Списание имущества в бюджетной организации

Описание страницы: списание имущества в бюджетной организации - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Содержание

Возможно ли списание основных средств с балансовых счетов (с отнесением на счет 02) бухгалтерского учета только по решению комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов в бюджетном учреждении (без согласования с собственником имущества)? Если возможно, то в каких случаях? Каков порядок списания имущества с забалансового счета 02 при необходимости его утилизации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятое учреждением решение о переводе основных средств, не удовлетворяющего понятию актива, на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении» осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов и не требует согласования с органом, осуществляющим полномочия собственника, либо с органом-учредителем.
Отражение в бухгалтерском учете выбытия объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» осуществляется только после реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании и проводимых под контролем профильной комиссии.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пожидаева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как оформить приказ об операции с основными средствами

Приказ о списании основных средств, образец

Списывая ОС, организации необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  1. Формирование комиссии по списанию/выбытию основных средств. Состав комиссии утверждает руководитель учреждения. Цель комиссии — проверка технических свойств списываемого изделия, выявление возможности починки, определение причин списания, исследование запасных частей на предмет их дальнейшей пригодности.
  2. Оформление заключения по факту проверки технического состояния.
  3. Создание распоряжения о списании основных средств и акта о списании (письмо Минфина РФ от 09.07.2009 № 03-03-06/1/454). Распоряжение и акт должны быть составлены грамотно, так как при проверке ИФНС проверяющий может потребовать эти документы для подтверждения расходов на списание.

Приказ об инвентаризации основных средств, образец

Перед тем как приступить к инвентаризации имущества (сверке с записями бухгалтерского учета), руководитель организации должен документально оформить соответствующее решение. Распоряжение об инвентаризации основных средств может быть сформировано как на унифицированном бланке по форме ИНВ-22 (Постановление Госкомстата РФ № 88), так и в произвольной форме.

В распоряжении необходимо указать следующую информацию:

  • наименование документа, дату и номер (данные реквизиты вносятся в журнал регистрации по форме ИНВ-23);
  • сведения о проводимой инвентаризации — причины, структура, период;
  • членов инвентаризационной комиссии с указанием должности каждого сотрудника.

Приказ на модернизацию основного средства, образец

Обновление материально-технической базы учреждения — модернизация — производится только после издания соответствующего распоряжения.

Решение руководителя на модернизацию закрепляет:

  • состав и полномочия комиссии по модернизации;
  • номенклатурные номера изделий, нуждающихся в обновлении, и причины производимой модернизации;
  • график работ.

Ответственность за составление предписания об обновлении ОС может возлагаться на секретаря, заместителя директора по технической части, бухгалтера. Унифицированного регистра у данного документа нет, поэтому приказ может быть составлен в произвольной форме. Образец распоряжения о модернизации может быть утвержден учетной политикой организации. Приказ подписывает руководитель учреждения. Члены комиссии ставят свои подписи в конце документа в знак того, что они ознакомлены с содержащейся в нем информацией.

Приказ о консервации основных средств, образец

Распоряжение о консервации создается в том случае, когда объекты в организации временно не используются
Решение руководителя о временном неиспользовании ОС включает следующие сведения:

  • основные причины консервации;
  • период, на который приостанавливается использование;
  • должностные лица, ответственные за процедуру консервации и расконсервации и за сохранность изделий в период неиспользования.

Ответственным работникам необходимо провести инвентаризацию консервируемых ОС и оформить соответствующий акт.

Форму актов и распоряжения о консервации организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Списание имущества в бюджетной организации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок документального оформления в федеральном государственном бюджетном учреждении актов о списании объектов основных средств (например, оборудования, компьютеров и т.п.)? Может ли учреждение одновременно оформлять списание объекта и осуществлять его демонтаж с целью извлечения металлолома, пригодных деталей и узлов, иных материалов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании основных средств (разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация), возможна только после его утверждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

20 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В целях согласования списания государственного (муниципального) имущества государственное (муниципальное) учреждение представляет в уполномоченный орган соответствующий комплект документов. Конкретный перечень документов, необходимых для согласования списания того или иного вида имущества, определяется на уровне каждого публично-правового образования или ведомства. На федеральном уровне не существует единого перечня — каждое министерство (ведомство) определяет такой перечень самостоятельно (пп. «г» п. 6 Положения N 834).

