Штраф за отсутствие бухгалтерского учета ооо

Описание страницы: штраф за отсутствие бухгалтерского учета ооо - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Штраф за отсутствие бухгалтерского учета ООО

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

[3]

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какая ответственность предусмотрена за неотражение организацией доходов, полученных посредством исполнения обязательства третьим лицом, в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения?

В силу пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Обязанность налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — Книга учета), установлена ст. 346.24 НК РФ. Форма и порядок (далее — Порядок) ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.

Организация, применяющая УСН, отражает в Книге учета все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом. Причем налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога (п. 1.1, п. 1.2 Порядка).

Как определено п. 2.4 Порядка, в графе 4 раздела I «Доходы и расходы» Книги учета отражаются доходы, учитываемые при определении налоговой базы согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ. При этом указывается, что порядок признания и учета доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, установлен п.п. 1, 3 и 5 ст. 346.17, п.п. 1-5, 8 ст. 346.18, п. 1 ст. 346.25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов у лиц, применяющих УСН, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод) (смотрите также письмо Минфина России от 07.10.2013 N 03-11-11/41441).

Таким образом, каждый получаемый налогоплательщиком доход, признаваемый таковым в соответствии с нормами главы 26.2 НК РФ, должен быть отражен в Книге учета на дату погашения задолженности налогоплательщику как в денежной форме, так и в натуральной форме или иным способом, например, посредством исполнения обязательства третьим лицом или зачетом встречных однородных требований (ст.ст. 313, 407, 408, 410 ГК РФ).

Согласно п. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей (п. 1 ст. 120 НК РФ). Если же указанные деяния повлекли занижение налоговой базы, то с организации может быть взыскан штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ).

При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Из буквального прочтения приведенной нормы можно предположить, что разовое неотражение дохода в Книге учета не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов, ответственность за которое установлено ст. 120 НК РФ.

Вместе с тем в рассматриваемой ситуации следует учитывать, повлекло ли неотражение дохода в Книге учета какие-либо иные налоговые последствия.

Так, если доход не был учтен при определении размера налоговой базы по УСН, что повлекло неуплату или неполную уплату налога, то с организации может быть взыскан штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Кроме того, в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 000 000 рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

То есть с начала того квартала, в котором было допущено превышение предельной величины доходов для целей применения УСН, организация обязана исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций, НДС и налог на имущество организаций (п. 2 ст. 44, п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Если организацией не был своевременно учтен доход, влияющий на величину предельного размера дохода, ограничивающего право налогоплательщика на применение УСН, вследствие чего организация не выполняла обязанности налогоплательщика по иным налогам, то к ней могут быть применены следующие санкции, предусмотренные нормами НК РФ:

Статья 119 НК РФ. Непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Статья 120 НК РФ. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30 000 рублей. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Статья 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога.

Читайте так же:  Незаконное использование товарного знака

Причем приведенные санкции могут быть применены в отношении каждого из налогов (налога на прибыль, налога на имущество, НДС), плательщиком которых признается организация после утраты права на применение УСН, и взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п. 5 ст. 114 НК РФ).

При этом на основании п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налогов и пени.

Кроме того, привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

В частности, нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

— Энциклопедия решений. Соотношение ответственности по ст. 120 и ст. 122 НК РФ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

6 ноября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Штраф за неведение или неправильное ведение бухгалтерского учета

Единые правовые и методологические основы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации описывает Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

Он распространяется абсолютно на все организации, которые располагаются на территории Российской Федерации. Сюда же входят филиалы и представительства различных иностранных организаций, если другое не было предусмотрено международными договорами страны.

Штрафные санкции за несоблюдение закона

Согласно проекту закона, действующий Уголовный кодекс предлагают дополнить статьей, по которой, неисполнение лицом обязанностей по ведению бухучета, повлекшее за собой неуплату налогов в крупном размере, будут предусматривать штраф за неведение бухгалтерского учета или лишением права занимать высокие должности и заниматься определенной деятельностью.

