Охранная зона памятников культурного наследия

Описание страницы: охранная зона памятников культурного наследия - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия

Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия

См. комментарии к статье 34 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее — объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

2. Охранная зона объекта культурного наследия — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

3. Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения. Решение о прекращении существования зон охраны указанных объектов культурного наследия принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия — органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Зоны охраны объекта культурного наследия прекращают существование без принятия решения о прекращении существования таких зон в случае исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

4. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 34 дополнена пунктом 5 с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

5. Зоны охраны объекта культурного наследия должны быть установлены в срок не более чем два года со дня включения в реестр такого объекта культурного наследия, применительно к которому в соответствии со статьей 34.1 настоящего Федерального закона устанавливается защитная зона.

Охранная зона памятников культурного наследия

Согласно ст.34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее — объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется.

Охранная зона — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Читайте так же:  Продление полномочий директора ооо

Согласно информационному письму от 27.09.2016 № 296-01-39-НМ Минкультуры России, действующие на основании ст.3 Федерального закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законами РСФСР и Российской Федерации, включая текстовое и графическое приложение к ним, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте регионального органа охраны объектов культурного наследия субъектов (в формате PDF).

По состоянию на 01.12.2017 года на территории Томской области действуют зоны охраны в отношении объектов культурного наследия, расположенных:

  • на территории исторического поселения регионального значения «г. Нарым, 1596» (включено в перечень исторических поселений (список исторических населенных мест РСФСР) Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 19.02.1990 № 12, коллегии Госстроя РСФСР от 28.02.1990 № 3 и президиума Центрального совета ВООПИК от 16.02.1990 № 12 (162) «Об утверждении нового списка исторических мест РСФСР» (размещен на официальном интернет-портала правой информации http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=102101396&page=1&rdk=0#I0) . Согласно письму Минкультуры России от 18.10.2012 № 2098-12-05 Список исторических населенных мест РСФСР, утвержденный в феврале 1990 г. постановлением коллегии Минкультуры РСФСР, является действующим документом (http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&vkart=card&nd=102101396&rdk=&intelsearch=%CC%E5%EB%E5%ED%F2%FC%E5%E2+%DE) в части определения населенных пунктов, имеющих объекты культурного наследия и являющихся памятниками национальной культуры, сыгравших важную административно-политическую, экономическую, культурную роль в истории России);
  • на территории исторического поселения федерального значения«Город Томск» (включено в перечень исторических поселений приказом Министерства культуры Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.07.2010 № 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений»).

Графические сведения о зонах охраны объектов культурного наследия города Томска также размещены в информационной системе обеспечения градостроительной деятельность «Градостроительный Атлас Города Томска» (ИСОГД Томск) на официальном сайте Администрации города Томска по адресу: http://map.admin.tomsk.ru/ (выбрать: Слои — Набор слоев — «Культурное наследия Томска» https://map.admtomsk.ru/main/map_all1.html#!system=tomsk_all&bank=1&layers=address_reg,okn,showplace,str_oks,streetLayer_scen,wooden,zookn&page=layerTabs&base=osm&ix=9465030.446765246&iy=7661016.498715766&is=12)

Перечень действующих решений об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятых в соответствии с законами РСФСР и Российской Федерации

Наименование проекта зон охраны объектов культурного наследия

Реквизиты нормативно-правового акта об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон

Наименование акта государственной историко-культурной экспертизы (для решений об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятых в соответствии Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

160 от 21.05.1973

«Нарым. Проект охранной зоны мемориального комплекса политической ссылки»

Решение Исполнительного комитета Томского областного Совета депутатов трудящихся от 21.05.1973 № 160 «Об охране историко-революционных памятников с. Нарым Парабельского района»

226а от 14.06.2012

«Проект зон охраны объектов культурного наследия г. Томска»

Материалы по обоснованию проекта зон охраны объектов культурного наследия — Историко-архитектурный опорный план

Постановление Администрации Томской области от 14.06.2012 № 226а «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Томска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны»

Акт государственной историко-культурной экспертизы «Проекта зон охраны объектов культурного наследия г.Томска», от 08.09.2011.

Проект в части утверждения границ зон охраны объектов федерального значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных согласован письмом Минкультуры России от 23.04.2012 № 666-12-05.

