Потери при транспортировке

Описание страницы: потери при транспортировке - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Потери при перевозке

При хранении, перевозке, а особенно проведении погрузочно-разгрузочных работ различных видов грузов может происходить изменение, как правило, в сторону уменьшения их качественных, объемных и весовых параметров. Природа таких явлений известна издревле и включает в себя усушку, выветривание, распыление, утечку, таяние, розлив, утруску, впитывание и др.

Поэтому перечисленные потери отдельных физических свойств грузов принято называть естественной убылью и нормировать. Кроме них к нормируемым потерям относят:

— бой и лом хрупких грузов;

— порчу товаров или потребительской тары;

— бой порожней стеклотары;

За потерю груза (товара) торговое предприятие, перевозчик или склад ответственности НЕ несут.

Нормой естественной убыли называется предельная величина потери массы или объема перевозимых грузов или складируемых товарно-материальных ценностей, происходящих под воздействием внешней среды, вследствие определенных физико-химических свойств грузов или товаров.

Нормой естественной убыли зависят от:

— количества перевалок грузов;

— вида самого перевозимого или хранимого груза и проч.

Нормой естественной убыли:

— определяются на научной основе;

— утверждаются нормативным документом;

— устанавливаются в процентном отношении к товаро- (грузо-) обороту;

— относятся на издержки обращения.

Потери, превышающие нормы естественной убыли, относятся на материально ответственных лиц при проведении инвентаризации. В случае хищения нормы естественной убыли не применяются, но могут применяться при наступлении страхового случая для определения страховой стоимости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8471 —

| 7352 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Потери при транспортировке

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ СНАБЖЕНИЮ

от 8 июня 1987 года N 78

Государственный комитет СССР по материально-техническому снабжению

постановляет:

Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1987 года согласованные с Министерством финансов СССР прилагаемые нормы естественной убыли строительных материалов при перевозках автомобильным транспортом.

В связи с этим с 1 июля 1987 года не применять ранее действовавшие нормы естественной убыли указанных строительных материалов и признать утратившим силу Постановление Госснаба СССР от 15 июня 1984 года N 72 (приложение N 2) в части норм естественной убыли: щебня, гравия, песчано-гравийной смеси, песка строительного, отсева дробления при перевозках автомобильным транспортом.

Нормы естественной убыли строительных материалов при перевозках автомобильным транспортом

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Госснаба СССР
от 8 июня 1987 года N 78

Нормы естественной убыли в процентах от массы перевозимого груза

Товарные потери при транспортировке

Сумма товарных потерь вследствие естественной убыли при транспортировках определяется исходя из массы товаров (нетто), принятых для перевозки, и нормы естественной убыли.

Естественная убыль не начисляется на товары, принимаемые и отпускаемые:

§ без перевеса по массе отправителя (по трафарету);

§ без вскрытия тары;

§ по товарам, реализуемым транзитом;

§ по штучным товарам и товарам, списанным в результате порчи, боя, лома.

Методика учета потерь, возникающих при перевозке товаров

Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
дебет кредит
1. Отражены потери, возникшие при перевозке товаров (на покупную стоимость с НДС): § в пределах норм естественной убыли § сверх норм естественной убыли 76.2
2. Списаны потери товаров в пределах норм естественной убыли (на покупную стоимость без НДС): § на увеличение расходов на продажу; § на увеличение себестоимости приобретения товаров 41.1, 41.2
3. Списан НДС, относящийся к потерям, возмещенным организацией 91.2

Учёт товарных потерь от естественной убыли при хранении товаров (нормируемые товарные потери)

Учёт товарных потерь от естественной убыли при хранении товаров

Нормы естественной убыли при хранении и продаже зависят от различных факторов: от климатической зоны (первая, вторая), видов и групп товаров, времени года, условий хранения, и др. недостачи при этом выявляются в процессе инвентаризации.

Величина данных потерь зависит от нормы естественной убыли, стоимости (массы) проданного товара за период между инвентаризациями. При этом используется учётная стоимость товаров.

Для списания недостачи товаров в пределах норм естественной убыли после инвентаризации в бухгалтерии оптовой организации составляют расчёт естественной убыли.

В организациях оптовой торговли нормы естественной убыли зависят от сроков хранения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9505 —

| 7465 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ПОТЕРИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ

Транспортные потери возникают, когда персонал, оборудование, продукция или информация перемещаются чаще или на большие расстояния, чем это действительно необходимо. В ходе многоэтапных процессов материалы и персонал перемещаются от процесса к процессу, которые разделены пространством и/или временем. Вместо того чтобы расположить процессы последовательно или рядом, их часто располагают далеко друг от друга, что требует применения автопогрузчиков, конвейеров или других транспортных устройств для перемещения материалов на следующую операцию. Все эти перемещения не добавляют потребительской ценности производимой продукции.

