Способы закупки по 223 фз

Описание страницы: способы закупки по 223 фз - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Неторговые способы закупки: достоинства и особенности

Неторговые способы закупки: достоинства и особенности

Российское законодательство не содержит ни дефиниции неторговых способов закупки, ни даже примерного их перечня. В то же время положениями закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закреплена возможность для заказчика предусмотреть в положении о закупке «иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки»*(1). Следовательно, любой предусмотренный заказчиком помимо аукциона и конкурса способ осуществления закупки считается неторговым.

При этом на практике сложились три основных способа проведения таких закупок. Это:

— запрос предложений;
— запрос цен (некоторые заказчики именуют этот способ в своих документах запросом котировок или котировочной сессией);
— конкурентные переговоры.

Запрос котировок фигурировал среди разрешенных для госзаказчиков способов закупки в законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»*(2). Действующий закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»*(3) разрешил госзаказчику проводить наряду с запросом котировок и запрос предложений.

Согласно требованиям Закона N 223-ФЗ при реализации права на включение в положение иных способов закупки, о которых говорилось выше, заказчик обязан определить порядок закупки такими способами. Логично предположить, что большинство заказчиков включило в свое положение о закупочной деятельности неторговые способы — ведь это возможность самостоятельно определить алгоритм выбора победителя, сроки и в целом специфику проведения процедуры применительно к внутренней организации предприятия.

Выделение неторговых способов закупки связано с тем, что статьей 447 Гражданского кодекса к торгам отнесены исключительно конкурсы и аукционы. Запрос предложений, по сути, является упрощенным вариантом конкурса, а запрос цен — неторговым аналогом аукциона. Проведение неторговых процедур не ограничивает заказчика требованиями статей 447-449 Гражданского кодекса, положения которых регулируют порядок организации и проведения торгов, а также заключение договора по их итогам. Кроме того, специальной нормой Закона N 223-ФЗ*(4) именно для торгов установлены сроки размещения извещения, а при проведении закупки неторговым способом организатор руководствуется собственным положением о закупке либо положениями регламента оператора электронной торговой площадки при проведении процедуры в электронной форме.

Стоит отметить и некоторые другие преимущества неторговых способов закупок. Например, в отличие от торгов, проведение таких процедур не порождает для заказчика обязанности заключить договор по итогам: пока не акцептована оферта одного из участников, организатор имеет право отклонить предложения всех поставщиков на любой стадии и завершить закупку без выбора победителя. Кроме того, привлекательной кажется гораздо меньшая формализованность неторговых способов закупки по сравнению с торговыми способами закупки.

При этом не стоит забывать, что победитель неторговых процедур не выбирается заказчиком произвольно: победителем запроса цен может стать лишь участник, предложивший лучшую цену, а победителем запроса предложений — лучшие условия исполнения договора. Да и в целом нельзя сказать, что неторговые способы закупок полностью исключены из сферы регулирования действующего законодательства. На неторговые способы распространяется правило главы 28 Гражданского кодекса о том, что акцепт организатором закупки оферты поставщика (т.е. объявление победителя закупки) является заключением договора. Антимонопольные требования, установленные в законе «О защите конкуренции», являются общими для торгов и неторговых закупок*(5).

Запрос предложений

Исходя из смысла процедуры запроса предложений, при оценке заявок участников заказчиком рассматривается коммерческое предложение поставщика, в котором фигурируют как цена, так и условия исполнения договора в целом.

[2]

Для соблюдения конкуренции все предложения должны рассматриваться и оцениваться заказчиком на основании четко определенных критериев, сформулированных при объявлении запроса предложений в закупочной документации.

[1]

При проведении запроса предложений заказчик заранее информирует поставщиков о потребности в товарах, работах, услугах и приглашает их подавать свои коммерческие предложения. Самым важным моментом организации и проведения запроса предложений является установление заказчиком критериев оценки и сопоставления заявок участников, причем заказчику следует закрепить в том числе значимость того или иного критерия, количество баллов, присваиваемых заявочным материалам участников по каждому критерию, алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Запрещено предъявлять к участникам, в том числе и неторговых закупок, требования, не опубликованные заранее в закупочной документации.

Анализ административной практики Федеральной антимонопольной службы России и ее территориальных управлений по рассмотрению жалоб на действия заказчиков при проведении закупочных процедур в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ показывает, что большое количество заказчиков предпочитает проводить закупки именно неторговыми способами, причем запросов предложений среди таких процедур подавляющее большинство. Значительный объем решений о признании заказчиков нарушившими положения закона касается именно несоблюдения требований о публикации порядка оценки заявок участников запроса предложений.

Запрос цен

Порядок проведения запроса цен с организационной точки зрения в целом схож с запросом предложений.
Наиболее важное отличие — это наличие единственного критерия оценки заявок участников, в качестве которого выступает цена. Все остальные условия поставки в этом случае формулируются самим заказчиком в той же закупочной документации.

