Медиация в рф

Описание страницы: медиация в рф - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Почему буксует медиация в России

Куделя Эрнест Евгеньевич
студент КУБГАУ

Томбулова Елена Георгиевна
к.ю.н., доцент
E-mail: [email protected]

В настоящее время институт медиации в России получает все большую известность, хоть и является относительно новым явлением в правоприменительной практике нашей страны. Необходимость привлечения данной процедуры в российское правовое поле вызвано в связи с загруженностью судов и тенденцией развития судебной системы в сфере международных отношений. Медиация — это форма внесудебного разрешения споров с помощью третей нейтральной беспристрастной стороны — медиатора [1] .

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон) [2] , который был принят 27 июля 2010 г. Закон применяется к процедурам медиации по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также по спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Это означает, что к медиации могут прибегнуть как юридические лица, так и физические. И медиатор может выступить посредником в споре между юридическими лицами (экономические споры), между физическими лицами (семейные споры).

В российской правовой системе из всего многообразия примирительных процедур наибольшее развитие получила медиация. Это обуславливается тем, что юридические конфликты характеризуются высокой степенью напряженности и решить их путём простых переговоров сторон без участия посредника не видится возможным [3] .

Любые конфликты, будь то бытовые, договорные, профессиональные, семейные или конфликты иного рода, отнимают большое количество времени, материальных ресурсов и, к сожалению, здоровья. Поэтому разрешение конфликтов с помощью данной процедуры во многом может способствовать уменьшению отрицательных аспектов спора. В большинстве случаев если спорящие стороны будут разрешать свою проблему путем обсуждения (медиации), то они смогут более оперативно и быстро прийти к примирению, чем в судебном порядке. Практика показывает, что медиация преобладает в гражданско-правовой сфере жизни общества, разрешая в основном споры по гражданским и трудовым делам. Однако определенные элементы этой процедуры начинают развиваться и в уголовном судопроизводстве, так как процесс урегулирования споров путем медиации распространяется на отношения, предусмотренные федеральными законами. Это открывает широкий спектр правоотношений, охватывающий разные области права и судопроизводства, также нуждающиеся в досудебном урегулировании. Нужно заметить, что в УПК РФ пока отсутствует соответствующее положение о возможности использования в уголовных спорах медиатора.

В настоящее время, действующее российское законодательство, допуская примирительные процедуры с участием посредника, на любой стадии судопроизводства, не предусматривает возложения функций медиатора на мирового судью. Наличие адекватных примирительных процедур будет способствовать восстановлению прав потерпевшего, уменьшает воздействие системы правосудия на участников судопроизводства и является закономерной предпосылкой, как быстрого разрешения конфликта, так и обеспечения возмещения вреда, причиненного потерпевшему.

В России пока не сформировалась своя модель медиации, учитывая культурные, социальные, правовые и экономические особенности страны. Это происходит из-за ряда факторов:

— недоверие к медиации из-за отсутствия четкого закрепления данной процедуры в Гражданском процессуальном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Арбитражном процессуальном кодексе и в иных актах;

— высокий уровень конфликтной напряженности в обществе, вызванный неумением избегать конфликтов, прекращать появляющиеся противоречия путем переговоров и примирения с минимальными потерями;

— общая тенденция обращения в суд за разрешением практически любых юридических вопросов, в том числе носящих бесспорный характер и не требующих проведения состязательного разбирательства [4] ;

— сомнение вызывает положение п. 2 ч. 6 ст. 15 Закона, согласно которому медиатор не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь. Ведь сутью медиации как раз и является оказание подобной помощи сторонам: в противном случае проведение процедуры медиации представляется весьма проблематичным [5] .

Проблема развития института медиации связана и со спецификой медиационных правоотношений: они носят трехсторонний характер и предполагают наличие специальных субъектов, которые выступят в качестве посредника между подозреваемым, обвиняемым, подсудимым и потерпевшим. К сожалению, в современной России не сформирован институт такого профессионального посредничества, т.е. отсутствуют профессиональные медиаторы, а органы предварительного расследования и суды часто оказываются не готовыми к принятию такого конвенционального процесса [6] .

