Противодействие коррупции в организации

Описание страницы: противодействие коррупции в организации - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Российский опыт противодействия коррупции в организациях

Общие положения статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции»

Основным НПА, направленным на предупреждение и противодействие коррупции в Российской Федерации, является Федеральный закон «О противодействии коррупции». Данный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции (статья 3), меры по профилактике коррупции (статья 6) и т.д.

Еще в первой редакции Федерального закона «О противодействии коррупции» была предусмотрена ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, а именно статьей 14 данного Федерального закона. В части 1 статьи 14 Федерального закона «О противодействии коррупции» сказано, что ответственность к юридическому лицу может быть применена в случае, если будет установлено, что от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений. Мера ответственности установлена в статьях 19.28 и 19.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) за незаконное вознаграждение от имени юридического лица и за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного гражданского служащего Российской Федерации или муниципального служащего либо бывшего государственного гражданского служащего Российской Федерации или муниципального служащего соответственно.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.28 и 19.29 КоАП РФ возбуждаются прокурором. Согласно статье 23.1 КоАП РФ такие дела рассматриваются районными судьями.

Статья 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» была введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Согласно пояснительной записке к данному Федеральному закону, законопроект был подготовлен в развитие положений проекта Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», однако в пояснительной записке не объясняется, в связи с чем в Федеральный закон «О противодействии коррупции» вводится статья 13.3 об обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции Пояснительная записка к законопроекту (Комитет Государственной Думы по безопасности) [Электронный ресурс] // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности: http: //asozd2. duma.gov.ru. URL: http: //asozd2. duma.gov.ru/main. nsf/ (SpravkaNew)? OpenAgent&RN=47266-6&02 (дата обращения: 20. 02.2016). .

Данная статья обязует организации независимо от форм собственности, вида деятельности и иных характеристик принимать меры по предупреждению коррупции. В части 2 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» перечисляются возможные к принятию в организации меры, а именно: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования.

Стоит отметить позицию Дины Владимировны Крыловой, согласно которой указанные в части 2 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» антикоррупционные меры, во-первых, достаточно расплывчаты, а во-вторых, не подходят для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Необходимо отметить, что действующим законодательством не предусмотрена ответственность за неисполнение требований статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Однако в случае проведения прокурорской проверки и установления факта непринятия мер по предупреждению коррупции прокурор может вынести предписание об устранении нарушений антикоррупционного законодательства, а именно принять меры по предупреждению коррупции внутри организации, и уже за невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль статьей 19.5 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа. Также прокурор может обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, а именно с требованиями о возложении обязанности по разработке и принятию мер, предупреждающих коррупцию. Деятельность органов прокураты будет рассмотрена ниже.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что данная статья не содержит исчерпывающего списка мер, которые обязана принять организация, а только примерный перечень. Исходя из формулировки части 2 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», можно говорить о том, что в статье содержатся исключительно примеры процедур, которые может реализовывать организация, но необязательны к применению. С учетом вышесказанного, также можно говорить о том, что данная статья не регламентирует объем принимаемых мер и их характер. Из положения статьи не следует достаточно ли принять одну меру или это должен быть комплекс антикоррупционных мероприятий.

Методические рекомендации Минтруда России

Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции были разработаны Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 8 ноября 2013 года и одобрены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 8 апреля 2014 года (далее — Методические рекомендации Минтруда России). Целью данных Методических рекомендаций Минтруда России является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Методические рекомендации Минтруда России также определяют основные принципы противодействия коррупции в организациях. К ним относят следующие:

принцип соответствия политики организации действующем законодательству и общепринятым нормам;

принцип личного примера руководства;

принцип вовлеченности работников: информирование работников о реализуемых в организации антикоррупционных мероприятий и ознакомление их с ними;

принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции;

принцип эффективности антикоррупционных процедур: низкая стоимость, простота реализации и значимый результат принимаемых мер;

принцип ответственности и неотвратимости наказания;