Списание имущества в бюджетной организации

Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (например, компьютеры, бытовую технику, мебель)? Если да, какими документами оформлять?

Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, которые подлежат обязательной утилизации. В каждом случае при списании имущества необходимо руководствоваться положениями законодательства.

Как правило, почти во всех системных блоках, мониторах, в составе комплектующих деталей, изделий технического назначения, бытовых приборов, инструментов, оборудования, материалов в небольшом количестве присутствуют драгоценные металлы.

Согласно п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы необходимо учитывать. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

Кроме того, в списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду такое имущество может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности выполняются организациями с лицензией на осуществление этой деятельности.

Читайте так же:  Временно проживающие иностранные граждане

Учреждение может самостоятельно определить наличие вредных веществ и класс опасности отходов. Если в штате нет специалиста, который способен дать заключение о наличии или отсутствии в списанном имуществе вредных веществ и отнесении отходов к классу опасности, для утилизации имущества целесообразно привлечь специализированную организацию.

При списании мебели учреждение может руководствоваться Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

На основании п. 2 Правил № 1156 мебель относится к крупногабаритным твердым коммунальным отходам, вывоз которых обеспечивается региональным оператором (в т.ч. по заявкам потребителей) либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил № 1156).

Порядок утилизации имущества должен быть определен в рамках учетной политики учреждения с учетом норм законодательства. В числе прочего он может включать:

  • перечень материальных ценностей, которые подлежат утилизации;
  • способы утилизации (самостоятельно или с привлечением специализированной организации);
  • сроки утилизации;
  • порядок вывоза отходов после утилизации объектов основных средств и т.п.

В соответствии с пп. 51, 52 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), выбытие объекта основных средств отражается в бухгалтерском учете по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта.

Вместе с тем пунктом 335 Инструкции № 157н прямо предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), следует учитывать на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Это означает, что объект основных средств, списанный с балансового учета при принятии соответствующего решения, должен учитываться на счете 02, пока не будут проведены мероприятия (в т.ч. утилизация), предусмотренные актом о списании.

Таким образом, факт выбытия с балансового учета объекта основных средств и факт реализации мероприятий по утилизации (уничтожению) выбывшего объекта – два разных события хозяйственной жизни, которые происходят после утверждения решения о списании.

Следовательно, в соответствующем разделе акта о списании должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов. Факт реализации этих мероприятий необходимо подтвердить первичными документами.

Унифицированной формы первичного учетного документа, подтверждающего факт утилизации объектов нефинансовых активов, нет. В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н учреждение вправе локальными нормативными актами утверждать формы первичных (сводных) учетных документов для отражения хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные формы документов.

Утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 7 Инструкции № 157н.

Таким образом, учреждению целесообразно самостоятельно разработать формы первичных документов, которые оно будет применять при утилизации или уничтожении нефинансовых активов своими силами, а также с привлечением сторонних организаций. Указанные документы позволят подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе проверок в случае возникновения спорных ситуаций.

Если в акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, факты проведения таких работ могут быть подтверждены:

  • актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований учредителя или положений учетной политики учреждения;
  • актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору со специализированной организацией.

Если профильной комиссией учреждения в акте о списании объектов основных средств отметка о ликвидации (уничтожении) не проставляется, составлять акт об уничтожении (ликвидации, утилизации) необязательно.

Списание имущества в бюджетной организации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

[3]

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Актом на списание предусмотрено проведение работ по ликвидации недвижимого имущества. Работы выполняются посредством привлечения подрядчика. По итогам проведения работ материальные ценности не приходуются.
В каком порядке и на основании каких документов федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение должно отразить в бухгалтерском учете списание недвижимого имущества при наличии разрешения учредителя? Основное средство должно быть сначала снято с государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости или сначала оно должно быть списано с баланса?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Объект недвижимости не может быть списан с балансового учета ранее даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости.
Для списания федерального недвижимого имущества с балансового учета в бюджетном учреждении Комиссией должен быть оформлен Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма 0504104), получено согласование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, проставлена утверждающая надпись руководителя учреждения на Акте, а также реализованы мероприятия, предусмотренные Актом о списании. К Акту в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие государственную регистрацию прекращения прав на недвижимое имущество.

