Собственник отходов

Описание страницы: собственник отходов - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Статья 5. Отходы как объект права собственности

Статья 5. Отходы как объект права собственности

1. Отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном законодательством государства.

2. Право собственности на отходы принадлежит юридическому или физическому лицу, чья производственная или иная хозяйственная деятельность приводит к образованию отходов и который при осуществлении своего права собственности обязан принимать меры, предотвращающие нанесение вреда окружающей среде и здоровью населения, стремиться к более полному и рациональному использованию исходного сырья. Производитель отходов приобретает право собственности на отходы с момента их образования, если иное не предусмотрено законодательством государства и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов.

3. Собственник отходов вправе передать право собственности на отходы, саму собственность и риск, связанный с такой передачей, другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения, иной сделки об отчуждении отходов или путем совершения других действий, свидетельствующих о приобретении отходов в свою собственность.

4. Собственник отходов вправе отчуждать отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с отходами.

5. Отказ от права собственности на отходы допускается при условии соблюдения требований законодательства государства об отходах и не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этих отходов до момента приобретения права собственности на них другим лицом, за исключением случаев, когда отходы в соответствии с законодательством государства подвергнуты удалению.

6. В случае, когда заполнение паспорта опасности отходов является обязательным в соответствии с законодательством государства, собственник отходов, иное лицо, им уполномоченное, при совершении сделки по отчуждению этих отходов должны передать такой паспорт лицу, к которому переходит право собственности на отходы по сделке.

7. При приватизации государственных предприятий, на которых накоплены определенные объемы отходов, право собственности на отходы и ответственность за нанесенный ими вред здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц и окружающей среде переходит к новым собственникам, если иное не предусмотрено законодательством государства или условиями приватизации этих предприятий.

Условиями приватизации может быть предусмотрена солидарная ответственность предыдущего собственника и собственника приватизированного предприятия за вред, наносимый отходами окружающей среде, здоровью и жизни населения.

8. Государство является собственником отходов, которые образуются на объектах государственной собственности или находятся на территории государства и не имеют собственника или собственник которых неизвестен.

9. Если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие о получении их в собственность в соответствии с законодательством государства.

Такое лицо вправе также требовать в судебном порядке возмещения ущерба, нанесенного ему в связи с оставлением отходов на земельном участке, независимо от их дальнейшего использования, если иное не предусмотрено законодательством государства.

10. Определение режимов использования отходов, упомянутых в пунктах 8 и 9 настоящей статьи, возлагается на местные органы государственной власти и органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством государства. Местные органы государственной власти и органы местного самоуправления ведут учет указанных отходов и несут ответственность за соблюдение условий безопасного и ресурсосберегающего обращения с указанными отходами с предупреждением их отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье людей.

11. Собственники или пользователи земельных участков, на которых обнаружены не принадлежащие им отходы, обязаны уведомить о них соответствующий местный орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые, в свою очередь, обязаны принять меры по определению собственника отходов, класса их опасности, учету, паспортизации и принять решение относительно обращения с ними.

Собственник отходов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Ранее ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержала ограничение на отчуждение отходов — собственник мог передать их только лицу, имеющему соответствующую лицензию. В действующей редакции данное положение исключено.
Имеются ли какие-либо ограничения на продажу отходов производства I-IV классов опасности? Должен ли покупатель отходов иметь лицензию?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ложечникова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

[2]

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Читайте так же:  Дислокация дорожных знаков

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

«Отходы как объект собственности.»

Герценштейн Ф., Куксанов В., Шагивалеева Р.

Федеральным Законом впервые право собственности на отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, закреплено за собственником сырья, материалов и т.п., следствии использования которых образовались отходы.

Поскольку отходы являются причиной техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду, собственник отходов должен нести полную от ветственность за негативные экологические последствия содержания отходов и обращения с ними. Поэтому регулирование прав собственности на отходы должно предотвращать, по крайней мера возникновение брошенных отходов, когда из сферы управления отходами исключается субъект ответственный за их экологию. Для структурирования отходов как объектов собственности необходимо оценить их вещные характеристики и определить перечень субъектов, имеющих потенци альную возможность права собственности на отходы.

