Профессиональная компетентность врача

Описание страницы: профессиональная компетентность врача - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Профессиональная компетентность врача

Психология и социология/8. Педагогическая психология

Буковинский государственный медицинский университет

Профессиональная компетентность: социально-психологические особенности формирования у будущих врачей

Медицина сегодня значительно увеличивает и расширяет свои возможности, предъявляя все новые требования к личности врача, его профессиональной деятельности. Главной из них является компетентность.

Профессиональная компетентность врача определяется в ракурсе рассмотрения его деятельности в системе «человек-человек». Представителями данного типа профессии окружающий мир воспринимается как мир, наполненный людьми. Важными составляющими деятельности врача являются не только его знания и умения, особенности профессионального мышления, но и личностные качества, умение общаться с пациентом. Поэтому профессиональная компетентность врача включает, не только высокий уровень специальной медицинской подготовки, общечеловеческой культуры, но и социально-психологические аспекты его личности, его ценностные ориентации, коммуникативную грамотность. При этом важно учитывать, что профессиональная компетентность – это не статичное достигнутое состояние, а постоянно развертываемый процесс становления.

В широком понимании профессиональная компетентность будущего специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и особенностей личности, а также знаний и опыта, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или другой сфере.

Как показывают результаты многочисленных исследований образ уважаемого врача складывается из профессионализма, отношения к больному, полной самоотдачи, компетентности, владения теоретическими знаниями и практическими навыками, повышения профессионального уровня и мастерства. Профессия врача предполагает широкий кругозор, интеллектуальный потенциал, признание и поддержку коллег, постоянное повышение квалификации, внедрение передового опыта.

Профессиональная компетентность выступает интегральной составляющей профессиональной подготовки молодого специалиста по медицине, которая обуславливает способность решать типичные профессиональные задачи, а также проблемы, которые возникают в реальных ситуациях его профессиональной деятельности, с использованием знаний и профессионального опыта.

Формирование профессиональной компетентности происходит на этапе профессионального обучения и зависит от многих факторов: уровня освоения предметных знаний и умений, особенностей профессиональной мотивации, уровня профессиональной направленности, наличием необходимых личностных качеств: доброта, гуманность, чуткость, терпение, сочувствие, эмоциональная адекватность.

Комплексный анализ научных источников относительно особенностей формирования и основных составляющих профессиональной компетентности будущего врача позволил нам определить ее основные структурные компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный, рефлексивно-творческий. Формирование отдельного компонента связано с формированием его характеристик и особенностей как составляющей целостной системы.

Особенности формирования ценностно-мотивационного компонента определяются мотивами, целями и потребностями будущего специалиста в профессиональном обучении, усовершенствовании, самовоспитании, саморазвитии, ценностных установок актуализации в профессиональной деятельности. Этот компонент предусматривает наличие интереса к профессиональной деятельности, который характеризируется потребностью личности в знаниях, в овладении эффективными способами организации профессиональной деятельности. Также ценностно-мотивационный компонент содержит мотивы осуществления профессиональной деятельности и профессиональную направленность.

Когнитивный компонент определяется теоретическими знаниями, умениями и навыкам, и также способами получения необходимой информации и эффективностью ее использования. Уровень развития когнитивного компонента зависит от широты, глубины и системности знаний в медицинской отрасли.

Деятельностный компонент представляет собой активное использование полученных знаний, сформированных умений, навыков и профессионально важных качеств в профессиональной деятельности как необходимых составляющих познания и развития профессиональной культуры, самовоспитания, самоусовершенствования.

Развитие коммуникативного компонента проявляется в умении устанавливать межличностные связи, выбирать оптимальный стиль общения в разнообразных ситуациях профессиональной деятельности, владеть способами вербального и невербального общения.

Рефлексивно-творческий компонент профессиональной компетентности специалиста по медицине определяется отношением к себе и окружению, к своей практической деятельности и ее осуществление. Он содержит самосознание, самоконтроль, самооценку, понимание собственной значимости и результатов своей деятельности, ответственность за результаты своей деятельности, понимание себя, а также самореализацию в профессиональной деятельности. Рефлексивно-творческий компонент определяет развитие профессионального мастерства, способность находить творческие нестандартные решения профессиональных задач, развитие интеллектуальной лабильности, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Таким образом, профессиональная компетентность как совокупность способностей, качеств и особенностей личности, а также знаний, умений и опыта, необходимых для успешной профессиональной деятельности выступает важным системообразующем фактором профессиональной подготовки и профессиональной деятельности будущего специалиста по медицине. Особенности формирования профессиональной компетентности будущего врача определяются всем процессом образования, и является интеграцией интеллектуальных, моральных, социальных и других аспектов знаний.