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое неисполнение обязанностей по ведению бухгалтерского учета, а также его представлению влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 5000 — 10000 руб.

[1]

Важно также упомянуть, что под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;

регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Ведение бухгалтерской отчетности

Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.3 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

“бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации”.

Действующий федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает следующий состав отчетности для бухгалтерского отчета:

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Ответственность за бухгалтерскую отчетность

Ответственность за ведение бухгалтерской отчетности несет экономический субъект, который должен организовать и проводить внутренний контроль за совершаемыми фактами хозяйственной жизни. Этот экономический субъект, свою бухгалтерскую отчетность должен предоставлять для обязательного аудита, чтобы организовать и проводить внутренний контроль за ведением бухгалтерского учета, а также составлением бухгалтерской отчетности.

Именно поэтому, в случае неверно составленных отчетов, либо при их полном отсутствии штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета предусматривается на экономического субъекта!

Для верного оформления документов можно воспользоваться помощью специалиста, который имеет довольно большой опыт работы в данной отрасли!

Президент России подписал закон об увеличении штрафов за нарушение правил ведения бухгалтерского учета

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», позволяющий увеличить наказание за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учёта. Согласно документу, санкции за правонарушения, предусмотренные статьей 15.11 КоАП РФ, вырастут сразу в два-три раза – с 2-3 тысяч рублей до 5-10 тысяч рублей. Кроме того, у налоговиков появится возможность наказывать за повторное совершение административного правонарушения. В этом случае должностных лиц могут оштрафовать на 10 — 20 тысяч рублей либо дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

В документе также уточняется понятие «грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету». Под ним предлагается понимать:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
  • Еще одно новшество – увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете (статья 4.5 КоАП РФ). Сейчас он составляет не более трех месяца, а после принятия поправок будет достигать двух лет. В пояснительной записке указано, что это связано с периодичностью проведения контрольных мероприятий (один раз в два-три года).

    Читайте так же:  Не удержан ндфл, что делать

    Ко второму чтению в законопроект, разработанный Минфином России, были внесены и уточнения, касающиеся случаев, при которых должностные лица освобождаются от ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 15.11 КоАП РФ. К ним, в частности, относятся:

    • представление уточненной налоговой декларации и полная уплата налога и пеней;
    • исправление ошибки, включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности, до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    • Как ранее отмечали чиновники, увеличение штрафов — вынужденная мера. Существующие санкции, установленные в 2012 году, по мнению Минфина, «не являются эффективными, соразмерными и оказывающими сдерживающее воздействие в предотвращении грубого нарушения установленных законодательством требований к бухгалтерскому учету и не обеспечивают должную защиту прав и законных интересов граждан, организаций и государства на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики».

      В ведомстве также уверяли, что ужесточение наказания не позволит предпринимателям скрывать реальное финансовое положение организаций, снизит количество случаев ведения «двойной бухгалтерии» и в то же время не увеличит давление на должностных лиц компаний.

      Эксперты с таким мнением не согласны .

      Непосредственно для бухгалтеров поправки тоже не обещают ничего хорошего, о чем ранее Петербургскому правовому порталу заявляли эксперты.

      Так что сомнений не остается: увеличение штрафов – это ужесточение требований к предпринимателям и создание новых барьеров для ведения бизнеса. Но для финансистов из правительства, похоже, на данный момент важнее борьба с махинациями и схемами обмана, нежели поддержка предпринимательства.

      Ответственность организации за неприменение отдельных ПБУ

      ЗАО не создает резервы по отпускам, по сомнительным долгам и не применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Какая ответственность лежит на ЗАО в случае, если организация должна применять ПБУ, но не применяет его?

      Порядок отражения оценочных обязательств в бухгалтерском учете и отчетности организаций регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (далее — ПБУ 8/2010). ПБУ 8/2010 применяется начиная с бухгалтерской отчетности 2011 года.