В дальнейшем речь пойдет только об отходах, размещаемых на длительное хранение, и исключаются из рассмотрения отходы, которые сразу после своего формирования направляются на дальнейшую переработку.

Вещные характеристики представляют интерес в плане определения имущественной принад лежности отходов. Прежде всего, необходимо отметить, что отходы подлежат государственной учету. Государственными структурами, осуществляющими учет отходов, выступают региональные органы Госкомэкологии и статистики. Государственный учет является одним из обязатель ных условий отнесения имущества к недвижимости.

Поскольку для размещения отходов на длительное хранение предусматривается отвод земельных участков, можно констатировать связь от ходов на объектах их размещения с землей. Так как любые отходы допускают переработку или, по крайней мере, утилизацию, они должны рассматриваться как вторичное сырье. Вопрос использова ния отходов в качестве вторичного сырья сегодня определяется грамотным выбором технологи переработки и возможностями финансовых вложений.

Мировая практика показывает, что экономическая и экологическая целесообразность такого применения отходов сомнений не вызывает. Поэтому с экономической точки зрения отходы следует относить к сырьевым ресурсам, что по зволяет провести аналогию с недрами. Таким образом, по своим вещным характеристикам отходы наиболее соответствуют недвижимому имуществу, вследствие чего процедуры управления отходами должны отвечать законодательству о недвижимости.

Право собственности на недвижимое имущество наступает с момента его регистрации в соот ветствующем государственном органе, в данном случае в региональном органе Госкомэкологии. Законодательством очерчен ограниченный перечень структур, которые имеют право первособственности на отходы. Здесь не учитываются организации, имеющие лицензию на обращение с ходами, которым права передаются на договорной основе.

Итак, в соответствии с законодательством, права первособственности имеют следующие структуры.

В сфере производственной деятельности собственники сырья, материалов и т.п., использование которых привело к образованию отходов.

В отношении брошенных и отчужденных в принудительном порядке отходов владельцы земель, на которых размещены отходы.

В отношении отходов, размещаемых на муниципальных полигонах, муниципальные органы исполнительной власти в лице, как правило, муниципальных коммунальных служб. При этом отходы, вывозимые на муниципальные полигоны, следует рассматривать как брошенные, если не оговорено специальным договором между собственником отходов и муниципальной службой (например, размещение отходов на временное хранение).

Исполнительный орган власти субъекта Федерации в лице его комитета, на который возложены функции управления в области обращения с отходами.

С целью конкретизации субъектов, претендующих на право собственности, на отходы, целесообразно ввести классификацию последних по способу их формирования. Это сводится к введении понятий, которые используются в хозяйственной деятельности, но определения которых выпали из российского правового поля.

1. Промышленные отходы — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий, которые образовались в процессе производства либо утратили полностью или частично свои потребительские свойства (за исключением отходов производств по переработке сельхозпродукции).

2. Сельскохозяйственные отходы — отходы биогенного или растительного происхождения, об разовавшиеся в результате производства, сбора, хранения сельскохозяйственной продукции или ее переработки.

3. Техногенные месторождения (образования) — скопления минеральных веществ, образовавшиеся в результате горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, количество и качество которых делают возможным их дальнейшую ереработку.

4. Бытовые отходы — отходы, образовавшиеся в результате обеспечения жизнедеятельности человека.

5. Вторичное сырье — отходы, качество и количество которых определяет их товарную ценность, гарантирующую возможность их использования для получения вторичной продукции или извлечения полезных компонентов.

6. Брошенные отходы — вторичное сырье, которое в силу условий или сроков хранения теряет(снижает) свои первоначальные товарно-сырьевые характеристики и ухудшает экологическую си туацию в местах его размещения. (В отношении прав собственности брошенные отходы должны рассматриваться в соответствии со ст.225 ПС РФ как бесхозные вещи).

