Охранная зона объектов культурного наследия

Описание страницы: охранная зона объектов культурного наследия - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия

Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия

См. комментарии к статье 34 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее — объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

2. Охранная зона объекта культурного наследия — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

[1]

3. Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения. Решение о прекращении существования зон охраны указанных объектов культурного наследия принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия — органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Зоны охраны объекта культурного наследия прекращают существование без принятия решения о прекращении существования таких зон в случае исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

4. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 34 дополнена пунктом 5 с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

5. Зоны охраны объекта культурного наследия должны быть установлены в срок не более чем два года со дня включения в реестр такого объекта культурного наследия, применительно к которому в соответствии со статьей 34.1 настоящего Федерального закона устанавливается защитная зона.

Зоны охраны и защитные зоны

Федеральным законом от 05.04.2016 № 95-ФЗ внесены изменения в федеральные законы от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступившие в силу 03.10.2016. Внесенные поправки расширили перечень видов ограничений, которые применяются в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и восприятия среды, в которой они расположены.

Напомним, что ранее положения Земельного кодекса РФ и Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде на сопряженной с ними территории предусматривали установление зон охраны объектов культурного наследия с особым режимом использования земель и осуществления хозяйственной деятельности. К таким зонам относятся: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Кроме того, в целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление объединенной зоны охраны.

От зоны охраны объекта культурного наследия следует отличать территорию объекта культурного наследия, под которой понимается территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью.

Вступившая в силу 03.10.2016 ст. 34.1 Закона № 73-ФЗ предусматривает установление новых зон – защитных зон объектов культурного наследия, под которыми понимаются территории, прилегающие к памятникам и ансамблям, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если в отношении указанных объектов не определены зоны охраны и такие объекты не расположены в границах объединенной зоны охраны или зоны охраны другого объекта культурного наследия.

Читайте так же:  Накопительный счет

В силу прямого указания закона защитные зоны не устанавливаются в отношении объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места.

Согласно новым положениям Закона № 73-ФЗ границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются на расстоянии от 100 м до 300 м в зависимости от вида объекта, утверждения границ территории объекта, расположения объекта в границах населенного пункта или вне таких границ. При этом региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны на ином расстоянии, исходя из заключения государственной историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения объекта. Сведения об установлении защитной зоны объекта культурного наследия подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.

Целью установления защитных зон является обеспечение сохранности объектов культурного наследия и визуального восприятия композиционно-видовых связей (панорам) на сопряженных территориях, для чего в границах указанных зон запрещается строительство новых объектов капитального строительства, а также реконструкция уже существующих объектов капитального строительства, связанная с изменением их высоты, этажности, площади, за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

При этом указанные ограничения не влияют на действительность соответствующих разрешений на строительство и реконструкцию, выданных до 03.10.2016, в том числе в случаях продления сроков действия таких разрешений или изменения застройщика. Применительно к проектам, разрешения на осуществление которых были получены (или получение разрешений предполагается) после 03.10.2016, соблюдение вышеуказанных ограничений обязательно.

Со дня утверждения в установленном порядке проекта зоны охраны объекта культурного наследия защитная зона такого объекта прекращает свое существование.

Таким образом, можно сказать, что защитная зона оперативно обеспечивает сохранность объекта культурного наследия, поскольку устанавливается в силу закона, в то время как установление зоны охраны объекта культурного наследия требует предварительного прохождения достаточно сложной процедуры, включающей разработку проекта границ зоны, получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, утверждение границ зоны уполномоченным органом в установленном законом порядке.

Также можно отметить, что на практике границы зон охраны объектов культурного наследия зачастую устанавливаются на расстояния, превышающие предусмотренные законом для установления границ защитных зон (от 100 м до 300 м от границ территории объекта, как было указано выше). В таких случаях после смены защитной зоны на зону охраны действие обязательных для соблюдения ограничений хозяйственной деятельности распространяется на большую территорию.

Охранная зона объектов культурного наследия

Библиографическая ссылка на статью:
Мирошниченко К.И. Защитные зоны объектов культурного наследия // Современная техника и технологии. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2017/07/13702 (дата обращения: 07.02.2019).

Научный руководитель – Русинова Наталия Владимировна
Поволжский государственный технологический университет, канд. техн. наук, доцент

Действующая до 3 октября 2016 г. редакция Федерального закона № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусматривает установление зон охраны объекта культурного наследия – охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта [1]. Нормативных размеров таких зон нет, они должны разрабатываться и утверждаться индивидуально применительно к каждому объекту культурного наследия. Это достаточно трудоемкий процесс, поэтому лишь небольшое количество памятников истории и культуры имеют утвержденные зоны охраны.

