Снос самовольной постройки

Описание страницы: снос самовольной постройки - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Как защитить объект от признания самовольной постройкой и последующего сноса?

Юрист Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья»

[3]

специально для ГАРАНТ.РУ

Борьба с самовольными постройками является одним из трендов современной московской действительности, причем под угрозу уничтожения попадают не только временные, но и капитальные постройки. В своей колонке я рассмотрю, что является факторами риска для признания постройки самовольной и какие аргументы необходимо приводить в судебном споре с государственными органами.


Признаки признания постройки самовольной

Самовольными постройками могут быть признаны объекты капитального строительства (недвижимого имущества). Временные постройки, являющиеся движимым имуществом, также попадают в категорию риска: могут быть демонтированы в связи с признанием права собственности на них отсутствующим.

В случае, когда зарегистрированные в ЕГРН объекты недвижимого имущества имеют признаки самовольной постройки, наличие регистрации не исключает удовлетворения судом требования об ее сносе (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», далее – Постановление). Это объясняется необходимостью наличия правового основания для внесения записи в ЕГРН: например, акта госоргана – разрешения на строительство как основания возведения здания.

Доказывание добросовестного приобретения постройки на основании действительной сделки также не защитит собственника от ее сноса. Способом правовой защиты добросовестного приобретателя может стать только взыскание убытков с первоначального собственника постройки.

Гражданское законодательство предусматривает следующие признаки для признания постройки самовольной:

  • нарушение норм земельного законодательства, в виде неоформления права на земельный участок под постройкой, то есть в отсутствии, например, права собственности или права аренды (с правом возведения на участке объекта) на земельный участок;
  • возведение постройки без полученного разрешения на строительство, предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса;
  • возведение постройки на земельном участке с нарушением его разрешенного использования (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19 июля 2016 г. № 18-КГ16-61, апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 29 апреля 2016 г. № 5-АПГ16-12);
  • возведение постройки на земельном участке с нарушением территориального зонирования в соответствии со ст. 35-40 Градостроительного кодекса РФ;
  • незаконная реконструкция объекта, которая привела к возникновению нового объекта) и иные нарушений градостроительных норм.

В соответствии с п. 29 Постановления ст. 222 Гражданского кодекса не регулирует демонтаж временных построек, а также на перепланировку, переоборудование недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект.

Полномочиями по принятию решения о сносе самовольной постройки обладает:


Виды судебных споров, связанных с самовольной постройкой

Споры по искам о признании права собственности на самовольную постройку, инициированные лицами, которые возвели такие объекты.

Истец может рассчитывать на признание права собственности на самовольную постройку, если:

  • участок под постройкой принадлежит истцу на праве собственности, постоянного бессрочного пользования или на иных законных правах;
  • постройка соответствует параметрам строительства в документации по планировке территории и правилами землепользования и застройки;
  • соблюдены все требования безопасности (строительные нормы, правила пожарной безопасности и иные технические нормы), а также права третьих лиц.

Суды единообразно применяют названные условия, если они не соблюдены, шансов у собственника постройки на ее сохранение практически нет.

Смягчающим условием при применении п. 3 ст. 222 ГК РФ является то, что само по себе отсутствие разрешения на строительство не может служить основанием для отказа в признании права собственности. В соответствии с п. 26 Постановления истец должен доказать, что принял необходимые меры для легализации постройки, то есть подал все необходимые документы для получения разрешения на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию. Данное положение позволяет добросовестному застройщику, выполнившему иные требования п. 3 ст. 222 ГК РФ, рассчитывать на признание права собственности на спорную постройку.

Споры по искам о сносе самовольной постройки, в рамках которых уполномоченный орган (в Москве, например, в Департамент городского имущества г. Москвы) заявляет одновременно следующие требования:

  • о признании самовольной постройкой объекта недвижимого имущества;
  • об обязании ответчика снести объект недвижимого имущества;
  • о признании отсутствующим права собственности ответчика на объект;
  • об обязании ответчика освободить земельный участок путем демонтажа объекта.

Эти на первый взгляд противоречивые требования заявляют для предупреждения потенциально возможного отказа в удовлетворении иска по основанию неверного определения типа постройки, то есть по формальным основаниям в связи с неправильно сформулированными исковыми требованиями. Отнесение типа спорной постройки к капитальным или временным преимущественно происходит уже в процессе разрешения спора при проведении строительно-технической экспертизы.

