Снизить кадастровую стоимость земельного участка

Описание страницы: снизить кадастровую стоимость земельного участка - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Как снизить кадастровую стоимость участка?

На основании кадастровой стоимости земли рассчитываются многие показатели, например, земельный налог, который владельцы обязаны ежегодно платить в бюджет. Зависимость здесь прямая: чем выше стоимости земли в кадастре, тем больше взимается налогов. К сожалению, далеко не всегда данные земельных реестров корректны, и можно столкнуться с ситуацией, когда участок значится как намного более дорогой, чем есть на самом деле. Что же делать, возможно ли снижение кадастровой стоимости участка ? И если да, то как это правильно оформить? Об этом мы поговорим в рамках данной статьи.

Основания и документы для снижения кадастровой стоимости недвижимости

Причины, по которым в Госкадастре может значиться неправильная стоимость, бывают различными, например:

  • допущены ошибки при расчёте стоимости участка или при внесении сведений в реестр – сотрудники государственного кадастра могут допускать ошибки и неточности, в том числе и при определении стоимости земли. Причем это могут быть как явные ошибки, которые легко выявить, так и незначительные, которые найти намного сложнее;
  • земля изменила свою стоимость (подешевела) – данные в Госкадастре могут устаревать, ведь регулярные переоценки планируются раз в 3-5 лет, а ситуация на рынке недвижимости может меняться намного чаще. К примеру, если территория потеряла привлекательность, пострадала от экологического или другого происшествия, ее цена может резко упасть, но в кадастре это отобразится только после очередной переоценки, которая будет через несколько лет.

Если вы столкнулись с одной из таких ситуаций, вам потребуется аргументы, чтобы доказать обоснованность пересчета кадастровой стоимости. В зависимости от конкретной причины, это могут быть такие документы:

  • результаты независимой экспертизы, которая была проведена с целью оценки реальной стоимости земли – многие компании сегодня предлагают услуги оценки реальной цены земельного участка, и если между оценочным значением и стоимостью в земельном кадастре обнаружены значительные несоответствия, это будет основанием для пересмотра;
  • расчеты, которые подтверждают наличие ошибок при определении стоимости земли сотрудниками Госкадастра – если речь идет об ошибках, которые попали в реестр (неважно, речь идет о механических или других ошибках), нужно привести в качестве доказательства корректные цифры. Формулы для расчета стоимости земли находятся в свободном доступе, потому каждый желающий может удостовериться, насколько правильно была определена стоимость его земли.


Кроме того, понадобится выписка из Госкадастра с некорректными сведениями об участке (чтобы было с чем сравнивать), и правоустанавливающие документы, подтверждающие, что вы имеете право распоряжаться землей (по закону только владелец может ходатайствовать о пересмотре кадастровой стоимости).

Порядок необходимых действий для снижения кадастровой стоимости земельного участка

Существует определённый порядок для приведения кадастровой стоимости участка к реальным цифрам, и всем желающим необходимо его придерживаться. Он состоит из таких этапов:

Если суд согласится с вашими доводами, он обяжет Росреестр внести в кадастр правильные сведения. А в случае отказа можно попытаться обжаловать решение суда в апелляционном порядке, предварительно устранив возможные недочеты в документах и в подготовке позиции. Если же вы хотите минимизировать вероятность отказа, рекомендуется воспользоваться услугами по снижению кадастровой стоимости , которые сегодня предлагаются многими юристами, работающими в сфере земельных отношений. В случае заказа такой услуги все хлопоты на себя берет опытный специалист, что способствует быстрому и эффективному решению вопроса.

Если кадастровая стоимость земли отличается от реальной, и вы хотите изменить значение в Государственном кадастре на адекватное, существуют механизмы ее пересмотра – обращение в специальную комиссию или в суд. В любом случае, для успешного решения вопроса потребуются весомые основания, документальные подтверждения и помощь грамотных юристов .

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Юридический центр «ГРАД»

Защита прав. Недвижимость. Строительство.

Будущее — начинается в настоящем!

Уменьшение кадастровой стоимости земельных участков

Зачастую кадастровая стоимость, установленная в описанном выше порядке, представляется землепользователям явно завышенной и не соответствующей ее рыночной стоимости, в связи с чем у данных лиц встает вопрос о возможностях уменьшения кадастровой стоимости, в том числе в судебном порядке.