Пути улучшения:

1.Проанализируйте, как выстроен поток транспортировки ваших материалов или поток информации.

2.Сократите потери путем минимизации физического расстояния транспортировки материалов и перемещения транспортных средств, выделив зоны и применив перепланировку.

3.Сократите расстояние между оператором или оборудованием.

4.Найдите перемещения персонала, материалов или информации, которые не способствуют процессу создания ценности.

ПРИМЕР: В качестве примера можно привести «проем, сделанный в бетонной стене», разделяющую на заводе шинглас цех и склад, рядом с местом упаковки поддона с гибкой черепицы, чтобы сократить лишние перемещения готовой продукции на склад. Сейчас в этом месте установлены ворота. Но чтобы устранить бетонную перегородку в цехе, сначала пришлось устранить немало «бетонных перегородок» в головах людей.

Читайте так же:  График работы сторожей

ПОТЕРИ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ

Потери при передвижении — это ненужные перемещения персонала, продукции, материалов и оборудования, которые не добавляют ценности процессу. Часто рабочие совершают лишние перемещения со своего участка до цехового склада и обратно, а также ходят вокруг ненужного им оборудования. Такие перемещения можно устранить и за счет этого ускорить процесс. Это одна из наиболее неприятных потерь и для рядового персонала, и для руководства, так как потраченное время и простои лишают эффективности большинство производственных процессов, утяжеляя труд рабочих. Несмотря на то, что большинство производственных процессов изначально разрабатывались с учетом минимизации лишних движений, в основном это один из крупнейших источников потерь, возникающих незаметно и приводящих к сбоям.

Пути улучшения:

1.Перепланировка размещения и перестановка оборудования, чтобы уменьшить перемещения оператора

2.Стандартизация движений оператора на уровне «наилучшей практики»

3.Прохождение и составление каждого шага в процессе, чтобы установить потери наилучшим образом.

4.Разработка и изучение карты потока создания ценности и/или карты физических потоков для каждого процесса с последующим сокращением перемещений операторов, оборудования, материалов.

5.Составление комплексной схемы (диаграммы «спагетти»[3]) фактических потоков процесса для установления ситуаций, когда персонал совершает ненужные передвижения или перемещения.

ПРИМЕР: Так, на заводе шинглас при установке ламинатора место оператора, складывающего гонты в нужном количестве после их склейки, было оборудовано обычным стулом. Оператору приходилось совершать за смену тысячи однообразных поворотов корпусом тела вправо. Установка стула с крутящимся механизмом позволила сократить время на выполнение данной операции и облегчить труд оператора.

Дата добавления: 2016-03-25 ; просмотров: 2169 | Нарушение авторских прав

[2]

Потери при хранении товаров и пути их сокращения

Выдача продовольственных товаров со склада или оптовой базы после

длительного хранения объективно производится в меньшем количестве по сравнению с принятой на хранение массой нетто, т.е. обязательно с учетом норм естественной убыли.

При хранении, транспортировке и продаже возникают количественные потери товаров. Они подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

Нормируемые потери. К ним относятся потери, обусловленные естественной убылью массы товаров, образующиеся при подготовке к продаже колбас, мясокопченостей, рыбы, при зачистке сливочного масла, образования крошки сахара-рафинада, кондитерских и других товаров. К ним относят также потери, образующиеся в магазинах самообслуживания, размеры их установлены дополнительно к нормам естественной убыли товаров.

Естественная убыль – это уменьшение массы товаров в результате естественных причин. Нормы естественной убыли являются предельными и принимаются в случае обнаружения недостачи против учетных остатков.

Списание естественной убыли производится после инвентаризации товаров. Недостача в пределах норм естественной убыли списывается с материально-ответственных лиц по ценам, по которым товары были оприходованы.

Отнесение товарных потерь на издержки обращения производится по покупным ценам. Нормы естественной убыли применяются к товарам, проданным за отчетный период.

К штучным и фасованным товарам нормы естественной убыли не применяются.

К товарам, отправляемым в другие магазины и на переработку, возвращаемым поставщикам, применяются нормы, учитывающие срок хранения. Для товаров, хранящихся в магазинах, отдаленных от складской сети, свыше 15 суток, применяются дополнительные нормы убыли, установленные для складского хранения.

Нормы на хранение скоропортящихся товаров устанавливаются для магазинов, имеющих холодильное оборудование с охлаждением не выше +8 °С.

