Сметный метод по 44 фз

Описание страницы: сметный метод по 44 фз - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Проектно-сметный метод обоснования НМЦК

Когда применять

Закон о контрактной системе предписывает определение НМЦК проектно-сметным методом в следующих случаях:

  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ);
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ);
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений (ч. 9.1 ст. 22 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ не запрещает дополнительно использовать иные методы (ч. 1 ст. 22). К примеру, если закупаются товары, которые не относятся непосредственно к строительным мероприятиям, но фигурируют в проводимых заказчиком работах. «Заказчик вправе объединить в один лот строительство и поставку товаров, неразрывно связанных со строительством. Это может быть, к примеру, инженерное оборудование, монтаж которого должен осуществляться во время строительства, которое, кроме всего прочего, необходимо для ввода объекта в эксплуатацию», — отмечает заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.

Как применять метод

Проектно-сметный метод определения НМЦК с обоснованием сводится к разработке ряда документов, которые содержат, в том числе, расчет цены и расчету, который делают специалисты-сметчики. Это главные элементы, влияющие на правильное применение метода. Вот эти документы:

  • ведомость объема (дефектная ведомость);
  • локально-сметный расчет;
  • проектно-сметная документация;
  • заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости;
  • заключение экспертизы проектной документации.

Дефектная ведомость — исходный документ для определения сметной стоимости. Она содержит перечень необходимых работ и их описание. На ее основе составляется локально-сметный расчет — перечень работ и затрат, необходимых при производстве ремонтно-строительных, монтажных, пусконаладочных работ, с указанием шифра и единицы измерения.

Для определения стоимости в смете используются нормативы, федеральные и территориальные единичные расценки (ФЕР, ТЕР) с учетом положений Методики применения сметных норм, утвержденной Приказом Минстроя России от 29.12.2016 №1028/пр. Данный приказ определяет единый порядок применения сметных норм и обязывает заказчиков с 01 февраля 2017 года применять указанные общие методики, а Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 устанавливает необходимость проверять достоверность полученной стоимости. Дополнительно, исполнительным органом субъекта РФ или муниципальным органом может быть назначена проверка проведения строительных работ, финансирование которых осуществляется с привлечением средств регионального или местного бюджета.

Проектно-сметная документация обосновывает целесообразность и возможность реализовать проект. Она содержит материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции или ремонта объектов капстроительства. Стоит иметь ввиду, что размещение не всей проектной документации нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ (Письмо ФАС России от 09.03.2016 N АЦ/14427/16, Письмо Минэкономразвития России от 13.10.2015 N Д28и-3073).

И наконец, оценку соответствия проектных документов требованиям, выдвигаемым регламентами, дает государственная экспертиза. Ее цель — предотвратить появление объектов, возведение и последующая эксплуатация которых противоречит нормам конструктивной надежности. Проводится экспертиза в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.

Инструкция: считаем НМЦК затратным методом

Существует пять основных способов обоснования начальной максимальной цены контракта (НМЦК), для каждого установлены правила применения. Затратный метод по 44 ФЗ применяется в случае, когда невозможно использовать другие способы, или в дополнение к ним, то есть только в исключительных ситуациях. Образование цены по затратному методу состоит в определении не только затрат поставщика, но и его маржи, наценки для получения доходов. Закон учитывает, что процедура определения поставщика должна быть не только эффективной в плане расходования бюджетных средств, но и выгодной для участников рынка.

Заказчик самостоятельно рассчитать затраты, связанные с исполнением контракта, учитывая прямые и косвенные расходы (производство, приобретение, реализация товаров, транспортировка, хранение, страхование и иные расходы) и размер прибыли.

Основанием для применения затратного способа определения цены являются случаи:

  1. Индивидуальный заказ, когда общедоступные источники не содержат нужной заказчику информации. К примеру, изготовление оборудования с индивидуальной составляющей.
  2. Наличие такой методики расчета цены, которая предусмотрит нормы расходов и доходов. К примеру, определение стоимости проектных работ.
  3. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы.
  4. Концертная, театральная деятельность и др.

