Представительство в налоговых правоотношениях

Описание страницы: представительство в налоговых правоотношениях - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Схема. Налоги и сборы. I часть НК РФ. Представительство в налоговых правоотношениях

Схема. Налоги и сборы. I часть НК РФ. Представительство в налоговых правоотношениях

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

Налоговый представитель

Налогоплательщик вправе участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через представителя. Личное участие в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Общее количество представителей у одного налогоплательщика законом не ограничивается. Представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика – представляемого лица (Постановление КС РФ 2004 г.).

Налоговый кодекс выделяет два вида налоговых представителей – законные и уполномоченные.

Законные представители – представители, уполномоченные представлять налогоплательщика на основании закона или учредительных документов организации. Законными представителями налогоплательщика-организации являются его органы – единоличные (директор, его заместители и др.) и коллегиальные (правление, совет директоров и др.). Действия или бездействие законных представителей организации, совершенные в связи с ее участием в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой организации. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством: родители, усыновители, опекуны и попечители. Законное представительство в сфере налогообложения физических лиц необходимо в связи с отсутствием у некоторых категорий налогоплательщиков (несовершеннолетние, недееспособные) налоговой дееспособности.

Уполномоченные представители – представители, уполномоченные представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками налоговых правоотношений. При этом не могут быть уполномоченными представителями должностные лица государственных и муниципальных органов. В настоящее время многие адвокаты, налоговые консультанты, аудиторы и их объединения специализируются на представительстве интересов налогоплательщиков.

Представительство в налоговых правоотношениях

Пункты 1 и 4 ст. 26 НК РФ наделяют налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее по тексту — налогоплательщики) правом участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Исключением могут быть

случаи, когда нормами НК РФ устанавливается выполнение определенных обязанностей лично налогоплательщиком, а также когда устанавливается, что определенные обязанности за налогоплательщика должны выполняться его представителями.

Следует учитывать п. 7 Постановления ВАС РФ N 5, в котором отмечается, что по смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. За нарушения, допущенные законным или уполномоченным представителем налогоплательщика в сфере налогообложения, налоговую ответственность несет налогоплательщик, а последствия ненадлежащего исполнения представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

Помимо этого, в п. 34 указанного выше Постановления отмечается, что при решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков (п. 4 ст. 108 НК РФ, п. 7 ст. 101 НК РФ), осуществляющих функции представительства в налоговых правоотношениях, необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями НК РФ. Названные лица при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

Согласно п. 2 ст. 26 НК РФ личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. В связи с этим можно сделать вывод, что налогоплательщика, лично участвующего в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут представлять в этих отношениях в одно и то же время как законный, так и уполномоченный представитель. К тому же количество уполномоченных представителей законом не ограничивается.

Согласно п. 3 ст. 26 НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Статья 27 НК РФ устанавливает порядок документального подтверждения полномочий законных представителей, а ст. 29 НК РФ — уполномоченных представителей, о которых более подробно будет идти речь позже.

Читайте так же:  В грецию без визы

К иным федеральным законам, в соответствии с которыми должны быть документально подтверждены полномочия законного и уполномоченного представителя, в частности, относятся ГК РФ, СК РФ, Трудовой кодекс РФ.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями

налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основаниинотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях

, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях

, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях

, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях

, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

По окончании срока действия,

при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет эти полномочия.

Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему НК РФ полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

21. Налоговые агенты: понятие и правовой статус

Согласно п. 1 ст. 24 НК РФналоговымиагентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Термин «лица», использованный в этой дефиниции, указывает, что налоговыми агентами могут быть как организации, так и физические лица. При этом содержание понятий «лицо», «организация», «физическое лицо» носит отраслевой, налогово-правовой характер и раскрывается в ст. 11 НК РФ. Заметим, что обязанности налогового агента ограничиваются уплатой исключительно налогов, но не сборов. Статус налогового агента имеют, в частности:

а) организации

в отношении налога на доходы физических лиц;

б) российские контрагентыиностранныхюридическихлиц

, не имеющих постоянного представительства на территории РФ, в отношении некоторых налогов (НДС, налог на прибыль организаций);

в) российские организации

(хозяйственные общества), выплачивающиеучредителям (акционерам) проценты или дивиденды.

