Квотирование рабочих мест для инвалидов

Описание страницы: квотирование рабочих мест для инвалидов - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

См. справку о квотах для приема на работу инвалидов и других категорий работников, которых работодатель обязан трудоустроить в организации

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Приложение. Рекомендации по квотированию рабочих мест для инвалидов

Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 23 ноября 2015 г. N 530

Рекомендации
по квотированию рабочих мест для инвалидов

I. Общие положения

1. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется в целях обеспечения им дополнительных гарантий занятости.

2. Настоящие рекомендации определяют порядок взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике (далее — уполномоченные органы), государственных казенных учреждений Удмуртской Республики «Центр занятости населения» (далее — органы службы занятости населения), территориальных органов Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики (далее — органы социальной защиты), в соответствии с которым устанавливается квота для приема на работу инвалидов (далее — работодатели).

3. Работу по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляет комиссия по квотированию рабочих мест для инвалидов, созданная решением соответствующего уполномоченного органа, с участием органов социальной защиты и органов службы занятости населения, а также общественных объединений инвалидов (далее — комиссия по квотированию рабочих мест для инвалидов).

Председателем комиссии по квотированию рабочих мест для инвалидов рекомендуется назначать первого заместителя (заместителя) главы администрации муниципального образования, а заместителем председателя комиссии по квотированию рабочих мест — руководителя органа социальной защиты.

4. Квота — минимальное количество (в процентах от среднесписочной численности работников организации) рабочих мест для приема на работу инвалидов, которые работодатель обязан создать или выделить за счет собственных средств, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

Выполненная квота — создание (выделение) работодателем рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты, подтвержденное документами (локальными нормативными актами), и трудоустройство на них инвалидов в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Невыполненная квота — неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов и трудоустройством на квотируемые рабочие места инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу в счет установленной квоты инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалида рекомендации к трудоустройству.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

5. Квота устанавливается для трудоустройства инвалидов, проживающих на территории Удмуртской Республики, которые в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида имеют рекомендации к трудоустройству.

II. Порядок установления квоты

6. Количество рабочих мест, подлежащих квотированию для трудоустройства инвалидов, работодатель исчисляет самостоятельно исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц в соответствующих размерах, установленных Правительством Удмуртской Республики.

7. Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие сведения о квотируемых рабочих местах (рекомендуемая форма локального нормативного акта приведена в приложении 1 к настоящим рекомендациям).

8. Среднесписочная численность работников работодателя исчисляется в порядке, определенном Федеральной службой государственной статистики.

При исчислении размера квоты в среднесписочную численность работников организации не включается численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Размер квоты исчисляется работодателем без учета филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организации, расположенных в другой местности.

Филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения организации (далее — филиалы), расположенные вне места нахождения организации, представляют информацию о численности работников и граждан, трудоустроенных в счет установленной квоты, в органы службы занятости населения по месту нахождения филиала.

При расчете квоты округление дробного числа производится в сторону увеличения до целого значения.

9. Работодатель вправе создавать (выделять) дополнительные рабочие места (в том числе специальные) сверх установленной квоты для приема на работу инвалидов.

10. В случае невозможности создания (выделения) в своей организации рабочих мест в счет установленной квоты работодатель имеет право арендовать рабочее место в другой организации и трудоустраивать инвалидов на арендованные рабочие места в счет установленных квот на основе договора.

Читайте так же:  Распоряжение имуществом

III. Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты

11. Прием на работу инвалидов работодателями в счет установленной квоты производится по направлениям органов службы занятости населения, органов социальной защиты или самостоятельно.

12. При приеме на работу инвалида, направленного органами службы занятости населения, работодатель в пятидневный срок возвращает в органы службы занятости направление с указанием дня приема инвалида на работу.

В случае отказа в приеме на работу инвалида, направленного органами службы занятости населения, работодатель делает в направлении органов службы занятости населения отметку о дне явки инвалида и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление инвалиду.

По требованию инвалида, обратившегося к работодателю самостоятельно, в случае отказа ему в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину в письменной форме.

