Регистрация прекращения права собственности

Описание страницы: регистрация прекращения права собственности - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Регистрация прекращения права собственности

Последовательность действий заявителя

Какие документы необходимы

1. Заявление о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок (земельную долю) вследствие отказа от права собственности. Заявление вправе подать собственник или его представитель. Если с заявлением обращается представитель собственника, необходимо представить нотариально удостоверенную доверенность. Бланк заявления можно скачать на сайте Росреестра, получить в офисе Росреестра, Кадастровой палаты и МФЦ.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

3. Правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок или такую земельную долю ранее было зарегистрировано в установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке.

Для юридических лиц дополнительно потребуются учредительные документы (оригинал или копия, заверенная нотариусом или руководителем юридического лица), а также документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица действовать от его имени (оригинал или нотариально заверенная копия).

Сроки предоставления и стоимость услуги

За государственную регистрацию прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности государственная пошлина не взимается.

Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности проводится в течение 18 календарных дней со дня приема заявления и документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. В течение пяти дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю направляется уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок или такую земельную долю.

Если принято решение об отказе в государственной регистрации, сообщение о таком отказе должно быть направлено заявителю в срок не более 5 дней после окончания установленного срока регистрации.

Возможные причины для приостановления государственной регистрации прав:

    возникновение у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений;

отсутствие необходимых документов или сведений, запрашиваемых по межведомственным запросам;

письменное заявление заявителя;

[2]

  • поступление определения или решения суда, в том числе о запрете регистрационных действий.
  • Возможные причины для отказа в государственной регистрации:

    • с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо;

    представленные документы не соответствуют требованиям законодательства;

    не представлены документы, необходимые для государственной регистрации, если обязанность по их представлению лежит на заявителе;

    имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами;

  • ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа или информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
  • Для получения подробной информации посетите сайт Росреестра или обратитесь к специалисту в офисе.

    Как подать документы

    Зарегистрировать прекращение права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права можно любым из предложенных способов:

    1. Обратиться в офис Росреестра или Кадастровой палаты.

    Запишитесь на прием заранее:

      на официальном сайте Росреестра в разделе «Офисы и приемные»;
  • по единому номеру центра телефонного обслуживания Росреестра.
  • 2. Подать документы в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Удостоверьтесь, что МФЦ предоставляет данную услугу.

    3. Отправить нотариально заверенные документы почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в офис Росреестра или Кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

    4. Подать заявление и необходимые документы, подписанные электронной подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги»*.

    * Возможность предоставления документов на данную услугу в электронном виде уточните на сайте Росреестра, у оператора центра телефонного обслуживания или у специалиста в офисе.

    Вы можете оперативно отслеживать статус рассмотрения своего заявления с помощью электронного сервиса «Проверка статуса запроса» на сайте Росреестра независимо от того, каким способом Вы подали документы.

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации»*.

    * Положение «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457).

    Управление мониторинга и повышения качества государственных услуг Росреестра

    Статья 56. Особенности осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности

    Статья 56 . Особенности осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности

    Читайте так же:  За что штрафует роспотребнадзор

    См. комментарии к статье 56 настоящего Федерального закона

    1. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли.

    2. К указанному в части 1 настоящей статьи заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на эти земельный участок или земельную долю ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

    3. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права, не зарегистрированного ранее в Едином государственном реестре недвижимости, положения части 3 статьи 69 настоящего Федерального закона не применяются.

    4. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

    5. Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю в соответствии с частью 4 настоящей статьи обязан направить уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такие земельный участок или земельную долю, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

    Статья 30.2. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него

    Статья 30.2. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него

    Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено право собственника на отказ от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст. 236 ГК РФ).

    При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи.

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в заявительном порядке. Поэтому для прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него осуществляется на основании заявления собственника земельного участка.

    К заявлению должен быть приложен правоустанавливающий документ на земельный участок.

    Если право собственности на такой земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном комментируемым законом порядке, то представления правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется. Не требуется также и представления кадастрового паспорта такого земельного участка.

    В случае отказа собственника от права собственности на земельный участок при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него, которое ранее не было зарегистрировано в Едином реестре прав, правила ст. 6 (о государственной регистрации ранее возникшего права) комментируемого закона не применяются. То есть права на земельный участок могут быть не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав.

    Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в течение пяти дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него обязан направить уведомление об этом в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если такой земельный участок относится к собственности субъекта Российской Федерации, или в орган местного самоуправления, если такой земельный участок относится к собственности муниципального образования, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок.

    Решение о прекращении права должно быть принято в месячный срок с момента получения заявления, его копия направляется заявителю.

    Согласно постановлению Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580 об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей бесхозяйный земельный участок принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. По истечении года со дня постановки такого участка на учет орган, уполномоченный управлять недвижимым имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок. До признания права муниципальной собственности прежний собственник должен продолжать выполнять обязанности, вытекающие из права собственности на земельный участок: уплачивать земельный налог, нести бремя содержания принадлежащего ему земельного участка, поддерживать его в надлежащем состоянии, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнения, захламления и иные.

    Обжалование отказа в государственной регистрации права собственности

    Правовая природа отказа в госрегистрации права собственности

    В силу действующего закона процедура госрегистрации является единственным подтверждением зарегистрированного права собственности (далее — ПС) на недвижимость (закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, далее — закон № 218-ФЗ).

    Важно! Госрегистрация ПС на недвижимость представляет собой государственно-юридический акт, которым подтверждается возникновение/изменение/прекращение и т. п. прав на недвижимость.

    Услуга госрегистрации ПС оказывается в несколько этапов:

    • прием документов на основании заявления;
    • приостановление (только в случаях, предусмотренных ст. 26 закона № 218-ФЗ);
    • собственно госрегистрация путем внесения записи в соответствующий реестр.

    Основание для отказа в государственной регистрации прав

    Законом № 218-ФЗ предусмотрена норма, в результате применения которой возможен отказ в госрегистрации ПС (ст. 27), а именно: неустранение оснований приостановления госрегистрации. Следовательно, отказ в госрегистрации можно определить как юридический факт, являющийся актом административного характера, в основе которого лежит неустранение предписаний регистрирующего органа.

    Читайте так же:  Отстранение от работы иностранного гражданина

    При этом диспозиция ст. 27 является отсылочной, и основания приостановления раскрываются в ст. 26 закона № 218-ФЗ.

    Так, к основаниям приостановления относятся в том числе следующие:

    • у заявителя отсутствуют права на недвижимость;
    • право не подлежит госрегистрации;
    • представлен неполный пакет документов;
    • документы не подписаны или подписаны ненадлежащим субъектом, имеют неустановленную форму, не являются подлинными;
    • основание госрегистрации (сделка, акт госоргана) недействительно;
    • целевое назначение земли не соответствует использованию;
    • невозможно установление сервитута;
    • имеется судебный спор на предмет ипотеки;
    • местоположение недвижимости не соответствует адресу и т. д.

    Срок приостановления госрегистрации может быть таким:

    • до завершения госрегистрации сделки с недвижимостью по ранее принятым документам на регистрацию того же объекта;
    • 1 месяц, если не представлены документы по межведомственному запросу;
    • 3 месяца — по решению госрегистратора;
    • 6 месяцев — единоразово по инициативе заявителя.

    Обратите внимание! В госрегистрации будет отказано, если в предусмотренные сроки не устранены обстоятельства, ставшие основанием для приостановления.

    Отличие отказа в госрегистрации ПС от отказа в рассмотрении документов

    Законом № 218-ФЗ предусмотрены также случаи, когда документы, поданные на регистрацию ПС, возвращаются без рассмотрения (ст. 25).

    К этим случаям, в частности, относятся:

    • несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, эталонной форме;
    • наличие в представленных в бумажном виде на регистрацию документах приписок, помарок, исправлений, не позволяющих верно толковать содержание;
    • отсутствие подписи заявителя;
    • неуплата госпошлины и т. д.

    Обратите внимание! Особенностью данной процедуры является то, что в случае возврата представленных на регистрацию документов без рассмотрения регистрирующий орган не проводит соответствующей правовой экспертизы, которая осуществляется на предмет наличия или отсутствия в них оснований для приостановления или отказа в регистрации ПС.

    В какой форме выдается отказ от регистрации права собственности на недвижимость

    Отказ в госрегистрации ПС осуществляется в уведомительной форме. Порядок и способы его направления предусмотрены приказом Минэкономразвития от 25.03.2016 № 173.