Изначально заказчику необходимо исследовать рынок, установить невозможность применения иных способов, и если результат исследования не позволит осуществить расчет, применять методы затратного подхода.

Когда использовать методику

Чтобы воспользоваться затратным методом определения НМЦК, заказчику необходимо обосновать невозможность применить способы, которые перечислены в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. Для этого придется указать, что не применяются способы:

  • сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) — поскольку продукция является индивидуальной и касается исключительно данного объекта закупки;
  • нормативный — поскольку стоимость на данную продукцию не нормируется в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • тарифный — поскольку цена на данную продукцию не подлежит государственному регулированию в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • проектно-сметный — поскольку отсутствует проектная документация.

Достоинства и недостатки методов затратного ценообразования

Положительным моментом использования данного способа расчета является то, что калькуляция затрат и прибыли выполняется исключительно заказчиком. В связи с этим исключается возможность необоснованного завышения стоимости, как, к примеру, при получении коммерческих предложений. Корректно выполненный расчет учитывает полное покрытие всех затрат поставщика.

Однако заказчику, чтобы получить информацию о прибыли, необходимо проанализировать контракты, размещенные в Единой информационной системе, данные информационно-ценовых агентств, или произвести иное изучение рынка определенной сферы деятельности, что является трудозатратным процессом. Также следует заметить, что суммирование обычных затрат является упрощенным способом и не всегда отражает специфику выполнения работ.

Неверно учтенные расходы и прибыль исполнителя и, как следствие, некорректно обоснованная цена закупки являются нарушением закона о контрактной системе и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП).

Читайте так же:  Собственник отходов

Пример расчета

Приложение 4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, содержит пример расчета затратным методом определения цены по 44 ФЗ, в котором стоимость работ определена умножением стоимости единицы рабочего времени специалиста на трудоемкость работ. Также в нем учтены необходимые отчисления на социальные нужды, накладные расходы и инфляция.

Минстроем России разъяснены особенности определения сметной стоимости строительства и формирования заказчиком цены контракта

Сообщается, в частности, что определение сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов, осуществляется на стадиях разработки проектной документации, проведения проверки достоверности определения сметной стоимости и определения начальной (максимальной) цены контракта.

Федеральный реестр сметных нормативов размещен на официальном сайте Минстроя России в сети «Интернет» www.minstroyrf.ru в разделе «Деятельность/Градостроительная деятельность и архитектура/Ценообразование».

Порядок разработки, рассмотрения и введения в действие Индексов изменения сметной стоимости строительства установлен Методическими рекомендациями (далее — Методические рекомендации), утвержденными приказом Минстроя России от 9 февраля 2017 г. N 84/пр.

В соответствии с пунктом 1.3 Методических рекомендаций Индексы предназначены исключительно для определения стоимости строительства базисно-индексным методом на стадии разработки проектной документации в уровне цен, соответствующем периоду разработки сметной документации. Индексы сообщаются ежеквартально письмами Минстроя России, которые публикуются на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

Согласно пункту 8.2 Методических рекомендаций разработка и публикация Индексов по статьям затрат не предусмотрена.

Начальная (максимальная) цена контракта определяется заказчиком строительства на основании положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 (далее — Методика).

В соответствии с пунктом 6.1 Методики основанием для определения начальной (максимальной) цены контракта является смета (сметная стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При заключении государственного (муниципального) контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

В соответствии с законодательством Российской Федерации заказчик строительства при подготовке документации о закупке самостоятельно формирует начальную (максимальную) цену контракта и определяет условия исполнения контракта, включая порядок оплаты выполненных работ.

В соответствии со статьей 110.2 Закона N 44-ФЗ существенным условием государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства является поэтапная оплата выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта. Объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса РФ. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые устанавливаются графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ. Указанные графики являются неотъемлемой частью государственного (муниципального) контракта.