Первые два требования относятся к капитальным строениям, связанные с ними отношения регулируются ст. 222 ГК РФ. Вторые два требования относятся к временным постройкам, к которым не применяются положения ст. 222 ГК РФ, в отношении таких строений заявляют негаторные требования о признании отсутствующим права собственности на объект в рамках ст. 304 ГК РФ.

Данный формат исковых требований вызывает у ответчика необходимость давать различные аргументы на каждый блок требований.

В случае если спор связан с объектом недвижимого имущества, возникшим в связи с проведением самовольной реконструкции, требования о приведении объекта в первоначальное состояние до проведения самовольной реконструкции или о сносе постройки также должны быть рассмотрены с учетом критериев признания постройки самовольной. При доказывании отсутствия факта создания нового объекта посредством самовольной реконструкции нужно учитывать, что созданием нового объекта является изменение индивидуализирующих характеристик объекта (высоты, площади, этажности и т.п.) (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 24-КГ15-6).

Для разрешения споров по требованиям о приведении объекта недвижимого имущества в первоначальное положение после проведения незаконной перепланировки (например, надстройки, изменившей высотные характеристики здания) не нужно доказывать наличие всех предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ обстоятельств. Достаточно доказать, что перепланировка не является реконструкцией (например, на основании технического заключения о состоянии несущих конструкций, допустимости и безопасности выполненных работ в здании), то есть изменения не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности, не превышают предельные параметры разрешенного строительства (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2017 г. № Ф 05-8418/2017 по делу № А40-242003/2015). Установление таких фактических обстоятельств подтверждает отсутствие необходимости в получении разрешения на строительство (подп. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

Читайте так же:  Мать лишена родительских прав

Для сохранения постройки необходимо доказать следующие фактические обстоятельства:

Наиболее сложным является доказывание наличие всех обстоятельств п. 3 ст. 222 ГК РФ: наличия разрешения на строительство или необоснованного отказа в его выдаче, расположения объекта в территориальной зоне, в которой строительство объектов спорного типа разрешено, а также наличия прав на земельный участок под объектом у создателя постройки. Для доказывания фактов необходимо предоставить суду следующие доказательства:

  • законность владения и пользования или пользования землей может быть доказана свидетельствами о праве собственности на земельный участок (выпиской из ЕГРН), о праве постоянного (бессрочного) пользования, договором аренды (с правом возведения объекта);
  • добросовестность при получении разрешения на строительство и/или акта ввода постройки в эксплуатацию доказывают предоставлением обращений в уполномоченные орган или согласованных уполномоченными органами (например, Москомархитектуры, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора)архитектурных концепций строительства (реконструкции) объектов (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 апреля 2013 г. по делу № А40-15485/11-28-131) и судебных актов, подтверждающих признание незаконными отказов администрации в выдаче разрешений на строительство;
  • факт соблюдения иных градостроительных, строительных, экологических, противопожарных и иных норм и правил и отсутствие нарушений прав и охраняемых законом интересы других лиц, угроз жизни и здоровью граждан может быть доказано соответствующим экспертным заключением (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2011 г. № по делу № А74-1315/2010).

Победа в споре с уполномоченными органами возможна также при доказывании хотя бы одного из двух фактов:

  • истечения срока исковой давности для предъявления требований о сносе самовольной постройки (три года со дня, когда уполномоченный орган узнал о нарушении права);
  • возведения постройки в период до 1995 года, то есть до даты вступления в силу ст. 222 ГК РФ.

Срок исковой давности исчисляется для органов власти независимо от перераспределения полномочий между ними (постановление Президиума ВАС РФ от 11 октября 2011 г. № 7337/11 по делу № А10-1434/2009). Органы власти имеют возможность получать сведения о государственном техническом учете и государственной регистрации прав на спорный объект (определение ВС РФ от 14 июля 2015 г. № 305-ЭС14-8858 по делу А40-161453/2012, постановление Президиума ВАС РФ от 4 сентября 2012 г. № 3809/12, постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 г. № 17630/12). То есть передача полномочий по контролю в сфере строительства или земельных отношений не влечет перерыва в сроке исковой давности. Предполагается, что о нарушении своего права органы власти узнают с даты регистрации права собственности на здание в ЕГРН.

