Национальные стандарты рф

Описание страницы: национальные стандарты рф - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Виды национальных стандартов

Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержа­нием в зависимости от объекта стандартизации.

ГОСТ Р 1.0 – 2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения» установил следующие основные виды стандартов:

— стандарты на продукцию;

— стандарты на услуги;

— стандарты на процессы (работы);

— стандарты на методы контроля;

— стандарты на термины и определения.

[2]

Основополагающий стандарт — стандарт, имеющий широкую об­ласть распространения и/или содержащий общие положения для опре­деленной области.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стан­дартов и иных нормативных или технических документов.

В приведенном определении основополагающего стандарта заложе­ны широкий и узкий смысл. Основополагающий стандарт в широком смысле включает следующие объекты межотраслевого значения: систе­му «Стандартизация в РФ», систему «Единая систе­ма конструкторской документации», единицы измерения, термины меж­отраслевого значения (управление качеством, надежность продукции, упаковка) и пр.

Основополагающий стандарт в узком смысле — системообразующий стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов кон­кретной системы, например: ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения»; ГОСТ Р 50779.0-95 «Ста­тистические методы. Основные положения»; СНиП 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

Существует два подвида стандартов — организационно-методичес­кие и общетехнические.

При стандартизации организационно-методических и общетехни­ческих объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техни­ческое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; раз­работка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической до­кументации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические правила.

Основополагающие организационно-методические стандарты уста­навливают общие организационно-технические положения по проведе­нию работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утвер­ждения, обновления и отмены»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, тех­нике, производстве; условные обозначения различных объектов стан­дартизации — коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.

Стандарт на продукцию — стандарт, устанавливающий требова­ния, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначе­нию.

На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стан­дартов: 1) стандарт общих технических условий; 2) стандарт техни­ческих условий. В первом случае стандарт содержит общие требова­ния к группам однородной продукции, во втором — к. конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следую­щие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упа­ковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты пра­вил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продук­ции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирова­ние, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического един­ства и оптимальности.

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров, например: 1) ГОСТ 26907 — 86 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595 — 79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли».

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества про­дукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Речь идет о стандартах по системам менедж­мента качества.

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обес­печивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к ка­честву продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы кон­троля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности изме­рений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стан­дартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Отсутствие сведений о погрешности может привести к ошибочным заключениям о годности испытываемой продукции. Например, в ГОСТе на водку установлено предельно допустимое значение альдеги­дов, равное 8,0 мг/дм 3 . Допустим, при испытании партии было получе­но 7,0 мг/дм 3 . Если не принимать во внимание погрешность результата измерения (она не нормирована в стандарте), то можно сделать вывод о годности водки по данному показателю. Но, по мнению специалистов, погрешность измерения может достигать 25—30%. Следовательно, дей­ствительное значение концентрации альдегидов лежит в интервале от 5 до 9 мг/дм 3 . Таким образом, имеется значительная вероятность того, что решение о годности водки окажется ошибочным и потребителю поступит продукт, наносящий вред из-за повышенной концентрации аль­дегидов.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведе­ния испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) прави­ла оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

В связи с широким распространением фальсификации товаров на мировом рынке и в России в частности очень актуально введение в действие стандартов, позволяющих проводить идентификацию про­дукции и тем самым выявлять фальсифицированную продукцию. В частности, в 2002 г. введены в действие ГОСТы по идентификации ряда групп пищевой продукции — молочных и молокосодержащих продуктов, натурального растворимого кофе, продуктов сахарной промышленности и пр.

Читайте так же:  План по противодействию коррупции

Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного пока­зателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость раз­работки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопаснос­ти к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, гру­зовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назна­чению.

Стандарт на термины и определения — стандарт, устанавливаю­щий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.

Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторо­нами, заинтересованными в объекте стандартизации.

Разработка национальных стандартов (НС)

Порядок разработки и утверждения стандартов осуществляется согласно ФЗ «О техническом регулировании» по следующей общей схеме:

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов.

Разработчик стандарта организует уведомление о разработке НС, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте и положениях, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов. Разработчик НС обеспечивает доступность проекта заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчик дорабатывает проект НС с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта НС не может быть менее чем два месяца.

