Практика 44 фз

Описание страницы: практика 44 фз - 2020 ujl от профессионалов для людей.

44-ФЗ. Практика государственных и муниципальных закупок. Контрактная система

  • 44-ФЗ: Типовые документы Темы Сообщений Последнее сообщение
  • Типовые формы документов по закупкам
    Раздел для выкладывания и хранения типовых форм документов по закупкам
    Модератор:Алексеевич 78 972 Zakupshiki
    08 ноя 2019, 01:21
  • Типовые контракты и условия контрактов
    Обсуждение типовых контрактов и типовых условий контрактов по закону о контрактной системе
    Модератор:Алексеевич 21 573 Алексеевич
    23 окт 2019, 11:02

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Судебная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за 4 — 8 ноября

В некоторых случаях можно определить места расположения сервисных центров

Заказчик установил требование: поставленное оборудование должно ремонтироваться в сервисных центрах, расположенных в том же городе, где находится заказчик. УФАС признало требование незаконным.

Суд отменил решение УФАС. Близкое расположение сервисного центра минимизирует риск гибели оборудования при перевозке, сокращает сроки ремонта. Эти факторы имели для заказчика решающее значение ввиду целей закупки и специфики деятельности заказчика (организация безопасности дорожного движения).

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.10.2019 по делу N А70-20467/2018

Нельзя включать в одну закупку транспортные услуги, оказываемые с использованием автомобилей разных типов

Участник пожаловался на закупку транспортных услуг учреждениям здравоохранения. По его мнению, заказчик неправильно описал объект закупки, включив в нее разные виды транспортных услуг. Это ограничило число участников. УФАС жалобу отклонил.

Суды отменили решение УФАС. Транспортные услуги должны были оказываться с использованием автомобилей двух типов:
— легковых — для перевозки пассажиров и мелких грузов;
— специализированных — для перевозки биоматериала и пациентов в сопровождении врачей.

Услуги с использованием таких видов транспорта — самостоятельные виды деятельности. Их нельзя включать в одну закупку.

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 23.10.2019 по делу N А56-19146/2019

Срочная потребность в товаре должна подтверждаться периодом поставки

Заказчик заключил с единственным поставщиком контракт на поставку медикаментов для гемодиализа. Поставленный товар не оплатил.

Суд поддержал заказчика. Контракт был заключен без проведения конкурентной процедуры. Поставщик знал о том, что заказчик работает по Закону N 44-ФЗ, поэтому не вправе требовать оплаты. Ссылка поставщика на срочную потребность заказчика в медикаментах опровергается условиями контракта. Срок поставки по нему составлял 20 дней.

Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 23.10.2019 по делу N А15-5090/2018

Если контракт не заключен по вине заказчика, с него можно взыскать расходы на банковскую гарантию

Победитель аукциона направил заказчику подписанный проект контракта и банковскую гарантию в обеспечение исполнения обязательств. Однако на тот момент антимонопольный орган выявил нарушения в закупке и обязал заказчика отменить ее результаты.

Победитель закупки через суд взыскал с заказчика стоимость банковской гарантии и расходы на представителя. Суд отметил: победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в срок, установленный законом, независимо от того, проводит антимонопольный орган проверку или нет. В противном случае его признают уклонившимся от заключения контракта и включат в РНП.

Документ: Постановление АС Уральского округа от 29.10.2019 по делу N А60-60782/2018

📍Подрядчик должен возместить заказчику убытки, если не устранит недостатки работ по гарантии

В гарантийный период заказчик установил, что подрядчик некачественно выполнил работы. Устранять дефекты подрядчик отказался, сославшись на то, что заказчик принял работы без претензий.

Заказчик заключил контракт с другим подрядчиком. Стоимость устранения недостатков составила более 1,3 млн руб.

Суд взыскал эту сумму с первоначального подрядчика и обязал его возместить заказчику расходы на представителя и уплату госпошлины.

