Публично значимые функции

Описание страницы: публично значимые функции - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Содержание

Являются ли страховые компании организациями на которых возложено осуществление публично значимых функций?

Применяется к СК положения ФЗ №59 от 02.05.2006 г.? Спасибо.

Являются ли страховые компании организациями на которых возложено осуществление публично значимых функций?

«По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области»

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70206790/#ixzz3TeDrO8ZY

Похожие вопросы

юрист Исаев Роман Сергеевич:

Здравствуйте, увы за хамское отношение привлечь сотрудников ЗАГСа будет крайне трудно. Никакой ответственности за это законом не установлено.

адвокат Большаков Валерий Иванович:

Заключайте договор с адвокатом и пусть он работает.

юрист Искендеров Эмиль Эльдарович:

Добрый день. На ИП закон об обращениях гражданина не распространяется

Публично значимые функции

Исполнительные функции

Исполнительные функции (англ. executive functions) — в нейропсихологии, гипотетический набор высокоуровневых процессов, позволяющий планировать текущие действия в соответствии с общей целью, изменять реакцию в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным стимулам. Предполагается наличие когнитивной «исполнительной системы» (англ. executive system), эффективность которой в значительной мере зависит от нормальной работы префронтальных областей коры. Существуют различные определения системы, список и описания исполнительных функций также разнятся.

Примером работы исполнительных функций может служить подавление автоматических, заученных реакций на стимул: увидев вкусный торт, человек подавляет автоматическое желание отрезать себе кусочек, помня о том, что он на диете; собираясь перейти автомобильную дорогу в Англии, турист из США изменяет заученную реакцию, и смотрит сначала направо, а потом налево. Также эти функции задействуются при появлении новых, ранее не встречавшихся стимулов, обеспечивая когнитивную гибкость.

При нарушении исполнительных функций, в частности, при повреждениях лобных долей, иногда говорят о «дерегуляторном синдроме» (англ. dysexecutive syndrome).

С работой исполнительных функций связывают показатели при прохождении Висконсинского теста сортировки карточек (WCST), теста Струпа и других.

Нейроанатомия

Традиционно считается, что исполнительные функции регулируются префронтальными областями коры головного мозга, хотя по поводу этой гипотезы ведутся споры. В статьях, посвящённых повреждениям префронтальной доли, описываются соответствующие нарушения исполнительных функций; однако некоторые учёные указывают на то, что проведённые исследования показывают чувствительность, а не специфичность измерений. Это означает, что для правильной работы исполнительных функций необходима целостность как фронтальных областей, так и остальной части мозга.

На основе нейровизуализации и исследований повреждений мозга были определены функции, связанные с отдельными частями префронтальной коры.

Полезные статьи:

§ 1. дПЧЕТЕООПУФШ ЛБЛ ЗТБЦДБОУЛП-РТБЧПЧБС УДЕМЛБ1. рПОСФЙЕ ДПЧЕТЕООПУФЙуПЗМБУОП У Р. 1 УФ. 9 зл ЗТБЦДБОЕ…

Порядок проведения перерасчета в рамках ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФПорядок проведения перерасчета в рамках…

Понятия «ветхое жилье» и «аварийное жилье». Основания и последствия признания жилого помещения непригодным для проживанияЧто…

Что понимается под служебным жильемСлужебное жилье – это помещение, которое предоставляется для временного проживания отдельным…

Изменения в коллективный договор: как оформитьИсходя из ст. 44 ТК РФ, порядок внесения изменений в…

ПриложениеПриложение к договору – это документ, который уточняет или более подробно раскрывает содержание договорных условий.…

Юридические лица, выполняющие публичные функции

В качестве примеров юридических лиц, выполняющих публичные функции, помимо наделенных этим статусом государственных органов и ЦБ РФ, можно привести:

При этом необходимо различать публичные функции (осуществление деятельности в интересах всего общества) и властные полномочия (принятие решений нормативного и организационно-распорядительного характера).

К сожалению, в законодательстве и в актах КС РФ это разграничение проводится не всегда.