Данный вопрос не является праздным, поскольку уменьшение кадастровой стоимости – это существенная экономия на налогах, арендных платежах, выкупной стоимости земельного участка, плате за снятие запрета на строительство.

При этом, в конце 2010г. в ряд нормативных актов, были внесены существенные изменения, связанные с установлением, изменением и обжалованием кадастровой стоимости, которые позволяют в определённых случаях оспаривать и изменять кадастровую стоимость в административном порядке, не прибегая к помощи судебной системы.

Наиболее распространенными являются следующие случаи завышения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка

  • разрешенное использование земельного участка определено верно, однако удельный показатель кадастровой стоимости явно завышен.

Нередки случаи, когда орган кадастрового учета (ФГБУ «ФКП Рорееетра») определяет удельный показатель кадастровой стоимости в разы больше суммы установленной нормативно правовыми актами для разрешенного использования установленного кадастровым паспортом земельного участка.

Так, например, в отношении земельного участка с разрешенным использования для размещения «производственных и административных зданий» может быть установлен удельный показатель как «для размещения офисов», что в более чем в три раза увеличит кадастровую стоимость земельного участка.

Указанные действия должны быть квалифицированы, как кадастровая или техническая ошибка и подлежат исправлению на основании обращения в Кадастровую палату в установленном законом порядке.

В случае получения отказа органа кадастрового учета в исправление кадастровой или технической ошибки в сведениях, указанные ошибки могут быть исправлены в судебном порядке.

  • завышенный удельный показатель кадастровой стоимости определен на основании неверного разрешенного использования земельного участка.

Еще одной наиболее распространенной причиной завышения кадастровой стоимости земельного участка является неверное определение разрешенного использования застроенного земельного участка. Как было указано выше, принципиальным для установления застроенному земельному участку того или иного вида разрешенного использования является функциональное назначения объекта недвижимости на нем расположенного, которое в свою очередь определяется записью в техническом паспорте объекта. Однако, органы государственной власти далеко не всегда соблюдают указанное правило.

Так, например, для земельного участка, на котором расположено административное здания промышленности вид разрешенного использования может быть определен как «для размещения офисных зданий». В результате орган кадастрового учета будет использовать удельный показатель кадастровой стоимости, исходя из разрешенного использования «для размещения офисных зданий», что существенно увеличит кадастровую стоимость земельного участка.

Читайте так же:  Переоборудование транспортного средства

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка может быть снижена посредством обращения в уполномоченный государственный орган с заявлением о приведении разрешенного использования участка в соответствии с функциональным назначением здания, на нем расположенного. После установления законного вида разрешенного использования участка для снижения его кадастровой стоимости потребуется внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.

Отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка, либо отказ во внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующий сведений может быть обжалован в судебном порядке.

  • разрешенное использование земельного участка определено не точно, удельный показатель кадастровой стоимости явно завышен.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда формулировка вида разрешенного использования земельного участка не позволяет с точностью определить к какой конкретной группе видов разрешенного использования участок должен относиться.

Так, например, участок с формулировкой вида разрешенного использования «для размещения административного здания» может относиться как административным зданиям промышленности, что соответствует 9-ой группе видов разрешенного использования, так и как административным зданиям культуры, что соответствует 17-ой группе видов разрешенного использования, так и к офисным зданиям, что соответствует 7-ой группе видов разрешенного использования.

При определении кадастровой стоимости такого земельного участка орган кадастрового учета зачастую устанавливает максимальное из значений удельного показателя (в приведенным примере по 7-ой группе видов разрешенного использования).

Вместе с тем, указанный подход не является верным. В соответствии с правилами кадастрового учета государственный орган для определения кадастровой стоимости обязан уточнить функциональной назначение, расположенного на участке здания, после чего принимать решение об отнесении земельного участка к конкретной группе видов разрешенного использования с соответствующим удельным показателем кадастровой стоимости.

Снижение кадастровой стоимости земельного участка в рассматриваемом случае может быть осуществлено двумя путями.

