Медиатор в гражданском процессе

Описание страницы: медиатор в гражданском процессе - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Понятие и сущность медиации

С 1 января 2011 г. Законом о медиации введен альтернативный способ разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений — с использованием процедуры медиации.

В указанном законе сформулированы принципы проведения процедуры медиации, установлена конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации, и условие ее раскрытия, определены условия применения процедуры медиации, содержание и форма соглашения о проведении процедуры медиации, порядок выбора, назначение медиатора и порядок проведения процедуры медиации, сроки проведения процедуры медиации и условия ее прекращения.

[2]

Медиация представляет собой форму внесудебного разрешения спора с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны — медиатора (посредника).

Этот способ предусматривает упрощенный порядок разрешения споров, при котором стороны приходят к решению, удовлетворяющему обе стороны. Роль медиатора состоит в приведении стороны к принятию взаимоприемлемого решения, которое изначально может быть скрыто эмоциями и личными взаимоотношениями сторон.

Цель медиации — обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан.

Закон о медиации позволяет проводить процедуру медиации двум группам медиаторов, предъявляя к ним разные требования.

Медиатором, осуществляющим деятельность на профессиональной основе, должно являться лицо, достигшее возраста 25 лет, имеющее высшее образование и прошедшее курс обучения по программе подготовки медиаторов.

Медиатором, осуществляющим деятельность на непрофессиональной основе, должно являться лицо, достигшее возраста 18 лет, обладающее полной дееспособностью и не имеющее судимости.

Таким образом, медиатору необязательно иметь юридическое образование. Однако полагаем, что для проведения медиации по правовым спорам медиатор должен обладать специальными юридическими познаниями.

Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено законом.

Закон о медиации различает три вида соглашений, опосредующих отношения в сфере применения процедуры медиации:

  1. соглашение о применении процедуры медиации — соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора (медиативная оговорка) либо после его возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора, который возник или может возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;
  2. соглашение о проведении процедуры медиации — соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора, возникшего между сторонами;
  3. медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору и заключенной в письменной форме. Медиативное соглашение, как и всякий гражданско-правовой договор, может быть изменено или расторгнуто по соглашению сторон.

В соответствии со ст. 4 Закона о медиации ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой только при условии составления договора в письменной форме.

[1]

По общему правилу правовыми последствиями заключения соглашения о применении процедуры медиации, исходя из принципа свободы договора, является добровольное обращение сторон к медиатору или организации и урегулированию спора в рамках процедуры медиации.

В настоящее время, если при заключенном соглашении о применении процедуры медиации в суд обращается сторона, которая не согласна участвовать в процедуре медиации и требует рассмотрения дела в суде, суд принимает исковое заявление, что дает возможность сторонам нарушить заключенное соглашение. Отдельные проблемы, возникающие в практике медиации, вынуждают искать новые эффективные способы защиты прав, близкие к медиации, но лишенные ее отдельных недостатков.

Примирение сторон в соответствии со ст. 149 ГПК РФ является одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству. На данной стадии судья предлагает сторонам заключить мировое соглашение, в том числе и с помощью процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства.

Намерение сторон о проведении процедуры медиации также выясняется председательствующим на стадии рассмотрения дела по существу (ст. 172 ГПК РФ).

Как показывает анализ Справки о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», утвержденной Президиумом Верховного Суда рФ от 1 апреля 2015 г., примирительные процедуры имеют наибольший эффект именно в данной стадии судебного разбирательства.

Суд имеет право отложить разбирательство дела на срок, не превышающий 60 дней, по ходатайству обеих сторон, в случае принятия ими решений о проведении процедуры медиации (ч. 1 ст. 169 ГПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 13 Закона о медиации медиатор и стороны должны предпринимать все возможные меры для завершения процедуры медиации в течение указанного срока. Стороны не должны препятствовать медиации, затягивать ее проведение, уклоняться от участия в процедуре, сообщать ложную информацию и нарушать принципы проведения процедуры медиации, указанные в ст. 3 Закона о медиации.

В случае достижения медиативного соглашения при наличии судебного разбирательства на обсуждение ставится вопрос о том, каким образом прекратить производство по делу. ГПК РФ говорит о том, что в результате проведения сторонами процедуры медиации достигнутое медиативное соглашение может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения (ст. 169 ГПК РФ).