Если сравнивать медиацию с судебным разбирательством, следует отметить, несколько преимуществ института медиации, к которым относятся оперативность, конфиденциальность, добровольность, сотрудничество и иные положительные аспекты. Потребность разрешения спора в кратчайшие сроки и свобода действий сторон, предполагаемая данной процедурой, отличают медиацию от судебного разбирательства, всячески привлекая разрешать споры во внесудебном порядке, где преобладает диспозитивность прав.

На этот счет О.С. Тихонова отмечает следующие преимущества альтернативных способов разрешения споров: добровольность в применении подобных процедур, равноправие сторон в процессе урегулирования спора, беспристрастность посредника и конфиденциальность информации [7] .

Трудности с которыми сталкивается институт медиации в России, можно решить путём:

— совершенствования правовой бузы регулирующей процедуру медиации, в там числе доработка Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и иных нормативных актов;

— создания и реализация программ подготовки медиаторов, повышения их квалификации;

— введения курса медиации в учебные программы высших учебных заведений;

— введения процедуры медиации в суды общей юрисдикции, арбитражные суды;

— создания объединений медиаторов.

В целом, не остается сомнений, что институт медиации является ступенью в развитии правовой системы России. Медиация открывает новые возможности в разрешении споров как между физическими, так и юридическими лицами.

Статистика Центра медиации и права показывает, что в 80 % случаев медиатор разрешает спор успешно, а исполняемость решения, вынесенного по спору, в 2 раза выше, чем в суде [8] . Кроме того, нельзя не согласиться с высказыванием Ц.А. Шамликашвили о том, что медиация, по сути, несет антикоррупционную направленность — это процесс, который контролируют сами стороны, поэтому здесь неуместно говорить о коррупции [9] . То есть медиация — это новый подход, который без преувеличения способен принести (и, мы уверены, уже приносит) изменения к лучшему в качество жизни каждого человека. [10 ] По дытоживая все вышесказанное, можно сделать вполне обоснованный вывод, что на современном этапе развития институт медиации имеет твердую нормативную базу в виде Закона о медиации, которая позволяет ему функционировать полноценно. Наиболее значимыми задачами для развития института медиации на сегодняшний день являются его популяризация, научное и правовое осмысление, совершенствование его законодательных основ и методов деятельности посредников, а также содействие со стороны государства при подготовке высококвалифицированных специалистов-медиаторов.

Читайте так же:  Исчисление сроков коап

Медиация в России: первые шаги

Вячеслав Таймазов

Медиация или досудебное улаживание коммерческих споров сегодня — широко распространенная в мире практика. Эту форму урегулирования бизнес-конфликтов предприниматели считают весьма эффективной и приэтом малозатратной. Подобный способ разрешения споров осваивают и в России. Но, по словам Цисаны Шамликашвили, Президента Научно-методического центра медиации и права, продвижению данного инструмента препятствует инертность российского общественного сознания.

– Цисана Автандиловна, что сегодня представляет собой институт медиации? Какова схема его действия?

– Медиация — это способ разрешения споров, глубоко уходящий корнями в историю развития человеческих отношений, но оформившийся как современная технология рассмотрения конфликтных ситуаций лишь во второй половине ХХ столетия. При всем многообразии сходств с другими формами разрешения разногласий, медиация имеет несколько принципиальных отличий. Основное из них — присутствие при разбирательстве третьей нейтральной стороны, которая не выносит никаких решений, однако участвует, вникает, изучает проблему и содействует принятию решения самими конфликтующими.

Процедура медиации — это структурированный процесс, сама медиация — это междисциплинарная область, совместившая в себе такие отрасли знания, как право, психология, социология, лингвистика, конфликтология.

– Знает ли мировая практика положительные примеры решения конфликтов?

– Опираясь на опыт, сложившийся за последние несколько десятилетий, можно говорить о том, что с ее помощью можно разрешить практически любой спор.

