Нормирование в сфере закупок

Описание страницы: нормирование в сфере закупок - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Статья 19. Нормирование в сфере закупок

Статья 19 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2016 г.

Статья 19. Нормирование в сфере закупок

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

[3]

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ в часть 1 статьи 19 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

[2]

1. Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ в часть 2 статьи 19 внесены изменения

2. Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:

1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ пункт 2 части 3 статьи 19 изложен в новой редакции

2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

4. Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее — правила нормирования), в том числе:

1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ в пункт 2 части 4 статьи 19 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2) правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Информация об изменениях:

Статья 19 дополнена частью 4.1 с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

4.1. Установленные Правительством Российской Федерации общие правила нормирования, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, и правила нормирования, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, распространяются на Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», на определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

5. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ в часть 6 статьи 19 внесены изменения

6. Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в единой информационной системе.

Информация об изменениях:

Статья 19 дополнена частью 7 с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

7. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» утверждают в соответствии с правилами нормирования, предусмотренными частью 4 настоящей статьи, требования к закупаемым ими и подведомственными им организациями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение их функций.

Закупочная деятельность

В целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, а также ознакомления с особенностями процедуры закупок в сфере оборонного заказа, создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и использования норм законодательства о контрактной системе в практической деятельности, как со стороны заказывающих органов, так и со стороны участников закупки, представлен перечень нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и в сфере государственного оборонного заказа.

Энциклопедия решений. Нормирование закупок по Закону N 44-ФЗ

Нормирование закупок по Закону N 44-ФЗ

Читайте так же:  Ответственность агента по агентскому договору

Под нормированием в сфере закупок (далее — нормирование закупок) в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ понимается установление:

— требований к закупаемым заказчиком товарам , работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг), то есть определение того, какие товары (работы, услуги) могут закупаться, и (или)

— нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ), то есть определение того, сколько средств заказчики могут потратить на закупку для обеспечения их нужд.

Под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам для целей нормирования в сфере закупок понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг , позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ (ч. 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Закон не устанавливает критериев определения случаев, когда могут или должны устанавливаться требования к товарам (работам, услугам), а когда — нормативные затраты. Соответственно, это относится на усмотрение государственных органов, уполномоченных на установление требований по нормированию закупок.

Общие правила нормирования закупок в соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона N 44-ФЗ устанавливает Правительство РФ. К таким общим правилам согласно этой норме относятся, в том числе:

1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения. В настоящее время такие общие требования утверждены постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 N 476;

2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). В настоящее время утверждены:

Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) (утверждены постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 926);

Общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047).

Правила нормирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (далее — правила нормирования) на основании ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ устанавливают в соответствии с вышеназванными общими правилами нормирования само Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации, в том числе:

— требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения (п. 1 ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ). На федеральном уровне в настоящее время постановлением Правительства РФ от 19.05.2015 N 479 утверждены Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

— правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ). На федеральном уровне в настоящее время утверждены:

Правила определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) (утверждены постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 927);

Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (утверждены постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084).

Наконец, на основании вышеназванных правил нормирования согласно ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений. Разъяснения некоторых вопросов, связанных с разработкой вышеназванных требований и нормативных затрат, дается в письмах Минфина России от 10.12.2014 N 02-02-08/63692, от 26.01.2015 N 02-02-06/2212, от 25.02.2015 N 02-02-06/9388.

В настоящее время различными органами принят целый ряд нормативных правовых актов, устанавливающих вышеназванные нормативные затраты.

Правила нормирования, утвержденные в соответствии с ними требования к отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты подлежат размещению в единой информационной системе (ч. 6 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

В случае, если в рамках нормирования закупок установлены предельные цены товаров, работ, услуг, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которого является приобретение таких товаров, работ, услуг, определяется с применением в обязательном порядке нормативного метода (ч.ч. 1, 6, 7 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), который рассмотрен в отдельном материале.

Как осуществляется нормирование в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ

Нормирование в закупках заключается в ограничении цен и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг, а также в ограничении затрат на содержание госорганов. Цель нормирования — не допустить излишеств в закупках.