В качестве примера можно привести правовую позицию КС РФ о нотариусах, согласно которой «Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти» (абз. 2 п. 3 мотивировочной части постановления от 19 мая 1998 года № 15-П). Речь идет, с одной стороны, о полномочиях только исполнительных органов власти, а с другой — о передаче любых отдельных полномочий.

В п. 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 1135-ФЗ «О защите конкуренции», которым запрещается совмещение функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, при установлении исключений, с одной стороны, предусмотрена возможность передачи хозяйствующим субъектам функций всех органов власти и местного самоуправления федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а с другой — в части функций государственного контроля и надзора закреплена возможность их передачи только Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Видно, что даже перечисленные в качестве примеров юридические лица существенно различаются не только по характеру деятельности и объему публичных функций, но и по обладанию властными полномочиями.

Классификация юридических лиц по наличию у них публичного элемента в российском праве будет следующей:

юридические лица частного права (действуют в своих собственных интересах);

смешанные юридические лица (действуют в определенных целях публичного характера и могут наделяться для этого отдельными властными полномочиями);

юридические лица, осуществляющие функции органов государственной власти.

Данное понятие не совпадает с классификацией организационно-правовых форм юридических лиц (учреждения могут относиться к любой из указанных групп, государственные корпорации входят во вторую группу, за исключением ГК «Росатом», включаемой в третью группу).

Таким образом, понятие юридического лица публичного права в российском правопорядке в настоящее время является сугубо доктринальным и может употребляться в трех значениях — для обозначения:

  • 1) всех юридических лиц, выполняющих публичные функции;
  • 2) юридических лиц, обладающих властными полномочиями;
  • 3) государственных органов, наделенных статусом юридического лица.
Читайте так же:  Смена состава экспедиции вахты производится по

Портал о стройке

1. Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

2. Публично-правовая компания может быть создана на основании федерального закона или указа Президента Российской Федерации (далее также — решение о создании публично-правовой компании) и действует на основании решения о создании публично-правовой компании и утверждаемого Правительством Российской Федерации устава.

(см. текст в предыдущей редакции )

4. Публично-правовая компания не может быть создана путем реорганизации в форме преобразования государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

(см. текст в предыдущей редакции )

5. Публично-правовая компания может быть создана в целях проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.

Предприятия, выполняющие социально-значимые функции

Относятся ли энергосетевые организации (производство и передача эл/энергии, обеспечение работоспособности эл/сетей и т.п.) к предприятиям, выполняющим социально-значимые функции, на которые распространяется действие закона «О порядке рассмотрения обращений. » (в течение 30 дней)?

Нет, не относится.

Единого перечня организаций, выполняющих социально-значимые функции, нет.

Под такими организациями понимают государственные и муниципальные учреждения, предприятия, которые созданы для реализации функций органов власти.

Гость, знакомьтесь — Правобот!

Сетевая организация не относится к организациям, для которых обязательно применение законодательства об обращениях граждан.

« Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закон

Управляющая организация и Федеральный закон 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ»

Статус управляющей организации (далее – УО) обязывает ее соблюдать многочисленные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе, своевременно предоставлять ответы на поступающие заявления граждан.

Сроки предоставления информации на запросы заявителей содержатся в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Постановлении Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 и др.

Как правило, разночтений в сроках предоставления ответов на запросы граждан, содержащихся в вышеуказанных НПА, у УО не возникает. Однако, до недавнего времени не было однозначной позиции, как среди УО, надзорных органов, так и в судебной среде, по применению требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (далее – закон № 59-ФЗ, Порядок) к правоотношениям между собственниками помещений в МКД и УО.

Часть 1 статьи 12 указанного Порядка устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Под должностными лицами для целей закона № 59-ФЗ понимаются лица, осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Установленный законом № 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан в силу ч. 4 ст. 1 распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Необходимо подчеркнуть, что изначально Федеральный закон № 59-ФЗ не распространялся на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющих публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 марта 2018 года № 629-О, федеральный законодатель, действуя во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года № 19-П, дополнил статью 1 названного закона частью 4, расширив сферу его применения, в частности распространив его на отношения по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции.

