Критерии сетевой организации

Описание страницы: критерии сетевой организации - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Наличие сайта у ТСО – обязательное условие в соответствии с критериями ТСО

Наличие сайта у ТСО – обязательное условие в соответствии с критериями ТСО

Если Вы желаете стать территориальной сетевой организацией или не хотите потерять уже имеющийся статус ТСО, то позаботьтесь о наличии сайта в сети Интернет

9 апреля 2015 года опубликовано Письмо Минэнерго России № 09-1167 «О разъяснении законодательства». В нем, в частности разъясняется, что для соответствия критериям отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям требуется наличие официального сайта в информационно-коммуникационной сети «Интернет»

При этом оговорено, что официальным считается сайт, который указан в заверенной подписью руководителя и печатью организации справке, предоставляемой в органы госрегулирования тарифа вместе с пакетом документов на утверждение тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, официальный сайт должен содержать информацию о деятельности территориальной сетевой организации, в том числе предусмотренную Стандартом раскрытия информации сетевой организацией, утв. постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24.

Напомним, что данный критерий является не единственным. Полная информация опубликована на нашем сайте в статье «Кто может стать регулируемой территориальной сетевой организацией?»

Структура территориальной сетевой организации. Критерии отнесения к сетевой организации

Многие, наверняка, обратили внимание, что в платежках на квартиру появилась новая строка — освещение МОП. Под этой аббревиатурой скрываются так называемые места общего пользования или лестничные клетки, чердаки, подвалы и лифты, где горят или, по крайней мере, должны гореть лампочки. Обязанность оплачивать этот общий свет на жильцов многоквартирных домов возложил Жилищный кодекс. Загляните в статью 158: собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Есть и еще целый ряд нормативно-правовых актов на эту тему, в том числе и разъясняющих, как и в каком размере жильцы должны оплачивать освещение мест общего пользования.

На самом деле, жители многоэтажек и раньше и несли бремя по оплате общего света. Но плата пряталась в строке «ремонт и обслуживание жилищного фонда». Эти средства поступали в управляющие компании, которые сами расплачивались с поставщиками электроэнергии за освещение подъездов. Высчитывалась разница между количеством электроэнергии, израсходованной за месяц всем домом, и показателями индивидуальных квартирных счетчиков (или нормативами потребления для квартир без счетчиков). «Лишние» киловатты считались освещением мест общего пользования и оплачивались управляющими компаниями. После того, как законодательство разделило многочисленные услуги, что получают собственники квартир, на жилищные и коммунальные, освещение мест общего пользования перестало считаться обслуживанием жилищного фонда. Это явно коммунальная услуга. Все точки над i расставило письмо Министерство регионального развития РФ, в котором разъяснялось, что количество электроэнергии, подаваемой для освещения помещений общего пользования и для работы электрооборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». Так в платежках появилась новая строка — освещение МОП.

Встал вопрос, как теперь брать плату с жильцов? Никаких вопросов не возникло там, где установлены коллективные (общедомовые) приборы учета на вводе в дом. В этом случае плата начисляется в зависимости от потребленной энергии, и жильцы оплачивают ее фактическую стоимость. Она может быть больше или меньше — вдруг в какой-то месяц лифтом реже пользовались, лампочки на лестничных клетках перегорели или были заменены на энергосберегающие…

Если такого счетчика общего пользования нет, а их нет пока в большинстве старых многоэтажек, плата за освещение мест общего пользования рассчитывается по нормативам потребления электрической энергии, размеры которых устанавливают региональные власти. В большинстве регионов этот норматив равен 7 кВт/час на человека в месяц в домах без лифта и в два раза больше в домах с лифтом.

