Консервация объекта

Описание страницы: консервация объекта - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Статья 37.1. Консервация объекта незавершенного строительства и возобновление строительства, реконструкции объекта незавершенного строительства

Статья 37.1. Консервация объекта незавершенного строительства и возобновление строительства, реконструкции объекта незавершенного строительства

1. Консервация объекта незавершенного строительства производится в порядке, установленном градостроительным законодательством, при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев с перспективой возобновления строительства, реконструкции в будущем.

2. Застройщик или технический заказчик, принявший решение о консервации объекта незавершенного строительства, обеспечивает приведение объекта незавершенного строительства и территории, используемой для строительства, реконструкции (далее — строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

3. На основании решения о консервации объекта незавершенного строительства застройщик или технический заказчик совместно с подрядчиком проводят инвентаризацию выполненных работ по строительству, реконструкции объекта незавершенного строительства с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.

4. Застройщик или технический заказчик, принявший решение о консервации объекта незавершенного строительства, в течение 10 дней после принятия данного решения уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство, и орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, если строительство, реконструкция соответствующего объекта подлежит государственному строительному надзору.

5. Застройщик или технический заказчик, принявший решение о консервации объекта незавершенного строительства, вправе принять решение о возобновлении строительства, реконструкции.

6. В случае возобновления строительства, реконструкции объекта незавершенного строительства застройщик или технический заказчик:

1) осуществляют техническое обследование объекта незавершенного строительства, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

2) вносят при необходимости изменения в проектную документацию в порядке, установленном градостроительным законодательством.

7. Застройщик или технический заказчик, принявший решение о возобновлении строительства, реконструкции объекта незавершенного строительства, в течение 7 рабочих дней после принятия данного решения уведомляет об этом орган, выдавший разрешение на строительство, и орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, если строительство, реконструкция соответствующего объекта подлежит государственному строительному надзору.

>
Градостроительные регламенты
Содержание
Решение городского Совета депутатов МО «Город Новодвинск» Архангельской области от 18 июня 2014 г. N 48 «Об.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Консервация объекта

Консервация объекта строительства

В практике осуществления строительной деятельности складываются ситуации, когда заказчик принимает решение о приостановлении строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами.

В случае приостановления строительства на срок свыше 3 месяцев в течение одного месяца принимается решение о консервации объекта незавершенного строительства.

[1]

Вместе с тем в течение одного месяца заказчик должен проинформировать об этом решении органы государственного строительного надзора и местный распорядительный орган (исполком), выдавший разрешение на строительство.

В состоянии консервации объект незавершенного строительства может находиться не более 3 лет.

По истечении срока консервации объекта незавершенного строительства государственные органы, исполнительные и распорядительные органы, инвестор, застройщик, заказчик, принявшие решение о консервации, должны определить дальнейшую судьбу объекта незавершенного строительства.

При устранении в течение срока консервации причин, вызвавших консервацию объекта, строительство объекта возобновляется. В противном случае объект незавершенного строительства реализуется.

По решению суда объект незавершенного строительства может быть ликвидирован, если его сохранение представляет угрозу национальной безопасности, здоровью и правам населения (п. 3.6 ТКП 45-1.03-165-2009 «Консервация строящихся объектов. Правила проведения»).

Возобновление строительства объекта (расконсервация)

При принятии решения о возобновлении строительства объекта проводятся мероприятия по расконсервации объекта незавершенного строительства, т.е. возобновление по вновь заключенному договору строительного подряда строительства законсервированного объекта согласно проектно-сметной документации, разработанной с учетом его технического состояния.

Для продолжения строительства объекта по вновь заключенному договору строительного подряда заказчик передает подрядчику по акту объект незавершенного строительства и заключение разработчика проектной документации о его техническом состоянии.

Расконсервация проводится по решению органа, который принял решение о консервации объекта.

В решении о расконсервации указывается следующее:

  • наименование объекта(-ов), подлежащего расконсервации;
  • мероприятия по дальнейшему использованию объектов незавершенного строительства, их перепрофилированию либо отчуждению;
  • перечень мероприятий по расконсервации объекта;
  • порядок финансирования мероприятий по расконсервации объекта;
  • состав комиссии по проведению расконсервации объекта незавершенного строительства (срок и порядок ее работы);
  • лица, ответственные за проведение работ по расконсервации объекта.

