Правовые последствия ликвидации юридического лица

Описание страницы: правовые последствия ликвидации юридического лица - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Основания ликвидации юридического лица

Ст. 61 ГК РФ устанавливает, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи:

[2]

  • с истечением срока, на который создано юридическое лицо;
  • с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда в случае:

  • допущенных при его создании грубых нарушений закона (если эти нарушения носят неустранимый характер);
  • осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • вследствие признания его несостоятельным (банкротом), за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации (в соответствии со ст. 65 ГК РФ).

См. также п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Таким образом, основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы:

  1. добровольная ликвидация;
  2. принудительная ликвидация.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Например, Закон о регистрации в ст. 25 предусматривает право регистрирующего органа (в качестве которого выступает Федеральная налоговая служба) обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц. К числу неустранимых нарушений, допущенных при создании юридического лица, относится, например, отсутствие волеизъявления учредителя на создание юридического лица, зарегистрированного в результате фальсификации документов о его учреждении. Налоговые органы также вправе предъявлять иски о ликвидации организаций в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ.

К числу иных органов, уполномоченных законом на обращение в суд с требованием о ликвидации, относятся:

  • Банк России;
  • Федеральная служба страхового надзора;
  • Федеральная служба по финансовым рынкам;
  • органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
  • органы прокуратуры, выступающие в защиту государственных и общественных интересов.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях закон предоставляет право на обращение в суд с требованием о ликвидации лицам, не относящимся к государственным органам или органам местного самоуправления. Так, ст. 116 ГК РФ позволяет обратиться в суд с требованием о ликвидации потребительского кооператива его кредиторам при невыполнении членами кооператива обязанности по внесению дополнительных взносов при убыточности деятельности кооператива.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 ГК РФ.

Какие бывают виды ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица – прекращение деятельности и существования субъекта с внесением записи в реестр. Основанием для ликвидации служит не только банкротство, но и окончание срока деятельности, нарушения законодательства, при которых суд определяет регистрацию недействительной.

Регламентирует порядок действий при ликвидации Гражданский Кодекс.

Общий план

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Основываясь на информации из Гражданского Кодекса можно выделить виды ликвидации юридического лица:

Ликвидация в добровольном порядке В этом случае решение принимают учредители организации.
Принудительная Решение выносит суд.
Ликвидация при банкротстве Решение выносится арбитражным судом.

Распространенная причина ликвидации – непогашенные долговые обязательства перед партнерами, государством, работниками. Также основанием могут служить и другие обстоятельства, такие как окончание срока деятельности или выполнение субъектом поставленных задач, при таких причинах инициатором ликвидации выступает само юридическое лицо.

В случае судебной ликвидации имеется ряд законных оснований:

  • незаконное основание – при образовании и регистрации имели место существенные нарушения законодательства;
  • субъект осуществляет нелицензионную или незаконную деятельность;
  • субъект имеет систематические грубые нарушения закона;
  • деятельность противоречит уставу.

В данных случаях суд рассматривает дело на основании требования представителей государственной власти, органов местного управления.

Основные схемы

Формы ликвидации субъекта меняются в зависимости от причин, но правильный порядок действий имеет четкую схему в соответствии с законом.

  • создание комиссии по ликвидации;
  • определение порядка и сроков с внесением в протокол;
  • информирование через доступные информационные средства о ликвидации, предоставление уведомлений кредиторам субъекта, установление срока для выставления финансовых претензий (законом предусмотрен минимальный срок – 2 месяца);
  • формирование промежуточного ликвидационного баланса с учетом требований по задолженностям установленных и обратившихся кредиторов;
  • уведомление налоговых органов, получение свидетельства об исключении из реестра юридических лиц.

В случае невыполнения обязательств по задолженности, принудительной ликвидации, несостоятельности ведутся соответствующие административные и судебные процедуры. После удовлетворения требований кредиторов оформляется ликвидационный баланс.

Законодательство обязывает налоговый орган произвести проверку деятельности субъекта при ликвидации. При добровольной форме срок делопроизводства считается налогооблагаемым периодом.

Читайте так же:  Расчет налог на прибыль

Добровольно

Добровольная ликвидация по решению учредителей – более легкая форма, так как при этом отсутствует необходимость уплаты судебных пошлин, часто отсутствуют причины для административных и иных взысканий с руководителей. Кроме того, решение о продаже имущества выносится ликвидационной комиссией, иногда это позволяет получить больший доход.