Чтобы посчитать окончательную сумму платежа, необходимо умножить норматив на тариф (стоимость 1 кВт/час в вашем регионе) и на количество человек, прописанных в квартире. В каждом регионе тарифы на электроэнергию разные. Возьмем, к примеру, город Москву, где в 2010 году 1 кВт/час в домах с газом будет стоить 3,45 рубля. Норматив (7) умнажаем на тариф (3,45) и на количество человек (6), получается 144,9 рубля — именно такую сумму придется платить ежемесячно семье из шести человек за освещение мест общего пользования в доме без общедомового прибора учета.

» за декабрь появилась строчка оплата Э/Э МОП , а аналогичная строка всегда присутствовала в платежках за кварт. плату (УК «Авангард»). Кто вправе взымать плату за Э/Э МОП ? К кому обратиться, чтоб исчезло двойное начисление тарифа?

1. Снабжение электроэнергией мест общего пользования (МОП) и лифтов — это часть коммунальной услуги «электроснабжение», по этому поводу есть :

В составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.

Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Поэтому затраты на эту электроэнергию не входят в плату за содержание и ремонт жилого помещения (хотя раньше, до 2008 г. — входили).

2. ч. 7 статьи 155 ЖК РФ:

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации .

[2]

Т.е., плата собственников должна вноситься (на счет) управляющей организации. А затем управляющая организация должна рассчитаться с поставщиками коммунальных услуг, в т.ч. с поставщиком электроэнергии на нужды мест общего пользования и работу лифтов.

Читайте так же:  Депонирована сумма

Что имеет место в вашем случае?
По-видимому, управляющая компания поручила «Региональному энергосбытовому комплексу» осуществлять начисление и сбор платы за «электроэнергию МОП» с собственников помещений. Законом это не запрещено. Если потребитель не возражает (см. вышеупомянутую ч. 7 статьи 155 ЖК РФ).

Т.е. раньше вы платили за «электроэнергию МОП» управляющей организации, сейчас — «Региональному энергосбытовому комплексу». Двойного начисления быть не должно. Для решения спорных вопросов, если они есть, нужно обращаться прежде всего в управляющую организацию.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23.05.2006 г., обязанность по начислению и сбору оплаты за коммунальные услуги электроснабжения, в том числе мест общего пользования и лифтов в многоквартирных жилых домах, возложена на исполнителей коммунальных услуг (Управляющие компании и ТСЖ). МУ «ГЖУ — Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» (далее — ГЖУ), являясь исполнителем коммунальных услуг в большинстве многоквартирных домов г. Ижевска, с 1 июля 2008 года прекратило начисление населению услуги электроснабжения мест общего пользования.

В целях выполнения норм и требований действующего законодательства Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг гражданам, ГЖУ заключило с гарантирующим поставщиком электроэнергии (далее — Региональный энергосбытовой комплекс) договор №553 от 28.10.2008 г.

Согласно условиям данного договора и в соответствии с п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №530 от 31.08.2006 г., ГЖУ уполномочило Региональный энергосбытовой комплекс с 01.07.2008 года осуществлять начисление и сбор оплаты за потребленную электрическую энергию для нужд мест общего пользования и лифтового оборудования с граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании ГЖУ. При этом, оплата гражданами этих услуг будет осуществляться согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, с применением нормативов потребления электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики №59 от 23.04.2007 г.

Обращаем Ваше внимание на то, что начисление и сбор оплаты за электроэнергию, израсходованную на нужды мест общего пользования и лифтов , не осуществлялись ГЖУ в течение периода с 01 июля 2008 года, при этом поставка электроэнергии на эти нужды осуществлялась надежно и бесперебойно. В связи с этим ООО «Региональный энергосбытовой комплекс» вынуждено выставить счет на оплату электрической энергии для нужд мест общего пользования и лифтов гражданам за 6 месяцев единой суммой в декабре 2008 г. Учитывая возможные неудобства, связанные со значительным единовременным расходом денежных средств на оплату услуг электроснабжения в декабре 2008 года, приносим свои извинения за вынужденные действия. В сложившейся ситуации надеемся на Ваше понимание.

