Рао защита авторских прав

Описание страницы: рао защита авторских прав - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Российское авторское общество: что это?

Рассказываем об организации, которой все кинотеатры должны отчислять процент от сборов

Один из моментов в работе кинотеатров, споры вокруг которого не утихают – это отчисления в пользу Российского авторского общества. На текущий момент все кинотеатры обязаны платить организации от 0,5% до 1,2% от сборов каждого фильма в репертуаре. Разбираемся в механизмах работы кинотеатров с РАО и существующих подводных камнях. Материал подготовлен при содействии члена совета Ассоциации владельцев кинотеатров Сергея Пирожкова.

Согласно официальному сайту, общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) – негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе. РАО управляет имущественными правами авторов и других обладателей авторских прав, когда осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднительно. Например, при сборе авторского вознаграждения за передачу музыкальных произведений в эфире и по кабелю, при их публичном исполнении или публичном показе фильмов, где звучат произведения, при их воспроизведении и репродуцировании. Организация была создана в 1993 году, и сейчас защищает интеллектуальную собственность более 26 тысяч российских и 2 млн иностранных авторов и правообладателей. При этом авторские права защищаются вне зависимости от того, заключил ли правообладатель договор с РАО или нет. РАО – одна из четырех аккредитованных государством организаций, которые управляют коллективными интеллектуальными правами, и самая крупная в своей конкретной области.

Дополнительные платежи взимаются за озвучивание фойе и баров кинотеатров, а также при наличии бильярдных столов или боулинга. Причем за музыку в консешн-зонах и местах отдыха в кинотеатре нужно будет заплатить не только РАО, но и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая собирает отчисления в пользу исполнителей и аранжировщиков. Размер выплат здесь зависит от площади мест отдыха, количества посадочных мест и не только.

На данные момент отчисления в РАО осуществляют практически все кинотеатры, а те, кто этого не делают, могут подвергнуться судебным преследованиям. Поэтому при открытии нового кинотеатра с организацией лучше связаться самостоятельно. В договоре РАО указано, что в случае открытия новой площадки или кинозала нужно письменно информировать об этом общество не позднее чем через 10 дней. В случае переоборудования кинотеатра/кинозала нужно в срок до 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором такое переоборудование было произведено, письменно информировать об этом общество.

Представлять обществу оформленный, подписанный и скрепленный печатью отчет за прошедший месяц следует не позднее 10 календарных дней после окончания каждого месяца. В тот же срок придется перечислять отраженную в отчете сумму авторского вознаграждения на расчетный счет РАО. Неустойка за невыплату составляет в размере 0,3% от полагающихся к выплате сумм за каждый день просрочки.

Между кинотеатрами и РАО периодически вспыхивают споры, решающиеся в судебном порядке. Одним из последних громких дел стало разбирательство между обществом и ИП «Козак». У кинотеатра не был заключен договор с РАО, и последнее потребовало с площадки выплаты сразу за три года. Такая же ситуация складывается и у тех кинотеатров, которые заключили договоры с РАО, но не выплачивали авторское вознаграждение за фильмы производства США. Позиция кинотеатров и в том и в другом случаях основывается на том факте, что в США, так же, как и в других странах, в которых законодательство об интеллектуальных правах базируется на основе так называемой системы Copyright (например, Канада, Великобритания, Австралия) автором музыки к фильму признаются не композиторы, а студии, оплатившие создание музыки к фильму. Поэтому собирать авторское вознаграждение в пользу ненадлежащих кредиторов кинотеатры считают незаконным.

Российское Авторское Общество (РАО)

Российское Авторское Общество (далее РАО) самая крупная в России организация, сфера деятельности которой лежит в регистрации и

Основными функциями Российского Авторского Общества являются сбор, распределение и выплата авторского вознаграждения за различные способы использования произведений.

Основная задача Общества — управление правами авторов наколлективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно.

В соответствии с договорами, заключенными с авторами и иными правообладателями, РАО предоставляет пользователям лицензии на использование произведений в сферах публичного исполнения, при сообщении в эфир и по кабелю, воспроизведении путем механической и магнитной записи, тиражировании произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и в иных сферах.

РАО оказывает содействие авторам и иным правообладателям в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе.

РАО представляет законные интересы авторов и иных правообладателей в государственных и общественных организациях, а также, в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями — партнерами РАО за рубежом.

РАО причастно к реализации многих значимых межправительственных соглашений и программ культурного и научного сотрудничества России с зарубежными странами.

Приоритет работы Общества — дальнейшая оптимизация его структуры с целью более широкого представительства интересов правообладателей во всех субъектах Российской Федерации. Сегодня в системе РАО созданы и успешно действуют 11 региональных филиалов, и практически в каждом субъекте Российской Федерации работают его представители.

Общество стремится максимально соответствовать требованиям времени, реагировать на появление новых видов носителей произведений.

Большую повседневную работу РАО ведет по вопросам правовой поддержки авторов. Квалифицированные специалисты в региональных филиалах и центральном офисе РАО всегда готовы оказать авторам консультационную помощь, а в случае нарушения их авторских прав осуществляют представительство интересов авторов в судебных органах.

Совет директоров РАО считает своей стратегической целью укрепление авторитета Общества на международном уровне. Как полноправный член организация принимает активное участие в работе Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК). Заключен договор с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), согласно которому РАО осуществляет подготовку персонала для авторских обществ стран — членов СНГ.