Максимальный срок проведения процедуры медиации с учетом сложности спора составляет 180 дней. Перечень случаев, указывающих на сложность разрешаемого спора, является открытым, в каждом деле медиатор определяет это самостоятельно с учетом обстоятельств конкретного дела, а также необходимо наличие договоренности сторон.

Несмотря на договоренность сторон, медиатор вправе не продлевать процедуру, если посчитает ее проведение нецелесообразным. Медиатор направляет сторонам заявление в письменной форме о прекращении процедуры медиации.

Применение на практике процедуры медиации, как правило, сокращает издержки судопроизводства, снижает нагрузку на судебную систему и приводит к добровольному исполнению достигнутого соглашения.

Медиация и исполнительное производство

Принятый в 2010 г. Закон о медиации напрямую не говорит о возможности обращения к процедуре медиации в ходе исполнительного производства, вместе с тем потенциал медиации может быть использован при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов.

По своей правовой природе исполнительное производство как вид юрисдикционной деятельности является бесспорным.

Судебный пристав-исполнитель не наделен полномочиями по рассмотрению и разрешению правовых споров. Пристав обязан исполнить судебное постановление, вступившее в законную силу.

И в соответствии с Законом об исполнительном производстве, при возникновении споров в ходе исполнительного производства, связанных с действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя, с защитой прав лиц, не участвующих в исполнительном производстве, их разрешение осуществляет суд.

Читайте так же:  Разница каско и осаго

В ст. 2 ГПК РФ сформулированы общие для всего гражданского судопроизводства основные и производные конечные задачи.

Основные задачи: защита нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, и иных правоотношений.

Производные задачи: укрепление законности правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.

Гражданское процессуальное законодательство не ставит задачи примирения сторон или содействия такому примирению. Вместе с тем ст. 148 ГПК РФ среди задач подготовки дела к судебному разбирательству выделяет задачу примирения сторон, для решения которой суд обязан принимать меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации.

Гражданский процесс не заканчивается вынесением судебного акта и выдачей исполнительного листа. Если должник не исполняет судебный акт своевременно и в добровольном порядке, значит гарантированная Конституций РФ защита нарушенных прав не может быть признана действенной.

Для проведения процедуры медиации на стадии исполнительного производства во многом зависит от взаимодействия судов и судебных-приставов —исполнителей. Безусловно необходимо разъяснить сторонам исполнительного производства о праве на обращение к процедуре медиации.

Однако обращаем внимание, что у взыскателя и должника может отсутствовать информированность о том, что такое процедура медиации, какие у нее есть возможности и ограничения, принципы проведения процедуры и последствия ее завершения.

Для решения указанной проблемы в судах общей юрисдикции создают буклеты, информационные стенды, находящиеся в помещениях судов, где отражается основная информация о процедуре медиации, на интернет-сайтах судов размещают сведения о медиаторах.

Действующее законодательство об исполнительном производстве не дает ответа на вопрос, как должен поступить судебный пристав-исполнитель в случае обращения сторон к процедуре медиации в ходе исполнительного производства.

Полагаем, что такое обращение будет являться основанием для приостановления исполнительных действий. Необходимо учитывать, что процедура медиации является добровольной и предполагает наличие обоюдного согласия сторон на приостановление исполнительного производства, при отсутствии согласия хотя бы одной стороны препятствует приостановлению исполнительных действий.

Законом об исполнительном производстве не установлено такое основание, как заключение медиативного соглашения, для завершения исполнительного производства.

В случае заключения медиативного соглашения на данной стадии возможно несколько вариантов развития исполнительного производства:

  1. окончание исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа;
  2. окончание исполнительного производства на основании заявления взыскателя о возвращении ему исполнительного документа;
  3. прекращение исполнительного производства в связи с заключением сторонами медиативного соглашения в случае утверждения его судом в качестве мирового соглашения;
  4. прекращение исполнительного производства в связи с отказом взыскателя от взыскания и принятием такого отказа судом.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ
«Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

С изменениями и дополнениями от:

2, 23 июля 2013 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Справки о практике применения настоящего Федерального закона, утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ 6 июня 2012 г. и 22 июня 2016 г.

Президент Российской Федерации

Процедура медиации необходима для того, чтобы стороны с участием независимого лица (медиатора) могли достичь взаимоприемлемого соглашения.

Медиацию можно применять после того, как возникли споры, рассматриваемые в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства.

Процедуру разрешено использовать как до обращения в суд, так и после начала разбирательства. Она проводится на основании соглашения. Определены его условия. Услуги могут оказываться за плату или безвозмездно.

Сроки проведения процедуры определяются соглашением. Максимальный — 60 дней.