      В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н) (далее — Положение) (в редакции приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н) организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

      К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся в том числе федеральные стандарты, которые устанавливают, в частности, определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 21 Закона N 402-ФЗ федеральные стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

      До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов в соответствии с частью 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации (смотрите также решение Верховного Суда РФ от 08.07.2016 N АКПИ16-443).

      Частью 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ определено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами (ч. 3 той же статьи).

      Согласно ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных этим федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком РФ до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

      Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), если иное не установлено Законом N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

      Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (ч. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

      [2]

      Отказ от создания резервов и неприменение ПБУ 18/02 можно признать грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

      Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрено, что грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.

      Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимаются, в частности:

      — занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

      — искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;

      — отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

      Так, например, отсутствие документов, подтверждающих правомерность отсутствия резерва по сомнительным долгам и отсутствие резерва на оплату отпусков (ПБУ 8/2010), может являться основанием для привлечения должностного лица, ответственного за организацию и ведение бухгалтерского учета, к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.

      А неприменение организацией ПБУ 18/02 может привести к искажению сумм начисленных налогов и (или) любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности на 10% и более.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      Рекомендуем Вам, в частности, ознакомиться с постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 N Ф02-1683/13 по делу N А33-18807/2011, в котором указано, что в случае если организацией, имеющей сомнительную дебиторскую задолженность, не создается соответствующий резерв в бухгалтерском учете, то представляемая ею бухгалтерская отчетность не является достоверной.

      В соответствии со ст. 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения.
      Также обращаем Ваше внимание на то, что введено наказание за повторное совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП.

      Повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 части 1 ст. 4.3 КоАП). Это период со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП).

      За повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету налагается административный штраф от 10 000 до 20 000 рублей или происходит дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

      Читайте так же:  Наследство квартиры после смерти

      Отметим, что должностные лица освобождаются от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ, в случае представления пересмотренной бухгалтерской отчетности до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (п. 2 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ).

      Кроме того, ст. 120 НК РФ предусматривает взыскание штрафа за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимаются отсутствие первичных документов либо отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

      Обращаем внимание, что приведенный выше перечень является закрытым и не содержит такого основания для штрафа, как неприменение положений по бухгалтерскому учету.

      Если же как следствие этого факта рассматривать несвоевременное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, считаем, что такое обстоятельство не приводит к искажению учета доходов и расходов в целях налогового учета, и, соответственно, ст. 120 НК РФ, по нашему мнению, в данном случае не применяется (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2006 N Ф04-3764/2006(23682-А67-40), ФАС Северо-Западного округа от 28.06.2005 N А56-35334/04). В постановлении ФАС Московского округа от 12.11.2002 N КА-А41/7510-02 суд исходил из того, что нарушение правил бухгалтерского учета само по себе не является основанием для применения ст. 120 НК РФ. В отличие от бухгалтерского законодательства, налоговое законодательство устанавливает ответственность за такие правонарушения, общественная опасность последствий которых выражается в создании условий для неисполнения или в неисполнении налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов.

      В то же время мы не исключаем, что при проведении налоговой проверки организация за нарушение правил бухгалтерского учета в связи с неначислением резерва по сомнительным долгам, резерва на оплату отпусков (ПБУ 8/2010) и неприменение ПБУ 18/02, что, в свою очередь, приводит к отсутствию регистров бухгалтерского учета, может быть привлечена к налоговой ответственности в размере от 10 000 руб. до 30 000 руб. (ст. 120 НК РФ).

      Ответ подготовил:
      Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      аудитор Пивоварова Марина

      Контроль качества ответа:
      Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      Королева Елена

      1 февраля 2017 г.

      Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

      Ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета

      Обозначим ответственных

      Прежде чем определить размеры штрафных санкций и перечислить причины взысканий, необходимо разобраться, кого и за что могут наказать контролеры.

      Пояснения к применению ответственности

      В первую очередь за нарушения в части ведения бухгалтерского и налогового учета могут наказать саму организацию. То есть штраф или арест счетов будет применен не к руководству или ответственным работникам, а непосредственно к юридическому лицу.