При вынесении решения суд учел следующее:
— недостатки выявлены в пределах гарантийного срока;
— заказчик несколько раз уведомлял подрядчика о необходимости устранить недостатки и только после этого заключил контракт с новым подрядчиком;
— первоначальный подрядчик не заявлял о том, что документация о закупке составлена неверно, нарушена технология или неправильно определены материалы для выполнения работ;
— экспертизы, проведенные Роспотребнадзором и силами подрядчика и заказчика, подтвердили, что недостатки возникли из-за некачественного выполнения работ.

Документ: Постановление АС Поволжского округа от 27.09.2019 по делу N А06-12004/2018

📍Пени за заказчика может уплатить физлицо

Исполнитель посчитал, что заказчик должен уплатить пени за просрочку исполнения контракта, перечисляя средства только со своего расчетного счета. Окружной суд с этим не согласился. Исполнитель обязан принять уплату пеней, даже если за заказчика их перечислила иная организация или физлицо.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 13.09.2019 по делу N А11-6394/2018

[1]

Практика по контролю за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в2017 году

В соответствии с предоставленными полномочиями в рамках контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг территориальные органы ФАС России осуществляют плановые и внеплановые проверки, рассмотрение поступивших жалоб и обращений заказчиков о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков, а также привлекают к административной ответственности за выявленные нарушения в сфере законодательства о контрактной системе в рамках предоставленных полномочий.

В 2017 году (по ноябрь 2017 г.) в Тюменское УФАС России поступило 411 жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Из поступивших жалоб:

81 поданы в отношении закупок, осуществляемых для обеспечения федеральных нужд (рассмотрено 63, из них 34 признаны необоснованными),

122 – для нужд субъектов Российской Федерации (рассмотрено 86, из них 62 признаны необоснованными),

208 для муниципальных нужд (рассмотрено 145, из них 114 признаны необоснованными)

Читайте так же:  Права на недвижимое имущество

По результатам рассмотрения таких жалоб были выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе, которые в большинстве своем касаются порядка отбора участников закупки; описания объекта закупки; содержания документации о закупке, а также размещения информации на официальном сайте закупок.

В результате рассмотрения жалоб выдано 60 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые были исполнены подконтрольными субъектами в полном объеме и в установленные сроки.

Также в указанный период на основании обращений, содержащих признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг контрольным органом осуществлено 7 внеплановых проверок, во всех случаях выявлены нарушения, выдано 5 предписаний.

В 2017 году в отношении должностных лиц заказчиков, в том числе членов комиссий, работников контрактных служб, контрактных управляющих вынесено 169 постановлений о назначении административных наказаний за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по статьям 7.29.-7.32. КоАП РФ. Всего наложено административных штрафов на сумму 2 054 600 рублей.

Наиболее частыми нарушениями, допускаемыми заказчиками (уполномоченными органами), их комиссиями по осуществлению закупок по-прежнему являются следующие:

— составление документации (в частности, проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации) с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

К таковым следует отнести, отсутствие в проекте контракта обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

— неверное (необъективное) описание объекта закупки, в т.ч. установление избыточных требований к работам (услугам);

В качестве примера следует указать случаи установления в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе своих заявок, помимо конкретных показателей товаров, конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, химического состава товаров. Требование об указании сведений о материалах, используемых при изготовлении товара, вынуждает участника заранее, на стадии подачи заявки, определить вещества, которые будут использованы производителем необходимого товара.

В итоге данные требования вызывают трудности по оформлению участниками заявок на участие в закупках, способствуют формированию формальных ошибок в подаваемых участниками заявках и как следствие, нежелание участников принимать участие в таких закупках, появлению обоснованных или необоснованных подозрений об умысле заказчиков ограничить круг участников в процедуре закупки;


— отсутствие надлежащим образом проработанных инструкций по заполнению заявок на участие в закупках;

— не применение ограничений, запретов и условий, установленных подзаконными актами (в части несоблюдения запретов, ограничений в отношении товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств);

— действия заказчика, связанные с не допуском участников к участию в электронных аукционах (отклонение первых частей заявок). В большинстве случаев такая ситуация провоцируется самим заказчиком, когда в документации о закупке не указываются необходимые требования к поставляемым товарам или отсутствует надлежащая инструкция по составлению (оформлению) заявок на участие в закупке.