215а от 11.06.2015

«Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Анатомический институт, 1907, арх. Ф.Ф.Гут», расположенного по адресу: г.Томск, пр-кт Ленина, д.36а»

Постановление Администрации Томской области от 11.06.2015 №215а

Акт государственной историко-культурной экспертизы «Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Анатомический институт, 1907, арх.Ф.Ф.Гут», расположенного по адресу: г. Томск, пр-кт Ленина, д.36а» от 01.12.2013

373а от 14.10.2015

«Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «3-этажное промышленное здание. Бывшая винная монополия. Конец XIX века», расположенного на территории г.Томска, пр.Ленина,1»

Постановление Администрации Томской области от 14.10.2015 №373а«О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 14.06.2012 № 226а»

Акт государственной историко-культурной экспертизы «Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «3-этажное промышленное здание. Бывшая винная монополия. Конец XIX века», расположенного на территории г. Томска, пр.Ленина,1» от 12.07.2015

[2]

377а от 16.10.2015

«Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Мечеть (белая)», расположенного по адресу: Томская область, г.Томск, Московский тракт, д.43»

Постановление Администрации Томской области от 16.10.2015 №377а «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 14.06.2012 № 226а»

Акт государственной историко-культурной экспертизы «Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Мечеть (белая)», расположенного по адресу: Томская область, г.Томск, Московский тракт, д.43» от 01.08.2015;

408а от 12.11.2015

«Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенных на территории города Томска, в границах: ул.Белинского, пер.Спортивный, ул.Гоголя, пер.Нечевский, ул.Вершинина, ул.Герцена»

Постановление Администрации Томской области от 12.11.2015 №408а «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 14.06.2012 № 226а»

Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации «Проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенных на территории города Томска, в границах: ул.Белинского, пер.Спортивный, ул.Гоголя, пер.Нечевский, ул.Вершинина, ул.Герцена» от 20.02.2015

119а от 19.04.2016

«Проект зон охраны объектов культурного наследия г.Томска»

Постановление Администрации Томской области от 19.04.2016 №119а «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 14.06.2012 № 226а»

Акт государственной историко-культурной экспертизы «Проекта зон охраны объектов культурного наследия г.Томска», от 08.09.2011

Проект в части утверждения границ зон охраны объектов федерального значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных согласован письмом Минкультуры России от 23.04.2012 №666-12-05.

Сведения об утверждении границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия Томской области (здания и сооружения) — https://heritage.tomsk.gov.ru/utverzhdenie-granits-territorij-i-zon-ohrany-obektov-kulturnogo-nasledija

Сведения о местах нахождения объектов культурного наследия федерального и регионального значения, об их территориях, о зонах охраны и о защитных зонах охраны объектов культурного наследия https://tomsk.gov.ru/opendata/front/getTable/id/1689

Согласно ст. 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные ст.56.4 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ требования и ограничения) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:

1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;

Читайте так же:  Выходной при сдаче крови

2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 05.04.2016 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, требования к установлению границ защитной зоны не применяются в случае расположения такого объекта в границах предусмотренных п. 2 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» зон охраны другого объекта культурного наследия либо в границах предусмотренной п. 1 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Охранная зона объекта культурного наследия

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое «Охранная зона объекта культурного наследия» в других словарях:

Охранная зона объектов культурного наследия — 2. Охранная зона территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и… … Официальная терминология

Охранная зона — 3.10. Охранная зона : территория вдоль МНПП и вокруг технологических объектов МНПП, необходимая для обеспечения их безопасной эксплуатации. Источник: СО 02 04 АКТНП 010 2004: Правила капитального ремонта магистральных нефтепродукт … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

[1]

Зоны охраны объектов культурного наследия — 2.1.20. Зоны охраны объектов культурного наследия территории, в границах которых установлены особые режимы использования земель и градостроительные регламенты, обеспечивающие сохранность объекта культурного наследия в его исторической среде на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Зоны охраны объектов культурного наследия народов РФ — 1) (для целей Градостроительного кодекса Российской Федерации) один из видов зон с особыми условиями использования территории; 2) (для целей Федерального закона Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Постановление 510-ПП: Об утверждении положений о Городском реестре недвижимого культурного наследия и об Историко-культурном опорном плане города Москвы — Терминология Постановление 510 ПП: Об утверждении положений о Городском реестре недвижимого культурного наследия и об Историко культурном опорном плане города Москвы: 2.1.1. Авторство объекта сведения о личности (фамилия, имя, отчество и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Федеральный закон 73-ФЗ: Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации — Терминология Федеральный закон 73 ФЗ: Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: 2. Охранная зона территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Земли историко-культурного назначения — земельные участки в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, к которым относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;… … Большой юридический словарь