Система выстроена таким образом, что каждый орган власти — федеральный или местный — самостоятельно нормирует закупки для себя и своих подведомственных заказчиков. Правила такого нормирования для органов власти своего уровня устанавливают соответственно Правительство РФ, правительства субъектов, а также местные администрации. Документы нормирования всех уровней размещаются в открытом доступе в ЕИС.

Читайте так же:  Лицензия на транспортные услуги

Общие требования к тому, как нормировать закупки и издавать правила, утверждены Правительством РФ.

В чем заключается суть нормирования

В рамках нормирования устанавливаются:

  • требования к закупаемым товарам, работам, услугам, к их количеству, свойствам, предельной цене. Заказчики при планировании и описании предмета закупки должны соблюдать указанные требования;
  • нормативные затраты на обеспечение функций госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.

[1]

Основная цель нормирования — ограничить лишние затраты заказчиков в ходе закупок товаров, работ, услуг, в том числе не допустить закупку таких излишеств, как предметы роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Прямого запрета на закупку предметов роскоши, как и определения понятия предметов роскоши в Законе N 44-ФЗ нет. Предлагаем считать таковыми дорогостоящие товары, обладающие избыточными потребительскими свойствами, которые не нужны для обеспечения государственных нужд в каждом конкретном случае. Через механизм нормирования органы власти с учетом отраслевой и территориальной специфики устанавливают те критерии, по которым подведомственные заказчики определяют, являются ли характеристики закупаемых ими товаров, работ, услуг избыточными и можно ли их приобретать.

Как организована система нормирования

Систему нормирования можно условно представить следующим образом:

Первый уровень. Правительством РФ разработаны общие правила того, как нормировать закупки, обязательные для применения всеми субъектами нормирования. Эти правила утверждены в трех документах:

  • Общий порядок издания документов в сфере нормирования (Постановление от 18.05.2015 N 476);
  • Общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (Постановление от 02.09.2015 N 926);
  • Общие правила определения нормативных затрат на обеспечение госорганов (Постановление от 13.10.2014 N 1047).

С учетом этих документов формируются все правила в системе нормирования (ч. 3 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Второй уровень предусматривает правила разработки правовых актов о нормировании, правила формирования требований к продукции в виде ведомственных перечней и правила определения нормативных затрат. Данные правила предназначены для органов власти каждого уровня — федеральных, субъектовых и муниципальных. Их разрабатывают соответственно для своих органов власти Правительство РФ, правительства субъектов и местные администрации с учетом актов первого уровня (ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Третий уровень — отраслевой, именно на этом уровне устанавливаются нормы и требования к товарам, нормативные затраты, которые заказчики должны соблюдать при закупках. Их утверждают для своих подведомственных заказчиков государственные, муниципальные органы и ГРБС из числа учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, перечисленные в ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ, с учетом актов принятых на первых двух уровнях нормирования.

Какие установлены правила нормирования в сфере закупок

Правила того, как нормировать закупки, установлены Правительством РФ, правительствами субъектов и местными администрациями для применения органами власти своего уровня. Все эти правила установлены с учетом общих требований, установленных Правительством РФ.

Для федеральных органов и некоторых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ч. 4.1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ, действуют следующие основные правила нормирования:

На уровне субъекта правила нормирования определяются правительством субъекта, например в Московской области правила установлены Постановлением Правительства МО от 29.12.2015 N 1411/49.

Для муниципальных заказчиков такие правила утверждают местные администрации (см., например, Постановление администрации городского округа Электросталь МО от 08.09.2017 N 632/9).

Как заказчикам использовать документы нормирования

Чтобы найти документы нормирования, которые для вас утверждены, обратитесь в своему ГРБС (учредителю) или воспользуйтесь поиском в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru в меню «Правила нормирования в сфере закупок» раздела «Планирование». Там вы найдете утвержденные ведомственные перечни и нормативные затраты.

На этапе планирования и при описании объекта закупки учитывайте характеристики и предельные цены товара, работы, услуги, установленные ведомственными перечнями и нормами затрат. Указывайте реквизиты документа нормирования в плане закупки, для этого предусмотрена отдельная графа.

