Регистрация права оперативного управления

Описание страницы: регистрация права оперативного управления - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Содержание

  • Обязано ли Федеральное государственное бюджетное научное учреждение уплачивать госпошлину за внесение изменений в свидетельство о регистрации права, в связи с изменением в графе «субъект права» и за регистрацию права оперативного управления объектами недвижимого имущества, закрепленными на праве оперативного управления за институтами, которые реорганизованы в форме присоединения к этому учреждению, за внесение изменений в свидетельство о регистрации права? Уплачивается ли госпошлина за регистрацию объектов недвижимого имущества, зарегистрированных на праве оперативного управления за обособленными структурными подразделениями (несколько институтов), которые присоединились к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    1. За регистрацию права оперативного управления объектами недвижимого имущества, закрепленными на праве оперативного управления за институтами, которые реорганизованы в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению, уплачивать госпошлину не нужно.
    2. В настоящее время государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется не свидетельством о государственной регистрации права, а выпиской из ЕГРН.
    3. Сведения об изменении наименования юридического лица, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, подлежат внесению в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании сведений, предоставленных ФНС. Учреждение по собственной инициативе может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих изменений в ЕГРН без уплаты госпошлины.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    кандидат юридических наук Кузьмина Анна

    Ответ прошел контроль качества

    15 марта 2018 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Регистрация права оперативного управления

    Регистрация права оперативного управления на недвижимость

    Перечень документов, необходимых для решения вопроса об изъятии – закреплении федерального имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения (оперативного управления)

    Перечень документов, необходимых для решения вопроса об изъятии – закреплении федерального имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения (оперативного управления).

    [2]

    Для организаций, у которых происходит изъятие имущества.

    1. Обращение заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация (в отношении объектов движимого имущества – обращение уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация), на имя руководителя Территориального управления об изъятии федерального имущества из оперативного управления (хозяйственного ведения) и его закреплении на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) за другим юридическим лицом* или подведомственными организациями.

    К обращению необходимо приложить:

    1.1. Письменное согласие организации – балансодержателя на прекращение права хозяйственного ведения или изъятие из оперативного управления с указанием перечня объектов недвижимого (движимого) имущества, предлагаемых к изъятию, на дискете и бумажном носителе по следующей форме (Приложение и № 2):

    Наименование и характеристика основных средств, подлежащих изъятию у (наименование юридического лица**)

    Раздел 4. Порядок регистрации права хозяйственного ведения и оперативного управления

    4. Порядок регистрации права хозяйственного
    ведения и оперативного управления

    4.1. Право хозяйственного ведения и оперативного управления регистрируется внесением записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    4.2. Регистрация права хозяйственного ведения или оперативного управления не означает прекращения права собственности муниципального образования.

    4.3. Муниципальное предприятие представляет следующие документы:

    4.3.1. Заявление о регистрации права хозяйственного ведения.

    4.3.2. Подлинный платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию права.

    4.3.3. Подлинник и копию устава, свидетельства о регистрации предприятия, нотариально засвидетельствованные или заверенные органом, зарегистрировавшим предприятие, либо Комитетом — учредителем предприятия.

    4.3.4. Доверенность представителя предприятия на совершение действий по регистрации права, получение документа о регистрации.

    4.3.5. Документ, удостоверяющий личность представителя. После установления личности возвращается правообладателю.

    4.3.6. Правоустанавливающий документ (подлинник и копию, заверенную печатью предприятия либо Комитета):

    — акт приема-передачи имущества;

    — приказ, решение органа исполнительной власти о принятии предприятием объекта на баланс;

    — решение уполномоченного органа (постановление администрации, распоряжение Комитета) о закреплении имущества за предприятием;

    — иной документ гражданско-правовой сделки (купля, мена, отступное), на вновь создаваемое недвижимое имущество (в том числе по договорам долевого участия), решение суда и т.п.

    4.3.7. Документы, подтверждающие наличие объекта недвижимого имущества на балансе предприятия: акт приема-передачи основных средств по форме ОС-1, утвержденный руководителем предприятия, акт постановки объекта на баланс.

    4.4. Муниципальное учреждение представляет следующие документы:

    4.4.1. Заявление о регистрации права оперативного управления.

    4.4.2. Подлинный платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию права.

    4.4.3. Доверенность представителя учреждения на совершение действий но регистрации права, получение документа о регистрации.

    4.4.4. Документ, удостоверяющий личность представителя. После установления личности возвращается правообладателю.