Закреплен правовой статус медиатора. Его деятельность не является предпринимательской. Медиатор не может представлять какую-либо сторону, оказывать ей юридическую, консультационную или иную помощь.

Медиатор вправе вести деятельность как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов. Закреплен их статус.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июля 2010 г. N 168, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 31 ст. 4162

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Медиатор в гражданском процессе

Не так давно в российской судебной системе появилась новая должность — судебный медиатор. Его функция — помощь сторонам в решении спорных вопросов. Таким образом планируется быстрее разрешать спорные ситуации, а также увеличить количество дел, решение по которым будет принято в досудебном порядке.

Содержание статьи:

В чем суть работы судебного медиатора?

Что это — принципиально новое изобретение российской юриспруденции, или же следование тенденциям мировой правовой системы? Действительно ли оно будет способствовать более мирному урегулированию спорных вопросов?

Медиатор, или судебный примиритель, как это явствует из названия должности, призван примирять стороны. Нововведение это — не новшество в юриспруденции, так как термин “медиация” известен достаточно хорошо и является одной из альтерных техник урегулирования спорных ситуаций.

Судебный медиатор получит следующие полномочия:

  1. Изучать документы обеих сторон без ограничений. Истец, ответчик, а также сам суд заинтересованы в скорейшем решении спорной ситуации, поэтому судебным примирителям будет предоставлен полный доступ к всем необходимым материалам. Это показания свидетелей, разного рода документация, архивы судебных заседаний, аргументы сторон, зафиксированные в любой форме.
  2. Проведение переговоров во внесудебное время с участниками судебного процесса. Общение должно носить официальный характер и будет предусматривать донесение до сторон фактов и аргументов, которые свидетельствуют в пользу скорейшего прекращения судебного процесса.
  3. Поиск компромиссных вариантов решения спора. Часто стороны в силу отсутствия между ними какой-либо формы общения кроме судебного заседания не могут донести друг другу изменения своих требований. Медиатор в судебном процессе сыграет роль посредника, с помощью которого стороны смогут уступать друг другу официальным образом.
Читайте так же:  Проект рекультивации полигона тбо

Достижение мирового соглашения — это и есть главная цель судебного медиатора.

Кто может стать судебным примирителем?

Работа судебного примирителя по описанию похожа на работу психолога, но к психологии его деятельность может быть отнесена едва ли. Ведь для успешного консультирования и решения спорных ситуация специалист должен обладать отличными знаниями юриспруденции.

Человек с улицы не сможет стать судебным медиатором. И даже высшего образования в сфере права мало. Как пишут СМИ, самые подходящие претенденты на эту должность — отставные судьи. Они как никто другой имеют опыт решения спорных вопросов, и могут лучше других специалистов содействовать воинствующим сторонам.

Естественно, простых граждан такие нововведения натолкнули на мысли о том, что таким образом судьи просто-напросто решили обеспечить себе приятную, высокооплачиваемую и уникальную занятость после выхода на пенсию.

Но бывшие судьи — не единственные претенденты на роль примирителей. Ими также могут стать другие сотрудники судебной системы. Главное требование — высшее юридическое образование и не менее пяти лет опыта работы.

Теоретически на эту должность смогут претендовать сотни тысяч юристов, трудящихся по всей стране. Практически, пишут СМИ, лишь узкий круг “своих”.
О каких-либо курсах подготовки специалистов, конференциях или семинарах, в которых следует принять участие для получения этой должности, не сообщается.

А как сейчас, без миротворцев?

Судебные примирители, судебные медиаторы, судебные миротворцы — как только не называют служащих данной должности! Кажется, они смогут сделать судебные процессы подобными телевизионным шоу, в которых добрый и мудрый судья за несколько минут выписывает небольшой штраф, и виновная сторона вполне удовлетворенная уходит домой.

Как существует судебная система сейчас, без миротворцев, и какие существуют способы решения спорных вопросов?

Зарплата судебного примирителя

Зарплаты судьей и работников судебной системы традиционно считаются неадекватно высокими, сколько же будут получать судебные медиаторы? Законодательство не предусматривает дополнительного финансирования для будущих специалистов этой сферы. Предполагается, что фонд оплаты их труда будет формироваться за счет государственной пошлины, которую оплачивают участники судебного процесса.

Будет ли спрос?