Федеральным законом от 05.04.2016 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» введено понятие защитной зоны объектов культурного наследия. Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям, и в границах которых, в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей, запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением высоты, количества этажей, площади, за исключением строительства и реконструкции линейных объектов. Данный запрет не распространяется на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в соответствии с разрешениями на строительство, которые выданы до 3 октября 2016 г., в том числе в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика [1].

Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:

1) для памятников в границах населенного пункта – 100 м от внешних границ территории памятника;

2) для памятника вне границ населенного пункта – 200 м от внешних границ территории памятника;

3) для ансамбля в населенном пункте – 150 м от внешних границ ансамбля;

4) для ансамбля вне границ населенного пункта – 250 м от внешних границ памятника;

5) для объекта культурного наследия в границах населенного пункта при отсутствии утвержденных границ территории объекта – 200 м от внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля;

6) для объекта культурного наследия вне границ населенного пункта при отсутствии утвержденных границ территории объекта – 250 м от внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля.

Вместе с тем, на основании заключения историко-культурной экспертизы региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе изменить расстояние, на котором устанавливается защитная зона. То есть процедура по изменению параметров защитной зоны практически ничем не отличается от процедуры разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия. Можно сделать вывод о том, что целесообразней разрабатывать проект зоны охраны, а не изменять расстояние, на котором устанавливается защитная зона.

В отношении защитной зоны объекта культурного наследия должен быть проведен в обязательном порядке государственный кадастровый учет, для этого органы охраны культурного наследия должны направлять в орган кадастрового учета документы о защитной зоне объекта культурного наследия, необходимые для внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения проекта зон охраны такого объекта. Иными словами, установление защитной зоны объекта культурного наследия планируется как временная мера до утверждения «индивидуальной» зоны охраны.

Защитная зона объекта культурного наследия по своим параметрам может быть больше предполагаемой зоны охраны, что приводит к наложению ограничений на земельные участки, которые не будут входить в зону охраны, но вошли в защитную зону. Правила, действующие в зоне охраны мягче, чем в защитной зоне. Получается, что правообладатели до установления зоны охраны не смогут предпринять каких-либо мер по реконструкции, сносу или строительству здания. В связи с тем, что для разработки проекта зоны охраны требуется много времени, то проще устанавливать защитную зону объекта культурного наследия, которая имеет уже точные размеры.

Исходя и вышесказанного много собственников земельных участков попадут под ограничения, что приведет к последствиям в виде судебных разбирательств и пересмотру введенного понятия защитной зоны объекта культурного наследия.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». [Электронный ресурс]/ http://base.garant.ru/12127232/ (дата обращения 22.11.2016).
  2. Мирошниченко К.И. Методика выделения охранной зоны с особым правовым режимом использования на примере объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, 1779 г.» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/53826 (дата обращения: 11.11.2016).
  3. Мирошниченко К.И. Методика выделения комплексной охранной зоны с особым правовым режимом использования на примере объекта культурного наследия федерального значения «Дом советов, 1937 г., арх. А.В. Гринберг» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс] / URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/54721 (дата обращения: 11.11.2016)
Читайте так же:  Молодые специалисты в образовании

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Охранные зоны объектов культурного наследия

Коллеги, хотелось бы обсудить ситуацию. А может, и отдать потенциального клиента.

Итак. У физика в собственности участок для ИЖС. На участке рядом обнаруживается выявленный объект культурного наследия (археологический памятник). Сейчас идёт процесс установления охранной зоны, после чего использование участка по назначению станет невозможно. Физик оспаривает ННПА, которым эта зона установлена. В первой инстанции дело проиграно, сейчас в качестве апелляционной инстанции дело рассматривает ВС РФ. До заседания чуть больше месяца. На этой стадии человек и обратился ко мне.

Что получается у меня.

Во-первых, на установление охранных зон никакого согласия собственников смежных участков не требуется — ни один закон не устанавливает необходимости получения такого согласия.

Во-вторых, судя по практике ВС РФ, в подавляющем большинстве случаев ВС РФ отказывает в признании недействительным ННПА об установлении охранной зоны. Есть небольшое количество дел, в которых ВС РФ признавал частично недействующими ННПА. Так, в одном случае суд признал не соответствующим закону запрет на реконструкцию раядом стоящего здания.

