Оборот алкогольной продукции

Описание страницы: оборот алкогольной продукции - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Как регулируется оборот алкогольной продукции в РФ?

Основным документом регулирующим, оборот алкогольной продукции в РФ является Федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании алкогольного рынка». Нормы данного закона определяют требования к организациям, осуществляющим оборот алкогольной продукции. Среди наиболее значимых обязанностей организаций рынка спиртных напитков является наличие лицензии, ежеквартальное представление декларационной отчетности, а так же соблюдение особых запретов, за нарушение которых предусматривается не только лишение алкогольной лицензии, но и административная ответственность, а порой даже уголовная.

Нормативно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции

Для начала рассмотрения данного вопроса следует обратиться к 16 пункту статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании алкогольного рынка», согласно которой оборот алкогольной продукции подразумевает под собой несколько видов деятельности, а именно:

  • оптовая торговля алкоголем;
  • складское хранение алкогольной продукции;
  • перевозка спиртного;
  • розничная продажа алкоголя.

Таким образом, правила регулирующие оборот алкогольной продукции, распространяются на организации, осуществляющие названные выше виды деятельности.

Первым делом лицензия на алкоголь

Первым делом, предпринимателю, желающему заняться оборотом алкогольной продукции, необходимо получить алкогольную лицензию. Следует отметить, что на каждый вид деятельности требуется отдельная лицензия. При этом, за лицензиями на оптовую торговлю, складское хранение или перевозку алкоголя необходимо обращаться в Росалкогольрегулирование, а за лицензией на розничную продажу алкоголя в уполномоченный орган субъекта РФ. В каждом регионе лицензирующий орган называется по разному. Например, в столице им является Департамент торговли и услуг, а в Московской области — Министерство потребительского рынка и услуг.

На сегодняшний день в Росалкогольрегулировании и каждом уполномоченном органе субъекта РФ лицензия на алкоголь предоставляется в соответствии с положениями Административного регламента, в котором поэтапно указывается порядок действий предпринимателя, желающего получить лицензию на оборот алкогольной продукции.

Так, если понадобилась лицензия на оптовую торговлю алкоголем, складское хранение или перевозку спиртного, то необходимо руководствоваться Приказом Росалкогольрегулирования от 27 декабря 2013 года № 335 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию производства и оборота алкогольной продукции». Для получения розничной лицензии на продажу алкоголя необходимо обратиться к региональному административному регламенту. Для предпринимателей, зарегистрированных на территории Москвы, руководством будет Административный регламент предоставления госуслуги «Лицензирование розничной продажи алкоголя», который утвержден Постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2012 года № 59-ПП. Аналогичный документ для подмосковных бизнесменов утвержден распоряжением Министерства потребительских услуг Московской области от 10 сентября 2014 года № 16РВ-48.

Административные регламенты для получения лицензии на оборот алкогольной продукции не только указывают сроки и порядок проведения процедур, но и перечень документов, которые необходимо подготовить при получении алкогольной лицензии.

Госпошлина за лицензию на алкоголь

В зависимости от вида деятельности документы могут отличаться. Однако, перед началом получения лицензии на оборот алкогольной продукции, каждому соискателю придется уплатить госпошлину за лицензию на алкоголь. Госпошлина является единственной финансовой затратой при получении алкогольной лицензии. Поэтому при ответе на вопрос – сколько стоит лицензия на алкоголь? — необходимо определиться с размером госпошлины. К сожалению, положения Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании алкогольного рынка» не указывают размер госпошлины за лицензию на алкоголь. Для этого необходимо обратиться к подпункту 94 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ. Исходя из положений данной нормы стоимость пятилетней лицензии на оптовую торговлю алкоголем составляет 800 тысяч рублей, а розничной лицензии на продажу алкоголя – 325 тысяч рублей. Стоит отметить, что положения подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ ежегодно пересматриваются, а, следовательно, каждый год стоимость лицензии на алкоголь может меняться.

В завершении данного раздела следует отметить, что оплата госпошлины за лицензию на алкоголь не дает 100% гарантии ее получения. В случае, если проверяющие в ходе обследования организации установят нарушения, то неминуем отказ в выдаче лицензии на алкоголь. Тогда, деньги, оплаченные за лицензию на алкоголь, возвращены не будут.