План мероприятий по проведению расконсервации должен быть утвержден приказом о расконсервации объекта.

Оценка технического состояния объекта незавершенного строительства

Перед расконсервацией объект незавершенного строительства должен быть детально обследован специализированной организацией, аттестованной на проведение обследования технического состояния объектов строительства (п. 6.8 ТКП 45-1.03-165-2009). Техническое состояние объекта должно быть определено в заключении такой специализированной организации.

При необходимости в ходе обследования объекта расчетным путем или испытаниями проверяются несущая способность и эксплуатационная пригодность объекта, устанавливаются условия дальнейшей эксплуатации обследованных конструкций, а также мероприятия по обеспечению их надежности либо обосновывается их замена.

В случае обнаружения при обследовании объекта дефектов в заключении специализированной организации выдаются рекомендации по их устранению. При необходимости в установленном законодательством порядке заказчиком вносятся изменения в проектную документацию.

Документальное оформление расконсервации объекта

На стадии принятия решения о возобновлении строительства и расконсервации объекта оформляются следующие документы:

  1. Приказ руководителя организации-заказчика о расконсервации объекта незавершенного строительства. В приказе указываются:
  • основания для расконсервации объекта;
  • сроки проведения расконсервации;
  • перечень расконсервируемых объектов (при наличии нескольких объектов);
  • балансовая стоимость расконсервируемого объекта (объектов).
  1. Приказ руководителя организации-заказчика о создании комиссии по расконсервации, которая, как правило, включает представителей заказчика, подрядчика, проектной организации.

Комиссия устанавливает состояние и степень готовности объекта незавершенного строительства, подтверждает объемы выполненных работ, производит оценку предстоящих затрат на расконсервацию объекта и затрат на окончание строительства.

  1. Приказ руководителя организации-заказчика о проведении инвентаризации.
  2. Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства. Его форма 3-инв приведена в приложении 8 к Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180.
  3. Смета затрат на работы по расконсервации объекта. При этом затраты на расконсервацию объекта не включаются в сводный сметный расчет стоимости строительства (п. 7 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 14.05.2007 № 10, в редакции от 22.12.2012 № 38).
  4. Договор строительного подряда на выполнение работ по расконсервации.
Читайте так же:  Сроки оформления паспорта сделки

На стадии возобновлении строительства оформляются следующие документы:

  • разрешение на продление сроков строительства объекта;
  • договор строительного подряда на оставшуюся часть работ по строительству объекта, который заключается по результатам проведения подрядных торгов (торгов) в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь (п. 3 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88, в редакции от 30.07.2015 № 650);
  • акты выполненных работ по расконсервации объектов, составленные после выполнения и приемки работ;
  • акт о расконсервации;
  • акт о передаче строительной площадки подрядчику (форма акта, порядок и сроки передачи, как правило, устанавливаются договором строительного подряда);
  • акт о передаче не завершенного строительством объекта формы С-22 (форма акта установлена согласно приложению 2 к постановлению Минстройархитектуры от 29.04.2011 № 13, в редакции от 10.12.2014 № 50).

[2]

Унифицированной формы акта о расконсервации не существует. Форму акта необходимо разработать самостоятельно с учетом норм Закона от 12.07.2013 № 57 «О бухгалтерском учете и отчетности», отразив в ней:

  • наименование объекта;
  • дату начала строительства;
  • период консервации;
  • предполагаемую дату возобновления строительства;
  • полную сметную стоимость строительства;
  • стоимость работ на дату принятия решения о приостановлении строительства, сумму затрат на работы по расконсервации;
  • стоимость работ по завершению строительства объекта;

Надежда Мирончик, инженер-строитель

Консервация строительства

В связи с экономическим кризисом многим компаниям приходится «замораживать» строящиеся объекты. При этом процесс консервации незавершенного строительства требует соблюдения определенных процедур и вызывает трудности в отражении расходов, связанных с приостановкой строительства. Решению данных вопросов посвящена наша статья.

