Система обеспечения пожарной безопасности

Описание страницы: система обеспечения пожарной безопасности - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее — подтверждение соответствия);

См. Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденный приказом МЧС России от 7 июня 2016 г. N 312

См. Административный регламент МЧС России по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденный приказом МЧС России от 24 августа 2015 г. N 473

См. Административный регламент МЧС России по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденный приказом МЧС России от 28 мая 2012 г. N 291

абзац четырнадцатый утратил силу с 1 января 2005 г.;

Информация об изменениях:

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

учет пожаров и их последствий;

организация и осуществление профилактики пожаров.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

>
Пожарная охрана (ст.ст. 4 — 15)
Содержание
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

1. Статья 3 комментируемого Закона дает характеристику и раскрывает содержание системы обеспечения пожарной безопасности. Из содержащегося в статье определения следует, что она представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности — это все материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров (от самолетов, имеющих возможность выбрасывать тонны воды до ведра с песком, багра и топора на щите противопожарных средств, а также личный состав формирований, предназначенных для предотвращения и ликвидации пожаров, системы сигнализации, предупреждения и оповещения, диспетчерские службы и многое другое).

Мерами правового характера являются все правовые акты, издаваемые по данному вопросу. Представляется, что к их числу могут быть отнесены не только акты, обладающие признаками нормативности, но и ненормативные правовые акты. К числу первых можно отнести как комментируемый Закон и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, нормативно-правовые акты Правительства РФ, министерств и ведомств, законы субъектов РФ, подзаконные нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, так и локальные нормативно-правовые акты — правила пожарной безопасности на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях, инструкции по действиям в случае пожара, и т.д. К числу вторых можно отнести все правовые акты, не обладающие признаками нормативности, от назначений на должности руководителей тех или иных подразделений, задействованных в обеспечении пожарной безопасности, до принятия актов, ограничивающих в период повышенной пожарной опасности пользование лесами, разведение огня и т.п.

Меры организационного характера самым непосредственным образом соотносятся с мерами правового характера, поскольку все какие-либо организационные решения и мероприятия реализуются путем правового регулирования, издания правовых актов. Таким образом, их можно соотнести как предмет и метод, то есть необходимость в применении организационных мер порождает правовые меры как средство их реализации, а принятые правовые меры, в свою очередь, требуют проведения определенных организационных мероприятий. К мерам организационного характера следует отнести изменение системы надзора и контроля за состоянием соблюдения законодательства о пожарной безопасности, методах проведения проверок и контроля за устранением выявленных нарушений.

Мерами экономического характера является выделение денежных и иных средств для закупки необходимого оборудования, средств и систем, начиная от модернизации объектов жилого комплекса, промышленности и инфраструктуры, служащей для предотвращения пожаров — например, облицовка стен негорючими материалами, расположение объектов на территории промышленного предприятия на безопасном в пожарном отношении расстоянии, выделение денежных средств на изменение структуры, численности и организации деятельности сил и средств, занятых обеспечением пожарной безопасности, приобретение огнетушителей, установки противопожарных дверей и т.д. Меры экономического характера следует понимать как в широком, так и в узко-предметном смысле.

Мерами социального характера служит, например, пропаганда соблюдения правил пожарной безопасности, трансляция так называемой социальной рекламы по телевидению, проведение специальных уроков в школах, то есть принятие мер, направленных на изменение отношения граждан к вопросам пожарной безопасности, разъяснения значимости этого вопроса, разъяснения методики действий в тех или иных ситуациях для предотвращения и ликвидации пожаров, принятия мер к спасению людей.

Читайте так же:  Ожидаемый срок в справке о валютных операциях

Мерами научно-технического характера следует считать разработку и конструирование передовых материалов, средств и систем, предназначенных на предотвращение и ликвидацию пожаров, уменьшение ущерба от них. Это и новые стойкие к возгоранию красящие средства, строительные материалы, защитные средства, и системы сигнализации и автоматического пожаротушения, и средства пожаротушения — огнетушители, химические смеси и т.д., и техника для борьбы с пожарами, и средства для спасения людей, животных и имущества.