принцип открытости бизнеса: информирование общества о реализуемых в организации антикоррупционных мерах;

Читайте так же:  Невыполнение обязательств по договору

принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

В подготовке Методических рекомендации Минтруда России принимали участие федеральные государственные органы, а также представители Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» (далее — «ОПОРА РОССИИ»), Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Методические рекомендации Минтруда России призваны помочь деловому сообществу организовать работу по противодействию коррупции в целях соблюдения обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», сформировать корпоративную этику в целях недопущения коррупционных проявлений как внутри организации, так и во внешней деятельности при взаимодействии с контрагентами в лице государства, общественных организаций и представителей бизнеса.

Методические рекомендации Минтруда России содержат описание осуществления конкретных мер по борьбе с коррупцией в организациях, набор образцов документов для практического использования этих мер. Они также направлены на решение задачи по информированию организаций и ее работников о действующем российском антикоррупционном законодательстве, а также международных соглашениях и зарубежном законодательстве по вопросам противодействия коррупции.

Организациям предлагается создать единый внутренний документ, содержащий комплекс принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организации.

Методические рекомендации Минтруда России предлагают следующие основные направления деятельности организации по профилактике коррупции:

· нормативное закрепление антикоррупционных стандартов поведения работников организации;

· разработка и введение специальных антикоррупционных процедур;

· обучение и информирование работников;

· оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов;

· обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита требованиям антикоррупционной политики организации.

В период с сентября 2013 года в целях стимулирования бизнес-организаций к принятию мер по противодействию коррупции проведен комплекс мероприятий по приданию публичности Методическим рекомендациям Минтруда России.

Стоит отметить, что Методические рекомендации Минтруда России не носят нормативного характера, поскольку в установленном порядке не опубликованы для всеобщего сведения, поэтому они не могут быть обязательны к исполнению.

Также, по мнению начальника Юридического отдела «ОПОРЫ РОССИИ» Ирины Александровны Юнкман, указанные Методические рекомендации Минтруда России достаточно громоздкие для субъектов малого и среднего предпринимательства, что препятствует использование их отдельными предпринимателями.

Антикоррупционная хартия российского бизнеса

Помимо указанных Методических рекомендаций необходимо обратить внимание на Антикоррупционную хартию российского бизнеса, подписанную 21 сентября 2012 года основными бизнес организациями: Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, «ОПОРА РОССИИ», Общероссийской общественной организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия». Антикоррупционная хартия российского бизнеса включает в себя следующие принципы недопущения и противодействия коррупции:

Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции

Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции разработаны во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

О мерах по предупреждению коррупции

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон) устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Под противодействием коррупции в рамках Закона понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В статье 13.3. «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции» Закона, которая введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ, зафиксировано:

  1. Организацииобязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
  2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могутвключать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В настоящее время не существует единых стандартов построения системы антикоррупционных мер в организации. Вместе с тем можно выделить ряд ключевых инструментов, которые организациям рекомендуется внедрять в целях эффективного предупреждения коррупции. Поскольку в последнее время всё чаще стали появляться на официальных сайтах (требования о недопустимости нарушения закона и т. д.) со стороны органов прокурорского надзора об отсутствии мер по предупреждению коррупции в образовательных организациях, то в данной публикации хотелось бы остановиться на основных моментах данного вопроса (автор публикации не претендует на исчерпывающий характер публикации).

Рассмотрим основные меры по предупреждению коррупции в организациях, в т. ч. и в образовательных организациях. Перечень мер утверждён Министерством труда и социальной защиты РФ (совсем недавно документ стал доступным для ознакомления в правовой системе КонсультантПлюс).
Остановимся на двух ключевых моментах, которые достаточно подробно рассматриваются: антикоррупционная политика и стандарты и кодексы поведения, что соответствует содержанию требований статьи 13.3. «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции» Закона.

