Представительный орган работников

Описание страницы: представительный орган работников - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Содержание

  • Энциклопедия решений. Учет мнения представительного органа работников при применении дисциплинарного взыскания

    Учет мнения представительного органа работников при применении дисциплинарного взыскания

    Трудовое законодательство устанавливает необходимость в отдельных случаях перед применением к работнику дисциплинарного взыскания в той или иной форме согласовать свои действия с представительным органом работников.

    Так, в случае применения к работнику, являющемуся членом профсоюза, дисциплинарного взыскания в виде увольнения по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ необходимо учесть мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 373 ТК РФ.

    Аналогичная по своей сути гарантия предусмотрена и для не освобожденных от основной работы руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним). Согласно части пятой ст. 374 ТК РФ увольнение указанных работников по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ допускается только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Порядок, в котором осуществляется учет такого мнения, приведен в ст. 374 ТК РФ.

    Отметим, что такие требования к порядку увольнения профсоюзных руководителей по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ предусмотрены редакцией ТК РФ, вступившей в силу с 11.07.2014. До указанного момента статья 374 ТК РФ устанавливала необходимость получения в этих целях согласия вышестоящей профсоюзной организации. Однако определением Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1369-О-П данное положение было признано недействующим и не подлежащим применению, поскольку представляло собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и субъекта экономической деятельности.

    Представители работников, участвующие в коллективных переговорах или в разрешении коллективного трудового спора, в период проведения указанных мероприятий не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство (часть третья ст. 39 ТК РФ, часть вторая ст. 405 ТК РФ). Указанная гарантия распространяется на таких работников в течение всего периода до момента окончания переговоров или разрешения спора вне зависимости от того, принимали ли они участие в этих событиях в конкретный день (определение Верховного суда Республики Карелия от 02.09.2011 N 33-2659/2011).

    В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной им в постановлении от 24.01.2002 N 3-П и определении от 17.12.2008 N 1060-О-П, применение любой меры дисциплинарного взыскания в отношении неосвобожденного профсоюзного работника не требует получения согласия соответствующего профсоюзного органа. Такое заключение было дано в отношении норм законодательства о профсоюзах, однако суд может по аналогии применить данный подход и к статьям 39 и 405 ТК РФ. Например, в определении Оренбургского областного суда от 09.11.2011 N 33-6906/2011 и определении Челябинского областного суда от 03.09.2010 N 33-8276/2010 отмечено, что сам факт наложения дисциплинарного взыскания без предварительного согласия органа, уполномочившего работника на участие в коллективных переговорах, не может служить основанием для признания такого взыскания незаконным и вынесения решения о его отмене.

    Вопрос: Является ли совет трудового коллектива первичной профсоюзной организацией или иным представителем работников (ст. 31 ТК РФ)? Обязан ли работодатель согласовывать локальные правовые акты (например, правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков и т.п.) с советом трудового коллектива, если иной профсоюзной организации на предприятии не существует? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

    Является ли совет трудового коллектива первичной профсоюзной организацией или иным представителем работников (ст. 31 ТК РФ)? Обязан ли работодатель согласовывать локальные правовые акты (например, правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков и т.п.) с советом трудового коллектива, если иной профсоюзной организации на предприятии не существует?

    Первичной профсоюзной организацией совет трудового коллектива не является, но может являться представителем работников в соответствии со ст. 31 ТК РФ в случае, если такие полномочия на него возлагаются в установленном порядке. Работодатель должен согласовывать с представительным органом работников локальные нормативные акты в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором или соглашением.

    Основными формами участия работников в управлении организацией являются в том числе учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями, проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов (ст. 53 ТК РФ).

    Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

    В соответствии со ст. 31 ТК РФ в случаях когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

    Статья 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» дает определение первичной профсоюзной организации. Под ней понимается добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

    В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ст. 8 ТК РФ).

    Согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

    Читайте так же:  Заявление о принятии исполнительного листа

    Согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.

    Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

    Под эгидой «Действия» создан единый представительный орган работников

    На пензенской областной станции скорой помощи начаты коллективные переговоры. Инициатор – первичная организация профсоюза «Действие», в рядах которой сегодня состоит 1053 человека — более половины сотрудников всей региональной службы скорой помощи. 17 октября был учрежден единый представительный орган трудового коллектива, во главе с председателем профкома «Действия» Павлом Кузнецовым.