Очевидно, что прибегание к услугам судебного примирителя будет добровольным. Статистика утверждает, что такой сервис вряд ли будет пользоваться повсеместной популярностью. Причина такой пессимистической оценке — реальность. В нашей стране уже работают медиаторы-посредники. Но их услуги требуются лишь в одном из нескольких десятков тысяч споров.

Очевидно, что для российской правовой системы подобная медиация — новшество, а стороны если желают договориться, делают это без посредников.

Но есть одна интересная особенность, которая может повлечь за собой повышенный спрос на нововведение. Дело в том, что планируется на государственном уровне утвердить систему финансового поощрения для тех, кто будет прибегать к услугам судебных медиаторов.

На сегодняшний день рассмотрение дела в суде — процедура недешевая, она влечет за собой необходимость уплаты как минимум госпошлины. Плюс — услуги адвоката, существуют также другие, непредвиденные траты. Тем, кто решит прибегнуть к услугам примирителя, вернут более семидесяти процентов средств уплаченных государству в качестве пошлины, если дело находится на этапе рассмотрения.

Если к мирному соглашению стороны придут на стадии рассмотрения апелляции, они смогут вернуть половину стоимости. А если дело затянули и решили остановиться на этапе кассации, тогда к возврату будет полагаться лишь тридцать процентов уплаченной суммы.

Правоведы, однако, считают, что подобная компенсация не будет стимулировать стороны достигать мирного соглашения и пользоваться услугами медиаторов, так как размеры госпошлины невелики, и возврат половины-трети ее сумы не будет играть никакого значения в принятии решения.

В мировой практике медиация широко известна и активно используется еще с древних времен. К примеру, несколько тысячелетий назад судебный примиритель пользовался высоким статусом и считался уважаемым гражданином, его должность приравнивалась к должности вождя и жреца.

В наше время медиация закреплена на законодательном уровне в большинстве развитых стран и, как свидетельствует статистика, приводит к меньшему количеству судебных дел и значительно способствует примирению в процессе рассмотрения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Медиация в гражданском праве Российской Федерации

Хомушку Долаана Борисовна,магистрант кафедры «Гражданского права и процесса»юридического факультета Тувинского государственного университета, г. Кызыл[email protected]

Медиация в гражданском праве Российской Федерации

Аннотация. Статья посвящена реализации права граждан на процедуру медиации при разрешении гражданских дел в России, вопросам становления и популяризации всеобщего применения новых законодательных актов, проблемам разгрузки судов и внесудебного разрешения гражданских дел.Приведен анализ данных Верховного Суда Российской Федерациипо применению процедуры медиации варбитражных судах и судах общей юрисдикции.Ключевые слова:Медиация, медиативное соглашение, спор,суд, судебное разбирательство, действия суда, внесудебное разбирательство, арбитражный суд, суд общей юрисдикции, Верховный Суд, законодательство, гражданин, гражданское дело, гражданское право.

Если спор передан на разрешение третейского суда, то в судебном порядке рассматривается вопрос о выдаче исполнительного листа или об оспаривании решения третейского суда, если оно будет признано недействительным в силу недействительности третейского соглашения. В таком случае, спор может быть разрешен в компетентном суде [13].

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Российская газета. —2004.—№ 3534 (0).

Диордиева О. Н. Некоторые теоретические и практические вопросы процедуры медиации при разрешении гражданских дел // Российское правосудие. —2012. —№ 5 (73). —С. 44.12.

Фурсов Д. А. Третейские суды: пределы легитимности их решений: учебное пособие. —М.: Статут. —2009. —С. 5.13.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. —2002. —№ 30. —Ст. 3019.14.

Кто может быть медиатором и почему ими не могут быть госслужащие и муниципальные служащие?

Цисана Шамликашвили,
президент Национальной организации медиаторов, научный руководитель Центра медиации и права
.

Вопрос о том, кто может быть медиатором не является второстепенным. И ответ на него особенно значим в условиях, когда законодательство формируется при зарождении вида деятельности, а практика еще не сформирована. Для ответа на этот вопрос, прежде всего, нужно задуматься о возможных сферах применения медиации, о ее потенциале как способа урегулирования и предупреждения споров все больше раскрывающемся в последние годы. Также немаловажно определить роль медиатора. Что должен уметь делать медиатор?

Читайте так же:  Гонорар успеха судебная практика

Роль медиатора

Чтобы выполнить эту задачу медиатор должен быть независим от сторон и не иметь заинтересованности в содержательном аспекте разрешения спора. Стороны должны доверять медиатору и полагаться на его профессионализм.