1. Безюлева Г. В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога / Г. В. Безюлева // Профессиональное образование. – 2005. – № 12. – с. 25.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие [для студентов вузов] – [3-е изд.]. – М. : Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 360 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионала / Климов Е. А. – М. ; Воронеж, 1996. – 458 с.

4. Маркова А. К. Психология профессионализма / Маркова А. К. – М. : «Знание», 1996. – 308 с.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Равен Дж. – М., 2002. – 135 с.

6. Царькова Е. А. Компетентность в контексте модернизации профобразования / Е. А. Царькова // Профессиональное образование. – 2004. – № 6. – С. 5 – 6.

7. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения / Б. Д. Эльконин, А. В. Великанова // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию [материалы семинара]. – Самара : Профи, 2001. – С. 4 – 8.

З инзюк Любовь Анатольевна – преподаватель кафедры психологии и социологии Буковинского государственного медицинского университета.

Зинзюк Л.А. кв.1, д.11, ул. О.Кобылянской, обл. Черновицкая, Украина, 59000; тел. 0505735893.

Формирование коммуникативной компетентности врача

Умение общаться с больными — коммуникативная компетентность врача — искусство, которое начинает формироваться еще в процессе обучения в медицинском вузе, затем в процессе самостоятельного профессионального общения с больными, с различными психологическими качествами, разного возраста, уровня образования, социальной и профессиональной принадлежности. Сначала, на ранних этапах обучения, начиная взаимодействовать с больными, будущие врачи часто бессознательно, по механизму подражания, копируют стиль поведения тех врачей-преподавателей, которых особенно уважают, на чье мнение ориентируются. По мере накопления опыта профессионального общения молодой врач уже осознанно начинает использовать различные психологические навыки, облегчающие общение с больным. Чем больше стаж работы врача, тем больше внимания он уделяет психологическим аспектам диагностического и терапевтического процесса, повышение уровня коммуникативной компетентности, во многом обеспечивает эффективность профессионального взаимодействия.

Читайте так же:  Взаимные обязательства

Профессиональная адаптация. Адаптация молодого врача к профессиональной деятельности занимает около двух лет. Как правило, это время необходимо для того, чтобы почувствовать себя уверенно в новой социальной роли, выработать индивидуальный профессиональный «имидж», приобрести определенный репертуар навыков, алгоритмов действия в стандартных профессиональных ситуациях. В начале самостоятельной работы молодой врач обычно еще не чувствует себя вполне уверенно, ориентируясь на более опытных врачей, к помощи которых удается в сложных или ответственных случаях. Продолжается поиск информации, тренировки профессиональных навыков с получением обратной связи (одобрение, поощрение со стороны старших), интенсивное общение с молодыми коллегами обеспечивает эмоциональную поддержку. Этот познавательный элемент профессиональной адаптации можно обозначить как совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков.

По мере накопления опыта врач учится «дозировать» степень эмоциональной вовлеченности в процессе профессионального общения. Эмоциональная «включенность» важна в начале общения с больным, при установлении психологического контакта. В дальнейшем взаимодействии эмоциональных компонентов общения могут быть значительно уменьшены. Интенсивность эмоциональных контактов с пациентом повышается лишь на отдельных, наиболее значимых этапах диагностики и терапии: при необходимости убедить больного пройти болезненную диагностическую процедуру, в случае принятия решения о проведении операции, особенно если существует вероятность неблагоприятного исхода. Роль эмоционального взаимодействия возрастает в ситуациях возникновения угрозы жилье больного, при общении с депрессивными пациентами, имеющими суицидальные тенденции, а также при контактах с больными, перенесшими тяжелую психическую травму (смерть близкого человека, потеря работоспособности, развод).