    «Инициируя переговоры, — говорит Павел Кузнецов, — мы намерены, во-первых, закрепить новым коллективным договором те достижения, которые были достигнуты еще по итогам весенне-летней кампании «итальянской забастовки» — 100% доплаты за работу в неукомплектованной бригаде, возвращение надбавок за стаж и другое. Во-вторых — добиться выполнения остальных требований, которые обеспечат рядовым сотрудникам «скорой» человеческие условия труда и достойную зарплату на одну ставку».

    Строго говоря, пензенская организация Общероссийского профсоюза работников здравоохранения «Действие», объединяя свыше половины трудового коллектива, по закону уже имеет все полномочия на ведение коллективных переговоров от имени всех работников. Однако статья 37 Трудового кодекса предусматривает и право небольших профсоюзных организаций на участие в разработке коллективного договора. Учитывая это, профком «Действия» наряду с официальным предложением руководству ССМП начать переговоры, направил ячейке «старого» отраслевого профсоюза приглашение создать единый представительный орган работников. Напомним, что одним из результатов «итальянской забастовки» пензенской «скорой» стал массовый выход сотрудников из Профсоюза работников здравоохранения РФ (членская организация ФНПР) и их вступление в профсоюз «Действие» (членская организация Конфедерации труда России). Численность членов ПРЗ РФ составляет сейчас 245 человек, «Действия» — 1053 человек.

    17 октября состоялась встреча представителей обоих профсоюзов. Ее итогом стало заключения Соглашения о создании Единого представительного органа работников ГБУЗ «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» для ведения коллективных переговоров, разработки проекта и заключения коллективного договора.

    Согласно этому документу в состав ЕПОР вошли 5 активистов ОПРЗ «Действие» и 2 члена ПРЗ РФ. Если следовать предусмотренному в Трудовом кодексе принципу пропорционального представительства, количество представителей от ПРЗ РФ при квоте 1 представитель от 200 человек можно было бы ограничить одним человеком, однако в «Действии» пошли коллегам из другого профсоюза навстречу, учитывая, что по каким-то обстоятельствам один и тот же человек не всегда может присутствовать на всех заседаниях.

    Сразу после подписания соглашения прошло первое заседание ЕПОР, на котором был принят регламент работы, избраны председатель и секретарь. Обе должности заняли представители «Действия»: председателем избран Павел Кузнецов, секретарем – Наталья Кошелева.

    На следующей неделе должен быть издан приказ главного врача ГБУЗ ПОССМП о создании Комиссии по ведению коллективных переговоров с участием членов ЕПОР и представителей работодателя и проведено ее первое заседание.

    Представительный орган работников

    Представительный орган работников по тк рф

    Что такое представительный орган работников, в каких случаях и обязана ли организация создавать его?

    Ответ на вопрос:

    Предполагаем, что вас интересует представительный орган работников.

    Представительный орган работников – это тот орган, который наделен полномочиями представлять интересы работников. Как правило, таким органом является первичная профсоюзная организация.

    Если в организации имеется две и более первичных профсоюзных организаций формируется единый представительный орган. Если в организации не создана первичная профсоюзная организация представительным оранном работников может являться представитель (или представительный орган), избранный из числа работников (ст.31 ТК РФ).

    Представительный орган работников создают и избирают непосредственно работники. У организации нет обязанности создавать такой представительный орган.

    Между тем, если работодатель и работники намерены заключить коллективный договор (провести коллективные переговоры) интересы работников должен представлять специальный орган: профсоюз или специально избранный представительный орган работников.

    Подробности в материалах Системы Кадры:

    Ситуация: В каких случаях организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников, не являющегося профсоюзом

    В Трудовом кодексе РФ прямо указаны случаи, когда организация обязана учесть мнение представителей сотрудников. Такими представителями могут быть:

    • профсоюз;
    • иные представительные органы (представители).

    Об этом говорится в части 1 статьи 29 Трудового кодекса РФ.

    Существование иного представительного органа (не профсоюза) возможно, если:

    • в организации нет профсоюза;
    • ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины сотрудников и не уполномочена представлять интересы всех сотрудников.

    Наличие в организации иного представительного органа (представителя) не является препятствием для осуществления своих полномочий первичными профсоюзными организациями.

    Такие правила установлены частью 1 статьи 31 Трудового кодекса РФ.