За несоблюдение требований, установленных в документах нормирования, предусмотрен административный штраф в размере до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Рекомендуем ознакомиться:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:

Статья 19 Закона 44-ФЗ — Нормирование в сфере закупок

Статья 19. Нормирование в сфере закупок

1. Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 03.07.2016 N 321-ФЗ)

2. Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ)

3. Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:

1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ)

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее — правила нормирования), в том числе:

Читайте так же:  Представительство в налоговых правоотношениях

1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

2) правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 03.07.2016 N 321-ФЗ)

4.1. Установленные Правительством Российской Федерации общие правила нормирования, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, и правила нормирования, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, распространяются на Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», на определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

5. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

6. Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в единой информационной системе.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ)

7. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» утверждают в соответствии с правилами нормирования, предусмотренными частью 4 настоящей статьи, требования к закупаемым ими и подведомственными им организациями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение их функций.

(часть 7 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

Комментарий и пояснения к статье 19 Закона 44-ФЗ

Положения о нормировании в сфере закупок, введенные статьей, являются одной из новелл Закона.

Нормирование в сфере закупок является правовым механизмом, призванным обеспечить достижения целей эффективного использования бюджетных средств.

Выделяется 2 способа нормирования в сфере закупок (ч. 1 статьи статьи 19 Закона 44-ФЗ):

— установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг);

— установление нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Причем данные способы могут применяться как совместно, так и по отдельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона, а также с учетом установленных ст. 19 Закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе к предельной цене товаров, работ, услуг) или нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к:

— потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества);

— иным характеристикам товаров, работ, услуг.

Данные требования призваны обеспечить государственные и муниципальные нужды, и вместе с тем предотвратить закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.

Нормы статьи применятся с 01.01.2016 (ч. 2 ст. 114 Закона).

Комментируемая статья содержит отсылочные нормы (ч. ч. 3 — 5 статьи 19 Закона 44-ФЗ), предусматривающие определение правовой базы нормирования в сфере закупок и соответственно компетенции соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Правовая база нормирования в сфере закупок включает условно 3 уровня правовых актов.

Так, на первом уровне Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок, включая:

— общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

— общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций органов и учреждений).

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 N 476 утверждены общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.

При этом общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленные Правительством РФ, являются основой для принятия правил нормирования для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (ч. 4 статьи), которые представляют собой второй уровень нормативно-правовых актов в сфере нормирования закупок (см. письмо Минфина России от 24.02.2015 N 02-02-07/9072).

Постановлением Правительства РФ от 19.05.2015 N 479 утверждены требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.

Требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в том числе подведомственных им казенных учреждений утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084.

Нормативные затраты применяются для обоснования объекта и (или) объектов закупки соответствующего федерального государственного органа, его территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Нормативные затраты, порядок определения которых не установлен Правилами определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в том числе подведомственных им казенных учреждений, согласно приложению к Требованиям к определению нормативных затрат на обеспечение функций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084, определяются в порядке, устанавливаемом федеральными государственными органами.

Читайте так же:  Поменять управляющую компанию

Третьим уровнем правовой регламентации нормирования в сфере закупок является утверждение требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций органов и подведомственных учреждений.

Данные правовые акты принимаются государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами на основании правил нормирования второго уровня, см., например:

— Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 15.04.2015 N 229 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»;

— Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.03.2015 N 201 «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных казенных учреждений медико-социальной экспертизы и федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»;

— Приказ Федерального архивного агентства от 30.12.2014 N 108-А «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций центрального аппарата Федерального архивного агентства»;

— Приказ Федерального архивного агентства от 30.12.2014 N 106-А «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение деятельности федеральных казенных учреждений, подведомственных Федеральному архивному агентству»;

— Приказ Минфина России от 29.12.2014 N 542 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему федеральных казенных учреждений» и др.

Об определении нормативных затрат федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, в том числе подведомственных им казенных учреждений, на приобретение транспортных средств см. также письмо Минфина России от 10.12.2014 N 02-02-08/63692.

Частью 6 статьи 19 Закона 44-ФЗ предусмотрено требование об обязательном размещении в ЕИС:

— требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Аналогичные положения предусмотрены п. 8 Требований к определению нормативных затрат на обеспечение функций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084.