2. Согласно ст. 3 комментируемого Закона, основными элементами обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности. Следует отметить, что такими органами и организациями являются не только те из них, что непосредственно занимаются борьбой с пожарами — пожарные части, добровольные пожарные дружины в муниципальных образованиях, но и те, что причастны к определению и формированию политики в сфере пожарной безопасности.

3. В ст. 3 комментируемого Закона перечислены также основные функции системы обеспечения пожарной безопасности.

Во-первых, это нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности. Это понятно и очевидно, поскольку для того, чтобы что-то сделать и реализовать какие-либо планы и замыслы, необходима система управления и система действий, которую и организуют нормативно-правовые акты как средство.

Во-вторых, это создание пожарной охраны и организация ее деятельности. Это понятно, потому что пожарная охрана непосредственно борется с огнем и от успешности, организации и материального обеспечения ее функционирования зависит успех в спасении жизни и здоровья людей при возгорании.

В-третьих, это разработка и осуществление мер пожарной безопасности. Данная функция направлена в первую очередь на предотвращение пожаров, поскольку указанные правила представляют собой свод рекомендаций и требований, обеспечивающих не наступление случая возгорания. Так, в соответствии с ч. 2 п. 4 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ N 313 от 18 июня 2003 г., требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам.

В-четвертых, одной из функций системы обеспечения пожарной безопасности является реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности. Данная функция представляется абсолютно оправданной, поскольку одного лишь наличия нормативных правил и требований, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, недостаточно для того, чтобы такая безопасность наступила. Необходимо, чтобы эти акты функционировали, исполнялись, для чего, с одной стороны, необходимо предоставить соответствующим лицам права, дающие возможность для исполнения нормативов, а с другой, закрепить обязанность их исполнения за соответствующими структурами и людьми, и ответственность за их неисполнение.

В-пятых, функцией системы является также проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Это важно для предотвращения пожаров, поскольку его, как известно, легче предотвратить, чем потушить. При надлежащем осуществлении указанных мер можно добиться снижения количества пожаров, что соответственно уменьшит их жертвы, расходы на ликвидацию и т.д.

В-шестых, функцией системы является содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности. Приведенные действия особенно важны для сельской местности, поскольку пожарные части и депо МЧС РФ, естественно, имеются не в каждом селе, и время их прибытия в некоторые населенные пункты может исчисляться десятками минут, а то и часами. Это, в свою очередь, в худшую сторону отражается на эффективности борьбы с огнем, в немалой степени и потому, удастся ли пожарным застать пожар на ранней стадии, или им предстоит борьба с пламенем, полностью охватившим строение. Необходимо учитывать и тот факт, что в ряде населенных пунктов может отсутствовать возможность оперативной дозаправки пожарных машин водой. В этих обстоятельствах как никогда важна оперативность начала борьбы с огнем, что в некоторых населенных пунктах возможно лишь силами добровольных пожарных и добровольных пожарных формирований муниципальных образований.

В-седьмых, функцией системы обеспечения пожарной безопасности является научно-техническое обеспечение пожарной безопасности. Об этом уже говорилось в комментарии к ст. 3 Закона, необходимо лишь добавить, что такое обеспечение очень важно, поскольку применение передовых решений науки и техники способно изменить в положительную сторону эффективность предотвращения и ликвидации пожаров, уменьшения ущерба от них.

В-восьмых, такой функцией является информационное обеспечение в области пожарной безопасности. Эта функция предназначена для доведения до широкого круга лиц требований пожарной безопасности, пропаганды пожарной безопасности.

В-девятых, такой функцией является осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности. Это необходимо для обеспечения исполнения требований нормативных документов, выявления нарушений и принятия мер к устранению недостатков.

К числу функций системы организации пожарной безопасности законодатель также относит производство пожарно-технической продукции, то есть специальной технической, научно-технической и интеллектуальной продукции, предназначенной для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарной техники и оборудования, пожарного снаряжения, огнетушащих и огнезащитных веществ, средств специальной связи и управления, программ для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иных средств предупреждения и тушения пожаров.