Ежеквартальная декларация по алкоголю

Наряду с обязательным наличием лицензии, организации осуществляющие оборот алкогольной продукции, обязаны ежеквартально предоставлять декларацию по алкоголю. В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании алкогольного рынка» организации обязаны вести учет и декларирование оборота алкогольной продукции. Правила предоставления декларационной отчетности установлены Постановлением Правительства РФ от 09 августа 2012 года № 815 «О предоставлении алкогольных деклараций».

Согласно пункту 15 Правил, декларация по алкоголю предоставляется ежеквартально в срок до 20 числа месяца следующего за отчетным кварталом. Алкогольная декларация предоставляется в электронном виде посредством телекоммуникационных каналов связи. Обязательным условием является визирование декларации по алкоголю усиленной квалифицированной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан аккредитованным удостоверяющим центром.

В зависимости от вида деятельности отличается орган, куда предоставляется декларация по алкоголю. Так, организации осуществляющие оптовую торговлю, складское хранение и перевозку алкогольной продукции предоставляют декларации только в Росалкогольрегулирование. В свою очередь организации, продающие алкоголь в розницу, сдают отчетность в уполномоченный орган субъекта и дублируют информацию в Росалкогольрегулирование.

Запрет на продажу алкоголя

Наряду с наличием алкогольной лицензии и обязанностью ежеквартального предоставления декларации по алкоголю, главным «алкогольным» законом введен ряд запретов на продажу алкоголя. Возглавляет список запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним. Также нельзя торговать спиртным в ночное время. Федеральное время запрета продажи алкоголя с 23 часов вечера о 8 часов утра следующего дня. Кроме того, запрещено торговать спиртным на территории образовательных, медицинских, спортивных и социальных учреждений. Список запрещенных территорий дополняется объектами транспортной инфраструктуры, а также автозаправочными станциями.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г.

Статья 2 . Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ в подпункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Читайте так же:  Нормальная продолжительность рабочего времени

1) этиловый спирт — спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый;

2) денатурированный этиловый спирт (денатурат) — этиловый спирт, содержащий денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ подпункт 2.1 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

2.1) фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол) — фармацевтическая субстанция, определенная в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и содержащая этиловый спирт;

[2]

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена подпунктом 2.2 с 29 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 448-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ подпункт 3 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

3) спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции;

Информация об изменениях:

Подпункт 3.1 изменен с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

3.1) спиртосодержащие лекарственные препараты — лекарственные препараты для медицинского и ветеринарного применения в жидкой форме выпуска, определенные в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и содержащие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол);

Информация об изменениях:

Подпункт 3.2 изменен с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

3.2) спиртосодержащие медицинские изделия — медицинские изделия в жидкой форме выпуска, содержащие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) или этиловый спирт;

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена подпунктом 3.3 с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 560-ФЗ

3.3) порошкообразная спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция в виде сухого вещества, предназначенная для получения продукции в жидком виде, содержащей в своем составе этиловый спирт более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 4 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.

4) спиртосодержащая пищевая продукция — пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.

5) спиртосодержащая непищевая продукция — непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции;

6) денатурированная спиртосодержащая продукция — спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 7 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.

7) алкогольная продукция — пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;

8) утратил силу с 1 июля 2012 г.;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ подпункт 9 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.

9) спиртные напитки — алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам;

10) водка — спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объема готовой продукции;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена подпунктом 10.1, вступающим в силу с 1 июня 2015 г.

10.1) коньяк — спиртной напиток с содержанием этилового спирта не менее 40 процентов объема готовой продукции (за исключением коньяка с защищенным географическим указанием, коньяка с защищенным наименованием места происхождения, коллекционного коньяка), который произведен из коньячных дистиллятов, полученных фракционной дистилляцией (перегонкой) виноматериалов, произведенных из винограда, и выдержан в дубовых бочках или дубовых бутах либо в контакте с древесиной дуба не менее трех лет. Коньяк с защищенным географическим указанием, коньяк с защищенным наименованием места происхождения, коллекционный коньяк должны иметь содержание этилового спирта не менее 37,5 процента объема готовой продукции. Коньячный дистиллят, выдержка которого составляет более пяти лет, выдерживается в дубовых бочках или дубовых бутах. Коньяк, выдержка которого составляет более пяти лет, производится из коньячных дистиллятов, прошедших полный цикл производства дистиллятов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2012 г. N 98-ФЗ) подпункт 11 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения

Читайте так же:  Регистрация права собственности документы

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

С изменениями и дополнениями от:

10 января 1997 г., 7 января 1999 г., 29 декабря 2001 г., 24, 25 июля 2002 г., 2 ноября 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 октября 2006 г., 20 апреля, 19 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 1, 18, 21 июля 2011 г., 25, 30 июня, 28 июля, 25, 30 декабря 2012 г., 23 июля, 2 ноября 2013 г., 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля, 28 декабря 2017 г., 29 июля, 3 августа, 28 ноября, 27 декабря 2018 г., 1 мая, 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

22 ноября 1995 г.

