Обратная сила нормативно правового акта

Описание страницы: обратная сила нормативно правового акта - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Статья 49. Обратная сила нормативного правового акта

Информация об изменениях:

Законом Нижегородской области от 6 августа 2009 г. N 104-З статья 49 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Статья 49. Обратная сила нормативного правового акта

1. Нормативный правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после его вступления в силу. Если правоотношения возникли до вступления в силу нормативного правового акта, то нормативный правовой акт распространяет свое действие на те права и обязанности, которые возникли у субъектов правоотношений после вступления в силу нормативного правового акта.

2. Нормативный правовой акт распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, если в самом акте или акте о введении его в действие установлено нормативное предписание, придающее ему обратную силу.

[2]

3. Придание нормативному правовому акту обратной силы не допускается в случаях, если:

1) нормативный правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность;

2) нормативный правовой акт о налогах и сборах, устанавливающий новые налоги и (или) сборы, повышающий налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающий или отягчающий ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающий новые обязанности или иным образом ухудшающий положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

>
Действие нормативного правового акта в пространстве и по кругу лиц
Содержание
Закон Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. N 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области» (с.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 49. Обратная сила нормативного правового акта

Информация об изменениях:

Законом Нижегородской области от 6 августа 2009 г. N 104-З статья 49 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Статья 49. Обратная сила нормативного правового акта

1. Нормативный правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после его вступления в силу. Если правоотношения возникли до вступления в силу нормативного правового акта, то нормативный правовой акт распространяет свое действие на те права и обязанности, которые возникли у субъектов правоотношений после вступления в силу нормативного правового акта.

2. Нормативный правовой акт распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, если в самом акте или акте о введении его в действие установлено нормативное предписание, придающее ему обратную силу.

3. Придание нормативному правовому акту обратной силы не допускается в случаях, если:

1) нормативный правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность;

2) нормативный правовой акт о налогах и сборах, устанавливающий новые налоги и (или) сборы, повышающий налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающий или отягчающий ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающий новые обязанности или иным образом ухудшающий положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

>
Действие нормативного правового акта в пространстве и по кругу лиц
Содержание
Закон Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. N 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 67. Обратная сила нормативного правового акта

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность. Нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 68. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц

Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления – на соответствующей территории Республики Беларусь.

Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Статья 69. Прекращение действия нормативного правового акта

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

Читайте так же:  14 фз об ооо

истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть);

признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

ГЛАВА 18
РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9506 —

| 7465 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 67. Обратная сила нормативного правового акта

Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Общая характеристика основных нормативных правовых актов о труде

Система источников трудового права

Национальная система источников трудового права может быть представлена в следующем виде:

1. Конституция
2.Международные договоры, ратифицированные Республикой (часть 2 статьи 8, часть 4 статьи 116 Конституции Республики Беларусь, а также статья 8 ТК).
3. Заключения Конституционного суда
4.Трудовой Кодекс
5. Законы Республики Беларусь 6. Декреты Президента Сейчас есть только временные декреты, а декретов, изданных в порядке делегированных полномочий, нет.
7.Указы Президента (статья 85 Конституции, статья 2 Закона «О нормативных правовых актах»).
8. Постановления Совета Министров Республики Беларусь
9.Постановления пленума Верховного суда Республики Беларусь
10. Ведомственные нормативные правовые акты (постановления Министерства труда и социальной защиты и акты государственных комитетов и ведомств)
11.Решения местных органов власти
12. Локальные нормативные правовые акты 13. Коллективные договоры, соглашения

Вопрос о месте национальных нормативных правовых актов в системе источников трудового права является спорным. В соответствии со статьей 7 ТК, коллективные договоры, соглашения поставлены на один уровень с локальными нормативными правовыми актами и ниже актов законодательства о труде, однако в теории трудового права указывается, что при определении места нормативного договора в иерархии источников необходимо учитывать тот уровень, на котором оно принималось и юридическую силу актов того органа, который принимал участие в их принятии.

Изучить самостоятельно.

Характеристика Конституции, ТК, законов, декретов Президента.

Временные пределы нормативных правовых актов определяются вступлением их в силу и прекращением их действия. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов регулируется Положением «Об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов» утвержденном декретом главы государства от 10 декабря 1998 года № 22.

Нормативные акты о труде, как правило, действуют бессрочно. По общему правилу они не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после вступления их в силу (часть 1 статьи 9 ТК).

Исключение из этого правило, предусмотрено статьей 67 Закона «О нормативных правовых актах».

(в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2008 N 410-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность. Нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

По сфере действия в пространстве источники трудового права можно подразделить на:

ü общенациональные;

ü местные (в рамках территории);

ü локальные (в рамках предприятия).