При вынужденной реализации скоропортящихся продуктов в теплое время года через торговые точки, не имеющие средств охлаждения, нормы не повышаются, а применяются меры к ускоренной реализации товаров.

При наличии в магазинах неопытных учеников продавцов, стажеров или практикантов нормы убыли повышаются на 10%. Начисления производятся согласно табелю времени обучения только для секций или отделов, где работали ученики.

Нормы потерь хлебобулочных изделий применяются при наличии документа, подтверждающего сдачу его на корм скоту или вторичную переработку.

Нормы убыли устанавливаются в зависимости от торговой площади магазина и его ежегодного товарооборота. В соответствии с этим все магазины подразделяются на две группы. К первой группе относятся магазины с высоким годовым товарооборотом и торговой площадью более 400 м 2 , ко второй группе относятся все остальные магазины. Регионы России в зависимости от удаленности и трудностей, связанных с доставкой товаров подразделяются на две зоны. К первой зоне относятся близлежащие от производителя продукции районы страны, а ко второй – далеко расположенные.

Выделяют четыре причины возникновения естественной убыли.

1. Усушка – это испарение влаги и улетучивание из товаров спирта, ароматических и других веществ. Этот вид убыли свойствен большинству пищевых продуктов, кроме герметически упакованных. Дыхание, происходящее в плодах, овощах и других товарах, также сопровождается потерей сухого вещества.

2. Раструска и распыл происходят при перевозке и хранении сыпучих товаров (муки, крахмала, сахара) и зависят в значительной степени от плотности тары и условий, в которых проводятся операции.

3. Раскрошка образуется при продаже товаров. Но для таких товаров, как хлебобулочные изделия, сахар-рафинад и карамель, обсыпанная сахаром, раскрошка не относится к естественной убыли, так как крошка в этих случаях должна сдаваться в переработку и списывается по накладной.

4. Утечка и разлив характерны для жидких продуктов, способных просачиваться через тару, но иногда имеют место и для твердых товаров, например потери клеточного сока при размораживании мяса и рыбы. Разлив также возможен при продаже косметических товаров.

На размер естественной убыли оказывают влияние следующие факторы:

1) состояние и физико-химическая природа товара;

2) качество товара;

4) условия и сроки хранения и транспортирования;

5) климатические условия и времена года;

6) вид перевозочного транспорта;

7) характер складирования, вид склада торгового предприятия, торгово-технологическое оборудование.

Важным фактором, влияющим на размер естественной убыли, является физико-химическая природа товаров. Это обусловлено тем, что продовольственные товары по химическому составу и свойствам отличаются друг от друга, поэтому величина нормы убыли для каждого товара различна. Например, для скоропортящихся товаров она значительно выше.

Нормы убыли различаются в зависимости от упаковки товара, срока хранения продукта, времени года и климатических зон хранения. Так, например, для товаров в стеклянной, металлической и некоторых видах полимерной тары убыли не наблюдается, в деревянной таре размеры утечки и впитывания в тару будут тем меньше, чем плотнее дерево и лучше качество тары. Упаковка фасованных товаров также снижает размеры потерь. При оптимальных условиях хранения размеры потерь будут минимальными. Величина убыли с удлинением срока хранения возрастает. Размеры нормы убыли продифференцированы по временам года и климатическим зонам. Значительно меньше убыли товаров наблюдается в зимнее время и в северных районах.

Читайте так же:  Сколько гражданств можно иметь

Нормы естественной убыли товаров при транспортировании установлены в зависимости от вида транспорта и расстояния перевозки. Меньшие нормы убыли установлены при перевозке воздушным транспортом.

Ненормируемые потери. К ним относятся потери, образующиеся в результате снижения качества или порчи товаров и повреждения тары при неправильном хранении и транспортировании, а также разницы между фактической массой тары и массой по трафарету (завес тары).

Для безалкогольных и алкогольных напитков, упакованных в стеклянную тару нормируется процент боя, возникающего из-за воздействия динамических и статических нагрузок, превышающих пределы их механической прочности. При этом на пластмассовые изделия потери от боя не нормируются. Проценты потерь указываются в справочниках норм убыли.

Убытки от потерь при транспортировке грузов определяются с учетом оговорок в транспортных документах (контрактах, договорах, накладных), обеспечивающих защиту перевозчика от претензий грузополучателя. Например, в контракте на перевозку должен быть указан размер естественной убыли перевозимого груза по массе, возникающий вследствие специфических свойств товара, доля такой убыли обычно составляет от 3 до 5% для различных групп товаров.

