Проверка соблюдения трудового законодательства

Описание страницы: проверка соблюдения трудового законодательства - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Проверка ГИТ соблюдения трудового законодательства

    +7 показать номер +7 (499) 391-73-60
  • +74993917360
  • +74993903130
    • Условия оплаты
    • График работы
    • Контакты

      С 1 января 2018 года инспекционные проверки по труду проводятся по новому. Каждой организации установлена категория риска исходя из которой будет определена периодичность проведения проверок. Также инспекция определила перечень нормативных актов, которые будет проверять и активно планирует внедрение нового формата проверок.

      • Как подготовиться к проверке? Как провести самопроверку, чтобы снизить риски?
      • Как подготовить кадровую документацию к проверке? На что обратит внимание инспектор ГИТ?
      • Как строить взаимоотношения с инспектором?
      • Каковы типичные нарушения со стороны ГИТ, которые помогут обжаловать результатов проверки?
      • Что такое «дорогие» ошибки и как их избежать?

      Ответы на эти вопросы получат участники семинара.

      Семинар ориентирован на работников кадровых служб, юристов, руководителей малых и средних предприятий, главных бухгалтеров.

      ПРОГРАММА СЕМИНАРА:

      1. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства. Полномочия, компетенция и структура Государственной инспекции труда (ГИТ). Изменения в порядке проведения инспекционных проверок. Риск-ориентированный подход, определяющий периодичность проведения инспекционных проверок

      • Как рассчитать категорию риска своей компании.
      • Определение периодичности проведения проверок Вашей компании.

      2. Обзор последних изменений трудового законодательства. Обновленный перечень нормативных актов, которые будет проверять инспекция труда. Рекомендации по пакету дополнительных документации для минимизации претензий со стороны ГИТ. Основные нарушения, выявляемые в ходе проверок, проводимых Государственной инспекцией труда.

      • Определение зон риска Вашей конкретной компании в части нарушения нормативных актов.
      • Составление плана внутреннего аудита соблюдения отдельных актов по анализу инспекционной практики за последние годы.

      3. Процедура проведения самообследования для минимизации рисков компании

      • Самопроверка по охране труда
      • Самопроверка по оплате труда
      • Проверка трудового договора – как ключевой зоны риска.

      4. От предписаний до приостановки деятельности: санкции, применяемые к юридическим и должностным лицам по итогам проверки.

      [1]

      • Усиление административной и уголовной ответственности работодателей и должностных лиц. Стоимость ошибок для организации и должностных лиц.

      5. Порядок проведения проверки: практические советы как вести себя во время проверки.

      • Действия должностных лиц и рядовых сотрудников предприятия.
      • Документальное закрепление распределения внутри предприятия ответственности в сфере трудовых отношений и охраны труда.

      6. Разработка стратегической линии поведения при прохождении инспекционной проверки.

      • Лица, уполномоченные представлять компанию.
      • Ответы на вопросы инспектора.
      • Предоставление документов инспектору.
      • Оформление пояснений.
      • Определение минимального и максимального порога риска исходя из индивидуальной ситуации в компании с соблюдением норм трудового законодательства. Действия в пределах данных значений.

      7. Порядок оспаривания деятельности инспекционного органа и результатов проверки.

      8. ТОП-10 ошибок работодателей, а также типовые и нестандартные ошибки инспекторов труда.

      Все вопросы освещаются с учетом изменений, внесенных в Трудовой кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы, правовые нормативные акты, а также с учетом комментариев, даваемых официальными органами на момент проведения семинара

      Продолжительность: 4 ак.ч

      Договор-оферта на предоставление права участия в семинаре

      Даты проведения семинара в Москве в 2019 году

    18 марта с 14.00 до 17.00 17 апреля с 10.00 до 13.00 13 мая с 14.00 до 17.00 30 августа с 10.00 до 13.00

    Внимание! В расписании возможны изменения. Просим уточнять информацию по электронной почте [email protected]

    В стоимость включено:

    Набор для записи Пособие Кофе-брейк Сертификат

    Скачать расписание всех семинаров

    Данное мероприятие Вы можете заказать в корпоративном формате!

    Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей

    Информация об изменениях:

    Статья 360 изменена с 11 января 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 502-ФЗ

    Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей

    См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 360 ТК РФ

    Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

    Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

    Часть третья утратила силу с 1 августа 2011 г.

    Информация об изменениях:

    Часть четвертая утратила силу с 1 августа 2011 г.

    Информация об изменениях:

    Часть пятая утратила силу с 1 августа 2011 г.