Гарантирующий поставщик электроэнергии —
ООО «Региональный энергосбытовой комплекс»

Всё бы хорошо, да вот только в квитанциях ООО «РЭКс» фигурирует ещё такая неприметная, вроде бы, графа — «Перерасчет» .
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (см. ), перерасчет по электроснабжению предусмотрен только в одном случае — когда отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета . И в этом случае при перерасчете (см. ) должны быть учтены размеры платы за электроснабжение во всех жилых и нежилых помещениях дома за прошедший период, должны быть учтены площади всех жилых и нежилых помещениях дома.
Было ли это сделано? Можем ли мы надеяться на честность энергоснабжающей организации?

И вот что важно: в такой ситуации управляющая компания по сути оставила жителей «один на один» с энергоснабжающей организацией. Т.к. вообще-то, жители (потребители) должны, по закону, вносить плату управляющей организации, и, соответственно решать все возникающие вопросы с ней.

Такая схема взаимоотношений (оплата жителями за электроэнергию на МОП и лифты напрямую ЭСО) будет в интересах жителей только в том случае, если:

[3]

  • ЭСО обеспечит качество (обоснованность, точность, скорость) расчетов выше, чем было в управляющей компании,
  • ЭСО обеспечит взаимодействие с жителями (разъяснения, ответы на вопросы, рассмотрение претензий) лучше, чем было в управляющей компании,
  • ЭСО обеспечит стимулирование энергосбережения и экономии электроэнергии в многоквартирном доме лучше, чем было в управляющей компании.

Иначе, такая схема не в интересах жителей.

Критерии отнесения к сетевой организации

Представленные на сайте комментарии юристов носят ознакомительный характер. В них могут отсутствовать конкретные ответы на интересующие вас вопросы. С момента публикации могло измениться законодательство и поэтому комментарии могли перестать быть актуальными.

Свяжитесь с нами — для получения консультаций по действующему законодательству, проведения экспертизы вашей ситуации, разработки проектов необходимых юридических документов, защиты ваших интересов в арбитражном суде или иной юридической помощи.

Контакты размещены в правом верхнем углу сайта и на странице «Контакты».

Мы оказываем юридические услуги только компаниям.

Кто такая сетевая организация?

Каждый владелец объектов электросетевого хозяйства может иметь либо статус сетевой компании, либо статус владельца объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, т.е. при этом не иметь статуса сетевой компании.

Сетевые организации — организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Законодательством установлены определенные критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Такими критериями являются:

владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.

владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, не менее 2 уровней напряжения из следующих уровней напряжения:

Читайте так же:  Привлечь к дисциплинарной ответственности

— высокое напряжение (ВН) — 110 кВ и выше;

— среднее первое напряжение (СН1) — 35 кВ;

— среднее второе напряжение (СН2) — 1 — 20 кВ;

— низкое напряжение (НН) — ниже 1 кВ.

отсутствие за 3 предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных.

наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электроэнергии и (или) технологическому присоединению.

наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Каков статус «иного» владельца объектов электросетевого хозяйства?

Что касается владельца объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, т.е. при этом не имеющим статуса сетевой компании, то можно сказать следующее.

Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электроэнергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии. В этом случае к их отношениям по передаче электроэнергии применяются положения, предусмотренные для сетевых организаций.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электроэнергии в соответствии законодательством.

Как стать сетевой организацией? И нужно ли это делать

Довольно часто потребители, владеющие питающей трансформаторной подстанцией, и получающие от сетевых организаций региона «предложения, от которых сложно отказаться» по аренде этой подстанции, задаются вопросом: «А не создать ли свою сетевую организацию?».

Действительно — зачем кормить кого-то другого? Ведь очевидно, что сетевым организациям аренда принесет прибыль. Обслуживающий персонал, как правило, свой. Осталось получить только тариф.

В действительности всё не так просто.