Объекты всемирного природного наследия — особо охраняемые природные территории, которые обладают высоким международным статусом статусом Всемирного природного наследия и занесены в специальный международный перечень Список Всемирного наследия (World Heritage List), который ведется во… … Большой юридический словарь

Исторические памятники Новгорода и окрестностей — Исторические памятники Новгорода и окрестностей* Historic Monuments of Novgorod and Surroundings** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия

Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны — У этого термина существуют и другие значения, см. Мемориальный парк. У этого термина существуют и другие значения, см. Братское кладбище. Мемориальный парк Мемориально парковый комплекс героев Первой мировой войны … Википедия

Строительство в защитной зоне объекта культурного наследия

Как узаконить дом, построенный в защитной зоне объекта культурного наследия?

Строительство в защитной зоне объекта культурного наследия

Видео (кликните для воспроизведения).

Всё чаще стали обращаться за консультацией по следующему вопросу. Когда-то построили жилой дом на земельном участке для ИЖС в Подмосковье (в границах населенного пункта). Потом обратились за получением градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) и разрешения на строительство, но получили отказ в получении последнего. В выданном ГПЗУ было указано следующее ограничение: земельный участок находится в защитной зоне объекта культурного наследия (граница зоны — 200 метров от объекта культурного наследия), строительство и реконструкция на нем запрещены полностью. При этом по факту земельный надел находится приблизительно в 150 метрах от указанного объекта.

Вопрос: как узаконить уже построенный дом на земельном участке, находящемся в защитной зоне объекта культурного наследия?

Защитная зона объекта культурного наследия

05 апреля 2016 года статьей 34.1. Федерального закона № 95-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» введены ограничения строительства в границах защитных зон объектов культурного наследия. Иными словами, имея в собственности, либо в аренде земельный участок, предназначенный для строительства, Вы можете быть лишены возможности реализовать своё право в случае, если Ваш земельный участок расположен в непосредственной близости с объектом культурного наследия (далее – ОКН).

Согласно п.3 ст.34.1 Федерального закона № 95-ФЗ границы защитной зоны ОКН устанавливаются:

1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;

2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

В случае отсутствия утвержденных границ территории ОКН, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию…

Читайте так же:  Предоставление служебных жилых помещений

Где узнать про защитную зону

В открытых источниках информации муниципальных органов власти нужно найти «Правила землепользования и застройки территории …», утвержденные решением представительного органа власти муниципального района Московской области. Из имеющегося там картографического материала найти Карту границ зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Защитная зона на карте может выглядеть следующим образом (красные линии):

В открытых данных Министерства культуры РФ (https://opendata.mkrf.ru) найдите ваш ОКН и узнайте по Таблице является ли он памятником или ансамблем, федерального, регионального или местного значения, включен ли в список ЮНЕСКО, является ли особо ценным объектом.

Рассмотрим конкретный пример

Например, такая ситуация может быть. Граница защитной зоны установлена на расстоянии 200 метров от ОКН (по данным ГПЗУ и/или ПЗЗ), а по данным Министерства культуры РФ данный ОКН отнесен к памятникам. Это означает, что в настоящее время отсутствуют утвержденные границы территории ОКН.

После утверждения границ территории ОКН появятся новые границы защитной зоны, которые будут установлены на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника. За пределами этих границ будет разрешено строительство в соответствии с градостроительным регламентом Вашего населенного пункта.

Отсюда следует 2 возможных варианта развития событий: 1) Ваш участок окажется за пределами 100-метровой защитной зоны памятника, 2) Ваш участок останется в защитной зоне памятника.

Как узнать заранее? Абсолютно точно узнать невозможно. Но приблизительно – можно. На Публичной кадастровой карте Росреестра найдите Ваш земельный участок и объект культурного наследия. Воспользуйтесь измерительной функцией сайта и произведите замеры расстояния. Если ОКН не имеет кадастровых границ (не отмежёван и не стоит на кадастровом учёте) необходимо произвести замеры от внешней стены объекта культурного наследия.

Вариант № 1 (Ваш участок за пределами 100-метровой защитной зоны памятника)

Для установления границ территории ОКН разрабатывается Проект зон охраны объекта культурного наследия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: 1) охранная зона ОКН, 2) зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, 3) зона охраняемого природного ландшафта. В охранной зоне запрещается строительство объектов капитального строительства (ОКС)! В зоне регулирования могут быть серьезные ограничения на строительство и реконструкцию ОКС, к которым относятся и жилые дома.