    Информация об изменениях:

    Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

    Основанием для проведения внеплановой проверки является:

    истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    поступление в федеральную инспекцию труда:

    обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

    обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

    обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

    запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

    наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

    Читайте так же:  Потребитель тепловой энергии

    Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

    Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом, пятом или шестом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

    Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

    Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства: кто и по каким правилам проводит

    Кто и что может проверять в ходе ведомственного контроля за соблюдением законодательства о труде

    Согласно ст. 353.1 ТК РФ , органы исполнительной власти федерального или регионального масштаба осуществляют собственные проверки в организациях, учредителями которых являются. Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается, соответственно, решением федерального министерства или органа региональной власти, местного самоуправления. Примерами таких документов могут служить:

    • Приказ МВД 77 об организации ведомственного контроля;
    • Закон г. Москвы от 15 февраля 2017 года № 3;
    • Приказ Министерства здравоохранения Тверской области от 18.11.2015 № 794;
    • Закон Чувашской республики от 18 июня 2016 года № 29;
    • другие.

    Поскольку основания для проверок, а также общий порядок их проведения предусмотрены непосредственно в ТК РФ (см. ст. 360 ТК РФ ), а также в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении надзора, в ведомственных документах конкретизируются определенные нюансы, например:

    • допустимые виды контроля (плановые, внеплановые, целевые, комплексные проверки);
    • лица, имеющие право его осуществлять (конкретные должности);
    • правила оформления результатов инспекций;
    • периодичность и планы проверок.

    Ведомственный надзор, как и государственный, охватывает все сферы трудовых отношений. Поэтому у работодателей могут проверить:

    • корректность составления и хранения трудовых договоров;
    • соблюдение требований закона о рабочем времени и времени отдыха;
    • моменты, касающиеся трудового распорядка, дисциплины и охраны труда;
    • соответствие работников должностям, в том числе их профессиональную подготовку, прохождение переподготовки и повышение квалификации;
    • документы, касающиеся своевременной оплаты и материальной ответственности сторон трудовых отношений.

    Общие требования к проверкам

    Все правила, которые разрабатываются для ведомственных инспекторов, должны соответствовать требованиям федерального и регионального законодательств. Так, согласно приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 о риск-ориентированном подходе, работодатели делятся на несколько категорий. Чем выше риск нарушений в трудовой сфере, тем чаще их могут инспектировать. Согласно утвержденным показателям потенциального вреда организаций из различных секторов экономики, наиболее опасными являются компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Их можно проверять в плановом порядке не чаще 1 раза в 2 года. В группу значительного риска попадают обрабатывающие производства, строительство, транспортировка и хранение. Для них периодичность планового контроля — один раз в 3 года. Работодателей, которые, с точки зрения нарушения законодательства о труде, относятся к категории умеренного риска, можно проверять не чаще одного раза в 5 лет. Таких большинство.

    Что касается внеплановых проверок, то они проводятся без учета категории риска, и чаще всего при наличии жалобы. Причем ведомственный контроль в этом случае дублирует государственный и/или муниципальный, но цели у этих проверок разные: у внешних проверяющих задача — выявить нарушение и наказать, у внутренних — дополнительно разобраться в причинах случившегося.

    Проверка ГИТ: что проверяют и как подготовиться

    Законодательная база

    Работодатели обязаны соблюдать нормы трудового права. Государство время от времени проверяет, как выполняется эта обязанность. На практике, если у компании какой-либо формы собственности есть в штате хотя бы один человек, туда придет трудинспекция: планово, а иногда и внепланово.

    Что проверяют специалисты трудовой инспекции? Основная цель проверок — контроль соблюдения предпринимателями и должностными лицами трудового законодательства. Порядок проведения и нормативы этого контроля регламентированы на законодательном уровне. В частности, этому посвящены статьи из главы 57 Трудового Кодекса.

    Статьи про проверки

    • Статья 353 содержит определение понятия госнадзора.
    • Статья 354 дает определение и описывает структуру федеральной инспекции труда (ГИТ).
    • Статья 355, в которой сформулированы принципы работы и задачи федеральной инспекции труда.
    • Статья 356 определяет ключевые полномочия инспекционной комиссии.
    • Статья 357 содержит перечень прав, которыми обладают инспекторы ГИТ.

    Законодательные акты, которые контролируют выполнение норм трудправа:

    • ФЗ №294 от 26.12.2008 направлен на защиту юрлиц и ИП при проверках. Он регламентирует процедуру госнадзора, устанавливает сроки проведения, содержит другую важную для предпринимателей информацию.
    • Правительственное постановление № 875 от 01.09.2012 утверждает Положение о госнадзоре в области трудового права.