По кругу лиц:

ü общие;

ü специальные (охватывающие определенные категории работников).

| следующая лекция ==>
Нормативные соглашения (договоры) | Понятие международно-правового регулирования труда

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 192 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья 67. Обратная сила нормативного правового акта

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность. Нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 68. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц

Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления – на соответствующей территории Республики Беларусь.

Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Читайте так же:  Судебный приказ по алиментам

Статья 69. Прекращение действия нормативного правового акта

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть);

признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

ГЛАВА 18 РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Действие нормативных правовых актов во времени (порядок вступления в действие, прекращение действия). Обратная сила закона.

Прежде всего, обратим внимание на то, что выяснение особенностей действия норма­тивно-правовых актов во времени имеет важное значение и для теории права, и для юридической практики. От правильного решения этого во­проса часто зависит, какой закон — новый или старый — будет применяться к конкретным отношениям, как будут осуществляться его предписания.

[3]

Определение времени начала действия нормативного правового акта связано с его опубликованием, т. е. помещением текста в официальном издании. В этой связи обратим внимание на содержание ч. 3 ст. 15 Кон­ституции РФ. Здесь сказано: «Законы подлежат официальному опублико­ванию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официаль­но для всеобщего сведения».

Теория и правореализующая деятельность позволяет констатировать, что в Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

1. В результате указания в тексте нормативного правового акта либо в сопутствующем документе момента (календарная дата), с которого юри­дический документ вводится в действие. В частности, такой порядок вступления в силу предусматривается для кодифицированных актов.

2. В результате указания на иные обстоятельства, с которыми связы­вается вступление в законную силу нормативного документа

3. Поэтапное введение в действие нормативного правового акта. При этом этапы (периоды) обозначаются либо определенными сроками, либо связываются с наступлением условий, обозначенных в юридическом до­кументе.

4. Введение в действие нормативного документа с момента его приня­тия. Это относится, прежде всего, к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания.

5..Введение в действие со дня его подписания должностным лицом. Так, с момента подписания приобретают юридическую силу акты Прези­дента РФ, содержащие секретную или конфиденциальную информацию.

6. С момента получения соответствующим органом нормативно-правового акта. Имеется в виду то, что некоторые виды нормативно-правовых актов не подлежат официальному опубликованию, а направля­ются соответствующим органам власти и управления.

7. В результате применения общих правил. В РФ такие правила предусмотрены Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу феде­ральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

8 .Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер и нормативные акты Правительства Рос­сийской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности чело­века и гражданина, устанавливающие правовой статус Федеральных органов исполнительной власти и организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Фе­дерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

9.Некоторые ведомственные нормативные правовые акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера государственной регистра­ции, если в самом акте не указан более поздний срок начала их действия.

Порядок вступления в силу правовых актов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоя­тельно.

Прекращение действия НПА в РФ происходит в результате следующих обстоятельств:

1) в результате истечения срока действия НПА, который заранее указывается в самом акте (например о введении чрезвычайного или военного положения на к-л территории);

2) официальная отмена, т.е. объявление об утрате силы НПА;

3) принятие управомоченным органом нового законодательного акта, регулирующего тот же круг общественных отношений;

4) НПА теряет свою силу в связи с исчезновением обстоятельств, на которые он был рассчитан (устаревание – например советы народных депутатов прекратили свою деятельность, а с ними соответствующие НПА).

Обратная сила закона.По общему правилу, законы и другие норма­тивные правовые акты не имеют обратной силы. Они действуют только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введе­ния его в действие. На общественные отношения и связанные с ними фак­ты, которые возникли и сложились до вступления закона либо иного нор­мативного акта в силу, содержащиеся в них нормы не распространяются.

Вместе с тем, существуют два исключения из этого общего правила. Во-первых, обратную силу приобретает закон, если это прямо преду­смотрено самим законом.

Во-вторых, обратную силу приобретает закон, если он устраняет или смягчает ответственность за совершенное правонарушение.

Действие НПА во времени. «Обратная сила» и «переживание» закона.

Говоря о пределах действия НПА во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (обратная сила закона).

В РФ НПА вступают в силу одним из следующих способов:

· в результате указания в тексте НПА на календарную дату, с которой он вступает в силу;

· в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление его в законную силу (с момента подписания, с момента опубликования).

· В результате применения общих правил. По этим правилам законы РФ и др. НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте НПА не указано иное, ФС РФ – 7 дней,

НПА Президента и Правительства вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования.

Читайте так же:  Фальсификация подписи статья ук рф

Издания, в которых осуществляется официальное опубликование: Российская газета и Собрание законодательства РФ.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Минюсте.

Субъекты порядок устанавливают самостоятельно.

Прекращение действия НПА:

Видео (кликните для воспроизведения).