Кроме того, практика рассмотрения жалоб позволяет выделить определенные типичные нарушения требований действующего законодательства о контрактной системе, которые допускаются участниками закупок, и, как следствие, исключают их возможность конкурировать с остальными участниками за право заключить контракт.

Так, например, при подаче заявки на участие в закупке допускаются следующие нарушения, которые влекут последующее отклонение заявки:

1) отсутствие в составе заявки страны происхождения товара; показателей, требующихся заказчику в соответствии с документацией о закупке, или их несоответствие заявленным требованиям или национальным стандартам, техническим регламентам;

2) отсутствие в составе заявки декларации о соответствии участника закупки единым требованиям, предусмотренным пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;

3) отсутствие с составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, устанавливаемых заказчиками в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, а также представление документов не в полном объеме (например, контракты (договора) без приложений);

4) отсутствие в составе заявки выписки, выданной саморегулируемой организацией, подтверждающей членство участника закупки в такой организации, за исключением случаях, указанных в статьях 48,52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

5) отсутствие в составе заявки документов (или их копий), подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона №44-ФЗ.

Кроме того, ФАС России осуществляется ведение реестра недобросовестных поставщиков, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

За текущий период(с 01.01.2017 по 01.12.2017 г.) Тюменским УФАС России рассмотрено всего 114 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

По результатам их рассмотрения Тюменским УФАС России, в реестр недобросовестных поставщиков внесены сведения о 83 участниках закупок (подрядчиков, исполнителей, поставщиков).

В отношении 24 хозяйствующих субъектов принято решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи расторжением с ним контрактов по решению суда.

По результатам рассмотрения Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок 39 фактов уклонения от заключения контрактов в 19 случаях приняты решения о признании факта уклонения участников закупок от заключения контрактаподтвердившимся, в остальных случаях достаточных оснований для включения сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков не имелось.

Кроме того, рассмотрено 51 обращение заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении тех участников закупок, с которой контракты были расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, при этом по 40 таким обращениям было принято решение о включении сведений в отношении таких хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков,

Необходимо отметить, что в 5 случаях основанием для отказа о включении сведений в отношении участников закупок являлось, в том числе, нарушение заказчиками процедуры расторжения контракта, установленной Законом о контрактной системе.

Всего по состоянию на 01.12.2017 г. в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) находится 143 лиц, включенных территориальным антимонопольным органом по обращениям государственных и муниципальных заказчиков Тюменской области.

  • практики ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) позволяет выделить типичные нарушения порядка заключения контрактов, допускаемые поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые приводят признанию участников закупок уклонившимися от заключения контрактов.
Читайте так же:  Отличия ао от ооо

1) не подписание контракта в установленные сроки;

2) не представление заказчику надлежащего обеспечения исполнения контракта в установленный Законом о контрактной системе срок (например, отсутствие денежных средств на счёте для предоставления обеспечения исполнения контракта; представление обеспечения исполнения контракта без учета антидемпинговых мер и (или) части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе;

3) предоставление банковской гарантии, не соответствующей требованиям статей 45,96 Закона о контрактной системе (срок действия банковской гарантии составляет менее срока действия контракта, отсутствие банковской гарантии в Реестре банковских гарантий);

4) отсутствие электронной подписи, необходимой для заключения контракта (поломка, утрата подписи);

5) направление протокола разногласий по истечении тринадцати дней с даты размещения в Единой информационной системе в сфере закупок протокола рассмотрения заявок на аукционе.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 10

Надежда Романенкова,
эксперт электронной площадки «Аукционный Конкурсный Дом»

Из этого материала вы узнаете, возможно ли возложить ответственность на контрактного управляющего, к ответственности каких видов можно привлечь контрактного управляющего, как следует рассчитывать сумму закупок у единственного поставщика образовательным организациям, обязан ли заказчик включить требование об обеспечении исполнения контракта в договор с единственным поставщиком-субъектом естественной монополии и о многом другом.

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) на практике отвечает эксперт электронной площадки «Аукционный Конкурсный Дом» Надежда Романенкова.

Возможно ли возложить ответственность на специалиста (начальника отдела), назначенного контрактным управляющим?