Наиболее прозрачна ситуация с сельскохозяйственными отходами. Право собственности на отходы сельскохозяйственной продукции имеют исключительно сельхозпроизводители. Предприятия, осуществляющие свою деятельность на покупном сырье, приобретают право собственности на отходы, размещаемые в принадлежащих этим предприятиям хранилищах. Вывоз отходов на муниципальные полигоны означает добровольный отказ предприятия от права собственности на отходы, которое переходит к муниципальному органу исполнительной власти. Последнему принадлежит и право собственности на бытовые отходы как вывозимые на муниципальный полигон, так и накопленные на несанкционированных свалках. В последнем случае отходы классифициру ются как брошенные.

Техногенные образования формируются в результате разработки месторождения, осуществ ляемой на основании срочного лицензионного договора. На время действия договора право собственности на техногенное месторождение принадлежит разработчику. Во избежание недоразумений целесообразно в договоре указывать права собственности на техногенное образование после истечения срока лицензионного договора.

Одновременно с правом собственности возникает ответственность собственника за влияние отходов на окружающую среду. Следует отметить, что отходы, размещаемые на открытых площадках, оказывают негативное воздействие на все природные сферы: воздух, воду, землю. Физико-химическое разложение отходов и ветровые нагрузки приводят к загрязнению воздуха пылью, токсичными газами. Паводковыми и ливневыми водами с объектов размещения отходов вымываются и выносятся токсичные вещества, вследствие чего происходит загрязнение окружающих земель, подземных вод и близлежащих поверхностных водоемов.

В российском законодательстве наиболее четко определена ответственность за загрязнение земель, что может быть использовано во взаимоотношениях экологических служб и собственников отходов. При загрязнении земель виновник загрязнения обязан не только ликвидировать причины загрязнения, но и провести рекультивацию загрязненных земель.

Последнее обстоятельство, к со жалению, почти не используется для оказания давления на собственника отходов. В то же время отказ собственника от выполнения полного комплекса обязательств по ликвидации произошедшего по его вине загрязнения земель является основой для принудительного отчуждения отходов. При этом надо учитывать, что в финансовом отношении рекультивация загрязненных земель — процедура гораздо более дорогостоящая, чем ликвидация причины, приведшей к загрязнению. Та ким образом, строгое выполнение экологического и земельного законодательства создает перспективы для оказания давления на собственников отходов с целью вовлечения последних в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья. Шкала выплат за техногенное загрязнение окружающей среды в настоящее время такова, что ее нельзя рассматривать в качестве карательного инструмента в отношении виновника загрязнения. Тем более, если речь идет об успешно действующем предприятии.

Итак, существует вероятность добровольного отказа от прав собственности на отходы, и имеется возможность принудительного отчуждения отходов. В обоих случаях первичным претендентом на приобретение прав собственности на отчужденные добровольно или принудительно отходы является владелец земли, на которой размещены отчужденные отходы. Причем, если право первособственности наступает в результате регистрации собственности в соответствующем федеральном органе, то право собственности на отчужденную собственность наступает только по решению суда.

Отказ суда в удовлетворении иска владельца отходов на передачу ему прав собственности влечет за собой отчуждение у него отходов и передачу права владения ими органу региональной исполнительной власти, о чем вносится соответствующая запись в паспорт отходов. Те же права на отходы получает региональный орган исполнительной власти в случае отказа владельца земельного участка, на котором находится объект размещения отходов, от прав на эти отходы. Через год после получения прав владения отходами региональный орган исполнительной власти обращается в суд с иском о признании за ним прав собственности на эти отходы. Решение суда является осно ванием для регистрации региональной исполнительной власти в качестве собственника отходов, чем вносится соответствующая запись в паспорт отходов.