Антикоррупционная политика организации и система локальных актов по предупреждению коррупции

Деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется, прежде всего, разработать и принять антикоррупционную политику организации. Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется особенностями деятельности организации. В образовательной организации здесь возникает круг вопросов, которые так или иначе попадают в правовое поле противодействия коррупции (набор в образовательную организацию, дополнительные платные образовательные услуги, закупки товаров, работ и услуг, работа с внебюджетными фондами и благотворительными (спонсорскими) взносами и т. д.).

Читайте так же:  Как организовать профсоюз

При этом антикоррупционную политику целесообразно изложить в доступной форме и обеспечить ее доведение до работников и контрагентов организации, в том числе посредством размещения на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии). Поскольку у образовательной организации не может не быть официального сайта, то надзорные органы в разделе «Документы» будут пытаться найти данный документ.

В антикоррупционной политике организации могут быть отражены:

  • цели и задачи антикоррупционной политики;
  • используемые понятия и определения;
  • область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;
  • обязанности руководителей и работников, связанные с предупреждением коррупции;
  • ответственность работников за несоблюдение положений антикоррупционной политики;
  • порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации;
  • используемые в организации антикоррупционные инструменты.

При этом необходимые детализированные процедуры применения отдельных антикоррупционных инструментов (методика оценки коррупционных рисков, порядок регулирования конфликта интересов, стандарты и кодексы поведения и т. д.) могут быть включены в антикоррупционную политику организации в качестве приложений либо быть утверждены в форме отдельных локальных нормативных актов.

При разработке антикоррупционной политики организации необходимо учитывать форму собственности, организационно-правовую форму, отраслевую принадлежность, размер, структуру, географию деятельности, модель управления, специфику внутренних операций организации (закупки, маркетинг, продажи т. д.) и иные особенности.

Разработчиком антикоррупционной политики организации может выступать работник или структурное подразделение организации, на которых планируется возложить функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним предприятиям, располагающими достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты.

Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, рекомендуется активно привлекать к его обсуждению широкий круг работников организации. Для этого необходимо обеспечить информирование работников о возможности участия в подготовке проекта антикоррупционной политики. В частности, проект политики может быть размещен на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Также полезно проведение очных обсуждений и консультаций.

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

Принятие антикоррупционной политики организации должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения; желательным также является привлечение к информированию руководства организации. Всех работников организации рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись. Обязанность соблюдать антикоррупционную политику организации также рекомендуется включать в трудовые договоры работников.

Стандарты и кодексы поведения

Одним из наиболее полезных инструментов предупреждения коррупции в организации является установление для работников стандартов и кодексов поведения (далее также — антикоррупционные стандарты).
Внедрение системы антикоррупционных стандартов направлено на решение двух основных задач:

1) ограничить круг возможных действий работника, которые могут привести к его попаданию в ситуацию конфликта интересов (например, получение подарка или предложения о работе по совместительству от организации-конкурента могут в дальнейшем побудить работника совершить те или иные действия в пользу такой организации, идущие вразрез с его трудовыми обязанностями; установление соответствующих антикоррупционных стандартов на получение подарков и работу по совместительству позволят предупредить попадание работника в такую этически спорную ситуацию);

2) затруднить осуществление или сокрытие уже имевших место коррупционных правонарушений.
Следует иметь в виду, что антикоррупционные стандарты имеют более широкий спектр действия, чем регулирование вопросов, связанных непосредственно с недопустимостью совершения коррупционных правонарушений. В данные стандарты следует включить положения, устанавливающие ряд правил (порядков) поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом.

Антикоррупционные стандарты могут значительно различаться между собой по степени жесткости устанавливаемой регламентации. С одной стороны, в них можно закрепить только основные ценности и принципы, которые организация намерена культивировать в своей деятельности. С другой стороны, можно установить конкретные, обязательные для соблюдения правила поведения. Организации следует разрабатывать антикоррупционные стандарты исходя из собственных потребностей, задач и специфики деятельности. Использование типовых решений является нежелательным. Вместе с тем при подготовке антикоррупционных стандартов организация может руководствоваться, например, кодексами деловой этики, принятыми в данном профессиональном сообществе.

