Представительного органа работников

Описание страницы: представительного органа работников - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Содержание

  • Энциклопедия решений. Учет мнения представительного органа работников при применении дисциплинарного взыскания

    Учет мнения представительного органа работников при применении дисциплинарного взыскания

    Трудовое законодательство устанавливает необходимость в отдельных случаях перед применением к работнику дисциплинарного взыскания в той или иной форме согласовать свои действия с представительным органом работников.

    Так, в случае применения к работнику, являющемуся членом профсоюза, дисциплинарного взыскания в виде увольнения по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ необходимо учесть мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 373 ТК РФ.

    Аналогичная по своей сути гарантия предусмотрена и для не освобожденных от основной работы руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним). Согласно части пятой ст. 374 ТК РФ увольнение указанных работников по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ допускается только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Порядок, в котором осуществляется учет такого мнения, приведен в ст. 374 ТК РФ.

    Отметим, что такие требования к порядку увольнения профсоюзных руководителей по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ предусмотрены редакцией ТК РФ, вступившей в силу с 11.07.2014. До указанного момента статья 374 ТК РФ устанавливала необходимость получения в этих целях согласия вышестоящей профсоюзной организации. Однако определением Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1369-О-П данное положение было признано недействующим и не подлежащим применению, поскольку представляло собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и субъекта экономической деятельности.

    [1]

    Представители работников, участвующие в коллективных переговорах или в разрешении коллективного трудового спора, в период проведения указанных мероприятий не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство (часть третья ст. 39 ТК РФ, часть вторая ст. 405 ТК РФ). Указанная гарантия распространяется на таких работников в течение всего периода до момента окончания переговоров или разрешения спора вне зависимости от того, принимали ли они участие в этих событиях в конкретный день (определение Верховного суда Республики Карелия от 02.09.2011 N 33-2659/2011).

    В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной им в постановлении от 24.01.2002 N 3-П и определении от 17.12.2008 N 1060-О-П, применение любой меры дисциплинарного взыскания в отношении неосвобожденного профсоюзного работника не требует получения согласия соответствующего профсоюзного органа. Такое заключение было дано в отношении норм законодательства о профсоюзах, однако суд может по аналогии применить данный подход и к статьям 39 и 405 ТК РФ. Например, в определении Оренбургского областного суда от 09.11.2011 N 33-6906/2011 и определении Челябинского областного суда от 03.09.2010 N 33-8276/2010 отмечено, что сам факт наложения дисциплинарного взыскания без предварительного согласия органа, уполномочившего работника на участие в коллективных переговорах, не может служить основанием для признания такого взыскания незаконным и вынесения решения о его отмене.

    Вопрос: Является ли совет трудового коллектива первичной профсоюзной организацией или иным представителем работников (ст. 31 ТК РФ)? Обязан ли работодатель согласовывать локальные правовые акты (например, правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков и т.п.) с советом трудового коллектива, если иной профсоюзной организации на предприятии не существует? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

    Является ли совет трудового коллектива первичной профсоюзной организацией или иным представителем работников (ст. 31 ТК РФ)? Обязан ли работодатель согласовывать локальные правовые акты (например, правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков и т.п.) с советом трудового коллектива, если иной профсоюзной организации на предприятии не существует?

    Первичной профсоюзной организацией совет трудового коллектива не является, но может являться представителем работников в соответствии со ст. 31 ТК РФ в случае, если такие полномочия на него возлагаются в установленном порядке. Работодатель должен согласовывать с представительным органом работников локальные нормативные акты в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором или соглашением.

    Основными формами участия работников в управлении организацией являются в том числе учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями, проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов (ст. 53 ТК РФ).

    Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

    [3]

    В соответствии со ст. 31 ТК РФ в случаях когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

    Статья 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» дает определение первичной профсоюзной организации. Под ней понимается добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

    Читайте так же:  Национальные стандарты рф

    В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ст. 8 ТК РФ).

    Согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

    Согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.

    Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

    Представительного органа работников

    Обязательно ли наличие в организации представительного органа работников? Если такой орган в организации отсутствует, возможно ли наложение на работодателя какой-либо ответственности за его отсутствие?

    Основными формами участия работников в управлении организацией, согласно части первой ст. 53 ТК РФ, являются:

    — учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;
    — проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
    — участие в разработке и принятии коллективных договоров.

    Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (часть вторая ст. 29 ТК РФ).

    Собственно, именно они и подразумеваются под представительными органами работников.

    При этом следует учитывать, что объединение, включая создание профессиональных союзов и вступление в них; участие в управление организацией; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через представителей являются правами работников (часть первая ст. 21 ТК РФ). В соответствии с частью второй ст. 8 ТК РФ работодатель обязан при принятии локальных нормативных актов в определенных случаях учитывать мнение представительного органа работников только при его наличии. Таким образом, если соответствующего органа в организации нет, работодатель не вправе формировать его из числа работников по своей инициативе. Поэтому отсутствие в организации представительного органа не является нарушением трудового законодательства и не влечет применения каких-либо мер ответственности к работодателю. Отсутствие этого органа не означает также, что работодатель не вправе принимать локальные нормативные акты, требующие согласования с представительным органом при его наличии.

    Вместе с тем, если такой орган будет создан работниками, работодатель обязан будет создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ), а также исполнять иные обязанности, связанные с наличием в организации представительного органа работников, в частности учитывать его мнение в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (часть вторая ст. 8 ТК РФ).

    Таким образом, привлечение работодателя к ответственности за нарушение законодательства о труде может быть связано не с отсутствием в организации представительного органа работников, а с неисполнением работодателем возложенных на него в соответствии с законодательством обязанностей (по созданию условий, обеспечивающих участие работников в управлении организацией, учету мнения представительного органа в предусмотренных для этого случаях, ведению коллективных переговоров, заключению коллективного договора и т.д.) в случае, если такой орган будет создан по инициативе работников.

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Золотых Максим

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Стоит ли создавать представительный орган работников по инициативе «сверху»

    «Главная книга», 2012, N 10

    Все бухгалтеры заинтересованы в том, чтобы к ним не было претензий у различных госорганов, проводящих проверки, например у трудовой инспекции. А последняя нередко настаивает на том, что при утверждении таких внутренних документов, как положения об оплате труда, о премировании и так далее, непременно нужно учитывать мнение представительного органа работников организации. Посмотрим, правы ли проверяющие.

    Что такое представительный орган

    Это профсоюз либо просто представитель (или несколько представителей) из числа самих работников. Полномочия последнего подтверждает протокол общего собрания работников организации. Однако создание такого органа — это право работников . То есть представительного органа работников в организации (или у предпринимателя) может и не быть.

    Внимание! Представительный орган работников — это не обязательно профсоюз.

    Статьи 29, 31 ТК РФ.

    Правы ли контролирующие органы, выдвигая такое требование

    При утверждении многих локальных нормативных актов (далее — ЛНА) работодатель действительно обязан учитывать мнение представительного органа работников, но только при наличии такового .

    Если работники проявили инициативу и создали свой орган, то учет его мнения в случаях, названных в ТК РФ, обязателен. Если представительного органа нет, то никаких претензий, связанных с его отсутствием, быть не может.

    Так же рассуждают сегодня и суды, рассматривая самые разные споры.

    Читайте так же:  Как продать квартиру неприватизированную

    Например, Ространснадзор ссылался на нарушение организацией лицензионных требований, в частности, из-за того, что организация утверждала графики работы водителей без учета мнения представительного органа работников. Но суд этот довод отклонил, так как в обществе этот орган не избран .

    В другом случае налоговая инспекция пыталась доказать незаконность учета в расходах сумм премий, выплаченных на основании положения об условиях оплаты труда, утвержденного только генеральным директором без учета мнения представительного органа работников. Но также безуспешно, поскольку такого органа в организации не было .