    Важно! Уведомление об отказе в осуществлении госрегистрации ПС направляется заявителю по указанному им адресу. Данный документ должен содержать обоснованные (со ссылкой на нормативный акт) причины отказа. В некоторых случаях вместе с уведомлением заявитель получает поданные на регистрацию оригиналы документов.

    В зависимости от способа подачи заявления уведомление об отказе в госрегистрации может быть направлено 2 способами: на бумажном носителе или электронно.

    Если заявление о госрегистрации было подано в электронной форме, уведомление об отказе заявитель может получить в одном из следующих вариантов:

    • в виде электронного документа, полученного с помощью веб-сервисов;
    • в виде ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте регистратора;
    • в виде электронного документа, полученного по электронной почте.

    Если заявление о госрегистрации было подано на бумажном носителе, заявитель может получить уведомление об отказе:

    • посредством личного обращения к регистратору (нарочно);
    • с помощью почтового отправления.

    Как обжаловать отказ от регистрации права собственности

    Законом № 218-ФЗ прямо предусмотрена возможность обжалования отказа в госрегистрации ПС.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Обжалование отказа производится по правилам:

    • административного судопроизводства (гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ) в суде общей юрисдикции — физическими лицами;
    • рассматривания дел об оспаривании ненормативных правовых актов (гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ) в арбитражном суде — юридическими лицами.

    Определить подходящее законодательство и подведомственность в сфере оспаривания ненормативных актов организациями непросто. Дело в том, что разграничение компетенции между судами арбитражной ветви и общей юрисдикции в данном случае происходит исключительно по предмету спора (экономические рассматривают арбитражные суды).

    Сегодня в практике считается, что оспаривание отказов регистратора юридическими лицами относится к компетенции арбитражных судов (апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 22.11.2016 по делу № 33а-29921/2016). В то же время руководящих разъяснений по данному вопросу нет, вследствие чего при обращении в один из судебных органов не исключен отказ по причине неподведомственности.

    Обязательный досудебный порядок в данном случае не предусмотрен.

    Обратите внимание Для оспаривания отказа в госрегистрации необходимо обратиться в суд / арбитражный суд с административным иском / заявлением (соответственно) о признании данного отказа незаконным. Сделать это необходимо в течение 3 месяцев с момента получения уведомления об отказе.

    В случае пропуска данного срока по уважительной причине он может быть восстановлен посредством подачи заявления о восстановлении срока. Подробнее читайте в статье Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока — образец.

    Подсудность дел по оспариванию отказа от госрегистрации ПС

    Рассмотрим подсудность и особенности оспаривания отказа регистратора по КАС РФ. При оспаривании отказа в регистрации ПС в рамках административного судопроизводства административный иск предъявляется:

    • по месту нахождения регистратора;
    • если место нахождения регистратора не совпадает с местом нахождения подведомственной последнему территории, то в суд района, территория которого регистратору подведомственна (например, апелляционное определение Мосгорсуда от 26.09.2016 по делу № 33а-35426/2016).

    Правила, установленные ст. 22 КАС РФ, дополнены ст. 24 КАС РФ (об альтернативной подсудности), согласно которой в случае обжалования отказа административный иск может быть подан по месту жительства (нахождения — для юрлиц) административного истца (например, апелляционное определение Мосгорсуда от 30.11.2016 по делу № 33а-46904/2016).

    Обратите внимание! В случае оспаривания отказа непосредственно руководителя регистрационной службы иск необходимо предъявлять по месту нахождения регистратора (например, апелляционное определение Мосгорсуда от 30.09.2016 по делу № 33а-35493/2016).

    Содержание и форма административного иска при обжаловании отказа в госрегистрации ПС

    В административном иске в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

    • реквизиты судебной инстанции;
    • реквизиты административного истца и ответчика (госрегистратора);
    • реквизиты оспариваемого отказа;
    • сведения о нарушенных из-за отказа правах;
    • нормативная база, на соответствие которой необходимо провести проверку вынесенного отказа в регистрации ПС;
    • требование о признании отказа в госрегистрации ПС незаконным.