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям


Владелец объектов электросетевого хозяйства может получить статус сетевой организации (индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями), только при условии соответствия следующим критериям:

  1. Владение трансформаторными или иными подстанциями суммой номинальных мощностей не менее 10 МВА.
  2. Владение линиями электропередач, непосредственно подключенным к подстанциям, суммой протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:
    — 110 кВ и выше;
    — 35 кВ;
    — 1 — 20 кВ;
    — ниже 1 кВ — трехфазных участков линий электропередачи.
  3. Отсутствие претензий со стороны РЭКа, связанных с надежностью и качеством поставляемых услуг.
  4. Наличие телефонного номера для обращения потребителей.
  5. Наличие интернет-сайта.
  6. Отсутствие во владении или пользовании распределительных устройств электростанций.

1 и 2 требования — на срок не менее долгосрочного периода регулирования (3 или 5 лет) — актуально при аренде объектов электросетевого хозяйства.

1, 2 и 6 требования — в административных границах субъекта Российской Федерации.

То есть, если юридическому лицу принадлежат электрические сети длинной 7,5 км по двум уровням напряжения, скажем в Алтайском крае и еще 5,5 км по двум уровням напряжения в Республике Алтай — владелец не соответствует критериям и не может получить статус сетевой организации ни в крае, ни в республике.

При этом, 1, 2 и 6 требования, не применяются в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Допустим, предприятие большое — 15 км сетей есть (и от них запитаны транзитные потребители), присоединенной мощности трансформаторов тоже хватает — теперь можно создавать на базе предприятия сетевую организацию?

В 2015 году законодательстве появилось понятие «моносетевая организация», то есть сетевая организация, обслуживающая преимущественно одного потребителя.

  1. Доля максимальной мощности самого большого потребителя сетевой организации составляет не менее 80% суммарной максимальной мощности всех потребителей сетевой организации;
  2. Доля объема потребления электрической энергии самого большого потребителя сетевой организации составляет не менее 80% объема потребления электрической энергии всех потребителей сетевой организации;

Критерии моносетевых организаций не применяются к управляющим организациям, товариществам собственников жилья, потребительским кооперативам, осуществляющих деятельность в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению.

Если сетевая организация подпадает под критерии моносетевой:

  • Затраты на обслуживания монопотребителя (занимающего более 80% максимальной мощности или фактического потребления сетевой организации) не включаются в единый (котловой) тариф на услуги по передаче электроэнергии;
  • Монопотребитель оплачивает услуги по передаче по единому котловому тарифу + тарифу моносетевой организации для обслуживания данного потребителя.

То есть, экономическая целесообразность получения статуса моносетевой организации отсутствует.

  • Организация очного обслуживания (требования к офисам обслуживания потребителей);
  • Организация заочного обслуживания (использованием телефонной связи и сети Интернет);
  • Прием и рассмотрение обращений потребителей (в том числе организация электронного документооборота по технологическому присоединению с применением электронных подписей);

По итогам 2017 года ФАС России ФАС России возбудила 312 административных дел в отношении хозяйствующих субъектов и должностных лиц за нарушения при раскрытии информации сфере электроэнергетики. В основном это сетевые организации. Общая сумма штрафов составила более 14,1 млн рублей. В сравнении с 2016 годом количество выявленных нарушений и штрафов увеличилось почти в 3 раза (подробнее здесь).

Ну и, кончено, чтобы стать сетевой организацией, юридическому лицу нужно пройти тарифное регулирование и получить индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями.

Вывод:

Видео (кликните для воспроизведения).

Создание сетевой организации на базе энергетической службы промышленного предприятия является фактически не реализуемой задачей. Если у потребителя на балансе имеется питающая подстанция — целесообразно сдать ее в аренду уже действующей сетевой организации, не забывая при этом минимизировать риски.

