Штраф за непредставление аудиторского заключения

Описание страницы: штраф за непредставление аудиторского заключения - 2020 ujl от профессионалов для людей.

С 2021 года штраф за непредставление юрлицом в налоговый орган годовой бухгалтерской отчетности может составить до 700 тыс. рублей

Законом о бухгалтерском учете устанавливается обязанность представления в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней (в случае если такая отчетность подлежит обязательному аудиту) в целях формирования государственного информационного ресурса.

Государственный информационный ресурс является важным источником информации, позволяющим получать данные о финансовом состоянии контрагентов, о добросовестности выполнения ими действующего законодательства, а также используется государством в том числе для проведения экономической, бюджетной, налоговой, антимонопольной и структурной политики.

В этой связи Минфином России подготовлен проект поправок в КоАП РФ в целях повышения ответственности субъектов экономической деятельности.

В частности, КоАП РФ предлагается дополнить новыми составами административных правонарушений, устанавливающими ответственность за непредставление или несвоевременное представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб., и до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту.

В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить 700 тыс. рублей.

Штраф за непредставление аудиторского заключения

За непроведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.

Штраф за непредставление в срок аудиторского заключения в статистику ст. 19.7 КоАП РФ, Письмо Росстата от 04.12.2017 N 04-4-04-4/136-СМИ :

  • для организации — от 3 000 до 5 000 руб.;
  • для должностного лица — от 300 до 500 руб.

Должностное лицо организации, у которой нет аудиторских заключений за прошлые годы, могут оштрафовать на сумму от 5 000 до 10 000 руб. примечание 1 к ст. 15.11 КоАП РФ .

За непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской отчетности для включения в госинформресурс бухотчетности могут ввести штрафы

Mazirama / Depositphotos.com

Минфин России разработал соответствующий законопроект. Документ вынесен на публичное обсуждение и направлен на независимую антикоррупционную экспертизу.

Предлагается включить в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новую статью 15.11.1, устанавливающую ответственность за непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Такая поправка направлена на реализацию обновленной редакции ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухучете) с учетом поправок, внесенных Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ. В частности, с 2020 года обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности будет представляться в электронном виде по ТКС в налоговый орган в целях формирования государственного информационного ресурса бухотчетности. Созданием и ведением такого ресурса займется ФНС России.

Входит ли аудиторское заключение в состав бухгалтерской отчетности? Узнайте в «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Законопроектом 1 предусмотрено установление с 2021 года административных санкций за несвоевременное представление юрлицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представление такой отчетности в неполном составе и иные нарушения порядка ее представления. Размеры штрафа дифференцированы в зависимости от того, подлежит ли отчетность обязательному аудиту или нет.

Так, за непредставление отчетности, не требующей аудита, определен штраф в размере 50-70 тыс. руб. для должностных лиц, 100-200 тыс. руб. для юрлиц. Если же отчетность подлежит обязательному аудиту, то размер штрафа за правонарушение увеличится до 80-100 тыс. руб. для должностных лиц, 300-500 тыс. руб. для юрлиц.

Повышенные санкции также установлены для случаев, когда годовая бухотчетность не представлена в налоговый орган до 31 декабря года, следующего за годом, за который она составлена. Штраф может достигать 100 тыс. руб. для должностных лиц и 300 тыс. руб. для юрлиц (если отчетность не требует обязательного аудита), 200 тыс. руб. для должностных лиц и 700 тыс. руб. для юрлиц (если необходим обязательный аудит).

Отметим, срок для представления обязательного экземпляра отчетности в виде электронного документа не отличается от действующего общего срока представления – не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Закона о бухучете в редакции с 1 января 2020 года).

В случае одобрения законопроекта изменения в КоАП РФ вступят в силу с 1 января 2021 года.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/06-18/00081866).

Кого оштрафуют за отсутствие обязательного аудита

Ряд организаций, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008, обязаны проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности. За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

[3]

Кто должен, а кто — нет

Статья 5 № 307-ФЗ содержит перечень критериев организаций, подлежащих обязательному аудиту. Расширяет его информация Минфина, которая публикуется ежегодно, но не является нормативно-правовым актом.