Алгоритм действий
Учитывая, что в большинстве случаев строительство объектов происходит за счет инвестиционных средств, в строительном процессе, как правило, принимает участие множество участников (инвесторы, заказчики, застройщики, подрядчики, субподрядчики и т. д.). Но мы рассмотрим ситуацию лишь для двух субъектов: для заказчика-застройщика (далее — заказчик) и для подрядчика.

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА
Если заказчик по тем или иным причинам примет решение о консервации объекта строительства, он должен письменно уведомить об этом подрядчиков.
О каких обязанностях следует знать?
Согласно статье 752 Гражданского кодекса РФ, при консервации строительства заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения указанных работ.
При этом перевод объекта строительства на консервацию с позиций гражданского законодательства не связывается непременно с окончательным прекращением договорных отношений сторон. Во избежание спорных ситуаций целесообразно уточнить данный момент отдельно в договоре строительного подряда (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 октября 2006 г. № А-29-11601/2005-2э).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПОДРЯДЧИКА
На практике все работы по переводу объекта строительства на консервацию обычно выполняет подрядчик.
Поскольку сметой и договором строительного подряда расходы на консервацию не предусмотрены, при возникновении необходимости в приостановке работ и консервации незавершенного объекта нужно согласовать механизм действий сторон договора строительного подряда.
Расходы по консервации строительного объекта должны быть оплачены заказчиком.
Для этого нужно составить дополнительную смету на подготовительные, строительно-монтажные и иные работы, связанные с консервацией строительства. Состав работ и условия их осуществления следует определить в дополнительном соглашении к договору строительного подряда.
На основании соглашения (либо отдельного договора на дополнительные работы) подрядчик будет выполнять СМР, которые будут в нем оговорены.
В дополнительном соглашении устанавливают сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированных объектов, оборудования и материалов.
Кроме того, в нем могут быть указаны сроки, в которые заказчик возместит убытки, а также предусмотрена его обязанность возобновить (продолжить) договор с данным подрядчиком на прежних или других условиях.

ЧТО ТАКОЕ КОНСЕРВАЦИЯ?
Консервация строительства — приостановка строительства, которая предполагает возобновление инвестором строительных работ в будущем. После устранения причин, повлекших консервацию, работы на объекте продолжаются, поэтому договор строительного подряда не расторгается, а приостанавливается на неопределенный (или определенный) срок.
Консервация объекта, а также охрана законсервированных объектов и их поддержание в надлежащем состоянии могут осуществляться силами подрядчика.

Форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Но можно воспользоваться ею для подтверждения факта передачи объекта. На ее основе организация вправе разработать и утвердить в учетной политике необходимую для данного случая форму, внеся соответствующие изменения.
Учет у заказчика-застройщика
Затраты по консервации объекта, а также все дальнейшие расходы по его содержанию (на охрану, освещение, водоснабжение и т. п.) несет заказчик (если договор не содержит иных условий).
Однако в сметах их, как правило, не предусматривают.
Ведь сводные сметные расчеты стоимости строительства зданий, сооружений и т. д. рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства объектов в соответствии с проектом. А в данном случае строительство фактически не ведется.
Не предусмотрен учет таких расходов в стоимости строительства и Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), которая утверждена постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1.
Поэтому затраты, связанные с консервацией объекта, и не должны учитываться в составе сводных сметных расчетов.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Указанный выше вывод подтверждает и пункт 3.1.7 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций.

Положение утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160.

В нем сказано, что затраты на консервацию строительства не предусматриваются в сводных сметных расчетах и они, соответственно, не включаются в стоимость строящегося объекта.
Поэтому данное ПБУ рекомендует заказчику учитывать такие затраты обособленно от затрат на строительство объектов, включаемых в их стоимость. То есть на отдельном субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств», открываемом к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», причем с дальнейшей их разбивкой на затраты, предусмотренные и не предусмотренные в сводных сметных расчетах.
В то же время Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено отражение затрат на консервацию объекта и его содержание на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Решение этого вопроса, по мнению автора, зависит от характера строительства и от условий договора.
Если строительство ведется за счет инвестиционных средств и инвестор возмещает заказчику затраты на консервацию и содержание законсервированных объектов строительства, то применяется порядок, предусмотренный ПБУ по учету долгосрочных инвестиций (затраты учитываются на счете 08).
Если же строительство ведется не по инвестиционному договору, например объект строится компанией для собственных нужд, то данные затраты отражаются заказчиком на счете 91.