Энциклопедия решений. Проектно-сметный метод определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ

Проектно-сметный метод определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ

Проектно-сметный метод определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК) согласно ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заключается в определении НМЦК на:

1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ.

Определения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства даны в п.п. 13 — 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ).

2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством РФ, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия.

По смыслу приведенной нормы применение проектно-сметного метода в указанных случаях обязательно (см. также письма Минэкономразвития России от 12.09.2016 N Д28и-2409, от 19.07.2016 N Д28и-1874, от 24.03.2016 N Д28и-837).

Кроме того, согласно ч. 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ данный метод может применяться при определении и обосновании НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений. Согласно ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения их надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Из ч.ч. 9, 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ в совокупности следует, что применение проектно-сметного метода в случаях, не указанных в этих нормах, неправомерно (аналогичный вывод прямо содержится в письме Минэкономразвития России от 31.12.2015 N Д28и-3902, разъяснениях по вопросу 5 в письме Минэкономразвития России от 17.09.2015 N Д28и-2788, косвенно тот же вывод следует из писем Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2899, от 16.12.2016 N Д28и-3512, от 25.11.2016 N Д28и-3139, от 21.07.2016 N Д28и-1957, от 21.01.2016 N Д28и-89).

Читайте так же:  Госпошлина при установлении отцовства

Разъяснения порядка применения проектно-сметного метода даны в разделе VI Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее — Рекомендации).

Отметим, что применение проектно-сметного метода подразумевает наличие проекта (см. также письма Минэкономразвития России от 19.09.2016 N Д28и-2587, от 06.05.2016 N Д28и-1277, от 24.02.2016 N Д28и-417, от 18.12.2015 N Д28и-3795, ответ на вопрос 10 письма Минэкономразвития России от 28.09.2016 N Д28и-2635). В отсутствие проекта определение НМЦК по смете не может считаться осуществленным этим методом. Такой способ определения НМЦК также допустим, но должен быть квалифицирован как иной метод (условно — «сметный метод»), который может применяться только при невозможности применения одного из методов, перечисленных в законе (ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Работы по строительству или реконструкции, по общему правилу — и капитальному ремонту, а также неразрывно связанные со строящимся объектом работы согласно п. 2 ст. 740 ГК РФ выполняются по договору строительного подряда. Работы по такому договору в силу п. 1 ст. 743 ГК РФ выполняются в соответствии с технической, то есть проектной (ст. 758 ГК РФ) документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Составление проекта на текущий ремонт законом не предусмотрено, но может быть предусмотрено соглашением сторон, в частности, непосредственно в тексте контракта или в извещении о закупке, с которым участник закупки выражает согласие в заявке. Необходимость проведения экспертизы проектной документации определяется ч.ч. 1-3 ст. 49 ГрК РФ.

Согласование проектной документации при определении НМЦК на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, напомним, отдельно предусмотрено п. 2 ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. В этом случае согласование проектной документации осуществляется Министерством культуры РФ (см. п. 6.9 Положения об этом министерстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 590).

Кроме того, с 1 февраля 2017 года действует Методика применения сметных норм, утвержденная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.12.2016 N 1028/пр (далее — Методика). Ее положения обязательны для использования при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями.

*(1) См., например, Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные распоряжением Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП.

Откуда берется начальная максимальная цена закупки?

НМЦ — это максимальная сумма, которую заказчик готов потратить на закупку. Ее устанавливает и обосновывает сам заказчик. В статье мы рассмотрим не только методы определения НМЦ, но и что делать, если цена контракта завышена или занижена.

Определить НМЦ заказчик должен уже в плане-графике закупок. Если к моменту публикации цена закупки корректируется, изменения вносят и в план-график.