К сведению:
По окончании всех предусмотренных мероприятий утвержденный руководителем организации Акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в месячный срок направляются в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения N 834, п. 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447).

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Списание государственного и муниципального имущества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Форма Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма 0504104), Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (форма 0504031) и методические указания по их заполнению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н.

Списание имущества в подведомственных Минобрнауки учреждениях

«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 9

Под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения. Минобрнауки России издан Приказ N 1676 , которым утвержден Регламент рассмотрения вопросов о списании федерального имущества подведомственными ему учреждениями (далее — Регламент N 1676). В этой статье предлагаем ознакомиться с его основными положениями. Кроме того, приведем корреспонденцию счетов по списанию основных средств в бухгалтерском учете.

Читайте так же:  Как получить белорусское гражданство

Приказ Минобрнауки России от 20.05.2011 N 1676 «Об организации работы в Министерстве образования и науки Российской Федерации по рассмотрению вопросов о списании федерального имущества подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации организаций».

Согласно п. 4 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее — Положение N 834), решение о списании федерального имущества принимается в отношении:

а) федерального движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, — учреждением самостоятельно;

б) федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, — учреждением по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

Напомним, что согласно Приказу Минобрнауки России от 31.12.2010 N 2261 к особо ценному движимому имуществу:

  • автономные или бюджетные учреждения высшего профессионального образования и научные организации, подведомственные Минобрнауки, относят движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. руб.;
  • иные автономные или бюджетные учреждения, подведомственные Минобрнауки, — движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. руб.;
  • автономные и бюджетные учреждения — движимое имущество, которое отчуждается в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Создание комиссии по списанию имущества

Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения, в состав которой должны входить работники, обладающие специальными знаниями, в случае отсутствия таковых для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе (п. 7 Положения N 834).

Если договором, заключенным между учреждением, в котором создана комиссия, и экспертом, участвующим в ее работе, предусмотрена возмездность оказания его услуг, оплата труда эксперта осуществляется (п. 8 Положения N 834):

а) федеральным государственным учреждением, являющимся в соответствии с БК РФ получателем средств федерального бюджета, — в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание;

б) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением — за счет собственных средств либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;

в) иными организациями — за счет собственных средств.

На комиссию учреждения возлагаются следующие полномочия:

а) осмотр федерального имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принятие решения по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

в) установление причин списания федерального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества;

г) подготовка акта о списании федерального имущества в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирование пакета документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Документы, представляемые для рассмотрения вопроса о списании имущества

В Регламенте N 1676 приведен перечень документов, представляемых в Минобрнауки на электронном и бумажном носителях для рассмотрения вопроса о возможности согласования решения о списании федерального имущества, а именно:

  1. сопроводительное письмо о согласовании решения о списании федерального имущества по форме согласно Приложению 1 к Регламенту N 1676;
  2. заключение учреждения о возможности списания федерального имущества с учетом прогноза влияния списания федерального имущества на дальнейшую его деятельность по форме согласно Приложению 2 к Регламенту N 1676;
  3. перечень объектов федерального имущества учреждения, решение о списании которых подлежит согласованию, по форме согласно Приложению 3 к Регламенту N 1676 (в двух экземплярах);
  4. карточка учета основного средства, решение о списании которого подлежит согласованию;
  5. выписка из реестра федерального имущества в отношении федерального имущества, решение о списании которого подлежит согласованию;
  6. копия решения учреждения о создании комиссии по подготовке и принятию решений о списании федерального имущества с приложением положения о данной комиссии и ее составе, утвержденного приказом руководителя учреждения;
  7. копия протокола заседания комиссии учреждения;
  8. оформленный комиссией учреждения акт о списании федерального имущества;
  9. подписанные фотографии федерального имущества, решение о списании которого подлежит согласованию, с указанием даты съемки.

Для списания автотранспортного средства также представляются:

  1. копия паспорта автотранспортного средства;
  2. копия свидетельства о регистрации автотранспортного средства;
  3. копия документа о прохождении последнего техосмотра автотранспортного средства;
  4. копия заключения о техническом состоянии автотранспортного средства, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате учреждения — копия заключения, выданного лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности, с приложением копии лицензии).