За нарушение Порядка должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, которая влечет наложение штрафа от пяти до десяти тысяч рублей.

Таким образом, субъектами правоотношений, на которые распространяется Порядок являются далеко не все юридические лица, а только те организации, которые осуществляют публично значимые функции.

И поскольку в действующем законодательстве нет четкого определения о том, какие организации признаются осуществляющими публично значимые функции, как и отсутствует перечень таких организаций, каждый трактует по-своему понятие «публично значимые функции».

Некоторые суды, вынося отрицательное для УО решение, прибегали к толкованию термина «публичная функция» исходя из толкового словаря известного советского лингвиста Сергея Ивановича Ожегова.

Решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода № 12-330/14 от 01.09.2014г.:

«Данное понимание публично значимой функции согласуется и с общепринятым значением термина «публичная функция», а именно: общественная (не частная) обязанность, работа, круг деятельности (словарь под редакцией с.и. Ожегова).

В соответствии со ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Читайте так же:  Сдача в субаренду оквэд

С учетом изложенного деятельность управляющей компании, осуществляющей предоставление жилищно-коммунальных услуг неограниченному количеству лиц, по своему смыслу является публично значимой, поскольку затрагивает права и свободы значительного числа граждан и их объединений».

Позиция Костромского районного суда Костромской области сводится к тому, что на управляющие организации распространяется действие Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», указывая на публичность договора управления.

Вместе с тем, Верховным судом был принят ряд Постановлений (от 15.02.2019г. № 48-АД19-2, от 14.02.2019г. № 88-АД19-1, от 22.10.2018 № 88-АД18-3) согласно которым б отменены судебные акты нижестоящих инстанций о привлечении к административной ответственности директора УО по ст. 5.59 КоАП РФ за не предоставление собственнику ответа в установленный Порядком срок.

«В рассматриваемом случае правоотношения собственника помещений в многоквартирном доме или проживающего в таком помещении лица с управляющей организацией носят гражданско-правовой характер и не свидетельствуют об осуществлении обществом публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на них не распространяются».

Надеемся, что выводы, сделанные Верховным Судом Российской Федерации, будут учтены в дальнейшем работе как проверяющих, так и судебных органов.

Компания «Бурмистр.ру» создает сайты для управляющих организаций и ТСЖ, отвечающие всем требованиям законодательства. Вся необходимая информация о сервисе здесь .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рассылка новостей ЖКХ

[2]

а также наших статей

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

[1]

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Читайте так же:  Эко сертификат на пищевую продукцию

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Портал о стройке

Публичное управление существует для — и за счет — выполнения определенных социально значимых функций. Краткий обзор связанных с этим проблем позволит более основательно подходить к оценке деятельности государства и к определению приоритетов государственной политики.

Понятие функций управления

Понятие функции, как и понятие множества, относится к числу начальных понятий, поэтому оно не определяется, а поясняется.

О.О.Замков и др., “Математические методы в экономике”

Термин “функция” широко используется в самых разных дисциплинах, что ведет к его многозначности.

В самом общем виде функция — определенное, часто необходимое следствие чего-либо (процесса, явления, деятельности данного субъекта). Отсюда и математическое понимание функции как зависимости, и социологическое ее определение как наблюдаемого результата (Р.Мертон), и т.д.

В итоге мы приходим к наиболее употребимому значению понятия “функция”: вид деятельности, обязательный для сохранения системы.

Особенностью любых функций в рамках системы является то, что решающее значение имеют именно они (и порождаемые ими следствия), а не элементы, выполняющие данную функцию. По сути, важен результат, но аксиоматично установлено, что определенные результаты появляются лишь при осуществлении соответствующей деятельности, т.е. функции. Это означает, что одна и та же функция может выполняться бесчисленным количеством способов, осуществляться разными элементами — главным является постоянное воспроизводство необходимого результата на основе данного вида деятельности.