Поскольку органы государственной власти заявляют требования, которые применимые и к капитальным, и к временным постройкам, изначально необходимо доказать факт отнесения постройки к объектам недвижимого имущества. Доказать этот факт поможет строительно-техническая экспертиза и предоставление технического паспорта БТИ на здание. Если в ином деле рассматривался вопрос о капитальности спорного объекта, возможно использовать преюдициальное значение такого факта.

Доказать отнесение постройки к капитальным объектам важно, поскольку в отношении временных построек органы власти заявляют негаторные требования, к которым не применяются правила о сроке исковой давности (ст. 208 ГК РФ, п. 7 Постановление Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»). То есть пропуск срока исковой давности органом власти можно только в связи со спорным объектом недвижимости.

Для применения срока исковой давности необходимо доказать отсутствие следующих фактов (п. 6, п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2010 г. № 143, п. 22 Постановления):

  • постройка влечет нарушение прав истца, владеющего земельным участком, при создании постройки на земельном участке без его согласия.
  • постройка угрожает жизни и здоровью граждан.

Доказывание отсутствия угроз жизни и здоровью населения, связанных с постройкой, возможно за счет предоставления в суд экспертного заключения. Отсутствие у собственника земли (не являющегося собственником объекта) фактического владения землей под спорным объектом, даже в случае отсутствия его прямого согласия на возведение объекта, подтверждает необходимость применения общего срока исковой давности (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2017 г. № Ф02-4560/2017 по делу № А19-8769/2016, определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14 июля 2015 г. № 305-ЭС14-8858 по делу А40-161453/2012). При этом неоднократное заключение краткосрочных договоров аренды земельного участка под спорным объектом свидетельствует об осведомленности истца о нахождении такого объекта на участке (определение ВС РФ от 4 сентября 2015 г. № 305-ЭС15-11735 по делу № А40-102753/2013).

Доказывание факта возведения постройки в период до 1995 года, то есть до даты вступления в силу ст. 222 ГК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о сносе самовольной постройки. Правила о признании самовольной постройкой не применяются к объектам, возведенным до 1995 года, в связи с тем, что гражданское законодательство обратной силы не имеет (п. 1 ст. 4 ГК РФ) и на основании постановления Президиума ВАС РФ от 24 января 2012 г. № 12048/11, постановления Президиума ВАС РФ от 19 ноября 2013 г. № 6557/13.

Частой ситуацией является несовпадение даты фактической постройки здания и даты регистрации права собственности на нее. Доказывать нужно именно дату возведения постройки, для чего необходимо предоставить следующие документы: технический план приватизации и распоряжение Госкомимущества об утверждении плана. Косвенным доказательством постройки здания до 1995 года может быть акт оценки стоимости имущества при приватизации.

Таким образом, суды принимают решения в пользу сохранения спорной постройки при невозможности доказать наличие всех необходимых условий для признания ее режима законным только при наличии признака давности: пропуска уполномоченным органом срока исковой давности или возведения постройки до введения в действие ГК РФ.

Снос самовольной постройки

Власти всерьез взялись за контроль над индивидуальным строительством. Громкий пиар вокруг сноса целых поселков с неоформленными домами положил конец эпохе, когда граждане не оформляли новый дом просто, чтобы не платить за оформление госпошлину, а потом – налог. Посмотрим, как понимается сегодня «самострой» и насколько опасна политика борьбы с самостроем для жителей загородных поселков.

Сладкие мифы о самоволках

Миф 1-й: если право собственности зарегистрировано, дом не считается самовольно построенным.

На самом деле

Какой дом считается «самоволкой», определяет п. 1 ст.222 Гражданского кодекса РФ. Это дом, возведенный без разрешения, либо на участке, где его нельзя было строить и т.п. «Самоволка» априори принадлежать на праве собственности не может. Никому. И полученная правдами и неправдами регистрация в Росреестре на это не влияет (Пункт 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 143).

Миф 2-й

Если соседи согласились на то, что вы построите свой дом слишком близко к границе участков, такое строительство не является нарушением.