Обосновать нужно и цену конкурентных закупок, и закупок у единственного поставщика. В ст. 22 44-ФЗ описано несколько методов определения НМЦ:

  1. Метод анализа рынка,
  2. Нормативный метод,
  3. Тарифный метод,
  4. Проектно-сметный метод,
  5. Затратный метод.

Посмотрим на них внимательнее.

Метод анализа рынка для расчета НМЦ

Это приоритетный метод. Заказчик должен применять его всегда, если 44-ФЗ не предусматривает другое. Заказчик сопоставляет цены на аналогичные товары или услуги, а если таких нет, то на однородные. Для расчета НМЦ методом анализа рынка заказчик может:

  • Использовать информацию из интернета,
  • Запрашивать цены в ЕИС,
  • У потенциальных поставщиков.​

Нужно отправить не меньше пяти запросов, а для расчета использовать не менее трех ценовых предложений, чтобы определить НМЦ аналогичной закупки.

Если заключать контракт с единственным поставщиком, необязательно придерживаться уровня средней цены, определенного методом анализа рынка. Можно заключить контракт по меньшей из предложенных цен.

Пример обоснования НМЦ договора на оптовую поставку нефтепродуктов методом анализа рынка

Поставщик Цена (руб. за тонну) Кол-во тонн Источник получения информации
1 Поставщик 1 45000,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016
2 Поставщик 2 45500,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016
3 Поставщик 3 46000,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016

Средняя цена за тонну бензина — 45 000 руб., значит НМЦ всей закупки — 2 млн. 998 тыс. 450 руб.

Нормативный метод определение НМЦ

Есть отдельные виды товаров, закупки которых нормированы (например, канцелярия, мебель, расходные медицинские материалы). Заказчик закупает их по предельным ценам. Постановления, в которых есть нормы затрат на разную продукцию для тех или иных организаций, размещаются в ЕИС. Нормативный метод можно применять вместе с методом анализа рынка, но полученная НМЦ не должна превышать цены, установленной в нормативе.

Тарифный метод расчета НМЦ

Заказчик применяет его, если цену товара регулирует государство или муниципальный орган. В этом случае НМЦ определяют по тарифам, утвержденным в постановлениях, приказах и т.д. В обосновании НМЦ заказчик ссылается на регулирующий документ.

Проектно-сметный метод расчета НМЦ

Используется при расчете цен на:

  • Строительство и реконструкцию зданий,
  • Капитальный ремонт и обычный ремонт помещений,
  • Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

Затратный метод определение НМЦ

Когда нужно уточнить сумму, полученную одним из перечисленных методов, или другие способы не подходят, заказчики применяют затратный метод расчета НМЦ. Для этого перечисляют и суммируют все возможные затраты на выполнение работ или услуг, например:

  • Затраты на производство или приобретение,
  • Реализацию, транспортировку, хранение,
  • Страхование и другие затраты.

Информацию об обычной прибыли для определенной сферы деятельности заказчик может взять из контрактов, размещенных в ЕИС или других источниках.

Читайте так же:  Обжалование предписания гибдд

Вот пример расчета НМЦ затратным методом из закупки на переподготовку медперсонала:

Наименование статьи расходов Сумма, руб.
Оплата труда 14412,72
Заработная плата, в том числе: 11270, 50
— заработная плата ППС 7889,35
— заработная плата АУП 3361,15
Прочие выплаты 211,89
Начисления на выплаты по оплате труда 2930,33
Оплата работ или услуг 5231,77
Услуги связи 67,62
Транспортные услуги 705,53
Коммунальные услуги 142,01
Работы или услуги по содержанию имущества 2211,27
Прочие работы, услуги 2105,33
Прочие расходы 193,85
Поступление нефинансовых активов 2702,67
Увеличение стоимости основных средств 2098,57
Увеличение стоимости материальных запасов 604,10
ИТОГО 22541,00

Можно использовать и другие методы, обосновав, почему нельзя использовать стандартный. Рекомендации по обоснованию и применению других методов может устанавливать правительство РФ в своих постановлениях.