В случае же, когда параметры закупаемого товара необходимо уточнить, заказчик может прибегнуть к проведению двухэтапного запроса цен. В таком случае на первом этапе привлекаются предложения поставщиков, содержащие технические, качественные и иные характеристики предмета процедуры, а на втором этапе заказчик (повысив свою осведомленность относительно предмета закупки) приглашает участников делать ценовые предложения. Аналогичный механизм может быть использован и при проведении запроса предложений. Если же заказчик уделяет особое внимание квалификации поставщика, то перед сбором заявок поставщиков заказчиком может быть проведен предквалификационный отбор, аналогичный предквалификационному отбору в рамках конкурса.

Конкурентные переговоры

Данный способ проведения неторговых закупок является куда менее распространенной процедурой, чем запросы цен и запросы предложений. Тем не менее некоторые специфические закупки, по мнению заказчиков, следует проводить именно этим неторговым конкурентным способом. Заказчик информирует неопределенный круг поставщиков о намерении провести конкурентные переговоры, после чего принимает от потенциальных участников заявки. Впоследствии заказчиком проводятся процедуры переговоров с каждым из участников отдельно. Переговоры могут вестись в отношении любых требований заказчика и любых предложений участника, касаться свойств и характеристик продукции, стоимости, условий поставки и оплаты, договорных условий.

Важнейшее условие проведения такой процедуры, подлежащее закреплению в положении, документации и надлежащему исполнению, — ведение протоколов переговоров, на которых обсуждаются условия осуществления закупки. Заказчик может заключить договор с участником закупки, предложившим лучшие условия.

Стоит отметить, что уже сегодня все перечисленные выше неторговые способы могут быть реализованы в электронной форме.

Некоторые эксперты указывают на необходимость нормативного закрепления порядка проведения неторговых способов закупок. Отдельные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Так, например, в конце декабря 2013 года закончилось публичное обсуждение законопроекта о внесении изменений в Закон N 223-ФЗ в части закрепления закрытого перечня способов закупки. В этом перечне содержится лишь два конкурентных неторговых способа закупки — запрос котировок и запрос предложений, причем ни в одном из них не предусмотрены ни двухэтапные варианты, ни проведение предквалификации. В проекте приводятся дефиниции этих способов закупки, при этом за заказчиком остается право предусмотреть в положении о закупках порядок их организации и проведения.

Читайте так же:  Расторжение агентского договора

Стоит отметить, что жесткое определение порядка проведения неторговых способов закупки на законодательном уровне в некотором роде противоречило бы самой сути осуществления закупочной деятельности в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Возможность для заказчика самостоятельно определить порядок проведения закупки отличными от аукциона и конкурса способами является своеобразной базой для специфического саморегулирования отношений в рассматриваемой отрасли — таким образом отмечается особый статус субъектов Закона N 223-ФЗ.

Перспективы нормативного регулирования

Нормативное регулирование базовых положений о неторговых способах закупки имеет смысл прежде всего на уровне Гражданского кодекса, то есть на том же уровне, на котором закреплены базовые требования к торгам. В главе 28 указанного кодекса можно было бы упомянуть о том, что договор может быть заключен посредством реализации неторговых способов выбора поставщика. При этом указать, что к таким неторговым способам применяются правила статей 433, 435, 438 Гражданского кодекса об обмене офертой и акцептом в том смысле, что объявление заказчика о закупке имеет статус приглашения поставщикам делать оферты, предложение поставщика имеет статус оферты, а объявление заказчиком победителя закупки имеет статус акцепта оферты.

Собственно, соблюдение этих правил в коммерческой практике уже сейчас является базовым условием легитимности неторговых способов размещения заказа.

Закрепление же соответствующих норм в гражданском законодательстве отразило бы развитие современной закупочной практики и позволило бы говорить о запросе цен и запросе предложений не просто как о «миниаукционе» и «миниконкурсе», а как об отдельных способах выбора поставщика. Кроме того, базовые требования Гражданского кодекса минимизировали бы риск недопустимых произвольных толкований содержания неторговых процедур и злоупотреблений со стороны заказчиков и поставщиков.

А. Подъяблонская,
юрист компании B2B-Center

*(1) ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее — Закон N 223-ФЗ)
*(2) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (утратил силу с 01.01.2014)
*(3) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
*(4) ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ
*(5) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Бесплатный доступ к системе Гарант на 3 дня

Получите бесплатный доступ, чтобы оценить все преимущества системы Гарант

Энциклопедия решений. Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения. Положение о закупке

Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения с 1 июля 2018 года. Положение о закупке

Редакция Закона N 223-ФЗ, действующая с 1 июля 2018 года, дает понятия «конкурентной закупки» через определения требований к таковой (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ) и «неконкурентной закупки», как закупки, не соответствующей таким требованиям (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), а также перечисляет способы конкурентной закупки (п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Однако перечень способов конкурентной закупки не является закрытым и заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке иные способы конкурентной закупки, соответствующие требованиям , установленным ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (п. 2 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), и различные способы неконкурентной закупки (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Также Закон N 223-ФЗ определяет некоторые рамки выбора способа, вида процедуры закупки, однако выбор того или иного конкретного способа, вида процедуры зависит, в основном, от условий положения о закупке .