    Как проводится внеплановая проверка работодателя в целях соблюдения трудового законодательства

    Виды проверок

    В целях соблюдения всеми работодателями трудового законодательства трудовая инспекция проводит плановые и внеплановые проверки (ч. 1 ст. 353, ч. 2 ст. 360 ТК РФ). Порядок их проведения регулируется положениями Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.

    Основания проведения

    Провести внеплановую проверку инспекция может только в ограниченных законодательством случаях:

    • Истек срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований трудового законодательства.
    • В трудовую инспекцию поступили:
    • заявления от граждан, организаций или информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства (в т. ч. требований охраны труда), повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью сотрудников;
    • обращения или заявления сотрудника о нарушении работодателем его трудовых прав;
    • запрос сотрудника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
    • Издано распоряжение руководителя трудовой инспекции о проведении внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ, либо на основании требования прокурора в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями.

    Это следует из положений части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, части 7 статьи 360 Трудового кодекса РФ, пункта 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

    По общему правилу внеплановые проверки, проводимые госорганами по поступившим заявлениям и информации о нарушениях со стороны работодателя, проводятся только по предварительному согласованию с прокуратурой (ч. 5 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Вместе с тем, указанное правило не касается проверок в области трудового законодательства. При поступлении соответствующего заявления или информации сотрудники трудовой инспекции могут провести внеплановую проверку незамедлительно без предварительного согласования. Инспекторам по труду требуется лишь уведомить прокуратору о проводимой внеплановой проверке. Об этом говорится в части 8 статьи 360 Трудового кодекса РФ и части 4 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

    Читайте так же:  Аффилированные общества

    Следует отметить, что анонимные заявления и обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (ч. 3 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

    Информацию обо всех проводимых плановых и внеплановых проверках бизнеса, их результатах, а также о принятых мерах можно будет узнать из Единого реестра проверок .

    Формат проведения

    Внеплановая проверка может быть проведена в двух формах: выездной и документарной (ч. 11 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

    [3]

    В ходе проведения внеплановой документарной проверки она может быть переквалифицирована в выездную, если трудовому инспектору потребуется оценить по местонахождению организации соответствие ее деятельности обязательным требованиям трудового законодательства (ч. 3 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

    В отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти в областях обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний, управления использованием атомной энергией, могут проводиться только выездные проверки (п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

    Уведомление о проверке

    Чтобы провести внеплановую проверку в организации (и выездную, и документарную), руководитель территориального отделения трудовой инспекции (его заместитель) должен издать соответствующее распоряжение (приказ) (ч. 1 ст. 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Его форма утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

    О проведении внеплановой выездной проверки трудовая инспекция обязана уведомить организацию заранее. Сделать это она должна любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала проведения проверки (ч. 16 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Вместе с тем, предварительное уведомление не требуется, если:

    • известно, что в результате деятельности работодателя причинен или причиняется вред жизни или здоровью граждан (ч. 17 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ);
    • основанием для проведения внеплановой проверки стало заявление сотрудника о нарушении его трудовых прав или иная информация, свидетельствующая о серьезных нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).

    Предмет проверки

    В ходе внеплановой проверки трудовые инспекторы проверяют:

    • соблюдение организацией требований трудового законодательства;
    • выполнение предписаний трудовой инспекции;
    • принятые меры для предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде и т. п.

    Об этом сказано в части 1 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, части 6 статьи 360 Трудового кодекса РФ.

    Если основанием для проведения внеплановой проверки стало заявление, то проверяющие анализируют факты, которые послужили причиной такого обращения.

    Для достижения целей и задач внеплановой проверки трудовые инспекторы вправе проверить любые документы и сведения, имеющие непосредственное отношение к предмету проверки (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12, п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

    Участники проверки

    К проведению внеплановой выездной проверки трудовая инспекция может привлекать экспертов и экспертные организации, которые не состоят в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемой организацией и не являются с ней аффилированными лицами. Об этом сказано в части 6 статьи 12 Закона от 26 октября 2008 г. № 294-ФЗ.