    При этом Трудовой кодекс РФ разграничивает случаи, когда организация:

    • должна принять решение с учетом мнения профсоюза;
    • должна принять решение с учетом мнения представительного органа сотрудников (ст. 101, ч. 3 ст. 103, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ст. 190, ч. 3 ст. 196, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

    То есть в первом случае организация должна учесть мнение именно профсоюза при его наличии в организации. При этом если в организации нет профсоюза, а интересы сотрудников представляет иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учитывать его мнение не обязательно.

    Во втором случае организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников. То есть, например, если в организации отсутствует профсоюз, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо.

    Порядок учета мнения представительного органа сотрудников (представителя) в некоторых случаях прямо прописан в Трудовом кодексе РФ (ч. 3 ст. 103, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ст. 190, ч. 3 ст. 196 ТК РФ). Например, при составлении графиков сменности работодатель должен учесть мнение представительного органа в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса РФ (т. е. в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов) (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).

    При этом в некоторых ситуациях порядок согласования решений работодателя с представительным органом в законодательстве не установлен (ст. 101, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ч. 2 ст. 221 ТК РФ). В таком случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения представительного органа сотрудников и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре). При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный для учета мнения профсоюза (в зависимости от решения, которое нужно согласовать).

    Читайте так же:  Определение о принятии заявления

    Из ответа «Как учесть мнение профсоюза»

    заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

    О формировании единого представительного органа работников

    Ответ от 27.11.2017 Юрист МПРЗ «Действие»

    Единый представительный орган

    Единый представительный орган

    Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

    Как работает представительный орган работников?

    Представительный орган работников очень важен для больших предприятий, которые не только работают на повышение прибыли и экономического роста компании, но и заботятся о своих подчиненных. При этом организация подобных объединений требует знаний в законодательной отрасли, потому что именно этот орган должен принимать участие в составлении некоторых нормативных актов предприятия.

    Каждое предприятие заинтересовано в отсутствии контролирующих органов на своем пороге. Проведение различного рода проверок, начиная от пожарной безопасности и заканчивая бухгалтерской отчетностью, предполагает возможное выявление умышленных и неумышленных несоответствий с законодательными нормами. Внутренние документы, которые разрабатываются предприятием самостоятельно, в некоторых вопросах обязаны учитывать мнение сотрудников в лице представительных органов. При условии, что такой орган в компании существует.

    Сущность представительского органа

    Представительский орган часто называют профсоюзом, в сущности это может быть представитель трудового персонала или объединение представителей, возможно, с разных отделов или подразделений.

    На законодательном уровне деятельность профсоюзных организаций, их права и обязанности регулируются Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

    Иногда представительский орган и профсоюз отождествляют, но это не совсем верное понимание. Профсоюзы представляют интересы всех работников в целом по предприятию, а представительский орган создается при отсутствии первого или когда профсоюз не выражает интересов всех работников. В последнем случае возможно существование двух органов.

    При этом в разных статьях Трудового кодекса прописаны нормы, которые содержат учет мнения именно профсоюза или представительского органа либо на выбор того и другого. Но данные органы работников не являются взаимозаменяемыми, при том что профессиональные союзы имеют больше полномочий.

    Работники предприятия самостоятельно решают, создавать подобное объединение или нет. В случае использования трудовым коллективом права на создание профсоюза необходимо следовать определенной процедуре.

    Важным является первый этап, предполагающий организацию общего собрания, на которое должны явиться все работники или большая их часть, чего будет достаточно для кворума. Для больших предприятий будет достаточно присутствия представителя филиалов или подразделений на таком собрании. Важно, чтобы выбранные сотрудники присутствовали на собрании в количестве не менее 2/3 от избранных представителей.

    На собрании выдвигается кандидатура, которая будет приемлема для трудового персонала и сможет отстаивать его интересы перед руководством компании. Далее происходит тайное голосование за одного из кандидатов. После подсчета голосов побеждает кандидатура, набравшая стандартно 50% + 1 голос. Процесс голосования и его результат обязательно протоколируется, для чего предварительно избирается секретарь.

    Из истории профессиональных союзов

    В Англии в конце XVIII века начали появляться первые профсоюзы. Их цель заключалась в улучшении условий труда рабочего персонала. Данное объединение набирало обороты и постепенно появлялось в США, Франции, Германии и прочих европейских странах.

    Подобным движением были недовольны предприниматели. В основном требования профсоюзов касались заработной платы, что неминуемо сказывалось на постоянных издержках предпринимателей и уменьшении прибыли. С целью уменьшить давление профессиональных союзов на руководство зачастую увольнялись сотрудники, которые вступали и поддерживали данное движение.