При добровольной ликвидации необходимо согласовать промежуточный баланс с государственными службами, после чего можно начинать погашение задолженностей в следующей очередности:

  • удовлетворение требований лиц, которым причинен физический и иной ущерб от деятельности субъекта;
  • оплата труда и пособий сотрудникам ликвидируемого субъекта;
  • выплаты кредиторам;
  • выплаты в государственные фонды;
  • иные кредиторы.

После выплат по всем задолженностям закрываются счета компании с уведомлениями налоговой. Вся документация юридического лица передается в архив. Деятельность и существование субъекта прекращается со дня выдачи справки об исключении из реестра.

Принудительно

Правом на принудительную ликвидацию службы и органы наделил Конституционный Суд постановлением 14 в 2003 году. Делопроизводство по ликвидации начинается после подачи иска в Арбитражный Суд.

Предшествовать этому могут следующие причины:

  • сокрытие отчетности или предоставление искаженных данных в налоговые органы
  • невыполнение правил применения кассовых аппаратов
  • деятельность, не предусмотренная лицензией
  • грубые нарушения в учредительной документации
  • уменьшение активов в соотношении с уставными фондами
  • незаконная деятельность, попадающая под уголовные статьи

За какими органами и службами закреплено право подачи заявления о ликвидации:

  • регистрирующие органы;
  • налоговая служба;
  • прокуратура;
  • антимонопольная служба;
  • центральный Банк;
  • другие заинтересованные субъекты и лица;

В случае отсутствия учредителей или невозможности выполнять возложенные задачи, ликвидатор назначается арбитражным судом. Ликвидация по принудительной форме часто совмещается с банкротством, если средств субъекта, его фондов и имущества недостаточно для погашения задолженностей.

Решение суда

Началом процедуры принудительной ликвидации является вынесение арбитражным судом соответствующего решения. Данное решение является окончательным и обязательным к осуществлению, в отличии от добровольной ликвидации, которая может быть остановлена или отменена.

Делопроизводство начинается с подачи заявления в арбитражный суд уполномоченных лиц и структур, после чего назначается дата и время заседания с извещением участников.

Все стороны, участвующие в рассмотрении наделены правом предоставлять суду доказательства и прочую информацию. Анализ судебной практики говорит о том, что решение о ликвидации выносится при наличии неустранимых, или систематических грубых нарушений.

Решение арбитражного суда оформляется в соответствии с установленной формой, данный документ обязателен к выдаче участникам.

Сроки осуществления ликвидации прямо зависят от сложности дела. Даже в легких случаях это занимает несколько месяцев, в связи с необходимостью проверки налоговыми и другими органами. Ликвидация, сопровождаемая банкротством, может длиться несколько лет.

В чем особенности видов ликвидации юридического лица

Особенности процедуры имеют зависимость от таких факторов, виды ликвидации юридического лица (принудительное, добровольное, сопровождаемое банкротством), типа учреждения, формы собственности, причин ликвидации.

Так религиозные организации могут быть ликвидированы в связи с деятельностью, которая противоречит законам и морально-этическим устоям общества. Это такие проявления, как склонение к суициду, отказу от получения образования, лечения. Принуждение к отказу от материальных ценностей и собственности.

Свои особенности имеет принудительная ликвидация. Судом может быть установлен срок на исправление нарушений с целью предотвращения завершения деятельности и сохранения субъекта. Данная процедура применяется к большинству субъектов при угрозе несостоятельности.

В некоторых случаях альтернативой ликвидации может быть слияние субъектов, присоединение к организации, осуществляющей схожую деятельность, но имеющую устойчивое финансовое положение и отсутствие нарушений. При этом к управляющему субъекту переходят распорядительные права и кредитные обязательства, что позволяет произвести процедуру без финансовых потерь со стороны кредиторов ликвидируемого субъекта.

Какие последствия ликвидации ООО с долгами могут быть для учредителей? Кто будет держать ответ перед кредиторами? — Расскажем в этой статье.

Усложняют процесс ликвидации попытки умышленного банкротства. Данные действия выявляются в ходе проверок и сопровождаются дополнительными расследованиями и судами с применением взысканий по административным и уголовным статьям.

Если нет банкротства

Субъект, не имеющий невыполненных долговых обязательств, или могущий удовлетворить требования кредиторов в течение делопроизводства ликвидируется без процедуры банкротства. При этом для ликвидации необходимы другие законные условия.