Причинами естественной убыли при перевозке могут являться:

· усушка, утряска, выветривание, осыпание сыпучих грузов; утечка и испарение жидких грузов;

· механические повреждения штучных товаров; бой стеклянных и керамических изделий;

· наличие внутренних пороков, способствующих гниению или разрушению;

· впитывание влаги, отпотевание в результате резких колебаний температур;

· повреждение рядом стоящими грузами;

· порча товаров с малым сроком годности из-за нарушения сроков поставки; потертость, появление царапин на окрашенных поверхностях; потеря товарного вида и потребительских свойств, натуральной формы из-за воздействия солнечного света, коррозии (образования ржавчины), температуры, а также баратрия – нанесение повреждений при проведении погрузочно-разгрузочных работ (морской термин).

Естественная убыль при транспортировании устанавливается в процентах к массе нетто (чистому весу) перевозимого груза, т.е. лимитирует (ограничивает) допустимые потери продуктов и изделий, и называется транспортабельностью.

Основными мероприятиями по предупреждению и сокращению потерь товаров при хранении являются:

1) увеличение производства и торговли фасованными товарами, но это может привести к повышению себестоимости продукции;

2) повышение технической оснащенности торгового предприятия, хранилищ и транспортных средств холодильным оборудованием и оборудованием для механизации товарных операций и погрузочно-разгрузочных работ;

3) создание оптимальных условий хранения;

4) бережное обращение с товаром на всех этапах его товародвижения от производителя до потребителя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все меры по предупреждению и сокращению товарных потерь классифицируются следующими группами:

Организационные меры.Целью организационных мер является установление причин появления потерь и разработка мероприятий по их предупреждению или снижению. Вследствие этого их разделяют на профилактические и текущие меры.

Профилактические меры

обычно проходят в процессе приемочного контроля качества и количества товаров, закладываемых на хранение, что делает возможным уже на первой стадии хранения прогнозировать сроки хранения товаров независимо от того, указаны или нет эти данные предприятием-изготовителем конкретного товара.

Текущие мероприятия включают в себя:

1) меры по организации поставки товаров точно в срок;

2) премирование работников торгового предприятия с целью предотвращения и сокращения потерь;

3) повышение ответственности лиц торгового предприятия, занимающихся регулированием условий хранения товаров;

4) меры по организации порядка регистрации, учета и своевременного списания норм естественной убыли согласно требованиям нормативных документов.

Технологические меры.Технологические меры учитывают влияние факторов внутренней и внешней среды, их регулирование с целью своевременного предупреждения и сокращения товарных потерь.

Внутренние факторы находятся в тесной зависимости от химического состава товаров, компоненты которого определяют их потребительские свойства. В химический состав входят вещества, которые по-разному влияют на величину товарных потерь. Одни увеличивают потери, другие способствуют их уменьшению.

[3]

К первой группе веществ относится вода и летучие вещества. Основным процессом, протекающим при хранении большинства продовольственных товаров, является процесс дыхания, который приводит к потере влаги в продукте и за счет этого к снижению массы

товара. Это приводит к ухудшению качественных характеристик продукции, портится внешний вид. Впоследствии это может привести к потере доброкачественности продукта. Потеря влаги и летучих соединений у непродовольственных товаров происходит в основном за счет розлива товара, что в первую очередь может сказаться на снижении функционального назначения.

Предотвратить улетучивание влаги и ароматических соединений возможно при применении различных видов упаковки. Особый интерес в этом отношении представляет полимерная упаковка. Полимерная упаковка способствует увеличению сроков хранения большинства товаров, но при этом следует учитывать индивидуальные особенности закладываемых на хранение товаров. Также большое влияние следует уделять способу упаковывания. Сокращению товарных потерь в современной торговле способствует применение вакуумного способа упаковывания товаров, благодаря которому товар может храниться длительное время без снижения его качества. Большое влияние на уменьшение потери влаги в продукте оказывают условия хранения. Поэтому для предотвращения усушки товаров их рекомендуют хранить при пониженных температурах и повышенной относительной влажности воздуха.

Качественные потери могут возникать из-за различных изменений, протекающих с белками, углеводами и жирами, входящими в состав товаров. Данные процессы могут очень снижать качество товаров, а в некоторых случаях товары становятся небезопасными для организма человека. К таким процессам следует отнести прогоркание жиров, распад белков с образованием вредных побочных продуктов реакции.

К веществам, способствующим сокращению товарных потерь, следует отнести белки, крахмал, полифенолы, гликозиды и т.д. Они обладают водоудерживающими способностями и бактерицидными свойствами.