При списании объекта недвижимого имущества представляются также следующие документы:

  1. копии документов учреждения, осуществляющего государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, — технический и кадастровый паспорт на объект недвижимого имущества;
  2. кадастровый паспорт земельного участка под объектом недвижимого имущества;
  3. правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы учреждения на объект недвижимого имущества и земельный участок под ним.

В случае если предполагается списать федеральное имущество, по которому амортизация начислена не полностью, учреждению следует представить документы, подтверждающие обстоятельства, по которым федеральное имущество подлежит списанию (например, постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела, справки органов исполнительной власти субъектов РФ или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций), а также информацию о наличии (отсутствии) ущерба учреждению и его размере в связи с невозможностью использования соответствующего федерального имущества.

Все представляемые документы подписываются руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) и главным бухгалтером учреждения (за исключением оформляемого комиссией учреждения акта о списании имущества) и представляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде.

За представление неполной или недостоверной информации руководитель учреждения несет личную ответственность.

Принятие решения о возможности списания имущества

На рассмотрение представленных учреждением документов Минобрнауки отведено 30 дней со дня их получения, в течение которых министерство:

  • проверяет полноту (комплектность) документов, представленных учреждением, их соответствие требованиям законодательства РФ и Регламента N 1676, уведомляет учреждение в течение 10 рабочих дней о выявленных недостатках или о необходимости представить дополнительные документы и принимает доработанный вариант документов к повторному рассмотрению;
  • рассматривает и принимает решение о согласовании либо отказе в согласовании списания федерального имущества.

Решение об отказе в согласовании списания федерального имущества принимается в случае:

  • выявления в представленных документах неполных, необоснованных или недостоверных сведений;
  • отсутствия достаточного обоснования целесообразности списания;
  • несоответствия списания целям и видам деятельности учреждения;
  • если списание приведет к невозможности осуществления учреждением деятельности, цели, предмет и виды которой определены его уставом;
  • если планируемое списание противоречит нормам законодательства РФ.

Решение Минобрнауки о согласовании списания в отношении федерального имущества действительно в течение 6 месяцев со дня его принятия.

Читайте так же:  Ходатайство в арбитражный суд

При принятии Минобрнауки положительного решения о согласовании списания федерального имущества руководитель учреждения в течение 10 дней с момента принятия соответствующего решения направляет в Минобрнауки утвержденный акт о его списании, а также документы, подтверждающие утилизацию списанного федерального имущества.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 9 Инструкции N 162н , п. 12 Инструкции N 174н , п. 12 Инструкции N 183н решение комиссии учреждения о списании объектов основных средств оформляется следующими первичными документами:

  • Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);
  • Актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);
  • Актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);
  • Актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) (в части однородных предметов хозяйственного инвентаря);
  • Актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

В зависимости от статуса образовательного учреждения списание основных средств будет отражаться корреспонденцией счетов, представленной в таблице.

Видео (кликните для воспроизведения).

Полученные от демонтажа основных средств материальные ценности принимаются к учету, что отражается следующими записями:

Пример. В бухгалтерию автономного образовательного учреждения поступили оформленные в установленном порядке акты на списание следующих основных средств, приобретенных за счет средств от приносящей доход деятельности:

а) оборудования (иного движимого имущества) со 100%-ной начисленной амортизацией, непригодного к дальнейшей эксплуатации, на сумму 150 000 руб.;

б) оборудования (иного движимого имущества) (каждый объект стоимостью свыше 40 000 руб.), списанного вследствие морального износа, на сумму 128 000 руб. (остаточная стоимость — 52 000 руб.).

[1]

За счет этих же средств учреждением произведены следующие расходы:

а) выплата по гражданско-правовому договору специалисту, участвующему при работе комиссии, — 6000 руб.;

б) перечисление начисленных страховых взносов по этому договору в сумме 1878 руб., в том числе:

  • в ПФР на страховую часть трудовой пенсии (26%) — 1560 руб.;
  • в ФФОМС (3,1%) — 186 руб.;
  • в ТФОМС (2%) — 120 руб.;
  • на травматизм (0,2%) — 12 руб.;

в) оплата услуг сторонней организации за демонтаж объекта основного средства — 4000 руб.

