Принципы валютного контроля

Описание страницы: принципы валютного контроля - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Принципы валютного регулирования

В России существует значительное число ограничений на валютные операции, направленных на предотвращение утечки капитала и мобилизацию валютных ресурсов. Операции резидентов в иностранной валюте контролируются Банком России и Правительством Российской Федерации – органами валютного контроля.

Основные принципы валютного регулирования закреплены в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Указанный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций;
  • полная конвертируемость рубля по текущим операциям;
  • предотвращение утечки капитала, мобилизация валютных ресурсов;
  • контроль за операциями нерезидентов в рублях;
  • контроль за обращением наличной иностранной валюты и валютных ценностей.

Резидентами в Российской Федерации считаются физические лица, постоянно проживающие в России, юридические – созданные в соответствии с российским законодательством и имеющие на ее территории постоянное местонахождение, а также различные официальные представительства и филиалы этих лиц за рубежом.

К нерезидентам в Российской Федерации относятся юридические и физические лица, имеющие место нахождения или жительства за пределами России и созданные по принципам законодательства иностранных государств. Находящиеся в России иностранные представители и представительства также считаются нерезидентами.

Цели валютного регулирования:

  • усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления валютного курса;
  • стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам;
  • стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности.

Объективными возможностями для достижения этих целей являются ценовая стабилизация и реальный курс рубля. Реальный курс рубля обеспечивается товарной массой, соответствующей массе денежного обращения, на уровне сбалансированного спроса и предложения и в пределах паритета его покупательной силы.

Для ценовой стабилизации необходимо введение института фиксированных цен, прежде всего на энергоносители, и переключение расходов госбюджета на рост производства.

Практика валютного регулирования ВЭД сводится к мерам узко бюрократического значения – регламентации расчетов экспортеров с госбюджетом, изъятию наличной иностранной валюты с внутреннего рынка, ограничению действий уполномоченных банков по купле-продаже свободно конвертируемой валюты (далее – СКВ) на внутреннем валютном рынке, установлению валютного коридора. Регламентации открытия счетов нерезидентов, введению правил ввоза-вывоза и пересылки СКВ, а также к валютному контролю.

Валютный контроль: формы и методы

Финансово-правовая теория и ее практическое применение в сфере валютного контроля используют несколько его форм:

Каждая из указанных форм фактически отражает конкретный набор организационных действий, необходимых для осуществления контроля. Форма валютного контроля также раскрывает его сущность и проявления, связанные со временем реализации контролирующих действий.

Предварительный контроль

Как логично вытекает из самого названия, предварительный контроль – это действия, совершаемые до проведения валютных операций, необходимые для окончательного их одобрения.

Примером предварительного валютного контроля является проверка соответствующим органом достоверности данных:

  • достоверность документации перед тем, как выдать разрешение на проведение валютных операций в рамках кредитного договора;
  • соответствие данных, указанных клиентом в расчетном документе, информации, зафиксированной в документах-основаниях для осуществления валютных операций, перед тем, как произвести банковскую операцию по обслуживанию банковского валютного счета;
  • соответствие оформленных расчетных документов резидентами и нерезидентами соответствующим нормам, установленным Банком России, перед осуществлением любых банковских валютных операций и пр.

Итог предварительных контролирующих действий может быть оформлен различными видами документации: разрешений, заключений и т.д.

Действия предварительного контроля играют важнейшую роль в укреплении финансовой дисциплины, в общем, и предупреждении валютных правонарушений, в частности.

Текущий валютный контроль

Мероприятия текущего валютного контроля реализуются в процессе проведения валютных операций:

  • открытие валютного счета;
  • купля или продажа зарубежной валюты или иных валютных ценностей;
  • проведение международных расчетов и пр.

Действия текущего валютного контроля осуществляются соответствующими органами и агентами валютного контроля.

Примерами текущего валютного контроля являются следующие мероприятия:

  • в процессе осуществления расчетной операции по валютному счету: проверка банком идентичности данных, содержащихся в справке о валютной операции и документах-основаниях для ее проведения;
  • в процессе осуществления расчетной операции по валютному счету: соответствие заполненной резидентом справки о валютной операции нормам, установленным Банком России;
  • при пересечении таможенной границы России: органы таможни контролируют соответствие оформленной декларации на вывоз валюты установленному регламенту и пр.