  1. Действия органа кадастрового учета могут быть квалифицированы, как кадастровая или техническая ошибка, которая подлежит исправлению на основании обращения в кадастровую палату в установленном законом порядке.
  2. Кадастровая стоимость земельного участка может быть снижена посредством обращения в уполномоченный государственный орган с заявлением об приведении разрешенного использования участка в соответствии с функциональным назначением здания, на нем расположенного. После уточнения формулировки разрешенного использования участка потребуется внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.

Отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка, либо отказ во внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующий сведений, либо в исправление кадастровой или технической ошибки может быть обжалован в судебном порядке.

[2]

  • рыночная стоимость земельного участка ниже его кадастровой стоимости.

В 2011 году Президиум ВАС РФ принял Постановление, имеющие принципиальнейшее значение для определения кадастровой стоимости земельных участков, суть которого заключалась в следующем:

[3]

  • в соответствии с действующим законодательством кадастровая стоимость земельного участка признается равной его рыночной стоимости с момента определения последней;
  • кадастровая стоимость земельных участков, определенная как до 22.07.2010г. (до внесения изменений в законодательство об оценочной деятельности) так и после указанной даты, может быть установлена в судебном порядке в размере их рыночной стоимости, определенной на основе отчета независимого оценщика.

Необходимо отметить, что рыночная стоимость земельного участка зачастую может быть ниже его кадастровой стоимости. Это вызвано тем, что при определении кадастровой стоимости посредством умножения площади земельного участка на усредненный удельный показатель по всему кадастровому кварталу не учитываются специфические индивидуальные особенности земельных участков, такие как:

  • правовая история участка;
  • особенности подъезда;
  • обременения и ограничения хозяйственной деятельности на участке;
  • особая значимость объектов недвижимости, расположенных на участке.

Таким образом, в случае если по объективным причинам рыночная стоимость земельного участка ниже его установленной кадастровой стоимости, наиболее эффективным вариантом снижение последней является обращение в суд с приложением отчета независимого оценщика о рыночной стоимости участка.

  • кадастровая стоимость земельного участка определена в завышенном размере после 22.07.2010г.

22.07.2010 вступили в силу нормы, которые позволяют обжаловать и изменять кадастровую стоимость земельных участков в административном порядке в специализированных комиссиях, без каких-либо судебных процедур.

Вместе с тем, результаты кадастровой оценки, утвержденные до этой даты в специализированных комиссиях оспорены быть не могут.

Так, например, в г. Москве удельные показатели кадастровой стоимости были утверждены в декабре 2007 года. До настоящего времени новой кадастровой оценки в столичном регионе не проводилось.

Так как кадастровая стоимость всех земельных участков в г. Москве определяется на основании данных удельных показателей, то вышеуказанный административный порядок обжалования кадастровой стоимости, в настоящее время по отношению к столичным землям не применим.

Указанная позиция нашла свое отражение в судебной практике на уровне Президиума ВАС РФ и поддерживается органами государственной власти г. Москвы и Минэкономразвития РФ.

В тоже время если кадастровая оценка земель проводилась после 22.07.2010, то для правообладателя соответствующего земельного участка может быть данный способ изменения кадастровой стоимости.

В настоящее время при каждом субъекте РФ создаются специализированные комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае, если юридическое или физическое лицо, полагает, что при определении кадастровой стоимости земельного участка были нарушены его права (кадастровая стоимость определена неверно), то такое лицо имеет право в течение шести месяце с момента внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости обратиться в соответствующую комиссию.

Указанные комиссии обладают правом пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка и при необходимости утвердить её новый размер.

Законом предусмотрено всего два случая, когда кадастровая стоимость может быть пересмотрена специализированной комиссией

  • в случае недостоверности сведений о земельном участке, использованных при проведении работ по его оценки.

Необходимо отметить, что сведения, использованные при проведении работ по оценке земельного участка должны быть предоставлены органом кадастрового учета, либо оценочной организацией, проводившей соответствующие работы по запросу заинтересованного лица.

Если заявитель документально подтвердит, что при проведение работ по кадастровой оценке его земельного участка были использованы недостоверные сведения, то на основании решения комиссии проводится повторная кадастровая оценка соответствующего земельного участка.

  • определение рыночной стоимости земельного участка.

