Просрочка доставки груза

Описание страницы: просрочка доставки груза - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Просрочка доставки груза

  • Главная
  • ДОКУМЕНТЫ
  • Основные направления деятельности
  • Вы спрашивали — мы отвечаем
  • О правах потребителей по вопросу исполнения обязательств курьерскими службами по фактам нарушения сроков доставки товара (груза)
  • В последнее время в адрес Управления Роспотребнадзора по городу Москве увеличилось количество обращений граждан относительно исполнения обязательств различными курьерскими службами по факту нарушения сроков доставки товара (груза).

    В этой связи разъясняем следующее.

    Услуги по организации перевозки груза (любого имущества), заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза являются транспортно — экспедиционными услугами.

    Условия оказания транспортно — экспедиционных услуг регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 г. № 23 «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г. № 554 и иными нормативными актами, регулирующими перевозку грузов в Российской Федерации.

    Согласно п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 (далее – Закон) если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) — сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе предъявить одно из четырех требований, указанных в данном пункте.

    Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

    Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

    Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 9 Федерального Закона от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» за нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

    На основании выше изложенного, если Вы попали в аналогичную ситуацию Вы вправе обратиться с письменной претензией (заявлением) к руководству курьерской службы.

    Если Ваше требование не будет удовлетворено добровольно, спор может быть разрешен только судом (ст. 11 ГК РФ). При этом в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства (месту пребывания), месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. В соответствии с п. 3 ст. 17 того же Закона при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

    Одновременно сообщаем, что органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не уполномочены рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект совершать какие-либо действия, вытекающие из договорных отношений, поскольку указанными полномочиями наделены исключительно судебные органы.

    Снижен размер пени за просрочку доставки грузов по железной дороге

    TTstudio / Depositphotos.com

    Размер уплачиваемой ж/д перевозчиком пени за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов и контейнеров уменьшен с 9% до 6% платы за перевозку (Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 266-ФЗ). При этом максимальный размер пени ограничен 50% платы. Ранее пени могли достигать 100% платы за перевозку.

    Документы по теме:

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов, за несохранность принятого к перевозке груза.

    Ответственность перевозчика за просрочку в доставке грузов наступает при нарушении правил, изложенных в ст. 792 ГК РФ, согласно которым перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, указанные транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. Мерами гражданско-правовой ответственности за просрочку в доставке груза являются штраф или пени.

    Читайте так же:  Условие действительности сделок

    Согласно КВВТ РФ за несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает по требованию грузополучателя пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если он не докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

    Просрочка в доставке груза приобретает особое значение при перевозке скоропортящихся грузов. Срок транспортабельности таких грузов определяется грузоотправителем в зависимости от качественного состояния груза в момент отправки, его индивидуальных свойств и условий перевозки. Правила перевозок запрещают прием скоропортящихся грузов, срок транспортабельности которых менее срока доставки, а также если срок доставки превышает предусмотренные правилами предельные сроки перевозки таких грузов, поскольку иначе не может быть обеспечена сохранность перевозимого груза. Если в результате нарушения перевозчиком этих правил груз окажется испорченным, ответственность должна возлагаться на железную дорогу.

    [2]

    При морских перевозках перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения — в разумный срок, который требуется от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств. КТМ РФ не определяет конкретных мер ответственности. Стороны могут самостоятельно урегулировать вопросы ответственности за просрочку в доставке груза, размер которой не может превышать размера фрахта.

    За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения воздушный перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 1|20ВКРФ).

    Ответственность за несохранность груза. Под несохранностью понимают утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза.

    Под утратой груза понимается невозможность перевозчика его выдать грузополучателю в течение установленных сроков. Согласно УЖТ утраченным считается не выданный грузополучателю груз по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки либо 4 месяцев со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении. Факт утраты груза носит негативный характер. Он не фиксируется составлением коммерческого акта либо акта общей формы, а удостоверяется отметкой в квитанции о неприбытии груза, которая и служит основанием для предъявления требования к железной дороге о возмещении стоимости груза Утрата груза не означает его фактической гибели, поскольку он может быть ошибочно выдан другому лицу, задержаться в пути следования или затеряться на складе перевозчика.

    Недостача груза означает разницу между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим в пункт назначения.