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля 2018 года , утверждены и размещены в единой информационной системе (далее — ЕИС) не позднее 1 января 2019 года . Положения о закупке, которые не будут приведены в соответствие с новой редакцией Закона N 223-ФЗ к указанной дате, после нее будут считаться не размещенными в ЕИС, что в силу ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ повлечет обязанность применения заказчиком при закупках положений Закона N 44-ФЗ в пределах, определенных указанной нормой. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с действующими с 1 июля 2018 года требованиями, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Определение закупки как таковой в Законе N 223-ФЗ по-прежнему отсутствует, однако системный анализ его норм, в частности, ч. 5 ст. 1, ч. 5.1 ст. 3, ч. 8 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ показывает, что под закупкой в нем понимается процедура выбора поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагента) для заключения с ним договора на приобретение товаров, работ, услуг .

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки.

Конкурентной закупкой является согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о ней сообщается заказчиком одним из следующих способов:

— путем размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) извещения о ее осуществлении (далее — извещение), доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке (далее — документация) (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

— посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке не менее чем 2 лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки (пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

2) обеспечивается конкуренция между ее участниками за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в ней, окончательных предложениях ее участников (п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

3) описание ее предмета осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Эти требования рассмотрены в отдельном материале.

Для конкурентной закупки в электронной форме (далее — электронная конкурентная процедура) дополнительные требования вытекают из ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ:

— она должна проводиться на электронной площадке, соответствующей требованиям ч. 2 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ (из ч. 2 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ следует, что понятие «электронная площадка» употребляется в этом Законе в том же смысле, что и в Законе N 44-ФЗ — сайт в сети «Интернет», на котором проводятся конкурентные способы определения контрагентов);

— обмен информацией и документами между заказчиком и ее участниками должен осуществляться через оператора электронной площадки (ч. 1 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ).

В ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ перечислены некоторые способы конкурентных закупок, которые все определены как торги : конкурс; аукцион; запрос котировок; запрос предложений, тут же, однако, оговаривается, что положением о закупке могут быть предусмотрены и иные способы, соответствующие вышеописанным условиям. Из упоминания в скобках в перечислении форм торгов некоторых их разновидностей — открытый, закрытый, в электронной форме, и того, что определения этих форм торгов, данные в ч.ч. 16, 18, 20, 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ соответственно, их не учитывают, можно сделать вывод, что под каждым способом закупки понимается целая группа видов процедур закупки. В связи с этим полагаем, что виды процедур закупки, предусмотренные положением о закупке, подпадающие под вышеуказанные определения, могут быть квалифицированы как относящиеся к соответствующему способу закупки, даже если они будут поименованы иначе .

Читайте так же:  Сертификат качества на продукцию

Вопросы определения конкурентных закупок и условий их применения подробнее рассмотрены в отдельных материалах.

Неконкурентной закупкой в силу ч.ч. 3, 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ признается не только закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — контрагент), но любая закупка, не соответствующая вышеперечисленным требованиям . Способы неконкурентной закупки устанавливаются положением о закупке и закон не ограничивает заказчика в возможности их определения (см. также отдельный материал по данному вопросу). Причем при буквальном прочтении вышеуказанных норм неконкурентной будет признаваться и та закупка, условия проведения которой будут почти совпадать с условиями конкурентной закупки , в том числе предусмотренной законом, без соответствия хотя бы одному из указанных выше требований . Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Условия применения способов, видов процедур закупки

Условия применения способов, видов процедур закупки Закон N 223-ФЗ регламентирует только для отдельных случаев, только в отношении конкурентных процедур и только «рамочно» (см. также отдельный материал по данному вопросу).

Так, путем проведения электронных конкурентных процедур должны осуществляться закупки, проводимые только среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) (ч. 2, п. 2 ч. 8 ст. 3, ч. 2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352) и закупки товаров, работ и услуг, включенных в соответствующий перечень утвержденный на основании ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616. В первом случае закупки осуществляются только путем проведения в электронной форме конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений с учетом требований ст. 3.4 Закон N 223-ФЗ, а во втором закупки могут проводиться в электронной форме любым конкурентным способом . При этом в первом случае выбор конкретной электронной конкурентной процедуры в конкретной ситуации регламентирован только рамочно, а во втором — не регламентирован вовсе. Соответственно, таковой выбор определяется положением о закупке, а во-втором случае, кроме того, установлены исключения, частично определяемые положением о закупке. Подробнее вопросы, связанные с закупками у МСП и «перечневых» ТРУ рассмотрены в отдельных материалах.

В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ все прочие конкурентные закупки осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. Иными словами, чтобы закупка в какой-либо ситуации проводилась каким-либо конкурентным способом, но не в электронной форме, положение о закупке должно содержать четкое, недвусмысленное указание об этом.