    Помимо вышеперечисленных сведений, в заявлении также могут быть изложены необходимые административному истцу ходатайства. Административное заявление должно быть подано в судебную инстанцию в письменной форме и подписано надлежащим субъектом. Законодательно предусмотрено 3 способа подачи административного иска:

    • нарочно через канцелярию суда;
    • почтовым отправлением;
    • посредством использования электронной формы на сайте суда.
    Читайте так же:  Согласование установки дорожных знаков

    Отказ от регистрации права собственности на недвижимость: правоприменительная практика

    Обратите внимание! Оспаривание отказа в регистрации права собственности в порядке административного судопроизводства стало возможным относительно недавно, с 15.09.2015. При этом до настоящего времени сформировалась достаточно устойчивая правоприменительная практика по обжалованию.

    Приведем наиболее интересные судебные позиции:

    Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

    • отказ в госрегистрации — это не что иное, как юридический факт, являющийся актом административного характера, в основе которого лежит неустранение предписаний регистрирующего органа;
    • при возврате документов без рассмотрения регистрирующий орган не проводит соответствующей правовой экспертизы, которая осуществляется на предмет наличия или отсутствия в представленных документах оснований для приостановления или отказа в регистрации ПС;
    • подведомственность спора точно не определена.

    Как зарегистрировать прекращение права собственности на недвижимость при ее сносе

    Госрегистрация прекращения права на объект недвижимости в связи с его сносом проводится одновременно с его снятием с кадастрового учета. После сноса объекта необходимо провести кадастровые работы. Для этого вам нужно обратиться к кадастровому инженеру, который в результате таких работ выдаст вам акт обследования.

    Процедура госрегистрации прекращения прав и снятия с кадастрового учета проводится по общим правилам: нужно подготовить заявление и необходимые документы (в числе которых акт обследования). Подайте их удобным для вас способом.

    В подтверждение того, что объект снят с учета и права на него прекращены, вам выдадут выписку из ЕГРН.

    Как проводится прекращение регистрации прав на недвижимость — одновременно с ее снятием с кадастрового учета или отдельно

    Чтобы прекратить право собственности на объект недвижимости в связи с его сносом, нужно также снять его с кадастрового учета. Эти процедуры проводятся одновременно (п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости).

    Обратите внимание, что если в здании (сооружении), которое снесено, были поставлены на учет и зарегистрированы права на помещения (машино-места), то одновременно проводится снятие с кадастрового учета и госрегистрация прекращения прав и на все эти помещения и машино-места (ч. 7 ст. 40 названного Закона).

    Как провести кадастровые работы после сноса недвижимости и получить акт обследования

    После того как объект недвижимости снесен, должны быть проведены кадастровые работы. Для этого вам нужно обратиться к кадастровому инженеру или в организацию, где он работает, и заключить договор подряда (ч. 4.1 ст. 1, ч. 1 ст. 35 Закона о кадастровой деятельности).

    Отметим, что кадастровые работы может провести и кадастровый инженер, который является штатным работником организации, если эти работы проводятся для ее нужд. В этом случае заключение договора подряда не потребуется (ч. 1.1 ст. 35 Закона о кадастровой деятельности).

    В результате проведения кадастровых работ в подтверждение того, что объект недвижимости снесен, вы получите акт обследования (ч. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации недвижимости, ст. 37 Закона о кадастровой деятельности).

    Как подготовить заявление о прекращении права на недвижимость в связи с ее сносом

    Такое заявление можно оформить:

    • с помощью специалиста, принимающего документы. Он подготовит вам заявление, если вы будете подавать документы лично. Это следует из п. 6 Требований, приведенных в Приложении N 4 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920;
    • самостоятельно. Для этого воспользуйтесь утвержденной формой заявления, которая применяется для кадастрового учета и (или) госрегистрации прав на недвижимость (Приложение N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920).

    Как мы уже сказали выше, госрегистрация прекращения права на снесенный объект недвижимости и его снятие с кадастрового учета проводятся одновременно. Поэтому нужно подготовить одно заявление. Если снесенный объект принадлежал нескольким собственникам, то каждый должен подготовить отдельное заявление (п. 3 Требований, приведенных в Приложении N 4 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920).