К заявлению о пересмотре результатов кадастровой оценки может быть приложен отчет независимого оценщика о рыночной стоимости земельного участка.

Комиссия анализирует указанный отчет и если он соответствует установленным требованиям, принимает решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. При этом, не имеет значение будет ли в данном случае рыночная стоимость ниже или выше оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка.

Читайте так же:  Организация по окпо

Заявление об оспаривании вновь определённой кадастровой стоимости земельного участка рассматривается специализированными комиссиями в течении одного календарного месяца.

Таким образом, в достаточно коротки сроки, без каких-либо судебных процедур, незаконно определенная кадастровая стоимость земельного участка может быть пересмотрена в административном порядке.

Необходимо еще раз отметить, что указанный порядок применяется только к вновь определенным результатам кадастровой оценки.

Таким образом, вопросы кадастровой стоимости земельного участка, как вопросы, связанные со значительными финансовыми затратами, требуют детального правового анализа и юридического сопровождения.

Вы можете заказать предварительную консультацию по телефону

+7 (967) 087-44-23
Или воспользоваться формой обратной связи.
Мы будем рады помочь Вам в решении любых возникающих вопросов.

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

В связи с тем, что в настоящее время российское законодательство предусматривает исчисление налоговой базы земельным участкам, исходя из кадастровой стоимости, наибольшую актуальность вызывает вопрос определения кадастровой стоимости.

К сожалению, зачастую кадастровая стоимость земельных участков на территории не только Краснодарского края, но и Российской Федерации завышенная.

Это связано с тем, что определение этой стоимости осуществляется массовым методом. При использовании массового метода, зачастую кадастровая оценка является завышенной.

Это вызвано тем, что невозможно определить конкретные характеристики конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, у собственников земельных участков возникают вопросы о возможности снижения данной оценки.

Снизить данную стоимость можно двумя путями: досудебный порядок, так называемая комиссия по рассмотрению споров, и судебный порядок, непосредственно в суде.

Закон об оценочной деятельности Российской Федерации предусматривает обязательное обращение в данную комиссию юридических лиц, то есть это будет являться досудебным порядком.

Кадастровая и рыночная стоимость земельного участка.

Как узнать кадастровую стоимость земельного участка по кадастровому номеру, читайте тут.

Для физических лиц данная процедура не обязательна. Они могут обратиться с заявлением о приведении кадастровой стоимости в соответствие с ее рыночной стоимостью непосредственно сразу в суд.

Последние изменения законодательства регулируют вопросы о подсудности данной категории дел. На территории нашего региона судом, который рассматривает данные споры, является Краснодарский краевой суд.

Документы, которые необходимо предоставить в суд:

  • Отчет об оценочной стоимости земельного участка;
  • Экспертиза на этот отчет.

Экспертиза должна быть положительная. Кроме того, при обращении в комиссию, необходимо будет представить кадастровую справку о кадастровой стоимости земельного участка, заверенный правоустанавливающий документ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Причем, документ должен быть заверен нотариально. Зачастую суды выносят положительное решение, становятся на сторону обратившегося лица, так как в этом случае, нарушены права налогоплательщиков, они платят гораздо большую сумму, чем стоит земельный участок на рынке.

Соответственно, при правильном подходе изучения этого вопроса, получить положительное решение суда есть большая вероятность.

То же самое и касательно комиссии. Здесь стоит отметить тот момент, что необходимо заранее рассмотреть возможность снижения кадастровой стоимости и вообще ее целесообразность, потому что иногда расходы на проведение таких работ превышают ту экономию, которую можно получить.

Довольно дорогой сам по себе является отчет оценщиков. Это специализированная организация, у них есть установленные тарифы на проведение этих работ и, соответственно, иногда, если это, допустим, участок под дачное строительство, где налоговая база небольшая, сэкономить, практически, не получается.

Стоит отметить еще тот момент, что перерасчет кадастровой стоимости проводится не реже, чем один раз в пять лет, то есть каждые пять лет необходимо будет приводить кадастровую стоимость в соответствие с ее рыночной величиной.