К внешним факторам следует отнести условия и сроки транспортирования и хранения товаров, упаковку, предреализационную обработку товаров.

Информационные меры – меры по обеспечению рабочего персонала необходимой информацией о правилах, нормах и требованиях, устанавливаемых нормативными и технологическими документами, которые позволяют предупредить или снизить товарные потери.

Читайте так же:  Сверхурочная работа в командировке

Всех служащих магазина необходимо проинструктировать относительно того, как предотвращать убытки, и обучить способам, позволяющим спасти максимальное количество товара, подвергшегося порче. Информационное обеспечение персонала – доведение до заинтересованных субъектов необходимых сведений об условиях и сроках хранения. Это достигается путем проведения инструктажа по нормативным и техническим документам и установленным в них требованиях к климатическому и санитарно-гигиеническому режиму, правилам размещения товаров при хранении и реализации.

Надлежащее исполнение служащими своих обязанностей позволяет сократить потери и повысить эффективность хранения товаров.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Нормативные потери зерна при транспортировке — кому головная боль, а кому золотая жила

При транспортировке зерновых грузов автомобильным или железнодорожным транспортом компании-грузовладельцы постоянно сталкиваются с потерями зерна. Это неизбежное явление, т.к. при транспортировке и выгрузке зерно просыпается. В нем происходят биологические процессы (дыхание, дозревание и т.д.), которые влияют на количество и качество транспортируемой продукции. Если к этому добавить умышленное искажение персоналом количества и качества зерна при его отгрузке или приемке на элеваторах и терминалах, учесть воровство зерна в пути, то картина будет полная.

Потерь зерна при транспортировке не избежать, но необходимо их каким-то образом минимизировать. А самое главное — нужно разобраться: кому выгодны эти потери?

Виды потерь зерна при транспортировке

Потери зерна при транспортировке можно условно разделить на две группы:

по количеству (недостача веса);

по качеству (расхождение в качественных показателях зерна

В свою очередь, потери зерна при транспортировке как по количеству, так и по качеству делятся на нормативные (допускаемые) и сверхнормативные.

В этой статье я хочу поговорить о нормативных потерях зерна при транспортировке. Это потери, наличие которых допускает и регламентирует законодательство Украины. Для начала необходимо ответить на несколько важных вопросов:

Во-первых, кто ответственен за нормативные потери зерна при транспортировке? На кого ложатся нормативные потери зерна при транспортировке в конечном счете?

Во-вторых, действительно ли эти нормативные потери зерна ничтожно малы и не влияют на зерновой бизнес, или они в своем денежном эквиваленте почти сравнялись с маржинальностью самого бизнеса.

В-третьих, кто заинтересован в существовании нормативных потерь зерна при транспортировке? Кто получает от этого материальную выгоду?

В-четвертых, что нам с этими нормативными потерями делать?

Теперь об этом по порядку.

При обнаружении нормативных потерь (расхождений) по количеству или качеству перевезенного зерна автомобильным или ж/д транспортом, груз считается доставленным без потерь. Соответственно, никто за эти потери не несет материальной ответственности (ни перевозчик, ни грузоотправитель). Они в полном объеме ложатся на плечи владельца зерна.

Владелец зерна (зернотрейдер, экспортер, внутренний переработчик) закладывает эти нормативные потери в закупочную стоимость зерна (наряду с другими логистическими затратами). Поэтому, чем выше нормативные потери, тем меньше готов зернотрейдер заплатить сельхозпроизводителю. Таким образом, за нормативные потери при транспортировке в конечном счете расплачивается сельхозпроизводитель, т.к. он получает меньшую цену за свое выращенное зерно. Поэтому нормативы потерь зерна при транспортировке необходимо пересмотреть и уменьшить в разумных пределах.

Какова же величина нормативных (допускаемых) потерь зерна при транспортировке для различных видов транспорт?

Обратимся к законодательству. Согласно «Правилам перевозки грузов железнодорожным транспортом» (раздел 8. Правила выдачи грузов. Ст. 27), норма недостачи составляет 0,5% от массы груза.

Что касается автотранспорта, то согласно «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине» (Приказ Минтранса Украины №363 от 14.10.1998 г.), норма недостачи груза составляет около 0,17-0,19% от массы нетто.

Раздел 13. Правила сдачи грузов «При определении количества груза при помощи взвешивания, перевозчик не несет материальную ответственность в случае расхождения между массой груза, указанной в ТТН и фактической массой груза, если разница масс не превышает:

«нормы естественной (природной) убыли груза при транспортировке» — 0,07% от массы груза согласно Постановлению ГОССНАБА СССР № 63 от 02.06.1986 г. «Об утверждении норм естественной убыли отдельных видов грузов при перевозках автомобильным транспортом».