Извлеченные в результате демонтажа запасные части в сумме 28 000 руб. приняты к учету.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующим образом:

Списание имущества в бюджетной организации

Дата публикации 21.07.2015

Нужно ли для списания с забалансового счета 21 пришедших в негодность основных средств (огнетушителей, телефонов, электрочайников и т.д.) получать заключение о техническом состоянии этих объектов?

Согласно п. 373 Инструкции № 157н (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с принятием решения о их списании (уничтожении), производится на основании Акта о списании по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Таким образом, Инструкция № 157н не устанавливает никаких специальных требований к списанию с забалансового счета 21, кроме оформления Акта о списании. Также не установлена специальная форма Акта о списании для этого случая. Ни одна из форм первичных документов, описанных в приложении № 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н (действовал до 18.06.2015) не указана как предназначенная для документального оформления списания основных средств, стоимостью до 3000 рублей включительно.

Следовательно в период действия Приказа № 173н, учреждение обязано было самостоятельно в своей учетной политике утвердить форму первичного документа для документального оформления списания основных средств с забалансового счета 21. Согласно п. 51 Инструкции № 157н, выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (Актом). Значит, форма Акта должна была предусматривать заключение комиссии и подписи членов комиссии.

С 19.06.2015 вступил в действие приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее Приказ № 52н). Как указано в письме Минфина России от 10.06.2015 № 02-07-07/33768, применение учреждением новых форм первичных документов, установленных Приказом № 52н, начинается с даты, установленной учетной политикой учреждения. Приказом № 52н введена унифицированная форма Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф.0504104), которая предназначена для документального оформления списания всех видов нефинансовых активов, кроме сырья, материалов, а также готовой продукции, произведенной учреждением. Значит, начиная с даты, установленной учетной политикой учреждения (но не ранее 19.06.2015), списание основных средств, числящихся в учете на счете 21, следует оформлять документально Актом о списании объектов нефинансовых активов (ф.0504104) Эта форма также содержит графы для указания причины списания и подписей членов комиссии.

Принимая решение о списании основных средств, числящихся на забалансовом счете 21, комиссия учреждения должна обосновать:

  • что основное средство более не пригодно к эксплуатации; очевидно, в заключении комиссии подробно должно быть описано, в чем именно заключается его неисправность/непригодность; если в отношении телефона комиссия напишет просто «не работает», это еще не подтверждает необходимость списания телефона (возможно, нарушился электрический контакт);
  • что основное средство невозможно или слишком дорого ремонтировать; если в телефоне нарушился контакт, то его может быть дешевле отремонтировать, чем списать.

Если члены комиссии имеют достаточную квалификацию, чтобы определить, какова неисправность телефона, какова возможность его ремонта, сколько может стоить такой ремонт, то заключение комиссии (где будет подробно описана неисправность и обоснована нецелесообразность ремонта) можно считать обоснованным. Если же у членов комиссии нет документально подтвержденной квалификации для определения неисправностей и возможностей ремонта офисной и бытовой техники, очевидно, что решения такой комиссии недостаточно обоснованные. В таком случае комиссия может привлекать сторонних экспертов.

Как вести учет малоценных основных средств

Новое в бухучете «малоценки»

Чтобы определить, какие объекты можно отнести к малоценным основным средствам, от какой суммы 2019 считать и как учитывать, определим предельные лимиты.

Лимиты стоимости скорректированы. Теперь к ОС, подлежащим моментальному списанию на забаланс, следует относить объекты, которые стоят 10 000 рублей и менее. Напомним, что до 2019 года таким имуществом признавались ОС ценностью до 3000,00 рублей.

Начислить 100-процентную амортизацию на основные средства с какой суммы нужно в этом году? Стоимостные границы также скорректированы: от 10 000 до 100 000 рублей.

На ОС, стоящие более 100 000 рублей, следует начислять амортизацию в соответствии с выбранным способом. Напомним, что в 2019 году предусмотрены три метода начисления амортизации:

  • линейный — единственный доступный метод до этого года;
  • метод уменьшаемого остатка;
  • метод списания стоимости пропорционально производимой продукции.

Следовательно, к «малоценке» можно отнести все имущество учреждения стоимостью до 100 000 рублей.