Н.Монтиле. Проблемы отнесения территориальных сетевых организаций к моносетям

заместитель руководителя Управления правового обеспечения Энергогруппы «АРСТЭМ»,

Читайте так же:  Страхование арендованного помещения

эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения»

В своей статье автор рассуждает о проблемах, обусловленных неточностью существующего регулирования в части отнесения субъектов электроэнергетики к категории моносетей, формулирует регуляторные направления решения указанной проблемы.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.2014 г. № 179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики» в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 (далее по тексту – Основы ценообразования), включено приложение № 3 «Критерии отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя» (далее по тексту — Критерии).

В соответствии с первоначальной редакцией приложения № 3 к Основам ценообразования к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, относятся территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно одному потребителю или потребителям, входящим в одну группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса (монопотребитель), и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах таких потребителей, при условии соответствия одному из указанных в приложении № 3 к Основам ценообразования критериев.

Общий характер формулировки приложения № 3 к Основам ценообразования в некоторых случаях стал причиной некорректного отнесения территориальных сетевых организаций (далее по тексту — ТСО) к моносетям.

Например, регулирующими органами к моносетям были отнесены ТСО, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно лицу, являющемуся исполнителем коммунальных услуг.

Обоснованием отнесения такой ТСО к моносетям послужило следующее. Исходя из абз. 2 приложения № 3 к Основам ценообразования (в первоначальной редакции) к ТСО, являющимся моносетями, относятся ТСО, оказывающие услуги по передаче преимущественно (А) одному потребителю или (Б) потребителям, входящим в одну группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса. Таким образом, необходимость оценки отнесения потребителей к одной группе лиц или использования энергопринимающих устройств в рамках единого технологического процесса определена только в случае наличия нескольких потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям сетевой организации. Для ситуации, когда услуги по передаче электрической энергии оказываются «преимущественно одному потребителю», исключения законодательством не определены (в том числе в отношении потребителей, относимых к категории населения).

Однако такое толкование приложения № 3 к Основам ценообразования нельзя назвать правильным по следующим причинам.

1. Изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 07.03.2014 г. № 179 были приняты во исполнение Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 511-р. Данная Стратегия предусматривала необходимость исключения в 2013-2014 годах из «котлового» тарифа расходов «моносетей» — территориальных сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного промышленного потребителя и созданных на его базе. Отнесение к монопотребителям потребителей, приравненных к населению, противоречат целям Стратегии.

2. В силу пункта 2 Основ ценообразования значения иных понятий, используемых в настоящем документе, соответствуют принятым в законодательстве Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее по тексту — ПНД) потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Согласно п. 2 Основных положений розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее по тексту – Основные положения), потребитель – это потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, потребитель – лицо пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В приложении № 3 к Основам ценообразования не уточнено, о каких потребителях идет речь в Критериях (потребителях услуг по передаче электрической энергии (мощности), потребителях электрической энергии (мощности), потребителях коммунальных услуг или каких-либо иных потребителях).

Однако с учетом вышеприведенных норм в случае, если ТСО оказывает услуги по передаче преимущественно исполнителю коммунальных услуг, потребителем, указанным в Критериях, даже исходя из буквального толкования нужно считать не этого исполнителя коммунальных услуг, а граждан, пользующихся коммунальными услугами электроснабжения и владеющих энергопринимающими устройствами.

Указанных граждан-потребителей коммунальных услуг вряд ли можно квалифицировать как «потребителей, относящихся к одной группе лиц и (или) владеющих энергопринимающими устройствами, используемыми в рамках единого технологического процесса».

3. Отнесение ТСО, оказывающих услуги по передаче электрической энергии преимущественно исполнителям коммунальных услуг, у такой ТСО возникают проблемы с получением платы за услуги по передаче электрической энергии даже по утвержденному для нее в установленном порядке тарифу. Данное обстоятельство обусловлено следующим.

Исходя из п. 15(4) ПНД (в редакции постановления Правительства РФ от 07.07.2015 г. № 680) стоимость услуг по передаче электрической энергии (мощности) для монопотребителей определяется исходя из цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии прочих сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю.