Еще один компонент профессиональной адаптации связан с формированием профессионального «имиджа» как важного инструмента врачебной деятельности. Один из наиболее значимых его элементов — уверенное поведение врача, адекватная ситуации. Уверенный стиль поведения помогает сформировать у больного «терапевтическую иллюзию» абсолютной компетентности врача, его способности контролировать ситуацию и определять прогноз, что позволяет пациенту сохранять веру в благополучный исход. Уверенное поведение помогает обеспечить доверие больного, вселить в него надежду, активизировать защитные и компенсаторные механизмы.

Другими составляющими профессионального имиджа являются характеристики невербального поведения: открытые позы, побуждающие к общению; коммуникативные и экспрессивные жесты, рассчитанные на создание определенного впечатления; мимические реакции, выражающие доброжелательность, спокойную уверенность; межличностная дистанция, отражает степень эмоциональной близости в каждый момент общения в зависимости от поставленных тактических задач. Немаловажен и внешний вид врача, особенности его речи: доверительная, властная или спокойная, уверенная интонация, плавная, хорошо построена речь. Это повышает степень доверия к полученной информации и уверенность в профессиональной компетентности врача.

Категориальность профессиональной компетентности медицинских сестер

Дата публикации: 04.04.2015 2015-04-04

Статья просмотрена: 1129 раз

Библиографическое описание:

Билык Л. В. Категориальность профессиональной компетентности медицинских сестер // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 734-737. — URL https://moluch.ru/archive/87/16908/ (дата обращения: 30.11.2019).

В статье приведены сущностные признаки профессиональной компетентности бакалавров медицины с позиций компетентностного подхода. Врачебная деятельность рассматривается как особый вид социальной деятельности, направленной на выполнение профессиональных обязанностей и предоставление эффективной медпомощи больным. Предлагается профессиональную компетентность медицинского работника среднего звена (бакалавра медицины, медицинской сестры) рассматривать как интегративное качество высокомотивирующей личности, которая определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-личностных качеств, обеспечивающих внутреннюю готовность осуществлять профессиональную деятельность согласно квалификационным требованиям и морально-этическим нормам, проявляющимся в реализации личностного потенциала, усовершенствовании опыта и стремлении к беспрерывному самообразованию.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, профессиональная подготовка, бакалавры медицины, паллиативная подготовка.

The article describes the essential features of professional competence Bachelor of Medicine from the point of competence approach. Medical activity is regarded as a special kind of social activities aimed at professional duties and provides effective medical care. Professional competence of the health worker of secondary level (bachelor of medicine, nurse) is regarded as a highly integrative quality of the individual, determined by a combination of professional knowledge and skills, professional and personal qualities that provide internal readiness to perform professional activities according to qualification requirements and ethical standards, which is realized through personal potential, improving own experience and desire to continuous self-education. It is proved that the development of professional competence of Bachelors in Medicine involves continuous improvement of professional knowledge and skills, professional development along lifetime, ability to take adequate therapeutic decisions, ability to recognize emergency states and provide qualified first aid, ability to social interaction and interpersonal communication.

Key words: professional competence, competence, training, bachelors of medicine, palliative training.

Реформирование общественных отношений и модернизация системы образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущих специалистов. Национальная образовательная парадигма направлена на реализацию основных положений и принципов Болонской декларации с целью формирования у выпускников высшей школы профессиональной компетентности как определяющего критерия качественной подготовки профессионалов. На современном этапе возрастает потребность в развитых, компетентных специалистах, которые способны строить взаимодействие с учетом принципов гуманизма, требующие от них уверенности в себе, способности к саморазвитию и самореализации.

Формирование компетентных бакалавров медицины сегодня приобретает все большей актуальности в связи с ростом уровня требований социума к профессионализму медицинских работников и качеству медицинских услуг. Внедрение системы страховой медицины требует усиления требований именно к формированию профессиональной компетентности медицинских работников. В связи с этим происходят процессы модернизации высшего медицинского образования. С учетом компетентностного подхода активно разрабатываются новые учебные программы и государственные образовательные стандарты.

Читайте так же:  Выходной при сдаче крови

Несмотря на это до сих пор отсутствует единый перечень компетентностей, составляющих профессиональной компетентности, которыми должен владеть будущий врач. К сожалению, в научных источниках сосуществуют разные толкования понятия «компетентность» бакалавров медицины, по-разному определяются ее структурные компоненты, критерии и показатели.