Несоблюдение процедуры выявления ОКН и нарушение порядка установления охранной зоны, судя по практике, не признаются ВС РФ основаниями для отмены ННПА, устанавливающего охранную зону. Исключение — отсутствие согласования Минкульта.

Сейчас, на мой взгляд, единственный шанс — это историко-культурная экспертиза, доказывающая, что нет никакого объекта культурного наследия. Только отсутствие самого объекта может привести к признанию ННПА недействительным.

И в-третьих. Нет никакого механизма компенсации или хотя бы изъятия участка, использование которого стало полностью или частично невозможно из-за установления охранной зоны. Нашлись сведения о законопроекте, которым предполагается компенсация собственникам участков при установлении охранной зоны газопровода, но он не касается прочих охранных зон.

Может быть, можно будет пойти по пути «охранная зона = публичный сервитут», но эту мысль пока не прорабатывала. Человек сейчас хочет именно убрать охранную зону, и иные задачи пока не стоят.

Ну и последнее. Если у кого-то есть положительный опыт оспаривания ННПА об установлении охранных зон в ВС РФ, кидайте в личку ссылку на судебный акт и свои координатыю Я человеку передам, а там уж как договоритесь.

Статья 34.1. Защитные зоны объектов культурного наследия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 95-ФЗ Глава VI настоящего Федерального закона дополнена статьей 34.1, вступающей в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 34.1. Защитные зоны объектов культурного наследия

См. комментарии к статье 34.1 настоящего Федерального закона

Положения пункта 1 настоящей статьи, предусматривающее запрет строительства объектов капитального строительства и их реконструкции, связанной с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), не применяется к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2016 г. N 95-ФЗ, в том числе в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика

1. Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

2. Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные статьей 56.4 настоящего Федерального закона требования и ограничения.

Требования к установлению границ защитной зоны не применяются в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае расположения такого объекта в границах предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи зон охраны другого объекта культурного наследия либо в границах предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи объединенной зоны охраны объектов культурного наследия

3. Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:

1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;

2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

4. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

5. Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

6. Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах охраны такого объекта культурного наследия, установленных в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона. Защитная зона объекта культурного наследия также прекращает существование в случае исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом принятие решения о прекращении существования такой зоны не требуется.

[3]

Зоны объектов культурного наследия

Правовой центр ДВА М готов предложить юридические услуги, связные со строительством и иной деятельностью в зонах с особыми условиями использования территории вокруг объектов культурного наследия (ОКН ). А также с реставрацией и использованием самих объектов культурного наследия.

Читайте так же:  Как понизить разряд работнику
Представление интересов в суде
Подробнее

Представление интересов в суде

Готовы представлять интересы по спорам:

о границах санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования;

о прекращении существования санитарно-защитных зон;

Видео (кликните для воспроизведения).

о возмещении убытков, связанных с нахождением участка в санитарно-защитной зоне.

Подготовка юридических заключений
Подробнее

Подготовка юридических заключений

Проводим проверку участка на предмет вхождения в санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования, влияния данных зон на возможность застройки и иного использования участков или зданий, возможности пересмотра границ таких зон.

Также готовы провести проверку участка перед сделкой по иным гражданско-правовым, земельным и градостроительным вопросам.

Представительство в уполномоченных органах
Подробнее

Представительство в уполномоченных органах

Осуществляем юридическое и организационное сопровождение проектов, связанных с установлением и изменением границ санитарно-защитных зон.

Видео (кликните для воспроизведения).

Готовы предложить комплексное юридическое сопровождение инвестиционных и строительных проектов по вопросам получения разрешительной документации, договорных отношении между участниками проекта и т.д.

Взаимодействие с проектировщиками и экспертами
Подробнее

Взаимодействие с проектировщиками и экспертами

Готовы обеспечить привлечение для реализации Вашего проекта квалифицированных специалистов в области проектирования, расчёта границ санитарно-защитных зон, аккредитованные лаборатории для проведения замеров и т.д.

  • проверки земельного участка или объекта недвижимости на предмет его вхождения в защитную зону или зоны охраны объекта культурного наследия;
  • установления и изменения границ и режима зон охраны объектов культурного наследия;
  • организации и сопровождения изыскательских, проектных работ и экспертизы в области охраны объектов культурного наследия;
  • согласования строительства в зонах охраны объектов культурного наследия;
  • согласования реставрации и приспособления под современные нужды объектов культурного наследия;
  • разрешения вопросов о статусе выявленных объектов культурного наследия .