Пользователь под ником Rinat Kh

Да, возможно. Контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий (ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Как правило, в его должностной инструкции прописаны должностные обязанности и ответственность за их неисполнение. В частности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю лицо несет ответственность по трудовому законодательству (ст. 232 ТК РФ); за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством. Так, КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя); за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; за нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и другие. При этом контрактные управляющие, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.29-7.32 КоАП РФ, ч. 7, ч. 7.1 ст. 19.5 КоАП РФ, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего)

Помимо этого, ст. 12 Закона № 44-ФЗ установлено, что должностные лица заказчиков (в том числе контрактные управляющие) несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. За нарушение этих требований контрактные управляющие несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 107 Закона № 44-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Однако указанное ограничение не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Есть ли документ, в котором прописаны данные нужды, или каждое поселение утверждает их самостоятельно на Совете депутатов?

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Понятие «нужды сельских поселений» в законодательстве о контрактной системе не раскрывается. Поэтому при осуществлении закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ необходимо, в первую очередь, изучить круг вопросов местного значения, закрепленный в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также муниципальные правовые акты, исходя из которых и следует определять нужды сельских поселений с учетом принципа разумности.

Помните, что с 1 января 2015 года вступает в силу ст. 18 Закона № 44-ФЗ «Обоснование закупок». Любая закупка должна быть обоснована. Обоснованность заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным ст. 13 вышеуказанного закона, в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента РФ, решениям, поручениям Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, законам субъектов федерации, муниципальным правовым актам, а также законодательству России и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Следует отметить, что в ст. 13 Закона № 44-ФЗ предусмотрены основания формирования плана закупок, среди которых – муниципальные программы и иные документы планирования.

Как правильно рассчитать сумму закупок у единственного поставщика для образовательной организации?

Сумма закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по общему правилу установлена п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и не должна превышать 100 тыс. руб. При этом для образовательных организаций действует специальная норма (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), которая имеет приоритет перед общей.

Так, образовательные организации вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб. в год. Например, если общий объем закупок составляет 10 млн руб., заказчик вправе размещать заказы у единственного поставщика на сумму до 5 млн руб. включительно.

Обязан ли заказчик включить требование об обеспечении исполнения контракта в договор с единственным поставщиком-субъектом естественной монополии?

Видео (кликните для воспроизведения).

Требование об обеспечении исполнения контракта должно быть установлено заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Частью 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ определены случаи, когда заказчик вправе (а не обязан) установить указанное требование. К таким случаям относится и осуществление закупки товара, работы или услуги в сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, заказчик не обязан включать требование об обеспечении исполнения контракта в договор с единственным поставщиком-субъектом естественной монополии. Единственное исключение составляют случаи, когда обязательность такого требования установлена в законе.

Читайте так же:  Выплата осаго при дтп

Мы – муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. В 2014 году нам выделено порядка 2,5 млн руб. на текущий ремонт в связи с открытием дополнительных образовательных групп. Эти средства не включены в муниципальное задание. Каким законом нам руководствоваться при осуществлении закупок на оказание услуг по текущему ремонту?

Автономные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1 вышеназванного закона).

Из этого правила есть два исключения: предоставление автономному учреждению бюджетных инвестиций на капремонт (ч. 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ), а также передача автономному учреждению полномочий государственных, муниципальных органов, органов управления внебюджетными фондами или Госкорпорации «Росатом» (ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Как видим, осуществление текущего ремонта под эти исключения не подпадает, поэтому при осуществлении закупок Вам следует руководствоваться Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Возможно ли заключение в рамках Закона № 44-ФЗ договора (а не государственного контракта) на сумму до 100 тыс. руб.?

По итогам осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключаются государственные и муниципальные контракты (п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Исключение составляет заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, если Вы не относитесь к перечисленным в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ субъектам, по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 100 тыс. руб. Вам придется заключать именно государственный контракт.

Какому подразделению образовательного учреждения передаются функции по размещению заказов: управлению образования, централизованной бухгалтерии или какому-либо другому?