Проблема формирования профессиональной компетентности студентов медицинских высших учебных заведений рассматривается в работах А. Араслановой, Л. Васильевой, Л. Дудиковой, С. Левкивской, Н. Назаренко, О. Постниковой и Н. Константиновской, К. Спасской, О. Усовича и др. Отдельные аспекты формирования коммуникативной и иноязычной компетентности бакалавров медицины освещены в исследованиях Г. Епифанцевой, М. Лесного, О. Уваркиной и др.; формирование некоторых профессионально личностных качеств будущих медицинских работников в работах О. Андрийчук, И. Кузнецовой, Х. Мазепы, И. Тимощука и др; изучение и обобщение зарубежного опыта профессиональной подготовки студентов-медиков исследовали Н. Авшенюк, Н. Бидюк, О. Кравченко, Л. Пуховская, И. Руснак, А. Сбруева и др.

В исследованиях О. Слюсаренко «компетентность» выступает как самостоятельная реализованная способность, которая обусловлена приобретенными знаниями и жизненным опытом, ценностями и способностями, развитыми в результате познавательной деятельности и образовательной практики. Автор утверждает, что это — способ существования знаний, умений, образованности, который способствует личностной самореализации; признак личности, который является шире чем знание, умение и навыки. Компетентность, по мнению автора, предусматривает не только приобретенные и целенаправленные умения, а и возможность их реализации и применения на практике. Итак, О. Слюсаренко считает компетентность интегральной характеристикой качества личности, результативным блоком овладения опытом, знаниями, умениями, а также реакциями на поведение, которые предусматривают способность успешно удовлетворять индивидуальные и общественные потребности, эффективно действовать и продуктивно выполнять поставленные задачи [7, с. 290].

В. Огарев рассматривает «компетентность» как оценочную категорию, характеризующую человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей дает возможность выполнять квалифицированную работу и принимать определенные решения в проблемных ситуациях, которые приводят к рациональному и успешному достижению запланированной цели. В состав компетентности, по его мнению, входят пять компонентов: понимание сущности явлений при решении задач и проблем; основательные знания и умения в определенной сфере; способность выбирать способы действий, которые адекватны конкретным обстоятельствам; ответственность за полученные результаты; возможность учиться и вносить коррективы в процесс достижения цели [6, с. 10].

Обобщая сущность понятия «компетентность» Ю. Татур определяет такие его сущностные признаки:

– интегральное свойство, характеристика личности;

– характеристика успешной деятельности в определенной области;

– способность человека реализовать свой человеческий потенциал во время профессиональной деятельности [8, с. 5–6].

Ученый отмечает важную роль в формировании специалиста его ценностно-содержательной ориентации. Он утверждает, что компетентность является суммой умений, которая умножена на морально-волевые качества человека, его мотивацию и стремления. Автор акцентирует внимание на собирательный, интегративный характер понятия «компетентность» [8, с. 9].

Компетентность является результатом приобретения компетенции [4, с. 409].

Из позиции И. Зимней, компетенции — это «определенные внутренние, потенциальные, скрытые психические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые со временем проявляются в компетентностях человека [5, с. 23]».

Итак, в исследованиях современных ученых компетенции рассматриваются как: социально закрепленный образовательный результат; способность и готовность применять знания и умения при решении профессиональных задач в разнообразных областях; психические образования, которые позволяют личности эффективно осуществлять профессиональную деятельность; совокупность знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить цель и достигать ее и т. п..

В современных научных статьях часто авторы употребляют понятия компетенция и компетентность как синонимические и обосновываются свою позицию несовершенством перевода слова «competence» в иностранных изданиях. В нашем исследовании придерживаемся позиции, что указанные дефиниции надо разграничивать.

Профессиональную компетентность медицинского работника среднего звена (бакалавра медицины, медицинской сестры) рассматриваем как интегративное качество високомотивированной личности, которая определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-личностных качеств, которые обеспечивают внутреннюю готовность осуществлять профессиональную деятельность согласно квалификационным требованиям и морально-этическим нормам, проявляющимся в реализации личностного потенциала, в усовершенствовании опыта и стремлении к беспрерывному самообразованию.