«технической нормы точности весов. » — 20-80 кг на одной автомашине, в зависимости от типа автомобильных весов.

Допускаемые (нормативные) расхождения при определении качественных показателей зерна:

А) Допускаемая погрешность при определении влажности зерна и масличных культур: ± 0,5% — для пшеницы, ржи, ячменя, проса, овса, подсолнечника; ± 0,7% — для кукурузы, гороха, фасоли.

В соответствии с ГОСТ 13586.5-93 «Зерно. Метод определения влажности» и ДСТУ 4811:2007. «Семена масличных культур. Метод определения влажность».

Б) Допускаемая погрешность при определении сорной и зерновой (масличной) примеси зерна или масличных культур:

От ± 0,2% до ± 3% — в зависимости от общего содержания сорной примеси в зерне или масличных культурах.

В соответствии с ГОСТ 30483-97 «Зерно. Методы определения общего и фракционного содержания сорной и зерновой примесей; содержания мелких зерен и крупности; содержания зерен пшеницы, поврежденных клопом-черепашкой; содержания металломагнитной примеси» и ГОСТ 10854-88. «Семена масличные. Метод определения сорной, масличной и особо учитываемой примеси».

Давайте на примере подсолнечника рассмотрим величину допускаемых потерь при транспортировке в денежном выражении (подсолнечник — одна из самых дорогих масличных культур):

норма недостачи груза по количеству для ж/д транспорта — 0,5% от веса нетто;

норма недостачи груза по количеству для автотранспорта — 0,17% от веса груза;

допускаемые расхождения при определении качества подсолнечника — ±1,5% от массы подсолнечника включают в себя:
±0,5% — допускаемая погрешность при определении влажности подсолнечника;

±1% — допускаемая погрешность при определении сорной примеси в подсолнечнике с сорной примесью 3,1-4%.

Таким образом, только нормативные потери подсолнечника при транспортировке могут составить:

для ж/д транспорта — 2,0% от массы груза;

для автотранспорта — 1,67% от массы груза.

В денежном выражении при стоимости подсолнечника 11 тыс. грн/т потери только в пределах допускаемых норм потерь для железнодорожного транспорта составляют 220 грн на 1 тонне, что сопоставимо с общей доходностью переработки подсолнечника в Украине.

Нормативные потери подсолнечника при транспортировке автомобильным транспортом составят 187 грн/т.

Как мы видим, нормативные (допускаемые) потери подсолнечника при транспортировке — это колоссальный ущерб для владельцев подсолнечника и в конечном итоге — для сельхозпроизводителей, занимающихся выращиванием этой культуры.

Читайте так же:  Отчет в военкомат

Кому выгодно?

Откуда же фактически берутся нормативные потери зерна при транспортировке? Кто в этом заинтересован?

По моему личному убеждению, нормативные потери (расхождения) по качеству зерна — это в большей степени последствия умышленных действий персонала лабораторий как элеватора-грузоотправителя, так и сотрудников лабораторий элеваторов, терминалов-грузополучателей.

При отгрузке зерна с элеватора сотрудники лаборатории занижают фактические показатели влажности и сорной примеси в рамках допускаемой погрешности. Таким образом, грузовладельцу вместо зерна отгружают воду и сор.

При приемке зерна на терминале или элеваторе сотрудники лабораторий, наоборот, завышают показатели влажности и сорной примеси, тем самым квалифицируют часть поступившего зерна как воду и сор. При этом обе лаборатории следят за тем, чтобы не выйти за рамки допускаемой погрешности. Ведь в противном случае они вынуждены будут провести комиссионное определение качества.

Таким нехитрым способом на элеваторах и терминалах создается излишек в размере 1-2% от годового оборота зерна. Это огромные деньги, которые зерновые склады получают от манипуляции с качественными показателями зерна.

Что может свидетельствовать об умышленном характере искажения качественных показателей зерна недобросовестными элеваторами?

Например, наличие постоянного «минусового отклонения» в качественных показателях зерна. Ведь при объективном определении качества зерна погрешность должна колебаться, то в «отрицательном», то в «положительном» диапазоне (в ГОСТах и ДСТУ погрешность определения качества так и обозначается ± 0,5%).

Если мы систематически видим только «минусовое» отклонение в пределах допуска, это явный признак, что кто-то умышленно корректирует качественные показатели зерна в пределах допустимых значений.