Сегодня в странах с развитой правовой системой медиация достаточно широко применяется при разрешении гражданско-правовых, семейных, коммерческих конфликтов и даже административных и публичных споров. Статистика различается в разных странах, но там, где медиация имеет наиболее длительную историю (а это прежде всего англосаксонские страны), можно говорить о том, что от 60% до 80% споров и конфликтов успешно разрешаются с помощью этого метода. В России процесс активной интеграции медиации в правовую культуру начался достаточно недавно. За последние несколько лет интерес к этому методу стало проявлять предпринимательское сообщество, чем и было продиктовано создание Службы медиации при РСПП и Коллегии посредников при ТПП РФ.

– А чем привлекательна медиация? Каковы ее основные преимущества?

– Основным преимуществом процесса медиации является активная позиция сторон в поиске решения по значимым для них аспектам конфликта. Совместная выработка способов разрешения споров повышает шансы принять решение, максимально удовлетворяющее интересам сторон и при этом создающее условия для его реалистичного исполнения и продолжения дальнейших партнерских отношений. Необходимо отметить, что в медиации как неформальной процедуре стороны неукоснительно придерживаются принципа конфиденциальности, что позволяет участникам выйти из конфликта, не потеряв лицо и не нанося удар своей репутации.

– А как давно данный инструмент известен в России? Насколько он востребован сейчас?

– Нам известны факты, что медиация в несколько иной форме применялась еще в дореволюционной России, когда в конце XIX века с интенсивным развитием промышленности и торговли стали развиваться нетрадиционные внесудебные методы разрешения споров. Развитие на качественно ином уровне медиация в России получила вновь только в начале XXI столетия.

В 2005 году была организована Первая Международная конференция, которая и стала отправной точкой новейшей истории медиации в России. Именно это мероприятие сделало возможным вовлечение юридического сообщества в работу по интеграции института медиации в российскую правовую систему. В это же время был создан Научно-методический центр медиации и права, одним из приоритетных направлений которого стало всестороннее содействие институту медиации в России.

– В каких областях медиация наиболее востребована в России?

– Сегодня пока еще достаточно рано дифференцировать области, в которых медиация наиболее востребована. Важно, что этот институт получает поддержку со стороны не только судебной, но и других ветвей власти. Подтверждением тому стало проведение в Уральском Федеральном округе правового эксперимента по внедрению примирительных процедур, который получил поддержку Высшего Арбитражного суда и Верховного суда России. Большая работа ведется деловым сообществом, так как разрешение коммерческих, корпоративных споров, конфликтов между хозяйствующими субъектами с помощью медиации является одним из наиболее эффективных и отвечающих самой природе предпринимательства методов.

Сегодня люди стали все чаще прибегать к помощи медиаторов при разрешении различных споров, и статистика показывает, что в 80% случаев им удается разрешить конфликт успешно.

– За довольно длительную историю существования медиации в некоторых странах сформировались ведущие провайдеры медиативных услуг. К таким можно отнести CEDR в Великобритании, JAMS в США, МEDIARCOM в Португалии. В России сегодня очень мало обученных и сертифицированных медиаторов.

В связи с тем, что медиация — это молодой, нарождающийся институт, высокое качество подготовки специалистов и оказания медиативных услуг очень важны. Это — ключевое условие для формирования положительного общественного мнения об этом институте. Центр медиации и права с первых дней существования опирается на собственные кадры. Нами также разработаны и реализуются образовательные программы по подготовке медиаторов с последующей их сертификацией и аккредитацией в соответствии с международными стандартами.

Читайте так же:  Расчеты с ип

– Дорого ли стоят услуги медиаторов (посредников)? В состоянии ли малые организации позволить себе их услуги?

– Стоимость услуг медиаторов сильно варьируется. Она исчисляется от почасовой в пределах от 150 евро за час, до оговоренного гонорара за день работы. Для малых организаций медиация — нужный и полезный инструмент, причем более выгодный с материальной точки зрения чем судебная тяжба.