Профессиональная компетентность бакалавров медицины предусматривает беспрерывное усовершенствование профессиональных знаний и умений, повышение своего профессионального уровня на протяжении жизни, способность принимать адекватные терапевтические решения, способность распознавать экстренные состояния и квалифицированно предоставлять неотложную помощь, учет социально-экономических факторов в сохранении здоровья людей и развитии патологических процессов, распознавать способность к социальному взаимодействию и межличностной коммуникации. Медицинские специалисты обязаны предоставлять профессиональную помощь пациентам независимо от их возраста, пола, характера заболевания, национальной принадлежности, образования, социального статуса, религиозных, политических убеждений, культурного происхождения и т. п..

Видео (кликните для воспроизведения).

В пределах профессиональной компетентности будущие бакалавры медицины должны в совершенстве владеть базовыми знаниями структуры и функций организма, здоровья и болезненных состояний, динамики патологического процесса, особенностями проявлений человеческой психики, этических принципов медицины, системным способом мышления и рациональным подходом к решению медицинских проблем. Особое значение приобретает свойство специалиста развивать свои способности, умение учиться, работать самостоятельно, принимать адекватные профессиональные действия.

Медицинский работник среднего звена должен проявлять сочувствие и уважение к жизни пациента. Он обязан уважать право пациента на облегчение страданий в соответствии к существующему уровню медицинских знаний. Бакалавр медицины ответственный, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и нормативной законодательной базой Украины, должен с уважением относиться к праву умирающего на гуманное отношение и достойную смерть. Он обязан владеть в совершенстве необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, которая предоставляет умирающему возможность достойно закончить жизнь. Среди его профессиональных обязанностей важное место занимает предотвращение и облегчение страданий, связанных с процессом умирания, предоставление умирающему и его семье надлежащей психологической поддержки, соблюдение медицинской этики в собственном поведении, проявление искреннего сочувствия к пациентам, умение утешить их. Умышленные действия медицинского работника с целью прекращения жизни умирающего пациента (эвтаназия), даже по его просьбе, являются недопустимыми. Он обязан относиться почтительно к умершему пациенту, учитывать национальные и религиозные обычаи.

Читайте так же:  Срок действия договора поручительства

Итак, профессиональную компетентность бакалавра медицины рассматриваем как интегративное качество высокомотивированной личности, которая определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-личностных качеств, обеспечивающих внутреннюю готовность осуществлять профессиональную деятельность, которая проявляется в реализации личностного потенциала, усовершенствовании опыта и стремлении к беспрерывному самообразованию. Дальнейшие исследования необходимо направить на обеспечение методического и технологического инструментария формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер бакалавров.

1. Арасланова А. Т. Педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа / А. Т. Арасланова // Вестник Башкирского университета. 2007. № 2. — С. 127.

2. Васильева Л. А. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа [Текст] / Л. А. Васильева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). –. Пермь: Меркурий, 2011. — С. 7–9.

3. Дудикова Л. В. Особенности формирования этнокультурной компетентности будущих врачей в условиях глобализации / Л. В. Дудикова // — Научные записки. Серия: Педагогика. — 2012. — № 4. — С. 38–42.

4. Энциклопедия образования / Акад. пед. наук Украины; главный ред. В. Г. Кремень. — К.: Юринком Интер, 2008. — 1040 с.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40 с.

6. Огарев В. И. Компетентное образование: социальный аспект / В. И. Огарев. — Спб.: РАИ ИОВ, 1995. — 197 с.

7. Слюсаренко О. М. Квалификационная критериальность компетентности: понятийно-методологические аспекты / О. М. Слюсаренко // Философия образования. — 2009. — № 1–1 (8). — С. 287–298.

8. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара / Юрий Геннадиевич Татур. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 16 с.

Профессиональная компетентность врача – источник эффективной работы с ВИЧ-инфицированными

Профессиональная компетентность врача – источник эффективной
работы с ВИЧ-инфицированными

Мазлова И.И., Сердюков А.Г.

В последние годы в мировой практике отмечается тенденция к изменению отношения общества к людям, инфицированным ВИЧ. Под влиянием успехов современной комбинированной противоретровирусной терапии врачи стали относиться к инфекции ВИЧ как к хроническому заболеванию, а не как к «чуме XX века». К сожалению, такое изменение отношения к этому заболеванию пока не может быть отнесено к России, где по-прежнему инфекция ВИЧ сопровождается стигматизацией и дискриминацией, представляющих собой серьезные препятствия для медицинского ухода за больными и осуществления эффективной профилактики этой инфекции.