Рекомендуем ознакомиться:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:

Правила нормирования закупок бюджетных учреждений

«Руководитель бюджетной организации», 2015, N 11

В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе с 01.01.2016 заказчики, к которым относятся и бюджетные учреждения, должны будут при осуществлении закупок применять нормирование — использовать требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе параметрам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг (ТРУ). Эти требования позволяют обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приведут к закупкам ТРУ, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши . Рассмотрим правила, действующие при нормировании таких закупок.

Статья 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Применение нормирования предполагалось ввести с 01.01.2015, поэтому уже осенью 2014 г. Правительство РФ установило Общие требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных и муниципальных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами . Но поскольку вступление в силу данной части Закона было отложено , другие федеральные подзаконные нормативно-правовые акты по рассматриваемому вопросу стали появляться только с осени 2015 г. В частности, к ним относятся документы, вступающие в силу с 01.01.2016:

  1. Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам ТРУ (в том числе предельных цен ТРУ), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 926;
  2. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 N 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» (далее — Постановление N 927).

Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов».
Федеральный закон от 31.12.2014 N 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Нормирование на региональном и муниципальном уровнях

Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам ТРУ (в том числе предельных цен ТРУ), в отличие от Постановления Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047, напрямую относятся к закупочной деятельности бюджетных учреждений рамочные нормы. В соответствии с ними учредители бюджетных учреждений (в лице высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций) должны принять собственные нормативные правовые акты в отношении нормирования закупок заказчиков.

Итак, что же требуется сделать, например, на уровне региона или муниципального образования в отношении нормирования закупок заказчиков, в том числе бюджетных учреждений? Во-первых, необходимо установить правила определения требований к закупаемым отдельным видам ТРУ (в том числе предельных цен ТРУ). Во-вторых, нужно утвердить сами требования к закупаемым отдельным видам ТРУ (в том числе их предельные цены) в форме перечня отдельных видов ТРУ, в отношении которых определяются потребительские свойства (включая характеристики качества) и иные параметры, влияющие на цены, — так называемый ведомственный перечень. Например, на уровне региона правила определения требований должны быть разработаны высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (правительством, кабинетом министров, администрацией), а ведомственный перечень — отраслевыми государственными органами (региональным министерством здравоохранения, региональным департаментом труда и занятости и т.д.).

Обязательный перечень

В правилах определения требований должны содержаться обязательный в отношении всех ведомств перечень нормируемых видов ТРУ, их потребительские свойства и иные характеристики, значения таких свойств и характеристик (включая предельные цены ТРУ). Этот обязательный перечень должен составляться по установленной форме. Здесь сразу же обратимся ко второму документу из вышеприведенного списка (Постановление N 927), поскольку он и является примером подобных правил на федеральном уровне. Мы видим, что в данном документе Обязательный перечень включает в себя следующие виды товаров: портативные компьютеры (в том числе планшеты), настольные компьютеры, печатающие устройства (принтеры, сканеры, МФУ), мобильные телефоны, легковые автомобили, микроавтобусы, грузовые автомобили, различные виды мебели для сидения из металла и дерева. Товары, работы и услуги должны быть указаны с учетом их наименований в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).

Читайте так же:  Исчисление сроков коап

Ведомственный перечень

Регионы и муниципалитеты должны внести в свои обязательные перечни те ТРУ, по которым в федеральном Обязательном перечне установлены предельные цены и (или) значения характеристик (свойств). Например, грузовые автомобили можно в региональный обязательный перечень не включать (значения свойств и характеристик в федеральном Обязательном перечне по ним не даны), а вот мобильные телефоны включать необходимо.

Допускается, что свойства и характеристики той или иной позиции в ведомственном перечне могут отличаться от свойств и характеристик этой позиции в Обязательном перечне, но тогда надо указать обоснование отклонения значения с учетом функции ТРУ. Например, заказчикам могут требоваться автомобили повышенной мощности (поскольку предполагается, что они будут эксплуатироваться в условиях бездорожья), следовательно, более дорогие.