Закрытым способом конкурентная закупка может проводиться только (но не обязательно!) в предусмотренных ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ случаях, когда сведения о ней не подлежат размещению в ЕИС . По нашему мнению, в таких случаях проведение закупки конкурентным закрытым способом либо у единственного поставщика по сути обязательно. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Требованиям Закона N 44-ФЗ относительно выбора способа закупки обязаны подчиняться только заказчики, которые не разместили в ЕИС свое утвержденное положение о закупке или положение о закупке которых признается не размещенным в силу закона (п. 2 ч. 8.1 ст. 3, п. 2 ч. 5.1, ч. 6 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

В остальном Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика в установлении в положении о закупке любых условий применения тех или иных способов закупки, в том числе никак не ограничивает сумму закупки у единственного контрагента или каким-либо определенным конкурентным или неконкурентным способом по одной закупке или определенным периодом времени (хотя постоянная закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг у единственного контрагента может быть расценена как нарушение — см. отдельный материал по данному вопросу). Установленное п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ право заказчика не размещать сведения о закупке в ЕИС если ее сумма не превышает 100 тыс. руб. или, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., — 500 тыс. руб., связано именно с суммой закупки, а не со способом ее осуществления, равно как и наоборот.

Таким образом, положение о закупке с учетом вышеописанных требований может устанавливать перечень видов процедур закупки, конкурентных и неконкурентных, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом, и условия их применения в зависимости от суммы закупки, видов товаров, работ, услуг, видов договоров об их приобретении, отнесения контрагента к той или иной категории субъектов и т.п. в том или ином сочетании по усмотрению самого заказчика (полагаем, что актуальными остаются письма Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317, Минфина России от 17.09.2012 N 02-11-04/3751, раздел 6, п. 3 раздела 7 разъяснений, направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12, отражающие ту же позицию).

Одновременно из ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, определяющей положение о закупке как правовой акт, следует, что исполнение норм положения о закупке, утвержденного и размещенного в ЕИС заказчиком, обязательно для него . Соответственно, выбор конкретного способа закупки в любой конкретной ситуации должен соответствовать условиям положения о закупке.

Положение о закупке утверждается органами управления самого заказчика, указанными в ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ (перечень этих органов рассмотрен в отдельном материале). Исключения составляют случаи обязательного применения типовых положений о закупке и присоединения к положениям о закупке «материнских» организаций, которые рассмотрены в отдельных материалах.

Общие требования к порядку проведения конкурентных закупок установлены ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, а к порядку проведения электронных конкурентных закупок — также ст.ст. 3.3, 3.4 Закона N 223-ФЗ и также рассмотрены в отдельных материалах. Требования к порядку проведения неконкурентных процедур законом не установлены совсем, такой порядок устанавливается исключительно положением о закупке.

Энциклопедия решений. Определение цены контракта по Закону N 44-ФЗ формулой и определение объема исполнения по такому контракту

Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения: положение о закупке

Закон N 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки и требования к ним, но не определяет сами способы закупки, условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, условий и порядка. Этот Закон называет некоторые из возможных способов закупки, прежде всего — конкурсы и аукционы, тут же, однако, оговаривая, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Среди таких способов п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ упоминает закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагент), то есть, по смыслу данных норм, без применения конкурентных процедур.

Фактически Закон N 223-ФЗ лишь устанавливает обязанность заказчиков разработать, утвердить и разместить в единой информационной системе (далее — ЕИС) положение о закупке — документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Положение о закупке утверждается органами управления самого заказчика (ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Читайте так же:  Оформление в собственность

Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика в установлении любых условий применения тех или иных способов закупки ни по сумме, ни по периоду процедуры закупки, ни по виду договора, ни по каким-либо иным признакам. В том числе этот Закон никак не ограничивает сумму закупки товаров, работ, услуг у единственного контрагента или каким-либо определенным конкурентным способом в течение определенного временного периода или каким-либо иным образом. Установленное п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ право заказчика не размещать сведения о закупке в ЕИС, если стоимость товаров, работ, услуг не превышает 100 тысяч рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 миллиардов рублей, — 500 тысяч рублей, связано именно с суммой закупки, а не со способом ее осуществления. А применение того или иного способа закупки, в свою очередь, не ставится в зависимость и от обязанности размещения информации в том числе и в указанных случаях.

При этом из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, ч.ч. 1, 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ явно следует, что сферы действия этих законов не пересекаются. Только в том случае, если заказчик не утвердил и не разместил в ЕИС в установленные сроки положение о закупке, он обязан руководствоваться при закупке Законом N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). Иными словами, нормы Закона N 44-ФЗ о торгах или, например, запросе котировок являются специальными, регулирующими порядок проведения соответствующих процедур только заказчиками, руководствующимися этим Законом. Соответственно, заказчик, руководствующийся Законом N 223-ФЗ, не обязан при установлении в положении о закупке условий применения тех или иных способов закупки, пусть даже и совпадающих с описанными в Законе N 44-ФЗ (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений), руководствоваться нормами Закона N 44-ФЗ, регулирующими условия применения аналогичных процедур.