    Как заполнить форму заявления для снятия с кадастрового учета недвижимости и госрегистрации прекращения прав на нее

    Заявление заполняется по общим правилам. При этом обратите внимание на следующие особенности:

    • в реквизите 3 проставьте знак «V» в графе 3.1 «государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав»;
    • в реквизите 5 знаком «V» отметьте графу «снятие с учета»;
    • в реквизите 6 знак «V» следует проставить напротив графы «прекращение права:». При этом укажите его вид и, при наличии, размер доли в праве;
    • в реквизите 13 «Документы, прилагаемые к заявлению:» дополнительно укажите идентифицирующий номер акта обследования, если он помещен на временное хранение в электронное хранилище (п. 22 Требований, приведенных в Приложении N 4 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920).

    Какие документы необходимы для госрегистрации прекращения права на недвижимость

    По общему правилу для этого потребуются следующие документы:

    • акт обследования, подготовленный по результатам проведения кадастровых работ (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости).

    Если он помещен в электронное хранилище, то представлять его не нужно. В этом случае, как мы уже сказали выше, укажите в заявлении его идентифицирующий номер;

    • доверенность и иные документы, подтверждающие полномочия представителя.

    По своей инициативе вы можете представить и другие документы, которые необходимы для госрегистрации.

    При подготовке документов учитывайте общие требования, которые к ним предъявляются.

    Нужно ли уплачивать госпошлину за прекращение права на недвижимость в случае ее сноса

    Нет, не нужно. За госрегистрацию прекращения права на недвижимость в связи с ее сносом госпошлина не уплачивается (пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

    Как подать документы для прекращения права на недвижимость при ее сносе

    Документы для прекращения права на недвижимость, которая снесена, и снятия ее с кадастрового учета подаются в общем порядке, предусмотренном для госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ним.

    В какой срок проводится госрегистрация прекращения права при сносе недвижимости и чем она подтверждается

    Госрегистрация прекращения права при сносе недвижимости и ее снятие с кадастрового учета проводятся в общие сроки, установленные для госрегистрации прав. Они составляют (п. п. 5 — 6 ч. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации недвижимости):

    • 10 рабочих дней, если документы представлены в офисы и приемные Росреестра (кадастровой палаты);
    • 12 рабочих дней, если они представлены в МФЦ.
    Читайте так же:  Оспоримая сделка недействительна

    При выявлении соответствующих оснований госрегистрация может быть приостановлена.

    Чем подтверждаются прекращение права на объект недвижимости и его снятие с кадастрового учета

    Снятие объекта с кадастрового учета и госрегистрация прекращения прав на него подтверждаются выпиской из ЕГРН. При этом в реквизите «Статус записи об объекте недвижимости» указывается, что объект снят с кадастрового учета, и дата его снятия (ч. 1 ст. 28 Закона о госрегистрации недвижимости, п. 38 Приложения N 7 к Приказу Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378).

    Выписку вам выдадут в случае, если вы не отказались от ее получения при заполнении заявления (п. 247 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278).

    Подтверждающие документы вы получите тем способом, который указали в заявлении о госрегистрации прав.

    Рекомендуем ознакомиться:

    Не нашли ответа на свой вопрос?

    Узнайте, как решить

    именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:

    Регистрация прекращения право собственности

    Согласно п.1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

    Государственная регистрация прекращения права собственности в связи с ликвидацией объекта недвижимости возможна после снятия такого объекта с государственного кадастрового учета.

    [1]

    В соответствии ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) снятие с учета объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления и необходимых в соответствии с Законом о кадастре документов.

    Согласно ст.22 Закона о кадастре документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости, является акт обследования.

    Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.

    В соответствии сп.2 ст.23 Закона о кадастре при постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости орган кадастрового учета, обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку либо при наличии в заявления через многофункциональный центр передать в многофункциональный центр для выдачи заявителю или его представителю кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).

    Таким образом, для прекращения права собственности в связи с ликвидацией объекта недвижимости необходимо обратиться с заявлением о прекращении права собственности в связи с ликвидацией объекта недвижимости и выпиской об объекте недвижимости, содержащей внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости.

    Регистрация прекращения права собственности в Росреестре

    В повседневной жизни часто возникают ситуации, когда правообладатель принимает решение произвести демонтаж объекта недвижимости на своем земельном участке. После проведения указанных работ, он обращается в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности. Но, как правило, сталкивается с приостановлением или отказом в государcтвенной регистрации прекращения права собственности и даются соответствующие рекомендации по их устранению.

