Ответственность за несохранность груза

Описание страницы: ответственность за несохранность груза - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 796 ГК РФ

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Об ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза см.:

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ

Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 45

Комментарий к статье 108 Устава

1. Понятие «несохранность» груза в качестве условия ответственности перевозчика

введено в нормативный оборот ГК. В УЖД говорилось об ответственности за «сохранность»

груза. Понятие «несохранность» в ГК и ТУЖД означает утрату, недостачу, повреждение

(порчу) груза. Под утраченным понимается отправленный по соответствующей накладной,

но не прибывший в пункт назначения груз по истечении 30 дней со дня окончания

срока его доставки либо 4 месяцев — со дня приема груза к перевозке в прямом

смешанном сообщении (см. комментарий к ст. 112, 139). Недостача груза означает

разницу между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе,

и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим в пункт назначения. Повреждение

(порча) груза — результат такого воздействия на груз, которое привело к ухудшению

его качества и снижению стоимости.

2. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки, т.е. вручения перевозчику, и до выдачи его грузополучателю.

Время принятия и выдачи груза указывается в накладной. Если груз утрачен,

то время принятия его к перевозке определяется по данным грузовой квитанции

с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза (см. комментарий

3. Комментируемая норма ТУЖД соответствует общей норме ГК об ответственности

перевозчика за несохранность груза только при наличии его вины, которая предполагается.

Грузоотправитель (грузополучатель) не обязан доказывать вину железной дороги

в несохранности груза. Железная дорога, чтобы освободиться от ответственности

за несохранность груза, должна доказать, что утрата, недостача, повреждение

(порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые она не могла предотвратить

и устранение которых от нее не зависело.

В комментируемой статье содержится примерный перечень специфических и

наиболее часто встречающихся в практике железных дорог обстоятельств, доказанность

которых железной дорогой может свидетельствовать об отсутствии ее вины в причинении

ущерба отправителю или получателю груза. В числе таких обстоятельств названы:

причины, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя (например,

[3]

связанные с погрузкой или выгрузкой груза в местах необщего пользования, несвоевременной

явкой грузополучателя за скоропортящимся грузом);

особые естественные свойства перевозимого груза (снижение веса перевозимого

скота во время перевозки, подверженность металла коррозии и др.);

недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном

осмотре груза при приеме груза для перевозки, либо применение тары, упаковки,

[1]

не соответствующих свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии

следов повреждения тары, упаковки в пути. Следует обратить внимание на содержащееся

в данной статье указание (ранее в УЖД отсутствовавшее) на то, что отсутствие

вины перевозчика связывается с такими недостатками тары и упаковки, которые

не могли быть замечены при наружном осмотре. Если железная дорога, принимая

к перевозке груз, могла обнаружить при наружном осмотре тары и упаковки их

дефекты, она не может быть освобождена от ответственности за вызванную этой

причиной несохранность груза. Правилом данной статьи предусмотрено также,

что если груз был отгружен в таре, упаковке, не соответствующих его свойствам

или установленным стандартам, то железная дорога может быть освобождена от

ответственности за ущерб, причиненный грузу при отсутствии следов повреждения

тары, упаковки в пути;

сдача для перевозки груза, влажность которого превышает установленную

норму. Ущерб грузу, причиненный по этой причине, дорога возмещать не должна.

Как указывалось, приведенный перечень не является исчерпывающим. Дорога

может обосновать отсутствие своей вины и иными обстоятельствами, которые она

Читайте так же:  Выплаты умершему сотруднику

не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело. Ими могут

быть непреодолимая сила, военные действия, блокада и другие обстоятельства.

К началу XX в. средства транспорта становятся излюбленной формой вывоза капитала. По железным дорогам вывозилось из закабаленных стран ценное сырье.

Составные элементы железной дороги: железнодорожный путь, подвижной состав, средства связи, автоматики и телемеханики (СЦБ), система станций и узлов, спец.

Железная дорога должна «заходить» в расположенные на пути города и поселки. Со всем этим приходится считаться.

Метрополитен — внеуличная городская железная дорога — самый скоростной вид пассажирского транспорта, отличающийся высокой провозной способностью.

:: Николаевская железная дорога. — Вслед за открытием движения по первой из русских железных дорог, Царскосельской.