Не ограничивают свободу заказчика в установлении способов закупки и условий их применения и ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ и утвержденное на ее основании постановление Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 (далее — Постановление N 616), устанавливающее перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Из ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ следует, что конкурс и аукцион — это способы закупки, в то время в вышеприведенных нормах говорится именно о форме закупки, а конкретный способ или конкретные способы, которыми должна проводиться закупка в этой форме, не названы. Более того, п. 2 Постановления N 616 к случаям, когда закупка в отношении включенных в перечень товаров в электронной форме не осуществляется, отнесена и ситуация, когда закупка осуществляется у единственного контрагента в соответствии с положением о закупке. Иными словами, если положение о закупке предусматривает применение в каких-либо обстоятельствах закупки включенных в утвержденный Постановлением N 616 перечень товаров у единственного контрагента, то требования о проведении закупки в электронной форме на эту ситуацию не распространяется, но не наоборот — заказчик не обязан предусматривать в положении о закупке закупку указанных товаров конкурентным способом.

Единственным исключением является обязательный выбор конкурса для заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» организациями, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 50%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями. Причем такой конкурс проводится по правилам, определенным Законом N 44-ФЗ.

Таким образом, положение о закупке может предусматривать, за вышеприведенным исключением, применение в качестве способов закупки как торгов, так и иных, в том числе не предусмотренных законом, конкурентных способов, а также закупки у единственного контрагента, в зависимости от суммы закупки и (или) видов товаров, работ, услуг и иных обстоятельств и (или) отнесения контрагента к той или иной категории субъектов и т.п. — по усмотрению самого заказчика (см. также письма Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317, Минфина России от 17.09.2012 N 02-11-04/3751, раздел 6, п. 3 раздела 7 разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12).

Одновременно из ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, определяющей положение о закупке как правовой акт, следует, что исполнение норм положения о закупке, утвержденного и размещенного в ЕИС заказчиком, обязательно для него. Соответственно, выбор способа закупки в любой ситуации зависит от содержания положения о закупке.

В том же случае, если заказчик не утвердил и (или) не разместил в ЕИС положение о закупке в установленные Законом N 223-ФЗ сроки, он руководствуется при закупке положениями Закона N 44-ФЗ в части определения контрагента до дня размещения утвержденного положения о закупке. То же касается заказчиков, не исполнивших должным образом обязательств, связанных с закупкой у субъектов малого и среднего предпринимательства, — при выявлении таких нарушений их положение о закупке считается неразмещенным с 1 февраля по 31 декабря года, следующего за тем, в течение которого допущено нарушение (ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). По нашему мнению, это означает, что заказчик, не утвердивший и (или) не разместивший положение о закупке, либо положение о закупке которого считается незамещенным, должен руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ, регулирующими порядок выбора способа определения контрагента и порядок их проведения.

Как провести закрытые торги по 223-ФЗ

Что такое закрытые процедуры по 223-ФЗ

Закрытыми называют торги, при которых заказчик направляет приглашения принять участие ограниченному кругу поставщиков, а сведения о процедуре не размещаются в ЕИС.

Порядок проведения закрытых закупок по 223-ФЗ регламентируются статей 3.5, которая начала действовать с 01.07.2018.

Основные положения о закрытых торгах (ЗТ):

  • проводятся в форме конкурса, аукциона, запроса предложений, котировок иным конкурентным способом, который предусмотрен положением о закупке;
  • случаи проведения определены законом;
  • информация не размещается в ЕИС;
  • принимают участие не менее двух организаций, которым заказчик направляет приглашения;
  • могут проводиться как в бумажной, так и в электронной форме.

Случаи проведения

Проведение закупки в закрытой форме является исключением, поскольку основным принципом, согласно закону 223-ФЗ, является информационная открытость закупочной деятельности заказчиков.

Случаи выбора закрытых способов строго определены законом:

  • сведения, содержащиеся в документах закупки, составляют гостайну;
  • Правительством РФ или координационным советом Правительства РФ определена необходимость проведения конкретной закупки в закрытой форме (ч. 2 ст. 3.1; ч. 16 ст. 4);
  • ТРУ попали в перечень, утвержденный правительством, — ч. 16 ст. 4 (отдельные виды ТРУ в сфере атомной энергетики, космической деятельности, услуги по перевозке опасных грузов и др.);
  • закупаемые товары относятся к перечню продукции машиностроения, составленному координационным советом Правительства РФ (п. 3 ч. 8 ст. 3.1).