Медиатор опирается на принципы медиации и старается неуклонно следовать этим принципам и требованиям профессиональной этики. Только таким образом возможно достичь успеха в медиации.
Одним из самых сложных может оказаться соблюдение нейтральности и беспристрастности. Медиация – это не состязание в доказывании фактов и собственной правоты, а сотрудничество, объединение усилий с оппонентом для разрешения общей проблемы. Такое отношение к процессу разрешения спора не является чаще всего привычным для его участников. Ведь большинство сторон по сегодняшний день считает, что бороться нужно не с проблемой, а с другой (ими) стороной (ами), именно на нее возлагая вину и к ней предъявляя требования. Соответственно стороны чаще всего, стараются привлечь симпатии медиатора на свою сторону. Одновременно, неизбежно постоянно возникает опасность восприятия его сторонами пристрастным или сочувствующим больше одной из сторон.

Медиатор, действует в равной степени в интересах всех сторон спора, поощряя сотрудничество. Он не должен позволять втягивать себя в противостояние сторон (а противостояние есть естественная составляющая конфликта с которой сторонам, даже при самых мирных намерениях, приходится совладать в собственных же интересах). Одна из основополагающих идей медиации – наделение сторон силой и ответственностью за принятие решений по их собственному конфликту. Поэтому, медиатор, каким бы ни было его первоначальное образование – юрист, учитель, психолог, врач, инженер и т.д., находясь в этой роли, главное, чтобы он был медиатором – профессионалом, опирающимся, на свой опыт. Один из сложных навыков медиатора – это умение не позволять его знаниям, опыту, суждениям в той или иной сфере оказывать влияние на его поведение, высказывания, чтобы не нанести ущерб процессу разрешения спора собственниками, которого являются сами стороны.

Медиатор должен быть добропорядочным человеком, с непогрешимой репутацией, вызывающим уважение и доверие у сторон. В странах, где развитие медиации, в большей степени, происходит «снизу» и, уже, на основе сложившейся практики формируется правовая база, во-первых, гораздо ниже риски ограничения доступа к медиативной деятельности на основании принадлежности к той или иной профессии, во-вторых, как показывает практика, в медиацию приходят представители самых разных профессий и, наконец, в-третьих, успешными, востребованными медиаторами также становятся, люди самых разных профессий – юристы, психологи, социологи, политологи, врачи, учителя, инженеры, менеджеры и т.д. Главное, чтобы тот, кто называет себя медиатором, действительно владел навыками этой деятельности на профессиональном уровне.

Теперь можно вернуться к вопросу: Кто же может быть медиатором в России?

Медиация – это не предпринимательская деятельность и ее можно осуществлять наряду с иной деятельностью, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Сначала остановимся на прямо прописанных ограничениях: «Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами». В связи, с чем существует подобное ограничение? Здесь одновременно можно указать на ряд факторов: медиация – это независимый институт гражданского общества. Совмещение государственными и муниципальными служащими своей работы с медиативной деятельностью в таком контексте невозможно. Они являются представителями власти, выразителями интересов государства, имеют определенные ограничения в связи с таким статусом и не могут выступать в роли независимых медиаторов в спорах связанных с гражданскими правоотношениями. Возможность коррупции, конфликта интересов ставят под вопрос независимость и беспристрастность служащих-медиаторов.

Вместе с тем, необходимо отметить сколь значимым является владение медиативными навыками для государственных служащих самых разных уровней и направлений деятельности. Владение навыками медиации позволяет им повысить конфликтную и, как следствие, профессиональную компетентность в целом. Качество работы государственных служащих напрямую влияет на качество жизни граждан и на доверие общества к власти в целом. Поэтому очень важно понимать, что российским государственным служащим медиативный подход3 необходим в качестве инструментария в повседневной деятельности.

Медиация действительно является сферой деятельности доступной представителям самых разных профессий. Вместе с тем юристы, психологи, менеджеры становятся медиаторами чаще. Среди представителей юридических профессий судьи, адвокаты, нотариусы в силу существования законодательно закрепленного статуса имеют ряд ограничений.

Что касается занятия медиативной деятельностью адвокатами, то на этот счет до последнего времени не было однозначного ответа, так как действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ничего не говорит о медиации. Вместе с тем 22 апреля 2013 года в Москве, в Центральном доме ученых, состоялся VI Всероссийский съезд адвокатов, где были утверждены изменения и дополнения в Кодекс профессиональной этики адвоката: адвокату разрешено за деньги заниматься урегулированием споров, в том числе в качестве медиатора или третейского судьи.