13. В течение срока действия квоты увольнение трудоустроенных в счет квоты инвалидов по инициативе работодателя осуществляется при уведомлении органов службы занятости населения по месту нахождения организации в пятидневный срок.

14. Работодатели, в отношении которых действует механизм квотирования рабочих мест для инвалидов, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в органы службы занятости населения по месту нахождения:

сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), реорганизации или ликвидации, принятии в отношении их в установленном законодательством порядке решения об их ликвидации или банкротстве, а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;

информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов по форме согласно приложению 2 к настоящим рекомендациям.

15. Работодатели, в отношении которых действует механизм квотирования рабочих мест, ежегодно за месяц до окончания текущего года представляют в органы службы занятости населения по месту своего нахождения данные о численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным.

Работодатели вправе представить дополнительную информацию, касающуюся изменений, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест.

16. Работодатели предоставляют в органы службы занятости населения отчетную информацию, указанную в пункте 14, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной подписи, либо по почте, либо факсимильной связью при условии последующего подтверждения указанных сведений на бумажном носителе.

17. Органы службы занятости населения:

1) вносят в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях для трудоустройства инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, выданными в установленном законодательством порядке и содержащими заключения о рекомендуемом характере и условиях труда;

2) выдают инвалидам направления к работодателям для трудоустройства в счет установленной квоты в соответствии с потребностями работодателей, профессиональными возможностями инвалидов и их трудовыми рекомендациями;

[3]

3) осуществляют учет работодателей, не представивших информацию в органы службы занятости населения, а также не выполнивших установленную квоту для трудоустройства инвалидов;

4) готовят для комиссии по квотированию рабочих мест для инвалидов информацию о работодателях, не представивших информацию в органы службы занятости населения, не выполняющих установленную квоту для трудоустройства инвалидов, отказывающих в приеме на работу инвалидов.

18. Контроль выполнения работодателями установленных квот для трудоустройства инвалидов осуществляет комиссия по квотированию рабочих мест для инвалидов соответствующего муниципального образования.

  • Приложение 1. Бланк Приказа
  • Приложение 2. Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов
>
Бланк Приказа
Содержание
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2015 г. N 530 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 мая 2019 г. «В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места»

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов — установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

Читайте так же:  Лифт опасный объект или нет

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;

— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

— организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;

— организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;

— создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;

— стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;

— организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов — выпускников образовательных организаций;

— расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и/или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет — с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Обзор документа

В 2020-2025 гг. Минтруд намерен провести эксперимент по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места. В рамках квоты работодатели будут обязаны:

— создавать или выделять рабочие места для инвалидов;

Видео (кликните для воспроизведения).

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;

— предоставлять информацию для организации занятости инвалидов.

Отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты повлечет административное наказание.

В ряде регионов будет введен специальный механизм установления и исполнения квоты. Будут созданы фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями. Это альтернативный вариант выполнения квоты при невозможности принять на работу инвалида. Минтруд разъяснил, как будет определяться размер такой выплаты.

«Моя работа»

Закон города Москвы от 22.12.2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест»

22 декабря 2004 года N 90

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ

(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009 № 4
от 30.04.2014 № 20)

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов и молодежи, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций.
(преамбула в ред Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Читайте так же:  Должна ли быть печать у индивидуального предпринимателя

Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве

Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.

Статья 2. Условия квотирования рабочих мест

Статья 3. Порядок установления квоты

1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента — для трудоустройства инвалидов и 2 процента — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
(в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
3. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину.
(часть третья в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей

1. Работодатели вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Москвы, информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009№ 4, от 30.04.2014№ 20)
2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.
(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009№ 4, от 30.04.2014 № 20)
4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы.
(в ред. . Закона г. Москвы от 30.04.2014 N 20)

[2]

Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона

(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Статья 6. Экономическая поддержка работодателей

(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению (модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки:
1) предоставление из бюджета города Москвы средств на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций в порядке, установленном Правительством Москвы;
2) размещение государственных заказов в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
3) предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(в ред. . Закона г. Москвы от 30.04.2014 N 20)

Статья 7. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу.
4. Признать утратившими силу . Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», . Закон города Москвы от 30 января 2002 года N 5 «О внесении изменений в статью 9 Закона города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», . Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 32 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве».