    Права и обязанности проверяющих и работодателя

    В ходе проведения внеплановой проверки трудовые инспекторы и работодатели имеют определенные права и обязанности (ст. 12 и 15 Конвенции об инспекции труда от 11 июля 1947 г. № 81, ст. 357 и 358 ТК РФ, ст. 21 и 25 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

    Обратите внимание, что трудовой инспектор не может проводить внеплановую выездную проверку во время отсутствия руководителя организации (иного уполномоченного представителя работодателя). Исключение составляют случаи, когда имеются факты:

    • причинения вреда жизни и здоровью граждан;
    • угрозы безопасности государства;
    • возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т. п.

    Это следует из положений пункта 2 статьи 15 и подпункта «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

    При этом доступ трудовых инспекторов в организации, подведомственные органам обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и органам управления использованием атомной энергии, осуществляется в порядке, определяемом этими органами по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости.

    Доступ в указанные организации откладывается на время:

    • маневров или учений;
    • проведения контртеррористической операции;
    • ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера;
    • других чрезвычайных ситуаций.

    Такие правила установлены подпунктами «б» и «в» пункта 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

    Срок проведения

    Срок проведения внеплановой проверки (как документарной, так и выездной) не должен превышать 20 рабочих дней. Если организация осуществляет свою деятельность в разных субъектах РФ, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу или представительству организации. Такой порядок установлен частями 1 и 4 статьи 13 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, пункте 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

    По истечении срока внеплановой проверки трудовой инспектор оформляет ее результаты и сообщает о них организации (ч. 1 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, п. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875). Если организация не согласна с выводами проверяющих, а также с действиями инспекторов в ходе проверки, то она может обжаловать их (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

    Приложение N 110. Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по проверке соблюдения гарантий работников угольной промышленности

    Информация об изменениях:

    Приказ дополнен приложением 110 с 5 октября 2018 г. — Приказ Роструда от 11 апреля 2018 г. N 201

    Приложение N 110
    к приказу Федеральной службы
    по труду и занятости
    от 10 ноября 2017 г. N 655

    Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов)
    для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по проверке соблюдения гарантий работников угольной промышленности *

    Предмет плановой проверки всех работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ограничивается перечнем вопросов, включенных в настоящий проверочный лист (список контрольных вопросов).

    Проверочный лист утвержден приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 ноября 2017 г. N 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

    Вид государственного контроля (надзора)

    Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

    Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя

    Читайте так же:  Выписка егрп срок действия

    Вид деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя

    Категория риска деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Наименование территориального органа Федеральной службы по труду и занятости

    Основание проведения плановой проверки

    Распоряжение N _____________ от _____________ государственной инспекции труда __________________

    Место проведения проверки и (или) указание на используемые производственные объекты

    Учетный номер проверки и дата присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок

    N _____________ от _____________

    Должности, фамилии и инициалы должностных лиц Государственной инспекции труда __________________, проводящих плановую проверку и заполняющих проверочный лист

    Перечень вопросов, отражающих содержание требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки:

    [2]

    Вопросы, отражающие содержание обязательных требований

    Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

    Как проходит проверка трудовой инспекции?

    Проверки, осуществляемые трудовыми инспекциями, проводятся на всех предприятиях вне зависимости от организационной формы. Несмотря на то, что о них руководитель предприятия узнает заранее, все равно остается чувство волнения, возникают вопросы: все ли документы подготовлены, соблюдены ли условия работы трудящихся.

    Чтобы тщательно подготовиться, необходимо изучить полномочия ГИТ, узнать, как проводит проверки трудовая инспекция, а также привести в порядок и подготовить все необходимые документы.

    Общие положения

    Трудовой кодекс регламентирует основные моменты порядка проведения проверок ГИТ. Они бывают документальными (проверяют документы на территории ГИТ) и выездными (выезд инспекторов на территорию проверяемого), как внеплановыми, так и плановыми.

    При плановых — соблюдаются определенные сроки, и предприниматель или руководитель предприятия может посмотреть, ждет ли его проверка. Для этого существуют специальные интернет-ресурсы, которые открыты для общего доступа.

    Плановая проверка трудовой инспекции проводится не на всех предприятиях. Согласно ст.26.1 294-ФЗ, субъекты среднего и малого предпринимательства освобождаются от визита проверяющих органов до конца 2018 года, если они не работают в сферах тепло- и электроснабжения, энергетики, медицины или не заняты в социальной отрасли.

    Внеплановые инспектирования могут проходить на любых фирмах и предприятиях. Они проводятся тогда, когда у трудовой инспекции появляются подозрение на несоблюдение трудовых прав (заявления от работников организации) или когда компания вовремя не устранила нарушения, обнаруженные при предыдущем визите.