На самом деле

Читайте так же:  Молодые специалисты в образовании

Если не соблюдены технические нормы, здание обретает статус «самоволки». И никакое нотариально заверенное согласие соседей тут не спасет (Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2015 № 18-КГ14-200).

Итак, одной из следующих причин достаточно для того, чтобы администрация сочла дом самовольно построенным:

  • если дом построен без разрешения (когда оно требуется по закону, но отметим, что начиная с 04.08.2018 разрешение на строительство для ИЖС отменено и заменено на уведомительную систему),
  • если участок под домом не для строительства ИЖС, ЛПХ, дачного строительства или садоводства,
  • если нарушены любые нормы (строительные, архитектурные, гигиенические и т.п.),
  • если участок под домом не принадлежит застройщику – нет ни права собственности, ни договора аренды или безвозмездного пользования на него.

Что делает администрация с самоволками

Раньше местным властям в любом случае приходилось обращаться в суд, чтобы получить решение о сносе. Сейчас по суду нужно сносить только

  • построенное на частных участках,
  • зарегистрированное Росреестром в ЕГРН (едином реестре прав на недвижимое имущество).

«Самоволку» на муниципальной или государственной земле (например, если участок в аренде у застройщика) можно снести просто по решению администрации.

Причем обязанность снести возлагают на того, кто построил здание или на того, кто пользуется участком. На демонтаж постройки виновному в самовольном строительстве дают определенный срок — от 3-х до 12-и месяцев. Если же требование о сносе не выполнить, администрация разберет здание своими силами, но потом через суд взыщет с застройщика возмещение расходов на демонтаж.

Однако не любой проблемный дом можно сносить.

Какие самовольные дома нельзя сносить

Какую самоволку нельзя сносить, поясняют Гражданский кодекс, закон о введении его в действие и обязательные для нижестоящих судов разъяснения Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ (суд расформировали, но разъяснения действуют).

Не сносят самовольные постройки

  • если единственный их недостаток – отсутствие разрешения на строительство, и оно не было получено из-за головотяпства управления архитектуры, хоть застройщик разрешение и запрашивал (либо нет разрешения на дом, построенный до 14.05.1998 2-14 все равно ,по каким причинам);
  • если строительные, пожарные, санитарные и т.п. нарушения можно устранить;
  • если право собственности на дом зарегистрировано до 01.09.2018, дом соответствует всем техническим нормам и расположен на участке, принадлежащем застройщику (находящему у него в собственности, аренде).

Как оформить самовольную постройку

Итак, у нас есть самовольно построенный дом ИЖС на принадлежащем застройщику участке. Предположим, администрации нет до него дела либо дом относится к категории домов, которые нельзя сносить.

Каковы дальнейшие действия застройщика? Как стать собственником этого здания?

Ответ дает ст. 222 Гражданского кодекса РФ — надо признать право собственности через суд. Что нужно сделать для признания права собственности:

  • составить исковое заявление к ответчику – местной администрации, где пояснить, что постройка самовольная, но соответствует техническим нормам и возведена на собственном или арендованном участке под ИЖС (ЛПХ, дачу);
  • приобщить к заявлению техплан на здание и план на землю, документ о праве застройщика на землю, градостроительное заключение о соответствии здания техническим нормам, квитанцию об оплате госпошлины;
  • сдать заявление в суд, которому подведомственная территория нахождения самовольно построенного здания;
  • после получения и вступления в силу решения о признании права собственности нужно зарегистрировать право собственника в Росреестре.

Изменился порядок сноса самовольных построек

Sergiksuper / Depositphotos.com

C 4 августа для признания здания или сооружения самовольной постройкой необходимо, чтобы нарушенные при ее возведении градостроительные и строительные нормы и правила были установлены на дату начала создания такой постройки и действовали на дату ее выявления. Также с указанной даты самовольными постройками не считаются здания и сооружения, возведенные с нарушением ограничений использования земельного участка, если собственник объекта не знал и не мог знать о них (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Принятым законом запрещается принимать решение о сносе самовольных построек в отношении жилых домов и строений, расположенных в границах населенных пунктов или возведенных на дачных и садовых участках, если права на эти объекты будут зарегистрированы до 1 сентября текущего года, а их параметры соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, а земельные участки под ними принадлежат собственникам этих строений.