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 ноября 1995 г. N 231, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4553

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 марта 2016 г. N 9-П пункт 5 статьи 20 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение в системе действующего правового регулирования допускает по истечении двух месяцев с момента прекращения действия выданной юридическому лицу лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции принудительное безвозмездное изъятие с целью уничтожения по решению суда остатков принадлежащей ему винодельческой продукции, выдержка которой на момент истечения двух месяцев, предусмотренных для ее реализации, не достигает необходимого в соответствии с требованиями технологического процесса срока, притом что само производство было начато в период действия лицензии, осуществлялось (с учетом стадии производственного процесса) в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением обязательных требований и что, начиная его, лицензиат не мог предполагать, что лицензия на новый срок не будет им получена

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2003 г. N 17-П положения, содержащиеся в абзаце седьмом пункта 1, пунктах 2, 6 и 11 статьи 19 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения служат основанием для отказа федерального лицензирующего органа от разрешения вопроса о выдаче организации федеральной лицензии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во всех случаях, когда соответствующим субъектом Российской Федерации не дано согласие на ее получение.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу 27 июля 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 560-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 448-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 ноября 2018 г. и с 29 ноября 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г., 1 января 2018 г., 1 июля 2018 г. и 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ)

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 182-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ и от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 5 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 494-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 491-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2015 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 286-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2013 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Расходы для налога на прибыль

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2012 г. N 98-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

[3]

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 55-ФЗ

Действие абзаца девятнадцатого пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 июля 2007 г. в части оборота денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

[1]

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 1997 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Особенности правового регулирования оборота алкогольной продукции

Рынок алкогольной продукции характеризуется достаточно жестким государственным регулированием и контролем не только за реализацией, но и за производством и другими видами деятельности с алкогольной продукцией.

В правовом регулировании производства и оборота алкогольной продукции преобладают императивные нормы, устанавливающие позитивные обязывания и запреты. Активное вмешательство государства в данную сферу деятельности вызывается крайне нестабильной ситуацией на рынке алкогольной продукции, многочисленными случаями отравлений некачественной алкогольной продукцией.

Целями государственного регулирования рассматриваемых отношений являются обеспечение населения безопасной и качественной алкогольной продукцией, ограничение потребления алкогольной продукции, защита экономических интересов России, а также обеспечение легальности производства и оборота этилового спирта, служащего сырьем для производства алкогольной продукции.

В настоящее время функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).

Основной ФЗ — Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» .

Существенные изменения и дополнения, направленные на ужесточение требований к субъектам рынка алкогольной продукции, были внесены в Закон об алкогольной продукции Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ, однако государственная монополия на производство и (или) оборот данного товара введена не была, хотя законопроект о введении государственной монополии на поставку алкогольной продукции был разработан и рассматривался Государственной Думой, но был отклонен.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ, предмет регулирования данного Закона значительно расширен. Действие Закона об алкогольной продукции распространяется не только на отношения в рассматриваемой сфере, участниками которых являются юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным данным Законом, но и на отношения, участниками которых являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, и на отношения физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и непосредственно осуществляющих отпуск алкогольной продукции покупателям по договору розничной купли-продажи, а также на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.

Закон не регулирует:

— отношения по осуществлению деятельности граждан, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт;

— обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных в установленном порядке и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям;

— деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам;

— деятельность организаций, связанную с обращением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, содержащих этиловый спирт.

Таким образом, действие Закона об алкогольной продукции распространяется на различные виды продукции, как на пищевую, предназначенную для реализации населению, так и на непищевую спиртосодержащую продукцию. Такое правовое регулирование не позволяет в должной мере отразить особенности, присущие алкогольной и иной спиртосодержащей пищевой продукции, в одном законе.

Читайте так же:  Отказ от показаний свидетеля

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9044 —

| 7258 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Производство и оборот алкогольной продукции

«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 49, 1999

Согласно абз.7 п.3 ст.20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в ред. от 07.01.1999 N 18-ФЗ) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ) запрещаются поставки алкогольной продукции организациями — производителями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки алкогольной продукции, иным юридическим лицам, не имеющим предусмотренных законом лицензий.