3. Проект НС одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта

По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который основе представленных ТК документов принимает решение.

Уведомление об утверждении НС подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения НС.

4. Национальный орган по стандартизации утверждает и публику­ет в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень НС, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований ТР.

Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в РФ. Прави­ла разработки. Утверждения. Обновления и отмены».

Правила обозначения стандартов. Обозначение стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта.

Если национальный стандарт входит в систему (комплекс) общетехни­ческих или организационно-методических стандартов, то его обозначение дополнительно включает одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9859 —

| 7706 — или читать все.

Национальный стандарт Российской Федерации

Что такое национальный стандарт РФ

Согласно ст. 2 закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ (далее — закон № 162-ФЗ) национальный стандарт Российской Федерации (государственный стандарт, далее — ГОСТ) представляет собой один из документов стандартизации, определяющий:

  • основные признаки объекта стандартизации (товаров, работ, услуг и т. д.);
  • базовый порядок и принципы, действующие применительно к объектам в целях их продуктивного и безвредного использования.

Так, ГОСТ может устанавливать требования в отношении:

  • потребительских признаков объектов;
  • порядка хранения, перевозки и упаковки товаров;
  • правил переработки товаров и т. д.

По общему правилу ГОСТ не является обязательным, т. е. физические лица и организации могут придерживаться его требований исключительно по собственной воле, за исключением стандартов, которые:

  • действуют применительно к оборонной продукции или продукции, потребляемой для охраны государственной тайны или других сведений ограниченного доступа, продукции, связанной с защитой безопасности в сфере атомной энергии;
  • содержатся в утвержденном Правительством РФ списке документов по стандартизации, направленных на охрану дорожного движения.

Согласно ст. 2 закона № 62-ФЗ отдельными разновидностями национального стандарта РФ являются:

  • основополагающий ГОСТ, содержащий базовые правила осуществления работ по стандартизации, а также классификацию ГОСТ;
  • предварительный ГОСТ, действующий определенный период до разработки ГОСТ.

Национальные стандарты — 2018 — 2019, постановление 1521 — перечень национальных стандартов и сводов правил

Актуальный список национальных стандартов Российской Федерации содержится в Общероссийском классификаторе стандартов, введенном постановлением Госстандарта РФ от 17.05.2000 № 138-ст. Он включает в себя классификацию стандартов по разделам, группам и подгруппам, которым присваивается буквенное и цифровое значение.

На территории РФ действуют следующие национальные стандарты — 2018 — 2019, например:

  • ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»;
  • ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и др.

Кроме того, отдельно следует упомянуть перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня…» от 26.12.2014 № 1521. Данный документ устанавливает, какие национальные стандарты Российской Федерации должны применяться для того, чтобы были соблюдены правила Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

  • ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований…»;
  • ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения…»;
  • ГОСТ 18105-2010 «Бетоны…»;
  • ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах…».
Читайте так же:  Задержка выдачи трудовой книжки

Правила разработки и утверждения национальных стандартов

Правила разработки и утверждения национальных стандартов регламентируются ст. 24 закона № 162-ФЗ, а также ГОСТ Р 1.7-2014 «Стандартизация в Российской Федерации…».

Процесс создания и утверждения национального стандарта Российской Федерации условно можно разделить на следующие стадии:

  1. Размещение на официальном сайте Росстандарта в интернете (на основании уведомления от создателя проекта).
  2. Публичное рассмотрение проекта, по результатам которого он дорабатывается с учетом полученных замечаний. Длительность данного этапа не должна превышать 60 дней с даты опубликования проекта на сайте Росстандарта.
  3. Анализ проекта ГОСТ в техническом комитете (далее — ТК) по стандартизации или проектном ТК. Длительность рассмотрения проекта ГОСТ ТК не должна превышать 90 дней. По результатам экспертизы комитетом выносится одно из следующих обоснованных предложений (далее — ОП):
    • о принятии проекта в форме ГОСТ;
    • принятии проекта в форме предварительного ГОСТ;
    • отказе в принятии проекта.
  4. Вынесение решения Росстандарта на основании ОП ТК — об утверждении ГОСТ (предварительного ГОСТ) или отказе в принятии проекта. Решение должно быть принято не позже 30 дней после получения ОП ТК.
  5. Опубликование на официальном сайте Росстандарта информации о принятом решении в течение 7 дней.