При разработке системы антикоррупционных стандартов рекомендуется принимать во внимание, что в зависимости от занимаемой должности работники могут быть в разной мере подвержены коррупционным рискам. В связи с этим целесообразным может стать применение к разным категориям работников различающихся по степени строгости антикоррупционных стандартов.
Вместе с тем, устанавливая антикоррупционные стандарты, следует обеспечить строгое соблюдение действующего законодательства, в том числе трудового законодательства и законодательства о персональных данных, с тем, чтобы избежать нарушения прав работников.

Антикоррупционные стандарты рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Работников следует ознакомить с ними под роспись. Процедуры, направленные на предупреждение коррупции, могут быть установлены в различных локальных актах организации, однако более предпочтительным является их закрепление в едином документе, например, кодексе деловой этики (кодекс поведения). Кодекс деловой этики может быть посвящен только антикоррупционным стандартам, а может включать и иные рекомендации по поведению работников организации, например, касающиеся правил взаимодействия с коллегами и клиентами, дресс-кода и т. д.
Кодекс деловой этики может закреплять как общие ценности, принципы и правила поведения, так и специальные, направленные на регулирование поведения в отдельных сферах. Примерами общих ценностей, принципов и правил поведения, которые могут быть закреплены в кодексе, являются:
  • соблюдение высоких этических стандартов поведения;
  • поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности;
  • следование лучшим практикам корпоративного управления;
  • создание и поддержание атмосферы доверия и взаимного уважения;
  • следование принципу добросовестной конкуренции;
  • следование принципу социальной ответственности бизнеса;
  • соблюдение законности и принятых на себя договорных обязательств;
  • соблюдение принципов объективности и честности при принятии кадровых решений.

Общие ценности, принципы и правила поведения могут быть раскрыты и детализированы для отдельных сфер (видов) деятельности. Например, в сфере кадровой политики может быть закреплен принцип продвижения на вышестоящую должность только исходя из деловых качеств работника или введен антикоррупционный стандарт, устанавливающий особенности работы в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу. При этом в кодекс могут быть введены правила реализации определенных процедур, направленных на поддержание декларируемых стандартов, и определения используемой терминологии.

[1]

Например, при закреплении принципа продвижения на вышестоящую должность только на основе деловых качеств работника может быть установлена процедура обращения работника с жалобой на нарушение этого принципа. При установлении антикоррупционного стандарта, устанавливающего особенности работы в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу, может быть дано точное определение понятия «родственники», то есть четко определен круг лиц, на которых распространяется действие данного стандарта. Таким образом, кодекс деловой этики может не только декларировать определенные ценности, принципы и стандарты поведения, но и устанавливать правила и процедуры их внедрения в практику деятельности организации.

Читайте так же:  Шаблон договора купли продажи автомобиля

В документе Минтруда рассматриваются и другие важные вопросы, связанные с противодействием коррупции.

Противодействие коррупции в организации

Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции.

Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции активно занимается:

· осуществления в пределах своих полномочий деятельности, направленной на противодействие коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

· анализа федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;

· подготовки предложений по совершенствованию федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции.

С 2004 года по 30 ноября 2007 года Комиссией Государственной Думы по противодействию коррупции было рассмотрено более тысячи шестисот обращений, заявлений и жалоб, из них 1178 — от граждан, 436 — от организаций. Объем приложенных к обращениям документов составил более 13 тысяч листов.

Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р»

АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» (Центр ТИ-Р) является некоммерческой общественной организацией, целью деятельности которой является создание единой национальной антикоррупционной системы, которая могла бы решать три блока задач:

· Формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания граждан

· Предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов

В своей деятельности Центр ТИ-Р исходит из приоритетной роли общества в противодействии коррупции в широком смысле этого слова, и обеспечения прозрачности и подотчетности в деятельности государственных органов.