Нет гарантии, что при проведении новой государственной кадастровой оценки, стоимость земельных участков будет соответствовать рыночной стоимости и, соответственно, это потребует повторного обращения либо в комиссию, либо в суд.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Снижение кадастровой стоимости земельного участка путем смены вида разрешенного использования

Управляющий партнер Правового бюро «Тимофеев и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Кадастровая стоимость земли является важной составляющей, которая влияет на расчет налога на имущество юридических лиц. Во многих случаях кадастровую стоимость можно снизить путем оспаривания в специальной комиссии или в суде. Порой это позволяет уменьшить платежи по налогу на имущество в несколько раз.

Одним из важнейших факторов, которые определяют размер кадастровой стоимости участка земли, является вид его разрешенного использования (далее – ВРИ). Также непосредственно от ВРИ зависят возможности использования, находящегося в собственности или аренде участка. Например, какую хозяйственную деятельность можно вести, какие здание и постройки разрешено возводить на его территории.

Основные положения, касающиеся разрешенного использования земельных участков, содержатся в п. 2 ст. 7 Земельного кодекса.Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Эта норма соответствует одному из принципов земельного законодательства, закрепленному в подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ о делении земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.Смысл данного принципа заключается в следующем: целевое назначение земель определяется их принадлежностью к той или иной категории, а разрешенное использование – дополнительный элемент, из которого складывается правовой режим земельного участка.

  • ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне;
  • изменение одного ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Поэтому разрешенное использование может быть установлено или изменено только в соответствии с установленными правилами землепользования и застройки функциональной зоны.

В настоящее время порядок проведения зонирования территорий определяет Градостроительный кодекс. Для каждой территории устанавливается градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков и всего, что находится над и под их поверхностью и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки – п. 9 ст. 1, п. 2, п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ.

Читайте так же:  Инвалиды транспортный налог

Связь разрешенного использования с кадастровой стоимостью

Базовым документом, устанавливающим связь между разрешенным использованием и кадастровой стоимостью, являются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Данные Методические указания устанавливают 17 видов разрешенного использования земельных участков. Величина кадастровой стоимости земельного участка зависит от значений удельных показателей, которые определяются для каждого из видов разрешенного использования.

Во время проведения государственной кадастровой оценки земельные участки разделяют на административно-территориальные единицы. Исходя из размеров и специфики в данных территориальных единицах выделяются кадастровые кварталы.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется умножением удельного показателя кадастровой стоимости (утвержденный для данного ВРИ, применительно к кадастровому кварталу, где расположен участок) на его площадь. Если для участка установлено несколько ВРИ, то в расчете кадастровой стоимости используется удельный показатель с наибольшим значением.

Таким образом, кадастровая стоимость участка складывается из трех составляющих:

  • вида разрешенного использования земельного участка (по данным Росреестра);
  • удельного показателя кадастровой стоимости, применительно к кадастровому кварталу;
  • площади участка.

ВРИ земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления и подчинено определенным правилам. В случаях, когда на земельном участке расположены законно возведенные объекты недвижимости, ВРИ должно соответствовать их функциональному назначению. Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию. Пример: в техпаспорте находящегося на земельном участке здания в качестве назначения указывается «офис», то его будут относить к группе № 7 – «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». Если же на нем расположены одновременно офисные и производственные помещения, то участку может быть присвоено сразу два ВРИ: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «для размещения производственных и административных зданий».

В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ч. 1 ст. 12.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве»). Решение об изменении ВРИ земельного участка принимается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы на основании градостроительного плана земельного участка в течение 45 рабочих дней со дня поступления заявления собственника земельного участка.

Имеет ли смысл изменять ВРИ для целей снижения кадастровой стоимости?

Логика проведения государственной кадастровой оценки и определения удельных показателей кадастровой стоимости свидетельствует о том, что наибольшие удельные показатели устанавливаются для земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства коммерческого назначения. Снизить кадастровую стоимость подобных участков возможно только изменив ВРИ. А для его смены необходимо переменить функциональное назначение находящихся на участке зданий.

Мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция) (п. 1.2 Порядка).

Часто подобные мероприятия проводятся для выявления таких видов недвижимого имущества, как торговые, деловые центры и просто нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются таким образом (пункт 1.3 Порядка).

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающих размещение объектов, указанных в п. 1.3 Порядка, признается использование не менее 20% общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка).