Особенности признания ОС

Еще в прошлом году новые федеральные стандарты бухучета кардинально скорректировали порядок признания объектов основных средств. Ключевые изменения закреплены в Приказе Минфина № 257н. Также чиновники представили методические рекомендации по переходу на новые стандарты в Письме № 02-07-07/79257 от 30.11.2017.

Читайте так же:  Комитет по охране труда организует

Итак, что относится к основным средствам в бухгалтерском учете в 2019 году? Рассмотрим ключевые моменты. В первую очередь определим, с какой суммы считается основным средством имущество организации. Для этого обратимся к действующим инструкциям по бухучету и установим, что основным средством признается объект, который отвечает следующим требованиям:

  1. Срок использования имущества — 12 месяцев и более.
  2. Планируется использовать для осуществления деятельности и(или) извлечения прибыли.
  3. Дальнейшая продажа или передача третьим лицам не предусматривается.

Никаких ограничений по минимальной и максимальной цене не установлено. Следовательно, независимо от стоимости, любой объект может быть отнесен к ОС, если он отвечает вышеперечисленным требованиям. Это означает, что вопрос: основные средства с какой суммы начинаются в 2019 году, не актуален. Актив можно отнести к ОС независимо от его стоимостных показателей, уплаченной стоимости, а также иных аналогичных затрат, которые были произведены с целью создания, сборки или строительства имущественных ценностей.

Основные средства до 10 000 рублей в 2019: особенности учета

Такие ОС учитываются на забалансовом счете 21. Стоимость имущества отражается в денежном эквиваленте:

  • по фактической или первоначальной цене, подтвержденной документально;
  • по условной цене, равной одному рублю (Письмо Минфина России от 01.04.2010 № 02-06-07/1169).

Пример. Учреждение приобрело светильник за 3500,00 рублей. Бухгалтер отразил операции:

Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)

Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105

Бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н. Однако также все государственные организации следуют главному НПА, которым является приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанные законодательные акты утверждают частный и общий планы счетов и инструкции, разъясняющие их использование. Вся изложенная в статье информация и описываемый порядок списания материальных запасов в бюджетных учреждениях базируются на положениях этих НПА.

О нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

В состав материальных запасов входят предметы, которые используются не более года, готовая продукция, товары, а также другие специфические активы, перечисленные в п. 99 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н). Для их учета предусмотрен синтетический счет 010500000 «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).

Особенности списания недостач в бюджетном и автономном учреждении

Часто при списании недостач у бухгалтера возникает множество вопросов. Например, по какой стоимости списывать ценности, как поступить, если отсутствуют какие-либо части одного предмета (в частности основного средства), и т.д.

Списание амортизируемого имущества

При списании утраченных основных средств сумму амортизации по ним также списывают. Стоимость имущества, взыскиваемую с виновного лица, определяют по общим правилам исходя из их рыночной цены на дату утраты, но не ниже остаточной стоимости. Порядок отражения этой операции в учете учреждения проиллюстрирует пример.

В процессе инвентаризации, проводимой в учреждении перед подготовкой годовой бухгалтерской отчетности, была выявлена пропажа компьютера. Он относится к особо ценному имуществу и ранее был приобретен за счет средств от приносящей доход деятельности. Первоначальная стоимость ЭВМ — 54 000 руб. По нему была начислена амортизация в сумме 14 000 руб. По решению руководителя учреждения с материально ответственного лица взыскивается стоимость недостающего компьютера в размере 42 000 руб.
Указанные операции будут отражены записями:

Дебет 2 104 24 410 Кредит 2 101 24 410
— 14 000 руб. — списана амортизация, начисленная по утраченному компьютеру;

Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 101 24 410
— 40 000 руб. (54 000 — 14 000) — списана остаточная стоимость компьютера;

Дебет 2 209 74 560 Кредит 2 401 10 172
— 42 000 руб. — рыночная стоимость утраченного компьютера предъявлена к возмещению материально ответственному лицу;

Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 209 74 660
— 42 000 руб. — внесены наличные денежные средства в кассу учреждения в счет погашения задолженности по недостаче имущества.

Списание основных средств нулевой остаточной стоимости

Возможен вариант, когда выявляется недостача основных средств, которые имеют нулевую остаточную стоимость (то есть сумма начисленной по ним амортизации равна их первоначальной стоимости).