Все больше медицинских работников начинают заниматься лечением больных СПИДом, практически нет такой врачебной специальности, которая не имела бы отношение к ВИЧ-инфекции. Поэтому в основу борьбы с распространением эпидемии положен принцип социальной интеграции и взаимопомощи, как на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, так и на уровне отдельных лечебно-профилактических учреждений, каждого медицинского работника.

Статистические данные указывают на продолжение развития эпидемии ВИЧ-инфекции в Астраханской области среди потребителей наркотиков и на расширение эпидемии за счет активизации гетеросексуального пути распространения.

Широкое информирование и санитарное просвещение населения о СПИДе, консультативная помощь являются в настоящее время практически единственными и важнейшими средствами противодействия распространению ВИЧ-инфекции: передача вируса иммунодефицита человека может быть предотвращена благодаря осознанному и ответственному отношению людей к своему поведению.

В процессе обучения в медицинском вузе должны быть созданы условия для развития профессиональной компетентности будущего врача. Получаемое образование представляет собой соединение профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств и является основой готовности будущего врача осознавать и выбирать оптимальные способы деятельности, соотносить свои возможности с преодолением трудностей, которые возникают при решении профессиональных задач и достижении результатов, в том числе и при лечении ВИЧ-позитивных пациентов. Такая подготовка является значимым показателем профессиональной адаптации личности врача и представляет собой систему, включающую следующие элементы: профессиональные личностные качества, профессиональные ценности, установки и интересы, профессиональную направленность, профессиональные знания, умения и навыки, эмоционально-волевые процессы, способности.

В нашем исследовании мы рассматриваем профессиональную компетентность (далее ПК) как интегративное свойство личности врача, включающее совокупность компетенций в области знаний и готовность к профессиональной деятельности, проявляющуюся в ее результатах и качестве. Основными компонентами ПК врача, работающего с ВИЧ – инфицированными больными, являются мотивационный, гностический, операционный и эмоционально-ценностный. Сформированный мотивационный компонент профессиональной компетентности позволяет эффективно работать с ВИЧ-инфицированными.

Профессиональная адаптация является одной из характеристик мотивационного компонента ПК, к которому относятся профессиональные ценности, идеалы, менталитеты; понимание значимости профессии, профессиональное мировоззрение, владение этическими нормами в профессии, позиция профессионала – стремление к профессиональному росту; готовность к гибкой переориентации в рамках профессии; профессиональные межличностные отношения, ожидания; удовлетворенность трудом как осознание соответствие уровня достигаемых результатов требованиям профессии.

Каждая из областей профессиональной адаптации врача, работающего с ВИЧ – инфицированными предполагает наличие определённого уровня его подготовленности, адаптационного потенциала. Нами было проведено анкетирование среди студентов 5 курса лечебного факультета АГМА, врачей разных ЛПУ города Астрахани (всего 246 респондентов). Анкета включает в себя 34 вопроса, которые помогают раскрыть уровень сформированности профессиональной компетентности врача в работе с ВИЧ – инфицированными больными. Проанализировав ответы врача (будущего врача) на вопросы анкеты, можно сделать предположение об уровне его профессиональной компетентности. Нами разработаны критерии и определены уровни сформированности ПК. Если ответы респондента не отвечают определенному уровню, то предполагается, что врач непрофессионально компетентен при работе в ВИЧ – инфицированными (далее – НПКВ).

Читайте так же:  Образование части земельного участка для аренды

Результаты анкетирования показали, что среди респондентов большинство, независимо от принадлежности к определенной возрастной группе имеют нулевой уровень сформированности ПК – 53%, низкий уровень (12%); средний уровень ПК – 14%; высокий уровень сформированности ПК у 2% студентов. НПКВ (отсутствие профессиональной компетентности в работе с ВИЧ-инфицированными) у 17% респондентов. Тем не менее, первичный вывод о профкомпетентности (некомпетентности) врача должен получить подтверждение в результате других исследований, а само новообразование в виде профессиональной компетентности в работе с ВИЧ-инфицированными должно возникнуть и развиться в ходе специального обучения, тренингов, практик.