[1]

По итогам 2018 года таких критериев набралось 73, в том числе:

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.
Читайте так же:  Оквэд при регистрации ип

На компанию, которая обязана публиковать консолидированную финансовую отчетность, но не сделала этого, тоже могут возложить ответственность за отсутствие аудиторского заключения.

Также Минфин приводит список конкретных организаций, которые должны проходить независимые аудиторские проверки и получать официальные заключения. На сегодняшний день в нем 18 наименований.

Какой штраф за отсутствие аудиторского заключения накладывают госорганы

В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ , это грубое нарушение требований законодательства к бухучету. Должностное лицо в этом случае заплатит штраф 5000-10 000 рублей. Но ответственность за отсутствие обязательного аудита с него снимут, если оно выполнит ряд условий:

  • предоставит уточненную декларацию;
  • внесет налоговые платежи в полном объеме;
  • уплатит причитающиеся пени.

С другой стороны, существует статья 19.7 , наказывающая за непредоставление сведений в государственный контролирующий орган. Здесь компанию ждет штраф в размере 3000-5000 рублей, руководителя — 300-500 рублей.

Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2019 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19 . По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:

  • для юридических лиц — 700 000-1 000 000 рублей;
  • для их глав — 25 000-30 000.

Также топ-менеджера могут дисквалифицировать на срок до года.

Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.

Росстат обещает штрафовать за несдачу аудиторского заключения

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) выпустила письмо от 16 февраля 2016 г. N 13-13-2/28-СМИ, в котором предупредила предпринимателей о существовании административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в органы статистики.

Чиновники отметили, что согласно статье 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган государственного или муниципального контроля необходимой информации должностных лиц могут оштрафовать на 300 – 500 рублей, а штраф для организации составляет от 3 до 5 тысяч рублей. Причем, в случае выявления нарушения сотрудники Росстата смогут обратиться в мировой суд по двум разным делам – о непредставлении в неполном составе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также о непредставлении обязательного аудиторского заключения о ней, подчеркивается в письме ведомства. Ранее ведомству не удавалось наказывать предпринимателей, которые отказываются предоставлять эти документы.

Напомним, в прошлом году Росстат предлагал стократно увеличить наказание за непредставление бухотчетности и аудиторского заключения к нему. Но в Минэкономразвития назвали эту инициативу необоснованной и отклонили ее. В то же время были существенно повышены штрафы за несдачу первичных статистических данных. Теперь для должностных лиц наказание может составить 10-20 тысяч рублей, а для юридических – 20-70 тысяч рублей. При повторном правонарушении для руководителей и бухгалтеров наказание увеличивается до 50 тысяч рублей, а с юридических лиц по статье 13.19 КоАП РФ могут взыскать от 100 до 150 тысяч рублей.

Согласно действующему законодательству, бухгалтерскую отчетность сдают все организации, которые ведут бухучет, в порядке, предусмотренном Приказом Росстата от 31 марта 2014 г. N 220. Компании, имеющие право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут сдавать упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, указывая в ней укрупненные показатели без детализации. Обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности налогоплательщики обязаны представить в орган статистики по месту своего учета. Крайний срок сдачи отчетности – 31 марта года, следующего за отчетным. Одновременно с балансом предоставляется и аудиторское заключение, если проведение независимой проверки предусмотрено законом об аудиторской деятельности.

Штрафы за непредоставление аудиторского заключения в статистику

Ответ в статистику об отсутствии аудиторского заключения

Ответственность за непредставление отчетности

Все организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должны представлять в контролирующие органы определенные виды отчетности. Исполнение обязанности по своевременному представлению отчетности обеспечивается различными мерами ответственности.

Прежде всего, речь идет о бухгалтерской и налоговой отчетности, представляемой организациями в налоговые органы.

На основании ст.15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики.

В частности, бухгалтерская отчетность представляется организациями — налогоплательщиками в налоговый орган по месту своего учета (пп.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ). Этой же нормой определяется обязанность представления организациями налоговых деклараций (ст.80 НК РФ) по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Помимо налоговых деклараций организациями на основании норм НК РФ и других законодательных актов в налоговые органы представляются документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также сведения об организации, предусмотренные п.2 ст.23 НК РФ.