    Пробовали пресекать профсоюзное движение в США и на государственном уровне. 1890 год запомнился появлением законодательного акта, который приравнивал данное движение к преступному сговору. Спустя годы профсоюзы были легализованы, хотя долгое время не воспринимались как законные на предприятиях, особенно при забастовках и бойкотах рабочего персонала.

    В России появление первого профсоюза зафиксировано в 1905 году после революции. Простые объединения рабочих изменили свой формат действий и форму деятельности. В этот же год появляются и первые законодательные акты, регулирующие подобные движения для предприятий конкретных отраслей экономической деятельности. С приходом Первой мировой войны в России создаются запреты на профсоюзы, по ее окончании все запреты были сняты.

    Компетенция представительского органа

    Трудовым кодексом предусмотрено принятие некоторых решений и утверждение локальных нормативных актов только в тандеме с представителями коллектива.

    Под локальными трудовыми актами подразумевают внутренние документы, которые разрабатываются специально для предприятия в соответствии с трудовым законодательством. Сюда относят различного рода должностные инструкции, внутренний распорядок, систему оплаты труда, документы о проведении аттестации и пр.

    Учет мнения представительного органа работников происходит стандартно по предписанному законодательством порядку. При составлении административным персоналом нового внутреннего документа, который требует прислушаться к мнению делегата органов работников, достаточно предоставить черновой вариант данного документа и его обоснование профсоюзу.

    Получив проект предполагаемого документа, делегат работников имеет 5 дней на его обработку и предложение собственных комментариев по данному документу. Все возникшие комментарии или положительное мнение необходимо изложить в письменной форме, мотивируя свои доводы. Когда мнения работодателя и профсоюза по предложенному проекту расходятся, на протяжении 3 дней можно обговорить моменты, которые не устраивают стороны, и прийти к компромиссу, после чего утвердить документ.

    Если согласие между сторонами не достигается, это обязательно протоколируется. После этого работодатель может принимать разработанный нормативный документ на предприятии. В таком случае представители работников имеют право обжаловать принятый документ в суде или в инспекции труда.

    Работники предприятия, которые принимают непосредственное участие в профсоюзе, имеют право на освобождение от работы с сохранением среднего заработка на время выполнения профсоюзных обязательств. В этот период такого работника не могут уволить или осуществить перевод на другую должность.

    Многие большие компании зачастую сами заинтересованы в создании и поддержке профсоюзного органа. Такой орган работников создает хорошую репутацию предприятию, поскольку автоматически подразумевает внимательное и лояльное отношение к персоналу. Профсоюз реализует потребность кадров в общении и защите собственных прав перед администрацией фирмы.

    Представительный орган работников это что

    Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Представительный орган работников это что». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

    В процессе реорганизации в форме присоединения другой организации с 16 декабря 2018 года. Есть судебные дела в роли ответчика.

    The States is interested in the creation of collective cooperation in organizations, since it considers it as significant production reserves. It is, in particular, of creating works councils in organizations. The objective of these public bodies must be preparation of proposals on labor productivity, improving production activities, etc. Currently, such Councils are being not actively created.

    Читайте так же:  Требования к специалисту по охране труда

    Представительный орган работников

    В другом случае налоговая инспекция пыталась доказать незаконность учета в расходах сумм премий, выплаченных на основании положения об условиях оплаты труда, утвержденного только генеральным директором без учета мнения представительного органа работников. Но также безуспешно, поскольку такого органа в организации не было .

    Отказал суд и работнику, который посчитал незаконным положение о премировании, принятое без «учета мнения»: представительный орган у работодателя не был создан. На основании этого положения премию работнику выплатили в меньшем размере, чем он рассчитывал .

    Однако если работодатель считает, что работник не справляется со своими обязанностями, он может признать его по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности (). По общему правилу Положение об аттестации обязательным локальным нормативным актом не является, а значит, его отсутствие не повлечет за собой административную ответственность.

    За последний год было принято несколько актов, в том числе и судебных, которые могут напрямую повлиять на позицию проверяющих органов. Разберемся, наличие каких положений следует проверить в локальных актах и включить их туда в случае их отсутствия, чтобы избежать административной ответственности.

    Обоснование вывода:Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (часть первая ст.