Таким образом, если говорить о буквальном толковании закона об адвокатуре, сегодня нет однозначного мнения о возможности совмещения статуса адвоката с медиативной деятельностью – это вопрос перенесен в сферу профессиональной адвокатской этики. Возможно, в будущем возникнет необходимость во внесении изменений в этот закон.

Итак, сегодня в России профессиональным медиатором может стать любой дееспособный человек, достигший возраста 25лет, с любым высшим образованием, прошедший обучение по программе подготовки медиаторов. Медиатор должен следовать Кодексу профессиональной этики, который был разработан Некоммерческим партнерством «Национальная организация медиаторов» и утвержден 28 апреля 2012 года.

1 На основании статьи 16 Закона о медиации было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 года № 969 «О программе подготовки медиаторов», в соответствии с которым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 года была утверждена Программа подготовки медиаторов.

2 Метод «школьная медиация» разработан АНО «Центр медиации и права».

3 Медиативный подход разработан АНО «Центр медиации и права».

4 Информация Совета судей РФ от 23 августа 2012 года «Обобщение вопросов и ответов», вопрос 6.

Медиатор в гражданском процессе

Медиация в гражданском судопроизводстве

В современном мире, жизнь людей неизбежно связана со стрессами и спорами, возрастает число конфликтов в обществе, все чаще граждане направляются в суд для урегулирования своих споров и конфликтов. Ежегодное число людей вовлеченных в судебные процессы растет из года в год.

В условиях проведения реформы процессуального законодательства институту медиации отводится ведущая роль как одному из способ ов быстро го и взаимовыгодного разрешени я споров. На основе взаимных уступок стороны спора могут прийти к наиболее приемлемому решению, которое будет отвечать интересам обоих сторон, что одновременно будет способствовать как оздоровлению гражданского общества «без конфликтов», так и существенно разгрузит суды.

Читайте так же:  Повод для развода

Преимущества таких способов разрешения споров очень наглядны: возникший конфликт не становится достоянием общественности, его разрешение не требует больших расходов и времени, учитываются интересы обеих сторон, достигнутые соглашения исполняются чаще, чем судебные решения, сохраняются нормальные человеческие и партнерские отношения, репутация и уважение в деловой среде.

Одним из самых актуальных нововведений нового Гражданского- процессуального кодекса является расширение применения примирительных процедур и альтернативных способов разрешения судебных споров.

В новом Гражданском процессуальном кодексе от 31 октября 2015, законодателем учтен международный опыт, а также начальный опыт внедрения института медиации. Так в новом ГПК РК примирению сторон отведена отдельная глава, в которой указаны формы и порядок примирительных процедур.

Стороны могут окончить спор путем заключения мирового, медиативного соглашения, а также соглашения об урегулирования спора в порядке партисипативной процедуры.

В сфере гражданских правоотношений подразумевается использовать подготовку дела к судебному разбирательству в качестве основной платформы для примирительных процедур и мирного разрешения дела.

Судья в гражданском судопроизводстве, разъясняет сторонам право разрешить спор примирительными процедурами, и всячески содействует им в урегулировании споров на всех стадиях процесса. В статье 48 нового ГПК РК под примирительными процедурами подразумеваются: заключение мирового соглашения, соглашение об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации, соглашение урегулирования спора в порядке партисипативной процедуры. На стадии подготовки дела к судебному разбирательству, судья разъясняя права сторонам, сообщает им о возможности разрешить дело мировым соглашением, в порядке партисипативной процедуры или разрешить в порядке медиации. Мировое соглашение заключается на условиях взаимных уступок между двумя сторонами, определяются права и обязанности сторон по спорному правоотношению, сведения об условиях, размере и сроках выполнения обязательств. В тексте соглашения могут содержаться условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств ответчиком, о полном или частичном прощении либо признании долга.

К заключению медиативного соглашения стороны приходят при содействии профессионального медиатора либо судьи. Стороны могут ходатайствовать о проведении медиации судьей, в производстве которого находится данное гражданское дело.

Если дело закончилось соглашением об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации или партисипативной процедуры сумма государственной пошлины подлежит возврату в судах первой и апелляционной инстанций — в полном объеме, в суде кассационной инстанции — в размере 50 процентов.

Институт медиации широко распространен в Европе, Америке и Австралии, а в Казахстане это относительно новая процедура примирения. Создав институт медиации в Республике Казахстан с 2011 года, государство всячески поддерживает этот вид примирительных процедур.