Решение данного вопроса находится в компетенции руководителя, который выбирает, назначать ли ему контрактного управляющего либо создавать контрактную службу. При этом заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., в соответствии со ст. 38 Закона № 44-ФЗ и приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» должны создать контрактные службы.

При создании контрактной службы организация специального структурного подразделения (департамента, управления, отдела, бюро и т.д.) не является обязательной – достаточно определить лиц, ответственных за осуществление закупок. В этом случае специалисты по закупкам могут одновременно выполнять и другие функции, а также числиться в разных подразделениях.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: [email protected]

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок.

Читайте так же:  Вернуть товар без чека

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Административная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за 16–20 сентября

Административная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за 16–20 сентября

[3]

Нередко антимонопольные органы находят нарушения в положениях документации о закупке, протоколах комиссий, условиях исполнения контракта и сроках его направления участникам. Опираясь на недавнюю административную практику, расскажем, как избежать таких нарушений.

Документация о закупке: описание объекта закупки, сроки разъяснений, условия исполнения контракта

Что проверить: описание объекта закупки.

✔️ Как должно быть: характеристики закупаемого товара нужно описать таким образом, чтобы под них подходили товары нескольких марок или производителей. Кроме того, нельзя ссылаться на технические условия, поскольку определенный номер ТУ соответствует продукции только одного производителя.

Исключение — случаи, когда имеется специфика использования товара.

Документ: Решения Новосибирского УФАС России от 28.08.2019 N 054/06/33-1630/2019, Якутского УФАС России от 03.09.2019 N 014/06/64-2044/19

Что проверить: дату окончания срока предоставления разъяснений документации.

[2]

✔️Как должно быть: сначала нужно определить момент, не позднее которого участники могут запросить разъяснения. По общему правилу прием запросов прекращается за три дня до даты окончания срока подачи заявок. Например, срок подачи заявок заканчивается 20 сентября 2019 года, значит, запрос можно направить не позднее 16 сентября. Затем нужно прибавить два дня (максимальный срок для ответа на запрос) — это и будет дата окончания срока предоставления разъяснений. В нашем примере — 18 сентября.

Обратите внимание: если срок направления запроса заканчивается в выходной день, он сдвигается на ближайший рабочий день. Соответственно этому нужно перенести и дату окончания срока предоставления разъяснений.

Например, если крайний срок направления запроса о разъяснении выпал на субботу, 14 сентября, срок сдвигается на понедельник, 16 сентября. Датой окончания срока предоставления разъяснений будет 18 сентября.

Документ: Решения ФАС России от 22.07.2019 по делу N 19/44/105/1983, Ярославского УФАС России от 04.09.2019 по делу N 076/06/67-467/2019

🔎Что проверить: соответствие условий об ответственности сторон в проекте контракта изменениям в законодательстве, вступившим в силу 14 августа.

✔️Как должно быть: в проекте контракта нужно указать, что общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком или поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

До 14 августа 2019 года требования были сформулированы иначе. Речь шла об общей сумме начисленной неустойки (штрафов, пеней). Сейчас — только об общей сумме штрафов.

Документ: Решение Пермского УФАС России от 03.09.2019 N 013200

🔎Что проверить: документацию об аукционе на строительство или реконструкцию объекта капитального строительства.

✔️Как должно быть: в документации нужно указать перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно.

Напомним, в сам контракт необходимо будет включить перечень конкретных работ, их цена должна быть не меньше 25% от цены контракта. Кроме того, нужно установить ответственность за невыполнение подрядчиком этого условия.

Документ: Решение Курского УФАС России от 28.08.2019 по делу N 046/06/64-473/2019

Отклонение заявок участников закупок

🔎Что проверить: обоснование отклонения заявки в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе или конкурсе.

✔️Как должно быть: в протоколах рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе и вторых частей заявок на участие в аукционе нужно указать:

▪️что именно в заявке участника оформлено ненадлежащим образом или какой документ не представлен;
▪️какое положение Закона N 44-ФЗ нарушено. Нельзя сослаться на весь Закон N 44-ФЗ, необходимо указать конкретную статью;
▪️какое положение документации нарушено.

В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе достаточно указать пункты документации, которым не соответствует заявка, и отметить, какие именно положения заявки противоречат этим пунктам.