    Повреждение груза — такое понижение его качества, которое вызвано механическим нарушением его целостности (например, поломка, погнутость, потертость, бой и т.д. перевозимых предметов). Под повреждением может пониматься также утрата какой-либо части груза, составляющей одно целое с перевозимым предметом (например, утрата отдельных частей механизмов при перевозках сельскохозяйственной техники).

    Порча груза — несоответствие качества груза, прибывшего в пункт назначения его первоначальному качеству, полная или частичная утрата грузом его полезных свойств. Это может быть вызвано химическими, биологическими или иными изменениями свойств груза в процессе перевозки (например, порча (гниение) яблок, рыбы и т.п.). Разделение несохранности по видам имеет практическое значение для документального оформления, предъявления претензий и исков к перевозчику и возмещения ущерба.

    Следует обратить внимание на тот факт, что ст. 796 ГК РФ не предоставляет право транспортным уставам и кодексам предусматривать иные правила об освобождении перевозчика от ответственности за несохранность груза.

    Так, железнодорожный перевозчик освобождается от ответственности за несохранность груза, если докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие следующих обстоятельств:

    O причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);

    O особых естественных свойств перевозимых груза, грузобагажа;

    O недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути.

    [3]

    Вместе с тем, если перевозчик, принимая груз, мог обнаружить при наружном осмотре тары и упаковки их дефекты, он не может быть освобожден от ответственности за несохранность груза.

    O сдачи для перевозки груза (например, сахара, зерна), влажность которых превышает установленную норму.

    КВВТРФ полностью воспроизводит требования ст. 796 ГК РФ об освобождении перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

    Автоперевозчики освобождается от ответственности за несохранность, если докажут, в частности, что причиной несохранности явились следующие обстоятельства: вина грузоотправителя (грузополучателя); особые естественные свойства перевозимого груза; недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применение тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути; сдачи груза к перевозке без указания в товарно-транспортных документах его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.

    Помимо перечисленных выше общих оснований освобождения перевозчика от ответственности за несохранность перевозимого груза, транспортные уставы предусматривают еще и специальные случаи. Например, КТМ РФ освобождает перевозчика от ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза, прибывшего в порт назначения: в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами отправителя; доставленного в исправной таре без следов вскрытия в пути; перевозившегося в сопровождении представителя отправителя или получателя, если получатель не докажет, что утрата или повреждение принятого для перевозки груза произошли по вине перевозчика.

    В соответствии с ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке ГРУ за или багажа, возмещается перевозчиком:

    O в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

    O в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного — в размере его стоимости;

    Читайте так же:  Смерть на рабочем месте

    O в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза.

    За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке без объявленной ценности, воздушный перевозчик несет ответственность в размере его стоимости, но не более чем в размере 2 установленных федеральным законом МРОТ за килограмм веса груза.

    На морском транспорте общая сумма, уплачиваемая перевозчиком за несохранности груза, исчисляется исходя из стоимости груза в месте и в тот день, в которые груз был выгружен с судна в соответствии с договором морской перевозки груза. Стоимость груза определяется исходя из цены на товарной бирже или, если нет такой цены, исходя из существующей рыночной цены, а если нет ни той, ни другой цены — исходя из обычной стоимости грузов того же рода и качества (п.2 ст. 169 КТМРФ).

    Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращается отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Транспортная компания просрочила сроки поставки груза.

    Добрый день, ситуация следующая заказал доставку запчасти из города Самары в город Артём транспортной компанией Энергия, на сайте компании в каталоге сказано, что доставка займёт 19-29 дней (доставка Ж/д). Уже прошло 2 месяца, а груз так я и не получил. Многочисленные звонки на горячую линию транспортной компании результатов не принесли, а в одном из звонков оператор вообще предложил оформить заявку на поиск груза.

    Вопрос такой, что я могу потребовать от компании по приходу груза? Могу ли я занизить стоимость доставки или вообще отказаться от оплаты так как сроки доставки значительно просрочены и вообще мн, кажется, мой груз попросту потеряли.

    Вам надо подавать письменную претензию грузоперевозчику в которой требовать расторжения договора доставки, возвращения груза или его стоимости, а также пени за каждый день просрочки.

    Добрый день. Перед консультацией желательно бы ознакомиться с условиями договора, при его наличии. Вам необходимо писать претензию, с требованием: расторгнуть договор, доставить запчасть или возместить стоимость запчасти, возместить стоимость доставки, пени, моральный вред, и возможно убытки, но его надо доказать, как пример, типа вы таксист, машина стоит, работать вы не можете, несете всвязи с простоем убытки, ждать дальше нет смысла.