Осознавая свою роль в обществе, РАО участвует в социально значимых проектах, поддерживает национальную культуру, оказывая посильную помощь в организации и проведении международных музыкальных фестивалей таких, как «Московская осень» и «Санкт-Петербургская музыкальная весна», фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира» в Санкт-Петербурге, первого Всероссийского фестиваля симфонической музыки «Имена России» в Казани, фестиваля-концерта «Сергей Рахманинов — Гала» и других.

Кроме музыкальных форумов Общество оказывает поддержку детским учреждениям, не оставляет без внимания пожилых композиторов — членов Союза композиторов Санкт-Петербурга и Филармонического общества Санкт-Петербурга. РАО не забывает и о талантливой молодежи и студенчестве, участвуя в образовательных проектах.

Управление правами авторов и иных правообладателей РАО осуществляет на основании договоров о передаче соответствующих полномочий и в силу государственной аккредитации. Число таких договоров с российскими правообладателями в настоящее время превысило 26 000.

РАО заключило 182 договора о взаимном представительстве интересов со 117 иностранными авторско-правовыми организациями в 68 странах мира. Благодаря этому на территории России в области музыки РАО представляет интересы практически всех российских авторов и более 2 миллионов зарубежных правообладателей.

Читайте так же:  Отпуск логопеда в здравоохранении

С 1993 года РАО является членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК) — международной неправительственной организации, объединяющей большинство зарубежных организаций по управлению правами на коллективной основе.

Реализуя полученные от правообладателей полномочия и в силу государственной аккредитации, Общество заключает лицензионные договоры и договоры о выплате авторского вознаграждения с различными категориями пользователей: театрами, концертными площадками, магазинами, ресторанами, телерадиокомпаниями и другими организациями.

РАО является крупнейшей организацией среди российских обществ по коллективному управлению по объемам сборов вознаграждения и демонстрирует их постоянный рост. За последние четыре года работы Общества сборы авторского вознаграждения увеличились практически в 2 раза. Общий объем сборов авторского вознаграждения в 2007 году составил 1,5 млрд рублей, в 2008-м — 2,2 млрд рублей, а в 2009-м РАО собрало более 2,7 млрд рублей. В 2010 году этот показатель остался практически на уровне предыдущего года — около 2,7 млрд рублей.

В России сложилась достаточно эффективная система контроля в сфере защиты авторских и смежных прав, в том числе над деятельностью РАО и других организаций, осуществляющих управление имущественными правами правообладателей на коллективной основе.

Такой государственный контроль над деятельностью аккредитованных организаций осуществляет Министерство Культуры Российской Федерации. В частности, аккредитованные организации должны ежегодно направлять в уполномоченный орган отчет о своей деятельности. Контроль над РАО осуществляет также и Министерство юстиции РФ, куда Общество также обязано направлять отчет.

Внутренний контроль деятельности Общества осуществляется Ревизионной комиссией РАО, состоящей из правообладателей. Ежегодно проводится независимый аудит. Контроль также осуществляет СИЗАК в соответствии с условиями членства РАО в этой международной организации.

РАО предпринимает активные действия по защите прав российских и зарубежных правообладателей, разъясняя пользователям законодательство об авторском праве, а также представляя интересы правообладателей в суде.

РАО формирует обширную судебную практику по защите прав авторов, которая имеет существенное значение для практической деятельности правоприменительных органов и играет огромную роль для дальнейшего развития и совершенствования законодательства об авторском праве.

Задача РАО — эффективно отстаивать интересы членов Общества.

Что может быть зарегистрированно в РАО?

В РАО могут быть депонированы с выдачей Свидетельства следующие произведения:

  • рукописи рассказов, повестей, романов, стихотворений, учебников, учебных пособий, пьес, статей и т.п.
  • рукописи киносценариев документальных, полнометражных художественных фильмов, рекламных роликов, клипов и т.п.
  • рукописи литературных переводов
  • авторское описание игр, викторин, лотерей
  • архитектурные проекты
  • описания и сценарии фестивалей, проведения конкурсов
  • произведения изобразительного искусства, в том числе эскизы товарных знаков и эмблем
  • сценарии телевизионных передач, сериалов, игр, викторин, лотерей и шоу-программ
  • произведения живописи, скульптуры, дизайна, графики, графические рассказы, комиксы и фотографические произведения
  • произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства
  • хореографические произведения и пантомимы
  • произведения декоративно-прикладного искусства
  • музыкальные произведения с текстом или без текста

РАО не депонирует названия отдельно от произведений, а также слоганы, логотипы, «крылатые фразы», товарные знаки и компьютерные программы.

[2]

Авторские работы на депонирование принимаются как непосредственно от авторов или их доверенных лиц, так и по почте.

РАО, консультации, юристы

Объединенные караоке системы (Судебная практика)

Добрый день! Сегодня АСГМ опубликована мотивировочная часть решения по иску Объединенные Караоке Системы к караоке-клубу. Решение расставило точки над “i”, а также дало оценку правомерности сбора вознаграждение не только ОКС, но и РАО. Если кратко, то все уважаемые авторы, в лице Фадеева и иных, могут распоряжаться своими правами.

Объединенные караоке системы

Добрый день! В наступившем 2019 году РАО приготовило новый сюрприз своим пользователям, нельзя сказать, что приятный. Теперь любое заведение, в котором установлена система караоке, обязано кроме договора с РАО и ВОИС (Формакс, как замена) заключить с ООО «Объединенные караоке системы» (http://karaoke-oks.ru/) новый договор. ОКС себя позиционирует, как единственные представители.