Зоны охраны объектов культурного наследия

Охрана объектов культурного наследия, в настоящее время, к сожалению, характеризуется сочетанием двух крайностей. Иногда уничтожаются или «реставрируются» до неузнаваемости объекты, представляющие реальную культурную ценность. А иногда объект, который является памятником лишь по формальным признакам, охраняется законом столь хорошо, что это препятствует нормальному использованию самого такого объекта и значительных смежных территорий, попадающих в зону охраны объекта культурного наследия. А их владельцы несут ощутимый ущерб.

Ситуация усугубляется тем, что до настоящего времени сведения об объектах культурного наследия (реестровых и выявленных) и связанных с ними защитных зонах и зонах охраны (как впрочем и об иных зонах с особыми условиями использования) практически отсутствуют в ЕГРН и документах территориального планирования , хотя задача по их внесению туда и декларируется законодателем. В связи с этим отдельную сложность представляет сбор соответствующих сведений из разрозненных источников.

Для целей охраны самого объекта и регулирования застройки вокруг него объекты культурного наследия подразделяются на:

  • признанные относящимися к культурному наследию по итогам экспертизы и отнесённые в федеральный, региональный либо муниципальный реестры. От уровня реестра (степени значимости памятника) зависит уполномоченный на принятие связанных с его охраной решений орган;
  • выявленные объекты культурного наследия . К данной категории относятся объекты, по которым не проведена экспертиза и не принято окончательное решение о включении в тот или иной реестр либо об отсутствии оснований для отнесения выявленного объекта к культурному наследию.

Зоны охраны культурного наследия

Защитная зона объекта культурного наследия

Данная зона устанавливается вокруг памятника после его внесения в реестр объектов культурного наследия соответствующего значения и до разработки проекта зоны охраны (т.е. не применяется к выявленным объектам культурного наследия).

Задача установления защитной зоны объекта культурного наследия – не допускать ухудшения состояния памятника и прилегающей территории до того, как будет установлен конкретный режим охраны памятника – разработаны и утверждены проекты территории и зон охраны ОКН. На это время вся градостроительная деятельность вокруг объекта культурного наследия фактически замораживается. Так защитная зона объекта культурного наследия имеет:

  • значительный размер — от 100 до 300 метров во всех направлениях от контура памятника или общего контура ансамбля (в зависимости от нахождения памятника в населённом пункте или за его пределами, наличия установленных границ памятника, отнесения объекта культурного наследия к отдельно стоящим либо к ансамблям).
  • максимально жёсткий режим ограничений градостроительной деятельности. А именно – в защитной зоне объекта культурного наследия полностью запрещается новое строительство, а также реконструкция объектов капитального строительства, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

В связи с этим интерес владельцев смежных земель, попавших в защитную зону ОКН, сводится к установлению вокруг памятника зон охраны, поскольку их границы и режим в большинстве случаев мягче, чем режим защитной зоны. Для органов охраны культурного наследия, напротив, проще максимально долго сохранять режим защитной зоны.

Территория и зоны охраны объекта культурного наследия

Для объекта культурного наследия должны быть разработаны проекты границ объекта и зон его охраны. Данными проектами утверждаются:

При этом для объекта могут устанавливаться как все, так и часть из трех вышеуказанных зон охраны. Сколько-нибудь четких критериев по установлению перечня зон охраны, их границ и режима нет. Они определяются при проектировании зон охраны специалистами (архитекторами, искусствоведами и т.д.) исходя из общих принципов — сохранения объекта культурного наследия, обеспечения его визуального восприятия, сохранения или восстановления вокруг объекта аутентичного или, как минимум, резко не конфликтующего с ним окружения.

Очевидно, что данные критерии допускают достаточно широкие пределы для усмотрения в зависимости от компетенции и подхода конкретного специалиста. Принципиальное значение имеет и позиция должностных лиц органов по охране культурного наследия при установлении зон охраны.

Исходя из конкретной ситуации, интересы собственников как самого объекта культурного наследия, так и смежных участков и зданий могут сводиться к:

  • уменьшению границ территории зон охраны объекта культурного наследия до разумных пределов;
  • созданию в границах зон охраны объекта застройки (новой или реконструируемой), отвечающей одновременно как практическим задачам застройщика, так и требованиям охраны культурного наследия.

Например, новые объекты в зоне регулирования застройки могут создаваться в единой стилистике с сохраняемым объектом, размещаться таким образом, чтобы минимально ограничивать его визуальное восприятие и т.д.