Без признания несостоятельности ликвидация происходит чаще по добровольному типу и не всегда связана с нарушением законодательства. Как пример – ликвидация в связи с выполнением субъектом поставленных задач, прекращение деятельности.

Безусловно, ликвидация без признания несостоятельности – более простая и безболезненная процедура, занимающая меньше времени.

Факт признания банкротства не снимает ответственности с учредителей, и при установлении неплатежеспособности им грозит административная ответственность, часто вместе с уголовной

Альтернатива

Исключить некоторые сложности, снизить финансовые потери и избежать взысканий в некоторых случаях помогают альтернативные способы ликвидации.

Первый и самый эффективный способ – слияние субъектов. Субъект будет исключен из реестра, но права и обязательства перейдут поглощающей организации, включая и задолженность.

Слияние несет ряд положительных моментов:

  • Сокращения срока процедуры. Без наличия усложняющих обстоятельств весь процесс занимает 1-3 месяца.
  • Отсутствие предпосылок к налоговым проверкам.
  • Процедура абсолютно законна.
  • Ликвидированный субъект исключается из реестра юридических лиц, как и в других случаях.
  • Сохранение прав субъекта на деятельность за поглащающей или вновь образованной компанией.
  • Сохранение интересов кредиторов.
  • Полное или частичное сохранение рабочих мест.
  • Возможность законно воспользоваться услугами консалтинговых и других компаний для помощи в проведении процедуры и соблюдения законности.
Читайте так же:  Заработная плата руководителя

Вынужденные меры

Вынужденные меры при ликвидации связаны с двумя факторами: установление законности деятельности субъекта и возмещение задолженностей перед кредиторами.

Обеспечение первого условия происходит посредством проверок налоговыми и другими контролирующими органами с целью выявить или исключить факты незаконных действий, в том числе установлению истинных причин ликвидации. В случае выявления нарушений к ответственным лицам применяются взыскания в соответствии с законом.

Удовлетворение финансовых требований кредиторов и сотрудников субъекта гарантирует государство, поэтому действия арбитражного суда и прочих инстанций направлены на установление платежеспособности, выявления активов, дебиторской задолженности, имущества в объеме, достаточном для расплаты по задолженностям в соответствии с очередностью.

Как проводится уведомление кредиторов о ликвидации — мы расскажем далее.

В какой сумме выплачивается компенсация при ликвидации предприятия — читайте тут.

Обеспечить интересы каждого кредитора призвана процедура размещения сведений о ликвидации в общедоступных средствах информации и установленный двухмесячный срок для предъявления требований.

В случае нехватки средств субъекта для удовлетворения требований всех кредиторов признается факт несостоятельности учреждения.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Последствия ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица влечет правовые последствия. Они не зависят ни от организационно-правовой формы организации, ни от состава её учредителей/участников, ни от финансового положения и прочих факторов и являются общими для всех. Главное из них – прекращение функционирования юрлица во всех проявлениях и невозможность универсального правопреемства.

Ликвидация юридических лиц: понятие, формы, правовые последствия

П. 1 ст. 61 ГК РФ, говоря про ликвидацию юрлиц, напрямую не определяет это понятие. Он делает это через его юридические последствия, которые наступают после ее завершения.

Ликвидация юрлица – это не просто отдельный юридический факт, а сложная процедура, состоящая из их множества, включая:

  • решения госорганов;
  • сделки;
  • административные акты и пр.

Ликвидация юрлиц может осуществляться в нескольких формах.

Гражданский кодекс РФ не выделяет их в таком виде, но на практике различают следующие формы ликвидации юрлиц:

  • добровольную;
  • принудительную (по решению суда);
  • вследствие признания юрлица банкротом;
  • на основании федерального закона.

Основанием для добровольной формы ликвидации является соответствующее решение его учредителей или участников либо уполномоченного органа юрлица (ст. 61 ГК РФ).

Такое решение необходимо и в случаях, когда истек срок, на который создавалось юрлицо, либо достигнута цель, для которой оно создавалось.

Неполный перечень возможных оснований для принудительной ликвидации юрлица (по решению суда) приведен в п. 3 ст. 61 ГК РФ.

Статьями 61 — 63 и 65 ГК РФ определены общие положения о ликвидации юрлица в процессе банкротства.

Ликвидация юрлица на основании федерального закона встречается редко и недостаточно урегулирована законом.