Короткие советы, поздравления!

Дорогие друзья, для тех, кто открывает, или только открыл свое замечательное заведение, а также пару слов, для тех, кто давно на рынке и в курсе вопроса, речь пойдет о российском авторском обществе, более известном, как РАО. Не открою Вам тайны, но как только Вы включили музыку в своем заведении.

В ряду специалистов прибыло

Уважаемые посетители, Рад Вам сообщить, что к нашему проекту присоединился один из ведущих специалистов в Челябинске в вопросах защиты интеллектуальной собственности Полянко Алексей, а в его лице Уральская ассоциация по защите авторских прав и интеллектуальной собственности. Ассоциация создана в 2003 году, за это время успешно защищала интересы правообладателей- авторов.

Семенов А.В. по вопросам интеллектуальной собственности

Предлагаю Вашему вниманию интервью представителя уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ Семенова А.В., по вопросам интеллектуальной собственности. Начиная с 26 минуты, он непосредственно затрагивает вопросы законности обществ по управлению правами на коллективной основе- РАО и ВОИС. Роговский А.

Что такое «Fonmix»?

Уважаемый посетитель, Приведу Вам немного информации, которую не сообщат представители РАО и ВОИС, о всему остальном расскажем на консультации, если такая Вам все-таки потребуется. Вот сухая информация: ООО «Формакс», ОГРН: 1157746774184; ИНН: 7734361250; уставный капитал: 100000 руб; учредители: 3 физических и одно юридическое лицо. Единственным инновационным достижением общества (основной.

Что такое РАО? Что такое ВОИС?

Уважаемый посетитель, Приведу Вам немного информации, которую не сообщат представители РАО и ВОИС, о всем остальном расскажем на консультации, если такая Вам все-таки потребуется. Не буду перечислять общеизвестные факты и положения Закона, если интересно ст.ст. 1244, 1326 ГК РФ к сведению. В РФ существуют две организации по управлению авторскими.

О ВОИС и агентах

В очередной раз ВОИС обратилось в суд, с целью взыскать задолженность, по договору, которого не было, в обосновании представило копии документов, подписанных пользователем. После обращения, предпринимателя, нами была подготовлена позиция по делу, в результате которой ВОИС была вынуждена отозвать свои исковые требования, не доводя до проверки в суде, соответствие.

Юристы в регионах

Уважаемые посетители, Поскольку мы не только оказываем помощь, и консультации в контактах и разбирательствах с РАО и ВОИС, но так же являемся юристами, высококлассными специалистами с большим опытом, в области интеллектуальной собственности, приглашаю Вас посмотреть весь спектр услуг и помощи, которую мы готовы оказать, как физическим, так и юридическим.

Хотелось бы начать,

Организация любого бизнеса, без привлечения клиентов не возможна, музыка и музыкальное оформление в свою очередь, является действенным инструментом, по привлечению клиента и посетителя. Включить радио, вставить флэшку, является простой мыслью, но как всегда есть, но, любые музыкальные произведения являются трудом множества лиц, авторов, композиторов, и исполнителей фонограмм. Поверьте, использовать.

Российское авторское общество: правовой статус

Крупнейшей в нашей стране негосударственной компанией, ведущей деятельность в сфере интеллектуальной собственности, является Российское авторское общество (РАО). Реализуя достаточно много функций в этой сфере, РАО снискало себе печальную репутацию, а руководство организации даже обвинялось в мошенничестве. Разберем особенности правового статуса, основные направления деятельности РАО, и выявим плюсы и минусы функционирования подобной организации

Правовой статус

По своей организационно-правовой форме Российское авторское общество является некоммерческой общественной организацией. В первую очередь РАО – это компания, осуществляющая коллективное управление авторскими и смежными правами (об особенностях таких компаний см. специальную статью). По большому счету Российское авторское общество в этой нише уже давно монополизировало рынок.

Читайте так же:  Перерыв в судебном заседании

Напомним, что суть коллективного управления в следующем: правообладатель заключает с организацией договор, в силу которого передает этой организации определенный набор прав на объекты интеллектуальной собственности. Как правило, это права на заключение лицензионных договоров, на подачу исковых заявлений в суд (если авторские или смежные права будут нарушены, и данный факт будет зафиксирован организацией). Это позволяет правообладателю целиком сосредоточиться на творчестве, не вникая в юридические нюансы.

Кроме того, РАО является одной из четырех аккредитованных организаций, управляющих коллективными интеллектуальными правами. В силу закона это дает Российскому авторскому обществу право действовать от имени всех правообладателей, независимо от того имелся ли между ними гражданско-правовой договор либо не имелся. На практике это предоставляет Российскому авторскому обществу возможность фактически принудить правообладателя к вступлению с ним в правоотношение.

Смоделируем ситуацию на практике: РАО фиксирует факт нарушения интеллектуальных прав, получает деньги с нарушителя, удерживает часть из этих денег себе, а остальное отдает правообладателю. Еще раз подчеркнем, что в данном случае не имеет значения, был ли договор у РАО с правообладателем.

Услуги, предоставляемые организацией

Данная организация предлагает услуги как правообладателям, так и пользователям. Сайт Российского авторского общества: http://rao.ru/.

Для правообладателей РАО оказывает следующие виды услуг: заключение договоров на коллективное управления (хотя, как мы выяснили, и без этого договора РАО вправе действовать от имени правообладателей); регистрация произведений, что необходимо только в контексте распределения вознаграждения; депонирование произведений: полезный способ, в чем-то заменяющий регистрацию, присущую объектам патентного права (более подробно – см. эту статью).