В свою очередь сами объекты культурного наследия также могут реставрироваться с сохранением исторически ценных элементов и одновременным приспособлением под практические нужды. В отдельных случаях можно совместить создание новых площадей с восстановлением утраченных частей объекта культурного наследия (например, построить новые здания в габаритах и стиле когда-то имевшихся на этом месте).

Но все вышеперечисленные возможности могут быть реализованы лишь при грамотном подходе к установлению режима зон охраны объекта и эффективном взаимодействии с уполномоченными органами в области охраны культурного наследия. В противном случае складывается типичная, к сожалению, ситуация, когда и сам памятник, и окружающие объекты постепенно разрушаются, поскольку режим их охраны не позволяет привлечь инвестора.

Выявленные объекты культурного наследия

К выявленным объектам культурного наследия относятся те памятники, в отношении которых уполномоченным органом или заинтересованными лицами усматриваются признаки объекта культурного наследия, но ещё не принято решение о включении такого объекта в реестр ОКН федерального, регионального или муниципального значения либо об отказе во включении в реестры по итогам историко-культурной экспертизы.

Уполномоченные органы вправе отказать во включении выявленного объекта в реестр в связи с отрицательным заключением государственной историко-культурной экспертизы или недостоверностью сведений об объекте, послуживших основанием для его отнесения к выявленным объектам культурного наследия.

В отношении выявленного объекта до принятия по нему того или иного решения, в соответствии с режимом ограничения хозяйственной деятельности распространяется только на сам такой объект и его территорию, защитная зона вокруг выявленного объекта не устанавливается.

Дополнительные ограничения в отношении застройки территорий, прилегающих к объектам культурного наследия

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 3 октября 2016 г. вступают в силу изменения в законодательство об объектах культурного наследия, в соответствии с которыми вводится запрет на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства вблизи объектов культурного наследия.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2016 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» создается новый вид территории с особым регулированием – защитные зоны объектов культурного наследия. В границах создаваемых защитных зон запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов*.

В указанных обстоятельствах возрастает важность проведения соответствующей проверки приобретаемого объекта, а также необходимость учитывать возможные будущие расходы на согласования при структурировании сделки по приобретению объекта или планировании затрат на реализацию проекта.

Охранная зона объектов культурного наследия

Согласно ст.34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее — объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется.

Охранная зона — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Согласно информационному письму от 27.09.2016 № 296-01-39-НМ Минкультуры России, действующие на основании ст.3 Федерального закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законами РСФСР и Российской Федерации, включая текстовое и графическое приложение к ним, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте регионального органа охраны объектов культурного наследия субъектов (в формате PDF).

По состоянию на 01.12.2017 года на территории Томской области действуют зоны охраны в отношении объектов культурного наследия, расположенных:

  • на территории исторического поселения регионального значения «г. Нарым, 1596» (включено в перечень исторических поселений (список исторических населенных мест РСФСР) Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 19.02.1990 № 12, коллегии Госстроя РСФСР от 28.02.1990 № 3 и президиума Центрального совета ВООПИК от 16.02.1990 № 12 (162) «Об утверждении нового списка исторических мест РСФСР» (размещен на официальном интернет-портала правой информации http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=102101396&page=1&rdk=0#I0) . Согласно письму Минкультуры России от 18.10.2012 № 2098-12-05 Список исторических населенных мест РСФСР, утвержденный в феврале 1990 г. постановлением коллегии Минкультуры РСФСР, является действующим документом (http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&vkart=card&nd=102101396&rdk=&intelsearch=%CC%E5%EB%E5%ED%F2%FC%E5%E2+%DE) в части определения населенных пунктов, имеющих объекты культурного наследия и являющихся памятниками национальной культуры, сыгравших важную административно-политическую, экономическую, культурную роль в истории России);
  • на территории исторического поселения федерального значения«Город Томск» (включено в перечень исторических поселений приказом Министерства культуры Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.07.2010 № 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений»).