    4.4.5. Подлинник и копию Устава о регистрации учреждения, нотариально засвидетельствованная либо заверенная органом, зарегистрировавшим учреждение как юридическое лицо, или Комитетом.

    Читайте так же:  Расчеты в валюте

    4.4.6. Правоустанавливающий документ (подлинник и копию, заверенную печатью предприятия либо Комитета):

    — акт приема-передачи имущества;

    — приказ, решение органа исполнительной власти о принятии учреждением объекта на баланс,

    — решение уполномоченного органа (постановление администрации, распоряжение Комитета) о закреплении имущества за учреждением;

    — иной документ гражданско-правовой сделки (купля, мена, отступное), на вновь создаваемое недвижимое имущество (в том числе по договорам долевого участия), решение суда и т.п.

    4.4.7. Документ, подтверждающий наличие объекта недвижимого имущества на балансе учреждения: акт приема-передачи основных средств по форме ОС-1, утвержденный руководителем учреждения, акт постановки объекта на баланс.

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Срок регистрации права оперативного управления

    В какие сроки мы обязаны зарегистрировать право оперативного управления после передачи нам имущества? Или это необязательно?

    Право оперативного управления Вы должны зарегистрировать с момента передачи имущества. Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В соответствии с п. 1. ст. 299 ГК право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.Согласно п.2 данного Постановления заявление о государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности подается организацией, за которой недвижимое имущество закреплено на основании акта соответствующего уполномоченного органа. Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится в течение двадцати календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.

    Документы необходимые для регистрации права хозяйственного ведения и оперативного управления:

    Решение государственного органа или органа местного самоуправления

    Подтверждение оплаты госпошлины

    Иные необходимые документы

    Для осуществления государственной регистрации права полного хозяйственного ведения и оперативного управления на недвижимость унитарное предприятие представляет заявление об этом, а также решение государственного органа, на основании которого эти права возникают. К заявлению прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения и оперативного управления, а также документ об оплате регистрации.

    [1]

    Право хозяйственного ведения (оперативного управления) считается зарегистрированным, а правовые последствия — наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.

    Право оперативного управления на объекты недвижимости — порядок регистрации

    Как происходит регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости? Многие учреждения (предприятия) владеют имуществом на правах оперативного управления.

    Для полноправного осуществления этих полномочий требуется не только передача недвижимых объектов, но и регистрация прав на них. О том, как и зачем производится регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, расскажем далее.

    Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости?

    Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности.

    Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.

    Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

    Что такое регистрация оперативного управления?

    Суть управления передаваемым имуществом в оперативном порядке заключается в его безвозмездном использовании для осуществления собственной деятельности. Различное имущество на этом праве передается государством, к примеру, таким учреждениям, как школы, сады.

    Однако простой передачи для возникновения законной возможности использовать имущества недостаточно. Для этого требуется произвести его регистрацию. Под государственной регистрацией любых прав на недвижимые объекты понимается официальное признание, подтверждение факта существования этих прав, их возникновения, перехода, прекращения.

    По сути, регистрация – это юридический акт, совершаемый путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Данное определение дается законодателем в Законе № 218.

    Для чего и кому нужна регистрация?

    Законом предусматривается регистрация оперативного управления объектами недвижимости.

    Однако иногда возникает вопрос об обязательности такой процедуры, ведь она отнимает время, требует сбора определенной документации.

    Кроме того, учреждения могут пользоваться этим имуществом с момента его передачи. Физическая возможность использования недвижимых объектов, действительно, появляется с момента их фактической передачи.

    Но юридически они получают законное право владеть, а также пользоваться переданным имуществом только после госрегистрации своих прав. Это следует из положений статьи 131 ГК РФ.

    В законе №218 говорится о том, что акт регистрации является единственным достоверным подтверждением наличия такого права. Оспаривать зарегистрированные права можно только через суд.

    Порядок регистрации прав оперативного управления на объекты недвижимости

    Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в описанное управление.

    Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено. При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи.

    Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг. Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется. После принятия заявления и всех требуемых документов регистрирующим органом производится их проверка.

    Если предоставленные документы отвечают установленным требованиям, то осуществляется внесение записей в Единый реестр недвижимости.

    Читайте так же:  Как получить визу во францию самостоятельно

    Документы, требуемые для регистрации

    Каким документом оформляется передача недвижимого имущества?

    Помимо заявления на регистрацию в соответствующий орган нужно подать ряд документов. Их список выглядит следующим образом:

    • учредительные документы на учреждение (предприятие);
    • документы о личности и полномочиях заявителя;
    • документ о закреплении объекта за учреждением (предприятием);
    • документ о фактической его передаче.