      Напомним, что предприниматели не могут быть наказаны за ошибки в бухучете. Так как ИП освобождены от обязательств вести бухучет.

      Помимо штрафа на юридическое лицо, контролеры вправе применить санкции и к должностным лицам: к руководству компании, которое непосредственно несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета.

      В вопросе о должностных лицах без путаницы не обойтись. Кого за что наказывать? Конечно, если в фирме нет главбуха, то нет причин для споров. Единственное должностное лицо, которое оштрафуют, — это директор. Но что, если в компании имеется главбух? Как тогда распределить штрафные санкции?

      По сути, руководитель несет ответственность за организацию бухучета на предприятии. Директор назначает главного бухгалтера на должность, определяет ему круг обязанностей, при необходимости нанимает дополнительных работников в бухгалтерский отдел.

      А сам главбух уже ответственен за ведение учета: главный бухгалтер отвечает за составление учетной политики, полноту и своевременность регистрации бухгалтерских операций, правильность и достоверность составления отчетности.

      В зависимости от категории проступка, санкции будут применяться к конкретному должностному лицу. Но важную роль играет документальное оформление обязанностей и полномочий.

      Нарушения организации в бухучете

      В отношении юридического лица обозначено сразу несколько видов проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:

      Нарушения должностных лиц

      С категориями проступков, за которые накажут компанию, разобрались. Теперь обозначим правонарушения, за которые предусмотрены штрафные санкции в отношении должностных лиц.

      Все наказания можно разделить на три категории:

      • грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета — рассмотрим отдельно;
      • нарушение сроков сдачи или непредоставление бухотчетности в ИФНС;
      • непредоставление или несвоевременное предоставление бухотчетности в Росстат.

      За несданный бухгалтерский баланс и приложения к нему ответственного работника, например главного бухгалтера, вправе оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей. Причем норматив применения санкций разный, несмотря на одинаковый размер штрафа. За несданный баланс в ИФНС применяют нормы ст. 15.6 КоАП РФ . В Росстат — статья 19.7 КоАП РФ . Причем наложение штрафных санкций не освобождает ответственного работника от обязанности сдать бухгалтерскую отчетность.

      Контролеры, прежде чем взыскать ответственность за нарушение ведения бухгалтерского учета с должностного лица, запросят копии документов. Например, ИФНС требует прислать копию паспорта ответственного работника, а также приложить копию приказа о назначении на должность и должностные инструкции.

      Грубые нарушения в бухучете

      Ошибиться в работе не может только тот, кто не работает. В деятельности остальных ошибки и недочеты — дело распространенное. Но ведь за грубые ошибки могут серьезно наказать. Так что считается грубым нарушением правил учета?

      Исчерпывающий перечень наказуемых деяний закрепляет статья 15.11 КоАП РФ . Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету — это:

      • занижение сумм налогов, взносов и сборов на 10% и более, допущенных вследствие искажения показателей бухгалтерского учета;
      • искажение бухгалтерской отчетности (нарушение определяется для денежных показателей, значение которых отклоняется от факта на 10% и более);
      • регистрация в учете мнимой или несуществующей операции или объекта;
      • ведение счетов бухгалтерского учета вне установленных учетных журналов и регистров;
      • подготовка и составление бухотчетности на основе данных, не подтвержденных регистрами и журналами бухучета;
      • отсутствие первичной и учетной документации в течение предусмотренных сроков ответственного хранения.