Порядок проведения закрытых тендеров

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок проведения процедуры

Содержание извещения и документации

Конкурс

  1. Подготовка извещения и документации.
  2. Определение перечня возможных участников. Если сведения о закупке составляют гостайну, претендент должен иметь лицензию ФСБ на работу с такими сведениями.
  3. Отправление приглашений и документации не менее чем 2-м претендентам не позднее чем за 15 к. д. до даты окончания срока приема заявок.
  4. Заявки подаются в запечатанных конвертах или посредством электронной торговой площадки. Особенности проведения ЗТ в электронной форме устанавливает Правительство РФ (ч. 4 ст. 3.5).
Читайте так же:  Охрана кхо чоп
  1. В извещении указать (ч. 9 ст. 4):
    • способ закупки;
    • сведения о заказчике;
    • предмет и условия проекта договора;
    • НМЦ;
    • порядок предоставления документации;
    • срок приема заявок.
  2. Содержание документации (ч. 10 ст. 4):
    • описание и требования к продукции (ч. 6.1 ст. 3);
    • правила оформления заявки;
    • НМЦ;
    • порядок оплаты ТРУ;
    • требования к участникам;
    • срок приема заявок;
    • этапы рассмотрения и сроки;
    • алгоритм оценивания заявок;
    • иные сведения в соответствии с положением.

Заявки рассматриваются на соответствие требованиям, прописанным в документации. Сопоставление происходит строго по установленным критериям.

По итогам каждого этапа составляется протокол. Требования — в ч. 13, 14 ст. 3.2.

Побеждает претендент, который отвечает всем требованиям и предложил лучшие условия.

Документация аналогична конкурсной + указывается шаг аукциона (ч. 18 ст. 3.2).

Итоговый протокол содержит сведения, прописанные в ч. 14 ст. 3.2.

Побеждает претендент, соответствующий требованиям и предложивший наименьшую цену (если после снижения цены до нуля проводится тендер на право заключить договор, то побеждает предложение с наибольшей ценой).

Отличие: приглашения и документация направляются не позднее чем за 5 р. д. до даты окончания срока приема заявок.

Аналогично конкурсной документации.

Итоговый протокол содержит сведения, прописанные в ч. 14 ст. 3.2.

Побеждает претендент, соответствующий требованиям и предложивший наименьшую цену.

Запрос предложений

Отличие: приглашения и документация направляются не позднее чем за 7 р. д. до даты окончания срока приема заявок.

Аналогично конкурсной документации.

Аналогично проведению конкурса.

Порядок заключения договора

Для всех процедур этот этап проходит по одним и тем же правилам.

Стороны подписывают договор не ранее чем через 10 и не позднее 20 дней с даты итогового протокола.

При согласовании с органом управления — не позднее 5 дней после одобрения; при обжаловании в ФАС — не позднее 5 дней после получения решения ФАС.

Способы закупок по 223-ФЗ — конкурентные и иные

Федеральный закон №223 не имеет таких жестких рамок, как, например, Федеральный закон №44. Многие моменты, касающиеся закупочной деятельности, организация может определять самостоятельно в соответствующем положении, которое должно быть у каждого заказчика (размещается на сайте www.zakupki.gov.ru). В том числе и способы осуществления торгов. Однако частью 3 статьи 3 Федерального закона №223 определены виды закупок, которые должны присутствовать там в обязательном порядке — это аукцион и конкурс.

Обязательные способы закупок по 223-ФЗ

Итак, обязательных способов закупок в соответствии с требованиями Федерального закона №223 всего два — это аукцион и конкурс. Требованиях к их проведению заказчик устанавливается самостоятельно в положении о закупочной деятельности. Однако они не должны противоречить положениям закона. В частности — в области сроков, определенных частью 2 статьи 3 Федерального закона №223, где четко указано, что с момента публикации извещения на сайте до окончания приема подачи заявок должно пройти не менее 20 дней.

С обязательными способами связан один интересный момент. Заказчик, согласно закону, обязан включить информацию о них в соответствующее положение, а вот пользоваться или нет тем или иным способом он решает исключительно сам. Также как и то, на какой площадке проводить электронный аукционы, в каком виде организовывать конкурс — обычном или электронном.

Другие способы закупок по Федеральному закону №223

Сложность для поставщиков/подрядчиков/исполнителей, работающих с Федеральным законом №223, заключается в том, что помимо обязательных способов закупок заказчик вправе включить в положение любые другие. Поэтому прежде, чем подавать заявку на те или иные торги, нужно в обязательном порядке изучить установленные к ней конкретным заказчиком требования — от формы подачи до состава документов.

Среди всего многообразия способов закупок есть все же те, которые заказчики применяют и описывают в своих положениях чаще всего.

[3]

    Запрос котировок. Требования к заявкам и порядку проведения устанавливаются, как правило, аналогичные определенным Федеральным законом №44, мало кто хочет изобретать велосипед. Однако есть среди заказчиков те, которые придумывают свои правила. Например, проводят электронные запросы котировок. В этом случае заявка подается не в привычной для этого способа закупок бумажной форме, а в виде документа, заверенного электронной подписью на площадку, заранее выбранную заказчиком.