Вторая важная черта любой функции — она существует лишь по отношению к системе, по отношению к целому, частью которого является. Поэтому при упоминании любой функции необходимо указывать на систему, в рамках которой она существует. Традиционно выделяемые функции управления — части системы, объединяющей субъекта управленческих воздействий, их объект и связи между объектом и субъектом.

Рассмотрим три наиболее распространенных представления о том, каковы функции управления, — с тем, чтобы проанализировать потом каждое из них и выявить отношение трех этих позиций друг к другу.

1. Функции управления согласно общей теории систем:

— производство “ответов” (реакция на информацию)

— получение информации о результате (“обратная связь”).

Система оказывается последовательно замкнутой, функционируя в рамках постоянного воспроизводства одного и того же цикла.

2. Функции управления согласно административному праву:

— функция ориентирования системы:

3) нормативное регулирование;

4) методическое руководство;

— функция обеспечения системы:

— функция оперативного управления системой:

10) непосредственное регулирование деятельности;

3. Функции управления согласно теории менеджмента:

— планирование (сбор и обработка информации, постановка целей и задач, прогнозирование);

— организация (создание необходимых структур, обеспечение, распределение задач и ресурсов);

— мотивация (стимулирование, обеспечение условий деятельности);

Во всех случаях речь идет, фактически, об одном и том же: о последовательных этапах абстрактно-логически организованной деятельности. Специфика управления как особой деятельности в том, что различаются субъект (тот, кто планирует, организует, контролирует и пр.) и объект (тот, кого — или то, что — контролируют, организуют, координируют, учитывают и пр.). Выше мы видели, что такой “объект-субъектный” подход наиболее характерен для этатистской интерпретации государственного управления, где он применяется к отношениям государства и общества в целом. Однако и в рамках других интерпретаций тот же подход вполне применим, но уже в более ограниченной сфере реализации отдельными органами отдельных полномочий. Функции управления, таким образом, предстают как функции управляющей подсистемы (элементов) по отношению к управляемой подсистеме (элементам) в рамках единой (само)управляющейся системы.

Права, предоставленные гражданам Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», распространяются и на объединения граждан, включая юридические лица, а обязанности, установленные этим законом для государственных органов и органов местного самоуправления, распространяются на государственные и муниципальные учреждения и другие организации, осуществляющие публично значимые функции

Взаимосвязанные положения части 1 статьи 1 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, в силу неопределенности нормативного содержания препятствуют упомянутому распространению положений этого закона на объединения граждан, включая юридические лица, а также на государственные и муниципальные учреждения и иные организации, осуществляющие публично значимые функции, в том числе препятствуют введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями.

Федеральному законодателю предписано урегулировать порядок рассмотрения обращений объединений граждан и юридических лиц государственными органами и органами местного самоуправления, а также гарантии рассмотрения обращений граждан государственными учреждениями и иными организациями, осуществляющими публично значимые функции. Впредь до введения в действие нового правового регулирования Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» должен применяться исходя из данной правовой позиции Конституционного Суда РФ.

Кто не идёт вперед, тот идёт назад

среда, 22 мая 2013 г.

Расширение сферы применения федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Я уже писала о том, что Конституционный Суд Российской Федерации в августе 2012 года своим Постановлением от 18 июля 2012 года № 19-П/2012 признал ряд положений федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не соответствующими Конституции РФ (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2012/08/blog-post_5.html ).

Во исполнение этого Постановления, Правительство разработало и 18 декабря 2012 года внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект. Принятый Думой закон №80-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»» был подписан Президентом 8 мая 2013 года и вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.

Статья 1 закона № 59-ФЗ «Сфера применения настоящего Федерального закона» дополнена частью 4, которая распространяет его действие на обращения объединений граждан, включая юридических лиц, — причем не только в органы государственной власти и местного самоуправления, но и в государственные или муниципальные учреждения и иные организации, осуществляющие публично значимые функции:

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Статья 2. Право граждан на обращение

Читайте так же:  Особенности закупки лекарственных средств по 44 фз

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Таким образом, с момента вступление в силу закона №80-ФЗ «О внесении изменений…» обращения юридических лиц будет рассматриваться в порядке, предусмотренном законом №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». С одной стороны, это унифицирует работу с обращениями, а с другой – в очередной раз увеличит нагрузку на государственные и муниципальные органы.