    Правы ли контролирующие органы, выдвигая такое требование

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В этом случае у работников существует возможность выбора: они могут создать профсоюз (первичную профсоюзную организацию) или избрать на общем собрании (конференции) непрофсоюзного представителя (представителей) либо представительный орган для ведения коллективных переговоров, участия в управлении организацией.

    ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы.

    В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом и иными федеральными законами.

    Но, к сожалению, администрация (включая самих бухгалтеров и кадровиков) порой идет у контролеров на поводу. В результате принимается решение быстренько представительный орган создать. Ведь кажется, что это проще, чем доказывать по судам свою правоту.

    О том, как «общаться» с профсоюзом, знает, пожалуй, каждый работодатель. И если в Трудовом кодексе РФ есть не все ответы на вопросы по этой теме, то поможет специальный Федеральный закон — «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Но нередко работодатели забывают, что профсоюз — это только один из возможных представителей работников.
    Там, где Кодекс прямо предписывает решение вопроса с учетом мнения представительного органа работников, это право реализуется представительным органом работников на основании закона.

    Различия в процедурах принятия локальных нормативных актов чаще всего связаны именно с необходимостью участия в этом процессе представителей работников.

    Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора устанавливается сторонами, участвующими в переговорах (ст.

    Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации.

    В случае, если решение о создании представительного органа работников принималось на конференции, необходимо проверить наличие полномочий делегатов конференции.

    Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

    В случае, если решение о создании представительного органа работников принималось на конференции, необходимо проверить наличие полномочий делегатов конференции.

    Подборка наиболее важных документов по запросу Представительный орган работников (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Представительный орган работников «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ(ред. от 05.02.2018) Статья 29. Представители работников Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ(ред.

    Положения должностной инструкции, разработанной в соответствии с требованиями профстандарта, также можно использовать при подборе персонала. Обязанность непосредственного руководителя и/или отдела кадров указывать соответствующие требования к кандидатам при составлении бланка заявки может быть также прописана в Положении о найме, ротации и увольнении персонала.

    Однако стоит иметь в виду, что такое требование, как отсутствие у кандидата вредных привычек, считается дискриминационным, поскольку оно не относится к деловым качествам работника. К такому выводу в мае это года Тверской районный суд г. Москвы.

    Я не забыла поставить запятую. Вы ее поставите сами, прочитав эту статью и используя сведения, полученный из предыдущих статей. Напомню, что мы говорим об обязательных локальных нормативных актах. Трудовым кодексом предусмотрено согласование таких актов с мнением представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации).

    В трудовом законодательстве стран СНГ имеются специфические нормы. Например, ТК Кыргызской республики предусматривает создание на всех предприятиях коллегиального органа — совета, представляющего интересы работников — не членов профсоюза (ст. 33), который избирается на собрании (конференции) работников всей организации (ст. 34).

    Если работники проявили инициативу и создали свой орган, то учет его мнения в случаях, названных в ТК РФ, обязателен. Если представительного органа нет, то никаких претензий, связанных с его отсутствием, быть не может.

    ИНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ В ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ КРОМЕ ПРОФСОЮЗОВ

    Например, Ространснадзор ссылался на нарушение организацией лицензионных требований, в частности, из-за того, что организация утверждала графики работы водителей без учета мнения представительного органа работников.

    Этот перечень устанавливается посредством анализа ст. 18 ФЗ об общественных объединениях. Согласно ей правоспособность общественного объединения возникает с момента принятия решения о его создании, утверждении устава, формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов. Эти решения должны приниматься на общем собрании трудового коллектива (конференции).

    Зачем вообще нужны работникам представители? Конечно, для установления диалога работников и работодателя. Представьте себе современную организацию: большой коллектив, отношения на грани конфликта. Работодатель не может вовремя и грамотно информировать сотрудников, работники не предоставляют «обратную связь».

    Локальный нормативный акт утверждается в редакции, подготовленной работодателем, даже если представители работников с этой редакцией не согласны.

    [3]

    Создание представительного органа работников

    Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.

    Если сотрудники не объединены в профсоюзные организации или ни одна из них не объединяет более половины сотрудников, то на общем собрании сотрудников тайным голосованием может быть избран иной представитель или представительный орган из числа сотрудников (ч. 1 ст. 31 ТК РФ).

    Очевидно, в крупных организациях приоритет будет отдаваться созданию представительных органов, действующих на постоянной основе.