Читайте так же:  Как оформить дубликат договора

ПРИМЕР 1
Строительная компания ООО «Ника» (заказчик-застройщик) решила в связи с финансовыми трудностями законсервировать строительство своего нового офиса. Строительство вела фирма ООО «Лика» (подрядчик). Смета на дополнительные работы обошлась компании «Ника» в 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Стоимость работ по консервации объекта, выполненных подрядчиком по дополнительному соглашению, составила 590 000 руб. (в том числе НДС — 90 000 руб.).
Предположим, на содержание законсервированного объекта ООО «Ника» ежемесячно тратит 62 200 руб. (заработная плата охранников с учетом ЕСН — 50 400 руб., освещение и т. п. — 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.).
Указанные операции бухгалтер ООО «Ника» отразит так:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60
— 100 000 руб. — учтена стоимость дополнительной сметы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 18 000 руб. — выделен предъявленный НДС по смете;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60
— 500 000 руб. — учтена стоимость дополнительных работ;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 90 000 руб. — выделен НДС по дополнительным работам;

[3]

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 70 (69, 60. )
— 62 200 руб. — начислена заработная плата охранникам с ЕСН (ежемесячно за время нахождения объекта на консервации), учтены коммунальные и другие расходы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 1800 руб. — выделен предъявленный НДС по коммунальным услугам;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
— 109 800 руб. (18 000 + 90 000 + 1800) — принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 719 800 руб. (118 000 + 590 000 + 11 800) — оплачены счета проектной организации, подрядчика и коммунальных служб.

УЧЕТ «ВХОДНОГО» НДС
Предположим, объект незавершенного строительства является зданием производственного назначения, и, допустим, компания планирует использовать его только в облагаемой НДС деятельности. Следовательно, затраты на содержание имущества, предназначенного для будущей производственной деятельности, связаны с ведением деятельности, облагаемой НДС. А то, что они отнесены к внереализационным, данному утверждению не противоречит и не препятствует применению вычета.
Таким образом, по мнению автора, «входной» НДС по работам (услугам), связанным с консервацией строительного объекта (при выполнении условий ст. 171 и 172 Налогового кодекса РФ), может быть правомерно принят к вычету. Вместе с тем необходимо отметить, что у организации могут возникнуть налоговые риски и такую позицию придется отстаивать в суде.
Если организация решит не принимать «входной» НДС к вычету, то данную сумму она спишет за счет собственных средств, не учитывая ее при исчислении налога на прибыль:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 19
— списан «входной» НДС, не принимаемый к вычету по работам (услугам), связанным с консервацией объекта строительства.

Учет у подрядчика
Заказчик может привлечь подрядчика к выполнению работ по переводу объекта незавершенного строительства на консервацию (в соответствии с дополнительным соглашением к договору строительного подряда).
Для подрядчика это будут работы в рамках обычной деятельности. Поступившая за них оплата подрядчиком признается выручкой от реализации в соответствии с нормами ПБУ 9/99 с учетом особенностей ПБУ 2/2008.

ПБУ 9/99 и ПБУ 2/2008 утверждены приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н и от 24 октября 2008 г. № 116н соответвтенно.