    Выписку из ЕГРЮЛ, кадастровый паспорт на объект, выписка из реестра государственной (муниципальной) собственности заявитель может предоставлять по своему желанию.

    При подаче заявления и документов представителем учреждения (предприятия) требуется наличие надлежащей доверенности. Она должна быть действующей и предусматривать право подачи таких заявлений в регистрирующие органы.

    Процедура передачи имущества

    Недвижимое (движимое) имущество закрепляется за учреждениями (предприятиями) их собственником. Поскольку речь идет в основном об имуществе государственном (муниципальном), то решение о его передаче принимается уполномоченным на распоряжение имуществом органом. Оно может издаваться в виде решения, акта или иного нормативного документа.

    Кроме самого решения о закреплении объектов, необходимо оформить документ об их фактической передаче. В этой роли, как правило, выступают акты приема-передачи. В отдельных муниципальных образованиях могут приниматься собственные акты о порядке передаче такого имущества.

    Право оперативного управления объектами недвижимости, в том числе жилыми помещениями, является одним из видов имущественных прав. Согласно ГК РФ оно подлежит регистрации в органах Росреестра.

    Именно акт такой регистрации является подтверждением наличия указанного управления, позволяет свободно владеть (пользоваться) переданными объектами.

    О том, что такое управление недвижимостью вы можете узнать, посмотрев видео:

    Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

    Государственная регистрация прав на недвижимость

    «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 10

    Вопрос регистрации имущественных прав на объекты недвижимости традиционно один из самых сложных как в теории, так и на практике. При этом бытует ошибочное мнение, что регистрации подлежит только право собственности, хотя оно не единственное из имущественных прав, требующих государственной регистрации. Право оперативного управления, на основании которого казенные учреждения распоряжаются недвижимостью, также должно быть удостоверено не только на бумаге, но и в Едином государственном реестре прав. Как же это сделать? Какие документы нужно подготовить и в какие органы их представить? Попробуем ответить на эти непростые вопросы.

    Каковы основания для регистрации оперативного управления?

    В Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) нет прямого ответа на этот вопрос, как и нет упоминания о праве оперативного управления. Поэтому обратимся к нормам гражданского законодательства. В ст. 131 ГК РФ сказано, что госрегистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, ипотека, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством. Таким образом, право оперативного управления как один из видов имущественных прав подлежит государственной регистрации, общий порядок проведения которой описан в Законе N 122-ФЗ. Им установлена обязательная регистрация прав на земельные участки, участки недр и всех объектов, которые связаны с землей таким образом, что их перемещение без несоразмерного ущерба назначению объектов невозможно, в том числе права на здания, сооружения, жилые и нежилые помещения. Многие из перечисленных объектов могут находиться у казенных учреждений на праве оперативного управления, поэтому им следует позаботиться о том, чтобы все права на объекты недвижимости были зарегистрированы в законном порядке.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    К сведению. Право оперативного управления учреждения на недвижимое имущество, возникшее до введения в действие Закона N 122-ФЗ, признается действительным при отсутствии его государственной регистрации (Определение ВАС РФ от 11.05.2011 N ВАС-5289/11).

    Кто занимается регистрацией недвижимости?

    Уполномоченным федеральным органом по регистрации недвижимости является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая через свои территориальные органы выполняет возложенные на нее полномочия . Росреестр не только координирует и контролирует деятельность своих территориальных органов, но и обеспечивает соблюдение Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним , а также разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики ведения госрегистрации прав объектов недвижимости.

    Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457.
    Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.

    Утверждены Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113.

    Этапы «хождения» документов по инстанциям

    Порядок проведения государственной регистрации прав прописан в ст. 13 Закона N 122-ФЗ. В целях наглядности выделим на схеме все основные этапы данной процедуры.

    Государственная регистрация прав проводится в месячный срок со дня приема заявления и документов для проведения данной процедуры. После этого заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации прав как итоговый документ о зарегистрированном праве оперативного управления на объект недвижимости. Но, чтобы его получить, нужно собрать пакет подтверждающих имущественное право документов.

    Документы, необходимые для регистрации права

    В связи с тем что регистрация имущественного права имеет добровольный (заявительный) характер, первое, что потребуют в регистрационной службе, это заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ). К заявлению (в одном экземпляре) прилагаются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество (не менее двух экземпляров), выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их выхода. Возможно, потребуются и иные документы о передаче прав на недвижимое имущество, например, согласие собственника государственного или муниципального имущества на распоряжение передаваемым или находящимся в оперативном управлении имуществом казенного учреждения.