Вопрос о постройке Амурской железной дороги настолько исчерпан, что я. не позволю себе утомлять внимание Государственного совета положительной.

От Москвы железные дороги лучеобразно расходятся по 12-ти направлениям, а на некотором расстоянии от нее соединяются кольцевыми линиями.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ. … Первая пассажирская железная дорога была открыта в России для движения 30 октября 1837 года: между Петербургом и Царским Селом.

Железнодорожный транспорт является основой транспортного комплекса России. Доля железных дорог в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования.

Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога (унитарное предприятие, имеющее полную. Административное право. Железнодорожный транспорт.

Железнодорожные пути строительных площадок делят на подъездные, соединяющие строительные площадки с общей сетью железных дорог, и внутрипостроечные.

Первая пассажирская железная дорога была открыта в России для движения 30 октября 1837 года: между Петербургом и Царским Селом.

— дорожное устройство в месте пересечения ж.-д. пути с автомобильной дорогой в одном уровне. … Железнодорожный транспорт. История железных дорог.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ. — здание (или комплекс зданий, сооружений и устройств) на остановках пассажирского железно-дорожного транспорта.

Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога (унитарное предприятие, имеющее полную самостоятельность).

В отличие от исторических моделей-макетов модели-копии (см. Моделирование, моделизм), создаваемые в модельных кружках при детских железных дорогах, участвуют в соревнованиях.

Железнодорожный кран КДЭ-161 грузоподъемностью ]6 т. Железнодорожный дизель-электрический самоходный полноповоротный кран (3.41) предназначен для.

На железнодорожном пути в среднем через каждые 7—10 км расположены станции. … Когда в 1843 г . прошлого века в России было начато строительство железной дороги между.

Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт … и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения, метрополитен.

Для передвижения кранов по действующим линиям железных дорог в составе поезда его ходовая часть оборудуется тормозными приборами.

Ответственность за несохранность груза

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 796 ГК РФ. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

    Гражданский кодекс Российской Федерации:

    Статья 796 ГК РФ. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

    1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

    2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

    в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

    в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

    в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

    Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

    3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

    4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 2 в действующей редакции

    Комментарии к статье 796 ГК РФ, судебная практика применения

    В пп. 11-16, 22-23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» содержатся следующие разъяснения:

    Утрата, недостача или повреждение багажа

    Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от вины

    По смыслу пункта 1 статьи 796 ГК РФ, пункта 3 статьи 401 ГК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.). Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.

    Недостача или повреждение багажа подтверждается актом

    Недостача мест багажа или утрата, недостача, повреждение (порча) багажа подтверждаются коммерческим актом. Такой акт составляется перевозчиком по требованию лица, предъявившего багажную квитанцию и багажную бирку (пункты 77, 130 — 135 Правил перевозок пассажиров).

    В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта утрата, недостача или повреждение (порча) багажа могут быть подтверждены другими доказательствами (статья 55 ГПК РФ).

    Определение стоимости ущерба. Заключение эксперта

    При утрате или недостаче багажа ущерб возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего багажа; в случае повреждения (порчи) багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа — в размере его стоимости; при утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости багажа (пункт 2 статьи 796 ГК РФ).

    Читайте так же:  Лишение премии работника

    Под действительной (документальной) стоимостью понимается цена товара, указанная в договоре или счете продавца товара, а при ее отсутствии — средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения.

    Если пассажир не объявил ценность багажа при передаче перевозчику и отсутствует возможность точно доказать его действительную (документальную) стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков, причиненных утратой или недостачей багажа, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности (пункт 5 статьи 393 ГК РФ). В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.

    При возникновении спора о размере убытков, причиненных порчей багажа, заключение эксперта о стоимости поврежденного багажа о характере и степени его повреждения подлежит исследованию и оценке наравне с другими представленными сторонами доказательствами (статьи 67 и 86 ГПК РФ).

    Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение багажа ввиду ненадлежащей его упаковки

    По смыслу пункта 2 части 2 статьи 22 Устава и пунктов 63 и 74 Правил перевозок пассажиров пассажир обязан подготовить багаж к перевозке таким образом, чтобы обеспечить его безопасность при перевозке и сохранность. По общему правилу, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки багажа пассажиром.