      Обозначенные грубые нарушения приведут к наложению штрафа. Причем размер санкции зависит от того, впервые ли допущен проступок или наказание накладывают повторно. Например, за грубое нарушение бухучета, допущенное впервые, предусмотрено взыскание от 5000 до 10 000 рублей. За повторные проступки накажут посерьезнее — от 10 000 до 20 000 рублей. Либо должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

      Как избежать наказаний за нарушения в ведении бухучета

      Главбух и директор могут избежать штрафов от контролеров. Для этого требуется подтвердить документально, что:

      • предоставлена корректирующая декларация, расчет или иная отчетность;
      • сумма налога, сбора и взноса, не уплаченная из-за искажений учетных данных, полностью погашена перед бюджетом;
      • полностью уплачены пени за просрочку платежей по нарушениям и искажениям в бухгалтерском учете;
      • ошибка в бухгалтерском учете исправлена в установленном порядке до утверждения бухотчета, в том числе подготовлена пересмотренная бухгалтерская отчетность.
      Читайте так же:  Акт реализации инвестиционного контракта

      Пояснения относительно того, как определяется административная ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета, дал Минфин в отдельном Информационном сообщении от 07.04.2016 № ИС-учет-3.

      Уголовная ответственность за финансовые нарушения

      За искажение финансовой документации может наступить не только административная ответственность. В соответствии со статьей 172.1 УК РФ , за фальсификацию финансовой документации предусмотрено уголовное преследование.

      Что признают фальсификацией? Это внесение заведомо ложных, неподтвержденных сведений о сделках, обязательствах, имуществе и активах компании. Такие искажения вносят с целью сокрытия признаков банкротства экономического субъекта, аннулирования лицензии либо назначения временной администрации.

      Меры уголовного наказания за нарушения:

      • штраф от 300 000 до 1 000 000 рублей;
      • штраф в размере заработка, дохода осужденного за период от 2 до 4 лет;
      • принудительные работы на срок до 5 лет с отстранением от занимаемой должности до трех лет либо без такового;
      • лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет либо без такового.

      Последствие неправильного ведения бухгалтерского и налогового учета

      Дата последнего комментария: 2019-11-27

      К сожалению, многие руководители не всегда до конца осознают, что вести бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с нормами действующего законодательства обязательно, ведь последствия неправильного ведения бухгалтерского и налогового учёта иногда обходятся нам слишком “дорого”.

      Законодательство о бухгалтерском учете регулируется законом “О бухгалтерском учете” №402 ФЗ, а также Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и прочими нормативными документами. Требования налогового законодательства определяются Налоговым Кодексом, а также приказами Минфина, ФНС и т.д

      Бухгалтерский учет могут не вести:

      1. индивидуальные предприниматели, лица, занимающееся частной практикой, – в случае, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
      2. находящиеся на территории РФ филиалы, представительства иностранных государств, – в случае, если они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством РФ.

      Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

      Итак, каковы последствия неправильного ведения бухгалтерского и налогового учёта?

      1. Если вы сдаёте отчётность и исправно платите налоги, но ошибаетесь, в результате чего возникает недоимка, вам грозит штраф 20 % (статья 122 НК РФ).
      2. Штрафы за грубое нарушение ведения учёта регулируются статьей 120 НК РФ:
        • если нарушали в течение одного налогового периода, штраф составит 10 000 рублей
        • если увлеклись и нарушили в нескольких кварталах, уже 30 000 рублей
        • если вас поймают на занижении налоговой базы, заплатите 20% от суммы неуплаченного налога, минимум 40 000 рублей.

      Под грубым нарушением правил учёта понимается:

      – отсутствие первичных документов или счетов-фактур

      – систематическое (два раза и более в течение года) несвоевременное или неправильное отражение хозяйственных операций, движения денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

    • Кроме того, согласно ст. 199 УК РФ, если в результате регулярных систематических ошибок (пусть даже не умышленных) не доплачивать налоги, то может наступить уголовная ответственность ответственных лиц. Такое поведение налогоплательщика подпадает под понятие “уклонение от уплаты налога”. Ответственные лица-это директор, главный бухгалтер и прочие лица имеющие доступ и возможность принимать в организации финансовые решения.
      1. В “крупном размере”. Ответственность наступает при неуплате от 5 млн руб., за период три финансовых года, если не уплачено более 25% налогов, либо превышает 15 млн. руб.
      2. В “особо крупном размере”. Ответственность наступает при сумме неуплаты 15 млн. руб.. за период три финансовых года , если не уплачено 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо сумма превышает 45 млн. руб.
    • Не забываем, что в расчет берется не отдельно взятый налог, а ВСЕ неуплаты по ВСЕМ налогам за 3 финансовых года!