Ответственность за непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности установлена НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по истечении менее 180 дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока наказывается штрафом в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Читайте так же:  Сколько хранить документы ип

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п.2 ст.119 НК РФ). Указанные меры ответственности применяются к налогоплательщикам только за непредставление в соответствующий срок налоговых деклараций и расчетов по налогам.

Организациям — налогоплательщикам следует обратить внимание на положения п.2 ст.76 НК РФ, согласно которому в случае непредставления налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного для ее представления срока, а также в случае отказа представить налоговую декларацию налоговый орган вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке.

За несвоевременное представление либо непредставление в налоговый орган бухгалтерской отчетности, определенной ст.13 Закона N 129-ФЗ, организация может быть привлечена к ответственности на основании п.1 ст.126 НК РФ, согласно которой непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

В соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) организации, являющиеся страхователями по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие страховые взносы, обязаны представлять в территориальные органы ПФР документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения (ст.14 Закона N 167-ФЗ).

Меры ответственности за нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании установлены ст.27 Закона N 167-ФЗ. В частности, на основании п.3 ст.27 названного Закона неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно должно было сообщить в орган Пенсионного фонда РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Несвоевременное сообщение таких сведений, совершенное повторно в течение календарного года, наказывается штрафом в размере 5000 руб.

Данные санкции налагаются органами пенсионного фонда РФ, при этом привлечение страхователей к ответственности за совершение указанных правонарушений осуществляется в соответствии с общими принципами привлечения к ответственности и с соблюдением процедур, установленных НК РФ.

Необходимо также отметить определенную п.п.2 и 6 ст.24 Закона N 167-ФЗ обязанность организаций — страхователей представлять в налоговые органы расчеты об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей (в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным) и декларации по страховым взносам (в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом) в налоговый орган по утверждаемой МНС России и ПФР форме. В то же время, по нашему мнению, действующим законодательством не установлено мер ответственности за непредставление указанных документов.

На основании ст.ст.6, 8, 9, 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ) организации — работодатели, являющиеся плательщиками страховых взносов государственного пенсионного страхования, обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах.

Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений установлена ст.17 Закона N 27-ФЗ. В этом случае к организациям могут быть применены финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ, взыскание которых производится в судебном порядке органами ПФР.

Основные обязанности организаций в сфере обязательного социального страхования определены ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно которой организации — страхователи обязаны представлять Фонду социального страхования РФ в установленные им сроки документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения пособий по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сообщать о наступлении страхового случая, а также представлять отчетность по установленной форме.

В настоящее время санкции за нарушение установленного срока представления отчетности в Фонд социального страхования РФ установлены ст.8 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» (далее — Закон N 17-ФЗ).

Несвоевременное представление отчетности в ФСС РФ влечет наложение штрафа в размере 1000 руб., а за повторное совершение указанного правонарушения в течение календарного года — штрафа в размере 5000 руб.

Штраф за не предоставление аудиторского заключения в Росстат

При этом взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами ФСС РФ в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ для применения мер ответственности за налоговые правонарушения (абз.4 ст.8 Закона N 17-ФЗ).

Следует обратить внимание на то, что все вышеупомянутые штрафные санкции налагаются на организации, тогда как должностные лица организаций привлекаются к административной ответственности за непредставление (несвоевременное представление) отчетности на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), вступившего в силу с 1 июля 2002 г.

Так, ст.15.5 КоАП РФ установлен специальный состав административного правонарушения, выражающегося в нарушении установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 3 до 5 МРОТ.

Статья 15.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Так, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ (ч.1 ст.15.6 КоАП РФ).

Читайте так же:  Ответ на повестку

Специальный состав административного правонарушения установлен за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов (ст.15.11 КоАП РФ). При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% и (или) искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. Совершение должностным лицом организации данного правонарушения наказывается административным штрафом в размере от 20 до 30 МРОТ.

Как указывалось выше, ст.15 Закона N 129-ФЗ установлена обязанность организаций представлять бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики. В настоящее время порядок представления сведений определен Положением о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 15.07.2002 N 154.