· Истечение срока, на который был принят НПА;

· Объявление об утрате юридической силы НПА (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном НПА);

· Принятие нового НПА равной или большей силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

· С изменением обстоятельств, на которые был рассчитан НПА.

Действие НПА – это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Вопрос о действии НПА во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов. НПА не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). НПА действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Исключения допускаются в весьма редких случаях, когда об этом указано в самом акте или когда ему придана обратная сила компетентным государственным органом либо тогда, когда данный НПА смягчает или устраняет ответственность.. В Уголовном праве обратную силу имеют законы, которые устраняют наказуемость или смягчают ответственность.

НПА может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (переживание закона). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений. То есть НПА отменён, но по специальному указанию нового закона продолжает действовать по отдельным вопросам.

Момент вступления НПА в силу необходимо отличать от момента приобретения им силы. Закон приобретает юридическую силу с момента приятия его ГД РФ в окончательной редакции и одобрения СФ РФ. Практически в соответствии со сложившейся практикой силу приобретает после подписания Президентом.

Прямое действие закона означает, что закон непосредственно порождает права и обязанности субъектов правоотношений, регулирует общественные отношения.

Прямое действие закона означает, что органы государства обязаны рассматривать нормы закона в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.

Действие НПА в пространстве и по кругу лиц.

Действие НПА в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов РФ – на территории этих субъектов, акты муниципальных органов – на территории соответствующих муниципальных образований.

К территории государства относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства, территории дипломатических посольств, представительств. Военные суда без исключений, а гражданские – в водах и воздушных пространствах своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

По общему правилу, НПА распространяются на всех лиц, находящихся на той территории, на которой действуют эти акты.

Действие НПА зависит от:

Ø Уровня государственного органа

Ø Юридической силы

Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают. Они юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. Действие НПА в данном случае ограничено.

Пор общему правилу НПА РФ действуют в отношении всех граждан, иностранцев, лиц без гражданства, внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того понесли ли они наказание по законам иностранного государства. В то же время главы государств и правительств, сотрудники посольств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности.

Еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть в соответствии с законом быть субъектами ряда отношений (судьи, военнослужащие и т.д.). НПА могут действовать в отношении отдельных категорий граждан: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и др.

Правовые нормы: понятие, признаки и виды.

Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, выраженное или санкционированное государством, которое самостоятельно или в единстве с другими правовыми или социальными нормами регулирует общественные отношения путем указания на виды возможного или должного поведения (субъективные права или юридические обязанности).

1. Первым видом было индивидуальное регулирование в каждой конкретной ситуации. Имело много недостатков (длительно, по типичным ситуациям появился разброс мнений) и одно достоинство: учитывало все особенности данной ситуации.

[1]

2. Социальные нормы – допустимое и возможное поведение в обществе. Нормы морали, обычные нормы, корпоративные нормы близки к правовым, нормы отдельных общественных организаций.

3. Разновидность социальной нормы – норма права.

— правило, масштаб, образец поведения людей в обществе;

— носят общий характер, т.е. не персонифицированы, а обращены к широкому неопределенному кругу лиц;

— рассчитаны на длительную реализацию и действуют непрерывно;

— регулятор общественных отношений.

— являются общеобязательными нормами поведения, т.е. представляют собой правила поведения общего характера, обязательны к исполнению всеми лицами независимо от их желания.

— Имеют формально-определенный характер, т.е. четко определено какие юридические права и обязанности могут возникнуть на основании норм, даны четкие формулировки.

— Являются властными предписаниями.

— Являются гетерономными, т.е. предполагают внешнее воздействие на поведение людей в виде правового принуждения.

— Регулируют общественные отношения путем указания на виды возможного и должного поведения.

Виды правовых норм.

1. В зависимости от отрасли права: государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др. отраслей права.

2. По их роли в регулировании общественных отношений:

Читайте так же:  Закон авторских прав

Ø Регулятивные — устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение.

Ø Охранительные – предусматривают меры государственного принуждения за совершение правонарушения.

Ø Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяющие задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений (нормы – принципы).

Ø Специализированные (нормы о нормах): дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий, коллизионные нормы – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями, оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.д.

3. По методу правового регулирования:

Ø Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных правоотношений.

Ø Диспозитивные содержат такие правила поведения, которые действуют лишь постольку, поскольку участники отношения не установили для себя иные правила поведения.

Ø Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

4. По сфере действия:

Ø Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Ø Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами.

Ø Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

5. По юридической силе: нормы закона и подзаконнные акты

6. По времени действия: общие и временные.

7. ПО характеру изложения в НПА: управомачмвающие, обязывающие, запрещающие

Лекции:

НП – исходящее от общества и государства общеобязательное, формально-определенное правило поведения, функционально и генетически связанное с государством, обеспечиваемое принудительной силой государства и определяющее права и обязанности участников правоотношений. НП исходный элемент механизма правового регулирования. НП – это элемент права.