Расширение круга лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений

Государственным и муниципальным учреждениям и иным организациям, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам придется осваивать положения закона и налаживать работу в соответствии с его требованиями, поскольку теперь нарушение порядка работы грозит серьезными наказаниями.

Внесены изменения в статью 5.59 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), устанавливающую административную ответственность должностных лиц государственных и муниципальных учреждений и других организаций, осуществляющих публично значимые функции:

Кодекс об административных правонарушениях

Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

[3]

Мой комментарий: Думаю, что всем подпадающим под действие закона органам и организациям в срочном порядке следует продумать, как они будут работать в новых условиях. В отличие от граждан, большинство юридических лиц располагает квалифицированными адвокатами, которые по первому же поводу будут обращаться в прокуратуру и требовать привлечения нарушителей к административной ответственности.

Боюсь, что, как у нас обычно бывает, многие не заметят введения этих изменений и неумышленно будут нарушать сроки реагирования на обращения, что в конечном итоге может больно ударить должностных лиц по карману.

Кто не идёт вперед, тот идёт назад

вторник, 4 июня 2013 г.

Что такое «публично-значимые функции» и какие организации их осуществляют?

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» теперь распространен и на государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющими публично значимые функции (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2013/05/blog-post_22.html ) .

Изучение действующего российского законодательства показало, что понятие «публично-значимые функции» в нём четко не определено. Оно упоминается только в самом законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и в соответствующей статье «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Нет в законодательстве определения и для понятия «публичная функция».

У нас, к сожалению, часто так бывает, что термин используется в научных работах и в практической деятельности, при этом четкого толкования его в законодательстве нет. В итоге вопрос о том, какие именно организации подпадают теперь под действие закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» остается открытым, и он, несомненно, ещё станет поводом для многочисленных судебных разбирательств.

В автореферате одной из диссертаций дано следующее определение понятия «публичные функции»:

С. Б. Жилина «Правовое обеспечение исполнения коммерческими банками публичных функций в Российской Федерации». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2006, см. http://www.dissercat.com/content/pravovoe-obespechenie-ispolneniya-kommercheskimi-bankami-publichnykh-funktsii-v-rossiiskoi-f

Публичные функции — это направления деятельности различных субъектов, главным образом государства и муниципальных образований, по удовлетворению публичного, то есть общественного, интереса, признанного и охраняемого государством. Основным субъектом, который осуществляет публичные функции, является государство (муниципальное образование). В то же время, публичные функции могут осуществлять и осуществляют негосударственные структуры и организации: «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги», нотариусы, адвокаты, банки, аудиторы, средства массовой информации, отдельные граждане.

Конституционный Суд Российской Федерации в августе 2012 года в своем Постановлении от 18 июля 2012 года № 19-П/2012 «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области», признавая ряд положений федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» несоответствующими Конституции РФ, сказал, что «Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что отдельные публично значимые функции могут быть возложены законодателем и на иные субъекты, не относящиеся к системе публичной власти (постановления от 19 мая 1998 года N 15-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 19 декабря 2005 года N 12-П, Определение от 1 июня 2010 года N 782-О-О и др.)».

Изучение приведенных в Постановлении Конституционного Суда ссылок и других судебных решений показало, что в делах речь шла о:

Кроме того, в Постановлении № 19-П/2012 Конституционный Суд сослался на аналогичную позицию Европейского суда по правам человека при рассмотрении вопросов об ответственности государства за действия негосударственных организаций в случае, если такие организации выполняют публичную функцию (постановления от 23 ноября 1983 года по делу «Ван дер Мюсселе (Van der Mussele) против Бельгии», от 25 марта 1993 года по делу «Костелло-Робертс (Costello-Roberts) против Соединенного Королевства», от 16 июня 2005 года по делу «Шторк (Storck) против Германии» и др.). При этом Конституционный Суд подчеркнул (п.6.1 Постановления № 19-П/2012), что «обязание рассматривать обращения граждан и их объединений применительно к организациям, не входящим в систему органов публичной власти, означает определенное вмешательство в их деятельность как самостоятельных субъектов права и, по сути, ограничение их прав и свобод, тем более что исполнение этой обязанности обременительно как с организационной точки зрения, так и с точки зрения несения дополнительных расходов, в том числе на содержание персонала».