Распоряжением Председателя Верховного Суда от 26 января 2017 года утверждено положение о реализации пилотного проекта по внедрению досудебного урегулирования споров (конфликтов) по отдельным категориям споров в порядке медиации.

[3]

Целью пилотного проекта является внедрение в граждайское судопроизводство досудебного урегулирования отдельных категорий сроров (конфликтов) в порядке медиации.

Задачами пилотного проекта являются расширение сферы применения примирительных процедур; минимизация судебных расходов граждан; выявление заинтересованности населения во внесудерном урегулировании спора (конфликта).

В рамках введенного в действие с 01 января 2016 года Гражданского процессуального Кодекса Республики Казахстан в судах открыты и оборудованы кабинеты для проведения примирительных процедур в порядке судебной медиации.

Проводятся мероприятия разъяснительного характера среди населения региона по применению альтернативных способов разрешения споров. В этой связи во всех зданиях судов области оформлены соответствующие информационные стенды с разъяснением порядка применения примирительных процедур в суде, возможности внесудебного урегулирования споров возникающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений, порядок и место обращения в случае волеизъявления граждан разрешить спор во внесудебном порядке и реестр непрофессиональных медиаторов .

Данные мероприятия направлены на развитие института медиации, как механизма предупреждения, разрешения социальных и правовых конфликтов, досудебного урегулирования споров, популяризацию института медиации среди населения, как перспективного и альтернативного способа разрешения конфликтов и споров без участия судов и правоохранительных органов и т.д.

Что такое медиация?

О роли посредников в России Н.В. Гоголь написал такие слова:

Людям трудно самим умириться между собой, но, как только станет между ними третий, он их вдруг примирит. Оттого-то у нас всегда имел такую силу третейский суд, истое произведение земли нашей, успевавший доселе более всех других судов. В природе человека, и особенно русского, есть чудное свойство: как только заметит он, что другой сколько-нибудь к нему наклоняется или показывает снисхождение, он сам уже готов чуть не просить прощенья. Уступить никто не хочет первым, но как только один решился на великодушное дело, другой уже рвется, как бы перещеголять его великодушьем. Вот почему у нас скорее, чем где-либо, могут быть прекращены самые застарелые ссоры и тяжбы, если только станет среди тяжущихся человек истинно благородный, уважаемый всеми и притом еще знаток человеческого сердца.

С 01 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Указанный закон официально закрепил новый способ урегулирования конфликтов – посредничество (медиацию).

Теперь для разрешения спора и урегулирования конфликта Вы можете обратиться к профессиональному посреднику.

Медиация (от лат. mediare — посредничать) — это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Как может Вам помочь медиация?

Традиционные способы разрешения конфликтов не всегда эффективны. Большинство конфликтов решаются путем принуждения, навязывания одной стороной другой своих вариантов решения. Одна сторона выигрывает, другая проигрывает. Такой способ зачастую неэффективен, поскольку проигравшая сторона всегда будет пытаться взять реванш, либо отомстить за свое поражение. В любом случае, отношения сторон спора осложняются, а зачастую происходит их окончательный разрыв.

Процедура медиации ориентирована не на конфликт (выяснение вопроса кто прав, а кто виноват), а на конструктивный поиск решений выхода из сложившейся ситуации. Такой подход позволяет максимально эффективно и без потерь выйти из сложившейся конфликтной ситуации.

Часто мы слышим: «Вдвоем мы не договорились, почему Вы думаете, что мы сможем договориться втроем?»

Для решения проблемы важно сохранять объективность, освободиться от влияния стереотипов, посмотреть на ситуацию шире, не поддаваться на манипуляции и так далее. К сожалению, даже при самых лучших и честных намерениях самим участникам конфликта это часто не удается. Чем проблема значимее для нас, тем это труднее. Каждая из сторон видит происшедшее совершенно иначе, поэтому участие нейтрального и профессионально подготовленного медиатора дает возможность посмотреть на проблему объективно и помочь сторонам в ходе переговоров.

Читайте так же:  Уменьшение уставного капитала ао

Даже если не разрешить спор с помощью медиации, стороны, возможно, достигнут некоторых важных частичных соглашений. Опыт конструктивных переговоров, даже не завершившихся соглашением, учит участников медиации, как вести себя в сложных жизненных ситуациях эффективнее. Процесс дает образцы продуктивного взаимодействия, дает возможность увидеть проблему в разных точек зрения, без чего гораздо труднее договориться об удовлетворении своих интересов.