[1]

В силу п. 81 Основ ценообразования расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с монопотребителями моносетевых организаций производятся по единым (котловым) тарифам и ценам (тарифам) на услуги по передаче электрической энергии для моносетевых организаций.

Таким образом, законодательством исполнение обязанности по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных моносетевой организацией, обслуживающей преимущественно одного потребителя, было возложено непосредственно на потребителя, пользующегося такими услугами, во избежание несения затрат иными потребителями.

Читайте так же:  Договор займа с директором ооо

Вместе с тем, исходя из пункта 3 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», подпункта 2 пункта 3 Основ ценообразования цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.

Включение каких-либо дополнительных составляющих в цену (тариф) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в том числе включение цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, не допускается. Получение с исполнителя коммунальных услуг платы за услуги по передаче электрической энергии по тарифу, установленному для моносетевой организации, не представляется возможным.

Случаи такого ошибочного отнесения ТСО к моносетевым организациям послужили основанием для внесения в Критерии соответствующих изменений. Согласно абзацу 2 Критериев в редакции постановления Правительства РФ от 07.07.2015 г. № 680 к моносетевым организациям относятся территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно монопотребителю ( за исключением управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющих деятельность в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению ) и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах таких потребителей, при условии соответствия одному из перечисленных в приложении № 3 к Основам ценообразования критериев.

Однако такая формулировка также представляется неточной, поскольку из числа монопотребителей не исключены иные категории потребителей, приравненные к населению, указанные в приложении № 1 тех же Основ ценообразования. Данные потребители также не могут быть квалифицированы как монопотребители по вышеуказанным причинам. Более корректной была бы следующая формулировка абз. 2 приложения № 3 к Основам ценообразования:

«К моносетевым организациям относятся территориальные сетевые организации, оказывающие услу-ги по передаче электрической энергии преимущественно монопотребителю (за исключением населения и потребителей, приравненных к населению, указанных в приложении № 1 Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах та-ких потребителей, при условии соответствия одному из следующих критериев»

КС обязал правительство до 1 января 2020г разработать механизм компенсации затрат компаний, утративших статус ТСО, — газета

КС признал нарушением законодательства норму обязывающую компании, утративших статус ТСО, продолжать бесплатно оказывать электросетевые услуги и поддерживать инфраструктуру в порядке. Теперь правительство до 1 января 2020 года обязано разработать механизм компенсации таких затрат. Участники энергорынка расходятся в оценках последствий решения: часть из них считает, что оно приведет к росту тарифа для потребителей, часть — что количество таких ТСО не столь велико, а тариф не вырастет, поскольку ограничен уровнем инфляции.

МОСКВА, 26 апреля (BigpowerNews) – Конституционный суд (КС) признал неконституционным п. 6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии», удовлетворив жалобу лишившегося статуса ТСО в 2015 году. Как сообщает «Коммерсант», речь идет о начавших действовать с 2015 года критериях отнесения электросетей к ТСО, которые отсекли от рынка мелкие сетевые организации. Расходы таких ТСО перестали включать в общий котловой тариф. В результате собственник стал обязан содержать сетевую инфраструктуру на свои средства, гарантируя переток электроэнергии между смежными сетевыми компаниями к гарантирующему поставщику (ГП). Отказаться от оказания услуг такие ТСО не имеют права, поэтому зачастую либо продают, либо передают активы другим электросетевым компаниям — от чего, в частности, выигрывали «Россети», говорят собеседники «Коммерсанта». По данным ассоциации НП ТСО, после реформы РАО «ЕЭС России» на рынке появилось около 3 тыс. ТСО, сейчас их около 1,3 тыс.

В результате лишения статуса ТСО сбытовая и межрегиональная электросетевая компании перестали платить ей за передачу, а суды отказывали в возмещении расходов (более 2 млн руб. в год).