    Отказал суд и работнику, который посчитал незаконным положение о премировании, принятое без «учета мнения»: представительный орган у работодателя не был создан. На основании этого положения премию работнику выплатили в меньшем размере, чем он рассчитывал .

    Статья 8 ТК РФ.
    Постановление 17 ААС от 14.08.2009 N 17АП-6400/2009-АК.
    Постановление 9 ААС от 08.08.2011 N 09АП-17511/2011-АК, 09АП-17512/2011-АК.
    Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.10.2011 N 33-15808/2011.

    Проще создать, чем спорить?

    Тем не менее некоторые ретивые проверяющие (из трудинспекции, из налоговой и других контролирующих органов) до сих пор настаивают, что утверждение ЛНА без учета мнения представительного органа — это нарушение. Покажите им нормы ТК, если они с ними не знакомы!

    Но, к сожалению, администрация (включая самих бухгалтеров и кадровиков) порой идет у контролеров на поводу. В результате принимается решение быстренько представительный орган создать. Ведь кажется, что это проще, чем доказывать по судам свою правоту.

    Если ваше руководство решило пойти по этому пути, то вот примерная схема действий.

    Организуйте общее собрание работников (для кворума нужно присутствие хотя бы половины всех работающих). Сделайте это в рабочее время, чтобы обеспечить явку. Если у вас крупная организация с разветвленной филиальной сетью и трудно всех собрать в одном месте и в одно время, то можно провести конференцию делегатов, предварительно избранных подразделениями организации. На ней должны присутствовать не менее 2/3 избранных делегатов .

    Представитель (если речь идет о «назначенце», то коллегиальный орган ни к чему) должен быть избран тайным голосованием и простым большинством голосов от общего числа присутствующих (50% + 1 работник) . Соблюдение этой процедуры подтверждается протоколом общего собрания, поэтому работники обязательно должны избрать секретаря собрания для его ведения.

    Статья 31, ч. 3 ст. 399 ТК РФ.
    Часть 3 ст. 399 ТК РФ.

    О чем важно помнить при наличии представительного органа

    Итак, представительный орган избран. Давайте посмотрим, какой груз организация на себя при этом взваливает.

    Когда надо учитывать мнение представительного органа

    Ответ — во всех случаях, когда в соответствующей норме ТК РФ прямо сказано об этом, а таких норм немало. Например, при установлении системы оплаты труда (в частности, размеров тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования), при утверждении положения об аттестации , перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем , графиков сменности и т.д.

    Если представительный орган создан, то за утверждение ЛНА без учета его мнения предусмотрен штраф :

    — 30 000 — 50 000 руб. — для организации;

    — 1000 — 5000 руб. — для ее руководителя (предпринимателя).

    Забывчивость администрации в этом вопросе может повлечь различные неприятные последствия. Вот лишь один пример. Приказ о сокращении вознаграждения за выслугу лет был признан незаконным, поскольку согласно положению организации снижение размера такого вознаграждения было возможно только по согласованию с представительным органом работников. Мировой судья взыскал в пользу работников недополученные суммы .

    Статья 135 ТК РФ.
    Статья 81 ТК РФ.
    Статья 101 ТК РФ.
    Статья 103 ТК РФ.
    Статья 2.4, ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ; Решение Рязанского областного суда от 15.06.2010.
    Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 01.07.2009 N 44г-110/09.

    Как учитывать мнение представительного органа

    В некоторых ситуациях при утверждении ЛНА мнение представительного органа работников нужно учитывать, соблюдая определенный порядок, установленный ТК РФ. Речь идет об утверждении:

    • графика сменности ;
    • формы расчетного листка ;
    • размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда ;
    • правил внутреннего трудового распорядка ;
    • форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечней необходимых профессий и специальностей ;
    • правил и инструкций по охране труда для работников .