ВАЖНО! Отказ в утверждении проекта может быть обжалован сначала в комиссию по апелляциям и только затем в суд (ст. 24 закона № 162-ФЗ).

Порядок разработки национальных стандартов на основе международных и иных стандартов, сертификат соответствия ГОСТ

В основе национального стандарта Российской Федерации могут лежать правила и принципы, содержащиеся в следующих документах:

  • Международных и территориальных (региональных) стандартах.
  • Территориальных сборниках правил и государственных стандартах зарубежных стран.
  • Технических требованиях ИСО (ISO/TS) / документах ИСО (ISO Guide) / совмещенном документе ИСО и МЭК (ISO/IEC Guide). Более подробно о документах ИСО можно узнать из нашей статьи Как получить и сколько стоит сертификат ИСО?.

ГОСТ также может совмещать в себе требования, предусмотренные несколькими взаимосвязанными стандартами одновременно. Такой ГОСТ будет модифицированным. При этом текст национального стандарта может как полностью повторять содержание международного стандарта (т. е. быть идентичным), так и отличаться ввиду экономических, технических, правовых, климатических и иных особенностей РФ.

Соблюдение требований ГОСТ подтверждается сертификатом соответствия (ст. 21 закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ). Кроме того, выполнение норм, содержащихся в международных и национальных стандартах иностранных государств, является основанием для получения документа, позволяющего использовать знак ГОСТ Р.

Таким образом, ГОСТ может устанавливать определенные требования к товарам, услугам, работам, в том числе к их свойствам, порядку использования, реализации и т. д. По общему правилу ГОСТ имеет добровольное применение, кроме стандартов, распространяющихся на оборонную продукцию и правила дорожного движения.

Общие сведения о национальных стандартах РФ (ГОСТ Р)

Тема 5 НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ РФ

В результате глубокого реформирования всей системы технического регулирования, проводимого в соответствии с Законом «О техническом регулировании»[4] и Программой работы национального органа по стандартизации предусматривается разработка и принятие общих и специальных технических регламентов (поскольку стандарты переведены на добровольное применение), одновременно проводится актуализация и введение в действие национальных стандартов[2].

Разработка национальных стандартов РФ производится в порядке, установленным ФЗ «О техническом регулировании».

Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Проведенные исследования опубликованных данных, позволили представить динамику разработки национальных стандартов по всем видам отраслей в период с 2000 по 2010 годы отображенную на рис.5.1 [1].

Рис.5.1 Темпы разработки и обновления базы национальных стандартов

Наблюдается значительный спад объемов работ по стандартизации в 2004 г. Именно в этот период было практически сведено к минимуму финансирование деятельности организаций по стандартизации со стороны бизнеса и государства. Начиная с 2005 г. наметился положительный подъем в разработке стандартов, который наблюдается и на сегодняшний день. Ускорение этому процессу придало принятие в 2007 г. Федерального закона № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».

Подробное рассмотрение направлений разработки национальных стандартов по некоторым отраслям представлено на рис.5.2[3].

Необходимо отметить, что значительно преобладает количество разработанных стандартов по пищевой отрасли, с установлением требований безопасности в основном на мясо, мясные продукты и винно-водочную продукцию.

1-радиосвязь 2-охрана труда 3-пищевая промышленность 4-медицина 5-машиностроение 6-нефтеперерабатывающее производство 7-экология 8-метрология 9-строительство 10-услуги населению 11-информациоонные технологии

Рис.5.2 Сводная диаграмма разработки

национальных стандартов России за 2010г.

Из диаграммы на рис.5.2 следует, что стандартов пищевой отрасли разработано и принято в 10,5 раза больше, чем стандартов по охране труда. Необходимо отметить развитие нормативной базы в медицине и радиосвязи и весьма неудовлетворительное развитие обновления базы документов нефтеперерабатывающем производстве, информационных технологиях и услугах населению [3].