    Пишите на мою электронную почту [email protected] подробно о ситуации и высылайте фото, сканы имеющихся документов, в таком случае я смогу дать вам бесплатную более полную консультацию, разъяснить, как поступить и при необходимости и наличии вашего желания помогу составить соответствующие документы. С Уважением.

    Согласно п. 11 ст. 34 Федерального Закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ, перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

    Так что, обращайтесь в суд с исковым заявлением, в котором требуйте: уплату штрафа за просрочку доставки запчасти, а также компенсацию морального вреда.

    Доброго времени суток, уважаемый Андрей!
    Транспортная компания нарушает Ваши права как потребителя ее транспортно — экспедиционных услуг, в связи с чем по существу Вашего вопроса поясняю следующее:

    1) Условия оказания транспортно — экспедиционных услуг регулируются Гражданским Кодексом РФ (ГК РФ); ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»; Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 г. № 23 «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов»; Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г. № 554,В и иными нормативными актами, регулирующими перевозку грузов в Российской Федерации.

    3) Так как Вы являетесь потребителем транспортных услуг по доставке груза и Ваши отношения с транспортной компанией «Энергия» регулируются
    Законом РФ «О защите прав потребителей», то при некачественном оказании услуг перевозчиком обязательна процедура досудебного урегулирования спора.

    Ваши действия в связи с нарушением Ваших прав как потребителя услуг:

    1) Досудебный порядок.
    Предъявите претензию транспортной компании «Энергия», в которой Вы вправе требовать:
    -В В В возмещение процентов за просрочку поставки груза в досудебном порядке;
    — компенсация убытков за порчу груза в досудебном порядке;
    — компенсация убытков за утерю груза в досудебном порядке;
    — снижения стоимости доставки (перевозки).
    Здесь же Вы можете требовать расторжения договора или указать, что отказываетесь от его исполнения.

    Пункт 5 статьи 12 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает, что экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.

    2) Судебный порядок.
    Если Ваша претензия не будет удовлетворена добровольно, то спор может быть разрешен только судом.
    При этом в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» Вы вправе предъявить иск о защите прав потребителя в суд по своему месту жительства (месту пребывания), месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора.
    В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
    Иск на сумму до 50 т.руб. подается мировому судье. (ст. 17 Закона).

    Исковые требования: возврат денег (если деньги оплачены), компенсация морального вреда, штраф, неустойка и возмещение убытков (ущерба, если таковые имеются). Подробнее: статья 18 Закона.

    В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» Вы имеете право на компенсацию морального вреда, размер компенсации которого указываете сами, но окончательная его сумма определяется судом. Требование о моральном вреде не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

    [1]

    Судом также будет взыскан штраф с продавцаВ за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя в порядке пункта 6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
    Об этом также рекомендую указать в иске.

    Читайте так же:  Выходной при сдаче крови

    Неустойка за просрочку доставки груза: была исключительная, стала штрафной?

    Коллеги, хочу обратить внимание на отдельные разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВС от 26.06.2018 №26 по автомобильным перевозкам и транспортной экспедиции. Вроде бы здесь подробно не обсуждались.

    В п. 24 Постановления №26 указано, что штраф за просрочку доставки груза, предусмотренный п. 11 ст. 34 УАТ, является штрафной неустойкой. Аналогичное разъяснение дано в п. 10 Постановления №26 применительно к штрафу за просрочку доставки багажа.

    Как известно, по общему правилу неустойка является зачетной, т.е. убытки могут быть взысканы в части, превышающей неустойку (ст. 394 ГК). Законные неустойки, предусмотренные транспортным законодательством, по умолчанию считаются исключительными. Причем в явном виде данное исключение из общего правила о зачетной неустойке ни в одном транспортном законе не установлено, однако в доктрине и на практике обычно толкуется именно так.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В связи с этим рассматриваемые разъяснения выглядят довольно неожиданными. Это еще одно отступление от традиционного особого подхода к имущественной ответственности перевозчика. Концептуально данные разъяснения перекликаются с позицией, доминирующей в судебной практике последних лет и изложенной в п. 1 Обзора судебной практики по договору перевозки и транспортной экспедиции (утв. Президиумом ВС 20.12.2017), п. 11 Постановления №26, согласно которой перевозчик отвечает за несохранность груза на началах риска (п. 3 ст. 401 ГК), а не началах вины, как это, казалось бы, следует из специальных норм о перевозке. Тем не менее, в связи с данными разъяснениями Пленума возникает ряд вопросов:

    1. Если в основе данного подхода лежит идея лишения перевозчика особого статуса в части имущественной ответственности за нарушение обязательств из договора перевозки, то почему эта идея реализована радикально? Почему данная неустойка не признана зачетной?