Ответственность за непредставление сведений в органы статистики, в том числе бухгалтерской отчетности, установлена ст.13.19 КоАП РФ. Так, нарушение должностным лицом порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ.

АКДИ «Экономика и жизнь»

Росстат о штрафах за непредставление аудиторского заключения и отчетности

За несвоевременно сданную отчетность налогоплательщикам грозит не только штраф, но и приостановление операций по расчетному счету.

Налоговые санкции за несвоевременную сдачу отчетности установлены в ст. 119 Налогового кодекса РФ. Эти штрафы применяются только за непредставление в срок налоговых деклараций. Расчеты по авансовым платежам, бухгалтерская отчетность, прочие отчеты под эту статью не подпадают.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Размер штрафа меняется в зависимости от срока опоздания со сдачей декларации.

Описание штрафа

Период просрочки

До 180 дней

Более 180 дней

Штраф за несвоевременную сдачу налоговой отчетности (по каждому налогу):

— НДС (18%)

Видео (кликните для воспроизведения).

— Прибыль (фб:- 2%, субъекты-18%)

— налог на имущество (2,2%)

— транспортный налог

— ЕНВД (к1=1,4942)

— УСН (6%-доходы,10%-расходы)

— Персонифицированный учет в ПФ

5% от суммы налога, подлежащей уплате, но не менее 1000 руб. (по каждому налогу)

5 % от суммы налога, но не менее 100 руб.

10 % от суммы всех пенсионных взносов

30 % от суммы налога, подлежащей уплате, но не менее 1000 руб.

10 % от суммы налога, но не менее 1000 руб.

10 % от суммы всех пенсионных взносов

Итого за один квартал сумма штрафов для компании может составить

— для УСН (при отсутствии деятельности

— для ОСН (при отсутствии деятельности)

Итого за два квартала – штрафов

— для УСН

— для ОСН

— 1200-3000 руб.

— 3000- 5000 руб.

От 5500 руб.

От 8000 руб.

— от 3200 руб.

— от 4500 руб.

Штраф за несвоевременную постановку на учет как плательщик ЕНВД в течение 5 календарных дней

10000 руб.

Штраф за нарушение срока (7 календарных дней) предоставления сведений об открытии или закрытии счета в банке

МИФНС- 5000 руб. Итого:15000руб

Штраф за непробитый чек ККМ

Не следует забывать и о другой мере наказания: налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет налогоплательщика, если тот не предоставил вовремя декларацию. Так, на основании п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято в случае непредставления налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

Хотелось бы напомнить, что блокировка счета означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме платежей первой и второй очереди согласно Гражданскому кодексу РФ. Таким образом, вы не сможете совершать платежи со своих счетов до тех пор, пока налоговый орган не отменит решение о блокировке счета.

Согласно той же ст. 76 НК РФ приостановление операций по расчетному счету отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации. Однако на практике этот срок налоговики практически никогда не соблюдают, и отмена решения, а также доставка его в банк может затянуться на долгий срок.

Штраф за непредставление аудиторского заключения в бухотчетности можно не платить

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ в состав годовой бухгалтерской отчетности входят бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. На основании данной нормы аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, бухгалтерская отчетность состоит, в частности, из аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

На основании Письма ФНС России от 16.11.2012 N АС-4-2/19309 непредставление в составе бухгалтерской отчетности аудиторского заключения влечет взыскание штрафа в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ.

Правомерно ли привлечение организации к ответственности за непредставление аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности за 2012 г., представленной в 2013 г.?

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет.

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» с 01.01.2013 утратил силу.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Читайте так же:  Выдача мыла и обезвреживающих средств

Указанное положение распространяется в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г.

Пунктом 1 ст. 126 Кодекса установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Следует отметить, что Кодексом не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью.

Основание: Письмо Минфина РФ от 30 января 2013 г. N 03-02-07/1/1724

Подборка по материалам информационного банка «Финансист» системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Штраф За Непроведение Аудита В 2020 Году

Ответственность за непроведение обязательного аудита в 2020 году

  • на гражданское лицо будет возложена штрафная санкция, сумма которой варьируется в пределах от 2 до 4 тысяч рублей;
  • для должностных особ предусмотрен штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей. Также должностные лица могут быть дисквалифицированы на двенадцать месяцев;
  • юридическим лицам грозит штрафная санкция в размере 700 тысяч рублей.