ПРИМЕР 2
Воспользуемся условиями предыдущего примера, дополнив их.
Подрядчик (ООО «Лика») был письменно уведомлен о переводе объекта, на котором он выполнял строительные работы, на консервацию. Заказчик-застройщик заключил с ним дополнительное соглашение о проведении работ, связанных с консервацией объекта.
Стоимость дополнительных работ по договору — 590 000 руб. (в том числе НДС — 90 000 руб.).
Фактические затраты составили 468 000 руб., из них:
— 118 000 руб. — материалы (в том числе НДС — 18 000 руб.);
— 350 000 руб. (заработная плата с отчислениями).
После окончания работ по консервации объекта договор строительного подряда был расторгнут, при этом подрядчик получил от заказчика-застройщика компенсацию в сумме 236 000 руб.
Бухгалтерские записи в ООО «Ника» будут выглядеть так:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
— 100 000 руб. (118 000 — 18 000) — приобретены материалы для консервации объекта;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 18 000 руб. — выделен НДС по материалам;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
— 18 000 руб. — принят к вычету предъявленный НДС по материалам;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
— 100 000 руб. — списаны материалы на выполнение работ по договору;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 118 000 руб. — оплачены материалы;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 (69)
— 350 000 руб. — начислена заработная плата (с отчислениями);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
— 590 000 руб. — отражена выручка от выполнения работ, связанных с консервацией строительства;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68
— 90 000 руб. (500 000 руб. 5 18%) — начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 20
— 450 000 руб. (100 000 + 350 000) — списана фактическая себестоимость выполненных работ;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
— 590 000 руб. — получены денежные средства за выполненные работы;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
— 236 000 руб. — получена от заказчика-застройщика компенсация;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91
— 236 000 руб. — учтена сумма компенсации в составе прочих доходов;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
— 36 000 руб. (236 000 руб. х 18/118) — начислен НДС.

Налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги), в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров и др. (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ).
Аналогичная точка зрения приведена в письмах Минфина России от 24 октября 2008 г. № 03-07-11/344, от 29 июня 2007 г. № 03-07-11/214 и др.

Читайте так же:  Признание сделки недействительной последствия

Азы консервации основных средств (бухгалтерский и налоговый учет имущества, переводимого на консервацию)

В настоящее время многие предприятия вынуждены приостанавливать свою деятельность. В период такого временного простоя очень удобно вводить консервацию неэксплуатируемых транспортных средств, оборудования, технологических линий, машин и сооружений.

Оформление консервации объектов ОС

Принимает решение о консервации объектов основных средств и утверждает порядок ее проведения руководитель организации . Чтобы определить перечень основных средств, подлежащих консервации, можно провести своего рода инвентаризацию. Для этого приказом назначается комиссия, ответственная за консервацию.
После этого руководитель издает приказ о консервации временно не используемого оборудования, техники. Унифицированной формы данного документа нет. Поэтому составить его можно в произвольной форме, приведя в нем перечень простаивающих основных средств, указав причину и срок их консервации. Забегая вперед, скажем, что для того, чтобы получить налоговую «экономию» расходов, нужно консервировать основные средства на срок, превышающий 3 месяца.
В инвентарных карточках основных средств (форма N ОС-6 ) рекомендуем сделать отметку о переводе их на консервацию. Специальная графа для этого не предусмотрена. Сведения о консервации можно указать в разделе 4 карточки.
В акте, составляемом по завершении консервации, целесообразно привести перечень законсервированных основных средств с указанием их инвентарных номеров, первоначальной и остаточной стоимости, сумм начисленной амортизации, сроков полезного использования и сроков консервации.

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

В случае перевода основного средства на консервацию на срок более 3 месяцев начисление амортизации нужно приостанавливать и в бухгалтерском учете . Законсервированные объекты вы должны продолжать учитывать на счете 01 «Основные средства», но обособленно. Иными словами, консервация простаивающего оборудования отражается в бухучете записью о переносе первоначальной стоимости по субсчетам, открытым к счету 01 «Основные средства»: в дебет субсчета «Основные средства на консервации» с кредита субсчета «Основные средства в эксплуатации». Расконсервация оформляется обратной проводкой.
При составлении годовой бухгалтерской отчетности в приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5) нужно привести информацию об основных средствах, переведенных на консервацию, по состоянию на начало и конец отчетного года.

СОВЕТ

Положения по бухучету не регламентируют, в какой момент нужно прекращать и возобновлять начисление амортизации по законсервированным объектам. Поэтому этот порядок нужно закрепить в учетной политике организации по бухучету. Установить его можно таким же, как и для целей налогового учета. То есть приостанавливать начисление амортизации со следующего месяца после консервации, а возобновлять — с месяца, следующего за месяцем расконсервации.

Учет «консервационных» расходов

Любые затраты на консервацию и последующую расконсервацию производственных мощностей, а также расходы на содержание имущества в период его консервации можно учесть при расчете налога на прибыль как внереализационные .
В бухгалтерском учете такие «консервационные» затраты относятся к прочим расходам .

Видео (кликните для воспроизведения).