Более пристальное внимание государства к проблеме разработки нормативных документов (в виде финансовых вложений) позволит в переходный период обеспечить предприятия и организации необходимыми документами для осуществления плодотворной деятельности по производству конкурентоспособной продукции и оказанию услуг высокого качества.

Читайте так же:  Наследство квартиры после смерти

Порядок разработки национальных стандартов регламентирован стандартами Системы стандартизации Российской Федерации, в частности ГОСТ Р 1.2 [5]. Данный нормативный документ устанавливает требования к разработке, согласованию, утверждению, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов Российской Федерации. При разработке ГОСТЬ Р общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов изложены в ГОСТ Р 1.5 [6].

Проведенные исследования основополагающих стандартов ГСС и Системы Стандартизации в Российской Федерации, позволили определить, что ряд документов отменен, а другие заменены в соответствии с новым этапом развития государства. В табл.5.1.представлены результаты исследований.

Сравнительная таблица замены и разработки стандартов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8863 —

| 7557 — или читать все.

Применение национальных стандартов

Применение национального стандарта — это использование указанного нормативного документа в различных видах деятельности (например, в производстве, торговле), а также в качестве доказательной базы ТР.

Отраслевая структура фонда национальных стандартов представлена на рис. 17.

Реализация продукции (товаров) осуществляется в соответствии с договорами (поставки или розничной купли-продажи), одним из условий которых обязательно является условие о качестве. Поэтому в договор о поставке включается условие о соответствии продукции (услуг) обязательным требованиям стандартов по безопасности.

Рис. 17. Отраслевая структура фонда национальных стандартов

Применение национального стандарта подтверждается в соответствии со ст. 22 ФЗ о техническом регулировании знаком соответствия национальному стандарту (см. рис. 37) в порядке, определенном ГОСТ Р 1.9—2004 «Знак соответствия национальному стандарту Российской Федерации. Изображение. Порядок применения».

Знак соответствия является формой доведения до приобретателей и других заинтересованных сторон информации о соответствии конкретной продукции требованиям национальных стандартов на эту продукцию. Подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя в форме добровольной сертификации.

Применением знака соответствия национальному стандарту является маркирование им непосредственно продукции, тары, упаковки, товарно-сопроводительной документации, прилагаемой к продукции, поступающей к приобретателю при реализации.

Выше отмечалось в качестве цели стандартизации содействие соблюдению требований ТР. В ФЗ о техническом регулировании (1.1) указывается, что национальный орган по стандартизации (Росстандарт) утверждает и публикует в печатном издании федерального органа исполнительной власти (журнале «Вестник технического регулирования») перечень национальных стандартов и сводов правил, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований ТР. Описанный способ указания на документ называется косвенной ссылкой.

Целый ряд стран СНГ (с учетом мирового опыта) в законодательных актах по техническому регулированию предусмотрели непосредственно в ТР ссылки на стандарты, своды правил. Здесь речь идет о прямых ссылках.

Таким образом, ссылки (прямые или косвенные) на стандарты и своды правил позволяют реализовать принцип презумпции соответствия.

Подытоживая информацию о применении национальных стандартов, укажем случаи, когда применение национальных стандартов или их отдельных положений становится обязательным.

  • 1. В переходный период требования, закрепленные в национальных стандартах на продукцию, обязательны к применению (вплоть до принятия соответствующих технических регламентов), если они установлены в целях защиты жизни или здоровья граждан; защиты имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны жизни или здоровья животных и растений. Продукция, на которую действуют обязательные требования национальных стандартов, входит в Перечень продукции, утверждаемый Правительством РФ.
  • 2. Для всех субъектов хозяйственной деятельности, если это предусмотрено в ТР или других нормативных правовых документах (дающих ссылки на национальные стандарты).

Примером может служить перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (см. приложение 2).

  • 3. Если национальные стандарты содержат правила и методы испытаний, необходимые для исполнения принятого ТР и осуществления оценки соответствия.
  • 4. Для участников соглашения (контракта, договора) относительно разработки, изготовления или снабжения продукцией, если приводится ссылка на национальные стандарты (любой добровольный документ, внесенный в гражданский договор, становится обязательным для исполнения).
  • 5. Если продукция, изготовленная по требованиям национального стандарта, поставляется для государственных нужд (согласно ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).
  • 6. Если национальные стандарты по метрологии (см. о системе 8. ГСИ в гл. 3 настоящего учебника) применяются для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования (в соответствии с ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).