    Бремя доказывания того, что багаж утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возлагается на перевозчика (статья 796 ГК РФ, статья 56 ГПК РФ).

    Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если:

    • 1) перевозчик принял на себя обязанность упаковать багаж либо
    • 2) в момент принятия багажа недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной пассажиром, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в провозных документах (пункт 3 статьи 307 ГК РФ).

    Ответственность за утрату, недостачу или повреждение ручной клади

    По общему правилу, риск утраты, недостачи или повреждения вещей, перевозимых пассажиром (ручная кладь), лежит на самом пассажире (часть 10 статьи 34 Устава). Ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) ручной клади в процессе перевозки может быть возложена на перевозчика в случае, если ущерб возник по вине перевозчика.

    Ответственность за порчу одежды пассажира вследствие загрязнения салона

    Ответственность за вред, причиненный имуществу пассажира вследствие ненадлежащего состояния салона предоставленного для перевозки транспортного средства, несет перевозчик, например, в случае порчи одежды пассажира вследствие загрязнения салона (пункт 1 статьи 786, статья 393 ГК РФ).

    Утрата, недостача или повреждение груза

    Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза ввиду ненадлежащей упаковки

    В соответствии с частью 2 статьи 10 Устава грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера. По общему правилу, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем.

    Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если:

    • 1) перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз;
    • 2) в момент принятия груза недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной грузоотправителем, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в транспортной накладной (пункт 3 статьи 307 ГК РФ).

    Бремя доказывания того, что груз утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возложено на перевозчика (статья 796 ГК РФ, статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).

    В силу прямого указания пункта 4 статьи 4 Закона о транспортной экспедиции при приеме груза экспедитор обязан проверить информацию об условиях перевозки груза и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей. Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства.

    Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю

    В силу статьи 796 ГК РФ, части 5 статьи 34 и статьи 36 Устава перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли:

    • 1) вследствие обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ);
    • 2) в результате ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не в период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств;
    • 3) вследствие вины грузоотправителя, в том числе ненадлежащей упаковки груза (статья 404 ГК РФ);
    • 4) вследствие естественной убыли массы груза, не превышающей ее норму.

    Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия, противоправных действий третьих лиц, например кражи груза.

    Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

    1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

    2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

    в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

    в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

    в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

    Читайте так же:  Продажа части земельного участка

    Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

    3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

    4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

    Комментарий к Ст. 796 ГК РФ

    Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

    Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 463.

    Какой-либо пониженной ответственности на случай просрочки выдачи груза или багажа по вине получателя в комментируемой статье не предусмотрено. По общему правилу, установленному в транспортных законах, перевозчик в случае несвоевременного получения груза или багажа обязан хранить неполученный груз или багаж (передать его на хранение) за счет получателя. По истечении определенного срока перевозчик реализует невостребованный груз или багаж и из вырученной суммы возмещает себе расходы на хранение и иные расходы. Таким образом, только после реализации груза или багажа прекращается ответственность перевозчика за его сохранность.

    2. В п. 2 комментируемой статьи установлен принцип ограниченной ответственности перевозчика: грузоотправителю или пассажиру, сдавшему багаж, возмещается только реальный ущерб (в размере стоимости утраченных вещей или суммы, на которую понизилась их стоимость). Поскольку несохранность перевозчиком груза или багажа свидетельствует о ненадлежащем исполнении перевозчиком своей обязанности по договору перевозки, в п. 3 комментируемой статьи устанавливается императивное правило, в соответствии с которым перевозчик возмещает лицу, оплатившему провоз груза или багажа, провозную плату, взысканную за перевозку утраченных (недостающих) вещей, в полном объеме, а за испорченный (поврежденный) при перевозке груз или багаж — пропорционально количеству испорченного (поврежденного) груза или багажа. Таким образом, возмещаются только убытки грузоотправителя (пассажира), понесенные им по договору перевозки.