    Читайте так же:  Агентское вознаграждение ндс

    Здесь стоит упомянуть Методические рекомендации по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним , в которых большое внимание уделяется наиболее важным моментам сбора и представления документов на регистрацию недвижимости. В частности, документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Представляемые бумаги должны содержать описание недвижимого имущества (Постановление ФАС ВВО от 17.01.2011 по делу N А82-1733/2010), вид регистрируемого права, быть скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных должностных лиц (п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ). В случае если на государственную регистрацию был представлен документ (документы), имеющий подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в нем исправления, исполненный карандашом, а также с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать его содержание, он не подлежит приему на государственную регистрацию.

    Утверждены Приказом Минюста России от 01.07.2002 N 184.

    В связи с тем что в Законе N 122-ФЗ не указан порядок отказа в приеме ненадлежаще оформленных документов, а уклонение от регистрации права может быть обжаловано в суде, органы, принимающие документы, вправе приостановить государственную регистрацию до того момента, когда все документы будут собраны, а недочеты и ошибки исправлены. В противном случае непредставление требуемого и надлежаще оформленного документа до окончания срока регистрации (приостановления регистрации) повлечет вынесение решения об отказе в регистрации прав казенного учреждения на объект недвижимости.

    Отметим, что заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для нее, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. Сведения о таком учете являются обязательными для подтверждения прав при совершении сделок с недвижимостью, особенно если вместе с ней передаются права на земельные участки. Кстати, скоро планируется принять новый федеральный закон, объединяющий отдельные процедуры регистрации прав на объекты недвижимости и их кадастрового учета. То есть, возможно, будет единый закон, устанавливающий правила внесения и предоставления сведений сразу из двух источников (ЕГРП и ГКН). Это и есть тот самый принцип «одного окна», о котором, в частности, говорится в Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости .

    Утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2009 N 534.

    Плата за госрегистрацию

    Как сказано в Законе N 122-ФЗ, вместе заявлением о госрегистрации прав и другими прилагаемыми к нему документами представляется документ об уплате государственной пошлины. При этом без взимания госпошлины производится регистрация прав Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную, региональную или муниципальную казну (абз. 2 п. 3 ст. 16). Однако регистрация права оперативного управления казенного учреждения — это несколько иная операция, поэтому за нее нужно заплатить госпошлину, установленную пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

    Когда отказ в регистрации неправомерен?

    Практика показывает, что не всегда учреждениям и организациям удается зарегистрировать имущественное право владения (распоряжения) недвижимостью. В таком случае отказы регистрационных органов можно оспорить в судебном порядке. Выделим несколько решений, в которых заявителям удалось отстоять свое право на регистрацию.

    Как следует из Определения ВАС РФ от 01.04.2010 N ВАС-3723/10, регистрирующий орган отказал в регистрации права оперативного управления на комнаты в здании дома культуры, ссылаясь на отсутствие кадастрового паспорта, содержащего сведения о комнатах как о помещениях, представляющих собой самостоятельные объекты недвижимого имущества. Между тем, по мнению заявителя и судей, описание объекта недвижимости содержит все сведения о спорных комнатах, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления. Поэтому предоставление кадастровых паспортов на каждую из комнат является необязательным. Закрепление собственником части принадлежащего ему объекта недвижимости за учреждением на праве оперативного управления не влечет вследствие этого прекращения права собственности на объект недвижимого имущества в целом и образования новых объектов недвижимости.

    В Определении ВАС РФ от 06.04.2011 N ВАС-3267/11 причиной отказа государственному учреждению в регистрации права оперативного управления на здание главного корпуса послужило отсутствие документа о закреплении за ним этого здания на праве оперативного управления. В то же время учреждение представило с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления документы, в том числе договор с учредителем, условиями которого подтверждается факт принадлежности государственному учреждению спорного имущества на праве оперативного управления.

    В Постановлении ФАС МО от 25.07.2011 N КА-А41/7741-11 управление Росреестра отказало в регистрации права учреждения на здание, сославшись на непредставление документа, подтверждающего предоставление земельного участка для строительства, а точнее, на невозможность из подобного документа идентифицировать спорный объект, а также земельный участок для строительства объекта недвижимости. Однако постановление администрации главы района об утверждении разрешения на ввод в эксплуатацию содержало полное описание спорного объекта недвижимости. В подтверждение прав в отношении земельного участка учреждение представило государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком. Факт предоставления земельного участка для строительства объекта подтверждался также постановлениями местной администрации, из содержания которых усматривалось, что государственному учреждению было разрешено строительство объекта недвижимости. Перечисленных документов оказалось достаточно, чтобы признать отказ регистрирующего органа неправомерным.