В качестве иллюстрации влияния снижения ВРИ на величину кадастровой стоимости можно привести следующий пример. При рассмотрении одного из дел возник спор о величине кадастровой стоимости в разрезе ВРИ земельного участка, который был предоставлен юридическому лицу под размещение автостоянки автомобильного транспорта. При проведении государственной кадастровой оценки указанный земельный участок был отнесен к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», поскольку владельцем земельного участка оказывались услуги по платному размещению на нем автомобильного транспорта. Предоставление суду аргументированной позиции о том, что содержание разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» в части «личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» применимо только к автотранспортным средствам, а не к самому земельному участку позволило более чем в два раза снизить кадастровую стоимость.

Как оспорить кадастровую стоимость участка и дома?

– Как оспорить кадастровую стоимость участка земли и частного дома на ней, чтобы уменьшить налог?

Отвечает генеральный директор строительной компании Werkhaus Татьяна Петухова:

Для снижения кадастровой стоимости нужно обратиться в отделение Росреестра с заявлением. К нему необходимо приложить:

[1]

  • выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (в случае, если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений);
  • отчет об оценке объекта на бумаге и в электронном виде.

На это заявитель в течение 30 дней получает положительный или отрицательный ответ. В случае отказа собственник в течение 10 дней может обратиться в суд. Для этого пишется исковое заявление, в роли истца выступает сам собственник, а в роли – ответчика отделение кадастра.

Читайте так же:  Наследство после смерти мужа

Исковое заявление подается по адресу нахождения ответчика в районный суд. Необходимо приложить документы, подтверждающие незаконное повышение кадастровой стоимости и отказ ее исправить от администрации ГКН. Вам потребуются:

  • правоустанавливающий договор, акт и т. п.;
  • свидетельство о виде права, гражданский паспорт собственника;
  • справки, подтверждающие наличие причин снижения стоимости;
  • отчеты от независимых оценщиков;
  • отказ Росреестра;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • копия искового заявления для ответчика.

Нотариально заверенные копии перечисленных документов отправляются по почте заказным письмом с уведомлением в Государственный кадастр недвижимости. Если в течение месяца не будет получен ответ с мотивированным отказом, то к документам, подаваемым в суд, можно подать почтовую квитанцию, опись отправленных документов и уведомление. Но существуют и иные причины снижения кадастровой стоимости, такие как: изменение категории земель, изменение площади участка, изменение ВРИ (вида разрешенного использования) участка.

Очень внимательно и даже осторожно нужно относиться к предлагаемым на рынке услугам по снижению кадастровой стоимости. По опыту наших клиентов, люди сталкиваются с компаниями, которые за немаленькую плату берутся за понижение кадастровой стоимости. Однако, получив отказ от ГКН, не продолжают работу по снижению в судебном порядке. Так как подобные случаи, к сожалению, не редкость, я рекомендую собственникам заранее оговаривать с юридическими компаниями, что именно входит в стоимость услуги по понижению, в частности – входят ли в нее судебные процессы. Также не оплачивайте всю сумму до получения самой услуги в полном объеме.

Отвечает юрист консалтинговой группы «Дивиус» Юрий Афанасьев:

Как правило, кадастровая стоимость во всех регионах страны завышена, а должна быть равна рыночной стоимости. Поэтому цель оспаривания кадастровой стоимости – установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Кадастровую стоимость можно оспорить в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (при Росреестре) и в суде.

Необходимо определиться, кто будет заявителем: юрлицо или физлицо (гражданин). Согласно ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», юридическому лицу необходимо обратиться сначала в комиссию, а потом только в суд. Гражданин вправе обращаться сразу в суд. Как показывает практика, лучше сразу идти в суд, так как комиссия практически никогда не принимает положительного решения.

Для оспаривания кадастровой стоимости составляется отчет, который определяет рыночную стоимость объекта недвижимости. Ранее действовало правило об обязательной экспертизе данного отчета в СРО оценщиков. В настоящий момент экспертизу проводить закон не требует, но, как показывает практика, суды считают отчет без экспертизы недопустимым доказательством.

Заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, отчет и экспертиза направляется в комиссию; к заявлению также прикладываются: нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на недвижимое имущество, выписка из единого государственного реестра недвижимого имущества (ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Также целесообразно приложить копию паспорта заявителя.