    Особые правила предусмотрены в п. 2 комментируемой статьи для определения конкретной суммы реального ущерба, подлежащего возмещению грузоотправителю (пассажиру). Во-первых, если груз или багаж сдавался перевозчику с объявлением его ценности, выплаты производятся в размере (пропорционально размеру) этой объявленной ценности. Споры по поводу расхождения объявленной ценности с действительной ценой принятых перевозчиком вещей не должны допускаться, поскольку за перевозку груза или багажа с объявленной ценностью перевозчику уплачивается дополнительная плата. Во-вторых, доказывание стоимости груза или багажа для грузоотправителя или пассажира является облегченным: пострадавший может доказывать эту стоимость, указывая цену, по которой он приобрел вещи у продавца, надлежащими доказательствами также являются договор купли-продажи с указанием цены (включая кассовый чек для розничной купли-продажи) или счет продавца. Указание на необходимость учитывать естественный износ вещи в комментируемой норме не содержится. Только в случае отправки груза или багажа без объявленной ценности или при отсутствии доказательств цены приобретения вещей их стоимость определяется как рыночная, т.е. исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

    Реальный ущерб должна отражать и сумма, которую грузоотправитель обязан выплатить третьему лицу в связи с утратой вещей (например, сумма, которую грузоотправитель-арендатор выплатил собственнику в связи с утратой перевозчиком арендованного им имущества ).

    ———————————
    Определение ВАС РФ от 29 октября 2008 г. N 11772/08 по делу N А70-8471/5-2004.

    3. В транспортных законах вопрос об объеме ответственности перевозчика за утрату (повреждение) груза или багажа решается следующим образом. В соответствии с комментируемой статьей предусматривается ответственность перевозчика в ст. ст. 96 и 107 УЖТ; в п. п. 7 — 9 ст. 34 УАТ; ст. 119 КВВТ РФ; ст. 169 КТМ РФ. Традиционным для морского права является ограничение ответственности перевозчика определенной суммой, но только в том случае, «если род и вид, а также стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки груза и не были внесены в коносамент» (п. 1 ст. 170 КТМ). На воздушном транспорте предпринята общая попытка еще более ограничить ответственность перевозчика: за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более 600 рублей за килограмм веса багажа или груза (ст. 119 ВК).

    При морских перевозках существуют особенности в определении стоимости утраченного или поврежденного груза .

    ———————————
    См.: п. 2 ст. 169 КТМ РФ; п. 2 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

    4. В комментируемой статье не затрагиваются вопросы ответственности перевозчика за сохранность ручной клади пассажира, поскольку за нее отвечает сам пассажир (см. комментарий к ст. 786 ГК). Разумеется, ответственность перевозчика может возникнуть и в связи с утратой (повреждением) ручной клади пассажира, но эта ответственность наступает по общегражданским основаниям в связи с причинением вреда имуществу гражданина (гл. 59 ГК). По общему правилу основанием наступления такой ответственности является вина причинителя вреда (п. 2 ст. 1064 ГК). Однако утверждение некоторых транспортных законов о том, что перевозчик отвечает за несохранность ручной клади только в случае своей вины (особенно, если для перевозчика установлена презумпция невиновности, как, например, в п. 10 ст. 34 УАТ), является излишне категоричным. Если вред имуществу пассажира причинен, например, в результате аварии транспортного средства, то перевозчик в качестве владельца источника повышенной опасности должен отвечать за причиненный вред без вины (ст. 1079 ГК).

    Общегражданскими положениями российского законодательства не предусмотрена возможность установления транспортным законодательством ограниченного размера внедоговорной ответственности перевозчика за сохранность ручной клади. Но в соответствии с п. 3 ст. 119 ВК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем 11000 рублей. Данное правило ни в коем случае нельзя признать развивающим или дополняющим положения ГК РФ об ответственности перевозчика за утраченный багаж, как это иногда пытаются представить, — норма п. 3 ст. 119 ВК РФ однозначно противоречит п. 1 ст. 1064 ГК РФ и применяться не должна.

    Читайте так же:  Почему в сочи

    ———————————
    См.: п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

    Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (далее — ГПК РФ, ГПК) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (далее — АПК РФ, АПК) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

    См.: п. 2 ст. 394 КТМ РФ; п. 4 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

    Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

    Обязанность сторон по подаче транспортного средства и предъявлению груза к перевозке. Ответственность перевозчика за несохранность груза. Оформление доказательств несохранности груза. Предъявление претензий и исков. Заключение договора перевозки.