Например, в этой закупке заказчику не удалось найти пять поставщиков, чтобы отправить им запросы. Он обосновал, почему не может применить метод анализа рынка, и рассчитывает НМЦ по трем запросам.

Что делать, если предложенная НМЦ выше или ниже рыночной?

Если НМЦ определена корректно, то к закупке не будет вопросов от контролирующих органов. Она состоится, а участвовать в такой закупке выгодно для участников. Если НМЦ занижена или завышена, возникают спорные ситуации.

Если цена занижена

Есть два варианта:

  • Проигнорировать такую закупку. Скорее всего, она не состоится, потому что не будет участников. Заказчик может занизить НМЦ, если использовал старые цены или не учел инфляцию.
  • Поучаствовать. Конкурентов будет немного, но можно сделать ставку не на заработок, а на репутацию. Качественно выполненные контракты — плюс в карму при участии в других конкурсах.

Если цена не соответствует рынку, можно подать запрос разъяснений или обжаловать в ФАС.

Например, в сентябре 2016 ГБПОУ «Воробьевы горы» закупало почти 50 000 воздушных шаров шести наименований. За самые простые из них (латекс, 9 дюймов, ассорти) методом анализа рынка заказчик установил НМЦ 2,66 руб. за штуку. В цену входит доставка партии шаров по запросу и работа оформителя.

Один из поставщиков подал запрос разъяснений. Он посчитал, что заявленная цена ниже оптовой в полтора раза и «взята с потолка». Заказчик ответил, что цена основана на анализе рынка и он имеет право не раскрывать поставщиков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы провели собственный экспресс-анализ рынка, запросив у московских и екатеринбургских поставщиков цену на 2 000 шаров). Но без работы оформителя.

Поставщик № 1 (Москва) — 2, 82 руб. за воздушный шар

Поставщик № 2 (Москва) — 2,42 руб. за воздушный шар

[2]

Поставщик № 3 (Москва) — 3,45 руб. за воздушный шар

Видно, что поставщик прав. Указанная заказчиком цена занижена, потому что поставщики предлагают сопоставимую цену только за шары с единовременной поставкой всей партии, без оформления.

Эта закупка все равно состоялась. Общая цена на все позиции снизилась на 23%. Видимо, победитель будет экономить на других видах шаров.

Что, если заказчик завысил НМЦ?

Такая закупка привлечет большое количества участников, которые снизят установленную цену до среднерыночной. Но при этом на закупку может обратить внимание контролирующий орган. Если заказчик не обоснует цену перед ФАС, ему придется объявить новую закупку с корректной ценой.

Если в результате торгов НМЦ снизилась на 25% и больше

Если НМЦ больше 15 млн. рублей, а участник снизил ее на 25% и ниже, обеспечение контракта будет в 1,5 раза больше, чем предусмотрено контрактом.

Если НМЦ — 15 млн рублей или меньше, а участник закупки предложил цену ниже на 25%, он может предоставить на выбор:

  • Увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта,
  • Сведения, подтверждающие добросовестность участника (например, несколько контрактов, исполненных без штрафов и пеней).

В следующей статье мы подробнее расскажем про антидемпинговые меры в госзакупках и как подтвердить свою добросовестность.

Обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК)

От величины начальной стоимости напрямую зависят ограничения, существующие при выборе процедуры определения исполнителя. Например, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ превышает 500 000 рублей, заказчик не имеет права проводить запрос котировок.

Также цена оказывает влияние на сроки при проведении процедуры. Например, для электронных аукционов с начальной стоимостью более 3 млн рублей срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС, а при стоимости менее 3 млн рублей — не менее 7 дней.

С 01.07.2018 вступила в силу норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Так, при стоимости закупки меньше 3 млн руб. срок принятия решения о допуске к торгам не может превышать 1 рабочий день.