Документ: Решения ФАС России от 01.08.2019 по делу N 19/44/105/2100, Санкт-Петербургского УФАС России от 28.08.2019 по делу N 44-4270/19

Заключение контракта по результатам электронной закупки

🔎Что проверить: срок действия электронной подписи лиц, которые имеют право направлять и подписывать контракт.

✔️Как должно быть: электронная подпись должна действовать все время, пока идет закупка. Правило, казалось бы, очевидное, но один из заказчиков не смог вовремя направить участнику проект контракта как раз из-за того, что истек срок действия подписи. УФАС признало это нарушением.

Документ: Решение Челябинского УФАС России от 28.08.2019 N 074/06/105-1625/2019 по делу N 628-ж/2019

Судебная практика по 44-ФЗ о контрактной системе

Знание судебной практики, умение ее находить и работать с ней крайне важно для специалиста по закупкам. Почему, читайте в статье.

Когда дела о закупках доходят до суда

До заключения контракта пострадавшая сторона может жаловаться в ФАС. Если контракт уже заключен, остается Арбитражный суд. Это первый вариант, как дела о закупках попадают в суд. Если одну из сторон спора решение ФАС не устроило, его также можно обжаловать в Арбитражном суде. Это второй вариант.

Все дела по закупочным спорам, рассмотренные ФАС, называются административной практикой, судом — судебной практикой.

Зачем изучать судебную практику по госзакупкам 44-ФЗ и где ее искать

Из судебной практики можно узнать о добросовестности того или иного заказчика/поставщика. Также она говорит о частых нарушениях сторон при исполнении контракта. Изучение судебной практики особенно важно, если предстоит судебное разбирательство. Оно поможет понять, какие аргументы суды принимают, а какие нет, что может сыграть в пользу заказчика или, напротив, в пользу поставщика.

Найти судебную практику можно на сайте ras.arbitr.ru. Искать можно только по ключевым словам. Лучше брать формулировки из закона, поскольку решения пишутся официальным языком. Но можно также указать:

  • вид спора;
  • категорию спора;
  • название, ИНН или ОГРН участника;
  • название суда;
  • номер дела;
  • период поиска.

Верховный суд периодически выпускает обзоры судебной практики по 44-ФЗ. Это набор решений по самым резонансным или прецедентным делам в сфере госзаказа. В отличие от сайта, упомянутого выше, здесь дела описаны кратко и их удобно читать.

Ольга Милонаец, руководитель Псковского УФАС России, аккредитованный лектор общества «Знания»

Из вебинара узнаете, какие действия заказчиков и участников суды признают нарушением законодательства. Ольга Милонаец показывает на примерах, когда сделку признают ничтожной, как стороны нарушают принцип добросовестности, какие ошибки допускают при описании объекта закупки. Тут же – описание основных ошибок при закупках у единственного поставщика.

Читайте так же:  Субъект авторского права

На что обращать внимание в судебной практике

В решениях очень много формулировок из законов. Иногда цитируются целые статьи. При разборе дела главное обратить внимание на то, кто и по какой причине подал иск, по какому закону был заключен контракт (223-ФЗ или 44-ФЗ), каковы требования пострадавшей стороны. Самое важное в решении — это аргументы истца и ответчика: как именно они доказывают свою правоту, на что ссылаются. Также обращайте внимание на разные позиции судов по одному и тому же вопросу. Не стоит брать одно дело и изучать только его. Практика бывает неоднозначна. Это означает, что по двум схожим делам суды могут принять противоположные решения.

Дробление договоров по 44-ФЗ: судебная практика

Обычно к дроблению договоров прибегают, когда хотят провести вместо конкурентной неконкурентную процедуру. Один из вариантов — заключить договор до 300 тыс. руб. Если потребности заказчика в эту сумму не укладываются, он может пойти на незаконные манипуляции, а именно раздробить закупку на несколько небольших, как в следующем примере.

ООО «СМУ-6» и МКДОУ «Детский сад №9» заключили три контракта в период с 19.01.2016 до 21.01.2016. Два из них были идентичными: подрядчик должен был отремонтировать эвакуационный выход в детском саду. Третий контракт заключили на демонтаж площадок и монтаж дверей. Кстати, по всем трем контрактам работы были приняты без замечаний. Не получив оплату помимо аванса, подрядчик обратился в суд.