Что касается пользователей, то им РАО, в основном, рекомендует заключать с ним договоры на правомерное использование результатов интеллектуальной деятельности (т.е. лицензионные договоры). Так, на сайте имеются специальные статьи, посвященные отдельным категориям пользователей: например, для Интернет-радио, телекомпаний, кинотеатров. РАО утверждает ставки авторского вознаграждения, с которыми предлагает ознакомиться пользователям.

Плюсы и минусы сотрудничества

Если говорить о плюсах, то это определенная гарантия результата, так как данная компания является крупнейшей на российском рынке. Поэтому в любом случае она окажет услуги надлежащим образом.

Минусы сосредоточены в финансовой стороне вопроса. РАО ведет деятельность не всегда прозрачно, за что не раз подвергалась обвинениям в мошенничестве. Поэтому в рамках коллективного управления, если вы намерены заключать договор, следует быть внимательными и помнить, что фиксированный размер расходов, который вправе удерживать аккредитованные организации, законом не установлен (более подробно – здесь).

Итоги

Таким образом, данная организация может быть полезна не только известным правообладателям в рамках коллективного управления, но и начинающим авторам, желающим защитить свои авторские права. Последние могут воспользоваться услугой депонирования, которая очень полезна в ряде случаев.

[3]

Защита прав исполнителей и произвол со стороны РАО

Как уже было сказано ранее, с точки зрения закона деятельность РАО легальна, открыта и, что самое главное, справедлива. Однако при более детальном взгляде многие факты заставляют усомниться как в правомерности действий организации, так и в их эффективности. В первую очередь это касается методов, которые использует общество для «защиты интересов» авторов. Большое количество исков, поданных Российским Авторским Обществом в адрес организаций, у простых граждан вызывают недоумение. В качестве примера следует выделить следующие иски, привлекшие внимание прессы.

21 апреля 2009 года Южный филиал РАО обратился в Кировский суд г. Ростов-на-Дону с иском в защиту прав авторов исполненных на концерте произведений. Примечателен тот факт, что в иске в качестве авторов песни «Город золотой» ошибочно указаны Леонид Каганов и Борис Гребенщиков. К тому же, иск был подан без их ведома. Суд постановил взыскать с ООО «Юг-Арт» компенсацию за каждый случай бездоговорного использования охраняемых произведений. Всего размер взысканной с ответчика компенсации составил 810 000 рублей. Кроме того, были взысканы: 8 115 рублей (госпошлина) и 3 000 рублей (стоимость билетов на концерт). В июне 2009 года тот же суд вынес решение в пользу РАО о компенсации на сумму 450 000 рублей за каждый случай бездоговорного использования произведений группы Deep Purple самой же группой на своем же собственном концерте. В кассационной инстанции Ростовский областной суд отправил дело о концерте рок-группы «Deep Purple» на новое рассмотрение, в ходе которого было вновь вынесено решение в пользу РАО.

Аналогичный случай возник в ноябре того же года после концерта певицы Beyonce, когда РАО потребовало от организаторов концерта певицы выплатить 5% выручки от продажи билетов. Согласно мнениям экспертов общий объем выручки от концерта составил примерно 50 миллионов рублей, соответственно организаторы обязаны были бы выплатить 2,5 миллиона. Сюда же можно отнести иски РАО к дому офицеров СибВО, у которого РАО отсудило 446 тысяч рублей за то, что на его мероприятиях были нарушены авторские права 22 композиторов, чьи произведения исполнялись или воспроизводились военным оркестром округа. В список подобных дел также входит иск к пермскому театру «У Моста», за задержку авторских отчислений при использовании произведений авторов без заключения договора с РАО. Получивший в этом году национальную премию «Золотая Маска» театр задолжал авторам произведений 2 миллиона рублей. Но особенный резонанс в прессе вызвал случай с требованием РАО выплатить авторские отчисления авторам военных песен, которые исполнял хор ветеранов «Смуглянка» в парке на мероприятии в честь дня победы. Однако, следует сказать, что в последнем случае РАО не стало доводить дело до судебного разбирательства, ограничившись простым предупреждением.

Что касается исков к певцам, исполняющим свои собственные песни, то причина подачи исков против организаторов их концертов вполне ясна. РАО в России является аналогом ASCAP в США, которое, как и РАО, выплачивает своим членам авторские вознаграждения за публичное исполнение их песен. Интересы ASCAP на территории России официально представляет РАО, которое, таким образом, собирает отчисления в пользу иностранных авторов за исполнение их песен в России и передает их ASCAP, удерживая комиссию в свою пользу. Это является узаконенным средством получения дохода для РАО, и оно, естественно, этим средством активно пользуется.

Видео (кликните для воспроизведения).

Среди прочих дел следует отметить иски против водителей маршрутных такси, проигрывающих музыку в общественном транспорте (впрочем, следует отметить, что подобная практика в мире уже есть, например, в Финляндии с 2002 года водители такси обязаны платить аккредитованной организации отчисления в размере 22 евро в год, в том числе за прослушивание радио). Тем не менее, остается непонятным, почему водители (к тому же не являющиеся работодателями) должны платить за прослушивание музыки, проигрываемой радиостанциями, которые и так уже перечислили средства на счет РАО за публичное вещание музыкальных произведений.