Еще одной функцией является лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности. Указанная работа проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, подробно этот вопрос будет рассматриваться при комментировании ст. 33 Закона.

Другой функцией системы обеспечения пожарной безопасности является тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. Ее значение очевидно: это именно та самая опасная для жизни борьба «на переднем крае», в ходе которой непосредственно спасаются чьи-то жизни и здоровье, сохраняется имущество.

В числе функций системы обеспечения пожарной безопасности упоминается учет пожаров и их последствий. Подробнее об этом говорится в ст. 27 комментируемого Закона. Данный учет осуществляет Государственная противопожарная служба. Учет важен для того, чтобы определить эффективность проводимой работы, иметь возможность ее скорректировать, осознать и проанализировать масштабность явлений. Вообще учет — это первичная мера, исходя из показателей результатов которой строится вся дальнейшая деятельность.

Читайте так же:  Военная ипотека узнать накопления

Наконец, последней функцией, которая упоминается в ст. 3 комментируемого Закона, является установление особого противопожарного режима. Подробно речь о нем пойдет при комментировании положений ст. 30 Закона. Если говорить кратко, то его суть сводится к установлению в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях дополнительных требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.

Функции системы пожарной безопасности

Федеральный закон № 69 «О пожарной безопасности» — определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
  • реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
  • тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима;
  • организация и осуществление профилактики пожаров.

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

1. Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики.

2. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

1) нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

2) создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

3) разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

4) реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

5) проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

6) содействие деятельности добровольных пожарных;

7) привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

8) информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

9) осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

10) выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

[3]

11) производство пожарно-технической продукции;

Информация об изменениях:

13) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

14) учет пожаров и их последствий;

15) установление особого противопожарного режима.

О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности см. постановление Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 373

>
Пожарная охрана (ст.ст. 4-13)
Содержание
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 9 августа 2003 г. N 73-РЗ «О пожарной безопасности» (принят Советом Республики.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Система обеспечения пожарной безопасности

Федеральным законом от 22 февраля 2008 г. № 123-ФЗ предписана необходимость оценки уровня защиты каждого объекта капитального строительства и территории. В дополнение к закону принят ряд нормативных правовых актов, состоящих из правил содержания зданий и помещений. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются мероприятия по предотвращению возгораний, по локализации и тушению огня, а также документальное и техническое обеспечение, теоретическая и практическая подготовка персонала.

СОПБ, ее основные элементы

Целью создания СОПБ объекта является создание условий, при которых обеспечивается поддержание специального режима, направленного на:

  1. Предотвращение воспламенения на объектах защиты и прилегающей к ним территории. Достигается с помощью поддержания помещений в чистоте и порядке, использованием исправного оборудования и соблюдением технологии производства, курением и сжиганием отходов только в оборудованных для этого местах.
  2. Обеспечение безопасности людей — владельцев частной недвижимости, персонала и посетителей заведений всех форм собственности. ПБ обеспечивается правильной планировкой и содержанием помещений. Представители государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия на своем уровне обеспечивают возможность эффективной эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера.
  3. Защиту личного и общественного имущества от порчи и уничтожения огнем. Для этой цели объекты оборудуются средствами обнаружения и тушения пламени, возводятся защитные двери, барьеры и перегородки. Оборудуются пути выхода из аварийных помещений.
Читайте так же:  Приказ на обучение

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:

  1. Совокупность технических средств и режимных мероприятий, сводящих к минимуму вероятность возгораний. Учитывается потенциальная опасность нанесения ущерба третьим лицам.
  2. Комплекс мер по противопожарной защите. Под такими мерами понимается совместное использование технических средств и навыки, полученные при обучении персонала действиям в экстремальных условиях.
  3. Организационные мероприятия. Представляют собой плановые и внеплановые инструктажи, занятия, прохождение курсов по ПТМ, организацию тренировок и учений.

Ответственность за состояние ПБ в организации возлагается на ее руководителя и инженера по ТБ.