Атрибутивным признаком налогового агента является его устойчивая правовая связь с налогоплательщиком. Причем, идет ли речь о трудовых, гражданско-правовых, договорных или иных правоотношениях, главным будет наличие финансовых (денежных) взаимодействий между налоговым агентом и налогоплательщиком. Как правило, налоговым агентом является лицо, выплачивающее доходы налогоплательщику.

Цели института.

1. Возложение обязанности по исчислению и уплате налога непосредственно на физических лиц является для них чрезмерно обременительным, прежде всего, в силу экономико-правовой квалификации. Такая ситуация очевидна при уплате налога на доходы работодателями в отношении своих работников. Квалифицированным специалистам бухгалтерии намного проще исчислить налог, чем обычным работникам, зачастую вовсе не знакомым с налоговым законодательством.

2. В случаях, когда налогоплательщики объединены в рамках одного коллектива, экономически невыгодно взимать налоги у каждого из них в отдельности. При этом значительно облегчаются возможности налогового контроля, ведь требуется проверить законность финансовой деятельности только одного лица вместо множества других — непосредственных налогоплательщиков.

3. Когда налогоплательщиками выступают иностранные граждане и организации, возможности контроля и государственно-властного воздействия в отношении которых у российских налоговых органов существенно ограничены.

Правовой статус налоговых агентов и налогоплательщиков во многом совпадает. Они имеют одинаковые права, если иное не предусмотрено НК РФ. Что касается обязанностей, они у налоговых агентов значительно сужены. Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

а) правильно и своевременно исчислять

, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

б) в течение одного месяца

письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможностиудержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

в) вести учет выплаченных

налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

г) представлять в налоговый орган

по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Указанный перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.

Удержание налоговых платежей из средств, выплачиваемых налогоплательщику, производится без какого-либо согласования (одобрения, подтверждения) со стороны последнего. С другой стороны, налоговый агент не вправе отказаться от выполнения своих обязанностей, что свидетельствует об императивном, публично-правовом характере правоотношений «государство — налоговый агент — налогоплательщик».

Обязанности налогового агента вытекают из закона, а не договора, то есть любые контрактные условия об удержании, исчислении и перечислении налогов в качестве налогового агента являются изначально ничтожными.

Читайте так же:  Основания освобождения от ответственности

Обращаем внимание, что согласно ст. 24 НК РФ налоговый агент обязан вести учет не просто начисленных, а реально выплаченных налогоплательщикам доходов. Выплата доходов (в частности, заработной платы) физическим лицам в натуральной форме не создает у налогового агента обязанности удерживать налог. В этом случае налоговый агент обязан письменно уведомить налоговый орган о невозможности удержать налог. Правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов», может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. См.: п. 10 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ»; п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ».

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Не удержанные налоговым агентом суммы налога не могут быть взысканы из его собственных средств.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Представительство в налоговых правоотношениях. Краткое законодательное и доктринальное толкование. — Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.

Представительство в налоговых правоотношениях

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях (ст. 26 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ представительству посвящена гл. 4. В зависимости от основания полномочий представителя выделяется два вида представителей: законные и уполномоченные.

Законные представители налогоплательщика-организации представляют его на основании закона или учредительных документов. Законные представители налогоплательщика — физического лица выступают в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 27 НК РФ). С учетом положений п. 1 ст. 26 ГК РФ законными представителями физических лиц могут быть родители, усыновители или попечители.

Уполномоченные представители получают свои полномочия от самого налогоплательщика на основании выданной им доверенности. Лишь ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона (ст. 29 НК РФ).

Следует учитывать, что налоговое законодательство предусматривает представительство только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 4 ст. 26 НК РФ). На иных лиц положения гл. 4 НК РФ не распространяются. В связи с этим возникают вопросы о возможности участия иных лиц в налоговых отношениях через представителей, например, свидетелей. Налоговые органы признали возможность допроса свидетеля при проведении налоговой проверки с участием адвоката, однако обратили внимание на то, что налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке ст. 90 НК РФ [3].

1. Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 г. N 41-О.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

3. Письмо ФНС России от 30.10.2012 г. N АС-3-2/[email protected]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника «101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование» / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. — Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

[1]

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Финансовое и налоговое право» Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики.

[3]

Пауль Алексей Георгиевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна — ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович — кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Представительство в налоговых правоотношениях

Статья 21 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) закрепляет право плательщика на участие в налоговых правоотношениях не только лично, но и через своего представителя. Личное участие плательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь своего представителя, равно как участие представителя не лишает плательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Право на участие в налоговых правоотношениях через представителя имеют не только плательщики, но и налоговые агенты. Число представителей законом не ограничено.