Текущий валютный контроль также носит название оперативного из-за его особенности, заключающейся в одновременном его осуществлении совместно с проведением операций хозяйственного или финансового характера. Основой оперативного контроля являются такие источники информации как:

  • данные бухгалтерского учета;
  • документы и содержащиеся в них данные, которые предоставляют резиденты;
  • первичные документы и пр.

Использование сведений из указанных документов позволяет как резидентам, так и органам контроля оперативно реагировать в случае изменений в финансовой деятельности, выявлять случаи потенциального нарушения законодательства в области оборота валюты.

Читайте так же:  Договор считается пролонгированным на следующий год

Последующий валютный контроль

Когда все валютные операции выполнены, наступает момент проведения мероприятий последующего валютного контроля, а именно:

  • сопоставление данных, в частности, документальных, сопровождающих валютную операцию;
  • контроль над исполнением обязательств согласно условиям валютного договора;
  • проверка истинности и полноты отчетных и учетных данных относительно валютных операций резидентов и нерезидентов и пр.

Основная цель мероприятий последующего контроля – предупредить потенциальные нарушения в сфере валютных правоотношений, выявить их и пресечь.

Итогом реализации мероприятий последующего контроля становятся:

  • подготовка уполномоченными органами предписаний с указаниями для субъектов валютного правоотношения по устранению обнаруженных нарушений соответствующих нормативных актов в сфере валютного регулирования (Закон о валютном регулировании, ст.23, ч.2);
  • выдача клиенту отказа в проведении валютной операции;
  • выдача клиенту отказа в открытии счета, если не были предоставлены необходимые документы, либо содержащаяся в них информация была признана недостоверной (Закон о валютном регулировании, ст.23, ч.5).

Замечание 1

Последующий валютный контроль отличает более глубокое исследование осуществленных валютных операций конкретного участника валютного правоотношения за отдельный период. Таким образом, последующий валютный контроль становится также маркером качественности осуществленных ранее мероприятий предварительного и текущего контроля.

Классификация валютного контроля

Классифицировать валютный контроль можно по нескольким основаниям.

Валютный контроль по сути – одна из управленческих функций государства в области финансов, соответственно, существуют различные уровни его реализации в зависимости от вида контролирующего органа:

  • валютный контроль, осуществляемый органами валютного контроля (Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Банк России). Ранее функции органа валютного контроля исполнял Росфиннадзор. В 2016 году этот орган федеральной исполнительной власти был упразднен, а его полномочия были переданы иным органам;
  • валютный контроль, организация которого производится агентами валютного контроля (участники рынка ценных бумаг, банки, обладающие, соответствующими полномочиями).

Каждый из органов, осуществляющих валютный контроль, владеет спецификой наделенных полномочий. Таким образом, различают:

  • опосредованный валютный контроль, осуществляемый Правительством РФ и заключающийся в подготовке соответствующих нормативных актов и присвоении статуса органа валютного контроля органам исполнительной власти;
  • непосредственный валютный контроль, мероприятия которого реализуют прочие органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Объектом валютного контроля могут быть различные валютные операции, и, в зависимости от особенностей этих объектов, выделяют следующие виды валютного контроля:

  • над операциями резидентов;
  • над операциями нерезидентов;
  • над операциями, сопутствующими открытию и ведению счетов.

Методы валютного контроля

Очевидно, что реализация контрольных мероприятий относительно валютных правоотношений предполагает применение своей методологии.

Методы, применяемые при осуществлении валютного контроля, есть система, совокупность подкрепленных законодательно и адаптированных к данной сфере правоотношений контролирующих приемов и средств.

Как и в любой другой сфере, правильность и адекватность выбора метода валютного регулирования контролирующими органами определяет качество конечного результата, эффективность осуществленных контролирующих действий и процедур, содействует соблюдению законных прав подконтрольных субъектов и нормальному течению хозяйственной деятельности.