Пожарная охрана

ПО относится к сфере деятельности, носящей профилактический и предупредительный характер. ОПБ закладываются на этапе проектирования объекта капитального строительства или отнесения участка местности к режимной категории.

Объект можно считать защищенным от пожара при выполнении таких условий:

  1. Выполнены все требования технического регламента, строительных и санитарных правил. Риск возгорания не превышает предельно допустимых показателей, установленных законодательными актами.
  2. Соблюдены правила обустройства объекта средствами обнаружения и тушения огня, в том числе первичными приспособлениями.
  3. Разработана служебная документация. Описан порядок действий, доведены до персонала правила ПБ и порядок действий при возгорании.
  4. Оценены риски, проведены расчеты, оформлена и подана в органы ГПН пожарная декларация.

Охрана объектов недвижимости осуществляется такими способами:

  • электронными и механическими датчиками с выводом шлейфа на пульт индикации;
  • визуально с использованием видеокамер, изображение которых проецируется на экран оператора;
  • системами автоматического тушения пламени и удаления дыма;
  • обходом или патрулированием на транспортном средстве.

Лучшие результаты достигаются при комплексном использовании сил и средств.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба входит в состав основных элементов безопасности объектов и режимных территорий. Созданная на базе МЧС структура осуществляет деятельность, направленную на профилактику возгораний, предотвращение их распространения и сведение к минимуму последствий.

Задачи ГПС заключаются в следующем:

  1. Проверка проектной документации на строительство населенных пунктов, жилых домов, инженерных и административных зданий и сооружений на предмет ее соответствие нормам и правилам ППБ.
  2. Контроль состояния пожарного режима на объектах защиты. Изучение соответствия технического оснащения и документации предприятия нормативно-правовой базе в области ПБ.
  3. Инспектирование коммерческих и государственных организаций, чья деятельность подразумевает скопление большого количества людей или хранение, обработку и транспортировку горючих и взрывоопасных веществ.
  4. Лицензирование компаний, занимающихся изготовлением, установкой и обслуживанием охранно-пожарных систем, датчиков, сигнализации и прочих технических средств обнаружения и локализации пламени.
  5. Расследование несчастных случаев в быту и на производстве, связанных с возгоранием.
  6. Сбор и обобщение деклараций, которые подаются руководителями объектов защиты. Контроль своевременного обновления документов при смене профиля деятельности.

Инспекторы ГПС имеют право выдавать предписания, приостанавливать производство, привлекать виновных к материальной и административной ответственности, передавать дела в суд.

Функциональные особенности СОПБ

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности заключаются в следующем:

  • правовое регулирование аспектов ПБ;
  • создание ПО, организация ее внедрения в производственные процессы;
  • разработка мер ПБ, обеспечивающих в помещениях организации условия безопасного обращения с горючими веществами;
  • создание института ответственности, прав и обязанностей;
  • организация и проведение агитационной деятельности, обучение граждан правилам ПБ;
  • участие в создании нештатных дружин и содействие их деятельности, привлечение к ПО всех слоев населения;
  • научно-техническое, административное и материальное обеспечение ПБ;
  • информационное обеспечение, пропаганда вопросов борьбы с возгораниями;
  • контроль выполнения требований законодательных актов;
  • изготовление, монтаж и обслуживание технической продукции;
  • выдача лицензий, проверка безопасности производственных процессов и готовых товаров и их соответствия ГОСТ и СНиП;
  • тушение возгораний, участие в проведении аварийно-спасательных работ;
  • учет чрезвычайных ситуаций техногенного характера, доведение статистики до заинтересованных инстанций;
  • введение, поддержание и отмена особого режима;
  • проведение профилактической работы.