При этом органы местного самоуправления не могут принимать решения о сносе самовольных построек, созданных:

  • до 29 октября 2001 года (вступления в силу Земельного кодекса), если основанием принятия решения о сносе является отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок;
  • до 14 мая 1998 года, если основанием принятия решения о сносе является отсутствие разрешения на строительство.

Теперь решение об их сносе принимает только суд.

Кроме того, введено правило, согласно которому, лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, выполнившее требование о ее приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на нее. Также при выполнении указанного условия ее может получить в собственность и лицо, во временно владеющий или пользующийся земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, на котором возведена такая постройка. Вместе с тем лицо, приобретающее право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, их построившему, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение в соответствие с установленными требованиями.

Легализация самовольных построек в городе Москве

Московские власти заняли жесткую позицию по сносу таких объектов недвижимого имущества, приняв два ключевых Постановления Правительства Москвы — № 819-ПП и № 829-ПП. Подтверждением решительности органов власти служат недавние резонансные сносы торговых павильонов, признанные объектами самовольного строительства. С тех пор вопросы самовольного строительства являются предметом активной дискуссии среди юристов и одним из поводов для обращения к ним. Снос самовольных построек продолжается и на сегодняшний день, что было обозначено Мэром Москвы – Сергеем Собяниным в апреле 2018 года. Риски для владельцев зданий, которые не оформили должным образом документы на строительство или же не легализовали свои постройки путем сохранения, очень велики.

Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации под самовольной постройкой понимается некое здание, сооружение или иное строение, которое возведено на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или же его использование не допускает строительства данного объекта, или же созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Законодательство предусматривает два пути легализации уже существующего самостроя: внесудебный и судебный. Приоритетным в Москве является первый из них – внесудебный или же административный. Это так называемая процедура по сохранению объекта недвижимого имущества. Процесс по сохранению начинается с того, что в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости (далее- Государственная инспекция) подается просьба рассмотреть вопрос о сохранении объекта недвижимости в рамках повестки Градостроительной Земельной Комиссии.

Читайте так же:  Сельскохозяйственный потребительский кооператив

После поступления соответствующего обращения Государственной инспекцией проводится проверка земельного участка и фиксация существующего положения, кроме того направляются запросы в различные инстанции с целью получения информации о соответствии градостроительным нормам, расположении различных коммуникаций. Информация направляется в Департамент городского имущества, где изучается рабочей группой или же группами, в зависимости от сложности объекта.

В случае положительного рассмотрения возможности оформления земельно-правовых отношений и сохранения объекта недвижимого имущества вопрос передается в следующую инстанцию. Это рабочие группы, проводимые Москомархитектурой и Москомстройинвестом, на которых рассматриваются вопросы наличия подземных коммуникаций, охранных зон, установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства, особо охраняемых территорий, линий уличной дорожной сети и т.д..

Финальной инстанцией является Градостроительная Земельная Комиссия, которая уполномочена принять окончательное решение о сохранении или сносе объекта. Если комиссией отказано в легализации объекта самовольного строительства, то можно обратиться в суд. Суд будет всесторонне рассматривать исковые требования, поэтому объект самовольного строительства должен не только не нарушать прав других лиц и не создавать угрозу для жизни и здоровья граждан, а также соответствовать требованиям, которые установлены в документации по планировке территорий. Очевидно, что процедура легализации является весьма сложной и бюрократизированной, а потому требует дальнейшей корректировки со стороны законодателя.

Снос самовольной постройки по правилам с 4 августа 2018 года

Снос самовольной постройки по новым правилам с 04.08.2018г.

Уточнено понятие самовольной постройки

  • Как и раньше самовольной постройкой, считается возведенное здание, строение, сооружение:
  • на не предоставленном участке, то есть, если дом, склад, гараж фактически есть на участке, а документы, подтверждающие предоставление этого участка, отсутствуют;
  • если разрешенный вид использования участка не допускает строительства. Например, участок предоставили под огородничество, а владелец участка построил жилой дом;
  • постройка возведена без разрешения на строительство;
  • здание, строение, сооружение построили с нарушением градостроительных или строительных правил. Такое может случиться, если, например, дом расположен за пределами красных линий.
Видео (кликните для воспроизведения).