В ситуациях 1, 2, 3 национальные стандарты как документы добровольного применения трансформируются в документы обязательного исполнения, поскольку выступают средствами доказательства соответствия объекта обязательным требованиям. Перечень стандартов и сводов правил, применяемых на обязательной основе, как указывалось выше, утверждается постановлением Правительства РФ.

В ситуациях 4, 5, 6 объекты национальных стандартов относятся к пограничным областям, где сфера технического регулирования пересекается с другими законодательно регулируемыми сферами.

[1]

К сожалению, в ФЗ о техническом регулировании не предусмотрен обязательный статус определенных видов национальных стандартов. В практике технического регулирования любой страны существуют области, в которых отсутствует альтернатива относительно выбора стандарта. Дело в том, что вторжение в отечественную практику нормирования иностранных стандартов со своими техническими нормами нарушает суверенитет России: согласно ст. 71 Конституции стандарты относятся к предметам федерального ведения.

Это, прежде всего, основополагающие стандарты в системе ГОСТ Р 1 «Стандартизация в Российской Федерации».

Обязательный статус должны приобрести общетехнические стандарты на информацию (например, на маркировку продукции), поскольку они направлены на достижение такой цели технического регулирования, как предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Читайте так же:  Как оформить завещание на квартиру

Научно-техническая общественность возлагает большие надежды на принятие ФЗ о стандартизации, который установит обязательный статус перечисленных выше комплексов национальных стандартов.

В связи с принципом безальтернативности такая категория ДС, как рекомендации могут стать но статусу обязательным документом. Речь идет, например о рекомендациях (4.11, 4.12) по заполнению форм сертификата соответствия и форм декларации о соответствии требованиям технических регламентов.

Информация о национальных стандартах и технических регламентах

Информация о документах по стандартизации. Национальные стандарты, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам. Официальное опубликование в установленном порядке указанных документов осуществляется национальным органом по стандартизации. Правительство РФ в соответствии со ст. 44 ФЗ о техническом регулировании в постановлении от 15.08.2003 № 500 утвердило Положение о Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и Единой информационной системе по техническому регулированию.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Этот Фонд составляют технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других стран. Указанный Фонд является государственным информационным ресурсом. Порядок создания и ведения данного Фонда, правила пользования им устанавливаются Правительством РФ.

В Российской Федерации в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, создается и функционирует Единая информационная система, пред -назначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения тайны (государственной, служебной или коммерческой) такой доступ должен быть ограничен.

Поскольку национальные стандарты и общероссийские классификаторы принимаются федеральным органом исполнительной власти — Госстандартом, то они являются официальными документами». Исключительное право опубликования национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ) принадлежит агентству Госстандарт как органу, принимающему эти документы.

При нарушении этого запрета Госстандарт вправе взыскать с виновной стороны убытки в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Информацию о действующих национальных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Национальные стандарты Российской Федерации».

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 155-ст) (с изменениями и дополнениями) (отменен)

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.5-2004
«Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 155-ст)

С изменениями и дополнениями от:

25 декабря 2008 г.

[3]

Standardization in the Russian Federation. National standards of the Russian Federation. Rules of structure, drafting, presentation and indication

Дата введения — 1 июля 2005 г.

Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1147-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 июля 2013 г. в связи с введением в действие ГОСТ Р 1.5-2012

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации, общие требования к их содержанию, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации.

Примечание — В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 1.12 и ГОСТ 1.1.

Настоящий стандарт не распространяется на действующие национальные стандарты Российской Федерации, которые были утверждены (приняты) до введения его в действие. Их приведение в соответствие с требованиями настоящего стандарта осуществляют при очередном пересмотре указанных стандартов, а в обоснованных случаях — при разработке очередных изменений к ним.

При использовании настоящего стандарта применительно к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работам, услугам), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну, или относимой к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работам, услугам), сведения о которой составляют государственную тайну, учитывают также дополнительные требования, изложенные в специальных стандартах, устанавливающих правила разработки указанных документов.