Межрегиональное Общественное Движение «Против коррупции» (МОД)

Инициаторы проекта уверены, что создание задуманной ими разветвленной коммуникационной системы и развитие диалоговых форм взаимодействия с участниками проекта и целевыми аудиториями будет:

· последовательно сужать поле возможностей коррупции;

· воздействовать на общественное сознание в духе нетерпимости к коррупции;

· внедрять идею необходимости общественного контроля за деятельностью государственных органов;

· внедрять идею необходимости института «парламентского расследования» как неотъемлемой части гражданского общества;

· содействовать созданию общественно-политических структур, сплачивающих своих членов на основе преданности своей стране, духу гражданской ответственности, заинтересованного отношения ко всему, что происходит в стране.

· Влиять на общественное сознание, прививая уважение к закону всех слоев общества;

· Обобщать инициативы по совершенствованию законодательства;

· Стать мостом к будущему здоровому обществу;

· Вместе с активными силами общества искать пути к оздоровлению страны;

· Вместе со сторонниками подрубать корни коррупции.

Региональный общественный фонд «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ)

Является негосударственным некоммерческим общественным объединением

Основной целью Фонда, закрепленной в его Уставе, является формирование — на основе не запрещенных законом поступлений — имущества, необходимого для разработки и реализации проектов, инициатив и программ, направленных на содействие становлению и развитию в России демократических институтов с использованием новейших достижений политологии, юриспруденции, экономики, социологии, социальной психологии, информатики и других смежных наук.

Видео (кликните для воспроизведения).

Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет»( МОО)

Будучи институтом гражданского общества, “Общественный антикоррупционный комитет” ставит перед собой целью участие в построении современной демократической модели государства через формирование антикоррупционных барьеров, что особенно важно в связи с проводимой в настоящее время административно реформой. Комитет исходит из того, что противостоять коррупции можно, лишь объединив усилия, органов власти и управления, правоохранительных структур и институтов гражданского общества.

Деятельность Комитета направлена на то, чтобы увеличить степень ответственности чиновников за свою работу, сделав ее более прозрачной и подконтрольной. Для этого Комитет занимается изучением текущей коррупционной ситуации, выработкой конкретных и практически реализуемых предложений, направленных на создание эффективной схемы взаимодействия власти и гражданских институтов в деле борьбы с коррупцией, ликвидацией ее прямых и косвенных последствий.

Все это призвано способствовать повышению доверия граждан к власти, улучшению инвестиционного климата и интеграции нашей страны в мировое экономическое сообщество, что в свою очередь качественно отразится на повышении уровня жизни граждан России.

Деятельность Комитета строится на публичной основе, к работе привлекаются эксперты, представители бизнеса, науки, творческой интеллигенции. МОО “Общественный антикоррупционный комитет” развивает сеть региональных представительств, в крупных городах России, последовательно создавая реальную и дееспособную структуру, активно сотрудничающую с властью в деле борьбы с коррупцией.

Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией»

Основной целью Организации является:

· Содействие консолидации широкой общественности в содействии правоохранительным органам в борьбе с преступностью и коррупцией;

· содействие выявлению случаев коррупции и злоупотребления служебным положением должностных лиц государственных и иных организаций и служб.

Основными задачами Организации являются:

· оказание общественной поддержки деятельности правоохранительных, других государственных органов и организаций, общественных объединений, направленной на обеспечение законности и укрепления правопорядка, усиление борьбы с преступностью;

Читайте так же:  Сроки подачи таможенной декларации

· участие в международных, федеральных и региональных программах и акциях по борьбе с терроризмом, преступностью, коррупции и другими правонарушениями, разработке научно-практических рекомендаций по данным вопросам;

· подготовка ежегодных аналитических докладов по проблемам, связанным с борьбой с организованной преступностью и коррупцией, по совершенствованию международных, межнациональных и межконфессиональных отношений, по вопросам духовного сближения народов, а также доведение этих докладов до сведения широкой российской и зарубежной общественности заинтересованных структур и организаций;