В отличие от старой редакции, новый закон предусмотрел случаи, когда, несмотря на формальные признаки самовольной постройки, объект недвижимости нельзя признавать самовольной постройкой и сносить.

1. Не признается самовольной постройкой недвижимость, которая построена с нарушением ограничений, установленных для данного участка, если владелец участка не знал и не мог знать о таких ограничениях. Например, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали сведения об особом статусе зоны, в которой размещена постройка. Владелец здания не должен страдать из-за того, что запрещения и ограничения не были в открытом доступе. Такую постройку нельзя сносить.

[1]

2. Нельзя считать самовольной постройкой ту, которая возведена с нарушением разрешенного использования земельного участка на момент начала строительства, если на момент выявления постройки разрешенное использование допускает такое строительство. То есть за прошлое нарушение карать нельзя, если сейчас на таком участке можно строить.

3. Если разрешения и согласования на строительство нужно было получать на момент начала строительства, а на момент выявления постройки нет обязанности в получении разрешений и согласований, то постройка также не является самовольной.
Если на момент начала строительства не требуется получения разрешений и согласований, которые действуют сейчас, то постройка также не является самовольной.

4. Нельзя считать самовольной постройкой объект, который не соответствует действующим на начало его возведения градостроительным или строительным нормам, если на момент выявления постройки такие правила уже отменены.

5. Нельзя считать самовольной постройкой объект, который не соответствует действующим сейчас градостроительным или строительным нормам, но полностью соответствовал таким нормам на момент возведения.

Иными словами, сейчас в ст. 222 ГК РФ закреплен принцип проверки объекта недвижимости на соответствие правилам постройки и получения разрешений на момент постройки, а не на момент обнаружения такой постройки или судебного разбирательства.

Последствия возведения самовольной постройки: снос или реконструкция

В прежней редакции ст. 222 ГК РФ было указано, что самовольная постройка подлежит сносу, если в судебном порядке на нее не будет признано право собственности.
Сейчас законодатель допускает как признание права собственности и снос, так и приведение постройки в соответствие с действующими градостроительными, строительным нормами и правилами. Например, если нарушена этажность, то сносить этаж, конечно, неприятно и дорого, но все-таки это позволит сохранить здание целиком. Или, например, дом с пристройкой вышел за пределы красной линии. Вместо полного сноса придется пожертвовать пристройкой, но удастся сохранить дом.

Еще одно нововведение заключается в том, что введен запрет на использование самовольной постройки. То есть, в доме запретят проживать, складом или цехом — пользоваться, завозить и вывозить вещи, продукцию и т.д. Пока не определено, в каком порядке и кто будет осуществлять контроль за использованием самовольной постройки, и каковы будут меры ответственности. Раньше предусматривался штраф за эксплуатацию (использование) самовольной постройки без ввода в эксплуатацию (ст. 9.5 КоАП РФ). Но с 04.08.2018г. требование о получении разрешений на ввод в эксплуатацию частных домов отменено. Видимо, пока к ответственности за использование частных и дачных домов граждан не будут привлекать к ответственности. По крайней мере ни порядок, ни основания привлечения к такой ответственности законом не предусмотрены.

Кто может принять решение о сносе

По общему правилу решение о сносе или приведении постройки в соответствие с действующими требованиями принимает суд.

При этом запрещено принимать решение о сносе индивидуальных жилых, дачных, садовых домов, расположенных на участках, предоставленных, соответственно, под ИЖС, ЛПХ, дачное строительство или садоводство при одновременном соблюдении трех условий (ст. 22 закона «О введении в действие части первой ГК РФ»):
1. права на эти объекты зарегистрированы до 01.09.2018г.;
2. параметры этих строений соответствуют предельным параметрам, предусмотренным действующими правилами землепользования и застройки и (или) федеральными законами;
3. земельный участок под домом, строением принадлежит собственнику постройки на праве собственности или ином законном праве.

Местные власти вправе сносить самовольные постройки без суда

Новыми поправками законодатель разрешил органу местного самоуправления принимать решения о сносе самовольных построек. Такое право и особенности его применения предусмотрены п. 4 ст. 222 ГК РФ и ст. 22 Закона «О введении в действие части первой ГК РФ». У такого права очень много ограничений, и сносить все подряд не будут.