Так как регистрация права владения или собственности на отходы осуществляется региональным органом Госкомэкологии, основной экземпляр паспорта отходов должен храниться именно здесь. Собственник или владелец отходов получает на руки копию паспорта, куда он регулярно вносит все изменения по количественному и качественному составу отходов и информирует об этом региональный орган Госкомэкологии. Во всех случаях, в том числе, когда право управления (владения) отходами передается собственником другому лицу на договорной основе, ответственность за негативное экологическое влияние отходов остается за собственником. При отсутствии собственника ответственность возлагается на субъекта, которому передано право владения отходами. Иными словами, ответчиком за экологию отходов выступает субъект, последним зарегист рированный в паспорте отходов.

Таким образом, грамотно и своевременно задокументированное регулирование прав собств енности на отходы повышает фактическую ответственность собственника за условия содержания отходов и обращения с ними. Перспектива потери прав на отходы по экологическим мотивам (а в условиях российского климата вероятность предъявления подобных претензий очень высока) и стимулирует собственника на проведение мероприятий, способствующих сокращению объемов к вновь образуемых, так и накопленных отходов. Возможность принудительного отчуждения отходов в пользу исполнительной власти субъекта Федерации открывает перспективы конкуренции сфере собственности на отходы, проявления к ним интереса как к вторичному сырью. В конечно итоге, все это способствует созданию индустрии переработки отходов и, как следствие, возникно вению рынка отходов единственному цивилизованному и эффективному пути радикального решения проблемы отходов

1. Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления». 1998.

2. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ, ч.1. М: Юринформцентр. 1997.

3. Земельный кодекс РСФСР (в редакции Закона РФ от 28.04.93 № 4888-1; Указов Президента РФ от 16.12.93 № 2162, от 24.12.93 №2287).

4. Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охранной земель органами Минприроды России. Утверждена приказом Минприроды РФ № 160 от 25.05.94.

5. Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации. Утверждена Министерством охраны окружающей среды 15.07.94

Отходы как объект собственности

Федеральным Законом впервые право собственности на отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, закреплено за собственником сырья, материалов и т.п., следствии использования которых образовались отходы. Поскольку отходы являются причиной техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду, собственник отходов должен нести полную ответственность за негативные экологические последствия содержания отходов и обращения с ними. Поэтому регулирование прав собственности на отходы должно предотвращать, по крайней мера возникновение брошенных отходов, когда из сферы управления отходами исключается субъект ответственный за их экологию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для структурирования отходов как объектов собственности необходимо оценить их вещные характеристики и определить перечень субъектов, имеющих потенциальную возможность права собственности на отходы.

В дальнейшем речь пойдет только об отходах, размещаемых на длительное хранение, и исключаются из рассмотрения отходы, которые сразу после своего формирования направляются на дальнейшую переработку.

Вещные характеристики представляют интерес в плане определения имущественной принадлежности отходов. Прежде всего, необходимо отметить, что отходы подлежат государственной учету. Государственными структурами, осуществляющими учет отходов, выступают региональные органы Госкомэкологии и статистики. Государственный учет является одним из обязательных условий отнесения имущества к недвижимости. Поскольку для размещения отходов на длительное хранение предусматривается отвод земельных участков, можно констатировать связь от ходов на объектах их размещения с землей.

Так как любые отходы допускают переработку или, по крайней мере, утилизацию, они должны рассматриваться как вторичное сырье. Вопрос использования отходов в качестве вторичного сырья сегодня определяется грамотным выбором технологи переработки и возможностями финансовых вложений.

Мировая практика показывает, что экономическая и экологическая целесообразность такого применения отходов сомнений не вызывает. Поэтому с экономической точки зрения отходы следует относить к сырьевым ресурсам, что позволяет провести аналогию с недрами. Таким образом, по своим вещным характеристикам отходы наиболее соответствуют недвижимому имуществу, вследствие чего процедуры управления отходами должны отвечать законодательству о недвижимости.

Право собственности на недвижимое имущество наступает с момента его регистрации в соответствующем государственном органе, в данном случае в региональном органе Госкомэкологии. Законодательством очерчен ограниченный перечень структур, которые имеют право первособственности на отходы. Здесь не учитываются организации, имеющие лицензию на обращение с ходами, которым права передаются на договорной основе.

Итак, в соответствии с законодательством, права первособственности имеют следующие структуры.