    Несколько слов о правах на земельные участки

    Следует знать, что права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретают юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках (п. 1 ст. 36 ЗК РФ). При этом в силу норм ст. 20 данного Кодекса государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками проводится в том же порядке, что и регистрация иного недвижимого имущества. При этом учреждения, в том числе казенные, не обязаны переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобретать земельные участки в собственность, как это предписано сделать иным юридическим лицам (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

    Читайте так же:  Приемка товара гк рф

    Практика проверок показывает, что на балансе казенного учреждения могут числиться объекты недвижимости, на которые зарегистрировано в установленном порядке право оперативного управления. Однако не всегда сотрудники учреждения могут представить документы, подтверждающие права на земельные участки, на которых находится объект недвижимости. Это является нарушением п. 1 ст. 25 ЗК РФ, обязывающего регистрировать права на земельные участки в установленных законами случаях (один из них — передача земли в постоянное (бессрочное) пользование казенному учреждению). Чтобы ничего не нарушать, учреждению нужно зарегистрировать не только право на объект недвижимости, но и право на занятый им земельный участок.

    Ответственность за нарушение порядка регистрации имущества

    Ответственность за такое нарушение предусмотрена ст. 19.21 КоАП РФ: несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Привлечь нарушителя к ответственности можно в том случае, если он на момент проверки не подал документы на государственную регистрацию прав на объект недвижимости. Если это сделано, но удостоверяющие документы еще не получены, учреждение может избежать ответственности, сославшись на то, что Законом N 122-ФЗ не установлен срок для подачи управомоченным лицом заявления на регистрацию прав на недвижимое имущество. Месячный срок, отнесенный к порядку государственной регистрации, установлен только для органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество. Но все же советуем не затягивать с регистрацией объектов недвижимости и земельных участков, так как это является обязательным требованием гражданского и земельного законодательства.

    В принципе штрафы за нарушение порядка регистрации прав на объекты недвижимости и на земельные участки для казенного учреждения не так уж существенны. Однако могут возникнуть проблемы в решении различных правовых вопросов, а также не исключены сложности с учетом и налогообложением. Надеемся, что статья поможет внести ясность в порядок государственной регистрации объектов недвижимости, принадлежащих казенным учреждениям на праве оперативного управления, и лишний раз подтвердит ее необходимость.

    Приложение N 14. Примерный перечень документов, необходимых для государственной регистрации права хозяйственного ведения и оперативного управления

    Приложение N 14

    Управления Федеральной службы

    кадастра и картографии

    по Белгородской области

    от 2 сентября 2011 г. N 200

    14. Примерный перечень документов, необходимых для государственной регистрации права хозяйственного ведения и оперативного управления

    1. Документ, удостоверяющий личность заявителя

    См. перечень документов, предоставляемых физическими лицами.

    П. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации)

    2. Документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя, в том числе:

    — доверенность по форме, установленной действующим законодательством;

    — документ, удостоверяющий полномочия действовать от имени юридического лица без доверенности

    п. 1 ст. 16 Закона о регистрации

    3. Документ об оплате государственной пошлины

    Сведения, подтверждающие информацию об уплате государственной пошлины, содержащие информацию о платежном документе, запрашиваются регистрирующим органом в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», если заявитель не представил указанный документ самостоятельно

    Если в соответствии с Налоговым кодексом РФ государственная пошлина уплате не подлежит, указанный документ не предоставляется.

    4. Заявление о государственной регистрации

    [3]

    Оформляется при приеме документов на государственную регистрацию.

    П. 1 ст. 16 Закона о регистрации

    5. Один из правоустанавливающих документов:

    — решение собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием, казенным предприятием, учреждением;

    — разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, документ, подтверждающий право на земельный участок (для вновь созданных объектов);

    — договор о приобретении объекта недвижимости, стороной по которому является унитарное предприятие, казенное предприятие, учреждение;

    — вступивший в законную силу судебный акт о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления,

    п. 1 ст. 17 Закона о регистрации

    6. Выписка из соответствующего реестра (федеральной собственности, собственности субъекта, муниципальной собственности) с указанием основания для включения объекта недвижимости в соответствующий реестр;

    документ, подтверждающий наличие права государственной или муниципальной собственности на имущество, закрепляемое собственником за унитарным предприятием, казенным предприятием, учреждением

    Необходимо в случае, если право государственной или муниципальной собственности на объект недвижимости не зарегистрировано в ЕГРП.

    Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества»

    7. Акт приема-передачи объекта недвижимости

    8. Кадастровый паспорт объекта недвижимости

    Представление кадастрового паспорта не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом о регистрации, и содержащий описание объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся для регистрации права государственной или муниципальной собственности.

    п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации,

    ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»,

    Приказ Минюста РФ от 18.02.2008 N 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка»

    Подлинники правоустанавливающих документов, оформленных в простой письменной форме, предоставляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, остальные документы — подлинник и копия (п. 5 ст. 18 Закона о регистрации). Подлинники документов после государственной регистрации возвращаются правообладателю.

    Начальник отдела правового обеспечения

    >
    N 15. Примерный перечень документов, необходимых для государственной регистрации договора об ипотеке, погашения регистрационной.
    Содержание
    Приказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области от 2 сентября.
    Читайте так же:  Объекты коммунально бытового назначения

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Что регистрируется первым за вновь построенным объектом недвижимости право оперативного управления или право собственности? Какое нарушение будет в том случае, если сначала зарегистрировано право оперативного управления?

    Первоначально, необходимо зарегистрировать право собственности за лицом, которое передает имущество в оперативное управление (собственником). В приказе Росрегистрации от 08.06.2007 № 113 также отражено, что учитывая положения статьи 299 ГК РФ, государственную регистрацию права оперативного управления государственных предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты недвижимого имущества рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.

    Таким образом, если права на построенные объекты недвижимости не зарегистрированы за собственником, первоначально необходимо будет первоначально зарегистрировать право собственности на вновь построенный объект недвижимости.

    Ответственность за регистрацию первоначально права оперативного управления, а не права собственности не предусмотрена, однако территориальное подразделение Росреестра на основании закона может отказаться от регистрации права оперативного управления, при отсутствии регистрации права собственности на вновь построенный объект.

    Обоснование:

    Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности. Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть, как движимым, так и недвижимым.

    Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

    Под государственной регистрацией любых прав на недвижимые объекты понимается официальное признание, подтверждение факта существования этих прав, их возникновения, перехода, прекращения. По сути, регистрация – это юридический акт, совершаемый путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Данное определение дается законодателем в Законе № 218.

    Гос. регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости производится в Росреестре на основании документов, устанавливающих наличие (возникновение, переход) прав на такое имущество, в частности: заявления о государственной регистрации, договора о передаче соответствующего имущества на праве оперативного управления; договора купли-продажи (в т. ч. государственного (муниципального) контракта); решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления; документов о гос. регистрации учреждения и его учредительных документов; документов об объекте недвижимости; других документов, предусмотренных законодательством. Это следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ. Однако следует учитывать, что первоначально, необходимо зарегистрировать право собственности за лицом, которое передает имущество в оперативное управление (собственником).

    Как разъяснено в п.5 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. При этом, в приказе Росрегистрации от 08.06.2007 № 113 также отражено, что учитывая положения статьи 299 ГК РФ, государственную регистрацию права оперативного управления государственных предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты недвижимого имущества рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.

    Таким образом, если права на построенные объекты недвижимости не зарегистрированы за собственником, первоначально необходимо будет первоначально зарегистрировать право собственности на вновь построенный объект недвижимости.

    Обязательным условием для регистрации завершенного строительством объекта недвижимости является наличие разрешения на ввод его в эксплуатацию (ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

    Для регистрации завершенного строительством объекта в территориальное подразделение Росреестра представляются следующие документы:

    — заявление о государственной регистрации;

    — документ об уплате госпошлины;

    — копию документа, удостоверяющего личность заявителя, представителя организации-заявителя (выписка из ЕГРЮЛ в отношении организации-заявителя);

    — документ, подтверждающий полномочия представителя организации-заявителя;

    — копию устава организации-заявителя; копию свидетельства о госрегистрации организации-заявителя;

    — копию документа, подтверждающего право собственности на земельный участок либо право пользования участком (аренды);

    — копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

    — копию разрешения на строительство, за исключением случаев, когда разрешение не требуется (ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ);

    Видео (кликните для воспроизведения).

    — кадастровый (технический) паспорт объекта незавершенного строительства, содержащий его описание.

    Источники


    1. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.

    2. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.

    3. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.
    4. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
    5. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.
    Регистрация права оперативного управления
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here