Итак, по порядку.

Принимать решение о сносе местные власти могут только в отношении построек, расположенных на муниципальных землях или государственных, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

Читайте так же:  Временная регистрация в

На частных землях ничего сносить без судебного решения нельзя. Исключение составляют случаи, если постройка угрожает жизни и/или здоровью людей.

Муниципалитет вправе принять решение о сносе самовольной постройки на муниципальной земле без дополнительного судебного решения, в следующих случаях:

1. постройка возведена на участке, на который отсутствуют документы об отводе такого участка, при этом необходимость получения такого документа предусмотрена действующими на момент начала постройки правилами;

2. вид разрешенного использования земельного участка не допускает размещения возведенного объекта, и при этом участок находится на землях общего пользования. Например, участок предоставлен в парковой зоне (земли общего пользования) под размещение летнего кафе без капитальных строений, а к осени там «вырос» каменный ресторан. Такое здание снесут без суда по решению местных властей. Именно так теперь будут сносить постройки на пляжах, в скверах, на площадях;

3. вид разрешенного использования земельного участка не разрешает строительство возведенной постройки, и постройка находится в границах зоны с особыми условиям использования территории. В данном случае помимо решения о сносе может быть принято решение о приведении постройки в соответствие с действующими правилами и требованиями.

Тут есть особенности. Снести или обязать реконструировать можно по решению властей, без обращения в суд, если:
1) режим использования такой территории не допускает строительства такого объекта;
2) режим использования допускает строительство, но нет разрешения на само строительство. При этом границы зоны должны быть установлены на начало постройки, и правило о получении разрешения должно действовать тоже на начало строительства.

Какие постройки нельзя снести без суда

Законом специально установлены случаи, в которых муниципалитет не вправе без решения суда сносить или обязывать реконструировать самовольные постройки. Так запрещено без обращения в суд принимать решения о сносе многоквартирных жилых домов, садовых, индивидуальных жилых и дачных домов.

Нет у муниципалитета полномочий сносить или обязывать реконструировать постройки, если право собственности уже зарегистрировано в ЕГРН или право собственности признано судом, или уже есть решение об отказе в сносе самовольной постройки.

В любом случае орган местного самоуправления без обращения в суд не вправе принимать решение о сносе или реконструкции построек:
1. которые относятся к имуществу религиозного назначения;
2. которые возведены до 14 мая 1998 года без разрешения на строительство;
3. которые построены до введения в действие Земельного кодекса РФ (29.10.2001г.- дата официального опубликования) на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов.

В этих случаях решение о сносе или реконструкции может принять только суд. При этом в суде можно признать право собственности на самовольную постройку.

В какие сроки сносят самовольные постройки

Новыми поправками установлены минимальные и максимальные сроки для сноса самовольной постройки или приведения ее в соответствие с действующими нормами.

Срок для сноса не может быть установлен менее 3 и более 12 месяцев. Срок для приведения постройки в соответствие с действующими правилами не может составлять менее 6 месяцев и более 3 лет.

Новые поправки продолжают курс на борьбу с самостроем, но владельцы частных, дачных, садовых, жилых домов могут в любом случае рассчитывать на судебное разбирательство в случае претензий со стороны властей. Сносить без суда и возможности узаконения самовольной постройки такие дома нельзя.

Самовольные постройки. Право органов местного самоуправления на принятие решений о сносе ограничили

С 4 августа 2018 г. начал действовать закон с поправками в сфере самовольного строительства. Законодатель уточнил, когда постройку будут считать самовольной, в каких случаях орган местного самоуправления сможет без суда принять решение о сносе или о приведении постройки в соответствие с установленными требованиями, а также что грозит собственникам земельных участков за невыполнение таких решений.

Некоторые поправки не вошли в окончательную редакцию. Например, изначально предлагалось выплачивать компенсацию из казны в случае сноса построек, права на которые были зарегистрированы в ЕГРН. Подобные ситуации происходили в Москве, когда в административном порядке было принято решение о сносе палаток около станций метрополитена. Тогда самовольными оказались и те постройки, на которые было зарегистрировано право собственности. Порядок выплаты компенсации предлагалось урегулировать в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Но в Законе № 339-ФЗ этих положений не оказалось.