Неоднозначность толкования данного положения Федерального закона вызвана тем, что некоторые организации — производители, а также поставщики алкогольной продукции, руководствуясь здравым смыслом, справедливо полагают, что невозможно требовать соответствующую лицензию у организации, которая закупает алкогольную продукцию не в целях ее дальнейшей реализации, а для проведения всякого рода мероприятий, таких, как переговоры, торжества и пр. (т.е. в потребительских целях).

Во избежание разночтений следует обратить внимание на следующее. В соответствии со ст.506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Таким образом, запрет на осуществление поставок организациями — производителями алкогольной продукции согласуется и с положениями ГК РФ.

С учетом изложенного факты поставок алкогольной продукции организациями, имеющими лицензии, которые позволяют им осуществлять поставки алкогольной продукции, в адрес организаций, не имеющих предусмотренных законом лицензий, должны рассматриваться как грубое нарушение требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и ведут к соответствующим негативным последствиям в отношении нарушителей.

Сказанное не означает, что юридические лица не вправе закупать алкогольную продукцию, к примеру, для представительских целей. Однако осуществлять такие закупки они вправе лишь у организаций, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Как свидетельствует практика, разъяснения, должны быть также даны в отношении государственной регистрации прав на недвижимость согласно существующему законодательству в сфере лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с п.2 ст.19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с оборотом алкогольной продукции, за исключением розничной продажи, организация представляет в лицензирующий орган (в числе прочих документов) заключение органов внутренних дел об оснащенности организации и (или) структурных подразделений, осуществляющих хранение алкогольной продукции, средствами охранной сигнализации и охранно — пожарной сигнализации, а также положительные заключения специально уполномоченных на то государственных органов о соответствии складских помещений организации (заявителя) санитарно — эпидемиологическим, противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности. В целях проверки действительности сведений, содержащихся в указанных документах, организации — соискатели лицензий, а также организации — лицензиаты, представляющие документы для включения дополнительных территориально обособленных структурных подразделений в действующие лицензии, прилагают к названным документам копии правоустановительных документов на здания или сооружения, где соискатель лицензии или организация — лицензиат намереваются осуществлять лицензируемый вид деятельности.

Согласно п.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав (включая аренду по смыслу положений абз.4 ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона N 122-ФЗ право аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия государственной регистрации права собственности или права аренды на здания и сооружения, использующиеся для осуществления лицензируемых видов деятельности, лицензирующие органы не могут выдать соответствующие лицензии. Данный вывод подтверждается также и положениями абз.2 п.1 ст.2 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Что касается государственной регистрации договора аренды складских помещений, заключенного на срок один год и более, то в соответствии с п.2 ст.651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Таким образом, лицензирующий орган также не вправе выдать соответствующие лицензии в случае отсутствия государственной регистрации договора аренды складского помещения, заключенного на срок не менее года.

Поскольку основное технологическое оборудование не отнесено федеральными законами к недвижимому имуществу, лицензирующие органы не вправе отказать в выдаче лицензии организации — соискателю лицензии в случае отсутствия государственной регистрации договора аренды указанного оборудования, если такой договор заключен до вступления в силу Федерального закона от 07.01.1999 N 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».

Одновременно следует обратить внимание на то, что в соответствии с п.п.1 и 2 ст.6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной. Государственная регистрация возникших после введения в действие данного Федерального закона ограничения (обременения) или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект, возникших до его введения в действие.

Следующая проблема, возникающая в процессе реализации положений законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, касается применения субъектами Российской Федерации специальных защитных мер, направленных на защиту от подделок поступающих в розничную продажу спиртных напитков. При этом основным вопросом является порядок применения санкций, предусмотренных ст.10 Федерального закона от 08.07.1999 N 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», согласно которой к организации или индивидуальному предпринимателю в случае выпуска организацией — производителем алкогольной продукции без маркировки или в случае купли — продажи алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также в случаях хранения или перевозки такой продукции должны быть применены санкции, предусмотренные п.п.1 и 2 указанной статьи.

Читайте так же:  Проверка соблюдения трудового законодательства

Предметом правонарушений, предусмотренных п.п.1 и 2 ст.10 Федерального закона N 143-ФЗ, могут быть только марки акцизного сбора или специальные марки, маркировка которыми алкогольной продукции обязательна в силу положений п.2 ст.12 Закона N 171-ФЗ. Соответственно согласно данной статье может быть квалифицирована реализация организацией алкогольной продукции, маркированной марками акцизного сбора или специальными марками неустановленного образца.