Разработка проектов зон охраны ОКН проводится по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков или по решению суда.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может проводиться также по инициативе юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия.

Основной проблемой в разработке такого проекта станет вопрос финансирования. Проект разрабатывается от 1 до 3 месяцев, в зависимости от региона и исполнителя. Стоимость проекта от 250 до 700 тысяч рублей.

Чтобы финансирование было произведено за счет местного или регионального (областного) бюджета необходимо соответствующее обращение в исполнительный орган власти (в администрацию района, к Губернатору). Желательно при этом иметь согласие и поддержку местной религиозной организации православного прихода, если объектом культурного наследия является действующий Храм или Церковь.

В случае отказа или бездействия органов власти в разработке проекта зон охраны ОКН их действия/бездействие можно обжаловать в суде.

Кроме того, региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии меньшем, чем расстояния, указанные в статье 34.1 Федерального закона № 95-ФЗ, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого ОКН. Стоимость такого заключения от 500 тысяч рублей и выше.

После изменения границ защитной зоны памятника на Ваш земельный участок может быть выдано Разрешение на строительство, а потом и все остальные документы для регистрации дома.

Вариант № 2 (Ваш участок в пределах 100-метровой защитной зоны памятника)

В этом случае есть 2 возможных варианта: 1) в Проекте зон охраны Ваш участок всё-таки окажется вне охранной зоны (для этого проектировщикам нужно представить важные обоснования); 2) судебный порядок признания права собственности на построенный объект. При этом надо понимать, что построенный дом для суда является самовольной постройкой.

Решение суда о самовольной постройке, не обязательно будет в пользу истца – только грамотные действия и достоверность поданной документальной базы могут обезопасить объект от принудительного сноса.

Основным документом, который регулирует оформление самовольной постройки, является 222 статья ГК РФ. Именно на основании нее при наличии определенных факторов имеется возможность узаконить постройку и получить право собственности.

В п.3 статьи 222 ГК РФ (по состоянию на 01.11.2018г) установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
  • если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
  • если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Для решения этого вопроса в суде необходимо обязательно участие юриста по земельным вопросом с большой практикой решения подобного типа вопросов. Оплата стоимости данного вида услуг от 30 до 100 тысяч рублей в зависимости от региона и опыта юриста.

Обязательно должны быть собраны все документы по строительству дома (проект, договор, акты, расписки, квитанции и т.п.), подтверждающие завершение строительства дома до утверждения Правил землепользования и застройки территории, установивших защитную зону ОКН.

Вы читали авторскую статью «Строительство в защитной зоне объекта культурного наследия»

Статья 34.1. Защитные зоны объектов культурного наследия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 95-ФЗ Глава VI настоящего Федерального закона дополнена статьей 34.1, вступающей в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 34.1. Защитные зоны объектов культурного наследия

См. комментарии к статье 34.1 настоящего Федерального закона

Положения пункта 1 настоящей статьи, предусматривающее запрет строительства объектов капитального строительства и их реконструкции, связанной с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), не применяется к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2016 г. N 95-ФЗ, в том числе в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика

Читайте так же:  Ответственность за нарушение лицензионных требований и условий

1. Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

2. Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные статьей 56.4 настоящего Федерального закона требования и ограничения.

Требования к установлению границ защитной зоны не применяются в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае расположения такого объекта в границах предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи зон охраны другого объекта культурного наследия либо в границах предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи объединенной зоны охраны объектов культурного наследия

3. Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:

1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;

2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

4. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

5. Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

6. Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах охраны такого объекта культурного наследия, установленных в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона. Защитная зона объекта культурного наследия также прекращает существование в случае исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом принятие решения о прекращении существования такой зоны не требуется.

ПАМЯТКА «О порядке проведения государственной историко-культурной экспертизы земельного участка и порядке утверждения проекта зон охраны ОКН»

ПАМЯТКА

«О порядке проведения государственной историко-культурной экспертизы

земельного участка и порядке утверждения проекта зон охраны ОКН»

В связи с многочисленными обращениями физических и юридических лиц о применении норм Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в отношении объектов культурного наследия, Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее – Управление) сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон №73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются на земельных участках при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи федерального закона.