Как уже говорилось ранее, компании, которые не провели проверку или несвоевременно сдали для отчетности подготовленную документацию, будут оштрафованы на определенную сумму. Ее размер зависит от типа должников, занимаемой должности и сферы деятельности. Но такие компании не только должны оплатить денежные средства в бюджет страны, с них не снимается полная ответственность за непроведение обязательного аудита. То есть штрафникам придется в обязательном порядке понести наказание административного значения, а также в кратчайшие сроки представить заключение после аудита в органы контроля и статистики.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

Ответственность за непроведение обязательного аудита

Для того чтобы иметь подтверждающий документ, касающийся отчетности по финансам за годовой период, компании или организации должны ежегодно проводить обязательный аудит. Его проведение должно соответствовать действующему законодательству. Если юридические лица не организуют такую проверку своевременно или сроки подачи документации будут упущены, компании понесут ответственность за непроведение обязательного аудита.

Проводя поэтапный процесс, который может протекать на протяжении всего года, довольно просто устранить все недочеты, выявленные аудитом в налоговом или бухгалтерском отчете. Выбрав такой вид проверки, ожидать контролеров следует только к четвертому кварталу, а сама процедура займет несколько календарных дней с учетом проверки, подготовки и вынесения заключения органами контроля.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Законом № ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности» утвержден перечень организаций, деятельность которых подлежит аудиторской проверке в обязательном порядке. В статье разберем, какая ответственность предусмотрена для предприятий при нарушении порядка, установленного ФЗ-307, также выясним, какие штрафы за непроведение обязательного аудита вправе взыскать контролирующие органы с организаций-нарушителей.

  • кредитные организации, страховые фирмы, клиринговые компании, бюро кредитных историй, управляющие компании инвестиционных фондов;
  • организации, которые в соответствие с пп.5 п.1 ст.5 обязаны публиковать финансовую отчетность;
  • компании с объемом годовой выручки более 400 млн. руб., а также фирмы с ростом активов более 60% по сравнению с предыдущим годом;
  • участники рынка ценных бумаг.

Обязательный аудит: ответственность, штрафы за непроведение

Сколько будет стоить компании непроведение обязательного аудита? В данной статье рассмотрим возможные санкции со стороны контролирующих органов компании за отсутствие аудиторского заключения. Последствия же непроведения аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании.

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 г. №А55-24924/2015).

Что грозит за непроведение обязательного аудита

Если проведение обязательного аудита и приложение его к бухгалтерской отчетности за организацией закреплено законом, то невыполнение этих условий приравнивается к грубому нарушению. В таком случае размер штрафа для фирмы возрастает. Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб. Последствие для ответственного лица (чаще всего это – главный бухгалтер) будет еще серьезней. Ему запретят занимать профильные должности в течение 1 – 2 лет.

Согласно законодательству за непроведение аудита как такового никакое наказание не предусмотрено. Связано оно только с процессом предоставления в Росстат аудиторского заключения. Если организация не успела уложиться в отведенные сроки, то наказание может быть следующим:

Штраф за непроведение обязательного аудита в 2020

Напоминаем, если организация является акционерным обществом (закрытого или открытого типа), ее годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту (пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Для проведения обязательного аудита ЗАО, ОАО действующими в РФ нормативными правовыми актами особенностей не предусмотрено. Таким образом, обязательный аудит ЗАО и аудит ОАО осуществляется в соответствии с теми же законодательными нормами и правилами, что и при аудите, например ООО.

Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. Например, в 2020 году это должно было произойти до 03 апреля включительно. (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

Читайте так же:  Разработка схемы теплоснабжения

Обязательный аудит 2020 и его альтернатива

Также есть ответственность и за невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый реестр о фактах деятельности юридических лиц: штраф в размере от 5 до 50 тыс. рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).