Согласно п.4 ст.12 Закона N 171-ФЗ субъекты Российской Федерации в целях защиты от подделок могут вводить специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков с учетом предложений органов местного самоуправления и поставщиков. Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом специальные защитные меры, введение которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, не рассматриваются в качестве обязательной маркировки алкогольной продукции. По этой причине применение санкций, предусмотренных п.п.1 и 2 ст.10 Федерального закона N 143-ФЗ, к организациям, осуществляющим оборот алкогольной продукции без маркировки региональными контрольными знаками (в случае соблюдения ими требований законодательства в отношении маркировки алкогольной продукции марками акцизного сбора или специальными марками), невозможно.

Немаловажный вопрос, возникающий в правоприменительной практике, — территориальные пределы действия аккредитации, которую должны проходить организации, поставляющие алкогольную продукцию для розничной торговли и общественного питания. Суть возникающих проблем сводится к следующему: вправе ли организация, имеющая федеральную лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, прошедшая аккредитацию в одном субъекте Российской Федерации, осуществлять поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории другого субъекта Российской Федерации. Ответ на этот вопрос содержится в п.2 Правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1998 N 1493. В соответствии с положениями данного пункта поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляют организации независимо от их организационно — правовой формы, имеющие лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции и прошедшие соответствующую аккредитацию.

Таким образом, организация — поставщик, прошедшая аккредитацию в одном субъекте Российской Федерации, для осуществления поставок алкогольной продукции на территории другого субъекта Российской Федерации должна пройти соответствующую аккредитацию также в уполномоченных органах второго субъекта.

Рассмотрим вопрос лицензирования тех видов деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые не упомянуты в качестве подлежащих лицензированию в п.2 ст.18 Закона N 171-ФЗ. В соответствии с п.1 ст.18 данного Закона любая деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только на основании лицензий. Деятельность в этой области без лицензии влечет за собой наложение санкций, установленных ст.2 Федерального закона N 143-ФЗ или ст.171 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Виды лицензий на осуществление производства и (или) оборота в рассматриваемой сфере экономической деятельности, а следовательно, и формы, в которых такая деятельность может проводится, исходя из сравнительного анализа п.п.1 и 2 ст.18 Закона N 171-ФЗ, строго ограничены перечнем, содержащимся в абз.2 — 10 п.2 той же статьи. Осуществление видов деятельности, не указанных в абз.2 — 10 п.2 ст.18 Закона N 171-ФЗ, недопустимо.

Такая позиция основана на положениях, содержащихся в тексте указанного Федерального закона, и, несмотря на то что эти положения не всегда отвечают требованиям практики, они не подлежат расширительному толкованию. Изменения и дополнения в федеральные законы могут быть внесены, как подчеркивается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 N 17-П, исключительно в рамках установленной Конституцией Российской Федерации законодательной процедуры путем принятия федеральных законов об изменении и дополнении федеральных законов.

В заключение хотелось бы остановиться на вопросах, касающихся действия лицензий, выданных до вступления в силу Федерального закона N 18-ФЗ, и ответственности организаций — лицензиатов за нарушения условий действия лицензий.

Поскольку Федеральный Закон N 18-ФЗ не содержит прямого указания на то, что его действие распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, и не предусматривает, что условия действия ранее выданных лицензий подлежат автоматически приведению в соответствие с его положениями, ранее выданные лицензии сохраняют действие до истечения срока, на который они выданы, и на тех же условиях, на которых выданы.

Если обнаружены факты реализации организацией, имеющей лицензию на закупку, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции отдельного вида, выданную до вступления в силу указанного Федерального закона, алкогольной продукции других видов данное деяние квалифицируется контролирующими и юрисдикционными органами согласно п.2 ст.2 Федерального закона N 143-ФЗ как деятельность юридического лица по обороту алкогольной продукции, осуществляемая с нарушением условий соответствующей лицензии, если это действие (бездействие) не образует состава иного административного правонарушения, предусмотренного указанным Федеральным законом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Осуществление лицензируемой деятельности с нарушением условий действия соответствующей лицензии влечет за собой наложение административных взысканий, предусмотренных ч.2 п.2 ст.2 Федерального закона N 143-ФЗ.

Источники


  1. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.

  2. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.

  3. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
  4. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
  5. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.
Оборот алкогольной продукции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here