В соответствии с абзацем 9 статьи 28 Закона №73-ФЗ факт
наличия (отсутствия) на определенной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, определяется государственной историко-культурной экспертизой, в случае если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных (информации) об отсутствии таких объектов на испрашиваемом земельном участке.

Факт отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, без проведения историко-культурной экспертизы установить невозможно.

В соответствии со статьей 30 Закона №73-ФЗ, документация, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ является объектом государственной историко-культурной экспертизы.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 31 Закона №73-ФЗ, государственная историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 32 Закона №73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 ст. 31 Закона №73-ФЗ. Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы.

Порядок проведения археологических полевых работ регулируется статьей 45.1 Закона №73-ФЗ. Археологические полевые работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия проводятся на основании выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия (в соответствии с заключением Института археологии РАН) сроком не более чем на один год разрешения (Открытого листа), подтверждающего право на проведение одного из видов археологических полевых работ (пункт 7 статьи 45.1).

Разрешение (Открытый лист) выдается физическому лицу – гражданину Российской Федерации, обладающему научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоявшему в трудовых отношениях с юридическим лицом, уставной целью деятельности которого является проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов, музейных коллекций и артефактов.

Заказчик работ в соответствии со статьями 28, 30, 31, 32, 36 и 45.1 Закона №73-ФЗ обязан:

Читайте так же:  Чем отличается парковка от стоянки

обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном статьей 45.1 Закона №73-ФЗ;

представить в государственный орган охраны объектов культурного наследия документацию, подготовленную на основе археологических полевых работ, содержащую результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка) (в виде акта).

В случае расположения выявленного объекта культурного наследия в зоне хозяйственного освоения определенного объекта, а также в случае обнаружения в границе земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, и после принятия государственным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, Заказчику работ необходимо:

разработать в составе проектной документации раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проект обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия (далее – документация или раздел документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного (археологического) наследия);

получить по документации или разделу документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его совместно с указанной документацией в государственный орган охраны объектов культурного наследия на согласование;

обеспечить реализацию согласованной государственным органом охраны объектов культурного наследия документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия.

Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 16 января 2017 года №4 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проведение историко-культурной экспертизы земельных участков в компетенцию Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан не входят.

В целях определения объема бюджетного финансирования, а также формирования начальных (максимальных) цен контрактов на проведение работ по государственной историко-культурной экспертизе на участках строительства заказчикам возможно использовать «СЦНПР-91. Реставрационные нормы и правила. Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры. Раздел 6. Архитектурно-археологические исследования в зоне охраны памятников истории и культуры», утвержденный приказом Министерства культуры СССР от 05.11.1990 №321.

Методические рекомендации по проведению государственной историко-культурной экспертизы земельного участка прилагаем.

II. АРХИТЕКТУРА И ИСТОРИЯ.

В соответствии с требованиями статьи 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ приказом Министерства культуры Республики Башкортостан от 12 декабря 2016 г. № 387 утвержден перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Республики Башкортостан, имеющих защитные зоны.

В соответствии со статьей 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные статьей 56.4 настоящего Федерального закона требования и ограничения.

В случае отсутствия выданных до 3 октября 2016 года разрешений
на строительство, в том числе в случаях продления сроков их действий
или изменения застройщика, строительство объектов капитального строительства
и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), запрещается:

— для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника;

— в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля.

Полная информация о защитных зонах объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, размещена на сайте Управления по адресу: https://okn.bashkortostan.ru/documents/526881/, раздел «документация», подраздел «действующие документы».

Отмечаем, что защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения проекта зон охраны объекта (объектов) культурного наследия в порядке, установленном статьей 34 Федерального закона
№ 73-ФЗ.

Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12сентября 2015 года №972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации».

Методические рекомендации по разработке и утверждению проекта зон охраны объектов культурного наследия прилагаем.

В соответствии с федеральным законодательством об объектах культурного наследия объекты культурного наследия, включая выявленные объекты культурного наследия, подлежат государственной охране.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органов государственной власти, в случае если данный государственный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативно-правовых актов.

В соответствии с Положением об Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 января 2017 года №4, Управление не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

[3]

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.

  2. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.

  3. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.
  4. Перов, С.И. Основы судебно-бухгалтерской экспертизы / С.И. Перов. — М.: Ярославль: Нюанс, 2015. — 662 c.
  5. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
Охранная зона памятников культурного наследия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here