– Легко ли продвигать медиацию в России? Какие здесь имеются трудности?

– Медиацию продвигать непросто в любой стране. В России тоже есть свои сложности. Прежде всего, необходимо преодолеть инерцию общественного сознания.

Хотя существующая на сегодняшний день правовая база не препятствует применению медиации, часто звучит аргумент в пользу необходимости создания для этого института специальной законодательной базы. Конечно, принятие закона, регулирующего институт медиации, могло бы стать дополнительным катализатором для ее интеграции в деловой оборот и правовую культуру.

Из истории вопроса

Медиация в ее современном понимании начала развиваться во второй половине XX столетия, и прежде всего в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании. Затем она постепенно стала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, предпринимались при разрешении споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при урегулировании конфликтов самого широкого круга, начиная от семейных и заканчивая сложными многосторонними разногласиями в коммерческой и публичной сфере. Сегодня в Великобритании даже существует специальная служба — горячая линия, куда можно позвонить из любого конца страны, охарактеризовать конфликт и высказать свои предпочтения относительно медиатора.

Понятие и сущность медиации

С 1 января 2011 г. Законом о медиации введен альтернативный способ разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений — с использованием процедуры медиации.

В указанном законе сформулированы принципы проведения процедуры медиации, установлена конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации, и условие ее раскрытия, определены условия применения процедуры медиации, содержание и форма соглашения о проведении процедуры медиации, порядок выбора, назначение медиатора и порядок проведения процедуры медиации, сроки проведения процедуры медиации и условия ее прекращения.

Медиация представляет собой форму внесудебного разрешения спора с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны — медиатора (посредника).

Этот способ предусматривает упрощенный порядок разрешения споров, при котором стороны приходят к решению, удовлетворяющему обе стороны. Роль медиатора состоит в приведении стороны к принятию взаимоприемлемого решения, которое изначально может быть скрыто эмоциями и личными взаимоотношениями сторон.

Цель медиации — обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан.

Закон о медиации позволяет проводить процедуру медиации двум группам медиаторов, предъявляя к ним разные требования.

Медиатором, осуществляющим деятельность на профессиональной основе, должно являться лицо, достигшее возраста 25 лет, имеющее высшее образование и прошедшее курс обучения по программе подготовки медиаторов.

Медиатором, осуществляющим деятельность на непрофессиональной основе, должно являться лицо, достигшее возраста 18 лет, обладающее полной дееспособностью и не имеющее судимости.

Таким образом, медиатору необязательно иметь юридическое образование. Однако полагаем, что для проведения медиации по правовым спорам медиатор должен обладать специальными юридическими познаниями.

Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено законом.

Закон о медиации различает три вида соглашений, опосредующих отношения в сфере применения процедуры медиации:

  1. соглашение о применении процедуры медиации — соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора (медиативная оговорка) либо после его возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора, который возник или может возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;
  2. соглашение о проведении процедуры медиации — соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора, возникшего между сторонами;
  3. медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору и заключенной в письменной форме. Медиативное соглашение, как и всякий гражданско-правовой договор, может быть изменено или расторгнуто по соглашению сторон.

В соответствии со ст. 4 Закона о медиации ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой только при условии составления договора в письменной форме.

По общему правилу правовыми последствиями заключения соглашения о применении процедуры медиации, исходя из принципа свободы договора, является добровольное обращение сторон к медиатору или организации и урегулированию спора в рамках процедуры медиации.

В настоящее время, если при заключенном соглашении о применении процедуры медиации в суд обращается сторона, которая не согласна участвовать в процедуре медиации и требует рассмотрения дела в суде, суд принимает исковое заявление, что дает возможность сторонам нарушить заключенное соглашение. Отдельные проблемы, возникающие в практике медиации, вынуждают искать новые эффективные способы защиты прав, близкие к медиации, но лишенные ее отдельных недостатков.