Разработка нормативно-правовых актов осуществляется в соответствии с постановлениями правительства и ведомственными приказами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Средства обеспечения противопожарной безопасности

Относят к средствам противопожарного оборудования такие приспособления:

  1. Первичные. Они включают щиты, стенды и уголки, гидранты с рукавами, огнетушители (ОП, ОУ, ОХВП, ОХ), коврики и инструменты (багор, топор, лом, лопата), бочки с водой и ящики с песком.
  2. Системы автоматической сигнализации. Состоят из датчиков различного типа, шлейфа и приемного пульта. С высокой точностью передают данные о повышении температуры и наличии дыма. Могут комплектоваться камерами наблюдения.
  3. Системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией. Являются важнейшей частью СОПБ, так как обеспечивают передачу световых и звуковых сигналов, голосовых сообщений о месте возгорания, включение аварийного освещения и резервной связи. Подается информация о правилах поведения и маршрутах следования к безопасным местам.
  4. Автоматические комплексы тушения пламени. Представляют собой совокупность устройств, приходящих в действие самостоятельно при обнаружении огня и дыма. Воздействие на очаги возгорания осуществляется путем подачи в помещение воды, порошка, пены, пара, углекислого газа, аэрозолей.

В больших и потенциально опасных объектах устанавливается мощная вентиляция, обеспечивающая удаление дыма из помещений, где могут находиться люди.

Требования к системам пожарной безопасности

Согласно действующему законодательству, система обеспечения пожарной безопасности в РФ должна отвечать таким требованиям:

  • автономность, сохранение работоспособности при отключении электричества;
  • устойчивость к перепадам температуры, влажности и вибрации;
  • прочность, достаточная для обеспечения функционирования после транспортировки и монтажа;
  • объем заправки, позволяющий локализовать огонь;
  • защищенность коммуникаций и приборов от воздействия высокой температуры, влаги и огня.

Установка оборудования должна производиться специалистами в соответствии с согласованным с МЧС проектом.

1.1.2 Система предотвращения пожаров и противопожарной защиты

ФЗ 123. Статья 5. Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты

1. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

2. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Читайте так же:  Приказ о составе комиссии

3. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

4. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Система предотвращения пожара — комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты.

Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Состав и функциональные характеристики систем предотвращения пожаров на объекте защиты устанавливаются Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Система предотвращения пожара должна разрабатываться по каждому конкретному объекту из расчета, что нормативная вероятность возникновения пожара принимается равной не более 10 в минус шестой в год в расчете на каждый пожароопасный узел.

Система предотвращения пожаров заключается прежде всего в исключении возможности образования горючей среды или попадания туда источников зажигания. Эти задачи решаются как на стадии проектирования, так и на стадии эксплуатации.

Для предотвращения образования горючей среды применяются следующие методы:

— поддержание безопасной концентрации газов, пара или пыли в воздухе, не превышающей нижнего уровня воспламенения;

— герметичность оборудования и изоляция горючей среды;

— замена горючих материалов негорючими;

— правильность размещения горючих веществ и т.д.

Предотвращение возникновения в горючей среде источников зажигания достигается следующими методами:

— соответствующая эксплуатация оборудования;

— применение безопасного электрооборудования;

— регламентация максимального нагрева поверхностей, горючих средств;

— применение неискрящего инструмента;

— устранение контакта с воздухом и др.

Под системой противопожарной защиты — комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).

Пожарная защита производственных объектов обеспечивается: правильной оценкой пожарной опасности и огнестойкости объекта, организацией безопасной эвакуации людей, применением средств пожарной сигнализации и пожаротушения, организацией пожарной охраны объекта.

Оценка пожарной опасности включает в себя анализ характера горючих веществ, степень взрывоопасности, наличие открытого огня.

Быстрое обнаружение пожара и немедленное сообщение об этом пожарной команде является одним из важных условий успешной его ликвидации. Для сообщения о пожаре на предприятиях служит специальная пожарная сигнализация. Для сигнализации используется также телефонная связь.

Пожар, т.е. процесс горения, можно предотвратить путем прекращения доступа воздуха к горящему предмету, удалением горящего вещества из зоны горения или снижение температуры. В средствах тушения пожаров обычно используют эти методы совместно.

Наиболее распространенным средством тушения пожаров является вода. Однако есть случаи, когда вода непригодна:

— когда вода может вступить в химические реакции;

— когда горят жидкости с меньшей удельной плотностью чем у воды и не смешивающиеся с ней (бензин, масло и др.);

— при возможности поражения электротоком;

— если ущерб от воды больше, чем от огня.