Для участников это может вызвать определенные сложности, главная из которых — необходимость регистрации. Ведь она занимает определенное время и часто процесс растягивается на несколько дней. Советы о том, что нужно все делать заранее, в данном случае не работают. Так как коммерческих площадок, на которых могут проводиться закупки по Федеральному закону №223, очень много.

Запрос предложений. Регламент запроса предложений у многих заказчиков схож с установленным Федеральным законом №44. Однако, как и в предыдущем случае, некоторые предпочитают отказываться от бумажного документооборота и полностью переходить на электронный.

Запрос цен. Еще один часто встречающийся среди заказчиков, работающих по Федеральному закону №223, способ закупок. Как правило — это «простая» закупка с не слишком высокой начальной ценой и минимальными требованиями к заявке.

Конкурентные переговоры. За этим способом закупки чаще всего скрывается довольно широкий список требований к участникам, а также поставляемым товарам/выполняемым работам/оказываемым услугам.

Охарактеризовать тот или иной необязательный способ закупок по Федеральному закону №223 сложно. Ведь каждый заказчик в положении устанавливает свой порядок и требования, с которыми нужно в обязательном порядке ознакомиться перед подачей заявки. Перечисленные выше 4 способа — это далеко не все разнообразие, встречающееся на Портале госзакупок (www.zakupki.gov.ru) и электронных площадках.

Неконкурентные способы закупок

В положении о закупочной деятельности заказчик вправе предусмотреть не только конкурентные, но и неконкурентные способы закупок. Самый распространенный из них — закупка у единственного поставщика. Однако встречаются и другие — прямая закупка, внеконкурентная закупка и так далее.

Их регламент, так же как и в случае с конкурентными закупками, определяется заказчиком самостоятельно. Поэтому привычный многим лимит «не более 100 тысяч рублей», определенный Федеральным законом №44, здесь не действует.

Способы закупки по 223 ФЗ

Возможность продавать свои товары и услуги крупным государственным и коммерческим заказчикам

Общий объем рынка госзаказа достиг 30 трлн руб. или 25% ВВП, включая закупки госкорпораций

Отличный способ открыть новые рынки сбыта, не ограничиваясь своим и соседними регионами

Участие в тендерах — это рост компании и работа на качественно другом уровне и обороте денежных средств

ЧТО МЫ ПРЕДЛАГАЕМ

Комплексная услуга по сопровождению сделок

Поиск госзакупок

Подготовка тех задания

Экспертиза закупочной документации

Разработка аукционной и конкурсной документации

Жалобы и представление интересов в ФАС

Комплексное сопровождение закупок

Дополнительные услуги

Создание тендерного отдела

Выстроим с нуля систему продаж, в которой сможет эффективно работать как один сотрудник, так и целый отдел. С полноценным «живым» обучением.

Читайте так же:  Требования к специалисту по охране труда

Обжалование в ФАС

Детально оценим сложившуюся ситуацию, подведомственность и шансы на решение проблемы, и точно определим, подготовим и направим в соответствующие инстанции необходимые документы.

Профессионально подготовим претензию (ответ на претензию), проведем (примем участие) в переговорах с противоположной стороной, при необходимости подготовим и направим исковое заявление в арбитражный суд.

В нашем профессиональном активе

+ 1,5% от выигранной процедуры

Одна закупка
«под ключ»

Успешный старт

+ 1,5% от выигранной процедуры

+ 1,5% от выигранной процедуры

Хотите узнать подробности?

Заявка на полный перечень услуг для участников

Почему клиенты выбирают нас?

Более 5 лет успешной работы

Успели поработать с сотнями заказчиков. Мы знаем, с кем стоит работать, а кого обойти стороной

Честность и прозрачность

Наши клиенты всегда получают информацию о всех минусах и «подводных камнях» конкретной закупки на этапе ее анализа

Партнерская работа

Работая с нами, Вы получаете скидки от наших партнеров

Комплексный подход

Мы готовы предоставить все: от выпуска ЭЦП и аккредитации на площадках до заключения контракта и претензионной работы. Вам не потребуется обращаться к кому то еще

Предоставляем скидки для постоянных клиентов и на комплексное обслуживание

Наши клиенты говорят о нас

В ноябре 2016 года, началась наша работа с компанией ООО «Дорожная карта». Нам необходим был пакет заказов размером в 50 миллионов рублей, и именно для этого мы заключили договор. До момента пока мы не завязались, все торги были практически проиграны. На первых парах сотрудничества с компанией ООО «Дорожная карта» мы очень много обсуждали тендеры с их руководителем, к счастью, в нашей дискуссии мы достигли соглашение, на сегодняшний день мы стабильно выигрываем, уже 9 крупных контрактов и продолжаем успешно набирать обороты. Огромное спасибо за Ваше упорство и терпение.