Хотя существуют и объективные причины расхождений качественных показателей зерна в пределах допуска между лабораториями грузоотправителя и грузополучателя.

Такими причинами являются:

а) различные способы отбора проб (например, в пункте отгрузки отбор проб зерна производится ручным щупом, а в месте приемки — пневматическим пробоотборником);

б) самосортирование зерна в процессе транспортировки (легкие примеси поднимаются в зерновой насыпи, а тяжелые опускаются на дно кузова, что приводит к неравномерному качеству зерна в кузове авто или ж/д вагона);

в) некоторые различия в технологии определения сорной примеси (например, на одном элеваторе определение сора производится путем просеивания зерна через сита вручную, а на другом — просеивание производится на механическом рассеве, что может привести к незначительному расхождению качественных показателей).

Какова текущая ситуация с нормативными потерями зерна при транспортировке зерновых грузов с линейных элеваторов ?

В последнее время такой способ зарабатывания денег зерновыми складами используется повсеместно. Исключением являются некоторые предприятия с иностранным менеджментом или крупные транснациональные компании, которые ведут цивилизованную рыночную деятельность. Для них такой способ является неприемлемым. Основная же масса зерновых складов продолжает активно использовать эти лазейки, чтобы создавать излишки зерна на своих предприятиях.

Как бороться?

С одной стороны, необходима либерализация рынка, то есть уменьшение роли государства в рыночных отношениях; с другой — нужен эффективный контроль за действиями операторов рынка со стороны государства по некоторым вопросам (в том числе, необходим и независимый арбитр по вопросу качества зерна).

Как достичь объективной оценки качества зерна на элеваторах?

1.Необходимо разделить процессы отбора проб зерна из транспортного средства и само проведение лабораторных исследований между персоналом. Производить данные операции в отдельных помещениях, чтобы исключить контакт персонала.

2.Нужно производить лабораторные исследования обезличенных проб зерна (очень важно, чтобы лаборанты не знали, кто поставщик зерна, какие качественные показатели указаны в сопроводительном документе о качестве зерна и т.д.).

3.Лаборанты обязаны добросовестно выполнить лабораторные исследования согласно методикам, указанным в соответствующем ГОСТе или ДСТУ.

Как уменьшить нормативные потери зерна при транспортировке?

Для начала я бы предложил пересмотреть норму недостачи груза при перевозке зерна железной дорогой. Действующая норма недостачи для ж/д транспорта (0,5% от массы нетто груза), значительно завышена и требует уменьшения до 0,13-0,16%.

Относительно нормативных потерь зерна при транспортировке по качеству (а это львиная доля нормативных потерь), моя позиция следующая: пока существует двойное трактование участниками зернового рынка ГОСТов и ДСТУ по определению качества зерна, эту проблему мы никогда не решим. Действительно, в ГОСТах и ДСТУ по определению конкретного качественного показателя зерна (влажности или сорной примеси и т.п.) существуют допускаемые расхождения (погрешности) между контрольным и первоначальным результатом. Но при этом там четко указано, что, если расхождение между контрольным и первоначальным определением качества зерна не превышает допустимые величины, в таком случае окончательным необходимо считать первоначальный результат.

То есть если при приемке зерна на терминале вы обнаружили расхождения по качеству зерна в пределах допускаемой погрешности, вы обязаны подтвердить качество отправителя (в этом случае владелец зерна не понесет никаких потерь по качеству).

Если же расхождения превышают допускаемую погрешность, то необходимо производить комиссионное определение качества, результат которого будет окончательным для всех сторон (в этом случае владелец зерна также не понесет потерь по качеству).

Если грузоотправитель систематически отправляет зерно с «минусовым» отклонением по качеству в пределах нормы, необходимо предусмотреть меры воздействия на недобросовестный зерновой склад.

На практике сегодня мы видим, что и элеватор-грузоотправитель, и получатели зерна (терминалы, МЭЗы и т.п.) являются обособленными юридическими лицами со своими сертифицированными лабораториями. Свои лабораторные показатели качества они считают единственно верными. В этой ситуации страдает собственник, который реально теряет зерно в пределах этих допусков (от 1% до 2% массы).

[1]

Как изменить эту ситуацию? Как отучить сотрудников лабораторий зерновых складов работать с «запасом» по качеству?

Давайте вместе обсуждать и искать способы воздействия на недобросовестные зерновые склады, пересматривать существующую нормативную базу. Только решив эти проблемы, мы придем к цивилизованному зерновому рынку в Украине.