Осуществление валютного контроля подразумевает достижение разнообразных целей и задач, следовательно, присутствует необходимость в дифференциации используемых подходов, принципов, поиске оптимальных сочетаний тех или иных способов контроля, оценки и анализа.

Выбор метода, применяемого для контроля валютных правоотношений, опирается на ряд факторов:

  • специфика осуществления конкретных валютных операций;
  • правовой статус и специфика деятельности контролирующих органов;
  • тип подконтрольного объекта;
  • формы проведения контроля и пр.

В целом различают два базовых метода валютного контроля:

  • проверка. Сущность проверки как метода заключается в исследовании правильности осуществления валютных операций с привлечением всех возможных источников данных, в частности, документальных.

Объектом для проверки становятся всевозможные валютные операции резидентов и нерезидентов и операции по открытию и ведению счетов;

  • запрос. В рамках этого метода органы, осуществляющие валютный контроль, истребуют сведения о конкретных валютных операциях и/или счетах. Применения такого метода как запрос предполагает наличие соответствующих полномочий у агентов валютного контроля – требовать от субъектов валютного правоотношения предоставления необходимой информации. В свою очередь, агенты валютного контроля обязаны по соответствующему запросу предоставить эти данные органам валютного контроля.

Пример 3

Примером использования запроса как метода может быть взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг и Банка России. Участники рынка имеют право запрашивать и консолидировать данные о совершаемых резидентами и нерезидентами операциях с внешними и внутренними ценными бумагами, предоставляя далее эти документы и сведения в Банк России на основании его запроса.

Закон о валютном регулировании в статье 23 определяет ключевые виды мероприятий валютного контроля:

  • контроль над соблюдением субъектами валютных правоотношений нормативных актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • анализ истинности и полноты учетных и отчетных данных относительно осуществленных валютных операций;
  • запрос и анализ полученных сведений, в том числе документальных, связанных с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов. Срок представления запрошенной информации органами и агентами валютного контроля – не более 7 дней с момента поступления запроса.

Замечание 3

В общем, необходимо отметить, что специфика контролирующих процедур в сфере валютных правоотношений – применение мер государственного принуждения, в частности, выдача предписаний, предполагающих согласно законодательству РФ несение ответственности за нарушение норм валютного законодательства или устранение выявленных нарушений.

Этапы валютного контроля

Правила и требования валютного регулирования различаются в зависимости от типа сделок. Однако стандартный процесс валютного контроля, осуществляемого банком, состоит из следующих этапов:

  • · Сбор документов;
  • · Открытие специального счета (в случае необходимости);
  • · Контрольные процедуры;
  • · Открытие паспорта сделки (в случае необходимости);
  • · Отражение информации о сделке во всех требуемых реестрах;
  • · Исполнение сделки, процедура резервирования;
  • · Возврат суммы зарезервированных средств;
  • · Закрытие сделки;
  • · Подготовка отчетности [3] .

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политикигосударства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д.

Читайте так же:  Купля продажа с обременением

К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является закон РФ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.«О валютном регулировании и валютном контроле».

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • 1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • 2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • 3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • 4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • 5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Совокупность государственных мероприятий в сфере валютных, расчетных и кредитных отношений является валютной политикой. Валютная политика — составная часть (относительно самостоятельная) общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики России. Она направлена на решение главных задач страны:

  • · поддержание равновесия платежного баланса;
  • · сдерживание инфляции и безработицы;
  • · обеспечение экономического роста страны.

В мировой практике сложились традиционные формы валютной политики. В России применяются следующие:

  • · валютные ограничения;
  • · регулирование режима валютного курса;
  • · девизная политика в форме валютных интервенций;
  • · управление золотовалютными резервами;
  • · регулирование степени конвертируемости рубля.

Валютная политика оформляется валютным законодательством. Стратегическая валютная политика — совокупность мероприятий, направленных на:

  • · укрепление валютно-финансового положения страны;
  • · повышение ее платежеспособности и кредитоспособности;
  • · приостановление бегства капитала за границу;
  • · привлечение иностранного капитала;
  • · противодействие «долларизации» экономики;
  • · укрепление позиций российского рубля и переход к его конвертируемости.