Правовые последствия ликвидации юридического лица

Результатом ликвидации является внесение в Единый госреестр юрлиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении юрлица (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

С этого момента прекращается правоспособность юрлица (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Для него наступают основные правовые последствия:

  • юрлицо прекращает существование как субъект любых правоотношений;
  • некоторые права и обязанности ликвидированного юрлица могут переходить к иным лицам в силу указания закона, но универсальное (полное) правопреемство невозможно;
  • имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации, передается его учредителям/участникам, обладающим правами на него (кроме случаев, когда между ними имеется спор, — тогда имущество продается ликвидаторами с торгов);
  • юрлицо, являющееся работодателем, вправе осуществить увольнение наемных работников. Начинать эту процедуру он вправе еще с момента принятия учредителями/участниками решения о ликвидации либо вынесения судом соответствующего решения.

Увольнение работников ликвидируемого юрлица

Вопросы увольнения работников в связи с ликвидацией юрлица регулируются п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а также нормами гл. 27 ТК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

О будущем увольнении в связи с ликвидацией работника необходимо предупредить под роспись не позднее чем за два месяца. При этом с письменного согласия работника работодатель вправе уволить его до истечения этого срока, заплатив ему компенсацию в виде среднего заработка работника, рассчитанного пропорционально оставшемуся до истечения срока предупреждения времени.

Увольняемым по этому основанию работникам согласно ч. 1 ст. 178 ТК РФ положено выходное пособие в виде среднего заработка за месяц. Помимо этого, за ними сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства, который выплачивается обычно не более 2-х месяцев со дня увольнения (в исключительных случаях — трех) и засчитывает выходное пособие.

15. Ликвидация юридических лиц (основания, порядок ликвидации, правовые последствия ликвидации).

Ликвидация юр. лица — это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК содержит полный перечень оснований ликвидации юр лиц: добровольный порядок и принудит.ликвидация.

Читайте так же:  Перепланировка нежилых помещений правовые акты

В добровольном порядке юр. лицо ликвидируется по решению его участников или органа юр. лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшее существования юр. лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение, или напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда, в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства .

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации как утрата имущества, т.е уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том, и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован статьями 61-64 ГК и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает, состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонение) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные Требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ГК. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов.

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участникам юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации.

Существуют специальные случаи ликвидации:

1. Упрощенная ликвидация недействующих ю.л., путем искл., из гос.реестра ю.л., по решению регистрирующего органа

2. Несостоятельность банкротство – конкурсное произ-во срок 1 год (м.б., проведены антикризисные мероприятия, управление ю.л., по решению суда переходит к конкурсному управляющему). Все имущество, кот., оставляет конкурсную массу погашает требования кредиторов

Ликвидация считается завершенной, а ЮЛ прекратившим существование – с момента внесения записи об этом в государственный реестр.

Правовые последствия ликвидации юридического лица

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В чем разница между ликвидацией юридического лица и прекращением деятельности юридического лица согласно действующему законодательству РФ?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

§ 2.2. Правовые формы ликвидации юридических лиц

по гражданскому законодательству

Правовая форма (а точнее, правовой режим) ликвидации включает в себя несколько составляющих:

основания ликвидации, т.е. те юридические факты, с которыми законодательство связывает начало процедуры («запуск» юридического состава) ликвидации;

порядок ликвидации, т.е., собственно, определенная совокупность юридических фактов, наступление которых необходимо для достижения юридической цели ликвидации — прекращения юридического лица; установленная законом последовательность наступления таких фактов; срок осуществления ликвидации;

[1]

последствия ликвидации. Как уже отмечалось, главным таким последствием выступает прекращение юридического лица. Однако перечень последствий этим не исчерпывается, поскольку разные правовые режимы ликвидации могут по-разному влиять на судьбу имущества, а также отдельных обязательств ликвидируемого юридического лица, повлечь в том числе ответственность членов органов управления ликвидируемого лица.

Правовые формы ликвидации (если анализировать только ликвидацию, но не иные составы прекращения юридических лиц, рассмотренные выше) перечисляются в ст. 61 ГК. Согласно ее положениям можно выделить:

добровольную ликвидацию (в формулировке ГК «по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано»);

[3]

принудительную ликвидацию (в формулировке ГК «по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом»);

Читайте так же:  Сколько больничный по беременности

ликвидацию вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).

