакады, шумозащитные и ветрозащитные сооружения. Тепловые, электрические и иные сети и объекты коммуникаций, размещенные в пределах дороги, но функционально к ней не относящиеся, не считаются технологически связанными с дорогой объектами.

Обеспечение автодорог дорожными знаками, светофорами и другими устройствами для регулирования дорожного движения, в том числе установка и содержание этих устройств на автодорогах местного значения, относится к компетенции органов местного самоуправления (Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ). В то же время орган местного самоуправления может утвердить порядок использования полос отвода автодорог и придорожных полос. Тогда их можно сдавать в аренду и тем самым пополнять местный бюджет.

Если бремя содержания бесхозяйной дороги не пугает, не оттягивайте ее оформление в муниципальную собственность. Пока вы не завершите эту процедуру, муниципалитет не может воспользоваться средствами муниципальных дорожных фондов для ремонта дороги.

Чтобы принять бесхозяйную дорогу в муниципальную собственность, следуйте алгоритму из шести шагов.

1. Подготовьте техническую документацию — технический паспорт на дорогу и кадастровый на землю под ней. Такая документация включает топографический и ситуационный планы расположения автодороги, а также ее количественные и технические характеристики. При наличии сведений об объекте в кадастре недвижимости и кадастрового номера готовить техническую документацию не нужно.

2. Подготовьте документацию для постановки на учет.

3. Поставьте дорогу на учет как бесхозяйное недвижимое имущество в управлении Росреестра по региону.

4. Обратитесь в суд с иском о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество по истечении года со дня постановки объекта на учет.

5. Включите дорогу в реестр муниципальной собственности на основании распоряжения главы муниципального образования при вынесении судом положительного решения.

6. Зарегистрируйте право муниципальной собственности в управлении Росреестра по региону.

Поставьте бесхозяйную дорогу на учет

Выявленные бесхозяйные объекты недвижимости подлежат государственному учету (п. 3 ст. 225 ГК).

Орган местного самоуправления подает заявление в Росреестр. Форму возьмите в приложении 1 к приказу № 931. Приложите описание и план дороги, удостоверенные организацией по учету объектов недвижимого имущества (БТИ).

Если дорога не имеет собственника или собственник неизвестен, приложите выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.

Приложите заявление собственника, если он отказывается от права собственности. Все прилагаемые к заявлению документы представьте в двух экземплярах.

Плата за принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи с органов местного самоуправления не взимается. Росреестр примет решение о принятии на учет дороги не позднее 15 рабочих дней со дня, когда получит документы. При положительном решении вас уведомят о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Обратитесь в суд

Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, орган по управлению муниципальным имуществом может обратиться в суд.

Подайте заявление в суд по месту нахождения имущества. В заявлении укажите:

  • кто и как выявил бесхозяйную дорогу;
  • когда Росреестр поставил ее на учет в качестве бесхозяйной;
  • что у данной дороги нет собственника либо он неизвестен.

Орган по управлению имуществом должен доказать в суде, что установить собственника дороги невозможно. В качестве документальных доказательств можно использовать документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, о том, что данный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.

Включите автодорогу в реестр и зарегистрируйте право собственности

Если суд вынес положительное решение, дорогу включают в реестр муниципальной собственности на основании постановления главы муниципального образования (см. образец). На основании решения суда Росреестр зарегистрирует право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество и отразит это в ЕГРН.

Выяснилось, что у имущества есть собственник. Что делать

Муниципалитет не всегда должен регистрировать право муниципальной собственности на поставленное на учет имущество. Возможно, у этого имущества уже есть собственник.

Пример 2. Муниципалитет поставил на учет в Росреестре в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества. Это решение оспорила компания, которая получила данный объект по договору купли-продажи, использовала его по назначению и уже подала документы для государственной регистрации права на данное имущество. Компания обратилась в суд и потребовала удалить из реестра запись о том, что недвижимость бесхозяйная.