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
22 декабря 2004 года
N 90

Особенности квотирования рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Государство регулирует способы обеспечения инвалидов подходящими рабочими местами. Однако, несмотря на наличие свободных должностей, не все работодатели готовы принять человека с ограниченными возможностями.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Такому сотруднику полагаются дополнительные льготы, которые отпугивают работодателей. Чтобы оформление инвалида не вызывало проблем, было разработано квотирование.

Что это такое

Федеральным законом №181 установлены квоты для инвалидов:

Если в организации работает от 35 до 100 человек то до 3%
Если в компании трудоустроено от 100 человек то от 2% до 4%

Если работодатель отказывается следовать законодательству, ему вменят административный штраф. Вопросы возникают из-за отсутствия в законах четкого определения выделению рабочего места.

Если просмотреть Федеральное законодательство, то работодатель должен оформить в кадровых документах место для сотрудника с указанием в штатном расписании. То есть начальник физически обязан сформировать место для инвалида.

Административная ответственность предприятия не означает, что работодатели должны самостоятельно искать инвалидов и заполнять квоту. Лицами с ограниченными возможностями занимается Центр занятости, перед которым отчитываются организации.

В регионах

Чтобы лучше понять квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году в регионах, требуется учесть законы субъекта.

Читайте так же:  Купля продажа с обременением

Процент может отличаться от города к городу:

2% в Москве для работодателей, если штат сотрудников превышает 100
1% и 2% в Московской области для начальников, если в штате работает от 35 до 100 человек и для организаций с численностью от 100 сотрудников соответственно
5% в Санкт-Петербурге для компаний, в которых работают от 100 человек

Особенности квотирования для инвалидов

Законодательством установлены особенности, которым обязаны следовать предприятия при определении мест для инвалидов.

Например, создавать квоты обязаны только некоторые организации:

  • если численность превышает 100 человек (граждане трудоустроены официально). Если в компании работает от 35 до 100 человек, то квота будет минимальной. Небольшие фирмы не должны создавать отдельные места;
  • если организация действует в одной из форма собственности, создавать места не требуется. Например, государственные предприятия принимают инвалидов наравне с остальными претендентами;
  • если деятельность фирмы направлена на поддержку инвалидов, отдельной квоты не существует;
  • не требуется создавать места предприятиям, в которых работники действуют в сложных или опасных условиях.

Местному правительству дано право устанавливать размер квоты в регионе. Показатели значительно разнятся от субъекта к субъекту. Если инвалид хочет поступить в МВД или соответствующие структуры, они подают заявку на общих основаниях.

Порядок действий

Перед определением квоты в регионе требуется дождаться актуальных данных от государства. Когда информация получена, можно восполнить обязательства по квоте 4 способами:

  • работодатель опубликовал объявление о принятии на работу сотрудника по квоте и получил заявление от инвалида;
  • инвалид подошел в Центр занятости за рабочим местом;
  • предприятие отправило уведомление в Центр занятости города, которая ищет подходящего профессионала;
  • предприятие и инвалид участвуют в ярмарке вакансий, человек проходит собеседование и получает рабочее место.

Независимо от выбранного варианта трудоустройства дальнейшее оформление инвалида проходит по стандартному алгоритму.

Как составить приказ и его образец

Приказ требуется опубликовать при принятии человека на должность, чтобы создать рабочее место и специальные условия для инвалида.

Стандартный пример приказа об оформлении места для человека можно скачать здесь.

Независимо от выбранного бланка требуется указать следующую информацию:

  • название организации полностью, реквизиты документа, дата регистрации;
  • название приказа, на основании каких законов работодатель принимает решение о принятии инвалида на работу;
  • в теле приказа должны быть указание о подготовке места и соответствующих условий труда для нового сотрудника;
  • в конце документа вписываются полные данные о директоре или человеке, который издает приказ;
  • последними ставятся дата и подпись.