    Так же есть еще один вид проверок – предварительная проверка государственной инспекции труда. Она проходит в случае, если на компанию было подано заявление о несоблюдении прав трудящихся, но для инициирования внеплановой проверки сведений недостаточно.

    В таком случае в ходе предварительной проверки сотрудники инспекции по охране прав трудящихся могут взять свидетельские показания рабочих, а также запросить пояснения по сложившейся ситуации от работодателя. Но при этом дача всех пояснений и предоставление требуемых документов или сведений необязательна.

    Внеплановые и плановые проверки имеют разные причины для их проведения. Ход проведения незапланированных проверок регламентируется ст.360 ТК РФ. Основания для проверки трудовой инспекцией:

    1. Работодатель вовремя не устранил нарушение, установленное инспекцией ранее.
    2. В ГИТ поступили обращения с указанием на несоблюдения законных прав рабочих.
    3. Поступление заявлений или обращений, в которых поясняется, что работодатель нарушает акты, содержащие нормы трудового законодательства.
    4. В ГИТ поступило заявление от сотрудника фирмы с просьбой провести проверку по соблюдению условий безопасности труда на месте работы.
    5. Проверка инспекции труда проходит по инициативе руководителя (заместителя) инспекции при распоряжении Президента, Правительства или прокуратуры.

    Плановая проверка проводится раз в 3 года. Основания для нее:

    • После проведения плановой проверки прошел трехлетний срок;
    • С момента регистрации компании прошло 3 года;
    • С момента подачи заявления о начале деятельности организации прошло 3 года.

    Как проводит проверки государственная инспекция по охране труда?

    Каждая проверка организации трудовой инспекцией, будь то плановая или внеплановая, проводится примерно по одному алгоритму:

    1. Оповещение о предстоящей проверке. Уведомить о ней инспекция труда должна за 3 дня, если она плановая, и за 24 часа, если внеплановая.
    2. Непосредственно проведение. Сначала инспекцией делается запрос на предоставление копий необходимых документов, далее инспектор выезжает на место и после предоставления удостоверения и приказа по проверке приступает к своим непосредственным обязанностям.
    3. Составление акта. В большинстве случаев данный документ составляется на территории проверяемого, но могут быть исключения – акт могут составить на территории проверяющего.
    4. Вынесение предписаний. Этот пункт имеет место быть, если в проверяемой организации были найдены какие-либо нарушения.

    Срок проведения

    Если рассматривать вопрос, какие года проверяет трудовая инспекция, то ответ будет таков: в основном инспекторы проверяют документацию за последние 3 года, так как по периодичности плановые инспектирования могут проходить раз в 3 года. Внеплановые могут проходить чаще – по мере появления оснований для их проведения.

    Срок проверки трудовой инспекции зависит от формы инспектируемой организации:

    • Компания с филиалами проверяется 60 дней;
    • На инспектирование субъектов малого бизнеса отводится двое суток и 2 часа;
    • Проверка микропредприятий должна пройти за 15 часов;
    • Остальные организации проверяются в течение 20 дней.

    Требования к организации

    Основные требования трудовой инспекции — соблюдение прав работника. Исходя из этого, инспекторы проверяют соблюдение работодателем следующих аспектов:

    1. Правильное составление и соблюдение графика отпусков. Работники имеют право на предоставление им отпуска. Если сотрудник не ходил в отпуск более 2-х лет, это будет считаться нарушением.
    2. Своевременная выдача зарплаты. Работники должны получать оплату своего труда 2 раза в месяц, что должно подтверждаться положением об оплате труда и бухгалтерскими выписками. Если в документах инспектор найдет несоответствия, он расценит это как нарушение.
    3. Проверка инспекции труда — охрана труда. Соблюдение требований по охране труда — один из наиболее сложных аспектов работы трудовой инспекции. Для соблюдения всех требований по охране труда в штате должен быть специалист, который ведет журнал и читает инструктажи рабочим.
    4. Сведения об аттестации рабочих. Если в организации проводятся мероприятия по аттестации специалистов, их результаты необходимо оформлять по определенным правилам.
    5. Справки о медосмотрах. Инспекторы по охране труда не всегда интересуются этими документами, но все же лучше подготовить их заранее.

    Из документов инспекторы проверяют:

    1. Трудовые договоры.
    2. Кадровые приказы.
    3. Документы, взятые при приеме сотрудников на работу.
    4. Трудовые книжки работников.
    5. Бухгалтерские документы по зарплате сотрудников.
    6. Больничные и графики отпусков.
    7. Документы по рабочим графикам.
    8. Журналы учетов.