Суд удовлетворил исковые требования. Он указал, что вещь считается бесхозяйной, если не имеет собственника, собственник неизвестен или отказался от нее (п. 1 ст. 225 ГК). Объект нельзя признать бесхозяйным лишь потому, что на него не зарегистрировано право собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности владельца на спорный объект само по себе не дает основания признать объект бесхозяйным (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13).

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ, доцент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), к. т. н.

Читайте так же:  Договор купли продажи кассового аппарата

Учет бесхозяйного имущества

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее — Порядок) утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931.

В соответствии с п.5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее — Заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

К заявлению должны быть приложены документы, определенные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 №1532:

а) в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, — документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе:

документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место:

заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

Согласно п.3 Порядка, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.

Государственный кадастровый учет осуществляется на основании технического плана.

Документы для постановки объекта недвижимости на учет как бесхозяйного недвижимого имущества подаются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Постановка на учет бесхозяйного имущества осуществляется без одновременного кадастрового учета земельного участка, в пределах которого расположен объект.

При подготовке технического плана кадастровый инженер в сведениях о земельном участке не указывает кадастровый номер земельного участка, достаточным является указание номера кадастрового квартала, в пределах которого расположен объект. В разделе технического плана «Заключение кадастрового инженера» отображается информация следующего содержания: «Земельный участок невозможно сформировать в связи с отсутствием оснований для подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка в соответствии с Земельным кодексом РФ».

Документы могут быть поданы через сайт Росреестра (www.rosreestr.ru) и «Личный кабинет» на Едином портале государственных услуг Российской Федерации (www.gosuslugi.ru).

Порядок представления документов через сайт Росреестра:

• Если объект недвижимости стоит на кадастровом учете, то орган местного самоуправления на сайте Росреестра через электронный сервис «Государственная регистрация прав» заполняет заявление, выбрав цель обращения «Постановка на учёт бесхозяйных недвижимых вещей».

• Если объект недвижимости не стоит на государственном кадастровом учете, то одновременно через электронный сервис «Государственный кадастровый учет» подается заявление о постановке на государственной кадастровый учет объекта, к которому дополнительно (информационно) приобщается файл заявления о постановке на государственный кадастровый учет и принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости, которое изготавливается самостоятельно органом местного самоуправления посредством Word с последующем переводом в PDF формат, с обязательным подписанием УКЭП лица, подающего заявление. Через электронный сервис «Государственная регистрация прав» подается заявление «Постановка на учёт бесхозяйных недвижимых вещей», в графе для дополнительной информации которого необходимо указывать сформированный номер заявки на государственная кадастровый учет.

Порядок представления документов через «Личный кабинет» на Едином портале государственных услуг Российской Федерации:

1. Выбирается вкладка «Кадастровый учет с одновременной регистрацией права»;

2. Далее вкладка «Постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация возникновения права»;

3. На шаге №1 выражается согласие на обработку персональных данных;

4. На шаге №2 заполняются данные о заявителе;

5. На шаге №3 «Содержание ходатайства» заполняется описание объекта. В графе «Вид права» выбирается — «Собственность»;

Видео (кликните для воспроизведения).

6. На шаге №4 «Прилагаемые документы»: приобщается паспорт заявителя, во вкладке «Иной документ» выбирается вид документа — Заявление о постановке на учет (снятии с учета) бесхозяйных недвижимых вещей (ст.3 Федерального закона №218 ФЗ от 13.07.2015года » О государственной регистрации недвижимости»). В строке «Номер» можно указать «*», в строке «Дата выдачи» — дата подачи заявления, в строке орган выдавший документ — «*». Далее прикрепляется файл заявления о постановке на государственный кадастровый учет и принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости, . которое изготавливается самостоятельно органом местного самоуправления посредством Word с последующем переводом в XML формат либо PDF формат, с обязательным подписанием УКЭП лица, подающего заявление на учет бесхозяйного имущества.

Источники


  1. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.

  2. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.

  3. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.
  4. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.
  5. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
Учет бесхозяйного имущества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here