  1. В сфере производственной деятельности собственники сырья, материалов и т.п., использование которых привело к образованию отходов.
  2. В отношении брошенных и отчужденных в принудительном порядке отходов владельцы земель, на которых размещены отходы.
  3. В отношении отходов, размещаемых на муниципальных полигонах, муниципальные органы исполнительной власти в лице, как правило, муниципальных коммунальных служб. При этом отходы, вывозимые на муниципальные полигоны, следует рассматривать как брошенные, если не оговорено специальным договором между собственником отходов и муниципальной службой (например, размещение отходов на временное хранение).
  4. Исполнительный орган власти субъекта Федерации в лице его комитета, на который возложены функции управления в области обращения с отходами.

С целью конкретизации субъектов, претендующих на право собственности, на отходы, целесообразно ввести классификацию последних по способу их формирования. Это сводится к введении понятий, которые используются в хозяйственной деятельности, но определения которых выпали из российского правового поля.

Наиболее прозрачна ситуация с сельскохозяйственными отходами. Право собственности на отходы сельскохозяйственной продукции имеют исключительно сельхозпроизводители. Предприятия, осуществляющие свою деятельность на покупном сырье, приобретают право собственности на отходы, размещаемые в принадлежащих этим предприятиям хранилищах. Вывоз отходов на муниципальные полигоны означает добровольный отказ предприятия от права собственности на отходы, которое переходит к муниципальному органу исполнительной власти. Последнему принадлежит и право собственности на бытовые отходы как вывозимые на муниципальный полигон, так и накопленные на несанкционированных свалках. В последнем случае отходы классифицируются как брошенные.

Техногенные образования формируются в результате разработки месторождения, осуществляемой на основании срочного лицензионного договора. На время действия договора право собственности на техногенное месторождение принадлежит разработчику. Во избежание недоразумений целесообразно в договоре указывать права собственности на техногенное образование после истечения срока лицензионного договора.

Одновременно с правом собственности возникает ответственность собственника за влияние отходов на окружающую среду.

Следует отметить, что отходы, размещаемые на открытых площадках, оказывают негативное воздействие на все природные сферы: воздух, воду, землю. Физико-химическое разложение отходов и ветровые нагрузки приводят к загрязнению воздуха пылью, токсичными газами. Паводковыми и ливневыми водами с объектов размещения отходов вымываются и выносятся токсичные вещества, вследствие чего происходит загрязнение окружающих земель, подземных вод и близлежащих поверхностных водоемов.

В российском законодательстве наиболее четко определена ответственность за загрязнение земель, что может быть использовано во взаимоотношениях экологических служб и собственников отходов. При загрязнении земель виновник загрязнения обязан не только ликвидировать причины загрязнения, но и провести рекультивацию загрязненных земель. Последнее обстоятельство, к со жалению, почти не используется для оказания давления на собственника отходов. В то же время отказ собственника от выполнения полного комплекса обязательств по ликвидации произошедшего по его вине загрязнения земель является основой для принудительного отчуждения отходов. При этом надо учитывать, что в финансовом отношении рекультивация загрязненных земель — процедура гораздо более дорогостоящая, чем ликвидация причины, приведшей к загрязнению.

Таким образом, строгое выполнение экологического и земельного законодательства создает перспективы для оказания давления на собственников отходов с целью вовлечения последних в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья. Шкала выплат за техногенное загрязнение окружающей среды в настоящее время такова, что ее нельзя рассматривать в качестве карательного инструмента в отношении виновника загрязнения. Тем более, если речь идет об успешно действующем предприятии.

Итак, существует вероятность добровольного отказа от прав собственности на отходы, и имеется возможность принудительного отчуждения отходов. В обоих случаях первичным претендентом на приобретение прав собственности на отчужденные добровольно или принудительно отходы является владелец земли, на которой размещены отчужденные отходы.

Причем, если право первособственности наступает в результате регистрации собственности в соответствующем федеральном органе, то право собственности на отчужденную собственность наступает только по решению суда.