    При этом в некоторых ситуациях порядок согласования решений работодателя с представительным органом в законодательстве не установлен (ст. 101, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

    Взаимоотношения профсоюзов и иных представительных органов работников должны строиться на принципах сотрудничества. Для этого профсоюзные работники должны хорошо представлять себе правовой статус «иных представительных органов работников».

    Читайте так же:  Ведомственный знак отличия

    Представительный орган работников. В случае отсутствия в организации профсоюза обязательно ли формировать представительный орган работников. Кто инициатор и какова процедура формирования и оформления.

    Тем не менее, этот перечень не является исчерпывающим. Работодатель, в частности, обязан отстранить от работы работника по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. О проведении собрания для выбора уполномоченного представителя работников читайте ниже. Трудовой кодекс ставит в равные условия профсоюзы и иные представительные органы работников предприятия (ст. 31 ТК РФ). Что же необходимо сделать, что бы на предприятии появился такой орган? (ВНИМАНИЕ! Описываемые в этом разделе статьи действия должны произвести сами работники.

    Представительный орган работников это

    Наличие в организации иного представительного органа (представителя) не является препятствием для осуществления своих полномочий первичными профсоюзными организациями.
    То есть в первом случае организация должна учесть мнение именно профсоюза при его наличии в организации. При этом если в организации нет профсоюза, а интересы сотрудников представляет иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учитывать его мнение не обязательно.

    [2]

    При утверждении многих локальных нормативных актов (далее — ЛНА) работодатель действительно обязан учитывать мнение представительного органа работников, но только при наличии такового .

    Тем не менее некоторые ретивые проверяющие (из трудинспекции, из налоговой и других контролирующих органов) до сих пор настаивают, что утверждение ЛНА без учета мнения представительного органа — это нарушение. Покажите им нормы ТК, если они с ними не знакомы!

    Отдельные этапы реализации форм социального партнерства в широком смысле могут обладать признаками, характерными для формы социального партнерства в узком смысле. При этом следует иметь ввиду, что различные этапы реализации форм социального партнерства могут управляться различными органами.

    Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Представительный орган работников Путеводитель по корпоративным спорам.

    Анализ упомянутых нормативных актов позволяет уяснить правовой статус «представительного органа работников».

    Статья ТКРФ 31. Иные представители работников

    Комментарий к статье 31

    1. Под «иными представителями работников» ТК понимает лиц, избранных работниками вне зависимости от их профсоюзной принадлежности (как правило, не являющихся членами профсоюза), или представительные органы работников, которые не имеют отношения к профсоюзной структуре. Эти представители действуют исключительно на локальном уровне социального партнерства (у конкретного работодателя).

    2. Иные (непрофсоюзные) представители работников могут быть избраны работниками только в том случае, если работники, занятые у конкретного работодателя, не объединяются в профсоюзные организации либо если существующая профсоюзная организация объединяет менее половины наемных работников (вне зависимости от количества таких профсоюзных организаций). В хозяйственной сфере работодателя может действовать несколько первичных профсоюзных организаций, объединяющих в совокупности более половины работников, но их наличие не препятствует избранию иного представителя работников. Иной представитель не может быть избран только в том случае, если одна из профсоюзных организаций объединяет более половины работников. При наличии в организации профессионального союза (профсоюзной организации), объединяющего менее половины работников, иной представитель может и не выбираться, а представление интересов работников общее собрание (конференция) вправе поручить существующему профессиональному союзу (профсоюзной организации).

    Соответствующий представитель (представительный орган) избирается на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием. В состав представительного органа либо в качестве единоличного представителя могут быть избраны исключительно работники, занятые у данного работодателя.

    3. Трудовой кодекс не предъявляет никаких формальных требований к юридической личности иного представителя. Очевидно, в современных условиях работники, избирая своих представителей, вправе либо наделить полномочиями на представительство конкретное лицо (в том числе конкретного работника), либо сформировать особый представительный орган (в частности, орган общественной самодеятельности, создание которого ранее прямо предусматривалось ст. 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).

    Полномочия иного представителя работников ограничиваются сферой взаимодействия работников и работодателя в рамках отношений социального партнерства. В иных отношениях (по защите и представительству индивидуальных прав работников) их права и интересы продолжает представлять и защищать соответствующий профессиональный союз (профсоюзная организация). Избрание работниками иного представителя не затрагивает осуществление профессиональными союзами своих полномочий по представительству и защите данных прав и интересов работников. О защите прав и интересов работников профессиональными союзами см. подробнее гл. 58 ТК и комментарий к ней.

    Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

    Стоит ли создавать представительный орган работников по инициативе «сверху»

    «Главная книга», 2012, N 10

    Все бухгалтеры заинтересованы в том, чтобы к ним не было претензий у различных госорганов, проводящих проверки, например у трудовой инспекции. А последняя нередко настаивает на том, что при утверждении таких внутренних документов, как положения об оплате труда, о премировании и так далее, непременно нужно учитывать мнение представительного органа работников организации. Посмотрим, правы ли проверяющие.

    Что такое представительный орган

    Это профсоюз либо просто представитель (или несколько представителей) из числа самих работников. Полномочия последнего подтверждает протокол общего собрания работников организации. Однако создание такого органа — это право работников . То есть представительного органа работников в организации (или у предпринимателя) может и не быть.

    Внимание! Представительный орган работников — это не обязательно профсоюз.

    Статьи 29, 31 ТК РФ.

    Правы ли контролирующие органы, выдвигая такое требование

    При утверждении многих локальных нормативных актов (далее — ЛНА) работодатель действительно обязан учитывать мнение представительного органа работников, но только при наличии такового .

    Если работники проявили инициативу и создали свой орган, то учет его мнения в случаях, названных в ТК РФ, обязателен. Если представительного органа нет, то никаких претензий, связанных с его отсутствием, быть не может.

    Так же рассуждают сегодня и суды, рассматривая самые разные споры.

    Например, Ространснадзор ссылался на нарушение организацией лицензионных требований, в частности, из-за того, что организация утверждала графики работы водителей без учета мнения представительного органа работников. Но суд этот довод отклонил, так как в обществе этот орган не избран .

    В другом случае налоговая инспекция пыталась доказать незаконность учета в расходах сумм премий, выплаченных на основании положения об условиях оплаты труда, утвержденного только генеральным директором без учета мнения представительного органа работников. Но также безуспешно, поскольку такого органа в организации не было .

    Отказал суд и работнику, который посчитал незаконным положение о премировании, принятое без «учета мнения»: представительный орган у работодателя не был создан. На основании этого положения премию работнику выплатили в меньшем размере, чем он рассчитывал .

    Статья 8 ТК РФ.
    Постановление 17 ААС от 14.08.2009 N 17АП-6400/2009-АК.
    Постановление 9 ААС от 08.08.2011 N 09АП-17511/2011-АК, 09АП-17512/2011-АК.
    Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.10.2011 N 33-15808/2011.

    Проще создать, чем спорить?

    Тем не менее некоторые ретивые проверяющие (из трудинспекции, из налоговой и других контролирующих органов) до сих пор настаивают, что утверждение ЛНА без учета мнения представительного органа — это нарушение. Покажите им нормы ТК, если они с ними не знакомы!

    Читайте так же:  Понуждение к исполнению обязательств

    Но, к сожалению, администрация (включая самих бухгалтеров и кадровиков) порой идет у контролеров на поводу. В результате принимается решение быстренько представительный орган создать. Ведь кажется, что это проще, чем доказывать по судам свою правоту.

    Если ваше руководство решило пойти по этому пути, то вот примерная схема действий.

    Организуйте общее собрание работников (для кворума нужно присутствие хотя бы половины всех работающих). Сделайте это в рабочее время, чтобы обеспечить явку. Если у вас крупная организация с разветвленной филиальной сетью и трудно всех собрать в одном месте и в одно время, то можно провести конференцию делегатов, предварительно избранных подразделениями организации. На ней должны присутствовать не менее 2/3 избранных делегатов .

    Представитель (если речь идет о «назначенце», то коллегиальный орган ни к чему) должен быть избран тайным голосованием и простым большинством голосов от общего числа присутствующих (50% + 1 работник) . Соблюдение этой процедуры подтверждается протоколом общего собрания, поэтому работники обязательно должны избрать секретаря собрания для его ведения.

    Статья 31, ч. 3 ст. 399 ТК РФ.
    Часть 3 ст. 399 ТК РФ.

    О чем важно помнить при наличии представительного органа

    Итак, представительный орган избран. Давайте посмотрим, какой груз организация на себя при этом взваливает.

    Когда надо учитывать мнение представительного органа

    Ответ — во всех случаях, когда в соответствующей норме ТК РФ прямо сказано об этом, а таких норм немало. Например, при установлении системы оплаты труда (в частности, размеров тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования), при утверждении положения об аттестации , перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем , графиков сменности и т.д.