39. Структура правовой нормы (норма предписание и логическая норма).

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

Действие нормативных актов во времени. Обратная сила закона.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени — «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — распространение закона со дня его вступления в силу на те случаи и обстоятельства, которые имели место до его вступления в силу. Принцип права «закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом) юридической теории и практики, сформировавшегося в ходе длительной эволюции права и воспринятого в качестве международно-правового стандарта всеми современными правовыми системами (ст. 54 Конституции РФ).

По общему правилу, нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникающие до его вступления в силу. Лишь в отдельных случаях под действие нормативных правовых актов подпадают отношения, возникшие до вступления их в силу.

Распространение действия закона на общественные отношения, возникшие до его издания, является исключением из общего правила. В юридической практике обратное действие закона может иметь место в двух случаях:

1) в силу прямого указания закона. При этом обратное действие закона всегда специально оговаривается в этом законе либо в акте (постановлении) о введении его в действие (например, ст. 10 УК РФ). Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона о введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его (ГК) в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений;

2) если уголовный закон устраняет или смягчает наказание. Юридическое содержание данного принципа сформулировано в ст. 54 Конституции РФ: а) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; б) никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Это означает следующее: если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Это конституционное положение нашло отражение в новейшем законодательстве. В частности, ст. 10 УК РФ сформулированный принцип обратной силы уголовного закона означает, что закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, смягчающий наказание или иным улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до вступления такого закона в силу.

При этом по действующему уголовному законодательству, законом, устраняющим преступность и наказуемость деяния, считается закон, объявляющий о декриминализации этого деяния, т.е. об исключении его их УК и соответственно об отмене уголовной ответственности и наказания за его совершение. Законом, смягчающим наказание, является закон, по которому максимальный и (или) минимальный пределы того или иного вила наказания ниже, чем ранее действовавшего закона, либо закон, установивший альтернативную санкцию, позволяющую назначить более мягкое наказание.

Положение об обратной силе нового, более мягкого или устраняющего преступность деяния уголовного закона распространяется также на лиц уже осужденных и отбывающих наказание по старому, более строгому закону. В этом случае, если новый закон устраняет преступность деяния, то производство по делу прекращается в любой стадии, в т.ч. и на стадии предварительного следствия. Если новый закон смягчает наказание, то при определении наказания суд должен руководствоваться этим законом.

Дата добавления: 2015-04-26 ; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

Статья 49. Обратная сила нормативного правового акта

Информация об изменениях:

Законом Нижегородской области от 6 августа 2009 г. N 104-З статья 49 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Статья 49. Обратная сила нормативного правового акта

1. Нормативный правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после его вступления в силу. Если правоотношения возникли до вступления в силу нормативного правового акта, то нормативный правовой акт распространяет свое действие на те права и обязанности, которые возникли у субъектов правоотношений после вступления в силу нормативного правового акта.

2. Нормативный правовой акт распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, если в самом акте или акте о введении его в действие установлено нормативное предписание, придающее ему обратную силу.

3. Придание нормативному правовому акту обратной силы не допускается в случаях, если:

1) нормативный правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность;

2) нормативный правовой акт о налогах и сборах, устанавливающий новые налоги и (или) сборы, повышающий налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающий или отягчающий ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающий новые обязанности или иным образом ухудшающий положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Читайте также:
  1. B) Воздействие туризма на экономику
  2. D) взаимодействие предметно-логического и номинативного значений
  3. D) пересмотр судебных актов в порядке судебного надзора
  4. Edit Действие назад — действие вперед. Количество запоминаемых действий настраивается в Preferens — Mem
  5. I. ДЕЙСТВИЕ ТРЕЗВОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.
  6. II. ДЕЙСТВИЕ ТРЕЗВОСТИ НА НРАВСТВЕННОСТЬ НАРОДА.
  7. III. ДЕЙСТВИЕ ТРЕЗВОСТИ НА ВОЗВЫШЕНИЕ НАРОДНОГО БОГАТСТВА И БЛАГОСОСТОЯНИЯ.
  8. IV. ДЕЙСТВИЕ ТРЕЗВОСТИ НА ВОЗВЫШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ.
  9. quot;Уловка-22″ — «замкнутый круг», парадоксальное действие, — от од­ноименного названия повести американского писателя Джозефа Хеллера.
  10. V. ДЕЙСТВИЕ
>
Действие нормативного правового акта в пространстве и по кругу лиц
Содержание
Закон Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. N 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области» (с.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте так же:  Прекращение обязательств

Источники


  1. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.

  2. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.

  3. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
  4. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.
  5. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.
Обратная сила нормативно правового акта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here