Отказ суда в удовлетворении иска владельца отходов на передачу ему прав собственности влечет за собой отчуждение у него отходов и передачу права владения ими органу региональной исполнительной власти, о чем вносится соответствующая запись в паспорт отходов. Те же права на отходы получает региональный орган исполнительной власти в случае отказа владельца земельного участка, на котором находится объект размещения отходов, от прав на эти отходы. Через год после получения прав владения отходами региональный орган исполнительной власти обращается в суд с иском о признании за ним прав собственности на эти отходы. Решение суда является основанием для регистрации региональной исполнительной власти в качестве собственника отходов, чем вносится соответствующая запись в паспорт отходов.

Так как регистрация права владения или собственности на отходы осуществляется региональным органом Госкомэкологии, основной экземпляр паспорта отходов должен храниться именно здесь. Собственник или владелец отходов получает на руки копию паспорта, куда он регулярно вносит все изменения по количественному и качественному составу отходов и информирует об этом региональный орган Госкомэкологии. Во всех случаях, в том числе, когда право управления (владения) отходами передается собственником другому лицу на договорной основе, ответственность за негативное экологическое влияние отходов остается за собственником. При отсутствии собственника ответственность возлагается на субъекта, которому передано право владения отходами. Иными словами, ответчиком за экологию отходов выступает субъект, последним зарегистрированный в паспорте отходов.

Таким образом, грамотно и своевременно задокументированное регулирование прав собственности на отходы повышает фактическую ответственность собственника за условия содержания отходов и обращения с ними.

Перспектива потери прав на отходы по экологическим мотивам (а в условиях российского климата вероятность предъявления подобных претензий очень высока) и стимулирует собственника на проведение мероприятий, способствующих сокращению объемов к вновь образуемых, так и накопленных отходов. Возможность принудительного отчуждения отходов в пользу исполнительной власти субъекта Федерации открывает перспективы конкуренции сфере собственности на отходы, проявления к ним интереса как к вторичному сырью. В конечно итоге, все это способствует созданию индустрии переработки отходов и, как следствие, возникновению рынка отходов единственному цивилизованному и эффективному пути радикального решения проблемы отходов.

Герценштейн Ф.Э., Куксанов В.Ф., ШагивалееваР.
(ОНИЦ УрО РАН, Администрация Оренбургской области)

Литература

1. Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления». 1998.
2. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ, ч.1. М: Юринформцентр. 1997.
3. Земельный кодекс РСФСР (в редакции Закона РФ от 28.04.93 № 4888-1; Указов Президента РФ от 16.12.93 № 2162, от 24.12.93 №2287).
4. Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охранной земель органами Минприроды России. Утверждена приказом Минприроды РФ № 160 от 25.05.94.
5. Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации. Утверждена Министерством охраны окружающей среды 15.07.94.

ВС разобрался, кому принадлежит городской мусор

Кто владеет бытовым мусором, который жители многоэтажек выкидывают в баки? Управляющие организации, ответил Росприроднадзор, который вчинил одной из компаний многомиллионный иск по недоимкам за «экологические» платежи. Три инстанции признали его правоту, но экономколлегия Верховного суда не смогла с ними согласиться. Свою точку зрения она объяснила в определении.

Управляющие компании (УК) не должны платить «экологические» платежи за мусор, который они вывозят за жителями многоэтажек, постановила экономколлегия ВС. Раньше суды рассматривали подобные дела и выносили решения не в пользу компаний, говорит юрист МКА «Арбат» Сергей Сергеев. Так поступили три инстанции и в деле № А41-25079/2016, в котором Департамент Росприроднадзора требовал 36,1 млн руб. недоимок с МУП «Жилищно-коммунальное объединение» подмосковного Королева.

По мнению чиновников, предприятие должно было платить за негативное воздействие на окружающую среду как владелец городского мусора. Как только жители выкидывают его в баки, они фактически передают право собственности на него управляющей организации, решили в Росприроднадзоре. Поскольку у МУП не было разрешения на размещение отходов – чиновники посчитали сумму за четвертый квартал 2014 года и весь 2015-ый с максимальным, пятикратным коэффициентом, в результате чего и получили сумму в 36,1 млн руб. Ответчик возражал против удовлетворения иска: он настаивал, что не получает в собственность мусор жильцов и платит только за те отходы, которые появляются в результате его хозяйственной деятельности.