В случае отказа комиссии в удовлетворении заявления заявитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд. К исковому заявлению прикладываются те же документы, что и для комиссии, а также иные документы, которые предусмотрены процессуальным законодательством. Оплачивается госпошлина. Для физлица – 300 рублей, для юрлица – 2 тысячи рублей (за каждый объект недвижимости).

Еще можно изменить кадастровую стоимость в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, то есть ошибки. А если это земельный участок, то изменить вид разрешенного использования или категорию земли. Однако самый распространенный, возможный и действенный способ – это установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

Отвечает ведущий юрисконсульт группы компаний «Юриспруденция Финансы Кадры» (ГК «ЮФК») Александр Стратийчук:

Исправлять ляпы оценщиков спешить не стоит, так как каждый случай и каждая переоценка несет бремя материальных и нематериальных расходов.

Прежде чем инициировать процесс переоценки, следует учесть несколько моментов. В первую очередь оценить реальную стоимость Вашего имущества, то есть элементарно проштудировать рынок недвижимости, изучить спрос и предложение, тем самым примерно установить реальную стоимость. Окончательную же процедуру переоценки будет проводить специализированная организация.

Второй шаг – изучить процедуру переоценки (несколько подробнее об этом ниже), сроки ее проведения, затраты на ее проведение, в том числе нематериальные, и практику изменений цены по Вашему субъекту и даже муниципалитету.

В третью очередь Вам необходимо рассчитать рентабельность своих затрат к итоговой выгоде в случае успешной переоценки.

Ко всему вышесказанному стоит еще добавить знание Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее по тексту – 237-ФЗ). Положениями 237-ФЗ уже с января 2017 года закрепляются новые стандарты, правила и методические указания проведения кадастровой оценки. Согласно п. 1 ст. 11 237-ФЗ, государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет. Из этого следует, что уже с января 2018 года уполномоченные органы начнут проводить оценку по новым методикам.

Оспоренная стоимость, согласно п. 4 ст. 18 237-ФЗ, будет применяться с первого января того года, в котором поступило заявление в суд или комиссию об оспаривании кадастровой стоимости. А это значит, что вернуть переплаченные налоги выйдет за период не более одного года при условии, что дело рассматривалось в «межсезонье» (например, в период с декабря 2016-го по январь 2017-го) или просто дольше года. Следовательно, уже вполне вероятно, что с 1 января 2018 года Ваш объект попадет под новую государственную кадастровую оценку, которая не менее вероятно будет оценена по реальной рыночной стоимости.

Однако предположим, что Вы все просчитали, оценили и пришли к выводу о необходимости сделать переоценку самостоятельно. Тогда Вас ожидает один из двух путей. Первый подразумевает оспаривание стоимости в специализированной комиссии, а затем, в случае неуспеха, в суде. Второй путь процедуры оспаривания направляет сразу в суд в обход комиссии.

Какой из названных путей окажется быстрее и дешевле – достоверно нельзя сказать. Все зависит от случая и различных влияющих факторов, таких как сумма предполагаемого занижения, правильность составления заключения оценщиков, глубина анализа комиссией и (или) судом конкретного случая и иных. Уточнить данный вопрос лучше у специалистов.

Читайте так же:  Обжалование предписания трудовой инспекции

Следует отметить, что, согласно абз. 1-3 ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998 года, по второму пути могут пойти только физические лица, но 237-ФЗ такой обязанности не устанавливает. Также п. 2 ст. 24 237-ФЗ закрепляет возможность проведения кадастровой оценки в течение переходного периода (с 01.01.2017 года по 01.01.2020 года). Как это будет реализовываться, если еще не стало реализовываться, в настоящее время не ясно.

Мы же рассмотрим переоценку, начиная с комиссии. Оба названных закона фиксируют строгий срок на рассмотрение поданных заявлений в 1 месяц с момента поступления документов в комиссию. В комиссию подаются заявления и документы, установленные ст. 24.18 135-ФЗ или п. 9 ст. 22 237-ФЗ, в зависимости от того, по какому закону Вы решили действовать. По сути, оба закона примерно одинаково регулируют порядок действий комиссии с незначительными различиями и больше влияют на содержание первичного пакта документов для подачи.