      Сделать ошибку нетрудно, человеческий фактор никто не отменял. Поэтому- бухучёт в компании требует постоянного внимания и контроля.

      Как мы помогаем нашим клиентам избежать ответственности путем исправления учетных ошибок и восстановления учета Вы можете посмотреть здесь.

      Как мы ведем бухгалтерский и налоговый учет для наших клиентов:

      Ответственность за нарушения правил ведения бухучета

      С 1 ноября 2013 года скорректирована ответственность должностных лиц компании за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета.

      Что изменилось

      Федеральным законом от 21 октября 2013 г. № 276-ФЗ внесены изменения в статью 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ею устанавливается ответственность за нарушение порядка и сроков хранения учетных документов, а также за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, равно как и само определение грубого нарушения. Последнее сформулировано как:

      • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
      • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

      Размер штрафа составляет от 2000 до 3000 руб. Ответственность по этой статье распространяется на должностных лиц организации. То есть саму компанию оштрафовать нельзя.

      В новой редакции статьи 15.11 изменено понятие грубого нарушения правил ведения бухучета. Теперь к таковому относится не искажение, а занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета. Размер штрафа (2000–3000 руб.) изменений не претерпел (так же как и пункт об ответственности за искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов). Установлены основания для освобождения должностных лиц от административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности. Это:

      • представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата недостающей суммы налога (сбора) и соответствующей пени;
      • исправление ошибки, включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности, до ее утверждения.

      Кто относится к должностным лицам

      Напомним, что Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не предписывает руководителю отвечать за ведение бухгалтерского учета, а только обязывает организовать его ведение (п. 1 ст. 7). А вот главбух отвечает за ведение бухгалтерского учета, формирование учетной политики, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Кроме случаев, когда руководитель несет единоличную ответственность за данные, отраженные в бухгалтерских регистрах, и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это происходит в тех ситуациях, когда возникают разногласия по вопросам ведения бухгалтерского учета между руководителем и главным бухгалтером и последний действует по письменному распоряжению первого (п. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

      Читайте так же:  Доверенность в страховую компанию

      В совокупности с нормами статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях можно сделать вывод, что по общему правилу они оба отвечают за состояние бухгалтерского учета и достоверность отчетности.

      Что является правонарушением

      Итак, нарушением считается занижение вследствие искажения данных бухгалтерского учета сумм начисленных налогов и сборов, а также искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности. Причем ответственность наступит, когда сумма занижения/искажения составит не менее 10 процентов. Очевидно, что объектом рассматриваемого административного нарушения являются правила ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, порядок составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, ее доходах и расходах. Значит, для привлечения к ответственности по статье 15.11 чиновникам нужно установить факт занижения сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов именно вследствие нарушения установленных правил ведения бухгалтерского учета. А также определить, какие нормы, регламентирующие порядок ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности, нарушены.

      Налоговая декларация в перечень элементов состава бухгалтерской отчетности, согласно Закону № 402-ФЗ, не входит.

      Однако правильное ведение компанией бухгалтерского учета оказывает непосредственное влияние на представляемые ею налоговые декларации, поскольку ошибки, допущенные в ведении бухгалтерского учета, могут быть перенесены налогоплательщиками и в налоговые декларации. Следовательно, можно сделать вывод, что под грубым нарушением в смысле статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует понимать отражение заведомо неправильных, недостоверных данных не только в бухгалтерской, но и в налоговой отчетности, приведших к занижению суммы налога не менее чем на 10 процентов.

      При этом остается неясным, будут ли квалифицироваться как правонарушения деяния, которые можно отнести к грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета, такие как:

      • отсутствие первичных документов;
      • отсутствие регистров бухгалтерского учета;
      • отсутствие бухгалтерской отчетности;
      • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное и неправильное отражение в первичных документах, на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйственных операций, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений;
      • нарушение установленных законодательством порядка и сроков хранения бухгалтерской отчетности;
      • нарушение установленных законодательством о бухгалтерском учете сроков представления бухгалтерской отчетности.