    Рубрика Государство и право
    Вид дипломная работа
    Язык русский
    Дата добавления 19.05.2013
    Размер файла 84,4 K

    Соглашение об использовании материалов сайта

    Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
    Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

    [2]

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

    Характеристика договора перевозки груза, права и обязанности его сторон, форма и порядок заключения. Документальное оформление перевозки грузов. Перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности, предъявление претензий и исков к нему.

    контрольная работа [14,6 K], добавлен 30.10.2010

    Понятие и сущность договора перевозки груза. Виды перевозок и грузов. Регулирование договора перевозки груза. Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности. Обязанности и ответственность перевозчика и грузоотправителя.

    реферат [31,3 K], добавлен 02.01.2015

    Элементы обязательства грузовой перевозки. Права и обязанности сторон по договору о перевозке грузов. Основания освобождения от ответственности за нарушение обязательства по предъявлению груза и подаче транспортных средств на железнодорожном транспорте.

    курсовая работа [55,1 K], добавлен 06.02.2011

    Ответственность за частичное или полное неисполнение договора перевозки. Предельный размер ответственности перевозчика за несохранность груза. Ущерб, причиненный в случае утраты или недостачи груза. Соглашения транспортных организаций с грузовладельцами.

    контрольная работа [20,0 K], добавлен 04.04.2015

    Изучение понятия, формы и предмета договора морской перевозки груза. Общие обязательства договора и ответственность, предусмотренная ним. Договор морской перевозки груза с условием предоставления всего судна или определенных судовых помещений (чартер).

    курсовая работа [64,7 K], добавлен 13.12.2012

    Правовые нормы, регулирующие перевозку грузов железнодорожным транспортом. Специфические черты договора железнодорожной перевозки груза, его предмет, порядок заключения, юридическое значение его формы; особенности и проблемы ответственности сторон.

    дипломная работа [76,6 K], добавлен 19.07.2011

    Понятие и назначение договора перевозки грузов. Условия перевозок: подготовка груза, заключение договоров, выбор маршрута. Анализ видов договоров перевозки пассажиров автомобильным транспортом, обязанности пассажиров и перевозчиков на территории России.

    курсовая работа [116,6 K], добавлен 03.05.2012

    Понятие и назначение договоров перевозки грузов автомобильным транспортом, проблемы их заключения и исполнения. Основания для заключения и прекращения, исполнение договора, элементы обязательства по перевозке, права, обязанности и ответственность сторон.

    дипломная работа [95,4 K], добавлен 01.07.2010

    Гражданско-правовое регулирование договора воздушной перевозки груза в российском законодательстве. Основания и пределы ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору воздушной перевозки пассажира.

    дипломная работа [98,0 K], добавлен 16.02.2018

    Порядок заключения, изменения и прекращения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, его правовое значение. Провозная плата и дополнительные сборы. Основания для освобождения перевозчика от ответственности за утрату и повреждение груза.

    курсовая работа [41,3 K], добавлен 02.03.2014

    Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов, за несохранность принятого к перевозке груза.

    Ответственность перевозчика за просрочку в доставке грузов наступает при нарушении правил, изложенных в ст. 792 ГК РФ, согласно которым перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, указанные транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. Мерами гражданско-правовой ответственности за просрочку в доставке груза являются штраф или пени.

    Согласно КВВТ РФ за несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает по требованию грузополучателя пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если он не докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

    Просрочка в доставке груза приобретает особое значение при перевозке скоропортящихся грузов. Срок транспортабельности таких грузов определяется грузоотправителем в зависимости от качественного состояния груза в момент отправки, его индивидуальных свойств и условий перевозки. Правила перевозок запрещают прием скоропортящихся грузов, срок транспортабельности которых менее срока доставки, а также если срок доставки превышает предусмотренные правилами предельные сроки перевозки таких грузов, поскольку иначе не может быть обеспечена сохранность перевозимого груза. Если в результате нарушения перевозчиком этих правил груз окажется испорченным, ответственность должна возлагаться на железную дорогу.

    При морских перевозках перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения — в разумный срок, который требуется от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств. КТМ РФ не определяет конкретных мер ответственности. Стороны могут самостоятельно урегулировать вопросы ответственности за просрочку в доставке груза, размер которой не может превышать размера фрахта.