В начале 2010 года РАО подало иск на несколько уральских кинотеатров, в соответствии с которым компании, осуществлявшие показ нарушали ч.1 статьи 7.12 КоАП РФ, в частности, при показе кинолент «Аватар», «Шерлок Холмс», «Книга Илая», «Черная молния» (на основании официальных договоров с правообладателями — ООО «Юниверсал Пикчерз Интернэшнл», ООО «Кинокомпания «Каро Премьер»), учреждение не заключило договоры, предусматривающие уплату вознаграждения авторам музыки, использованной в фильмах, или организации по управлению правами на коллективной основе. Для предотвращения повторения ситуации кинотеатры Екатеринбурга обратились к юристам. Их позиция заключалась в том, что договоры с правообладателями включают и разрешение на музыку, используемую в фильме, и на сам видеоряд. После изучения уставной документации РАО и передачи выявленной информации в органы прокуратуры округа было установлено нарушение ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и устава РАО. Прокуратура признала незаконной деятельность региональной структуры РАО в силу формальных признаков устава этой организации, выяснив, что общественные объединения не вправе создавать подобные обособленные структурные подразделения и вести через них свою деятельность.

Читайте так же:  До скольки лет алименты

Более того, при подробном рассмотрении финансовой информации, официально обнародованной РАО, становится очевидно, что размеры сборов, осуществляемых обществом, значительно превышают выплаты, хотя по сути, организация должна удерживать не более 10-15% от получаемых средств. С 2005 по 2007 год сборы РАО выросли с 1.1 миллиарда рублей до 1.5 миллиардов (на 37%), а расходы увеличились вдвое с 218 миллионов до 432 миллионов. По неофициальным данным, это произошло за счет поднятия авторского гонорара, что, по сути, является ни чем иным как мошенничеством.

Примечателен тот факт, что все предыдущие члены совета директоров общества в период с 2001 по 2004 гг. сложили с себя руководящие полномочия. Среди них председатель союза композиторов России В.И. Казенин (бывший президент РАО), А.В. Алябьев (бывший член авторского совета РАО), В.Н. Твердовский (бывший председатель правления РАО), бывший директор ММИ «Гармония» Попов и ряд других руководителей РАО.

В заключение следует сказать, что данная ситуация, во многом, стала возможна благодаря пробелам в законодательстве и многочисленным злоупотреблениям этими пробелами. Из-за большого количества понятий, которые закон обязан раскрывать, но не раскрывает, и нормативно-правовых актов, которые были приняты при лоббировании интересов определенной группы лиц, возникла ситуация, которая требует пристального внимания, как со стороны общественности, так и со стороны высших органов власти нашей страны. Если ситуация останется неизменной, то не исключено, что в ближайшие годы мы станем свидетелями исков, нарушающих не только коллективные, но и личные права как юридических, так и физических лиц.

РАО — Российское авторское общество: полномочия и правовой статус

Что такое РАО ? Какой правовой статус российского авторского общества , к акими полномочиями оно обладает ? Чьи интересы отстаивает РАО, какие функции выполняет? Какую позицию занимает РАО в вопросах отстаивания интересов авторов? Российское авторское общество и патентные права .

До 2018 года РАО предлагало свои услуги по депонированию произведений, сейчас оно предало данные полномочия своим партнерам.

Владимир Кривцов 2018-12-29T00:53:40+00:00

Регистрация и защита авторских прав

  • Гарантированная регистрация
  • Стоимость от 15 000 рублей
  • В России и за рубежом

Бесплатная консультация

Очень тяжело быть одновременно и гениальным творцом, и эффективно отстаивать свои интересы. Права на известное произведение могут приносить немалую прибыль, а значит становятся лакомой целью для нарушителей. Для коллективного управления авторскими правами создаются и действуют общественные организации. Одной из самых известных организаций, в данной сфере, является РАО (Российское авторское общество).

Будучи одновременно и самой крупной структурой, которая имеет государственную аккредитацию, и правопреемником аналогичных организаций, РАО имеет противоречивую репутацию, а его руководители даже фигурировали в делах о мошенничестве. Мы постараемся разобраться что такое РАО, опираясь на закон, факты и полномочия.

РАО: история, статус

Россия, в ходе своей истории, подарила миру большое количество известных авторов. Наряду с творчеством, авторы нуждались в защите своих прав и материальных интересов, что вылилось в создание первой общественной организации по коллективному управлению правами авторов в Российской Империи – «Общество русских драматических писателей». На протяжении 19-20 века авторское общество менялось, происходило объединение схожих по целям организаций, развивались, продолжали вести свою деятельность. Современное Российское авторское общество – правопреемник таких организаций.

РАО – это всероссийская некоммерческая общественная организация, которая создана для управления имущественными правами авторов на коллективной основе. В 2008 году, сообщество получило государственную аккредитацию на 5 лет, которая впоследствии была продлена до 2023 года. Согласно данной аккредитации, авторское общество может осуществлять и отстаивать интересы композиторов, авторов аудиовизуальных, музыкальных и драматических произведений.

Фактически, РАО представляет собой самое крупное российское общество авторских прав и коллективного управления, серьезную монополию, которая имеет государственную поддержку. И хотя организация подвергается критике по особенно резонансным делам, в связи с непониманием общественности и правообладателями принципов работы и принятия решений, хотя в офисах организации проводился обыск и изъятие материалов сотрудниками полиции и следствия, количество договоров о сотрудничестве с авторами превысило отметку в 26 000.

