Право пользования недрами

Описание страницы: право пользования недрами - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Право недропользования и его виды

Законодательство РФ об охране и использовании недр

Согласно Закону РФ «О недрах” от 21.02.92 (в ред. от 06.06.2003) недра представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из Закона РФ «О недрах» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, законов и нормативных актов субъектов Федерации. Закон РФ «О недрах» действует на всей территории России, регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации.

Что касается специфических отношений, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, то они могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом «О недрах». Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Федерации, а также муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Полезные ископаемые делятся на общераспространенные и необщераспространенные. В перечень общераспространенных входят: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого), галька, гравий, глина (кроме огнеупорной, формовочной, лориииновой, красочной, бетонитовой, кислотоупорной и каолина), камень, булыжный камень, песчаник (кроме динасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.

К необщераспространенным относятся прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).

Для каждого вида полезных ископаемых установлен соответствующий правовой режим.

Государственное управление недропользованием недр

Регулирование эколого-правового режима недропользования представляет собой деятельность государства, предусматривающую наиболее рациональное, эффективное использование недр, их охрану. Задачи государственного регулирования: определение объемов добычи полезных ископаемых по РФ к регионам; развитие минерально-сырьевой базы и подготовка резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана; установление квот на поставку добываемого минерального сырья; определение характера платежей, связанных с пользованием недрами, установление регулируемых иен на отдельные виды минерального сырья; разработка стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Государственное управление отношениями недропользования осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, федеральный орган управления государственным фондом недр и органы государственного горного надзора.

Федеральный орган управления государственным фондом недр создает свои территориальные органы по согласованию с субъектами Федерации. Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.

Основные задачи органа управления государственным Фондом недр: — государственное регулирование работ по геологическому изучению и использованию недр территории суши и континентального шельфа;

  • обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;
  • выполнение функций государственного заказчика на проведение геолого-разведочных работ для государственных нужд; установление порядка государственного учета и регистрации работ по геологическому изучению недр;
  • проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.

В соответствии с Законом РФ «О недрах” в компетенцию органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования входят:

  • установление общего порядка пользования недрами и их охраны, -разработка соответствующих стандартов (норм, правил);
  • создание и ведение единой системы федерального и территориально фондов геологи ческой информации о недрах,
  • распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;
  • государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр;
  • государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
  • распоряжение недрами континентального шельфа РФ;
  • определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами;
  • введение ограничений на пользование недрами на специальных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;
  • защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;
  • разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ;
  • заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр.

Право недропользования

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением — лицензией, то есть документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в течение установленного срока при соблюдении заранее установленных условий. Лицензию дополняют текстовые, графические приложения, являющиеся ее неотъемлемой частью и определяющие основные условия пользования недрами.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых, в этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении. Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для: геологического изучения — на срок до 5 лет; добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр; добычи подземных вод — на срок до 25 лет; добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр — на срок до одного года.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей. Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр при выполнении им оговоренных в лицензии на пользование участком недр условий и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий.

Читайте так же:  Налоговый вычет при продаже

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр. 5, Законом «О недрах» и последующими актами предусмотрены следующие виды платежей: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; И платежи за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы. Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и дат другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую информацию о недрах. Пользователи недр могут получать скидку с платежей за истощение недр. Взимание с пользователя недр иных платежей, не предусмотренных законодательством, не допускается.

Закон «О недрах»

Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I
«О недрах»

С изменениями и дополнениями от:

21 февраля, 26 июня, 25 декабря 1992 г., 1 июля 1994 г., 3 марта 1995 г., 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 15 апреля, 25 октября 2006 г., 26 июня, 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 14, 18, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 17 июля, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 26 июля 2010 г., 5 апреля, 18 июля, 21, 30 ноября, 6, 7 декабря 2011 г., 14 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23 июня, 21 июля, 24 ноября, 29, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля 2015 г., 5 апреля, 3 июля 2016 г., 26, 29 июля, 30 сентября 2017 г., 3 августа 2018 г., 2 августа, 4 ноября 2019 г.

См. комментарии к настоящему Закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 205-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

21 февраля 1992 года.