Этот список вызывает много вопросов, а также нуждается в некоторых комментариях.

Во-первых, отметим, что ГК не использует понятий «добровольная» и «принудительная ликвидация» (интересно, что слова принудительная, добровольная применительно к ликвидации неоднократно использовались и используются в отдельных нормативных актах). Понятие «добровольная» же включает в себя не только ликвидацию, проводимую по решению участников (учредителей) или органов юридического лица, но и ликвидацию, проводимую при достижении цели, ради которой создавалось юридическое лицо и истечение срока, на который оно создавалось. Последние основания, как можно увидеть, в прошлом всегда рассматривались отдельно, что нам кажется более правильным.

Во-вторых, этот список представляется неполным, поскольку не включает иные формы (правовые режимы) ликвидации.

А именно с момента вступления в силу ГК появились организационно-правовые формы юридических лиц, правовой режим ликвидации которых не охватывается ни одним из указанных в ст. 61 ГК: государственные корпорации и государственные компании. Федеральные законы, которые регулируют правовое положение названных организаций, прямо указывают, что ликвидация таковых осуществляется на основании отдельного федерального закона (а процедура ликвидации некоторых из них (ст. 25 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства») уже урегулирована законом об их создании). Таким образом, по одному из признаков, который позволяет классифицировать отдельные формы (правовые режимы) ликвидации, — основанию ликвидации — можно с полной уверенностью говорить о появлении еще одной формы ликвидации юридического лица — на основании специального федерального закона.

Статья 41 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ст. 18 Федерального закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии», ст. 21 Федерального закона «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», ст. 23 Федерального закона «О Российской корпорации нанотехнологий» (для указанной государственной корпорации правила о ликвидации неактуальны в связи с принятием решения о преобразовании ее в открытое акционерное общество в соответствии с Федеральным законом «О реорганизации российской корпорации нанотехнологий»), ст. 19 Федерального закона «О банке развития», ст. 26 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», ст. 41 Федерального закона «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В литературе к числу отдельных форм ликвидации часто относят также ликвидацию вынужденную. Обычно о вынужденной ликвидации говорят применительно к ликвидации принудительной.

Гражданское право: Учебник. В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. Т. 1. М., 2008. С. 226.

Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц // Законодательство. 2000. N 1. С. 40 — 41.

С нашей точки зрения, «вынужденность», и здесь нельзя не согласиться с М.В. Телюкиной, возникает тогда, когда наступает юридический факт, который обязывает (создает обязанность) участников (учредителей) или компетентных органов юридического лица принять решение о ликвидации. Но достаточно ли этого для того, чтобы выделять какой-то отдельный правовой режим вынужденной ликвидации?

Принудительная ликвидация — это всегда санкция в отношении юридического лица за несоблюдение требований законодательства (за совершение правонарушения); если правонарушение совершено — у компетентных лиц появляется основание для предъявления требования в суд (арбитражный суд) о принудительной ликвидации. Перечень таких нарушений широк, он в том числе может состоять и в непроведении в установленный срок добровольной ликвидации, если для этого наступили соответствующие основания. К примеру, юридическое лицо было обязано преобразоваться из одной организационно-правовой формы в другую или реорганизоваться в целях соблюдения антимонопольного законодательства, или привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями изменившегося законодательства и т.п. Неисполнение в срок любого из позитивных обязываний создает возможность для применения санкции в виде принудительной ликвидации.

«Вынужденность» ликвидации — это наступление такого условия, юридического факта, после которого у юридического лица не остается иного выхода, как принять решение о ликвидации добровольной в установленный законом срок. Таких случаев согласно закону не так много:

— в соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного Законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации. Если общество в разумный срок не примет соответствующее решение, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, в этих случаях вправе предъявить требование в суд о ликвидации общества;

Как можно видеть, модель, закладываемая законом, выглядит следующим образом:

— возникает юридический факт, являющийся основанием для принятии решения о ликвидации, т.е. возникает обязанность по закону принять соответствующее решение органам управления;

— если общество в лице своих органов в течение установленного срока (или разумного срока) не принимает решение, то истечение такого срока создает состав правонарушения, который является основанием для предъявления требования о принудительной ликвидации.

Читайте так же:  Аренда жд пути необщего пользования

Как видно, модель так называемой вынужденной ликвидации легко вписывается в правовой режим принудительной ликвидации и какого-то обособления в качестве самостоятельной формы ликвидации в законодательстве не требует.