МВС включает в себя ряд элементов:

  • · мировой денежный товар и международную ликвидность;
  • · валютный курс;
  • · валютные рынки;
  • · международные валютно-финансовые организации;
  • · международные договоренности.

Существует три вида таких лицензий на ведение валютных операций:

  • · внутренняя;
  • · внутренняя расширенная;
  • · генеральная.

Внутренняя лицензия предусматривает самый ограниченный набор операций.

Расширенная лицензия (внутренняя с правом установления корреспондентских отношений с зарубежными банками) предусматривает право банка совершать все те же операции, что и внутренняя, и кроме того, устанавливать корреспондентские отношения с шестью иностранными банками с открытием счетов Ностро и Лоро.

Генеральная лицензия представляет наиболее широкий набор операций как в рублях, так и в инвалюте. Фактически это все банковские операции, разрешенные законодательством.

  • · операции, связанные с переходом прав собственности на валютные ценности;
  • · ввоз и вывоз из РФ валютных ценностей.

Курсы валют. Важным элементом валютной системы является валютный курс. Он необходим для:

  • · взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов;
  • · сравнения цен мировых и национальных рынков;
  • · периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

Валютный курс — «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах (СДР, ЭКЮ, Евро). Внешне валютный курс представляется как коэффициент пересчета одной валюты в другую, определяемый соотношением спроса и предложения на валютном рынке. Однако стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Как любая цена, валютный курс отклоняется от стоимостной основы под влиянием ряда факторов:

  • · темпов инфляции;
  • · состояния платежного баланса, разницы процентных ставок в разных странах;
  • · деятельности валютных рынков и спекулятивных валютных операций;
  • · степени использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах;
  • · степени доверия к валюте и др.

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • · определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие лицензий, разрешений;
  • · проверка выполнения резидентами обязательств перед государством и продажи инвалюты на внутреннем валютном рынке;
  • · проверка полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органы валютного контроля — ЦБ, Правительство, ФТС. Агенты валютного контроля — уполномоченные банки, таможенные органы. Резиденты и нерезиденты обязаны:

  • 1) вести учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям;
  • 2) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию по валютным операциям.

Функции и полномочия таможенных органов РФ при осуществлении валютного контроля определяются ФТС в пределах компетенции таможенных органов и оговорены в ТК.

Статья 3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Статья 3 . Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

>
Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля
Содержание
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:  Встречный иск в арбитражном процессе

Валютный контроль в рф

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

2. Валютный контроль за операциями резидентов

2.1. Документизация валютных операций

2.2. Идентификация валютных операций

2.3. Паспортизация валютных операций и валютный контроль по внешнеторговым операциям.

[2]

3. Ответственность за нарушение валютного законодательства

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

Валютный контроль в России является частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Валютный контроль в РФ – совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций.

Общие условия организации валютного контроля в РФ, права и обязанности органов и агентов валютного контроля изложены в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г., конкретный порядок осуществления валютного контроля закреплен в подзаконных нормативных актах – инструкциях Банка России (Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»).

Основными формами валютного контроля являются:

Регистрация и статистический учет валютных операций;

Контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении операций с валютными ценностями;

Контроль за исполнением валютных обязательств перед государством;

Контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

Контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте.

Валютный контроль в зависимости от времени проведения делиться на:

Предварительный контроль со стороны уполномоченного банка за валютными операциями осуществляется на этапе составления и оформления паспорта сделки на основании представленного в банк внешнеторгового контракта или кредитного договора.

Текущий контроль проводится в период исполнения контракта.

Последующий контроль заключается в основном в контроле за предоставлением документов валютного контроля, а также за правильностью и объективностью их заполнения. Документы валютного контроля (паспорта сделок, справка о валютных операций) хранятся в уполномоченном банке не менее 3-х лет.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ (Минфин, а именно – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операцийкредитными организациями осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком.

Правительствообеспечивает взаимодействиене являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком.