Закон регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр территории РФ, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны, а также отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов. Недра — это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ РФ составляют Государственный фонд недр, распоряжение которым осуществляется интересах народов РФ. Определена компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований в сфере регулирования отношений недропользования.

Пользователями недр (за исключением использования для добычи радиоактивного сырья) могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ.

Недра предоставляются в пользование на основании лицензии на определенный срок (от 5 до 25 лет — в зависимости от вида пользования) или без ограничения срока. Определены основания прекращения этого права.

Пользование недрами является платным (за исключением случаев освобождения от платы отдельных категории пользователей). Система платежей включает в себя: платежи за право на пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; сбор за выдачу лицензий; акцизный сбор; платежи за пользование акваторией и участками морского дна. Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством: за землю, за геологическую информацию и т.д.

Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр.

За нарушение Закона о недрах предусматривается уголовная и административная ответственность.

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 16 апреля 1992 г. N 16 ст. 834, в «Российской газете» от 5 мая 1992 г. N 102

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 4 ноября 2019 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 февраля 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июня 2018 г.

Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 октября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 279-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона за исключением пунктов 2 — 7 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Читайте так же:  Исполняющий обязанности директора

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 459-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пунктов 1, 2, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 228-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральным законом от 14 июня 2012 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 364-ФЗ

[1]

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 июля 2008 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения частей пятой и шестой статьи 2.1, частей второй и третьей статьи 9 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ) применяются в особом порядке

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 295-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 октября 2006 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

[3]

Федеральный закон от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 мая 2001 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 20-ФЗ

Читайте так же:  Ходатайство о рассмотрении

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 1994 г. N 9-ФЗ

В частичное изменение статьи 44 настоящего Закона установлено, что отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, за исключением отчислений, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ, зачисляются в федеральный бюджет и имеют строго целевое назначение

Закон Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. N 4229-1

Изменения вступают в силу с 18 октября 1992 г.

Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3134-1

Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона

Право пользования недрами

Право пользования недрами представляет собой систему правовых норм,

которые регулируют порядок и условия предоставления и использования

участков недр, права и обязанности недропользователей (в объективном

смысле). Для субъектов недропользования это право представляет собой

совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с

предоставлением участка недр в пользование (право пользования в

В соответствии со ст. 12 КоН право недропользования подразделяется на

• геологическое изучение недр – комплекс исследовательских

и прикладных работ, проводимых в целях уяснения строения земной коры и

протекающих в ней процессов, поиска и разведки полезных ископаемых,

строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых, организации в недрах природного

• добыча полезных ископаемых;

• строительство и (или) эксплуатация подземных сооружений, не

связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитенов,

трубопроводов, хранилищ нефти и газа, захоронения отходов производства,

сброса сточных вод и т. д.);

• образование особо охраняемых природных территорий и объектов,

имеющих научную, историческую, культурно-эстетическую, санитарно-

оздоровительную или иную ценность;

• сбор минералогических, палеонтологических и других уникальных

Субъектами права недропользования являются юридические или

физические лица, в том числе иностранные, имеющие в соответствии с

законодательством Республики Беларусь право осуществлять хозяйственную

или иную деятельность, связанную

с пользованием недрами.

Объектами права недропользования являются обособленные

в установленном законом порядке участки недр, предоставляемые

вышеназванным субъектам в пользование.

Содержание права недропользования составляют права и обязанности

пользователей недрами. В соответствии со ст. 27 КоН пользователь недрами

• самостоятельно выбирать формы и методы хозяйствования, не

• использовать в установленном законодательством Республики Беларусь

порядке добытое сырье;

• ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в

пределах предоставленного ему горного отвода;

• производить без дополнительного разрешения геологическое изучение

недр за счет собственных средств в пределах предоставленного ему горного

Согласно ст. 28 КоН обязанности пользователей недр включают:

• целевое использование участков недр;

• внесение платежей за пользование недрами, предусмотренных

• выполнение требований по охране окружающей среды и охране участков

• соблюдение технических и технологических требований при

• проведение регистрации, учета и информационного обеспечения всех

работ, связанных с пользованием недрами, и др.