Количественные и (или) качественные показатели характеристик и свойств отдельных видов ТРУ могут быть выражены в виде точного значения, диапазона значений или запрета на применение таких характеристик (свойств). Например, можно установить, что какой-то товар должен соответствовать конкретному ГОСТу, мощность двигателя автомобиля не должна превышать определенного числа лошадиных сил, а наручные часы не должны быть инкрустированы драгоценными камнями. Используемые при формировании обязательного перечня значения потребительских свойств (в том числе характеристики качества) и иных параметров отдельных видов ТРУ определяются в количественных и (или) качественных показателях с обозначением (при необходимости) единицы измерения согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения .

ОК 015-94 (МК 002-97) «Общероссийский классификатор единиц измерения», утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 366.

Должность имеет значение!

Требования к отдельным видам ТРУ, закупаемым государственными и муниципальными бюджетными учреждениями, разграничиваются по категориям и (или) группам должностей работников учреждений согласно штатному расписанию — например, руководитель учреждения, заместитель руководителя учреждения, руководитель структурного подразделения учреждения, специалист. Это касается предметов персонального пользования — легкового автомобиля, мебели, средств связи и т.п.

В частности, можно определить, что для руководителя учреждения допускается закупка товара с одними характеристиками и свойствами (в том числе предельной ценой), а для руководителя структурного подразделения — с другими (менее функционального и пр.).

Обратите внимание: на региональном и муниципальном уровнях при формировании обязательного перечня нельзя в отношении руководителей бюджетных учреждений превышать значения, установленные Правительством РФ по ТРУ для руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального государственного органа.

Иными словами, поскольку в федеральных Правилах указано, что для такого государственного служащего может быть закуплен легковой автомобиль с мощностью двигателя не более 200 лошадиных сил и стоимостью не более 1,5 млн руб. (см. Постановление N 927), то руководитель бюджетного учреждения в регионе или муниципалитете не может рассчитывать на закупку себе какого-то более мощного и (или) более дорогого транспортного средства. Есть аналогичные ограничения и в отношении остальных сотрудников бюджетных учреждений (не являющихся руководителями) — по этим ограничениям нельзя превышать значения свойств и характеристик, установленные Правительством РФ для государственных гражданских служащих, замещающих должность в федеральном государственном органе, относящуюся к категории «специалист». Например, рабочее кресло для такого сотрудника можно купить, только если оно из искусственной кожи или другого материала искусственного происхождения, натуральная кожа в виде обивки не положена (Постановление N 927).

Отметим: ограничения по нормированию касаются только закупок бюджетного учреждения, осуществляемых им в рамках Закона о контрактной системе. Если закупка легкового автомобиля производится на средства, полученные учреждением от оказания платных услуг (выполнения платных работ) в рамках Закона N 223-ФЗ , каких-то ограничений касательно, например, мощности автомобиля или его цены здесь не будет.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заключение

Таким образом, до 01.01.2016 в регионах и муниципалитетах должны появиться правила определения требований к закупаемым ТРУ, включая общеведомственный обязательный перечень нормируемых объектов закупки и ведомственные перечни. Именно ведомственные перечни, созданные органами, которые выполняют функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений, будут оказывать непосредственное влияние на закупочную деятельность последних в части нормирования.

Руководителям бюджетных учреждений рекомендуется не просто сидеть и ждать, когда им «спустят» этот документ, а участвовать в разработке, чтобы его содержание было адекватным реальности и не стало препятствием для деятельности учреждения.

Нормирование закупок на разных уровнях

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует помнить, что после вступления в силу с 01.01.2016 всех необходимых документов касательно нормирования закупок бюджетные учреждения должны будут привести в соответствие с данными документами свои планы закупок и планы-графики закупок, осуществление которых предполагается в 2016 г. (если в этих документах планируется закупка ТРУ со свойствами и характеристиками, не соответствующими установленным). Вот почему уже сейчас важно быть в курсе того, какие конкретные правила игры собираются вводить относительно нормирования закупок учредители.

Источники


  1. Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.

  2. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.

  3. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
  4. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.
  5. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
Нормирование в сфере закупок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here