Отдельные правила и требования настоящего стандарта могут быть применены в отношении стандартов организаций. Для использования настоящего стандарта при установлении правил построения, изложения и оформления стандартов организации и требований к их содержанию рекомендуется указывать в соответствующей ссылке, в какой части настоящий стандарт следует применять в отношении стандартов данной организации. Остальные правила построения, изложения, оформления и обозначения стандартов организации и требования к их содержанию устанавливают в данной организации самостоятельно с учетом необходимости соблюдения установленного в Федеральном законе «О техническом регулировании» принципа обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ 7.4-95 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения

ГОСТ ИСО 8601-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление дат и времени. Общие требования

ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

Читайте так же:  Инструкция ведения трудовых книжек

ГОСТ Р 8.563-96 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений

OK (MK (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000 Общероссийский классификатор стандартов

ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению

ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг

ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Правила построения стандартов и общие требования к их содержанию

3.1 Деление национального стандарта Российской Федерации на элементы — по ГОСТ 1.5 (подраздел 3.1).

3.2 На титульном листе национального стандарта Российской Федерации (далее — стандарт) приводят следующие данные: полное наименование национального органа Российской Федерации по стандартизации и его логотип, обозначение стандарта, его статус: «Национальный стандарт Российской Федерации», наименование стандарта, слова «Издание официальное» и выходные сведения об издательстве по ГОСТ 7.4 (пункт 3.3.6).

3.2.1 Титульный лист стандарта оформляют в соответствии с приложением А.

3.2.2 При необходимости несколько стандартов могут быть изданы под общим наименованием. При этом в сборник стандартов дополнительно включают специальный титульный лист, а также элемент «Содержание».

На специальном титульном листе приводят следующие данные:

— полное наименование национального органа Российской Федерации по стандартизации;

— слова «Издание официальное»;

— выходные данные по ГОСТ 7.4 (пункт 3.3.6).

В элементе «Содержание», который размещают на последней странице, приводят обозначения и наименования всех включенных стандартов и номера страниц сквозной нумерации, на которых начинаются эти стандарты.

3.3 В предисловии стандарта приводят сведения об организации работ по национальной стандартизации в Российской Федерации и общие сведения о данном стандарте.

3.3.1 Сведения об организации работ по национальной стандартизации в Российской Федерации приводят с использованием следующей формулировки:

«Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

3.3.2 Общие сведения о стандарте, приводимые в его предисловии, размещают после заголовка «Сведения о стандарте», нумеруют арабскими цифрами (1, 2, 3 и т.д.) и располагают в следующей последовательности с использованием приведенных ниже типовых формулировок:

Документы по стандартизации

Национальный стандарт – стандарт, принятый Национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей. Разработка российских национальных стандартов осуществляется для достижения целей стандартизации в соответствии с принципами стандартизации.

Национальные стандарты применяют на добровольной основе. Обязательность их соблюдения наступает при прямом указании на них в следующих случаях:

  • в действующем законодательстве (например, если есть соответствующая ссылка в техническом регламенте);
  • в правомерно принятых документах федеральных органов исполнительной власти;
  • в договорах, контрактах предприятий любой формы собственности.

Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г. (т.е. до вступления в вилу Федерального закона «О техническом регулировании»), сохраняется до принятия соответствующего технического регламента в части:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • необходимости государственного контроля (надзора) за соблюдением требований стандартов.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

  • основополагающие стандарты;
  • стандарты на продукцию, услуги;
  • стандарты на работы (процессы);
  • стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Применение стандарта – это его использование с выполнением требований, установленных в стандарте, в соответствии с областью его распространения и сферой действия.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом независимо от страны или места происхождения продукции, процессов ее производства, или особенностей сделок, или лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Пользователь стандарта – это юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей производственной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической, учебно-педагогической и других видах деятельности. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия стандарту.

Дата введения стандарта в действие – это дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу. Ростехрегулирование все действующие государственные стандарты перевело в категорию национальных стандартов без замены аббревиатуры ГОСТ Р.

Видео (кликните для воспроизведения).

Национальная система стандартизации России изложена в следующих нормативных документах:

Источники


  1. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.

  2. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.

  3. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.
  4. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.
  5. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
Национальные стандарты рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here