Центральный банк осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля, органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля

Валютное регулирование — это деятельность государствен­ных органов, направленная на регламентирование порядка совер­шения валютных операций.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает следующие принципы валютного регулирования и валютного контроля:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного ко нтроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органы валютного регулирования и валютного контроля

Статья 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет, что органами валютного регулирования в Российской Федерации являются

  • Центральный банк РФ и
  • Правительство РФ.

Ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется

  1. Правительством Российской Федерации,
  2. органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • Центральный банк Российской Федерации,
  • федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — Росфиннадзор).

Агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации,
  • государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также
  • не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг,
  • таможенные органы;
  • налоговые органы.
Читайте так же:  Гражданское право обязательства

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля органов и агентов валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Валютный контроль: понятие и необходимость.

Вопросы к зачету

Валютный контроль: понятие и необходимость.

Валютный контроль — административный механизм, способный в случае необходимости создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства при осуществлении валютных операций и в случае выявления нарушений наказать виновных.

Основным правовым актом высшего уровня, на базе которого осуществляется этот процесс, является закон «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый в октябре 1992 г. Действие системы внешнеторгового валютного контроля направлено на предотвращение нелегальной «утечки» валютных средств за рубеж через каналы внешней торговли

Принципы и формы валютного контроля.

Форма валютного контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы контроля – предварительный, текущий, последующий. Все формы находятся в тесной взаимосвязи, единой системе и отражают непрерывный характер контроля.

Основными принципами валютного контроля в соответствии с действующим законодательством РФ являются:

независимость от должностных лиц проверяемого объекта;

разграничение функций и полномочий между органами осуществляющими валютный контроль;

подотчетность органов государственного валютного контроля соответствующим вышестоящим государственным органам.

Исторический опыт валютного контроля. Становление валютного контроля в России.

До формирования первой валютной системы (Парижской, в 1867 г.) применялись в основном экономические, реже – административные меры валютного контроля. Они были направлены, прежде всего, не на ограничения движения валюты между странами, а на экономическое стимулирование ввоза и невывоза капитала.

В преддверии и в годы Первой мировой войны некоторыми странами впервые были введены запреты на отдельные международный платежи. В России к этому времени операции с иностранной валютой регулировались Государственным банком, который установил, что «свободную продажу валюты допускать лишь по предъявлении фактур, удостоверяющих, что требования на валюту вытекают из потребностей импорта; при отсутствии фактур продажу валюты ограничивать суммою 50 000 германских марок в одни руки»1.

Охвативший весь мир глубокий экономический кризис

20-30-х годов вызвал широкое распространение валютных ограничений, в частности прекращение платежей по иностранным займам, запрет перевода иностранных валют по обязательствам нерезидентов и др. Отдельные страны приостановили платежи по долгам за ввезенные товары.

В это время в СССР (начало 20-х годов, период «военного коммунизма») хранение иностранной валюты было запрещено и ее могли конфисковать. Экспортеры обязаны были держать валюту за границей на счетах торговых представительств; те, в свою очередь, должны были держать принадлежащую им валюту на текущих счетах у заграничных корреспондентов Госбанка.

В период нэпа в СССР (1922-1926) валютные ограничения были значительно ослаблены. В то время частные лица могли свободно покупать и продавать иностранную валюту на бирже или в помещении банка, без специального размещения переводить за границу своим родственникам или знакомым сумму до 100 золотых рублей в месяц по официальному курсу и брать с собой при поездках за границу инвалюту на 200 рублей. Обязательная продажа инвалюты предприятиями не предусматривалась, однако если они хотели ее продать, то должны были, прежде всего, предложить ее Госбанку и только при его отказе – продать на бирже.

В 1926 г. в СССР были введены новые правила регулирования валютных операций. Советские учреждения и предприятия были обязаны всю валютную выручку сдавать в Госбанк. Расходование инвалюты осуществлялось только в соответствии с утвержденным месячным валютным планом1.

[1]

После Второй мировой войны (1946 – начало 50-х годов) развитый европейские страны ввели ограничения на проведения текущих валютных операций. Эти ограничения сохранялись вплоть до окончания периода восстановления хозяйства после Второй мировой войны. Опережение событий Великобританией привело к девальвации фунта стерлингов в 1947 г. и оттоку финансовых средств в форме иностранной валюты.