Образец заполнения:

Обязанности кадровика

Кадровик обязан трудоустроить гражданина по стандартной процедуре:

  • инвалид проходить собеседование;
  • для оформление в отдел кадров поступают документы, проверяются достоверность и наличие квалификации;
  • человек теряет статус безработного в Центре занятости;
  • гражданин получает от кадровика отчет о принятии на работу.

Процедура оформления повторяет стандартную. Единственным исключением является создание комфортных условий работы для инвалида и оформление дополнительных льгот.

Несмотря на стандартную процедуру оформления на работу, трудовые отношения с инвалидами несколько отличаются от общепринятых.

Например, трудовой договор, подписанный с инвалидом 3 группы, обязательно должен содержать следующие условия:

  • сотрудник не должен быть задействован в опасных или вредных условиях, или в работе, которую по состоянию здоровья невозможно выполнить;
  • инвалид не должен ездить в командировки;
  • люди с ограниченными возможностями работают меньше остальных. Оплата труда и расчет происходят с учетом сокращенных часов;
  • в праздники и выходные вызывать на работу инвалидов запрещено;
  • указывается количество больничных дней в году, которые оплачивает работодатель;
  • стандартный отпуск составляет 30 дней, также полагаются дополнительные дни отдыха.

Если предприятие подпадает под закон о квотах, требуется подготовить следующие документы:

  • положение о квотировании, в котором обязательно прописываются:
    • размер квот и для каких групп подходит;
    • процесс осуществления мероприятий по принятию инвалидов;
    • сотрудник, на которые возложены обязанности.
  • приказ об оформлении рабочего места, в котором вписываются:
    • должность, на которую поступает инвалид;
    • процесс изменения условий для осуществления обязанностей на предприятии;
    • гражданин, ответственный за исполнение.

Квотирование рабочих мест проверяется исполнительными властями, поэтому работодатели должны сдавать отчет. Если общественная организация помогает инвалидам и ее уставной капитал состоит из вклада объединения, то дополнительных документов сдавать не требуется.

Законодательством не установлена форма предоставления отчета, стандартный пример документа можно скачать здесь.

Законодательством регионов могут быть определены сроки предоставления отчетности. Если директор предприятия не уверен по поводу процесса подачи документов в его субъекте, требуется проверить правовой акт в сфере труда и занятости.

Заполненный образец:

Ответственность работодателя за нарушения

Если работодатель отказывает инвалидам в трудоустройстве без законных оснований или не создает места для граждан с ограниченными возможностями, ему впишут административный штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Однако оплатой штрафа предприниматель не отделается: в законодательстве прописана дополнительная ответственность за непредставление мест инвалидам, которая регулируется региональными властями. Второй штраф составляет от нескольких тысяч до 20 тысяч рублей.

Статьей 5.42 КоАП установлено, что к административной ответственности привлекаются лица, которые отказали принимать инвалида на работу.

То есть кадровик также привлекается к ответственности за неисполнение обязанностей. Однако отдельной статьи за то, что предприниматель не сдает вовремя отчеты, не установлено.

На данном этапе развития страны граждане с ограниченными возможностями могут найти хорошо оплачиваемое место работы, подстроенное под их уникальные нужды.

[1]

Большинство предприятий обязаны предоставлять небольшое количество место инвалидам, оценивая их по квалификации и умениям. Некоторые организации предлагают удаленную работу, связанную с обработкой и получением информации через Интернет.

Видео по теме:

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Квоты для инвалидов: нюансы, которые важно знать

Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Читайте так же:  Доверенность председателю совета мкд, образец

Об авторе: Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Квотирование рабочих мест для инвалидов — процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

Что происходит на практике

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами — выполнена квота» .

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты, а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.

Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

Видео (кликните для воспроизведения).

Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар «Инспекционные проверки ГИТ. Как обжаловать действия инспектора по результатам проверки? Актуальные вопросы по типичным нарушениям требований трудового законодательства».

Источники


  1. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.

  2. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
  4. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.
  5. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.
Квотирование рабочих мест для инвалидов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here