Дата добавления: 2015-04-30 ; Просмотров: 365 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Право пользования недрами и его виды

Классификация права пользования недрами может осуществляется на основе их целевого назначения или срока их использования.

По срокам их использования, пользование недрами может быть постоянным или временным. Под постоянным пользованием понимается пользование недрами без заранее установленного срока. Временное пользование может быть краткосрочным – до пяти лет, и долгосрочным – до двадцати лет. В случае необходимости срок временного пользования может быть продлен. Исчисление срока пользования недрами начинается со дня получения специального разрешения (лицензии) на пользование недрами, если в нем не установлено иное.

Право пользования недрами на основе их целевого назначения подразделяется на:

  • геологическое изучение, в том числе опытно-промышленную разработку месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения;
  • добычу полезных ископаемых;
  • строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронение вредных веществ и отходов производства, сбрасывание сточных вод;
  • создание геологических территорий и объектов, которые имеют важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятки природы, лечебные, оздоровительные заведения и др.); удовлетворение других потребностей.

Геологическое изучение осуществляется с целью получения данных о геологическом строении недр, процессов, которые происходят в них, выявления и оценки полезных ископаемых, изучения закономерностей их формирования и размещения, выяснения горнотехнических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и использования недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Проведение работ по геологическому изучению недр организовывает и координирует Министерство охраны окружающей природной среды Украины на основе государственных комплексных или целевых программ, межотраслевых планов, проектов, соответствующих норм и правил.

[2]

Геологическое изучение недр, предусмотренное государственными программами, осуществляется, как правило, за счет средств, которые отчисляются добывающими предприятиями в государственный бюджет за выполненные ранее геолого-разведывательные работы. В отдельных случаях геологическое изучение может выполняться за счет прямых дотаций государственного и местных бюджетов.

Для геологического изучения, в том числе для опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, недра предоставляются в пользование без предоставления горного отвода на основании специального разрешения (лицензии) на геологическое изучение недр.

При геологическом изучении недр должны обеспечиваться: рациональное и эффективное проведение работ; экологически безопасное для жизни и здоровья людей состояние окружающей природной среды; полнота изучения геологического строения недр, горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки разведанных месторождений; достоверность определения количества и качества запасов всех полезных ископаемых и их компонентов; сохранение разведывательных горных выработок и буровых скважин, которые не подлежат дальнейшему использованию; сохранение геологической и исполнительно-технической документации, образцов горных пород и руд, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Работы по геологическому изучению недр подлежат обязательной государственной регистрации и учету с целью обобщения и максимального использования результатов изучения недр, а также предотвращения дублирования указанных работ. Опытно-промышленная разработка месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения осуществляется с целью уточнения их отдельных горно-геологических и других параметров, определения рациональных методов добычи минерального сырья на основании проекта проведения этих работ. Добытые во время опытно-промышленной разработки полезные ископаемые подлежат реализации на общих основаниях.

Лица, которые открыли неизвестное ранее месторождение, имеющее промышленную ценность, или выявили дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, которое существенным образом повышают его промышленную ценность, считаются первооткрывателями. Первооткрыватели имеют право на вознаграждение.

Читайте так же:  Развратные действия

Наиболее распространенный вид права пользования недрами – добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые подразделяются на: общегосударственного и местного значения, и объединены в месторождения природного или техногенного происхождения.

Природные месторождения полезных ископаемых – это скопление минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания являются пригодными для промышленного использования.

Техногенные месторождения полезных ископаемых – это места, где скопились отходы добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение. Такие месторождения могут возникнуть также вследствие потерь при хранении, транспортировке и использовании продуктов переработки минерального сырья.

К полезным ископаемым общегосударственного значения относится природный газ, уголь, металлы, нефть и др. К полезным ископаемых местного значения – гипс, гравий, песок, ракушечник и т.п.

Месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, подлежат учету в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственном балансе запасов полезных ископаемых.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых содержит сведения о каждом месторождении, включенном в государственный фонд месторождений полезных ископаемых, сведения относительно количества и качества запасов полезных ископаемых и имеющихся компонентов, сведения о горнотехнических, гидрогеологических и других условиях разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения о каждом выявлении полезных ископаемых.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых относительно месторождений, которые имеют промышленное значение, их размещение, уровень промышленного освоения, а также сведения о добыче, потерях и обеспеченности общественного производства разведанными запасами полезных ископаемых.