Валерий Ткачев, заместитель директора по логистике компании «ТД» Дельта Вилмар»

Технологические потери или естественная убыль: справочник для бухгалтера

У всех торговых организаций в процессе хранения и транспортировки товаров могут возникать недостачи, которые возможно отнести либо к технологическим потерям, либо к естественной убыли. В основном это касается сыпучих товаров. Разберемся может ли организация данные недостачи учесть в целях налога на прибыль и возникнет ли обязанность восстановить НДС.

Читайте так же:  За фактически отработанное время

Технологические потери

Учитывая технологические особенности собственного производственного цикла и процесса транспортировки, налогоплательщики могут определять нормативы образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве.

Данные нормативы могут быть установлены, в частности, технологическими картами, сметами технологического процесса или иными аналогичными документами, являющимися внутренними документами, которые разрабатываются специалистами организации, контролирующими технологический процесс, и утверждаются уполномоченными лицами организации (gисьмо Минфина России от 16.02.2017 N 03-03-06/1/8847).

В письме Минфина России от 02.03.2018 N 03-03-06/1/13389 указано, что порядок отраслевого учета технологических потерь при производстве и (или) транспортировке регулируется отраслевым законодательством и не является предметом законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

При определении налоговых последствий выбытия (списания) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий), необходимо иметь в виду, что исходя из содержания пункта 1 статьи 146 НК РФ такое выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта налогообложения (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).

По вопросу восстановления НДС по технологическим потерям возможно воспользоваться письмом ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/[email protected], где указано, что обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятых к вычету сумм НДС должна быть предусмотрена законодательством. П. 3 ст. 170 НК РФ устанавливает случаи, при которых суммы налога подлежат восстановлению. По мнению ВАС РФ, в случаях, не перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ, суммы НДС не подлежат восстановлению.

Таким образом, технологические потери учитываются в целях налога на прибыль в полном размере, что касается НДС, то при учете технологических потерь объекта налогообложения НДС и обязанность по восстановлению НДС у налогоплательщика не возникают.

Естественная убыль

Учитывая положения пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, потери сверх норм естественной убыли не могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли. В случае возникновения недостач сверх норм естественной убыли организация должна определить виновное лицо. В случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Под нормой естественной убыли, применяющейся при транспортировке товарно-материальных ценностей, понимается допустимая величина безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем (Приказ Минэкономразвития РФ от 31.03.2003 N 95 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли»).

Следовательно, после того как определили технологические потери необходимо определить, какой размер недостачи возник.

Еще в 2010 году УФНС РФ по г. Москве указало, что, если по каким-либо товарным группам нормы естественной убыли не утверждены в порядке, установленном Правительством РФ, налогоплательщик при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не может отнести к материальным расходам потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке данных товарно-материальных ценностей (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 30.07.2010 N 16-15/[email protected]).

До утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ).

НДС, ранее принятый к вычету по недостающему, утраченному имуществу, восстанавливать не надо, поскольку такое основание для восстановления НДС отсутствует в п. 3 ст. 170 НК РФ.

Таким образом, организация может учесть потери возникшие в результате хранения и транспортировки товаров в расходах по налогу на прибыль, но только в размере утвержденных норм естественной убыли.

Мокрый песок при транспортировке подсушивается и становится сухим в связи с чем появляются технологические потери, обусловленные особенностями транспортировки, также песок может при транспортировке и погрузке, разгрузке просыпаться, в связи с чем неизбежно возникнет естественная убыль.

Что касается песка, то существует такое понятие как насыпная плотность песка, которое установлено ГОСТом, где насыпная плотность — это масса единицы объема материала в насыпном (неуплотненном) состоянии с учетом пор и пустот. Плотность сильно различается в зависимости от свойств сырья, к примеру, один кубический метр сухого песка будет иметь массу от 1200 до 1700 килограмм, а один куб мокрого −1920 килограмм.

На сегодняшний день действует Постановление Госснаба СССР от 08.06.1987 N 78 «Об утверждении норм естественной убыли строительных материалов при перевозках автомобильным транспортом». Норма естественной убыли при перевозках автомобильным транспортом навалом для строительного песка составляет 2% от массы перевозимого груза.

Утверждение новых норм естественной убыли при транспортировке строительных материалов, в том числе песка находится еще на стадии проекта, поэтому смело пользуемся Постановлением 1987 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, в целях налога на прибыль технологические потери, установленные внутренними документами организации, при перевозке песка бухгалтер учтен в полном размере, а вот недостачи, которые относятся к естественной убыли возможно будет учесть только в размере 2% от массы провозимого груза.

Источники


  1. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.

  2. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.

  3. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
  4. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
  5. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.
Потери при транспортировке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here