Несмотря на это, руководитель учреждения вправе принять решение о взыскании с материально ответственного лица той суммы, которая равна рыночной цене данного имущества. Ведь стоимость имущества по данным бухгалтерского учета является лишь нижней границей размера ущерба, который учреждение вправе получить с виновного работника.

В то же время трудовое законодательство прямо предусматривает, что с виновника недостачи взыскивается причиненный им ущерб, сумма которого равна рыночной цене утраченного имущества. В данной ситуации бухгалтеру следует списать недостачу и отразить средства, причитающиеся к получению с виновного работника, в составе текущих доходов учреждения.

В процессе инвентаризации, проводимой в учреждении перед формированием годовой бухгалтерской отчетности, была обнаружена пропажа компьютера. Он был приобретен за счет средств от приносящей доход деятельности и относится к особо ценному имуществу.

Первоначальная стоимость ЭВМ составляла 34 600 руб. По ней начислена амортизация в той же сумме. Рыночная стоимость компьютера — 6500 руб. По решению руководителя учреждения данная сумма взыскивается с материально ответственного лица.

Операции по списанию ЭВМ, отражению и погашению задолженности материально ответственного лица отражают записями (для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится):

Дебет 2 104 24 410 Кредит 2 101 24 410

— 34 600 руб. — списана стоимость утраченного компьютера, равная начисленной по нему амортизации;
Дебет 2 209 74 560 Кредит 2 401 10 172

— 6500 руб. — рыночная стоимость утраченного компьютера предъявлена к возмещению материально ответственному лицу;

Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 209 74 660
— 6500 руб. — внесены наличные денежные средства в кассу учреждения в счет погашения задолженности по недостаче имущества.

Списание утраченных частей основного средства

В ходе инвентаризации может быть выявлено, что отсутствуют те или иные части основного средства в результате их порчи или хищения. Например мониторы к компьютерам. Таким образом, использование самого основного средства становится невозможным. Как быть в этой ситуации? Возможны два варианта.

Первый вариант.

Руководитель учреждения принимает решение об учете основных средств с использованием ранее присвоенных инвентарных номеров и дальнейшей их укомплектации новыми частями. Первоначальная стоимость этого имущества может быть уменьшена на стоимость утраченных частей. Данную операцию следует рассматривать как частичную ликвидацию основного средства. Стоимость новых частей впоследствии увеличит стоимость основного средства. Такую операцию можно признать дооборудованием.

Читайте так же:  Как вести кадровый учет

В процессе инвентаризации, проводимой в учреждении перед формированием годовой бухгалтерской отчетности, было обнаружено, что у одного компьютера нет монитора. Компьютер был приобретен за счет субсидии на иные цели и относится к особо ценному имуществу. Он используется в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Стоимость недостающего монитора — 6000 руб. Сумма амортизации, приходящейся на него, составляет 4500 руб. Виновник пропажи установлен не был.

Впоследствии за счет субсидии на иные цели к компьютеру был приобретен новый монитор. Его стоимость — 9440 руб. (в том числе НДС — 1440 руб.). Он также относится к особо ценному имуществу учреждения.

[2]

Операции по списанию утраченного и приобретению нового монитора бухгалтер учреждения отразит записями:

Дебет 5 104 24 410 Кредит 5 101 24 410
— 4500 руб. — списана амортизация, приходящаяся на монитор, и уменьшена первоначальная стоимость компьютера;

Дебет 5 401 10 172 Кредит 5 101 24 410
— 1500 руб. (6000 — 4500) — списана остаточная стоимость утраченного монитора и уменьшена первоначальная стоимость компьютера;

Дебет 5 105 26 340 Кредит 5 302 34 730
— 9440 руб. — оприходован новый монитор и отражена кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);

Дебет 5 302 34 830 Кредит 5 201 11 610
— 9440 руб. — оплачен монитор с лицевого счета учреждения в казначействе;

Дебет 5 106 21 310 Кредит 5 105 26 440
— 9440 руб. — списана стоимость нового монитора на увеличение первоначальной стоимости компьютера;

Дебет 5 101 24 310 Кредит 5 106 21 310
— 9440 руб. — увеличена первоначальная стоимость компьютера на сумму расходов по приобретению нового монитора.