    Если представительный орган создан, то за утверждение ЛНА без учета его мнения предусмотрен штраф :

    [1]

    — 30 000 — 50 000 руб. — для организации;

    — 1000 — 5000 руб. — для ее руководителя (предпринимателя).

    Забывчивость администрации в этом вопросе может повлечь различные неприятные последствия. Вот лишь один пример. Приказ о сокращении вознаграждения за выслугу лет был признан незаконным, поскольку согласно положению организации снижение размера такого вознаграждения было возможно только по согласованию с представительным органом работников. Мировой судья взыскал в пользу работников недополученные суммы .

    Статья 135 ТК РФ.
    Статья 81 ТК РФ.
    Статья 101 ТК РФ.
    Статья 103 ТК РФ.
    Статья 2.4, ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ; Решение Рязанского областного суда от 15.06.2010.
    Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 01.07.2009 N 44г-110/09.

    Как учитывать мнение представительного органа

    В некоторых ситуациях при утверждении ЛНА мнение представительного органа работников нужно учитывать, соблюдая определенный порядок, установленный ТК РФ. Речь идет об утверждении:

    • графика сменности ;
    • формы расчетного листка ;
    • размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда ;
    • правил внутреннего трудового распорядка ;
    • форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечней необходимых профессий и специальностей ;
    • правил и инструкций по охране труда для работников .

    Внимание! В случае спора нормы ЛНА, принятого с нарушением установленного ТК порядка «учета мнения», не будут применяться .

    Покажем порядок «учета мнения» в виде схемы.

    При утверждении иных ЛНА работодатель может учитывать мнение непрофсоюзного представительного органа в каком-либо ином порядке, главное, чтобы это мнение было отражено на бумаге. Для профсоюза вышеизложенный порядок обязателен всегда.

    Вне зависимости от того, какой порядок применяется, обязанность спросить мнение представительного органа не означает, что вы должны согласиться с ним. Тем не менее игнорирование его позиции может привести к неприятностям. Эта опасность может показаться надуманной — ведь представитель затем и «назначается», чтобы выражать свое согласие, не высказывая возражений. Но, как говорится, надеяться надо на лучшее, а предполагать худшее. Создавая представительный орган работников, имейте в виду, что ситуация может выйти из-под контроля.

    Во-первых, работники могут в принципе не знать о возможности защищать свои трудовые права с помощью представительного органа. А с появлением этого органа не исключено, что некоторые из них захотят воспользоваться новыми возможностями.

    Во-вторых, работники вправе переизбрать «назначенца», расширить состав представительного органа, присоединиться к профсоюзу, потребовать от работодателя заключения коллективного договора и т.д.

    Статьи 8, 372 ТК РФ.
    Статья 136 ТК РФ.
    Статья 147 ТК РФ.
    Статья 190 ТК РФ.
    Статья 196 ТК РФ.
    Статья 212 ТК РФ.
    Часть 4 ст. 372 ТК РФ.
    Статья 398 ТК РФ.

    Какие льготы имеют представители работников

    Представители работников имеют право на освобождение от работы с сохранением среднего заработка на время коллективных переговоров или разрешения коллективного трудового спора (но не более чем на 3 месяца). В эти же периоды предусмотрены ограничения на их увольнение по инициативе работодателя, перевод на другую работу и наложение дисциплинарного взыскания . В случае возникновения коллективного трудового спора администрации придется также предоставить помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований . Представители вправе настаивать и на другой помощи работодателя в обеспечении их деятельности .

    Иногда администрация сама заинтересована в развитии социального партнерства с работниками, особенно в крупных организациях. Наличие активно действующего представительного органа работников создает компании репутацию хорошего работодателя, поскольку предполагает внимательное отношение к нуждам работающих. Это привлекает квалифицированные кадры и улучшает моральный климат.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если директор стремится к такой репутации, он легко может подтолкнуть работников к проявлению инициативы, объяснив им возможные плюсы. Но если он еще не дорос до подобных взглядов, то не стоит создавать себе лишние проблемы. А на незаконные решения трудинспектора можно пожаловаться его руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд .

    Статьи 39, 405 ТК РФ.
    Статья 399 ТК РФ.
    Статья 32 ТК РФ.
    Статья 361 ТК РФ.

    Источники


    1. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.

    2. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.

    3. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.
    4. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.
    5. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
    Представительный орган работников
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here