Одновременно с этим с июля НМЦК стала влиять и на обязанность госзаказчиков по установлению обеспечения заявок. Если НМЦК не превышает 1 млн руб., госзаказчик имеет право (но не обязан!) требовать от участника обеспечить предложение (ст. 44). Эти выводы Минфин подтвердил в письме № 24-06-08/70718 от 02.10.2018.

Добавим, что поставщику нужно понимать, что определение предельной стоимости закупки — важный этап участия. Исходя из сведений, предоставленных в плане-графике и документации о закупке, можно сделать выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере.

НМЦК на этапе планирования

Расчет и обоснование НМЦК по 44-ФЗ осуществляет заказчик. Затем он вносит информацию о ценовом ограничении закупки в план-график. Обоснование НМЦК в плане-графике на 2019 год всех заказчиков находится в реестре Единой информационной системы (ЕИС).

Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в документации. Реалии отличаются от планов, поэтому зачастую заказчики корректируют эту информацию и, как следствие, должны изменить калькуляцию.

[1]

Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов, а также фиксирует другую необходимую информацию. Скачать образец формы обоснования НМЦК на 2019 год по 44-ФЗ можно по ссылке ниже.

Читайте так же:  Договор займа с директором ооо

Сметный метод по 44 ФЗ

Внимание!
С 01.07.2019 г. Федеральным законом от 01.05.2019 г. N 71-ФЗ установлено, что проектно-сметный метод определения НМЦК применяется при выполнении работ по сносу объекта капитального строительства.

Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлены конкретные методы, используя которые, заказчики могут обосновывать НМЦК.

Под методом в данном контексте понимается способ расчета НМЦК.

Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусматривает пять методов для расчета НМЦК (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). В помощь заказчикам Правительство РФ разработало дополнительный подзаконный акт, в котором подробно описывает, каким образом можно проводить расчет НМЦК с учетом методов, указанных в ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. Таким документом является Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 г. N 567.

Предлагаем детально разобраться, какие рекомендации предоставляет Минэкономразвития России по вопросу обоснования и расчета НМЦК.

1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Инструкция: обоснование НМЦК проектно-сметным методом

Когда применяется

Чтобы обосновать начальную цену контракта, 44-ФЗ допускает использовать способы:

[3]

  • анализ рынка;
  • расчет на основе утвержденных нормативов;
  • проектно-сметный;
  • обоснование на основе действующих тарифов;
  • затратный.

Все методы обоснования, включая проектно-сметный, используются как по отдельности, так и несколько одновременно. Законодательно не запрещено сочетать составление смет с иными способами обосновать цену контракта. Проектно-сметный метод обоснования НМЦК предполагает разработку проектно-сметной документации, которая должна войти в состав тендерной документации и лечь в основу будущего соглашения с подрядчиком. Проектно-сметная документация представляет собой пакет документов, состоящих из графических, схематических изображений, текстовых описаний и таблиц — смет. Смета содержит не только полный перечень предполагаемых работ и необходимых материалов, но и все затраты, необходимые для реализации проекта, вплоть до затрат на оплату рабочим с учетом условий их труда.

В части 9 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ перечислены случаи, когда применяется проектно-сметный метод обоснования НМЦК. Собрали их в таблице.

Можно Нельзя
Строительные работы, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства Для обоснования цены на технический или авторский надзор Работы по сохранению памятника культуры Текущий ремонт, если этот контракт заключается с единственным поставщиком (ч. 9.1 ст. 22)

Какие документы нужны для обоснования

Обоснование НМЦК проектно-сметным методом предполагает последовательное издание пакета документов, состоящего из:

Порядок разработки документации

Обоснование НМЦК проектно-сметным методом предполагает составление:

  • проектной документации, которая, в соответствии с Постановлением Правительства от 16.02.2008 № 87, состоит из текстовой части (сведения об объекте, описание принятых технических решений, их обоснование, ссылки на нормативные документы) и графической, отображающей принятые решения наглядно;
  • сметной документации — набора локальных смет, посвященных отдельным участкам работ. Каждая смета включает в себя перечень необходимых к проведению работ. О дна строка сметы — это один вид работы, стоимость единицы этой работы, необходимый объем и конечная стоимость.