Графические сведения о зонах охраны объектов культурного наследия города Томска также размещены в информационной системе обеспечения градостроительной деятельность «Градостроительный Атлас Города Томска» (ИСОГД Томск) на официальном сайте Администрации города Томска по адресу: http://map.admin.tomsk.ru/ (выбрать: Слои — Набор слоев — «Культурное наследия Томска» https://map.admtomsk.ru/main/map_all1.html#!system=tomsk_all&bank=1&layers=address_reg,okn,showplace,str_oks,streetLayer_scen,wooden,zookn&page=layerTabs&base=osm&ix=9465030.446765246&iy=7661016.498715766&is=12)

Перечень действующих решений об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятых в соответствии с законами РСФСР и Российской Федерации

Наименование проекта зон охраны объектов культурного наследия

Реквизиты нормативно-правового акта об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон

Наименование акта государственной историко-культурной экспертизы (для решений об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятых в соответствии Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

160 от 21.05.1973

«Нарым. Проект охранной зоны мемориального комплекса политической ссылки»

Решение Исполнительного комитета Томского областного Совета депутатов трудящихся от 21.05.1973 № 160 «Об охране историко-революционных памятников с. Нарым Парабельского района»

226а от 14.06.2012

«Проект зон охраны объектов культурного наследия г. Томска»

Материалы по обоснованию проекта зон охраны объектов культурного наследия — Историко-архитектурный опорный план

Постановление Администрации Томской области от 14.06.2012 № 226а «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Томска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны»

Акт государственной историко-культурной экспертизы «Проекта зон охраны объектов культурного наследия г.Томска», от 08.09.2011.

Проект в части утверждения границ зон охраны объектов федерального значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных согласован письмом Минкультуры России от 23.04.2012 № 666-12-05.

215а от 11.06.2015

«Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Анатомический институт, 1907, арх. Ф.Ф.Гут», расположенного по адресу: г.Томск, пр-кт Ленина, д.36а»

Постановление Администрации Томской области от 11.06.2015 №215а

Акт государственной историко-культурной экспертизы «Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Анатомический институт, 1907, арх.Ф.Ф.Гут», расположенного по адресу: г. Томск, пр-кт Ленина, д.36а» от 01.12.2013

373а от 14.10.2015

«Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «3-этажное промышленное здание. Бывшая винная монополия. Конец XIX века», расположенного на территории г.Томска, пр.Ленина,1»

Постановление Администрации Томской области от 14.10.2015 №373а«О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 14.06.2012 № 226а»

Акт государственной историко-культурной экспертизы «Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «3-этажное промышленное здание. Бывшая винная монополия. Конец XIX века», расположенного на территории г. Томска, пр.Ленина,1» от 12.07.2015

[2]

377а от 16.10.2015

«Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Мечеть (белая)», расположенного по адресу: Томская область, г.Томск, Московский тракт, д.43»

Постановление Администрации Томской области от 16.10.2015 №377а «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 14.06.2012 № 226а»

Акт государственной историко-культурной экспертизы «Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Мечеть (белая)», расположенного по адресу: Томская область, г.Томск, Московский тракт, д.43» от 01.08.2015;

408а от 12.11.2015

«Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенных на территории города Томска, в границах: ул.Белинского, пер.Спортивный, ул.Гоголя, пер.Нечевский, ул.Вершинина, ул.Герцена»

Постановление Администрации Томской области от 12.11.2015 №408а «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 14.06.2012 № 226а»

Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации «Проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенных на территории города Томска, в границах: ул.Белинского, пер.Спортивный, ул.Гоголя, пер.Нечевский, ул.Вершинина, ул.Герцена» от 20.02.2015

119а от 19.04.2016

«Проект зон охраны объектов культурного наследия г.Томска»

Постановление Администрации Томской области от 19.04.2016 №119а «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 14.06.2012 № 226а»

Акт государственной историко-культурной экспертизы «Проекта зон охраны объектов культурного наследия г.Томска», от 08.09.2011

Проект в части утверждения границ зон охраны объектов федерального значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных согласован письмом Минкультуры России от 23.04.2012 №666-12-05.

Сведения об утверждении границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия Томской области (здания и сооружения) — https://heritage.tomsk.gov.ru/utverzhdenie-granits-territorij-i-zon-ohrany-obektov-kulturnogo-nasledija

Сведения о местах нахождения объектов культурного наследия федерального и регионального значения, об их территориях, о зонах охраны и о защитных зонах охраны объектов культурного наследия https://tomsk.gov.ru/opendata/front/getTable/id/1689

Согласно ст. 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные ст.56.4 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ требования и ограничения) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:

1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;

2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 05.04.2016 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, требования к установлению границ защитной зоны не применяются в случае расположения такого объекта в границах предусмотренных п. 2 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» зон охраны другого объекта культурного наследия либо в границах предусмотренной п. 1 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Читайте так же:  Ответственность за неуплату капитального ремонта

Источники


  1. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.

  2. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  3. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.
  4. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.
  5. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.
Охранная зона объектов культурного наследия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here