Вместо воды используются песок, химические огнетушители, действующие пеной, сухим химическим порошком, углекислотой.

Оборудование, применяемое при пожаротушении, весьма разнообразно. Самый простой перечень инструментов (ручной инвентарь) для ликвидации пожара представлен на пожарных щитах: ведро, лопата, багор, огнетушитель и т.д.

Система обеспечения пожарной безопасности. Роль основных компонентов

В соответствии с Федеральным законом “О пожарной безопасности” Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

— нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

— создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

— разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

— реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

— проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

— содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

— научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

— информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

— осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

— производство пожарно-технической продукции;

[1]

— выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

— лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области ПБ;

— тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

— учет пожаров и их последствий;

— установление особого противопожарного режима.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя: систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система предотвращения пожара – это комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного указанным выше Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности и причинения вреда в результате пожара.

Исключение условий возникновения пожаров достигается недопущением на объекте защиты условий образования горючей среды и (или) условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

[2]

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Система противопожарной защиты должна обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Читайте так же:  Изменения в учредительных документах

Исходя из этого, системы обнаружения пожара (системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Наряду с этим здания и сооружения должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения. Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения или строения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала и проживающих (обеспечиваемых). Кроме этого, здания и сооружения должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения в случаях, когда ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна, а также в случаях, когда обслуживающий персонал находится в зданиях и сооружениях не круглосуточно.

Проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения о пожаре, первичных средств пожаротушения, а также работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций зданий и сооружений) подлежит обязательному лицензированию со стороны органов МЧС России.

В соответствии с действующим законодательством ответственность за обеспечение пожарной безопасности учреждения несет персонально его руководитель.

2. Основные нормативные документы в области противопожарной защиты. Наименование, область применения, краткое содержание – о чем говорится в документе, на что он направлен.

1) ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями и т.д.

2) ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях ПБ»

Устанавливает общие требования ПБ к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Основные СП:

3) СП 1.13130.2009 — ЭВАКУАЦИОННЫЕ ПУТИ И ВЫХОДЫ

Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам зданий, сооружений и строений (далее — здания).

4) СП 3.13130.2009 — СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ

Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее — здания).

5) СП 5.13130.2009 — УСТАНОВКИ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИЕ

Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91,103, 104, 111—116 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.

Настоящий свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями.

6) СП 6.13130.2009 — ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Настоящий свод правил применяется при проектировании и монтаже электрооборудования систем противопожарной защиты вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений

7) СП 7.13130.2009 — ОТОПЛЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ

Настоящий свод правил применяется при проектировании и монтаже систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, противодымной вентиляции вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений.

8) СП 10.13130.2009 — ВНУТРЕННИЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ВОДОПРОВОД

1.1 Настоящий свод правил является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам внутреннего противопожарного водопровода.

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектируемые и реконструируемые системы внутреннего противопожарного водопровода.

Национальные стандарты:

9) ГОСТ Р 53325-2009 – ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ

Требования данного стандарта распространяются на технические средства пожарной и охранно-пожарной автоматики, применяемые на территории России, и определяют общие технические требования, предъявляемые к данным средствам, и методы их испытаний. Требования стандарта к техническим средствам охранно-пожарной автоматики распространяются на функции пожарной автоматики.

10) ГОСТ Р 53315-2009 – КАБЕЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Настоящий стандарт распространяется на кабельные изделия, к которым предъявляются требования по пожарной безопасности, предназначенные для прокладки в зданиях и сооружениях, и устанавливает классификацию, требования пожарной безопасности, преимущественные области применения.

Стандарт не распространяется на кабельные изделия, предназначенные для прокладки в земле и воде, а также на маслонаполненные кабели, обмоточные и неизолированные провода.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.

  2. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.

  3. Перов, С.И. Основы судебно-бухгалтерской экспертизы / С.И. Перов. — М.: Ярославль: Нюанс, 2015. — 662 c.
  4. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.
  5. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.
Система обеспечения пожарной безопасности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here