НДС

Перевод основного средства на консервацию — не повод восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по объекту . А как быть со входным НДС по «консервационным» расходам? К сожалению, налоговики зачастую придерживаются мнения, что применять вычет по НДС нельзя, так как эти затраты не связаны с ведением облагаемых операций. Ведь законсервированное имущество не используется в производственной деятельности. Другой распространенный довод инспекторов таков: работы по консервации — это работы для собственных нужд, которые не облагаются НДС.
В большинстве случаев арбитры, причем из разных округов, встают на сторону организаций, разрешая вычет НДС . При этом суды отмечают, что поддержание временно не используемых производственных мощностей в надлежащем состоянии относится к производственной деятельности предприятий. И если она облагается НДС, то вычет входного налога по «консервационным» расходам правомерен.
Между тем есть и пример судебного решения, в котором арбитры согласились с правомерностью позиции налогового органа .
Как видим, арбитражная практика складывается неоднозначная. Поэтому, принимая решение, нужно взвесить все за и против: оценить размер вычетов НДС и возможные негативные последствия их применения.

Налог на имущество и транспортный налог

Сразу скажем, что консервация основных средств не отразится на величине транспортного налога. Если вы переведете на консервацию, допустим, автомобиль, платить транспортный налог по нему придется. Ведь хоть в бухгалтерском и налоговом учете машина и законсервирована, она все равно будет состоять на учете в ГИБДД, а значит, являться объектом налогообложения .
А вот налог на имущество при консервации, к сожалению, даже немного возрастет. Поясним почему. Для налога на имущество объект налогообложения — это основные средства . А, как мы уже сказали, законсервированное имущество остается в составе основных средств. Выходит, нет никаких оснований не платить налог с его стоимости . Увеличение же налоговой нагрузки связано именно с тем, что организация приостанавливает начисление амортизации по законсервированным объектам. А это означает, что на протяжении всего срока консервации их остаточная стоимость не будет уменьшаться. Кроме того, поскольку срок полезного использования продлевается на период консервации, стоимость основных средств будет дольше участвовать в формировании базы по налогу на имущество.

* * *
Если консервация проводится с целью снижения плановых убытков, то важно помнить: для того чтобы «сэкономить» на затратах за счет амортизации простаивающего оборудования, консервировать основные средства нужно более чем на 3 месяца. Меньший срок не позволит приостановить начисление амортизации.

——————————
п. 63 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н
утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7
п. 3 ст. 256 НК РФ
п. 3 ст. 256 НК РФ
п. 2 ст. 322 НК РФ
п. 8 ст. 259.2 НК РФ
п. 9 ст. 259.2 НК РФ
п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; п. 63 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств
утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н
подп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ
п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н
п. 3 ст. 170 НК РФ; Письмо Минфина России от 06.06.2006 N 03-04-15/116; Письмо ФНС России от 20.06.2006 N ШТ-6-03/614
Постановления ФАС СЗО от 04.04.2008 N А56-51219/2006; ФАС ЦО от 15.02.2007 N А09-4610/06-13-16; ФАС МО от 30.10.06 N КА-А41/9298-06; ФАС УО от 24.03.2005 N Ф09-977/05-АК
Постановление ФАС СЗО от 06.09.2007 N А05-13740/2006-13
статьи 357, 358 НК РФ
п. 1 ст. 374 НК РФ
Письмо Минфина России от 15.05.2006 N 03-06-01-04/101

Читайте так же:  Психиатрическое освидетельствование

Полный текст статьи читайте в журнале «Главная книга» N 04, 2009

Консервация объекта незавершенного строительства

Иногда строительным организациям приходится приостанавливать работы и консервировать объекты, причиной тому может послужить нехватка денежных средств, несоответствие строящегося объекта современным требованиям, банкротство инвестора и так далее.

Решение о консервации строящегося объекта принимает заказчик. Это решение он оформляет приказом или распоряжением, где должны быть указаны сроки, в которые будет:

· разработана документация, необходимая для консервации объекта;

· проведена инвентаризация недостроенного объекта строительства.

Заказчик, после принятия решение о консервации, обязан уведомить об этом подрядчика, оплатить подрядчику все выполненные работы и возместить ему расходы, вызванные консервацией.