Итого, без учета возможных комиссий, Ваши расходы по любому из названных законов составят от 20 тысяч рублей за оценку объекта, от 15 тысяч рублей за заключение СРО на оценку (данный документ в комиссию предоставлять не обязательно, но на практике лучше приложить), 400 рублей за выписку ЕГРН и иные дополнительные расходы, в том числе на транспорт, то есть минимум 35 тысяч 400 рублей плюс месяц ожидания с даты подачи документов в комиссию.

Если Вам повезет, то на этом все, если же нет, то идем в суд. Согласно ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), для подачи искового заявления в суд Вам понадобятся документы, названные выше, а также исковое заявление. Если сами не сможете его составить, то за него придется заплатить от 5 тысяч рублей. Также в расходы входит квитанция об оплате госпошлины за обращение в суд (300 рублей – для физлиц; 6 тысяч рублей – юрлица).

Судебное разбирательство займет от двух месяцев с момента подачи документов в суд, а также потребует один месяц на вступление в силу судебного акта. Только после этого Вы сможете получить судебный акт на руки, но это при условии, что вторая сторона не пойдет в апелляционную инстанцию. С вступившим в законную силу решением Вам необходимо обратиться в уполномоченный орган для внесения новой стоимости в реестр. Судебные сроки, названные выше, следует воспринимать как примерные, так как на практике они почти всегда больше.

Теперь подведем итоги. В лучшем случае, если все дело ограничится только комиссией, расходы по времени займут примерно два месяца, один из которых пойдет на оценку. Расходы по финансам составят от 35 тысяч 400 рублей.

При успешном течении дела в суде рассчитывайте на четыре месяца (месяц на сбор документов + два месяца на рассмотрение в суде + месяц на вступление в законную силу решения; срок на внесение изменений уполномоченным органом – до месяца с момента подачи документов) и финансовые расходы от 40 тысяч 800 рублей.

Худшие расчеты приводить в пример не будем, так как они бывают, мягко говоря, намного худшими.

Отвечает судебный юрист Павел Смирнов (Екатеринбург):

Итак, Вы получили извещение от налоговой службы. Внимательно посмотрите в документ, который Вам прислали из ИФНС: за что предлагается платить и как называется этот налог. Прежде всего нужно определиться, какими документами Вы располагаете и какой налог хотите уменьшить. Встречается несколько вариантов оформления земли и дома на ней: в собственность оформлен земельный участок «с постройками», либо в собственность оформлен только дом, либо оформлен отдельно дом и отдельно земельный участок. Почему это важно? Потому что за дом и за землю предусмотрены разные налоги. Налог на дом (на имущество) исчисляется по формуле, включающей кадастровую стоимость дома, а налог на землю зависит от кадастровой стоимости земли. Кадастровая стоимость земли и кадастровая стоимость дома устанавливается разными государственными органами в разных документах.

Если Вы не располагаете временем или желанием вникать, как исчислена итоговая цифра налога, лучше сразу обратиться с этим вопросом к юристу. Если же располагаете, все равно без юриста не обойтись: согласно Кодексу административного судопроизводства (КАС РФ), выступать в суде по делам об оспаривании кадастровой стоимости земли вправе только лица с высшим юридическим образованием, копию диплома нужно даже приложить к исковому заявлению!

Для оспаривания кадастровой стоимости земельного участка в обязательном порядке необходимо обратиться к лицензированному оценщику для переоценки земли. Это недешево. Но без заключения оценщика – документа с «новой» цифрой невозможно обосновать неправильность «старой» цифры.

Рекомендую с калькулятором вычислить свою экономию на налогах с учетом оплаты работы оценщика и юриста в суде. Может оказаться, что сальдо не в Вашу пользу, и игра не стоит свеч.

Утешают два момента: во-первых, пенсионеры (как правило) освобождены от уплаты земельного налога под жилым домом решением органа местного самоуправления, и, во-вторых, граждане (в отличие от организаций) вправе обращаться непосредственно в суд, минуя «непрозрачные» комиссии при Росреестре, тем самым экономя время и нервы.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Видео (кликните для воспроизведения).

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Источники


  1. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.

  3. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.
  4. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
  5. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
Снизить кадастровую стоимость земельного участка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here