Понятие самовольной постройки

В Законе № 339-ФЗ уточнено понятие самовольной постройки. Соответствующее изменение внесли в ст. 222 ГК РФ.

Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Из новой формулировки следует, что невозможно признание постройки самовольной, если она возведена с нарушением градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления такой постройки.

Кроме того, не будет являться самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенное с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. То есть, если этих сведений не было в публичном доступе на момент возведения постройки.

Ограничение права органов местного самоуправления на снос

По общему правилу решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимает суд. Органы местного самоуправления поселения или городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) обладают таким правом теперь в строго ограниченных случаях.

Во-первых, органы местного самоуправления принимают решение о сносе самовольной постройки, если она возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

Во-вторых, они могут принять решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Читайте так же:  Сдельная оплата труда вакансии

В любом случае органы местного самоуправления не вправе принимать такие решения:

1) если самовольные постройки возведены на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исключение — если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан;

2) в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН или признано судом либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома;

3) в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса (30 октября 2001 г.);

4) в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 г.

Сроки сноса

Срок для сноса самовольной постройки и для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки. При этом срок для сноса не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев (в прежней редакции не было минимального срока в три месяца). А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года (сейчас этот срок — от трех месяцев до одного года).

Изъятие участков

Если лицо, на которое возложена обязанность по сносу самовольной постройки или приведению в соответствие с установленными требованиями, не выполнит эту обязанность, то наказание может грозить собственнику земельного участка, на котором возведена постройка. В частности, у него могут изъять земельный участок. Причем решение об изъятии не будет зависеть от того, кто возвел самовольную постройку: сам собственник участка или третье лицо, например, арендатор. По мнению председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова, лишение права собственности должно являться исключительной мерой, соразмерной последствиям. Например, если использование земельного участка приводит к причинению вреда окружающей среде.

Одновременно с проектом Закона № 339-ФЗ в Госдуму был внесен еще один законопроект: об административной ответственности за самовольное строительство (проект закона № 301854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)»). Госдума приняла его в первом чтении 28 мая 2018 г., но после этого рассмотрение было приостановлено.

[2]

Сейчас административная ответственность установлена только за строительство и реконструкцию без разрешения на строительство. В законопроекте № 301854-7 предлагается предусмотреть административную ответственность в виде штрафа еще и за неисполнение решения о сносе или о приведении в соответствие с установленными требованиями:

для юридических лиц — в размере от 100 до 300 тыс. руб.;

для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 20 до 50 тыс. руб.;

для граждан — от 20 до 50 тыс. руб. или обязательные работы до 50 часов.

Также предлагается установить наказание за эксплуатацию самовольной постройки, расположенной на земельном участке, предоставленном в аренду либо приобретенном по результатам публичных торгов с обязательствами по сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями. Для юридических лиц может грозить штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 20 до 50 тыс. руб. (для индивидуальных предпринимателей возможно еще и приостановление деятельности до 90 суток). Для граждан — от 2 до 5 тыс. руб.

Еще в проекте предлагается распространить административную ответственность и на те случаи, когда самовольное строительство или реконструкция привели к нарушению предельных параметров объекта недвижимости, установленных правилами землепользования и застройки, либо документацией по планировке территории, либо федеральными законами. Штрафы предусмотрены такие же, как и за эксплуатацию постройки на участке, предоставленном в аренду или приобретенном на публичных торгах.

Кто принимает решение о сносе

Снос возможен только по решению суда

Орган местного самоуправления может принять решение о сносе

Самовольная постройка возведена на участке, не находящемся в государственной или муниципальной собственности (исключение — если сохранение постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан)

Самовольная постройка возведена на участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена на дату начала строительства объекта

право собственности на объект зарегистрировано в ЕГРН или признано судом,

ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки,

решение касается многоквартирного дома, жилого дома или садового дома

Самовольная постройка возведена на участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования

В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на участке до дня вступления в силу Земельного кодекса (30 октября 2001 г.)

Самовольная постройка возведена на участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим

указанной зоны не допускает строительства такого объекта

В связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы особой зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта

Источники


  1. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.

  2. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.

  3. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.
  4. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.
  5. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.
Снос самовольной постройки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here