Примирение сторон в соответствии со ст. 149 ГПК РФ является одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству. На данной стадии судья предлагает сторонам заключить мировое соглашение, в том числе и с помощью процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства.

[3]

Намерение сторон о проведении процедуры медиации также выясняется председательствующим на стадии рассмотрения дела по существу (ст. 172 ГПК РФ).

Как показывает анализ Справки о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», утвержденной Президиумом Верховного Суда рФ от 1 апреля 2015 г., примирительные процедуры имеют наибольший эффект именно в данной стадии судебного разбирательства.

Суд имеет право отложить разбирательство дела на срок, не превышающий 60 дней, по ходатайству обеих сторон, в случае принятия ими решений о проведении процедуры медиации (ч. 1 ст. 169 ГПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 13 Закона о медиации медиатор и стороны должны предпринимать все возможные меры для завершения процедуры медиации в течение указанного срока. Стороны не должны препятствовать медиации, затягивать ее проведение, уклоняться от участия в процедуре, сообщать ложную информацию и нарушать принципы проведения процедуры медиации, указанные в ст. 3 Закона о медиации.

Читайте так же:  Лицензия на транспортные услуги

В случае достижения медиативного соглашения при наличии судебного разбирательства на обсуждение ставится вопрос о том, каким образом прекратить производство по делу. ГПК РФ говорит о том, что в результате проведения сторонами процедуры медиации достигнутое медиативное соглашение может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения (ст. 169 ГПК РФ).

Максимальный срок проведения процедуры медиации с учетом сложности спора составляет 180 дней. Перечень случаев, указывающих на сложность разрешаемого спора, является открытым, в каждом деле медиатор определяет это самостоятельно с учетом обстоятельств конкретного дела, а также необходимо наличие договоренности сторон.

Несмотря на договоренность сторон, медиатор вправе не продлевать процедуру, если посчитает ее проведение нецелесообразным. Медиатор направляет сторонам заявление в письменной форме о прекращении процедуры медиации.

Применение на практике процедуры медиации, как правило, сокращает издержки судопроизводства, снижает нагрузку на судебную систему и приводит к добровольному исполнению достигнутого соглашения.

Медиация и исполнительное производство

Принятый в 2010 г. Закон о медиации напрямую не говорит о возможности обращения к процедуре медиации в ходе исполнительного производства, вместе с тем потенциал медиации может быть использован при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов.

По своей правовой природе исполнительное производство как вид юрисдикционной деятельности является бесспорным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Судебный пристав-исполнитель не наделен полномочиями по рассмотрению и разрешению правовых споров. Пристав обязан исполнить судебное постановление, вступившее в законную силу.

И в соответствии с Законом об исполнительном производстве, при возникновении споров в ходе исполнительного производства, связанных с действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя, с защитой прав лиц, не участвующих в исполнительном производстве, их разрешение осуществляет суд.

В ст. 2 ГПК РФ сформулированы общие для всего гражданского судопроизводства основные и производные конечные задачи.

Основные задачи: защита нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, и иных правоотношений.

Производные задачи: укрепление законности правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.

Гражданское процессуальное законодательство не ставит задачи примирения сторон или содействия такому примирению. Вместе с тем ст. 148 ГПК РФ среди задач подготовки дела к судебному разбирательству выделяет задачу примирения сторон, для решения которой суд обязан принимать меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации.

Гражданский процесс не заканчивается вынесением судебного акта и выдачей исполнительного листа. Если должник не исполняет судебный акт своевременно и в добровольном порядке, значит гарантированная Конституций РФ защита нарушенных прав не может быть признана действенной.

Для проведения процедуры медиации на стадии исполнительного производства во многом зависит от взаимодействия судов и судебных-приставов —исполнителей. Безусловно необходимо разъяснить сторонам исполнительного производства о праве на обращение к процедуре медиации.

Однако обращаем внимание, что у взыскателя и должника может отсутствовать информированность о том, что такое процедура медиации, какие у нее есть возможности и ограничения, принципы проведения процедуры и последствия ее завершения.