Российское авторское общество: полномочия, задачи и функции

Коллективное управление АП – это передача определенных прав от автора в специальную организацию. По соглашению с автором, такая организация может заключать лицензионные договоры, подавать судебные иски и отстаивать интересы правообладателя.

Своими задачами определяет:

  • Управление имущественными авторскими правами, когда их индивидуальное управление затруднительно.
  • Содействие в вопросе управления правами, их передаче, заключении договоров на использование произведений.
  • Отстаивание интересов в государственных организациях и за рубежом.

Не смотря на широкий спектр деятельности и предлагаемых услуг, РАО опирается преимущественно на композиторов и творцов музыкальной сферы. РАО предлагает заключить с обществом договоры о коллективном управлении правами, зарегистрировать свое произведение для распределения вознаграждения и депонировать произведение у компаний партнеров.

С другой стороны, РАО заключает «лицензионные» договоры, ведет мониторинг несанкционированного использования объектов АП, отстаивает позиции авторов в суде, распределяет полученное вознаграждение и компенсации.

В силу наличия аккредитации, РАО имеет право представлять интересы всех композиторов, авторов музыкальных, муз. драматических и аудиовизуальных произведений без заключения соответствующего договора. На практике это значит, что такое российское общество защиты авторских прав может полностью самостоятельно выявить нарушителя, подать в суд, получить деньги с нарушителя и, удержав от них часть, передать правообладателю без единого подписанного соглашения.

«Кривцов и Партнеры»: Творческая и правовая безопасность

РАО сегодня – мощная организация, которая хоть и не представлена как государственная, имеет достаточно широкие полномочия, но не идеальную репутацию. Как и в любой сфере, сотрудничество с данным обществом имеет свои плюсы и минусы.

Кривцов и Партнеры предлагает своим клиентам развернутую правовую консультацию по деятельности данного общества, анализ предлагаемы договоров, контролирование прозрачности возможного сотрудничества и предлагаемых условиях.

Мы проанализируем все аспекты дела, обозначим ваши интересы и возможности как автора, рассмотрим все актуальные варианты и вместе выберем оптимальный путь.

В России создали альтернативную РАО организацию по защите прав авторов

В России создана еще одна организация по защите авторских прав – Российский авторский союз (РоАС), цитирует пресс-релиз новой организации ТАСС.

Новая организация создана как альтернатива уже существующему Российскому авторскому обществу. «Правообладатели, потерявшие доверие к ныне действующим авторско-правовым организациям, которые не оправдывают их доверия и не могут функционировать на высоком современном технологическом уровне, приобретут возможность самостоятельно управлять своими правами и получать справедливо заслуженное авторское вознаграждение», – отмечается в пресс-релизе РоАС.

Читайте так же:  Обязательные реквизиты первичных документов

Также в пресс-релизе отмечается, что «работа РоАС будет основана на прямых договорах с пользователями, а также члены РОАС будут изымать свои права из Российского Авторского общества (РАО) и в ближайшее время поставят вопрос о новом конкурсе на получение госаккредитации».

Новое объединение возникло на основе некоммерческого партнерства «Российское общество авторов и иных правообладателей по коллективному управлению их правами РОАП». Гендиректором новой структуры стал Максим Дмитриев, сопредседателями Совета РоАС – Игорь Бутман и Стас Намин.

В числе участников нового общества заявлены Александр Градский, Владимир Пресняков ст., Вячеслав Бутусов, Геннадий Гладков, Александр Зацепин, Александр Малинин, Вадим Самойлов, Вячеслав Добрынин, Алексей Рыбников, Василий Вакуленко (Баста), Виктор Дробыш, гендиректор ООО «Союз Мьюзик» Алексей Аляев, исполнительный директор ООО «Национальное музыкальное издательство» Дмитрий Майко и др. Членами РоАС также стали российские музыкальные издательства ООО «Союз Мьюзик», ЗАО «Юнайтед Мьюзик Групп», ЗАО «Издательство «Композитор» (СПб)» и другие.

В России существуют четыре организации, действующие в области коллективного управления авторскими правами и обладающие госаккредитацией. Это Российское авторское общество (РАО), Российский союз правообладателей (РСП), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС).

«Право.ru» ранее сообщало, что руководителю РАО Сергею Федотову предъявлены обвинения по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере) на сумму в полмиллиарда рублей.

Российское Авторское Общество (РАО)

Деятельность

Основными функциями Российского Авторского Общества являются сбор, распределение и выплата авторского вознаграждения за различные способы использования произведений.

Основная задача Общества – управление правами авторов на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно.

В соответствии с договорами, заключенными с авторами и иными правообладателями, РАО предоставляет пользователям лицензии на использование произведений в сферах публичного исполнения, при сообщении в эфир и по кабелю, воспроизведении путем механической и магнитной записи, тиражировании произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и в иных сферах.

РАО оказывает содействие авторам и иным правообладателям в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе.

РАО представляет законные интересы авторов и иных правообладателей в государственных и общественных организациях.

В соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями РАО представляет интересы зарубежных правообладателей на территории России.

Общество стремится максимально соответствовать требованиям времени, реагировать на появление новых видов носителей произведений. Большую повседневную работу РАО ведет по вопросам правовой поддержки авторов. Квалифицированные специалисты в центральном офисе РАО всегда готовы оказать авторам консультационную помощь, а в случае нарушения их авторских прав осуществляют представительство интересов авторов в судебных органах. Совет директоров РАО считает своей стратегической целью укрепление авторитета Общества на международном уровне. Как полноправный член организация принимает активное участие в работе Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК).