Читайте так же:  Охрана труда в ооо

Представительство – совершение одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, законодательстве либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного управления и самоуправления, юридического действия, которое создает, изменяет и прекращает права и обязанности представляемого.

Пунктом 1 статьи 24 НК предусмотрено законное и уполномоченное (договорное) представительство.

Законными представителями плательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с законодательством (Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК), Кодекс Республики Беларусь о браке и семье). При законном налоговом представительстве необходимо учитывать, что законные налоговые представители физических лиц действуют без специальных полномочий, т.е. осуществляют налоговое представительство только при предъявлении документов, подтверждающих степень родства или назначение в качестве опекуна или попечителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 НК законными представителями юридического лица признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании актов законодательства или учредительных документов этой организации.

Представительство в силу акта законодательства осуществляет руководитель юридического лица (ст. 113 ГК, ст. 33 Закона «О хозяйственных обществах»). Руководитель действует от имени юридического лица без доверенности. Однако при представлении интересов юридического лица он должен предоставить документы, подтверждающие его полномочия как руководителя. Такими документами могут быть приказ о назначении на должность директора, выписка из решения общего собрания, трудовой договор (контракт), договор гражданско-правового характера.

В учредительные документы (устав, учредительный договор) могут быть включены сведения о налоговом представителе, который будет осуществлять законное налоговое представительство данной организации.

Уполномоченными налоговыми представителями плательщика – юридического или физического лица могут быть как физические, так и юридические лица.

Для осуществления налогового представительства физическими лицами необходимо, чтобы они к моменту налогового представительства были полностью дееспособными, т.е. достигли 18-летнего возраста. Уполномоченными представителями могут быть как индивидуальные предприниматели, так и физические лица, не обладающие таким статусом; как граждане Республики Беларусь, так и граждане либо подданные других государств, лица без гражданства (подданства).

Уполномоченными налоговыми представителями могут быть юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации. Договорное представительство может носить возмездный и безвозмездный характер. Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели осуществляют налоговое представительство преимущественно на возмездной основе. Некоммерческие организации могут осуществлять налоговое представительство как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Однако необходимо учитывать, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 46 ГК).

Уполномоченное (договорное) представительство осуществляется на основании доверенности. В соответствии со статьей 186 ГК доверенность – односторонняя сделка, письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами, удостоверенное в установленном порядке. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок действия в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

По содержанию и объему полномочий различают разовую, специальную и общую доверенности. Разовая доверенность выдается на совершение определенного действия (например, на получение официальных документов, открытие счетов). Специальная доверенность предусматривает совершение в течение определенного времени ряда однородных действий (например, предъявление в налоговые органы отчетов, деклараций, иных документов в случаях, предусмотренных законодательством). Общая (генеральная) доверенность выдается на совершение в течение определенного времени ряда разнообразных действий.

Доверенность может быть выдана как физическому, так и юридическому лицу.

Согласно части 2 пункта 2 статьи 27 НК уполномоченный представитель плательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с пунктом 3 и частью первой пункта 4 статьи 186 ГК.

При договорном представительстве юридического лица доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя (директора) и скрепляется печатью этой организации. Доверенность должна быть оформлена в письменной форме. При смене руководителя юридического лица доверенность, подписанная прежним руководителем в период исполнения им своих обязанностей и срок действия которой не истек, является действительной. Освобождение руководителя от занимаемой должности не может рассматриваться как основание для прекращения действия доверенности.

Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершить те юридические действия, на совершение которых оно уполномочено. К передоверию, т.е. к передаче полномочий другому лицу, представитель вправе прибегнуть, если такое право прямо предусмотрено выданной ему доверенностью либо он вынужден к этому силою обстоятельств для охраны интересов представляемого (п. 1 ст. 188 ГК). Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не должен быть больше срока действия основной доверенности.

Статья 189 ГК дает исчерпывающий перечень оснований прекращения срока доверенности: истечение строка доверенности, отмена доверенности лицом, ее выдавшим, отказ лиц, которому выдана доверенность, прекращение деятельности представителя — юридического лица, представляемого – юридического лица, смерть представителя – гражданина, представляемого — гражданина, объявление его умершим, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Юридическое управление инспекции МНС Республики Беларусь по Витебской области, тел. 425574

Представительство в налоговых правоотношениях (нюансы)

Надлежащее оформление полномочий налогового представителя физического лица

Полномочия налогового представителя гражданина должны быть удостоверены нотариально (п. 3 ст. 29 ч. 1 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ). Также уместно представление интересов другого физлица гражданином на основании доверенности, приравненной к нотариальной (см. п. 2 ст. 185. 1 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ).