· оказание общественной поддержки и помощи гражданам и организациям по защите их прав, свобод и законных интересов, гарантированных Конституцией Российской Федерации и между народными соглашениями;

· содействие повышению уровня правового информирования населения;

· содействие защите прав и основных свобод граждан от противоправных решений и действий представителей государственных и иных структур органов власти;

· доведение до сведения широкой общественности и правоохранительных органов государственной власти, через средства массовой информации и общественные запросы в контролирующие органы государственной власти, выявленных случаев коррупции и других правонарушений;

· исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения; — информирование общества о принятых решениях правоохранительных и иных органов государственной власти по факту выявления коррупции и других правонарушений; — проведение социологических опросов;

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

В состав управления входят отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства и отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а также организационно-методическая группа.

Основные направления деятельности этих подразделений можно разбить на следующие группы:

· выявление коррупционных проявлений и проведение по ним соответствующих проверок;

[2]

· надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности;

· осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;

· поддержание государственного обвинения в стадии судебного производства по таким уголовным делам;

· участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран;

· мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию.

Несомненно, роль общественных организаций, которые, собирая весь свой потенциал, проводят антикоррупционную борьбу, очень значительна. Оказание общественной поддержки и помощи гражданам и организациям по защите их прав, свобод и законных интересов, формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания граждан, содействие выявлению случаев коррупции и злоупотребления служебным положением должностных лиц государственных и иных организаций и служб и т.д. — все это направлено на выработку конкретных предложений, направленных на создание эффективной схемы взаимодействия власти и гражданских институтов в деле борьбы с коррупцией.

Методическое обеспечение мер по противодействию коррупции в организации

Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации

Меры по предупреждению коррупции в организациях

Памятка «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование»

Буклет «Принципы предупреждения коррупции в организациях»

Карта коррупционных рисков организации: пример заполнения

Примерный перечень ресурсов для поиска информации о контрагенте

Определение понятия «конфликт интересов»: выдержки из нормативных правовых актов

Типовые формы уведомлений о возникновении конфликта интересов

Противодействие коррупции в организации

Памятка

по организации работы в государственных учреждениях

по предупреждению коррупции

Одним из принципов противодействия коррупции является принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.

Независимо от формы собственности, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции (статья 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Эти меры предусматривают:

— определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

— сотрудничество организации с правоохранительными органами;

— разработку и внедрение в практику работы стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

— предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

— недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Таким образом, в каждой организации должны быть приняты локальные акты, регулирующие вопросы профилактики и предупреждения коррупционных правонарушений, в том числе урегулирования и предотвращения конфликта интересов. Также должен быть разработан перечень организационных мероприятий, в частности, утверждены антикоррупционная политики и план по противодействию коррупции.

Трудовой кодексРоссийской Федерации предусматривает расторжение т рудового договора работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя (пункт 7.1 статья 81).

Кроме того, согласно нормам статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации, р уководитель государственного учреждения (ежегодно) обязан представлять сведения о своих доходах,об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Читайте так же:  Оао и ао

Законом области от 17 апреля 1996 года № 73-ОЗ «Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности Вологодской области» (статья 12) определено, что л ицо, поступающее на должность руководителя государственного учреждения области (при поступлении на работу), и руководитель государственного учреждения области (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в порядке, устанавливаемом Правительством области.

Постановлением Правительства области от 25 апреля 2013 года № 451 утверждены Правила представления лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения области, а также руководителем государственного учреждения области сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

[3]

Также Правительством области утверждены Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности руководителя государственного учреждения области, а также лицом, замещающим должность руководителя государственного учреждения области(постановление от 10 июня 2013 года № 581).