Осознавая свою роль в обществе, РАО участвует в финансировании социально значимых проектов, направленных на поддержку национальной культуры. В 2011 году совместно с Российским Союзом Правообладателей РАО создало Национальный фонд поддержки правообладателей (НФПП). Основным направлением деятельности Фонда является материальная, социальная и творческая помощь правообладателям, в том числе содействие в создании новых объектов культуры и искусства. Фонд на регулярной основе реализует различные благотворительные проекты и программы, среди которых: программа материальной и социальной поддержки ветеранов культуры и искусства; программа помощи молодым талантам; программа поддержки значимых культурно-социальных мероприятий; организация и поддержка фестивалей, конкурсов, концертов и творческих вечеров в сфере музыки, кино и театрального искусства.

Сборы авторского вознаграждения составили:
в 2015 году – 4,54 миллиарда рублей;
в 2016 году – 4,42 миллиарда рублей;
в 2017 году -4, 98 миллиарда рублей.

Год основания

Органы управления

  • Авторский Совет
  • Совет директоров
  • Ревизионная комиссия
  • Генеральный директор

Регистрация авторского права (депонирование произведений). Часть 2. Российское авторское общество и РАО «КОПИРУС» — делаем выбор с учетом их особенностей

В предыдущей статье мы рассмотрели, что входит в понятие депонирование произведений, вспомнили, на какие объекты распространяются нормы авторского права, а на какие — нет. Если вы приняли решение, что свои авторские права зарегистрировать все-таки надо, то следующим логическим шагом будет выбор организации, в которой это можно сделать.

Где можно зарегистрировать авторское право?

Так как я специализируюсь только на российском законодательстве, то в этой статье расскажу именно о специфике процедуры, которая сложилась в нашей стране. Но думаю, подобная процедура возможна и в других странах. Итак, в нашей стране есть разные организации, куда можно сдать свои произведения на депонирование. Я более подробно расскажу о двух из них.

Обе эти организации (и Российское авторское общество, и РАО «КОПИРУС») были созданы в результате объединения авторов и правообладателей. Основная цель этих организаций — коллективное управление авторскими правами, что подразумевает регистрацию этих прав (создание реестра) и сбор вознаграждений за их использование третьими лицами. Обратите внимание, что эти организации имеют статус негосударственных и некоммерческих. И несмотря на то что они обе имеют схожую аббревиатуру, все же это две разные организации, никак не связанные между собой. Сферы деятельности в области коллективного управления у данных организаций тоже разные, но они обе принимают на депонирование произведения.

Российское авторское общество и РАО «КОПИРУС» – основные отличия?

Чтобы вы, в том числе самостоятельно, могли выбрать организацию по депонированию, давайте рассмотрим, чем отличается Российское авторское общество от РАО «КОПИРУС», в наглядной таблице.

Российское авторское общество и РАО «КОПИРУС» — какую из этих организаций выбрать?

Если ставить вопрос о выборе организации по депонированию (в пользу какой-либо из вышеперечисленных), то здесь однозначно следует исходить из конкретной ситуации и ваших потребностей. Перед тем как депонировать произведения, рекомендую вам проконсультироваться с юристом, который специализируется на оказании услуг в области интеллектуальной собственности. Он прояснит непонятные моменты, ответит на интересующие вас вопросы, даст необходимые рекомендации по правильному оформлению произведения и, конечно же, поможет вам с выбором организации.

Для одного и того же автора квалифицированный юрист может порекомендовать обратиться в разные общества, если у этого автора несколько «разных» произведений. Например, если это музыкальные произведения, то лучше обратиться за регистрацией в Российское авторское общество, т. к. именно оно занимается сбором вознаграждений на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста). Конечно, это при условии, что для автора данный вопрос имеет существенное значение.

Если у вас какой-либо проект, который еще трудно назвать объектом авторского права, но какие-то элементы произведения уже прослеживаются, то в этом случае нужно учитывать несколько обстоятельств. Если данный проект небольшого объема (до пяти страниц), то дешевле будет зарегистрировать в Российском авторском обществе (см. сравнительную таблицу выше). Но бывают случаи, что Российское авторское общество отказывает в регистрации, ссылаясь на то, что «проект» не подходит под определение «объекта авторского права» (подробнее можно почитать в первой части). В этом случае тогда необходимо обратиться в РАО «КОПИРУС».

Читайте так же:  Уголовная ответственность за взяточничество

Не стоит пренебрегать возможностью обратиться за консультацией именно к юристу. Ведь специалисты, проводящие процедуру регистрации в обоих вышеназванных обществах, далеко не всегда могут подробно проконсультировать конкретно по вашей ситуации. Зачастую у них не так много времени, чтобы подсказать, как все-таки лучше и выгоднее оформить произведение именно в вашем случае. И вряд ли они помогут вам с выбором организации по депонированию, так как это не в их компетенции и интересах.

К тому же хоть и Российское авторское общество, и РАО «КОПИРУС» имеют сеть филиалов и партнеров в регионах, они находятся не во всех крупных городах, а территория нашей страны очень обширна.

Конечно, можно просто пойти в любое из этих обществ и зарегистрировать свои права, но если говорить о качестве депонирования ваших произведений, то лучше все же сначала разобраться в данном вопросе (хотя бы самостоятельно, например, с помощью данной статьи). Ведь вы сдаете произведение на хранение в организацию по депонированию пожизненно (на весь срок действия авторских прав), а это весьма немалый срок, согласитесь.