Любопытно, что заказчик тут же подал встречный иск, заявив, что подрядчик незаконно удерживает перечисленные средства в размере 275 318 руб. 55 коп.

В возражениях на иск заказчик указал, что муниципальные контракты № 1 от 19.01.2016, № 2 от 20.01.2016, № 3 от 21.01.2016 заключены с нарушением норм бюджетного законодательства. Конкурентных процедур не было. А значит, по мнению заказчика, контракты нужно признать недействительными.

В ходе судебного заседания выяснилось, что стороны заключили три контракта вместо одного на выполнение работ по ремонту эвакуационного выхода и демонтажу площадок и монтажу дверей, чтобы не проводить конкурентную закупку. Работы по спорным контрактам выполнялись на одном объекте, контракты заключены с разницей в один день, а их суммарная стоимость превышает установленные лимиты для закупки у едпоставщика.

Была назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Выяснилось, что подрядчик допустил нарушения по всем трем контрактам. Поскольку работы ООО «СМУ-6» выполнены некачественно и без проведения публичных процедур, суд решил, что платить подрядчику не за что. Поскольку ему отказали в оплате, претендовать на неустойку от заказчика подрядчику также не мог.

Муниципальные контракты № 1 от 19.01.2016, № 2 от 20.01.2016, № 3 от 21.01.2016 суд признал ничтожными. Следовательно подрядчик должен был вернуть 275 318 руб. 55 коп. и заплатить неустойку за пользование чужими деньгами — 67 387 руб. 58 коп. (решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.06.2019 по делу № А76-14058/2017).

Неустойка по 44-ФЗ: судебная практика

Дела о неустойке обычно сводятся к тому, что вторая сторона с начисленными пени и штрафами не согласна и убеждает суд их отменить. В следующем примере подрядчик пытался доказать, что неустойку ему начислили незаконно. Но суд не убедили ни аргументы о том, что заказчик выдал разрешение с опозданием, ни упоминания о погодных катаклизмах.

Заказчик и подрядчик заключили государственный контракт на строительство мостового перехода. Работы нужно было выполнить по 15 декабря 2018 года включительно. Подрядчик сорвал сроки почти на 4 месяца, закончив работы к 8 апреля 2019 года. Причем были выполнены работы лишь на сумму 162 млн из 260 млн руб. Заказчик дважды направлял письма с просьбой выплатить неустойку в добровольном порядке.

На суде нарушитель сослался на введение режима ЧС на территории Приморского края. Из-за этого ему якобы пришлось приостановить работы на период подъема уровня воды в реке с 27.08.2018 по 07.09.2018. Но этот довод суд не принял. Подрядчик не смог подтвердить, что ситуация на реке каким-то образом мешала выполнять подрядные работы и как-то затрагивала территорию, где работала бригада.

Еще одним оправданием подрядчика было то, что заказчик выдал разрешение на строительством только спустя 5 месяцев с момента заключения контракта. Из-за этого он якобы не мог приступить к работам. Но и это не сработало. На суде выяснилось, что несмотря на отсутствие разрешения подрядчик на свой риск приступил к работам по контракту и продолжал их выполнение. Факт полного простоя он не смог доказать. Как и не смог подтвердить, что до момента получения разрешения на строительство уже выполнил все подготовительные работы и просто ждал.

В итоге суд взыскал 2 896 815 руб. неустойки. Оснований для снижения суммы он не нашел (решение Арбитражного суда Приморского края от 21.06.2019 по делу № А51-10151/2019).

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, дела по неустойке часто касаются ее снижения. Например, иногда суды уменьшают штраф или пени из-за того, что они несоразмерны нарушению. Но это придется доказать. Обычно поставщики, с которых пытаются взыскать неустойку, оправдываются тем, что по факту заказчик не понес убытков, а значит платить ему незачем.

Источники


  1. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.

  2. Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.

  3. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.
  4. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.
  5. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
Практика 44 фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here