Хрущ А.А.
Заместитель генерального директора ПАО «Золото Селигдара»

Оцениваем опыт работы с компанией «Дорожная карта», как положительный. Мы достаточно долго вели переговоры по заключению договора на сопровождение, но в итоге согласились, т.к. нас интересовала заявка не посильная для нас в части подготовки. 1 часть заявки состояла из 200 листов. Ребята получили допуск, и, к сожалению, усилия были потрачены в пустую. т.к. мы не смогли предложить необходимую для победы цену. Мы отчаялись, но сотрудники компании «Дорожная карта» продолжили, загружать нас различными альтернативными вариантами и в течение одного месяца, после поражения нам удалось выиграть со снижением в 7 %, подряд. Хотим поблагодарить ООО «Дорожная карта» за упорство и профессионализм.

Бажаев К.Н.
Генеральный директор ЗАО «Артель старателей Амур»

Заключив договор на сопровождение с ООО «Дорожная карта», мы поставили условие, что нам нужны тендеры только с авансом, не меньше 30 %. К нашему удивлению, результат был достигнут в первом же аукционе. Хотя снижение в ходе торгов было больше, чем мы ожидали, аванс поправил наше финансовое положение и далее мы взялись рассматривать тендеры, просто с отсрочкой платежа. Выиграв еще 2 тендера, причем со снижением 3,5 и 1,5 %, мы поняли что лучше, надежнее и выгоднее отдавать тендерную работу на аутсорсинг, в хорошие руки, такие как команда компании «Дорожная карта».

Антонов В.С.
Директор ООО «Севтранзит», г. Хабаровск

Сотрудничество с ООО «Дорожная карта» мы начали на фоне недовольства работой предыдущей компанией, которая нас сопровождала. Компания из Москвы мало того, что требовали оплаты за каждую заявку с тех. частью, так еще и получали регулярные отклонения из-за халатного подхода. Поэтому мы поменяли сопровождающую компанию на ООО «Дорожная карта», хотя я сомневался что на Дальнем Востоке могут быть достойные специалисты. К счастью и моему удивлению, мы выигрываем, честно сказать я уже сбился со счета сколько побед нам принесла компания «Дорожная карта», причем часто со второго места, т.к. победитель отклонился по второй части заявки.

Лозанов В. А.
Заместитель директора ООО «КАМАЗ-центр», г. Магадан

Наша компания приняла решение о сотрудничестве с ООО «Дорожная карта» в декабре 2016 года. Решение принималось тяжело и с очень большим недоверием, т.к. на этом рынке присутствует большое количество компаний, которые предоставляют услуги по тендерному сопровождению. На удивление мы в течение трех недель с момента заключения договора мы выиграли 2 из 3 закупок, в которых участвовали с понижением в 0.5 и 6,5 %. Причем по крупной закупки они умудрились подготовить заявку в течение 1 дня и подали ее за 38 минут до окончания подачи. Сейчас мы сдаем крупную заявку заказчику, можем сказать, что удалось прибавить к цене около 30 % доп. соглашениями

Алейников С.В
Генеральный директор ООО «АмурТехТрейд», г. Благовещенск

Наши партнеры

ПАО «Золото Селигдара»

ПАО «Селигдар» консолидирует акции семи золотодобывающих предприятий, осуществляющих деятельность в Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Алтайском и Хабаровском краях, Оренбургской области. С 2013 года в структуру Холдинга входят также оловодобывающие активы в Хабаровском крае. Головной офис компании расположен в г. Алдане, Республика Саха (Якутия).

ЗАО «Артель старателей Амур»

Компания занимает лидирующие позиции по добыче драгметаллов в Дальневосточном регионе, входит в десятку крупнейших отечественных профильных предприятий. Всего за годы производственной деятельности предприятием было добыто более 170 тонн платины и золота.

ООО «АмурТехТрейд», г. Благовещенск

Компания ООО «АмурТехТрейд» занимается оптовыми поставками смазочных материалов на территории Амурской области. Клиентами компании являются крупные дорожные, золотодобывающие, строительные и лесозаготовительные предприятия.

ООО «Севтранзит» г. Хабаровск

Компания «СЕВ-ТРАНЗИТ» является авторизованным дистрибьютором ExxonMobil. Более 9 лет занимается поставкой смазочных материалов высочайшего качества в Хабаровском крае, Еврейской автономной области и Республике Саха (Якутия).

Находкинский торговый порт

Российская стивидорная компания, крупнейший оператор морского терминала в порту Находка. Входит в состав Evraz Group.

КАМАЗ-центр г. Магадан

Видео (кликните для воспроизведения).

Автоцентр вносит свой вклад в укрепление регионального производственного комплекса, способствуя реализации на территории области инвестиционных проектов и обновлению грузового подвижного состава предприятий горнодобывающего комплекса, строительства, коммунального и дорожного хозяйства, в том числе в рамках государственных и муниципальных контрактов. Как официальный дилер ПАО «КАМАЗ» и ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» на территории Магаданской области автоцентр осуществляет поставку большегрузых автомобилей и оригинальных запасных частей

Источники


  1. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.

  2. Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.

  3. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
  4. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.
  5. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.
Способы закупки по 223 фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here