    Внимание! В случае спора нормы ЛНА, принятого с нарушением установленного ТК порядка «учета мнения», не будут применяться .

    Покажем порядок «учета мнения» в виде схемы.

    При утверждении иных ЛНА работодатель может учитывать мнение непрофсоюзного представительного органа в каком-либо ином порядке, главное, чтобы это мнение было отражено на бумаге. Для профсоюза вышеизложенный порядок обязателен всегда.

    Вне зависимости от того, какой порядок применяется, обязанность спросить мнение представительного органа не означает, что вы должны согласиться с ним. Тем не менее игнорирование его позиции может привести к неприятностям. Эта опасность может показаться надуманной — ведь представитель затем и «назначается», чтобы выражать свое согласие, не высказывая возражений. Но, как говорится, надеяться надо на лучшее, а предполагать худшее. Создавая представительный орган работников, имейте в виду, что ситуация может выйти из-под контроля.

    Во-первых, работники могут в принципе не знать о возможности защищать свои трудовые права с помощью представительного органа. А с появлением этого органа не исключено, что некоторые из них захотят воспользоваться новыми возможностями.

    Во-вторых, работники вправе переизбрать «назначенца», расширить состав представительного органа, присоединиться к профсоюзу, потребовать от работодателя заключения коллективного договора и т.д.

    Статьи 8, 372 ТК РФ.
    Статья 136 ТК РФ.
    Статья 147 ТК РФ.
    Статья 190 ТК РФ.
    Статья 196 ТК РФ.
    Статья 212 ТК РФ.
    Часть 4 ст. 372 ТК РФ.
    Статья 398 ТК РФ.

    Какие льготы имеют представители работников

    Представители работников имеют право на освобождение от работы с сохранением среднего заработка на время коллективных переговоров или разрешения коллективного трудового спора (но не более чем на 3 месяца). В эти же периоды предусмотрены ограничения на их увольнение по инициативе работодателя, перевод на другую работу и наложение дисциплинарного взыскания . В случае возникновения коллективного трудового спора администрации придется также предоставить помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований . Представители вправе настаивать и на другой помощи работодателя в обеспечении их деятельности .

    Читайте так же:  360 дней в году

    Иногда администрация сама заинтересована в развитии социального партнерства с работниками, особенно в крупных организациях. Наличие активно действующего представительного органа работников создает компании репутацию хорошего работодателя, поскольку предполагает внимательное отношение к нуждам работающих. Это привлекает квалифицированные кадры и улучшает моральный климат.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если директор стремится к такой репутации, он легко может подтолкнуть работников к проявлению инициативы, объяснив им возможные плюсы. Но если он еще не дорос до подобных взглядов, то не стоит создавать себе лишние проблемы. А на незаконные решения трудинспектора можно пожаловаться его руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд .

    Статьи 39, 405 ТК РФ.
    Статья 399 ТК РФ.
    Статья 32 ТК РФ.
    Статья 361 ТК РФ.

    Статья ТКРФ 31. Иные представители работников

    Комментарий к статье 31

    1. Под «иными представителями работников» ТК понимает лиц, избранных работниками вне зависимости от их профсоюзной принадлежности (как правило, не являющихся членами профсоюза), или представительные органы работников, которые не имеют отношения к профсоюзной структуре. Эти представители действуют исключительно на локальном уровне социального партнерства (у конкретного работодателя).

    2. Иные (непрофсоюзные) представители работников могут быть избраны работниками только в том случае, если работники, занятые у конкретного работодателя, не объединяются в профсоюзные организации либо если существующая профсоюзная организация объединяет менее половины наемных работников (вне зависимости от количества таких профсоюзных организаций). В хозяйственной сфере работодателя может действовать несколько первичных профсоюзных организаций, объединяющих в совокупности более половины работников, но их наличие не препятствует избранию иного представителя работников. Иной представитель не может быть избран только в том случае, если одна из профсоюзных организаций объединяет более половины работников. При наличии в организации профессионального союза (профсоюзной организации), объединяющего менее половины работников, иной представитель может и не выбираться, а представление интересов работников общее собрание (конференция) вправе поручить существующему профессиональному союзу (профсоюзной организации).