Разработка месторождений твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых и переработка минерального сырья производятся согласно утвержденным проектам и планам работ, правилам технической эксплуатации и охраны недр, которые согласовываются пользователями недр с Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

С целью предотвращения отрицательных демографических, социальных и экологических последствий интенсивной добычи полезных ископаемых устанавливаются квоты на добычу отдельных их видов.

При разработке месторождений полезных ископаемых должно обеспечиваться:

  • применение рациональных, экологически безопасных технологий, добыча полезных ископаемых и изъятие имеющихся в них компонентов, которые имеют промышленное значение, недопущение сверхнормативных потерь и ухудшения качества полезных ископаемых, а также выборочной разработки богатых участков месторождений, которая приводит к потерям запасов полезных ископаемых;
  • осуществление доразведки месторождений полезных ископаемых и других геологических работ, проведение маркшейдерских работ, ведение технической документации;
  • учет состояния и движения запасов, потерь и ухудшения качества полезных ископаемых, а также представление в статистические и другие государственные органы установленной законодательством отчетности;
  • недопущение порчи разрабатываемых и соседних с ними месторождений полезных ископаемых вследствие проведения горных работ, а также сохранение запасов полезных ископаемых месторождений, которые консервируются;
  • складирование, хранение и учет полезных ископаемых, а также отходов производства, которые содержат полезные компоненты и временно не используются;
  • рациональное использование вскрышных пород и отходов производства;
  • безопасное для людей, имущества и окружающей природной среды ведение работ.

При переработке минерального сырья должны обеспечиваться:

  • соблюдение технологических схем, которые обеспечивают рациональное и комплексное изъятие полезных компонентов;
  • учет и контроль за распределением полезных компонентов на разных стадиях переработки и степенью их извлечения из минерального сырья;
  • изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытно-технологических испытаний с целью усовершенствования технологии переработки минерального сырья;
  • рациональное использование отходов переработки (шлама, пыли, сточных вод и т.п.);
  • складирование, учет и хранение отходов производства, которые содержат полезные компоненты и временно не используются.

При разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья должно обеспечиваться также соблюдение других требований, предусмотренных законодательством об охране окружающей природной среды.

Собственники земли и землепользователи имеют право без специальных разрешений (лицензий) и горного отвода добывать полезные ископаемые местного значения в пределах предоставленных им земельных участков. Добычу таких полезных ископаемых разрешается производить открытым способом без применения специальных технических средств общей глубиной разработки до двух метров и только для удовлетворения своих собственных и бытовых нужд, без права продажи другим лицам. При отсутствии указанных обстоятельств право недропользования с целью добычи полезных ископаемых указанными лицами осуществляется на общих основаниях (ст. 23 КУоН).

Порядок пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, регулируется ст. 55 Кодекса Украины о недрах. Пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется по соответствующим проектам. В них должны предусматриваться мероприятия, которые обеспечивают обезвреживание сточных вод, вредных веществ и отходов производства или локализацию их в определенных границах, а также предотвращают их проникновение в горные выработки, земную поверхность и в водные объекты.

Редкие геологические образования, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, которые представляют особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном законодательством порядке объектами природно-заповедного фонда. В случае выявления при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, которые представляют интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить в соответствующие государственные органы.

Другие виды права пользования недрами законодательством пока не урегулированы.

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Право пользования недрами

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

3) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;

5) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Читайте так же:  Образец справка для бассейна

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр, по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения, пользователи недр должны иметь разрешения на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу.

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для: геологического изучения — на срок до 5 лет; добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых; добычи подземных вод — на срок до 25 лет. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Основаниями возникновения права пользования участками недр являются:

1) решение Правительства Российской Федерации;

2) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, принятое в целях предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;

3) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр;

4) решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения;

5) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и принятое для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

6) принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

7) переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;

8) вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»;

9) государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению нед, заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8439 —

| 8046 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

  2. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.

  3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.
  4. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.
  5. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
Право пользования недрами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here