В целях формирования указанного компонента нами проведены тренинги со студентами и интернами ФГБОУ ВПО Минздрава России «Астраханская государственная медицинская академия» и совместно с сотрудниками ГБУЗ АО ОЦ ПБ СПИД были доработаны и проведены тренинги с медицинскими работниками различных специальностей (инфекционисты, терапевты, гинекологи, педиатры и др.).

Анализ результатов тренинговых занятий показывает, что профессионального опыта большинства медицинских работников недостаточно для работы с ВИЧ – инфицированными в условиях надвигающейся эпидемии. На наш взгляд, это может быть обусловлено следующими причинами:

– отсутствием опыта личной самостоятельной работы с ВИЧ – положительными пациентами;

– особенностями распространения ВИЧ – инфекции в регионе (на 01.01.2008 показатель распространенности ВИЧ-инфекции в Астраханской области составил 31,2 на 100 тыс. населения);

– не эффективностью в отношении взаимодействия с ВИЧ – инфицированными пациентами существующей практики подготовки медицинских работников.

Необходимы (с учетом роста числа ВИЧ – инфицированных) планомерные усилия по организации обучения врачей всех специальностей вне зависимости от места работы, с целью формирования у них профессионально – компетентностного подхода к работе с ВИЧ – инфицированным. Таким образом, назрела необходимость разработки новой модели подготовки медработников по вопросам ВИЧ – инфекции и создания соответствующей системы их обучения и повышения профессиональной компетентности и квалификации.

В соответствии с вышеизложенным, мы считаем, что в процессе обучения в медицинском вузе должны быть созданы условия для развития профессиональной компетентности будущего врача. Получаемое образование представляет собой соединение профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств и является основой готовности будущего врача к осознанию и выбору оптимальных способов деятельности, соотнесению своих возможностей с преодолением трудностей, которые возникают при решении профессиональных задач, достижению результатов в лечении ВИЧ – инфицированных пациентов. В то же время имеющиеся в каждом регионе центры по борьбе со СПИД должны продолжать играть роль ведущих учреждений здравоохранения в сфере консалтинга по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

Профессиональная компетентность врача

1. Письменная коммуникабельность проявляется в том, знаете ли Вы правила написания деловых писем и заполнения разного рода официальных документов, а также насколько грамотно Вы пишете (имеются ли у вас пунктуационные, орфографические или синтаксические ошибки). Ваша речь должна быть максимально лаконичной и в то же время в нескольких фразах вы должны уметь донести необходимую информацию до читателя. Нужно уметь излагать мысли кратко и емко.

2. Устная коммуникабельность дает Вам больший простор для самовыражения и применения своих вербальных навыков общения. Устная коммуникабельность предполагает наличие умения четко излагать свои мысли, умения слушать своих собеседников и при этом располагать их к себе [6]. Если в профессиональной компетентности ведущую роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты [2]. По словам министра здравоохранения В.И. Скворцовой, «для того чтобы сформировать врача, необходим непрерывный многолетний курс обучения, построенный на единой идеологии и преемственном подходе, сочетающем необходимые элементы теоретической, научной и практической подготовки» [5]. Учебному заведению важно иметь представление о том, какова динамика формирования ведущих профессиональных компетенций, включая коммуникативные навыки, будущих специалистов.

Цель исследования: провести сравнительный анализ формирования коммуникативных и организаторских склонностей студентов 4-6 курсов лечебного факультета; интернов, клинических ординаторов и врачей, обучающихся на кафедре-клинике хирургических болезней им. проф. А.М. Дыхно с курсом эндоскопии и эндохирургии ПО лечебного факультета; студентов 1 курса факультета фундаментального медицинского образования (ФФМО) – Педиатрия, обучающихся на кафедре сестринского дела и клинического ухода ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава РФ.

Материал и методы исследования

В анкетировании приняли участие 143 респондента: 77 студентов лечебного факультета (24 студента 4-го курса, 23 студентов 3-го курса, 30 студентов 6-го курса); 25 студентов 1 курса ФФМО — Педиатрия; 13 интернов, 10 клинических ординаторов по специальности «Хирургия»; 18 врачей-хирургов со стажем работы от 10 до 30 лет. Анкетирование было анонимным, предлагаемая анкета «Коммуникативные и организаторские склонности – КОС» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин) содержала 40 вопросов.

Тест КОС можно проводить и с одним испытуемым, и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов и зачитывается инструкция. Цель обработки результатов – получение индексов коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого ответы испытуемого сопоставляют с дешифратором и подсчитывают количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.