    Государственный акт

    Акт, который выписывает инспекция после посещения организации, оформляется по специальной форме, которая утверждена приказом No141 Минэкономразвития. Акт проверки трудовой инспекции должен состоять из 2-х экземпляров, один из которых остается у проверяющего органа, а один – у работодателя или его представителя.

    Оба экземпляра акта должны быть заверены подписями инспектора и работодателя. Если работодатель не согласен с итогами проверки, помимо подписи в актах он выражает свое несогласие в письменном виде.

    Сведения, которые нужно указывать в акте:

    1. Время и дата составления.
    2. Название организации, которая проводила инспектирование.
    3. Данные приказа о проверке.
    4. Данные проверяющего инспектора.
    5. Название инспектируемой организации.
    6. Место проверки и ее длительность.
    7. Данные о результатах проверки.
    8. Сведения об ознакомлении с актом или отказе от ознакомления проверяемого работодателя или его представителя.
    9. Данные о занесении записи в журнал проверок.
    10. Подпись инспектора.
    Читайте так же:  Смена паспортных данных

    Как правило, акт пишется сразу после инспектирования (294-ФЗ от 26.12.2008г. ст.16 ч.1 и 4), однако бывают случаи, когда необходимо дождаться результатов экспертиз и испытаний, тогда на составление актов у инспекторов есть 3 рабочих дня.

    Результаты

    При проведении инспектирования, если нарушений выявлено не было, работодателю просто отдается акт. Однако такой исход бывает нечасто. Если проверяющий выявил какие-либо нарушения, то исходы могут быть следующие:

    • Выдача предписания для устранения нарушения с указанием сроков исполнения;
    • Наложение административного штрафа;
    • Приостановление деятельности организации.

    Если нарушения незначительные и их можно устранить, то выдается предписание, замечания по которому нужно исправить в определенный промежуток времени. Если работодатель не соблюдает сроки устранения нарушений, на него накладывается штраф.

    Также штраф может быть сразу приложен к предписанию. Самые распространенные причины для назначения штрафа:

    • Нарушения норм трудового права;
    • Допуск к работе сотрудника, который не имеет на это право и отрицает данный факт;
    • Прием на работу сотрудников без оформления договора, ошибки в нем;
    • Нарушение норм по охране труда;
    • Нарушения правил проведения проверки;

    Приостановление деятельности компании, как правило, происходит из-за повторных нарушений норм трудового права, это:

    • Повторное умышленное уклонение от оформления сотрудников по договору;
    • Повторное нарушение закона по регулированию труда рабочих;
    • Повторное нарушение норм по охране труда.

    Помимо этих исходов посещения инспектора – может быть еще один: назначение административного расследования. В этом случае составляется определение, копия которого отдается работодателю и потерпевшей стороне под роспись.

    Расследование может быть назначено либо из-за выявления нарушений при текущей проверке, либо по жалобам работников. В ходе этого расследования с пострадавших берутся показания, а с работодателя – объяснения по сложившейся ситуации.

    По окончании расследования проверяющий выносит определение об остановке – если факт нарушения не был доказан, или составляет протокол об административном нарушении и передает его в ГИТ.

    Полезное видео

    Заключение

    Проверки, проводимые инспекцией труда – это «головная боль» работодателей. Однако без них никак: инспектора следят за соблюдением прав рабочих, за правильным ведением документации. Поэтому руководителям компаний, кадровым специалистам и бухгалтерам, чтобы пройти эти проверки «на отлично», нужно соблюдать все нормы трудового права и грамотно вести кадровую документацию.

    Что и как проверяет трудовая инспекция

    Полномочия трудовой инспекции закреплены в статье 356 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) и в постановлении Правительства РФ №875 от 01.09.2012 г. «О федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства», а так же в Конституции РФ.

    Реализацию контроля и надзора в рамках трудового законодательства призван осуществлять такой орган исполнительной власти, как федеральная инспекция труда.

    Права инспектора по труду

    В конченом итоге Вас будет проверять физическое лицо занимающее должность инспектора. В статье 357 ТК РФ закреплены основные права государственного инспектора по труду, а именно:

    Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

    В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

    Плановые и не плановые проверки трудового законодательства

    Статья 360 ТК РФ закрепляет правила плановых и не плановых проверок соблюдения трудового законодательства.

    Плановая проверка

    Плановая проверка утверждается ежегодно с обязательным уведомление проверяющего.