Залог эффективности медиации — ее принципы и технология.

Принципы посредничества (медиации)

Медиация основывается на принципах:

— независимости и беспристрастности посредника;

— сотрудничества и равноправия сторон;

Чем полезна медиация?

Медиация позволяет сторонам сохранить нормальные отношения в будущем, так как:

  • дает возможность избавиться от первопричины конфликта. Не секрет, что причины многих конфликтов лежат в эмоциональной сфере, а также непонимания сторонами позиций друг друга;
  • направлена на поиск взаимоприемлемых вариантов решения проблемы, а не на установление вины и ответственности участников спора;
  • позволяет сторонам правильно и четко понять позиции и интересы друг друга в споре.

Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда нужно восстановить отношения между людьми, взаимодействие которых должно быть сохранено в будущем (родственники, друзья, супруги, деловые партнеры).
Позволяет работать со сложными случаями, которые не могут быть разрешены в интересах обеих сторон (либо могут быть разрешены неудовлетворительно) с помощью закона, предполагающего жесткие ответы типа «да/нет». Кроме того, некоторые виды споров настолько сложны с юридической точки зрения, что их судебное разрешение отнимет много времени и денег, а результат совершенно непредсказуем.

Как проводится процедура медиации?

Процедура медиации строится следующим образом:

С вами проводится конфликтологическая консультация для определения возможности применения процедуры посредничества (медиации) к спору.В случае применимости медиации к спору, медиатор устанавливает контакт со второй стороной спора и обговаривает порядок и условия проведения медиации. В случае отказа второй стороны от встречи медиатор может проводить работу без встречи обеих сторон за одним столом переговоров.В удобное для обеих сторон время медиатором назначается проведение медиации. Одна медиация длится 2 – 3 часа, что позволяет сторонам детально проработать спор.Достигнутое сторонами в результате процедуры посредничества медиативное соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, если медиация была проведена во внесудебном порядке, или может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения, если медиация была проведена после передачи спора на рассмотрение суда.

Преимущества посредничества (медиации)

— Предсказуемость результата (стороны сами принимают решение по урегулированию конфликта).

— Многовариантность решений (стороны не связаны предметом и основанием иска, они вправе договориться о любых условиях урегулирования спора, отвечающих их интересам и не противоречащих действующему законодательству).

— Исполнимость (медиативные соглашения исполняются добровольно, поскольку отвечают интересам обеих сторон и принимаются сторонами).

— Гибкость и неформальность процедуры.

— Медиатор беседует с каждой из сторон, и в итоге получает больше информации о деле, чем имеют стороны по отдельности. Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача — обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников. В общении между собой стороны нередко проявляют максимальную сдержанность из опасения, что другая сторона воспользуется полученной информацией для приобретения переговорного преимущества. Именно для этого и нужен медиатор, который в конфликте не участвует. Он владеет более полной информацией, чем каждая из сторон в отдельности, и, таким образом, видит всю картину спора, что позволяет ему играть роль штурмана, вести стороны по процессу выработки решения и, в конце концов, направлять к совместно принимаемому ими соглашению.

— Если в рамках судебного процесса каждая из сторон в силу принципа состязательности, настаивает только на том, что она считает правильным, законным и обоснованным, то с помощью медиатора стороны обсуждают, как наилучшим образом для них разрешить спорную ситуацию.

— Судебное разбирательство осуществляется по строго определенным процессуальным правилам. Отсутствие необходимых элементов судебной процедуры и атрибутики создает психологический комфорт участникам спора, атмосферу доверия и сотрудничества.

Медиация является добровольной. Ни одна из сторон не может быть побуждена к участию в медиации какими бы то ни было неправомерными способами.

Стороны вправе отказаться от медиации на любом этапе и прекратить процедуру.

При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую – либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Медиатор не вправе:

1. Представлять интересы какой-либо стороны;

2. Оказывать сторонам юридическую, консультационную или иную помощь;

3. Осуществлять деятельность медиатора, если лично (прямо или косвенно) заинтересован в исходе спора, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;

4. делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Сколько стоят услуги медиатора?

  • Первичная консультация медиатора в течение 30 мин. для оценки возможности применения медиации к Вашему спору проводится бесплатно.
  • Стоимость медиации определяется индивидуально в зависимости от сложности спора. Цена 1 часа медиации от 2000 рублей.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.

  2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.

  3. Кудрявцев, В. В. История и методология физики 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров / В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2015. — 230 c.
  4. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  5. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
Медиатор в гражданском процессе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here