Читайте так же:  Уставный капитал ооо складывается из

Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей характеризуется с помощью оценок по шкале следующим образом:

1) испытуемые, получившие оценку 1, – это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей;

[2]

2) испытуемые, получившие оценку 2, имеют коммуникативные и организаторские способности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды;

3) для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью;

4) испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий;

[3]

5) испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней.

Результаты исследования и их обсуждение

После проведенного анализа анкетирования при определении уровня коммуникативных склонностей были получены следующие результаты, которые представлены на рис. 1. Отмечено, что 40% студентов 1-го курса имеют высокий уровень коммуникативных склонностей, 10,4% — средний и 49,6% — низкий. Среди студентов 4-го курса большая часть имеют низкий уровень — 41%; 34% респондентов имеют высокий уровень коммуникативных склонностей и 25% — средний уровень. При анализе анкет студентов 5-го курса высокий уровень преобладает, что составляет 60%, у 6-го курса получены результаты одинаковые: по 46% высокого и низкого уровней коммуникативных склонностей. У интернов преобладает средний уровень, что составило 80%, и по 10% иных уровней коммуникативных склонностей. У клинических ординаторов 2-го года преобладает высокий уровень, что составило 49%, вероятно, следует сделать вывод, что обучающиеся сознательно выбрали свою будущую профессию, постоянно совершенствуя свои коммуникативные навыки в беседе с больными, родственниками, коллегами, показывая высокий результат. При анкетировании практикующих врачей доминирует низкий уровень — 50%, 41% — со средним уровнем, и лишь 9% — с высоким уровнем коммуникативных склонностей.

Рис. 1. Уровень распределения коммуникативных склонностей (%)

После проведенного анализа анкетирования при определении уровня организаторских склонностей были получены следующие результаты, которые представлены на рис. 2. Отмечено, что наиболее высокий уровень отмечен у студентов 5-го курса (55%) и у клинических ординаторов (42%); средний уровень организационных склонностей отмечен у интернов (80%); низкий уровень преобладает у студентов 1-го курса и врачей (50%).

Рис. 2. Уровень распределения организационных склонностей (%)

В общей сложности одна треть обследуемых с низким уровнем, одна треть со средним уровнем и одна треть выше среднего являются носителями коммуникативных и организационных склонностей.

Создается впечатление, что в наши дни осваивать специальность хирурга в клинической интернатуре и ординатуре пришли люди с лучшими показателями коммуникативных и организационных способностей.

В заключение хочется отметить, что большую роль в формировании коммуникативных навыков занимает санитарное просвещение. Санитарное просвещение – это комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. Санитарное просвещение является обязательным служебным долгом медицинских работников. Задачами санитарного просвещения являются: пропаганда ЗОЖ, физической культуры, рационального питания, борьбы с вредными привычками, знакомство населения с профилактикой заболеваний. Одним из направлений данной работы является создание санбюллетеней. Выбрав тему санбюллетеня, студенты обосновывают ее актуальность, что повышает его практическую значимость, и демонстрируют компетентность в умении художественно оформить необходимую информацию доступным языком, понятным для любого возраста. Этот вид деятельности позволяет проявить творческий потенциал студента, что представлено на рис. 3.

Рис. 3. Санбюллетень на тему «Дозированная ходьба»

Данный вид деятельности формирует у студентов коммуникативные навыки в общении, повышает в их глазах значимость своей будущей профессии, в итоге позволяет готовить из студентов специалистов, которые будет востребованы на современном рынке труда.

Выводы:

1. Проведение анкетирования позволило оценить уровень коммуникативных навыков и степень подготовленности их к работе с пациентами.

2. Для решения выявленной проблемы необходимо осуществлять профессиональный отбор на этапе поступления в медицинский вуз, а в процессе получения медицинского образования целенаправленно формировать коммуникативную компетентность будущих врачей, включая последипломное образование.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Обучение коммуникационным навыкам должно начинаться, когда студенты в наибольшей степени восприимчивы, то есть на ранних этапах медицинского обучения.

4. Существенное значение в формировании коммуникативных навыков имеет санитарное просвещение.

[1]

Источники


  1. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.

  2. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.

  3. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.
  4. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
  5. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.
Профессиональная компетентность врача
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here