Также важно отметить, что обязательный аудит — это аудит только по итогу года. Следовательно, при таком варианте нет возможности своевременно предотвращать ошибки и находить финансовые резервы компании. При этом во многих случаях «постфактум» уже ничего изменить нельзя. Так, 32 млн рублей сэкономил анализ налоговых последствий предстоящей сделки. Если бы за помощью к экспертам обратились после сделки, такого эффекта достичь бы не получилось.

Обязательный аудит для ООО в 2020 году: критерии

Изменения в правила составления учетной политики вступили в силу 6 августа 2020 года. При этом не прописали специальных сроков для применения новой редакции ПБУ 1/2008. В таком случае учетную политику надо скорректировать. А изменения способов учета отразить ретроспективно (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

  1. Организация аудита. Проверяющие изучают финансовую и хозяйственную деятельность ООО. Составляется и согласовывается общий план и программа проверки. Готовится письмо о проведении аудиторской проверки. Заключается договор на проведение проверки.
  2. Сбор данных. Тестируются средства контроля. Проводятся проверки по существу.
  3. Завершение проверки. Анализируются и обобщаются собранные в ходе проверки данные. Составляется аудиторское заключение

[2]

За непроведение обязательного аудита введут штраф в размере 700 000 рублей

В статье 5 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ прописан перечень случаев, когда проведение аудита обязательно. В частности, это касается всех ОАО, кредитных и некоторых видов финансовых организаций, а также компаний, чья выручка за предшествующий год превышает 400 млн. руб. или сумма активов превышает 60 млн. руб.

Законопроект призван устранить данный пробел в законодательстве. Планируется, что новые нормы вступят в силу с 1 января 2013 года и будут применяться начиная с проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2012 год. Минфин ожидает, что законопроект обеспечит защиту прав и законных интересов пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и повысит инвестиционную привлекательность российских компаний.

Штраф За Непроведение Аудита В 2020 Году

Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны (п.4 ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности»).

И это не единственные последствия непроведения обязательного аудита (отсутствия аудиторского заключения). Кроме того, будет административная ответственность за неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта акционерного общества в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Здесь штрафы гораздо серьезнее: от 30 000 до 50 000 рублей на должностное лицо или даже дисквалификация на срок от 1 до 2 лет. На юридическое лицо штрафы могут достигать 1 млн рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП).

Обязательный аудит 2020 года ответственность и штрафы

Данная статья охватывает два нарушения (письмо Росстата № 13-13-2/28-СМИ от 16 февраля 2016 года): непредставление аудиторского заключения в отчётности и непредставление финансовой отчётности в полном объёме. Срок давности по закону ст. 4.5 КоАП составляет 2 года (ранее – 3 месяца).

На самом деле непроведение обязательного аудита в 2020 году не наказывается законом. Но это не значит, что его можно не проводить. Если предприятие должно по закону выполнить проверку годовой отчётности и не сделает этого, то понесёт административную ответственность.

Минфин: за непредставление аудиторского заключения штрафа не будет

Вправе ли налоговики привлечь организацию к ответственности за отсутствие аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности за 2012 год, представленной в 2013 году? Нет, не вправе, ответил Минфин России в письме от 30.01.13 № 03-02-07/1/1724.

Напомним, что с 1 января 2013 года действует новый закон о бухучете (Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ). В соответствии с этим законом, годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ). Этот комплект документов нужно сдать в налоговую инспекцию в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (ст. 23 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.06.12 № 97-ФЗ). Аудиторское заключение в состав бухгалтерской отчетности теперь не входит. Указанное положение применяется, начиная с представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год, отмечают в Минфине. Налоговым кодексом обязанность подавать в инспекцию аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской отчетностью также не предусмотрена. Следовательно, и штрафовать по статье 126 НК РФ за непредставление в составе бухгалтерской отчетности за 2012 год аудиторского заключения налоговики не вправе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Напомним, что ранее коммерческие организации могли быть оштрафованы на 200 рублей за несвоевременное представление обязательного аудиторского заключения (письмо ФНС России от 16.11.12 № АС-4-2/19309).

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.

  2. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.

  3. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
  4. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
  5. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.
Штраф за непредставление аудиторского заключения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here