Для решения указанной проблемы в судах общей юрисдикции создают буклеты, информационные стенды, находящиеся в помещениях судов, где отражается основная информация о процедуре медиации, на интернет-сайтах судов размещают сведения о медиаторах.

Действующее законодательство об исполнительном производстве не дает ответа на вопрос, как должен поступить судебный пристав-исполнитель в случае обращения сторон к процедуре медиации в ходе исполнительного производства.

Полагаем, что такое обращение будет являться основанием для приостановления исполнительных действий. Необходимо учитывать, что процедура медиации является добровольной и предполагает наличие обоюдного согласия сторон на приостановление исполнительного производства, при отсутствии согласия хотя бы одной стороны препятствует приостановлению исполнительных действий.

Законом об исполнительном производстве не установлено такое основание, как заключение медиативного соглашения, для завершения исполнительного производства.

В случае заключения медиативного соглашения на данной стадии возможно несколько вариантов развития исполнительного производства:

  1. окончание исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа;
  2. окончание исполнительного производства на основании заявления взыскателя о возвращении ему исполнительного документа;
  3. прекращение исполнительного производства в связи с заключением сторонами медиативного соглашения в случае утверждения его судом в качестве мирового соглашения;
  4. прекращение исполнительного производства в связи с отказом взыскателя от взыскания и принятием такого отказа судом.

Медиация в России: историкоправовой аспект развития

Кривова Н.С.,
студентка КубГАУ

Научный руководитель: Томбулова Е.Г.,
кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected]

[1]

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам исторического возникновения и развития института медиации в России. Рассмотрена основная проблема замедления развития данного института.

Ключевые слова: медиация, развитие медиации, замедление развития института медиации.

История медиации уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в древнем Китае Конфуций призывал граждан использовать медиацию, вместо того, чтобы идти в суд. Он рекомендовал сторонам встретиться в присутствии миротворца, который поможет им достичь согласия. [1]

Россия прошла четыре этапа в формировании института медиации, начало которых датируется концом 14 века.

Так, начальным этапом формирования является 1381 — 1864 года. На данном этапе следует отметить процедуру, под названием «Мировой ряд» и существовавшие с 1775 по 1862 год Совестные суды.

Что касается процедуры «Мировой ряд», известно, что она существовала в Новгородской республике и представляла собой подобие процедуры медиации. Так, при данной процедуре рядцы приглашались сторонами для урегулирования спора и по согласованию между собой разрабатывали условия мира и доносили их сторонам. Таким образом, можно сказать, что процедура мирового ряда является прототипом процедуры медиации, а медиаторов, в свою очередь, можно сравнить с рядцами, которые как раз и играли роль посредников, примирителей.

Читайте так же:  Доплаты до мрот

Губернские совестные суды, также, в свою очередь, являются одним из способов разрешения споров мирным путем, которые существовали во время правления Екатерины Второй, по указу которой они и были созданы. Совестные суды, рассматривая дела, разрабатывали самостоятельно или через посредников условия для примирения сторон. Таким образом, лица могли обратиться в Совестные суды для того, чтобы разрешить сложившуюся между ними ситуацию мирным путем.

Следующим этапом формирования института медиации является 1864 — 1917 года. Этот этап характеризуется масштабным прорывом в понимании значения мирного урегулирования споров.

В Уставе гражданского судопроизводства 1864 года имелась целая глава «О примирительном разбирательстве». Стороны могли закончить спор по взаимному соглашению, при этом обязанность суда заключалась в содействии к примирению сторон.

В соответствии с судебной статистикой большинство споров в этот период времени решалось мирным способом, посредством заключения мировых соглашений.