    2. Следует ли распространять данный подход на аналогичные неустойки (за просрочку доставки груза или багажа), предусмотренные другими транспортными законами (УЖТ и т.д.)?

    3. На чем вообще основывается вывод о штрафном характере неустойки за просрочку доставки? Возможно данное разъяснение вышло из практики последних лет? Если кто-то сталкивался с таким подходом при рассмотрении конкретных дел, подскажите.

    4. Как быть с иными неустойками, предусмотренными УАТ? В пунктах 1 – 4, 13 ст. 34 УАТ сказано, что наряду с неустойкой грузоотправитель (грузополучатель) вправе также требовать возмещения убытков в порядке, предусмотренным законодательством РФ. Если Пленум о них умолчал, то видимо они зачетные.

    • 1085
    • рейтинг 2

    Подготовка и ведение дел в суде. Исполнение судебных решений

    Корпоративное право. Онлайн курс

    Повышение квалификации: трансграничная торговля

    Комментарии (7)

    Российское гражданское право. Учебник в 2 томах. Том II. Обязательственное право. 2-е издание. / Отв. ред. Е.А.Суханов. М., Статут. 2011. С. 725 (автор гл. 43 — В.В.Витрянский).

    О том, что ответственность перевозчика носит ограниченный характер, и о том, что законная неустойка, предусмотренная транспортным законодательством, по общему правилу является исключительной, написано практически в любом учебнике по гражданскому праву или работе по перевозке.
    Если Вы встречали в литературе другой подход, приведите примеры.

    А тем временем ЖД медленно снимает с себя ответственность:

    Законопроектом предлагается снизить ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров (далее – просрочка доставки грузов), сократив размер уплаты пеней за каждые сутки просрочки с 9 до 6% платы за их перевозку, а также ограничить максимальный размер такой ответственности 50% платы за перевозку.

    Просрочка доставки груза

    Перевозчик несет ответственность за нарушение сроков перевозки грузов, которые устанавливаются транспортным законодательством, а при отсутствии таковых в разумный срок. Ответственность устанавливается в виде неустойки, исчисляемой в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности допущенной перевозчиком просрочки в доставке груза.

    Взыскиваемая транспортной организацией неустойка носит исключительный характер, и убытки сверх нее не взыскиваются.

    Ответственность за просрочку доставки груза перевозчик несет только при наличии вины, которая предполагается. Бремя доказывания своей невиновности лежит на перевозчике.

    Если груз не прибывает в пункт назначения в течение определенного транспортными уставами и кодексами срока, то он считается утраченным и у перевозчика возникает обязанность уплатить грузовладельцу возмещение за груз. При последующем прибытии груза получатель обязан принять груз и возвратить перевозчику полученное за груз возмещение.

    1) при перевозке грузов автотранспортом грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию:

    а) при городской и пригородной перевозке в течение 10 дней со дня приема груза;

    б) при междугородной перевозке в течение 30 дней по истечении срока доставки (п.3 ст.14 УАТ);

    2) при перевозке груза морским и внутренним водным транспортом он считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки (ст.116 КТМ и ст.117 КВВТ).

    Нарушение иных обязательств по договору перевозки груза

    Ответственность перевозчика наступает:

    а) за несвоевременную подачу транспортных средств;

    б) за невыполнение обязательных указаний грузовладельца;

    в) за выдачу груза не в пункте его назначения;

    г) за утрату перевозочных документов.

    Ответственность грузоотправителя (грузополучателя) наступает:

    а) за неправильное указание в транспортном документе сведений о грузе;

    б) за использование транспортных средств без разрешения их владельца;

    в) за повреждение транспортных средств перевозчика;

    г) за просрочку погрузки и выгрузки груза;

    д) за превышение грузоподъемности транспортных средств;

    е) за несвоевременный вывоз груза со станции (порта) назначения;

    ж) другие нарушения.