    Не плановая проверка

    Основания внеплановой проверки прописаны в ТК РФ, ими являются:

    Незамедлительная внеплановая проверка

    Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в п. 3 данного блока, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

    Период проверки соблюдения законодательства трудовой инспекции

    Законодательство не ограничивает период, который может быть охвачен проверкой, проводимой трудовой инспекцией. Именно по этой причине в распоряжении на проведение трудовой проверки, вручаемом работодателю (его представителю) до ее начала, нет указания на проверяемый период.

    Вместе с тем глубину проверки объективно ограничивают сроки хранения работодателем документов, связанных с трудовыми отношениями и кадровым обеспечением и которые необходимы проверяющим в соответствии с целями проверки. Так, например, табели (графики), журналы учета рабочего времени (кроме тяжелых, вредных и опасных условий труда), акты, предписания по технике безопасности и документы (справки, докладные записки, отчеты) об их выполнении, протоколы аттестации по технике безопасности должны храниться в течение 5 лет (ст. ст. 586, 603 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

    Работодатель не обязан представлять документы, срок хранения которых истек. Привлечь его к ответственности за непредставление таких документов неправомерно.

    Как проходит проверка трудовой инспекцией

    Инспектор должен показать свое удостоверение и распоряжение или приказ о проведении проверки (плановый или внеплановый). В приказе указываются физические лица, только они имеют право проводить проверку, другим запрещено.

    Какие вопросы могут задавать проверяющие

    Любые вопросы касающиеся проверки. В приказе документе о проверке дожно быть указано, что именно они проверяют, при этом инспекторы не могут выходить за их рамки (ст. 15 Закона N 294-ФЗ).

    1 июля 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1080, в соответствии с которым абсолютно все плановые проверки, проводимые Государственной инспекцией труда по вопросам соблюдения работодателями требований трудового законодательства, должны проводиться с применением чек-листов. До исх пор применение чек-листов было обязательным только при проверках работодателей, отнесенных к категории умеренного риска.

    Что такое чек лист?

    Чек-листами называется специальный перечень вопросов, на которые должно ответить руководство организации-работодателя. Иначе говоря, это списки вопросов, тем и параметров, по которым идет проверка ГИТ в соответствии с требованиями о риск-ориентированном подходе. Роструд утвердил 107 таких листов для проверки трудового законодательства еще в прошлом году. Правда, все они касаются далеко не всех организаций.

    Документы с вопросами Роструда были опубликованы еще в прошлом году, их утвердил Минюст, и с ними может ознакомиться любой желающий. Проверяющие не имеют права изменять или дополнять чек-листы на свое усмотрение. Риск-ориентированный подход к проверкам Роструда по умолчанию касается всех ИП и организаций, независимо от вида деятельности и масштаба бизнеса, если у них есть наемные сотрудники. При этом при низком риске работодателя плановых проверок для него не предусмотрено.

    Отсутствие чек листа у проверяющих и дополнительные вопросы

    Такие действия проверяющих прямо нарушают права предпринимателей, поэтому результаты такой проверки, проведенной с нарушениями, можно отменить в судебном порядке. Правда, сколько времени и сил это может занять, неизвестно.

    Читайте так же:  Увольнение без отработки пенсионера

    Время проведения проверки

    В ходе проверки инспекторы вправе беспрепятственно входить в любые служебные помещения фирмы или предпринимателя (но только в свое рабочее время), истребовать документы и получать объяснения.

    Если вы не пустили инспекторов

    Если с предъявленными документами все в порядке, но вы не пустили инспектора на свою территорию, он может составить протокол об этом нарушении и направить его районному или мировому судье. Судья вправе оштрафовать предпринимателя или руководителя фирмы — на сумму от 2000 до 4000 руб., а других сотрудников — на сумму от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

    Истребование документов

    Перед тем как посетить фирму, инспекторы, как правило, направляют на предприятие почтой или по факсу запрос, в котором указывают, когда и где состоится проверка и какие документы им понадобятся.

    Если фирма такой запрос не получила, инспектор составит его на месте за своей подписью и укажет время, когда нужно подготовить документы (по своему усмотрению). За отказ представить бумаги установлен штраф: для фирм — в размере от 3000 до 5000 руб.; для предпринимателей и должностных лиц фирмы — от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

    Если вы вовремя представите необходимые документы, инспектор может к вам в офис и не прийти. Бумаги можно направить в течение 10 рабочих дней. Документы нужно представлять в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью. Оригиналы инспекторы истребовать не вправе (ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Если по полученным документам у инспектора возникнут вопросы, он может потребовать, чтобы вы составили справку, письмо и т.п., содержащие сводную информацию, или дали комментарии по непонятным моментам устно. За отказ установлен такой же штраф, как и за непредставление документов.