КС признал неконституционным отсутствие механизма компенсации расходов на содержание электросетей и обязал правительство установить его до 1 января 2020 года. Но, как пишет «Коммерсант», до этого момента решением сможет воспользоваться только заявитель: КС подчеркнул, что старые правила продолжат действовать до введения механизма. Он не будет иметь обратной силы, то есть понесенные до 2020 года убытки владельцы электросетей возместить не смогут. Но после его принятия ТСО, лишившаяся статуса, сможет получать плату за услуги по передаче электроэнергии. Источник компенсации расходов в решении КС не указан и будет зависеть от выбранного правительством механизма.

В «Россетях» пока затрудняются оценить последствия решения КС. С начала действия критериев ТСО необходимая валовая выручка (НВВ) на содержание сетей организаций, лишившихся этого статуса, составляет около 4 млрд руб., говорят в «Россетях». Всего таких компаний, по данным госхолдинга, около 900, ежегодно они тратят до 1 млрд руб. на покупку электроэнергии для компенсации потерь. В «Россетях» считают, что решить проблему может появление механизма «подхвата» таких организаций. Член набсовета НП ТСО Алексей Седых согласен, что лишившиеся статуса ТСО компании не должны нести «бремя эксплуатации этих объектов». В ассоциации поддерживают идею «подхвата» функций, но с условием, что лишенные статуса организации будут получать компенсацию за использование своих активов, а квалифицированные ТСО — плату за управление ими.

В «Сообществе потребителей энергии», отмечает газета, считают, что решение КС сделает ситуацию прозрачнее, а правовая защита интересов собственников сетей улучшится. «Особого влияния на рост котлового тарифа решение не оказывает, разве что только напоминает собственникам об имеющемся у них праве требовать компенсацию за использование их сетей»,— считают в ассоциации. Но председатель правления ассоциации ГП и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая, слова которой приводит газета, полагает, что такое решение приведет к росту котлового тарифа либо сокращению выручки других сетевых компаний. Она отмечает, что в отношении ТСО, владеющих малым количеством активов, самым простым решением может стать регулирование по принципу регионального бенчмарка, что «создало бы экономический стимул к укрупнению».

По данным главы направления «Электроэнергетика» МШУ «Сколково» Алексея Хохлова, за последние годы серьезных изменений в распределении НВВ между «Россетями» и ТСО не произошло — в 2014–2018 годах это соотношение оставалось на уровне 73–74% к 27–26%. Он не считает, что решение КС приведет к значительному росту котлового тарифа, поскольку госполитика направлена на удержание роста конечных цен на электроэнергию в пределах инфляции, пишет «Коммерсант».

Электросетевая организация: критерии отнесения к сетевым компаниям

В целях упорядочивания деятельности электросетевых организации на территории России, Правительством РФ утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетей к территориальным сетевым организациям. Указанные критерии утверждены постановлением Правительства РФ от 25.02.2015 №184 и вот эти критерии:

Читайте так же:  Неполного рабочего времени

1. Суммарная установленная мощность силовых трансформаторов должна быть не менее 10 МВа (для одного субъекта РФ).

2. Владеть кабельными или воздушными линиями не менее чем 2 классов напряжения (ВН — 110 кВ и выше, СН1 — 35 кВ, СН2 — 1-20 кВ, НН — 1 кВ и ниже).

3. В случае, если для владельца объектов электросетей ранее уже утверждался тариф на передачу электроэнергии (статус электросетевой организации был приобретен ранее), то необходимо отсутствие фактов корректировки тарифа в сторону снижения для электросетевой компании по причине предоставления недостоверных данных и т.д.

4. Наличие телефонного номера для обращения потребителей.

5. Наличие сайта в сети Интернет.

Если какое-либо из приведенных условий не выполняется, то местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов отказывает такому владельцу объектов электросетевого хозяйства в установлении для него тарифа на передачу электрической энергии. Т.е. такой владелец не имеет права получать статус электросетевой организации.