    Следует отметить, что Росреестр, ссылаясь на п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон), проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов.

    По результатам проведенной экспертизы, наиболее часто Росреестр приостанавливает государственную регистрацию по следующим основаниям:
    — обращение с заявлением ненадлежащего лица;
    — не представление документов, необходимых для осуществления регистрационных действий;
    — наличие сомнений в подлинности документов или сведений, содержащихся в них, или их недостоверность;
    -отсутствие полномочий у лица, указанного в заявлении, распоряжаться объектом недвижимого имущества;
    — наличие фактов подписания (удостоверения) документов, представленных на регистрацию, неправомочным лицом.
    — наличие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН);
    — не соответствие требованиям законодательства Российской Федерации документов по форме и содержанию;
    — наличие спора в отношении объекта недвижимости;
    — обращение взыскания в отношении недвижимого имущества.

    Необходимо также отметить, что указанные основания являются общими (основными), каждое из которых государственный регистратор раскрывает с учётом основных характеристик дела ПУД (правоустанавливающих документов).

    Не останавливаясь на поверхностном анализе указанных выше оснований для приостановления государственной регистрации, рассмотрим более подробно такую причину как: «не представление документов, необходимых для осуществления регистрационных действий» по прекращению права собственности на объект недвижимого имущества.

    Для начала разберем, из чего состоит базовый пакет документов, необходимый для регистрации прекращения права собственности. В соответствии с Законом документами, необходимыми для регистрации кадастрового учета и (или) регистрации прав, являются:
    — заявление о государственной регистрации прекращения права собственности;
    — оплаченная государственная пошлина;
    — документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением
    обращается его представитель);
    — документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового
    учета и (или) государственной регистрации прав;
    — иные документы, предусмотренные Законом и принятыми в соответствии с ним
    иными нормативными правовыми актами.

    Читайте так же:  Как рассчитать дни отпуска

    Однако многие не знают, что одновременно с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности необходимо подавать заявление о снятии с кадастрового учета, прекратившего свое существование объекта недвижимости.

    Так, в силу пункта 3 части 3 статьи 14 Закона предусмотрено осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно.

    Согласно пункту 2 части 2 статьи 15 Закона, части 1 статьи 23 Закона и части 5 статьи 14 Закона снятие с кадастрового учета объектов недвижимости возможно только:
    — на основании заявления о снятии с кадастрового учета и акта обследования;
    — на основании вступившего в законную силу судебного решения;
    — в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 41 Закона о недвижимости.

    Исходя из изложенного, прекращение права собственности на Объект не представляется возможным при наличии Объекта на государственном кадастровом учете.

    Далее разберем, что же является основанием для прекращения права собственности. В соответствии с действующим законодательством, данную норму регулирует ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). В частности, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

    Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о недвижимости государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

    Кроме того, при проведении правовой экспертизы представленных документов, государственный регистратор использует Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), который содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

    При этом необходимо отметить, что порядок ведения ЕГРН, в том числе объем вносимых в реестры ЕГРН сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (п. 7. ст. 7 Закона).

    Между тем, в соответствии с п. 16 Порядка ведения ЕГРН, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» (далее – Порядок), при снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета, государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, сделки в данных о прекращении (снятии с учета) указываются, в том числе сведения о документах-основаниях для снятия с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, сделки в объеме сведений, предусмотренных пунктом 51 Порядка.

    Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона, необходимым для снятия с кадастрового учета объекта капитального строительства документом является акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).

    В силу положений ч. 1 ст. 23, акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машиноместа или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машиноместа в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машиноместо было расположено.

    Таким образом, снять с кадастрового учета объект капитального строительства в связи с прекращением его существования в результате гибели или уничтожения, возможно только на основании акта обследования.

    Вместе с тем, в соответствии с п. 3 раздела I Приказа Минэкономразвития РФ от 20.11.2015 № 861 «Об утверждении формы и состава акта обследования, а также требований к его подготовке», Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к Акту.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости должны быть включены кадастровым инженером в состав приложения к акту обследования.

    Управляющий партнер юридической компании EL Group

    [3]

    Источники


    1. Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.

    2. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.

    3. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.
    4. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
    5. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.
    Регистрация прекращения права собственности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here