    За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения воздушный перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 1|20ВКРФ).

    Читайте так же:  Представление интересов юридического лица

    Ответственность за несохранность груза. Под несохранностью понимают утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза.

    Под утратой груза понимается невозможность перевозчика его выдать грузополучателю в течение установленных сроков. Согласно УЖТ утраченным считается не выданный грузополучателю груз по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки либо 4 месяцев со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении. Факт утраты груза носит негативный характер. Он не фиксируется составлением коммерческого акта либо акта общей формы, а удостоверяется отметкой в квитанции о неприбытии груза, которая и служит основанием для предъявления требования к железной дороге о возмещении стоимости груза Утрата груза не означает его фактической гибели, поскольку он может быть ошибочно выдан другому лицу, задержаться в пути следования или затеряться на складе перевозчика.

    Недостача груза означает разницу между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим в пункт назначения.

    Повреждение груза — такое понижение его качества, которое вызвано механическим нарушением его целостности (например, поломка, погнутость, потертость, бой и т.д. перевозимых предметов). Под повреждением может пониматься также утрата какой-либо части груза, составляющей одно целое с перевозимым предметом (например, утрата отдельных частей механизмов при перевозках сельскохозяйственной техники).

    Порча груза — несоответствие качества груза, прибывшего в пункт назначения его первоначальному качеству, полная или частичная утрата грузом его полезных свойств. Это может быть вызвано химическими, биологическими или иными изменениями свойств груза в процессе перевозки (например, порча (гниение) яблок, рыбы и т.п.). Разделение несохранности по видам имеет практическое значение для документального оформления, предъявления претензий и исков к перевозчику и возмещения ущерба.

    Следует обратить внимание на тот факт, что ст. 796 ГК РФ не предоставляет право транспортным уставам и кодексам предусматривать иные правила об освобождении перевозчика от ответственности за несохранность груза.

    Так, железнодорожный перевозчик освобождается от ответственности за несохранность груза, если докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие следующих обстоятельств:

    O причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);

    O особых естественных свойств перевозимых груза, грузобагажа;

    O недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути.

    Вместе с тем, если перевозчик, принимая груз, мог обнаружить при наружном осмотре тары и упаковки их дефекты, он не может быть освобожден от ответственности за несохранность груза.

    O сдачи для перевозки груза (например, сахара, зерна), влажность которых превышает установленную норму.

    КВВТРФ полностью воспроизводит требования ст. 796 ГК РФ об освобождении перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

    Автоперевозчики освобождается от ответственности за несохранность, если докажут, в частности, что причиной несохранности явились следующие обстоятельства: вина грузоотправителя (грузополучателя); особые естественные свойства перевозимого груза; недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применение тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути; сдачи груза к перевозке без указания в товарно-транспортных документах его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.

    Помимо перечисленных выше общих оснований освобождения перевозчика от ответственности за несохранность перевозимого груза, транспортные уставы предусматривают еще и специальные случаи. Например, КТМ РФ освобождает перевозчика от ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза, прибывшего в порт назначения: в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами отправителя; доставленного в исправной таре без следов вскрытия в пути; перевозившегося в сопровождении представителя отправителя или получателя, если получатель не докажет, что утрата или повреждение принятого для перевозки груза произошли по вине перевозчика.

    В соответствии с ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке ГРУ за или багажа, возмещается перевозчиком:

    O в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

    O в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного — в размере его стоимости;

    O в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза.

    За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке без объявленной ценности, воздушный перевозчик несет ответственность в размере его стоимости, но не более чем в размере 2 установленных федеральным законом МРОТ за килограмм веса груза.

    На морском транспорте общая сумма, уплачиваемая перевозчиком за несохранности груза, исчисляется исходя из стоимости груза в месте и в тот день, в которые груз был выгружен с судна в соответствии с договором морской перевозки груза. Стоимость груза определяется исходя из цены на товарной бирже или, если нет такой цены, исходя из существующей рыночной цены, а если нет ни той, ни другой цены — исходя из обычной стоимости грузов того же рода и качества (п.2 ст. 169 КТМРФ).

    Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращается отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источники


    1. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.

    2. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.

    3. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.
    4. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
    5. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
    Ответственность за несохранность груза
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here