В Уставе торгового судопроизводства 1887 года также имели положения, которые закрепляли возможность мирного разрешения споров. Суд должен был предложить сторонам окончить разрешения спора миром при помощи суда, который имел называние коммерческий. В этих коммерческих судах сторонам предоставлялось право выбора из состава суда двух примиритель для урегулирования спора. Примирители должны были выслушать стороны и предоставить им законы, на основании которых будет разрешаться их спор, а затем сообщить свое мнение о том, как разрешить это спор мирным путем, без судебного вмешательства. В отчетах коммерческих судов употреблялся термин «медиатор» и указывалось на полезность разрешения торговых споров с участием медиатора. Таким образом, метод, приближенный к методу работы современных медиаторов, существовал и эффективно действовал в указанные времена. [2]

Следующим этапом, который необходимо выделить, является этап построения социалистической республики 1917 — 1991 года. Это период характеризуется замедлением развития примирительных процедур, так как после 1917 года практика использования медиаторов была ликвидирована по политическим и идеологическим соображениям. Традиции правового регулирования института примирения сторон не были восприняты советским правом, и первые попытки восстановления процедуры медиации начались лишь в годы.

В первом советском Гражданском процессуальном кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 сентября 1923 года, предусматривалась возможность сторонам окончить дело миром, но большую роль играло усмотрение суда.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 октября 1964 года, содержал большее количество норм о мировых соглашениях. Однако советское законодательство предписывало суду лишь разъяснять сторонам право на заключение мирового соглашения, а не обязывало суд склонять их к примирению.

И последним этапом формирования института медиации можно указать период с 1991 года до настоящего времени.

В 1991 году официально произошел распад Советского Союза. Таким образом, российское правосознание освободилось от тоталитарного режима и началось восстановление института медиации.

В этот период начинается активная деятельность международных и иностранных организаций, с помощью которых происходит реализация проектов, направленных на включение альтернативного разрешения споров в качестве отдельного направления в судебную систему РФ. Так, например, альтернативное разрешение споров в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа», осуществлявшегося в РФ в 1996 — 2004 г.г.

Уже в 2005 году на государственном уровне в России на международной конференции «Медиация. Новый шаг на пути построения правового государства и гражданского общества» заявлено об институте медиации. Именно это мероприятие сделало возможным вовлечение юридического сообщества в работу по интеграции института медиации в российскую правовую систему. [3]

Важным событием в развитии института медиации является вступивший в силу с 1 января 2010 года в России Федеральный закон РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 года № а также Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 года. №

К тому же, в разных городах России, в научных и образовательных центрах существует практика подготовки специалистов по разрешению конфликтов. Можно говорить о формировании разных научных школ подготовки медиаторов. [4]

Таким образом, можно сделать вывод, что институт медиации в своем развитии прошел четыре этапа, каждый из которых характеризуется определенным прогрессом в развитии и отношением к процедуре медиации. На данном этапе данный институт активно развивается и приобретает все большую популярность. Необходимо дальше развивать данный институт для его полноценного функционирования и применения.

Список литературы

  1. Архипкина А.С. Институт медиации в современном праве // Сибирский юридический вестник. — 2011. — № 1. — С. 167.
  2. Ю.Н. История развития института медиации // Актуальные проблемы экономических, юридических и социально-гуманитарных наук: сборник статей ежегодной всероссийской с международным участием научно-практической конференции. — Пермь, 2013. С. 394.
  3. Литвинов А. В. Основной курс медиации: монография. — М.: ГОУ МАРТИТ, 2011. С. 10.
  4. Невельсон Е. Ю. Медиация как социально-гуманитарная практика. Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. — Пермь, 2011. С. 291.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ
«Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

С изменениями и дополнениями от:

2, 23 июля 2013 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Справки о практике применения настоящего Федерального закона, утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ 6 июня 2012 г. и 22 июня 2016 г.

Читайте так же:  Лицензия на международные перевозки

Президент Российской Федерации

Процедура медиации необходима для того, чтобы стороны с участием независимого лица (медиатора) могли достичь взаимоприемлемого соглашения.

Медиацию можно применять после того, как возникли споры, рассматриваемые в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства.

Процедуру разрешено использовать как до обращения в суд, так и после начала разбирательства. Она проводится на основании соглашения. Определены его условия. Услуги могут оказываться за плату или безвозмездно.