Читайте так же:  Снос самовольной постройки

Указанные правила распространяются в т. ч. и на физлиц, зарегистрированных в установленном законом порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 30.07.2013 № 57 [далее по тексту – Постановление № 57]).

Представлять интересы индивидуального предпринимателя без доверенности может только сам ИП. Например, Минфин в своем письме от 04.12.2008 № 03-02-07/1-496 разъясняет ситуацию: если в налоговых отношениях от имени ИП действует иное лицо (в т. ч. находящееся с названным ИП в трудовых отношениях), то полномочия названного лица должны быть удостоверены в нотариальном порядке.

Без доверенности от имени гражданина могут действовать его законные представители, определенные в соответствии с нормами законодательства (см. п. 2 ст. 27 ч. 1 НК РФ, ст. 49 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ).

Представительство в налоговых правоотношениях интересов организации

Представитель налогоплательщика – юридического лица действует на основании простой письменной доверенности. В настоящее время гражданское законодательство не включает требования о необходимости проставления оттиска печати организации на такой доверенности (п. 4 ст. 185.1 ч. 1 ГК РФ), однако при наличии печати у юрлица ее все же рекомендуется проставлять.

Законодательством устанавливается перечень лиц, которые могут действовать от имени организации без доверенности (т. е. являются законными представителями организации). В частности, к таким лицам относится единоличный исполнительный орган ООО – его генеральный директор (подп. 1 п. 3 ст. 40 ФЗ «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Вместо доверенности названное лицо представляет:

  • удостоверяющий личность документ;
  • документацию, на основании которой могут быть удостоверены его полномочия как представителя организации: выписку из ЕГРЮЛ, заверенную копию устава или выписку из него и т. д.

Законодатель уточняет: договор доверительного управления не может приниматься в качестве достаточного правового основания для осуществления представительства в налоговых правоотношениях доверительным управляющим от имени учредителя управления в части тех обязанностей, которые прямо не возложены законом на доверительного управляющего. В этом случае нужна оформленная в порядке, регламентированном гражданским законодательством, доверенность (п. 4 Постановления № 57). Аналогично заключение соглашения на оказание консультационных услуг также не освобождает от необходимости удостоверения полномочий представителя посредством выдачи соответствующей доверенности.

Таким образом, представитель в области налоговых правоотношений физического лица и ИП действует на основании нотариальной доверенности (кроме представителей по закону); представитель юрлица подтверждает свои полномочия письменной доверенностью от названной организации, удостоверенной подписью уполномоченного лица (опять же кроме законных представителей организации).

Участие представителя в налоговых правоотношениях

Каков порядок участия представителя в налоговых правоотношениях?

Согласно ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. Данные правила распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Согласно ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Статьей 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

[2]

Таковы основные положения, касающиеся доверенности и представительства в налоговых правоотношениях.

Возможно ли указание в доверенности общего полномочия на представление интересов в отношениях с государственными органами или должен быть указан перечень конкретных действий, право на совершение которых имеет доверенное лицо?

В доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика-организации, возможно указание общего полномочия на представление интересов в отношениях с государственными органами. Ни законодательство о налогах и сборах, ни гражданское законодательство не предписывают необходимость специального указания в доверенности полномочий на участие в рассмотрении материалов проверки. Именно к такому выводу пришли судьи ФАС СКО в Постановлении от 27.02.2012 № А32-11198/2011.

Обратимся к сути дела и тем фактам, которые позволили судьям принять такое решение.

По результатам проведенной проверки налоговая инспекция составила акт и известила общество о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и возражений. Налоговая инспекция не допустила представителей общества к участию в рассмотрении материалов выездной налоговой проверки общества, указав, что в их доверенностях отсутствует право на участие во взаимоотношениях с налоговым органом и право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки и представленных возражений.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговая инспекция нарушила процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки, лишив общество возможности участвовать во всем процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, представлять возражения и обосновывающие их документы.