Тем не менее АС Московской области разделил точку зрения истца и полностью удовлетворил его требования. Жители дома должны оплачивать расходы по его содержанию, в том числе сбор и вывоз мусора. Поскольку этим занимается управляющая компания, она и должна оплатить компенсацию за загрязнение окружающей среды. С этим согласились 10-й ААС и АС Московского округа.

Переход права собственности не может подразумеваться

Акты нижестоящих инстанций отменила экономколлегия Верховного суда. «Тройка» под председательством Ирины Грачевой не нашла норм, которые говорили бы о переходе права собственности на мусор. Законодательство лишь обязывает управляющую компанию организовать сбор и вывоз отходов. Условие о том, что она становится их владельцем, не может подразумеваться, оно должно быть ярко выраженным, говорится в определении ВС.

Если бы управляющая компания должна была платить за мусор горожан, эта плата вошла бы в тариф за обслуживание, разъяснила «тройка». Но собственники квартир освобождены от «экологического» платежа. Управляющая компания, по сути, работает лишь посредником между ними и операторами по размещению твердых бытовых отходов. На нее нельзя возлагать дополнительные расходы, которых нет в квитанциях, подытожила экономколлегия ВС.

Дело представляет собой пример необоснованных претензий, которые предъявляют различные контролирующие органы (Росприроднадзор, Госжилинспекция) к управляющим компаниям, рассказывает председатель МКА «Арбат» Наталья Никольская. «Определение ВС ставит все на свои места и, надеюсь, заставит чиновников изучить законы», – подытоживает она.

Статья 3. Отходы как объект права собственности

Статья 3. Отходы как объект права собственности

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, веществ, соединений, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Собственник отходов I — IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

Владелец территории, на которой брошены или оставлены отходы, обязан в кратчайшие сроки принять меры к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

>
З.1. Классы опасности отходов
Содержание
Закон Краснодарского края от 13 марта 2000 г. N 245-КЗ «Об отходах производства и потребления»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Собственник отходов

—>

Экологические новости

Мероприятия

Последние сообщения

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ

Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: [email protected]

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:

+7 (800) 200-111-2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: [email protected]

© 2004-2019 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное Сделать стартовой ENGLISH

Sat, 30 Nov 2019 14:04:02

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Собственник отходов

«. 7.8. #собственник отходов#: Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. «

[3]

«ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст)

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Собственник отходов» в других словарях:

собственник отходов — Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Примечание … Справочник технического переводчика

собственник отходов — 7.8 собственник отходов: Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

собственник — 3.53 собственник: Российская Федерация, субъект Российской федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения объектом.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

образование отходов производства и потребления — 3.1.5 образование отходов производства и потребления: Получение остатков сырья, веществ, материалов, полуфабрикатов в процессах производства и/или потребления, а также накопление изделий, продуктов, товаров (продукции), утративших свои… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 30772-2001: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения — Терминология ГОСТ 30772 2001: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения оригинал документа: 6.5 антропогенное загрязнение: Загрязнение, возникающее в результате деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

владелец — 3.5 владелец: Юридическое лицо (организация), владеющее производственным объектом на каком либо законном основании и несущее правовую ответственность за его безопасную эксплуатацию. (ПБ 10 547 03). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 54098-2010: Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 54098 2010: Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения оригинал документа: 3.3.2 виды вторичного сырья; виды ВС: Группы вторичного сырья, характеризующиеся однородными признаками в составе… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

образование — 2.1.28 образование: Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

отходы — 3.1.15 отходы (waste): Материальный объект, который производитель или держатель больше не использует, а выбрасывает или выпускает в окружающую среду. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источники


  1. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.

  2. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.

  3. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.
  4. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.
  5. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.
Собственник отходов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here