Сметы составляются на основании сборников территориальных или федеральных единичных расценок. Единичная расценка — стоимость единицы той или иной работы с учетом всех необходимых для ее выполнения затрат и важных условий.

Пример обоснования цены контракта

Рассмотрим пример обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ. В закупке № 0891200000619008536 ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок» обосновал НМЦК с помощью локального сметного расчета и сводного сметного расчета.

Локальный сметный расчет НМЦК содержит четыре раздела и 49 пунктов. Каждый пункт — это либо отдельный вид работ, либо отдельное наименование необходимого технического приспособления. Каждый пункт содержит ссылку на сборник единичных расценок, количество необходимых единиц, стоимость единицы, общую стоимость.

В закупке одна локальная смета, но их и больше, если того требует предмет.

Сводный сметный расчет обобщает стоимости, которые получены при расчете всех локальных смет — в этом случае одной, учитывает непредвиденные расходы и налоги. В итоге сумма, полученная в сводном сметном расчете, и берется в качестве НМЦК.

Избегайте типичных ошибок при обосновании НМЦК

    On 08.09.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Закупки в строительстве, Запрос предложений, НМЦК

Недавно мы рассказали об обзоре основных ошибок в закупках, которые выявляются Казначейством. Многие из них связаны с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта. Сегодня раскроем эту тему более подробно.

Как известно, есть 5 методов обоснования НМЦК (приказ Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567). Этот список не является исчерпывающим — заказчик может применять свой метод, если обоснует такую необходимость. Выбрать метод и использовать его нужно правильно, иначе контролеры из ФК посчитают это нарушением.

Чаще всего при обосновании НМЦК заказчики допускают ошибки трех типов.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Неправильный выбор метода обоснования

Выбор метода напрямую связан с тем, что заказчик собирается закупить. Приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Однако было бы ошибочно применять его, скажем, при закупке коммунальных услуг, ведь для них установлены тарифы.

Перед выбором метода нужно провести тщательный анализ объекта закупки. Если у проверяющих возникнут вопросы к методу обоснования цены, закупку могут отменить.

Иногда заказчики допускают и вовсе глупые ошибки. Так случилось в закупке работ по капитальному ремонту — заказчик попросту не обосновал НМЦК. Между тем для таких закупок существует специальный метод — проектно-сметный.

А вот еще один пример неправильного выбора методы: в закупке по ремонту водопроводных систем цена обоснована рыночным методом. Контролеры, а вслед за ними и суд, установили, что это неверно. Метод анализа рынка не может определить реальную стоимость ремонтных работ. Нужно было применять проектно-сметный метод.

Читайте так же:  Обособленное подразделение ооо

Таблица в конце статьи подскажет, как правильно выбрать метод обоснования НМЦК.

Неверно собраны данные о ценах

Но мало правильно выбрать метод — нужно его верно применить. Для каждого из них установлены свои правила в части сбора информации о цене объекта закупки. Нередко заказчики эти правила нарушают.

Например, метод анализа рынка основывается на получении информации о ценах на идентичные однородные объектов. Минэкономразвития в своих рекомендациях говорит о необходимости запросить цену как минимум у пяти поставщиков таких объектов. Затем данные подвергаются анализу по определенному алгоритму. Если же запросить информацию у меньшего количество поставщиков на конкурентном рынке, это посчитают нарушением.

Запрашивая цены, нужно максимально подробно описать объект закупки. Если упустить какие-то характеристики, проверяющие могут посчитать, что поставщикам предоставлена неполная информация. Следовательно, предложенные ими цены могут быть неактуальными. Такие случаи в практике Казначейства были. Например, в одной закупке заказчик не указал в запросе коммерческого предложения порядок поставки товара, оплаты, формирования цены, а также условия гарантии. В ФК посчитали, что на полученные цены опираться нельзя.