    Читайте так же:  Ограничение ответственности по договору

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10110 —

    | 7540 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Просрочка доставки груза

    § 8. Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов

    Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

    Транспортное законодательство предусматривает ответственность транспортных предприятий перед грузополучателем за просрочку доставки груза. Ответственность соперевозчиков друг перед другом за просрочку доставки груза в пункты перевалки транспортные уставы не предусматривают. В то же время вопросы просрочки доставки непосредственно связаны с взаимоотношениями между соперевозчиками в прямом смешанном сообщении, так как, хотя транспортные уставы регламентируют лишь взаимоотношения перевозчиков и грузополучателей (в том числе при просрочке в доставке), перевозчик имеет возможность, в случае взыскания с него штрафа за просрочку доставки, обратиться с претензией к другому перевозчику (при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении), виновному в этой просрочке. Это указано в § 131 Правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

    Как правило, общая просрочка доставки грузов неразрывно связана с просрочкой доставки, допущенной различными видами транспорта при перевозке их в прямом смешанном сообщении.

    Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

    Например, ст. 97 Устава железнодорожного транспорта установила, что перевозчик за просрочку доставки груза в пункт назначения уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. На воздушном транспорте (ст. 120 ВК) за просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Статья 116 Кодекса внутреннего водного транспорта за просрочку доставки груза в пункт назначения предусматривает ответственность перевозчика в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы. На морском транспорте ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза (п. 2 ст. 170 КТМ).

    На автомобильном транспорте (п. 11 ст. 34 УАТиГЭТ) перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не предусмотрено договором перевозки грузов. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы.

    Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

    Вместе с тем на железнодорожном, речном, морском и воздушном видах транспорта конкретизируется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов [184]. Например, из ст. 97 Устава железнодорожного транспорта следует, что железная дорога освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, не зависящих от железной дороги.

    Кодекс внутреннего водного транспорта предусматривает, что перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

    В статье 166 КТМ приведен перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки. Это непреодолимая сила, опасности или случайности на море, запрещение, прекращение или ограничение перевозок и т.д.

    Воздушный кодекс РФ в ст. 120 предусматривает, что за просрочку доставки грузов перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в ст. 36 приводит перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку в доставке грузов. Это: явления непреодолимой силы; временные ограничение или запрет движения транспортных средств по автодорогам, введенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам; иные, не зависящие от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причины.

    Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (§ 33) предусматривают, что сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяются по совокупности перевозок их железнодорожным и водным транспортом и исчисляются на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об исчислении сроков доставки грузов.

    Правила предусматривают, что, если груз доставлен с просрочкой против общего срока, полагающегося на данную перевозку по всем видам транспорта, ответственность перед клиентом за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза (конечный перевозчик в этом случае пересылает претензию соперевозчику и сообщает об этом заявителю претензии).

    Правила делают исключение для груза, следующего в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, увеличивая срок доставки на речном транспорте: при перевалке груза мелкими партиями — на двое суток, при перевалке остальных грузов — на количество суток, необходимое для перевалки грузов по суточным нормам перевалки и погрузки грузов в суда или разгрузки грузов из судов по судо-часовым нормам погрузки-разгрузки судов.

    Таким образом, правила не устанавливают конкретных сроков для перевалки каждого груза, из-за этого нередко грузы подолгу находятся в пунктах перевалки, причем считается, что нарушений сроков доставки нет.

    Читайте так же:  Формы хозяйственного товарищества

    Как показывает практика, очень часто при перевалке грузов один из перевозчиков вывозит сначала местную продукцию (предназначенную для местных организаций), а когда появляются излишки вагонов, начинает разбирать завалы из грузов на причалах, в результате чего грузы поступают в адрес получателя со значительной просрочкой.

    Задержке грузов в пунктах перевалки способствуют также переучеты, перепроверки, разбор пакетов груза, которые нередко проводят перевозчики в пунктах перевалки. В результате теряется драгоценное время, нарушается ритмичность работы транспорта, излишне затрачиваются огромные средства. Это одна из причин того, что грузы доставляются с просрочкой.