Суды оценили представленные в материалы дела доверенности, содержащие полномочия представлять интересы общества в налоговой инспекции по вопросам, связанным с ведением хозяйственной и финансовой деятельности общества, в том числе с правом совершения действий, указанных в доверенностях, и сделали вывод, что в налоговую инспекцию явились лица с надлежаще оформленными полномочиями на представление интересов общества при рассмотрении материалов проверки. Их доверенности соответствуют требованиям ст. 185, 186 ГК РФ, составлены в письменной форме, подписаны руководителем предприятия, содержат печать организации, дату выдачи доверенности с указанием срока окончания ее действия. Заявления о прекращении действия доверенностей либо об изъятии полномочий представителей, ограничении объема полномочий от общества не поступали.

Читайте так же:  Ходатайство о назначении дополнительной экспертизы

При таких обстоятельствах суды сделали вывод о нарушении налоговым органом прав налогоплательщика, выразившемся в необеспечении последнему возможности участвовать в конкретном заседании при рассмотрении материалов налоговой проверки, представлять возражения и обосновывающие их документы.

Представительство в налоговых правоотношениях

Налоговые законы позволяют фирмам и предпринимателям, не желающим лично общаться с инспекторами, делегировать права и обязанности уполномоченному представителю. Проще говоря – представлять и отстаивать интересы плательщика перед ревизорами может совершенно постороннее лицо. Рассмотрим нюансы оформления такого сотрудничества.

Диапазон применения

На основании пункта 1 статьи 26 Налогового кодекса налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя. При этом наличие «посредника» никоим образом не мешает хозяйствующему субъекту самому участвовать в указанных правоотношениях, равно как и личное участие бизнесмена позволяет ему воспользоваться «помощью со стороны» (п. 2 ст. 26 НК).

Уполномоченный представитель налогоплательщика – это физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с госорганами и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Отметим, что должностным лицам органов власти (ИФНС, таможне, органам государственных внебюджетных фондов, МВД, судьям, следователям и прокурорам) запрещено выступать в роли «переговорщиков». Таково требование пункта 2 статьи 29 Кодекса.

Главный налоговый документ предоставляет широкие возможности для уполномоченных представителей. В частности, они могут:

– получать из инспекции налоговое уведомление лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (ст. 52 НК). Это делается в случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на «родную» ИФНС налогоплательщика, например, получать уведомление об уплате транспортного налога физическим лицом;

– присутствовать при аресте имущества юрлица. Кроме того, производящие арест должностные лица обязаны предъявить представителю решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. Об этом говорится в статье 77 Кодекса;

– получать извещение ИФНС о возврате излишне взысканного налога (ст. 79 НК). Форма данного сообщения утверждена приказом ФНС от 15 сентября 2005 года № САЭ-3-19/[email protected];

– подавать налоговые декларации и подписывать их, тем самым подтверждая достоверность и полноту указанных в документах сведений (ст. 80 НК);

– получать составляемую в последний день выездной налоговой проверки справку по утвержденной приказом ФНС от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/[email protected] форме. Об этом говорится в статье 89 Кодекса;

– представлять в ИФНС либо в УФНС письменные возражения по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям (ст. 100 НК);

– участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представлять необходимые объяснения;

– получать копию «карательного» или «оправдательного» решения, принимаемого налоговиками по результатам рассмотрения материалов проверки;

– представлять в инспекцию заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес (ст. 366 НК).

О важности документов

Как видим, налоговое законодательство предоставляет широкие возможности для делегирования полномочий. Осталось только разобраться с документальным оформлением данной «операции».

Уполномоченный представитель фирмы осуществляет свои полномочия согласно доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. В свою очередь представитель физлица должен действовать на основании нотариально удостоверенной доверенности (приравненной к ней). Об этом напомнил Минфин в письме от 4 декабря 2008 года № 03-02-07/1-496.

Согласно статье 185 Гражданского кодекса доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Данный документ от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Отметим, что срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года со дня ее оформления. Необходимо помнить о том, что доверенность, в которой не указана дата ее заполнения, является ничтожной (ст. 186 ГК).

Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу только в двух случаях: если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому в силу обстоятельств для охраны интересов налогоплательщика.

Видео (кликните для воспроизведения).

Доверенное лицо, передавшее полномочия другому лицу, должно известить об этом того, кто выдал доверенность, и сообщить ему необходимые сведения о «новом» представителе. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Срок действия такой доверенности не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана. На этом акцентируется внимание в статье 187 Гражданского кодекса.

Источники


  1. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.

  2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.

  3. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
  4. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.
  5. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.
Представительство в налоговых правоотношениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here