При применении нормативного метода информацию о предельных ценах нужно брать в ЕИС. При применении проектно-сметного метода берется сметная стоимости из проектной документации.

Для запроса цены выбраны ненадежные поставщики

Заказчик не может нести ответственность за то, что поставщик прислал нереальные цены. Но он должен приложить все усилия, чтобы выбрать авторитетных поставщиков. В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития, они должны обладать опытом по поставке нужного товара. Был случай, когда заказчик этим пренебрег и в итоге рассчитал НМЦК по липовому предложению поставщика, не имеющего отношения к объекту закупки.

У контролеров могут возникнуть претензии, если заказчик формально подойдет к выбору. Поэтому лучше провести хотя бы минимально возможную проверку добросовестности поставщиков. На сайте Налоговой службы есть сервис по предоставлению выписки из реестра юридических лиц, а также множество полезных ссылок для проверки.

Узнайте, является ли поставщик, чье предложение вы рассматриваете, действующей организацией, не находится ли он на стадии ликвидации или в процессе банкротства. Посмотрите по ОКВЭД, действительно ли он занимается заявленной деятельностью. Все это убедит проверяющих, что к выбору поставщиков вы подошли серьезно.

Тарифный метод определения НМЦК по 44-ФЗ

Обоснование тарифного метода определения НМЦК

Тарифный метод определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК) применяется, когда стоимость оказания услуг подлежит государственному регулированию. Это услуги по:

  • водоснабжению и водоотведению (ч. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ);
  • теплоснабжению (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ);
  • газоснабжению (за исключением реализации сжиженного газа);
  • электроэнергетики (п. п. 3, 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ);
  • общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637
  • подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Точную информацию о регулируемых тарифах можно найти на сайте Федеральной Антимонопольной Службы.

Органы местного самоуправления осуществляют регулирование тарифов на продукцию (услуги) предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.

Таким образом, для обоснования требуется показать, что ваш случай попадает под это определение. Обращаем внимание, что, в соответствии с Приказом № 567 «Об утверждении методических рекомендации», тарифный метод обоснования НМЦК не рекомендуется применять, если цены на товары, работы или услуги выше законодательно установленных.

Применение способа

Тарифный метод расчета НМЦК сводится к простой формуле:

НМЦК (по тарифу) = V х T, где

  • V — количество (объем) закупаемого товара, работы или услуги;
  • T — тариф, установленный в рамках государственного регулирования тарифов или установленный муниципальным правовым актом.

Обоснование НМЦК тарифным методом, образец

Рассмотрим применение способа на примере открытого конкурса, где заказчиком выступает муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № Х» . Предмет договора — «поставка тепловой энергии в горячей воде». На момент расчета тариф за 1 Гкал (без учета НДС) — 2 880,79 руб. Учреждение планирует закупить 731,9 Гкал.

Сумма муниципального договора в этом случае составит: 731,9 Гкал х 2 880,79 руб. = 2 487 971,24 рублей.

Обратите внимание, что такой контракт заключается на период действия цены за единицу товара. После изменений понадобится организовать новую закупку.

К слову, непосредственно необходимый объем тепловой энергии определяется в соответствии с Методикой, установленной Приказом от 17 марта 2014 г. N 99/пр.

Особенности использования

Прежде всего, при определении НМЦК тарифным методом в документации необходимо дать ссылку на нормативный акт, который использовался при расчете.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, существуют устоявшиеся особенности применения данного способа. Исходя из анализа официального сайта Единой информационной системы (ЕИС), стоит отметить, что тарифный метод используется чаще при осуществлении закупки у единственного поставщика, чем при проведении закупок другими способами.

Источники


  1. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  3. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
  4. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
  5. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.
Сметный метод по 44 фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here