Сроки проведения процедуры определяются соглашением. Максимальный — 60 дней.

Закреплен правовой статус медиатора. Его деятельность не является предпринимательской. Медиатор не может представлять какую-либо сторону, оказывать ей юридическую, консультационную или иную помощь.

Медиатор вправе вести деятельность как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов. Закреплен их статус.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июля 2010 г. N 168, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 31 ст. 4162

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

[2]

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Почему медиация, получив правовую основу, до сих пор не имеет широкого распространения и не стала предпочтительным способом разрешения коммерческих и гражданских споров в России?

Цисана Шамликашвили,
президент Национальной организации медиаторов, научный руководитель Центра медиации и права
.

4 февраля 2013
Прошло два года с момента вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и внесения сопутствующих ему поправок в отдельные законодательные акты РФ. Можно смело говорить о том, что интерес к медиации растет. Постоянно появляются организации, предлагающие услуги в сфере медиации. Есть устойчивый спрос на обучение медиации. Однако, как ни парадоксально, при этом количество самих споров, урегулированных с помощью медиации, остается на стабильно низком уровне. Настолько низком, что не представляется возможным даже собрать и привести сколько-нибудь значимую общероссийскую статистику. Почему медиация, даже получив законодательную основу, не стала столь востребованной, как это ожидали, исходя из ее преимуществ и достоинств?

В большинстве стран ведущую роль в распространении медиации играют судьи – ведь у них есть возможность рассказать о способах разрешения споров, так как они взаимодействуют со сторонами спора. У нас в стране часто встречается настороженное отношение к медиации, которое строится на обрывочных знаниях. Как правило, опасения высказываются достаточно стереотипные, и многие вопросы решаются сами собой после того, как появляется понимание сути медиации как метода и процедуры. Стандартные вопросы, вызывающие сомнения – это вероятность затягивания процесса, отсутствие механизма принудительного исполнения медиативного решения, гарантии конфиденциальности, ответственность медиатора.

Более 60% процедур медиации завершаются заключением медиативного соглашения и более 80% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно

Медиация за счет своей универсальности, гибкости, неформализованности процедуры, независимости и нейтральности медиатора, который помогает сторонам урегулировать спор, позволяет сторонам спора самостоятельно найти и выработать договоренности, удовлетворяющие именно их потребностям, отражающие их собственные интересы.

Что же нужно делать, чтобы медиация стала распространенным способом урегулирования споров?

На наш взгляд, на данном этапе ключевую роль играет информационно-просветительская деятельность. Причем необходимо просвещение как широких слоев населения, так и юридического сообщества как провайдера юридических услуг. Нужно, чтобы юристы предлагали максимально широкий спектр способов урегулирования возникающих конфликтов, помогая на основе информированности сделать выбор, отвечающий интересам клиента.

Сегодня медиация в России является доступным способом разрешения споров, и любой человек, желающий разрешить спор не в суде, а с помощью процедуры медиации, может воспользоваться услугами медиатора. Для этого ему нужно обратиться в организацию, обеспечивающую организацию и проведение процедур медиации, где ему будет предоставлена возможность выбрать медиатора. Сегодня в России уже существует и Национальная Организация медиаторов, объединяющая провайдеров медиации и индивидуальных медиаторов (http://npnom.ru/).

Видео (кликните для воспроизведения).

Все эти механизмы сегодня уже существуют в России, и их востребованность напрямую зависит от популярности института медиации, от успешности преодоления стереотипов, мешающих использовать этот метод разрешения спора. Опыт показывает, что развитие медиации по мере ее большей востребованности происходит в геометрической прогрессии. Стороны, хотя бы раз участвовавшие в процедуре медиации, в будущем при возникновении конфликтов, споров обращаются в первую очередь, именно к этому способу урегулирования. И хочется надеяться, что мы уже близки к моменту, когда развитие медиации в России начнет происходить более и более интенсивно.

Источники


  1. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.

  2. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.

  3. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
  4. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
  5. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
Медиация в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here