    Соответствующий представитель (представительный орган) избирается на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием. В состав представительного органа либо в качестве единоличного представителя могут быть избраны исключительно работники, занятые у данного работодателя.

    3. Трудовой кодекс не предъявляет никаких формальных требований к юридической личности иного представителя. Очевидно, в современных условиях работники, избирая своих представителей, вправе либо наделить полномочиями на представительство конкретное лицо (в том числе конкретного работника), либо сформировать особый представительный орган (в частности, орган общественной самодеятельности, создание которого ранее прямо предусматривалось ст. 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).

    Полномочия иного представителя работников ограничиваются сферой взаимодействия работников и работодателя в рамках отношений социального партнерства. В иных отношениях (по защите и представительству индивидуальных прав работников) их права и интересы продолжает представлять и защищать соответствующий профессиональный союз (профсоюзная организация). Избрание работниками иного представителя не затрагивает осуществление профессиональными союзами своих полномочий по представительству и защите данных прав и интересов работников. О защите прав и интересов работников профессиональными союзами см. подробнее гл. 58 ТК и комментарий к ней.

    Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

    Иные представители работников

    Практически каждая организация в России выступает в качестве объекта социального партнерства, в рамках которого должны быть соблюдены все законные интересы и права работников.

    Соблюдение законных интересов и прав как отдельных работников, так и полноценного трудового коллектива – одна из самых важных и злободневных тем, которая достаточно подробно регламентируется в трудовом законодательстве РФ. В частности, основополагающим моментом считается избрание представителей работников, которые могут повлиять на коллективные решения, принимаемые в рамках одной организации. Именно поэтому данной теме посвящен отдельный раздел Трудового кодекса РФ, а именно, глава 4 указанного нормативно-правового акта.

    Кто такие иные представители работников?

    Практически каждая организация на сегодняшний день в России выступает в качестве объекта социального партнерства, в рамках которого должны быть соблюдены все законные интересы и права работников, прописанные в законодательстве России. При этом практически каждая организация выбирает профсоюзы, которые и представляют трудовой коллектив перед работодателем. Однако ТК РФ предусматривает возможность того, чтобы интересы коллектива в спорных ситуациях отстаивали и иные представители работников.

    Ответ на вопрос о том, кто такие иные представители работников (не первичная профсоюзная организация) дает статья 31 действующего ТК РФ. Если обратиться к указанной норме права, то можно вывести общее определение этой дефиниции.

    Иной представитель работников – это лицо, которое избирается трудовым коллективом независимо от того, входит оно в профсоюзы или же нет.

    Но в данном случае следует помнить о том, что иные представители могут отстаивать интересы работников только на конкретном локальном уровне. Другими словами, иные представители (не профсоюзная первичная организация) могут быть избраны только в рамках одной компании, где имеются конкретные работодатели.

    Таким образом, иные представители работников – это важное звено в цепи трудового коллектива, которое может не только осуществлять представительство работников перед работодателем, но и влиять непосредственно на принятие основополагающих решений в рамках компании.

    Как избираются иные представители?

    Как избирается первичная профсоюзная организация известно каждому работнику, а вот о процедуре избрания иных представителей работников имеют представление только единицы. Именно поэтому раскрытие данного вопроса также является одной из ключевых тем в рамках трудового законодательства, имеющего юридическую силу на территории России.

    О том, как избираются подобные представители, прописано в статье 31 ТК РФ. В частности, данному вопросу посвящен п.3 указанной статьи. Если обратиться к данной правовой норме, то можно понять, что иные представители работников могут быть выбраны только в двух конкретных ситуациях:

    • если первичная профсоюзная организация не была сформирована в рамках фирмы;
    • если одна конкретная организация профсоюза включает менее половины работников трудового коллектива.