Рассмотрим основные особенности выделенных четырех форм (правовых режимов) ликвидации.

Добровольная ликвидация. Дать определение добровольной ликвидации в настоящее время несколько затруднительно, поскольку ее основания, как уже было отмечено, весьма расплывчаты. Так, если такое основание, как «решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами», не вызывает сомнений, то такое основание, как «в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано» (ст. 61), представляется спорным. Истечение срока, на который создано юридическое лицо, либо достижение цели, ради которой оно создано, в советском праве в большинстве случаев рассматривалось как самостоятельное основание. И в этом есть определенная логика.

Дело в том, что при наступлении соответствующего факта может возникнуть ситуация, когда органы управления (участники) не будут принимать решение о ликвидации. То есть создастся ситуация, схожая с ранее описанной для «вынужденной ликвидации» (хотя и отличающаяся в той части, что не ясно, можно ли такое бездействие квалифицировать как правонарушение).

Отличие добровольной ликвидации от принудительной не только в основаниях, но и в порядке (последовательности наступления определенных юридических фактов). Началом (точкой отсчета) для добровольной ликвидации является принятие решения учредителями (участниками) или компетентными органами. Эти же лица, а также назначенная ими ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимают все иные решения в процессе ликвидации. В процессе добровольной ликвидации суд не играет никакой роли.

Принудительная ликвидация. Если добровольная ликвидация осуществляется по решению органов управления (или учредителей (участников)) юридического лица, т.е. они сами решают его судьбу, то в ситуации принудительной реорганизации правовая судьба юридического лица определяется уполномоченными государственными органами, а также судом (арбитражным судом). Если добровольная ликвидация — это правомерное поведение, то основанием для принудительной ликвидации всегда служит правонарушение. Соответственно, точкой отсчета для запуска процедуры принудительной ликвидации выступает решение суда, принимаемое на основании требования уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. Суд же играет существенную роль и в дальнейшем процессе ликвидации (утверждение баланса).

Правовой режим ликвидации вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом). С точки зрения оснований — перед нами ликвидация принудительная, поскольку она осуществляется на основании постановлений суда (решение арбитражного суда о признании должника банкротом, определение о завершении конкурсного производства (ст. ст. 124 и 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»)). Собственно, некоторые ранее действовавшие нормативные акты в качестве таковой ее и рассматривали: Закон РФ 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» к ликвидационным процедурам относил принудительную ликвидацию предприятия-должника, которая осуществлялась по решению арбитражного суда, и добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия под контролем кредиторов. Определение принудительной ликвидации, данное в преамбуле этого Закона, — «принудительная ликвидация предприятия-должника — процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда» — не оставляет сомнений в том, что именно наличие решения суда, а не добровольное решение о ликвидации разграничивали принудительность и добровольность.

Однако основанием для открытия процесса может быть и заявление самого должника (в лице его органов управления). Выделение указанного правового режима в отдельный, с нашей точки зрения, вполне обосновано. Интересно отметить также, что действующее законодательство предусматривает переход из режимов добровольной и принудительной ликвидации в режим ликвидации в процессе банкротства (ст. 65 ГК). Этот правовой режим отличается от двух предыдущих не только своими основаниями, но и:

— установленной последовательностью наступления юридических фактов;

— последствиями (см. выше);

— объемом правового регулирования.

Ликвидация на основании федерального закона. Эта форма (правовой режим) ликвидации является наиболее новой и мало разработанной. Ее отличие от остальных — это основание для ликвидации, а также сфера применения — государственные корпорации и компании. Других системных отличий не усматривается. Единственным «живым» примером такого рода ликвидации выступает ст. 25 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Ее положения дают некоторое представление о том, какие еще отличия могут быть установлены в Законе в части ликвидации, а именно:

— к процедуре ликвидации названного Фонда не применяются правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве): в случае, если имеющиеся средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в установленном порядке;

— особенности в части реализации имущества (особые правила);

Видео (кликните для воспроизведения).

— судьба имущества, оставшегося после ликвидации.

Источники


  1. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.

  2. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.

  3. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.
  4. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.
  5. Гришаев, П.И. Немецко-русский юридический словарь / П.И. Гришаев, Л.И. Донская, М.И. Марфинская. — М.: РУССО, 2016. — 622 c.
Правовые последствия ликвидации юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here