    Выходом из этого положения явилось бы установление на всех видах транспорта конкретных сроков нахождения грузов в пункте перевалки и предусмотрение в транспортных уставах и кодексах санкций за нарушение этих сроков, которые предъявлялись бы виновному перевозчику.

    Просрочка доставки груза при его перевозке может явиться причиной его порчи либо повреждения. В этом случае кроме возмещения ущерба, причиненного порчей, повреждением, транспортная организация обязана уплатить штраф за просрочку его доставки.

    Следует отметить, что транспортное законодательство не всегда придерживалось этого правила. Например, ст. 193 Устава железных дорог 1954 г. предусматривала, что железная дорога не уплачивает штраф за просрочку доставки груза, если она уже уплатила возмещение за порчу груза, происшедшую вследствие просрочки.

    В практике разрешения споров по несохранным перевозкам нередко возникает вопрос: отвечает ли транспортная организация за порчу скоропортящегося груза, поступившего в пункт перевалки, если он доставлен с нарушением ответственного срока доставки (с просрочкой), но в пределах срока транспортабельности груза, указанного грузополучателем?

    Для разрешения этого вопроса необходимо выявить юридическую природу и правовое значение срока транспортабельности грузов, который указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, и его соотношение со сроком доставки, так как природа и правовое значение срока транспортабельности в науке и практике не выяснены, порядок его определения нормативно не урегулирован, а санкции за неправильное его указание не установлены. В качестве примера рассмотрим соотношение этих сроков при перевозках скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте, где перевозится наибольшее количество таких грузов.

    В соответствии со ст. 18 Устава железнодорожного транспорта грузоотправитель обязан вместе с накладной представить перевозчику документ о качестве груза (сертификат), в котором указывает наименование, номер и дату выдачи документа о качестве и срок транспортабельности в сутках. Более подробно эта операция описана в Правилах перевозки скоропортящихся грузов.

    Таким образом, на грузоотправителя возложена обязанность указать срок транспортабельности отправляемого скоропортящегося груза. Ни Устав, ни Правила не указывают, в каком порядке эти сроки устанавливаются и чем руководствуется грузоотправитель, устанавливая срок транспортабельности. Однако, как показывает практика, сроки транспортабельности, которые указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, часто превышают сроки доставки.

    Например, садвинсовхоз «Булунгур-2» в качественном удостоверении определил срок транспортабельности винограда в 20 суток, а перевозчик доставил его за 11 суток, хотя и этот срок превышал срок доставки и груз был доставлен с просрочкой. Значительная разница между сроком, указанным в удостоверении о качестве, и фактическим сроком доставки свидетельствует о том, что сроки транспортабельности, которые устанавливает грузоотправитель, ни на чем не основаны и указываются без учета действующих в настоящее время сроков доставки.

    Согласно Правилам перевозок скоропортящихся грузов такие грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в удостоверении о качестве, менее срока доставки, установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов. В то же время в Правилах ничего не говорится о тех случаях, когда сроки транспортабельности намного превышают сроки доставки грузов.

    В соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики Российской Федерации.

    Срок доставки — это ответственный для перевозчика срок, в течение которого принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт назначения (либо в пункт перевалки груза). Он определяется с учетом расстояний и суточного пробега вагона с грузом и является обязательным для перевозчика. Нарушение именно этого срока означает просрочку доставки и влечет за собой взыскание штрафа с перевозчика.

    Утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области экономики сроки доставки грузов публикуются в сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта Российской Федерации.

    При сравнении срока транспортабельности со сроком доставки можно сделать вывод, что при перевозках грузов основным сроком для перевозчиков при перевозке скоропортящихся грузов должен являться срок доставки.

    Устанавливая срок транспортабельности (который, как правило, всегда больше срока доставки), грузоотправитель как бы дает гарантию грузополучателю в доставке в сохранности данного груза, причем в этот срок входят не только перевозка, но также и доставка на склад получателя. И если в пределах срока транспортабельности произошла порча продукции (в тех случаях, когда груз был доставлен в адрес грузополучателя в пределах срока доставки) и перевозчик докажет, что эта порча произошла по причинам, от него не зависящим, ответственность должна быть возложена на грузоотправителя.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    [184] См.: статья 97 УЖТ; ст. 116 КВВТ; ст. 166 КТМ; ст. 120 ВК.

    Источники


    1. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.

    2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.

    3. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
    4. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.
    5. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
    Просрочка доставки груза
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here