В случае, если статус электросетевой компании был получен ранее (до вступления в силу указанного постановления), то с 1 января 2016 года такой электросетевой компании будет отказано в продлении тарифа на 2016 год и последующие периоды.

Ниже вот по этой ссылке, размещено информационное письмо от ФСТ России в котором даются ответы на типовые вопросы, связанные с регулированием ТСО в контексте применения вышеуказанных критериев.

Ужесточение критериев ТСО

Критерии ТСО

«Электрические сети в системе» приглашает на практический семинар по теме:

Запрет на владение и (или) пользование объектами с использованием которых осуществляется производство электрической энергии и мощности (пристанционное оборудование)

Владение объектами электросетевого хозяйства на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования.

  1. Расчетный период (1 год)
  2. Долгосрочный период (3, 5 лет)

Протяженность ЛЭП, ВЛ, КЛ не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:

  • 110 кВ и выше;
  • 35 кВ;
  • 1 — 20 кВ;
  • ниже 1 кВ — трехфазных участков линий электропередачи.

Применение критериев в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах

Средние подконтрольные расходы на 1 км ЛЭП «малых» ТСО, сумма протяженности которых менее 15 км, почти в 7 раз выше, чем у иных ТСО, сумма протяженности ЛЭП которых более 15 км.

Количественные критерии не применяются к владельцам объектов электросетевого хозяйства, осуществляющих передачу электрической энергии в технологически изолированных территориальных электрических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными энергетическими системами.

При этом качественные критерии распространяются на все без исключения ТСО.

Субъект РФ

Кол-во ТСО на 2016 год

Республика Саха (Якутия) (кроме Южно-Якутского р-на)

Чукотский автономный округ

Наличие «малых» ТСО обусловлено необходимостью обеспечения электроснабжения потребителей расположенных в удаленных труднодоступных районах и подключенных к ДЭС.

Доля ТСО в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах составляет не более 5 % от общего количества ТСО в России. Не применение количественных критериев в указанных регионах не окажет влияние на процесс консолидации ТСО в целом.

Порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО

Порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО интегрирован в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

Предложение (заявление) об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче ЭЭ с обосновывающими материалами, в том числе:

  • Документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание владения объектов электросетевого хозяйства, используемых для осуществления деятельности по передаче электрической энергии;
  • Справка о наличии официального сайта в сети Интернет и выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.

РЭК, проводит анализ соответствия организации критериям:

  1. В случае выявления несоответствия, владельца объектов электросетевого хозяйства одному или нескольким критериям орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов направляет уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев, которые не были соблюдены)
  2. Основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении владельца объектов электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям.
  3. Схема соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи.

Возможные варианты решений владельцев объектов электросетевого хозяйства несоответствующих критериям

  1. Объединение (укрупнение) нескольких собственников объектов электросетевого хозяйства, приобретение в собственность, аренда (эксплуатация) дополнительных объектов электросетевого хозяйства.
  2. Передача в аренду (эксплуатацию) или продажа объектов электросетевого хозяйства иной территориальной сетевой организации.
  3. Эксплуатация объектов электростетевого хозяйства без оказания услуг по передаче электрической энергии. Соблюдение запрета на препятствование перетоку электрической энергии (ч. 4. ст. 26 Закона об электроэнергетике, п. 6 ПНД).
  4. Вывод объекта электросетевого хозяйства из эксплуатации, отказ от права собственности.

Обжалование критериев

Суд в своем решении указал на правомерность установления критериев ТСО, т.к. оспариваемые положения являются ясными и понятными и не допускают неоднозначного толкования, а также соответствуют нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу.

Количество ТСО в 2015-2016 годах

Видео (кликните для воспроизведения).

Применение критериев привело к сокращению числа ТСО с 3146 до 1905

Источники


  1. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  2. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.
  4. Миронов, Иван Борисович Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Миронов Иван Борисович. — М.: Книжный мир, 2015. — 216 c.
  5. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
Критерии сетевой организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here