      Или такие деяния должны квалифицироваться как непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

      Отметим, что с 1 января 2015 года налоговиками могут быть приостановлены операции по счетам налогоплательщика-организации в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока. Решение о приостановлении операций может быть принято в течение трех лет со дня истечения указанного срока.

      В случаях непредставления в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности такие меры налоговым законодательством не предусмотрены (письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. № 03-02-07/1/25590).

      Освобождение компании от ответственности

      Если организация представила уточненную налоговую декларацию (расчет) и уплатила недостающую сумму налога (сбора) и соответствующие пени, а также исправила ошибки, включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности до ее утверждения, то должностные лица освобождаются от административной ответственности. Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете содержится в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

      Под ошибкой понимается неправильное отражение или неотражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете или бухгалтерской отчетности, которые были обнаружены в результате любых действий, кроме получения новой информации.

      При этом под неправильным отражением или неотражением фактов хозяйственной деятельности следует понимать отражение и (или) неотражение факта на несоответствующих счетах бухгалтерского учета, отражение на соответствующих счетах бухгалтерского учета в неправильной сумме в результате:

      • неправильного применения законодательства РФ;
      • неправильного применения нормативных правовых актов по бухучету;
      • неправильного применения локальных актов организации;
      • неточностей в вычислениях;
      • неправильной классификации или оценки фактов хозяйственной деятельности;
      • недобросовестных действий должностных лиц организации.

      Касательно неотражения фактов хозяйственной деятельности – такое неотражение может быть признано не ошибкой, а новой информацией.

      В соответствии с нормами ПБУ 22/2010 новой является информация, которая была недоступна лицу, ответственному за ведение бухгалтерского учета, или составление бухгалтерской (финансовой) отчетности на момент отражения факта хозяйственной деятельности или формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

      Так, в документах, полученных сотрудниками организации после отчетного периода, операции по которым косвенно не подтверждаются иными документами, содержится новая информация, которая не должна квалифицироваться как ошибка.

      Выявленные ошибки подлежат исправлению. Первичным документом, обосновывающим исправительные записи, выступает бухгалтерская справка. Исправляются ошибки следующим образом.

      1. Существенные и несущественные ошибки:

      • в случае выявления до 31 декабря отчетного года производится сторно ошибочной записи и производится верная запись или вносится дополнительная запись датой обнаружения ошибки;
      • в случае выявления после 31 декабря, но до даты подписания отчетности исправления вносятся записями за декабрь отчетного года.

      2. Несущественные ошибки в случае выявления после даты подписания отчетности за отчетный год, но до представления ее акционерам исправляются записями в месяце выявления ошибки и учитываются в составе прочих доходов и расходов.

      3. Существенные ошибки:

      • в случае выявления после даты подписания отчетности за отчетный год, но до представления ее акционерам исправляются записями за декабрь этого года, при этом представленная пользователям отчетность заменяется на исправленную;
      • в случае выявления после даты подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год и представления отчетности акционерам, но до даты утверждения отчетности акционерами исправляются записями за декабрь этого года, составляется пересмотренная отчетность, в которой раскрываются причины пересмотра;
      • в случае выявления после даты утверждения отчетности акционерами исправляются записями в текущем отчетном периоде в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

      Сравнительные показатели за отчетные периоды, отраженные в отчетности за текущий период, пересчитываются. Если такое произошло до начала самого раннего из представленных в отчетности периодов, корректируется входящее сальдо.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      Обратите внимание! За нарушение порядка и сроков хранения учетных документов, за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности с должностных лиц организации взыскивается штраф в размере 2000–3000 руб.

      Источники


      1. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.

      2. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.

      3. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
      4. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.
      5. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.
      Штраф за отсутствие бухгалтерского учета ооо
      Оценка 5 проголосовавших: 1

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here