    При этом следует помнить о том, что количество профсоюзов, действующих в рамках одной компании, не учитывается при избрании иных представителей работодателей. Их может быть безмерное число, при этом они могут объединять собой более 50 % трудового коллектива. Главное условие – чтобы большая часть коллектива не входила в одно профсоюзное объединение.

    Читайте так же:  Как получить гражданство сша

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие в организации действующих профсоюзов не является препятствием для избрания иных представителей от лица работников.

    Избрание представительного лица рабочего коллектива происходит в полном соответствии с правовыми нормами, прописанными в рамках ТК РФ.

    В частности, для этого организовывается коллективное собрание, где осуществляется голосование всех участников трудового договора. Голосование за избрание представительного органа осуществляется тайно. После подсчета голосов оглашается решение, которое подкрепляется официальным протоколом, имеющим юридическую силу.

    В качестве представителя работников может быть выбрано только лицо, которое имеет подписанный трудовой договор с компанией, в рамках которой и происходит голосование. То есть этот общественный орган должен считаться официальным работником этой фирмы, а не сторонним представителем.

    Правомочия непрофсоюзных представителей работников

    Если говорить о полномочиях, которыми наделяются иные представители работников на территории конкретной организации, то они регламентируются пунктом 3 статьи 31 ТК РФ. В частности, в данной правовой норме указано, что представлять коллектив подобный орган имеет право только в рамках социального партнерства. Остальные полномочия возлагаются на плечи профсоюза.

    В качестве иного представителя, который является непрофсоюзной организацией, может выступать:

    • сам трудовой коллектив компании;
    • орган общественной самодеятельности социального партнерства.

    Про полномочия трудового коллектива написано достаточное количество юридической литературы. А вот тема, которая затрагивает собой органы общественной самодеятельности в рамках социального партнерства, требует дополнительных разъяснений.

    Что же понимается под понятием орган общественной самодеятельности? Это общественное объединение, которое отличается отсутствием членства. Создано оно с целью решения коллективных проблем, в частности, в рамках трудового коллектива.

    [2]

    Орган общественной самодеятельности позволяет удовлетворить потребности и интересы неограниченного количества субъектов правоотношений, которые заключили трудовой договор с работодателем в рамках социального партнерства.

    При этом все основополагающие цели, которые ставят перед представителем работники, должны быть полностью удовлетворены.

    Строительство рабочего процесса представительного органа общественной самодеятельности выстраивается с учетом основополагающих пунктов, прописанных в Уставе той или иной организации, где и были выбраны представители от работников.

    Этот орган не имеет какой-либо вышестоящей инстанции, которая контролирует выполнение правомочий. Не является обязательным условием для участия в объединении и оформление членства, что и считается основополагающим отличием от привычных профсоюзных организаций.

    Регистрация представителя работников

    Если рассматривать вопрос о необходимости регистрации органа общественной самодеятельности, то в данном случае как таковой законодательной обязанности со стороны трудового коллектива, избравшего представителя, нет. Но если все же решение о постановке на регистрационный учет органа будет осуществлено, то в дальнейшем ему присваивается статус юрлица.

    Орган общественной самодеятельности в виде юрлица может иметь в собственности:

    • объекты недвижимости,
    • земельные наделы,
    • транспорт;
    • инвентарь, необходимый для исполнения прямых обязанностей, прописанных Уставом;
    • денежный фонд, который формируется за счет добровольных взносов работников трудового коллектива социального партнерства и пр.;
    • собственные СМИ, в которых будет публиковаться не только актуальная информация для сотрудников, но и официальные отчеты о проведенной работе и деятельности, издательства и еженедельники и др.;
    • дополнительное имущество, необходимое для функционирования представительного органа работников предприятия.

    При этом орган (организация) избирается на конкретный временной период, после чего может быть как распущен, так и переизбран на другой срок. Принятие решения о реорганизации представительного органа происходит на общем собрании собственников путем голосования.

    Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что права и интересы трудового коллектива перед работодателем могут быть защищены как первичной профсоюзной организацией, так и иными представителями. Подобная возможность закрепляется трудовым законодательством РФ, в частности, основополагающим актом в данной сфере Трудовым кодексом.

    Стоит ли создавать представительный орган работников по инициативе «сверху»

    Все бухгалтеры заинтересованы в том, чтобы к ним не было претензий у различных госорганов, проводящих проверки, например у трудовой инспекции. А последняя нередко настаивает на том, что при утверждении таких внутренних документов, как положение об оплате труда, о премировании и так далее, непременно нужно учитывать мнение представительного органа работников организации. Посмотрим, правы ли проверяющие.

    Что такое представительный орган

    Представительный орган работников — это не обязательно профсоюз.

    Это профсоюз либо просто представитель (или несколько представителей) из числа самих работников. Полномочия последнего подтверждает протокол общего собрания работников организации. Однако создание такого органа — это право работнико То есть представительного органа работников в организации (или у предпринимателя) может и не быть.

    Правы ли контролирующие органы, выдвигая такое требование

    При утверждении многих локальных нормативных актов (далее — ЛНА) работодатель действительно обязан учитывать мнение представительного органа работников, но только при наличии таковог

    Если работники проявили инициативу и создали свой орган, то учет его мнения в случаях, названных в ТК РФ, обязателен. Если представительного органа нет, то никаких претензий, связанных с его отсутствием, быть не может.

    Так же рассуждают сегодня и суды, рассматривая самые разные споры.

    Например, Ространснадзор ссылался на нарушение организацией лицензионных требований, в частности, из-за того, что организация утверждала графики работы водителей без учета мнения представительного органа работников. Но суд этот довод отклонил, так как в обществе этот орган не избра

    В другом случае налоговая инспекция пыталась доказать незаконность учета в расходах сумм премий, выплаченных на основании положения об условиях оплаты труда, утвержденного только генеральным директором без учета мнения представительного органа работников. Но также безуспешно, поскольку такого органа в организации не был

    Отказал суд и работнику, который посчитал незаконным положение о премировании, принятое без «учета мнения»: представительный орган у работодателя не был создан. На основании этого положения премию работнику выплатили в меньшем размере, чем он рассчитыва

    Проще создать, чем спорить?

    Тем не менее некоторые ретивые проверяющие (из трудинспекции, из налоговой и других контролирующих органов) до сих пор настаивают, что утверждение ЛНА без учета мнения представительного органа — это нарушение. Покажите им нормы ТК, если они с ними не знакомы!

    Читайте так же:  Купля продажа с обременением

    Создавая представительный орган работников, организация взваливает на себя немалый груз

    Но, к сожалению, администрация (включая самих бухгалтеров и кадровиков) порой идет у контролеров на поводу. В результате принимается решение быстренько представительный орган создать. Ведь кажется, что это проще, чем доказывать по судам свою правоту.

    Если ваше руководство решило пойти по этому пути, то вот примерная схема действий.

    Организуйте общее собрание работников (для кворума нужно присутствие хотя бы половины всех работающих). Сделайте это в рабочее время, чтобы обеспечить явку. Если у вас крупная организация с разветвленной филиальной сетью и трудно всех собрать в одном месте и в одно время, то можно провести конференцию делегатов, предварительно избранных подразделениями организации. На ней должны присутствовать не менее избранных делегато

    Представитель (если речь идет о «назначенце», то коллегиальный орган ни к чему) должен быть избран тайным голосованием и простым большинством голосов от общего числа присутствующих (50% + 1 работник Соблюдение этой процедуры подтверждается протоколом общего собрания, поэтому работники обязательно должны избрать секретаря собрания для его ведения.

    О чем важно помнить при наличии представительного органа

    Итак, представительный орган избран. Давайте посмотрим, какой груз организация на себя при этом взваливает.