Орган исполнительной государственной власти области, исполняющий функции учредителя, осуществляет в отношении подведомственных учреждений, в том числе мероприятия, направленные на исполнение законодательства, реализацию программ и планов по вопросам противодействия коррупции. Одним из направлений этой деятельности является принятие сведений о доходах руководителя учреждения, их анализ, в том числе на предмет личной заинтересованности, конфликта интересов и аффилированности, а также проверка достоверности и полноты представленных сведений.

Департаментом государственного управления и кадровой политики области в рамках своих полномочий разработаны методические рекомендации по разработке и принятию учреждениями мер по предупреждению и противодействию коррупции (приказ от 23.11.2015 № 206), типовые формы локальных правовых актов. В настоящее время данные рекомендации и типовые формы размещены на Портале противодействия коррупции в Вологодской области в разделе ( http://anticorrupt.gov35.ru/5-metodicheskie-materialy/uchrezhdeniya/).

Предлагаемый алгоритм действий

по организации работы в государственных учреждениях:

1. В учреждении локальным актом определить структурное подразделение или должностных лиц (должностное лицо), ответственных за противодействие коррупции. Рекомендуется обеспечить подчинение указанного структурного подразделения или должностных лиц (должностного лица) непосредственно руководителю учреждения.

В должностную инструкцию и в трудовой договор ответственных лиц необходимо внести в качестве обязанности – ответственность за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В должностной инструкции прописываются конкретные обязанности, связанные с указанной ответственностью.

В должностных инструкциях работников учреждения предусмотреть обязанность по соблюдению норм антикоррупционных стандартов поведения и персональной ответственности за их нарушение.

2. Издать в учреждении локальные правовые акты, утверждающие:

План мероприятий по противодействию коррупции;

Положение об оценке коррупционных рисков;

Кодекс этики и должностного поведения работников Учреждения;

Положение о порядке уведомления работодателя о конфликте интересов;

Положение о порядке уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

Положение об антикоррупционной политике;

Порядок организации работы телефона «горячей линии» для приема сообщений граждан и юридических лиц по фактам коррупции;

Положение о конфликте интересов;

Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;

Рекомендуется утвердить систему обучения работников по вопросам противодействия коррупции .

Все работники Учреждения знакомятся с локальными правовыми актами в сфере противодействия коррупции под роспись.

3. Создать комиссию, рассмотрению на которой подлежат вопросы, связанные с соблюдением локальных правовых актов по противодействию коррупции.

4. Обеспечивать поддержаниев актуальном состоянии локальных правовых актов по вопросам противодействия коррупции, в том числе плана по противодействию коррупции в учреждении.

5. Провести оценку коррупционных рисков деятельности учреждения, разработать комплекс мер по их устранению или минимизации в соответствии с положением об оценке коррупционных рисков .

6. Ежегодно проводить оценку результатов антикоррупционных мероприятий (соответствие выполненных мероприятий плану противодействия коррупции в учреждении). Подготовка отчетных материалов о проведенной работе в учреждении и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции (раз в полгода, раз в квартал).

7 . Обеспечить размещение на сайте учреждения информации о деятельности в сфере противодействия коррупции.

8. Обеспечить ежеквартальное проведение обучающих мероприятий с работниками по вопросам противодействия коррупции в виде: семинаров, кейсов, тестирований, общих собраний, создание стендов в здании учреждения и т.д. Для дополнительного просвещения в сфере противодействия коррупции возможно привлечение сотрудников правоохранительных органов, органов прокуратуры.

9. Обеспечить обучение (повышение квалификации) лиц, ответственных в учреждении за противодействие коррупции, по антикоррупционной тематике.

10. Проводить антикоррупционный инструктаж со всеми вновь поступающими на работу в учреждение.

11. Проводить мероприятия по антикоррупционному просвещению граждан*.

Видео (кликните для воспроизведения).

*в учреждениях, предоставляющих государственные услуги, иным образом взаимодействующие с населением (здравоохранение, образование, социальная защита и т.д.)

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.

  2. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.

  3. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.
  4. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.
  5. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
Противодействие коррупции в организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here