Ситуация 50-70-х годов характеризовалась смягчением валютного контроля вплоть до полной его отмены в развитых странах. Для защиты интересов внутреннего рынка, товаропроизводителей, национальной валюты и государственных экономических интересов вновь, как и в начале века, применять краткосрочные меры монетарного (процентная ставка, обменный курс и пр.) и фискального (налоги) характера.

В начале 70-х годов, в период так называемой «золотой лихорадки», в условиях недоверия к доллару, держатели американской валюты стали усиленно избавляться от нее, приобретая на рынках золото. Великобритания, нарушив Брюссельское соглашение ЕЭС (1972) о взаимных валютных курсах, ввела плавающий курс фунта стерлингов. В этих условиях ведущие капиталистические государства (без США и Великобритании) пошли по пути установления определенных форм государственного контроля над валютными операциями. Эти меры были направлены на то, чтобы попытаться предотвратить значительное повышение курсов валют этих стран по отношению к доллару и фунту стерлингов и тем самым избежать ухудшения конкурентоспособности товаров, не допустить ослабления своих позиций на мировых торговых рынках. Одновременно целью подобных мер было недопущение нового притока обесценивающихся долларов и фунтов стерлингов в резервы западноевропейских государств, который грозил им дальнейшим повышением инфляции.

Становление валютного контроля в России началось в 1992 году, с вступлением в силу Закона Российской Федерации от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 3615-1), который установил принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации.

Читайте так же:  Заполнение больничного листа

Для выполнения функции по валютному контролю Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 1993 года № 1444 «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю» была создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России).

За сравнительно короткий период существования ВЭК России в стране была заложена основа общегосударственной территориально-межотраслевой системы валютного и экспортного контроля, последовательно реализовывались меры правового, экономического и административного воздействия на нарушителей валютного законодательства, что обеспечивало выявление и пресечение разного рода незаконных валютных операций, включая ограничение масштабов утечки российского капитала.

В связи с проводимой Правительством Российской Федерации работой по оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю была упразднена.

Часть функций упраздненной Федеральной службы переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации, где был образован Департамент валютного контроля. Минфину России были переданы также территориальные органы ВЭК России с сохранением прав и функций ликвидированного органа.

Двухуровневая система валютного контроля РФ.

Вопросы к зачету

Валютный контроль: понятие и необходимость.

Валютный контроль — административный механизм, способный в случае необходимости создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства при осуществлении валютных операций и в случае выявления нарушений наказать виновных.

Основным правовым актом высшего уровня, на базе которого осуществляется этот процесс, является закон «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый в октябре 1992 г. Действие системы внешнеторгового валютного контроля направлено на предотвращение нелегальной «утечки» валютных средств за рубеж через каналы внешней торговли

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

Принципы валютного контроля

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором

Вернуться назад на Валютный контроль

Основными принципами являются независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочиями руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь финансовых контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Имеют место принципы, носящие существенный характер:

1. результативность контроля;
2. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
3. неподкупность субъектов контроля;
4. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
5. превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;
6. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
7. согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Каждый институт и разновидность контроля имеют свой регламент.

Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

1. инвентаризацию наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

2. визуальную проверку правильности оформления документов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов и т. д.;
3. проверку полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций, а отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;
4. проверку правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредит и т. д.);
5. проверку правильности составления отчетности – бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законодательством страны.

Другие виды контроля (документальные, тематические) требуют соответствующих регламентов, определяемых контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).

Финансовый контроль принято классифицировать по следующим критериям:

1. регламенту осуществления – обязательный, инициативный;
2. времени проведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий;
3. субъектам контроля – президентский: законодательных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти; финансово — кредитных органов; внутрифирменный; ведомственный; аудиторский;
4. объектам контроля – бюджетный, за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, за денежной массой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится к налоговым проверкам, контролю над целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности организаций и т. д. Инициативный контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Источники


  1. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.

  2. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.

  3. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.
  4. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
  5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
Принципы валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here