    Когда надо учитывать мнение представительного органа

    ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

    Если представительный орган создан, то за утверждение ЛНА без учета его мнения предусмотрен

    • 50 000 руб. — для организации;
    • 5000 руб. — для ее руководителя (предпринимателя).

    Ответ — во всех случаях, когда в соответствующей норме ТК РФ прямо сказано об этом, а таких норм немало. Например, при установлении системы оплаты труд (в частности, размеров тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования), при утверждении положения об аттестаци перечня должностей работников с ненормированным рабочим дне графиков сменност и т. д.

    Забывчивость администрации в этом вопросе может повлечь различные неприятные последствия. Вот лишь один пример. Приказ о сокращении вознаграждения за выслугу лет был признан незаконным, поскольку согласно положению организации снижение размера такого вознаграждения было возможно только по согласованию с представительным органом работников. Мировой судья взыскал в пользу работников недополученные сумм

    Как учитывать мнение представительного органа

    В некоторых ситуациях при утверждении ЛНА мнение представительного органа работников нужно учитывать, соблюдая определенный порядок, установленный ТК РФ.

    В случае спора нормы ЛНА, принятого с нарушением установленного ТК порядка «учета мнения», не будут применятьс

    Речь идет об утверждении:

    • графика сменност
    • формы расчетного листк
    • размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труд
    • правил внутреннего трудового распорядк
    • форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечней необходимых профессий и специальносте
    • правил и инструкций по охране труда для работнико

    Покажем порядок «учета мнения» в виде схемы.

    При утверждении иных ЛНА работодатель может учитывать мнение непрофсоюзного представительного органа в каком-либо ином порядке, главное, чтобы это мнение было отражено на бумаге. Для профсоюза вышеизложенный порядок обязателен всегда.

    Вне зависимости от того, какой порядок применяется, обязанность спросить мнение представительного органа не означает, что вы должны согласиться с ним. Тем не менее игнорирование его позиции может привести к неприятностям. Эта опасность может показаться надуманной — ведь представитель затем и «назначается», чтобы выражать свое согласие, не высказывая возражений. Но, как говорится, надеяться надо на лучшее, а предполагать худшее. Создавая представительный орган работников, имейте в виду, что ситуация может выйти из-под контроля.

    Во-первых, работники могут в принципе не знать о возможности защищать свои трудовые права с помощью представительного органа. А с появлением этого органа не исключено, что некоторые из них захотят воспользоваться новыми возможностями.

    Во-вторых, работники вправе переизбрать «назначенца», расширить состав представительного органа, присоединиться к профсоюзу, потребовать от работодателя заключения коллективного договора и т. д.

    Какие льготы имеют представители работников

    Представители работников имеют право на освобождение от работы с сохранением среднего заработка на время коллективных переговоров или разрешения коллективного трудового спора (но не более чем на 3 месяца). В эти же периоды предусмотрены ограничения на их увольнение по инициативе работодателя, перевод на другую работу и наложение дисциплинарного взыскани В случае возникновения коллективного трудового спора администрации придется также предоставить помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требовани Представители вправе настаивать и на другой помощи работодателя в обеспечении их деятельност

    Иногда администрация сама заинтересована в развитии социального партнерства с работниками, особенно в крупных организациях. Наличие активно действующего представительного органа работников создает компании репутацию хорошего работодателя, поскольку предполагает внимательное отношение к нуждам работающих. Это привлекает квалифицированные кадры и улучшает моральный климат.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если директор стремится к такой репутации, он легко может подтолкнуть работников к проявлению инициативы, объяснив им возможные плюсы. Но если он еще не дорос до подобных взглядов, то не стоит создавать себе лишние проблемы. А на незаконные решения трудинспектора можно пожаловаться его руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в су

    Источники


    1. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.

    2. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.

    3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.
    4. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.
    5. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.
    Представительного органа работников
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here