Читайте так же:  Плата за отопление

Именно поэтому, по мнению Конституционного Суда, федеральный законодатель вправе возложить на определенные категории организаций в качестве условия осуществления ими публично значимых функций обязанность рассматривать обращения граждан и их объединений, но при этом как сама эта обязанность, «так и порядок рассмотрения должны быть установлены законодателем четко и определенно».

Конституционный Суд также отметил, что согласно пункту 3 статьи 26.11 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Эти организации могут создаваться в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статьи 9.1 и 9.2 федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абзац тридцать девятый статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 2 федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Все эти организации теперь при работе с обращениями граждан обязаны будут исполнять требования закона по рассмотрению обращений граждан, «поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования».

Конституционный суд обратил внимание на то, что обязанность рассматривать обращения граждан является одной из гарантий реализации гражданами не только права на обращение, но и других конституционных прав, в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Таким образом, теперь под действие закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» подпадает значительное количество организаций, — но только при осуществлении ими публично-значимых функций. Поскольку организации могут одновременно осуществлять и другие функции, то все придется приложить усилия к тому, чтобы научиться из разделять.

Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 09.12.2002 № 349-О было, например, приведено мнение генерального директора банка, оспаривавшей конституционность положений регионального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан». Защищая свою позицию, она утверждала, что исполняла при рассмотрении жалобы гражданина частноправовые функции, а не публично-правовые.

Определение Конституционного Суда РФ от 09.12.2002 N 349-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Букиной Натальи Александровны на нарушение ее конституционных прав статьями 1 и 6 Закона Калининградской области «О порядке рассмотрения обращений граждан»»

Ленинградский районный суд Калининградской области со ссылкой на статьи Закона Калининградской области «О порядке обращения граждан» своим решением от 3 октября 2001 года признал незаконным бездействие председателя правления и генерального директора коммерческого банка «Балткредобанк» выразившееся в том, что ею не был дан ответ на жалобу гражданина в связи с незаконными действиями работников охраны банка.

По мнению генерального директора банка, нормы Закона Калининградской области «О порядке рассмотрения обращений граждан» должны распространяться на действия должностных лиц предприятий и организаций только при осуществлении ими — в пределах их компетенции — соответствующих функций в публично-правовых интересах, а в данном случае имели место частноправовые.

Поскольку четкости в вопросе о том, что относится к публично-значимым функциям, нет, у организаций могут возникнуть дополнительные проблемы и риски при исполнении требований законодательства.

С моей точки зрения, больше всего проблем может возникнуть именно у коммерческих организаций, для которых исполнение публичных функций не являются основным видом деятельности.

Что можно порекомендовать в сложившейся ситуации организациям?

  • Следует обратить внимание на то, что поступающие в организации обращения граждан и юридических лиц могут быть поданы и обработаны не только на основании закона «Об обращениях граждан». При первичном рассмотрении и регистрации обращений и жалоб нужно четко определить, в соответствии с каким законом с ними будет вестись работа. Юристов организации следует привлечь к разработке соответствующих указаний для исполнителей.
  • Всем организациям предстоит либо разработать, либо привести в соответствие с новыми требованиями свои внутренние нормативные документы.
  • Коммерческим организациям нужно внимательно посмотреть, выполняют ли они какие-либо публично значимые функции. В своих внутренних нормативных документах им следует четко установить, обращения по каким вопросам они будут рассматривать именно по закону «Об обращениях граждан».
Видео (кликните для воспроизведения).

Теперь будем ждать, что покажет судебная практика 🙂

Источники


  1. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.

  2. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.

  3. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.
  4. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.
  5. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
Публично значимые функции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here