Действительно ли свидетельства о депонировании могут помочь в защите авторских прав?

Однозначно суды принимают в качестве доказательств свидетельства о депонировании произведений обоих обществ, об этом свидетельствует судебная практика. Однако суд принимает во внимание данный вид доказательства наряду с другими доказательствами и доводами обеих сторон.

Существует «положительная» судебная практика, где свидетельства о депонировании наравне с иными доказательствами помогают в защите прав автору. Например, в деле, где обеими сторонами было зарегистрировано авторское право на произведение, выиграл истец, который сделал это раньше ответчика (и он же, соответственно, был инициатором иска). Но, конечно, суд рассмотрел и иные доказательства его авторства.

Также есть и практика, где суд не посчитал наличие у ответчика свидетельства о депонировании доказательством его авторского права на произведение. Отказ суда был обоснован тем, что ответчик зарегистрировал произведение на этапе, когда дело уже дошло до судебного разбирательства. К тому же истец предоставил доказательства нарушения его авторского права ответчиком более ранней датой (речь шла о публикации авторских фотографий в журнале).

На мой взгляд, отказы суда в признании права автора и выплате ему компенсации за незаконное использование его произведения нарушителем при наличии у автора свидетельства о депонировании в основном могут складываться из нескольких факторов:

  • автор не является «настоящим» (значит, «настоящий автор» привел в суде другие доказательства и доводы, согласно которым убедил суд в своей правоте);
  • автор доверил ведение дела юристу, не специализирующемуся в области защиты интеллектуальной собственности, который, естественно, не обладал необходимыми знаниями и компетенцией, чтобы грамотно защитить авторские права клиента, а это тоже важно, ведь чем уже специализация юриста, тем выше его квалификация, статус, а также востребованность (цена услуг, как вы понимаете, также должна соответствовать);
  • автор решил защищать свои права самостоятельно: конечно же, не имея достаточных знаний в области права, сложно подобрать необходимую объективную аргументацию для представления своих интересов в суде;
  • субъективное мнение судьи: иногда оно даже может не поддаваться логике;
  • депонирование произведения осуществлено в период, когда начался спор либо дело уже почти дошло до судебного разбирательства.

Как вы понимаете, многие вышеперечисленные обстоятельства можно исключить еще на этапе нарушения вашего права путем обращения к юристу, который специализируется в решении именно вашей проблемы. Не всегда качественные услуги будут дорогими. Ведь вы еще не знаете, потребуется ли обращение в суд. Ведь грамотный юрист сначала попытается помочь вам урегулировать спорный вопрос в досудебном порядке, а это, как правило, недорого. Если дело все-таки дойдет до суда, то проигравшая сторона помимо компенсации возмещает и деньги, потраченные на услуги юриста.

Гораздо дороже терять, например свой информационный продукт, который должен приносить доход только вам, но никак не нарушителям.

Таким образом, подводим итоги, что не иметь свидетельства о депонировании, выданное специализирующейся организацией (Российское авторское общество или РАО «КОПИРУС») настоящему автору (при условии, что его произведение представляет большую ценность для него), означает лишить себя одного из важных доказательств своего авторства.

Здесь я не имею в виду книги, права на которые можно доказать, например, путем предоставления изданного печатного экземпляра произведения. Речь, скорее, о более сложных объектах авторских прав, издать которые гораздо сложнее и дороже.
Однако необходимо учитывать, что доказательства в суде будут рассматриваться в совокупности и выслушивать будут обе стороны.

Что дает регистрация авторского права (депонирование произведения)?

Подводя итоги, делаем вывод о том, что регистрация авторского права – это один из способов защиты, который уже используют многие авторы. В связи с этим отмечу основные плюсы, которые вы можете получить, зарегистрировав свои авторские права:

[1]

  • урегулирование спора в досудебном порядке;
  • облегчение в деле доказывания своих прав в судебном порядке;
  • взыскание с нарушителя компенсации за незаконное использование произведения в размере от 10 000 р. до 5 000 000 р.;
  • защита своего личного неимущественного права авторства путем привлечения нарушителя к ответственности;
  • заключение авторских договоров с крупными партнерами и заказчиками, которые нередко просят подтвердить наличие прав;
  • предотвращение нарушений ваших прав путем уведомления иных лиц о том, что «ваши права зарегистрированы»;
  • сохранение и защита вашей деловой репутации;
  • отсутствие убытков путем предотвращения нарушения ваших прав;
  • отсутствие риска, что какой-то недобросовестный «лжеавтор» зарегистрирует ваше произведение и подаст на вас в суд;
  • облегчение для ваших детей и внуков в деле наследования исключительных прав на ваши произведения (порой нотариусы не могут выдать свидетельство о наследстве на произведения законным наследникам в связи с отсутствием у их умершего родственника хоть каких-то документов, подтверждающих права).

В этой и предыдущей статьях я постаралась ответить на самые основные вопросы, которые могут возникнуть у автора в самом начале регистрации авторского права. Если у вас появятся вопросы, возникнет необходимость в консультации или потребуется помощь в выборе организации по депонированию (Российское авторское общество или РАО «КОПИРУС»), буду рада вам помочь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дружеский совет и рекомендация юриста: ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ЗАЩИТЕ СВОИХ ПРАВ ЗАРАНЕЕ!

Источники


  1. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.

  2. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

  3. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.
  4. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.
  5. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.
Рао защита авторских прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here