    Получение объяснений

    Обнаружив нарушение (составляя протокол о нем), трудовой инспектор вправе получить объяснения от работодателя, руководителя, главного бухгалтера или начальника отдела кадров. Вы можете от объяснений отказаться. Такое право предоставлено вам ст. 51 Конституции РФ.

    Однако если нарушение очевидно — например, вы не заключили с работниками трудовые договоры, — то отрицать его или отказываться от объяснений не стоит. Лучше заверьте инспектора в том, что нарушение будет исправлено, и обратите его внимание на малозначительность нарушения или смягчающие обстоятельства. Это позволит избежать штрафа или снизить его.

    Имейте в виду: необязательно давать объяснения, как только инспектор их потребовал. Вы можете попросить время на обдумывание. Отсрочка позволит вам подготовиться. Письменные объяснения лучше изложить собственноручно и отдать их инспектору до рассмотрения вашего дела. Однако имейте в виду: иногда трудовые ревизоры решают вопрос о штрафе непосредственно в день составления протокола. Но вы всегда можете попросить провести заседание в удобный для вас день. При этом нужно учитывать, что рассмотрение должно быть назначено не позднее 15 дней с момента составления протокола.

    Не забывайте, что, как только инспекторы выписали на вас протокол о нарушении, вы можете пригласить защитника. С этого момента опрашивать вас трудовики могут только в его присутствии. В качестве защитника может выступать адвокат или другой юрист, которому вы выдали доверенность (ст. 25.5 КоАП РФ).

    Акт проверки

    О том, как трудовые инспекторы должны оформить результаты проверки, рассказано в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Административном регламенте Роструда по осуществлению федерального государственного надзора, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 21 сентября 2011 г. N 1065н.

    После проверки инспекторы должны составить акт и сделать запись в журнале учета проверок.

    Журнал учета оформляет сама фирма или предприниматель. Его типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141. Отсутствие журнала или ведение его не по форме является самостоятельным нарушением, о котором инспектор сделает запись в акте проверки.

    В акте инспекторы указывают, что проверяли и какие нарушения обнаружили. В нем отражают и сведения о фактах выявленных нарушений трудовых прав работников. Акт составляется и в том случае, если нарушений найти не удалось. Акт составляют в двух экземплярах. Один экземпляр остается у инспектора, а другой вручается представителю фирмы под расписку.

    Форма акта проверки соблюдения трудового законодательства приведена далее. Его форма также утверждена Приказом Минэкономразвития России N 141.

    К акту должны быть приложены предписание с требованием устранить выявленные в ходе проверки нарушения и протокол об административном правонарушении, если в рамках проверки было возбуждено административное дело, а также протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого лица, на которых возлагается ответственность за нарушение.

    Если проверяемое лицо устранит в ходе проверки выявленное нарушение, инспектор напишет об этом в акте.

    С 2019 года планируют ввести без судебное взыскание долгов по заработной плате.

    Законопроект предусматривает, что инспекция имеет право принимать меры по принудительному взысканию с работодателей начисленной, но не выплаченной заработной платы, а также иных обязательных выплат, которые положены работнику по закону. Также трудовая инспекция наделяется правом в ходе проведения проверок требовать у работодателя документы, которые связаны с оплатой труда работников.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Законопроект предполагает установить следующий порядок принудительного взыскания зарплаты с работодателя. Сначала инспектор выдаст работодателю-нарушителю предписание, в котором укажет срок для выплаты зарплаты работнику. Если предписание не будет выполнено в срок, то принимается решение о его принудительном исполнении. Такое решение обладает всей силой исполнительных документов, перечень которых содержится в ФЗ «Об исполнительном производстве», и по своей сути является исполнительным листом. Для исполнения оно направляется в ФССП, которая уже принимает к работодателю меры по его принудительному исполнению, – например, может арестовать деньги на банковском счете или имущество.

    Предписание можно будет обжаловать в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения. Вместе с тем инспекция не сможет принять решение о принудительном взыскании зарплаты, если между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации задолженности по зарплате на срок до двух месяцев.

    Источники


    1. Шавалеев, Михаил О неотвратимости юридической ответственности в России / Михаил Шавалеев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 180 c.

    2. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

    3. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
    4. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.
    5. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.
    Проверка соблюдения трудового законодательства
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here