Второй вариант.

Основные средства списывают как пришедшие в негодность в связи с утратой или хищением их частей. Далее необходимо выделить отдельные их составляющие в качестве самостоятельных объектов учета (материалов). На основании акта о списании основных средств с учета оставшиеся запасные части (в отношении вычислительной техники это системный блок, клавиатура, мышь и т.д.) приходуют по рыночным ценам. Впоследствии эти материальные запасы могут быть использованы:

— для сборки новых компьютеров (их стоимость будет учтена при формировании стоимости новых инвентарных объектов);

— для ремонта других основных средств.

В процессе инвентаризации, проводимой в учреждении перед формированием годовой бухгалтерской отчетности, было обнаружено, что у одного компьютера нет монитора. Виновник пропажи не установлен. Компьютер был приобретен за счет субсидии на иные цели и относится к особо ценному имуществу. Он используется в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС.

Первоначальная стоимость компьютера — 19 350 руб. На момент проведения инвентаризации по нему начислена амортизация в сумме 8800 руб.

Руководителем учреждения принято решение о списании основного средства. Оставшиеся после этого части были оприходованы. Их рыночная стоимость с учетом износа составила:

— клавиатуры — 600 руб.;

— системного блока — 6000 руб.

Системный блок относится к особо ценному имуществу. Операции по списанию ЭВМ и оприходованию запасных частей отражают в учете учреждения записями:

Дебет 5 104 24 410 Кредит 5 101 24 410
— 8800 руб. — списана амортизация, начисленная по утраченному компьютеру;

Дебет 5 401 10 172 Кредит 5 101 24 410
— 10 550 руб. (19 350 — 8800) — списана остаточная стоимость утраченного компьютера;

Дебет 5 105 36 340 Кредит 5 401 10 172
— 600 руб. — оприходована клавиатура;

Дебет 5 105 36 340 Кредит 5 401 10 172
— 350 руб. — оприходована мышь;

Дебет 5 105 26 340 Кредит 5 401 10 172
— 6000 руб. — оприходован системный блок.

А. Суховерхова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Пименов, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Отражение в учете выбытия частей основного средства будет зависеть от решения руководителя о порядке использования и учета материальных ценностей, остающихся в распоряжении учреждения после обнаружения хищения. Данное решение должно приниматься исходя из технических возможностей и экономической целесообразности.

Так, может быть принято решение об учете основных средств с использованием ранее присвоенных инвентарных номеров и дальнейшей укомплектации их новыми частями. Однако, по нашему мнению, наиболее приемлемый вариант решения рассматриваемой проблемы — списание основных средств (как пришедших в негодность в связи с хищением их частей). В результате такого списания необходимо выделить отдельные составляющие части списываемых основных средств в качестве самостоятельных объектов нефинансовых активов. На основании акта о списании объектов основных средств с балансового учета учреждения они будут списаны и одновременно поставлены на учет отдельные запасные части в качестве материальных запасов.

Списание имущества, учтенного за балансом

В ходе инвентаризации может быть выявлена утрата ценностей, числящихся на забалансовом учете учреждения. Например имущества, полученного в пользование, материальных ценностей на хранении, основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации и т.д. В данном случае действует общий порядок учета и списания недостач.

В процессе инвентаризации, проводимой в учреждении перед формированием годовой бухгалтерской отчетности, была обнаружена недостача шести единиц основных средств стоимостью менее 3000 руб., учтенных на забалансовом счете 21 в условной оценке 1 руб./ед. Это имущество ранее приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности.

Рыночная цена этого имущества — 4000 руб. По решению руководителя учреждения данная сумма взыскивается с материально ответственного лица. Эти операции отражают записями:

Кредит 21
— 6 руб. (6 ед. х 1 руб.) — списана стоимость утраченных ценностей;

Дебет 2 209 74 560 Кредит 2 401 10 172
— 4000 руб. — рыночная стоимость утраченных ценностей предъявлена к возмещению материально ответственному лицу;

Видео (кликните для воспроизведения).

Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 209 74 660
— 4000 руб. — внесены наличные денежные средства в кассу учреждения в счет погашения задолженности по недостаче имущества.

Источники


  1. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.

  2. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.

  3. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.
  4. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
  5. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
Списание имущества в бюджетной организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here