На практике, как правило, все работы связанные с консервацией, выполняет подрядчик. Поэтому заказчику необходимо согласовать с ним смету на строительно-монтажные, ремонтные и восстановительные работы, а также на охрану объекта.

Перед тем как начать консервацию недостроенного объекта, необходимо провести инвентаризацию. В состав комиссии по проведению инвентаризации входят представители генподрядчика, субподрядчиков, а также проектной организации. Комиссия составляет инвентаризационные описи с указанием наименования объекта, объема выполненных работ по всему объекту и по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам и оборудованию.

Инвентаризационная комиссия должна проверить:

· в каком состоянии находятся строительные объекты, которые должны быть законсервированы;

· нет ли оборудования, которое было передано в монтаж, но так и осталось не смонтированным.

Иногда комиссия выявляет завышение или занижение стоимости работ, причины которого могут быть различными, например:

· неправильно применены сметные нормы и расценки, поправочные коэффициенты пересчета сметной стоимости в уровень текущих цен и другие нормативы, из которых складывается договорная цена строительной продукции;

· в стоимость выполненных работ вошли расходы, не относящиеся к строительству (например, затраты на покупку оборудования, устранение дефектов оборудования, на пусконаладочные работы и так далее);

· в расчетных документах искажены данные об объемах СМР.

После инвентаризации описи передают в бухгалтерию заказчика и подрядной строительной организации, чтобы в учет были внесены необходимые исправления.

Заказчик и подрядчик должны документально оформить решение законсервировать строящийся объект. В течение месяца со дня принятия такого решения им следует подписать Акт о приостановлении строительства, который составляется по форме №КС-17, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11 ноября 1999 года №100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», в двух экземплярах: первый передается подрядчику, второй — заказчику (застройщику). В акте указывают:

· наименование и назначение объекта, строительство которого приостановлено;

· дата начало строительства;

· договорную (сметную) стоимость работ;

· сметную стоимость работ, которая выполнена на данный момент;

· расходы, которые понес застройщик к моменту, как были приостановлены работы;

· затраты, необходимые для консервации и охраны строительства.

Для получения необходимой информации о затратах заказчик, подрядчик и проектная организация составляют специальный перечень работ и затрат, согласно которому проектная организация разрабатывает смету консервации и охрану строительного объекта.

На основании сметы подрядчик будет выполнять СМР, которые будут оговорены в дополнительном соглашении к генеральному договору подряда на капитальное строительство. Дополнительным соглашением устанавливают сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированных объектов, оборудования и материалов, указывают сроки, в которые подрядной организации возместят убытки.

В ПБУ по учету долгосрочных инвестиций, сказано, что затраты на консервацию не включаются в стоимость строящегося объекта. Как правило, их не предусматривают в сводных сметных расчетах. ПБУ по учету долгосрочных инвестиций рекомендует заказчику вести учет таких затрат на отдельном субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств», открываемому к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы».

План счетов бухгалтерского учета рекомендует отражать затраты на консервацию объекта, признавая их прочими расходами, на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

По мнению авторов настоящей книги, в данной ситуации лучше руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета и использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Заказчик не только несет расходы по консервации объекта, но и оплачивает содержание недостроенного объекта (охрану, освещение и тому подобное), эти расходы также следует отражать на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

В мае предыдущего года ООО «А» (заказчик) заключило с ООО «Б» (подрядчиком) договор на строительство офиса. Однако в январе текущего года из-за нехватки денежных средств заказчик вынужден был приостановить строительство и законсервировать объект. ООО «А» заказало проектной организации документацию, необходимую для консервации офиса. За услуги проектной организации было оплачено 11 800 рублей (в том числе НДС — 1 800 рублей).

Согласно дополнительному соглашению ООО «Б» проводит работы по консервации незавершенного строительства офисного помещения. Затраты подрядчика на эти работы составили 151 040 рублей (в том числе НДС — 23 040 рублей). Кроме того, ООО «А» уплатило подрядчику 100 000 рублей за нарушение условий договора подряда. На содержание законсервированного объекта ООО «А» ежемесячно тратит 60 000 рублей (заработная плата сторожей с учетом ЕСН).

Заказчик отражает затраты на консервацию объекта следующими записями:

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 802 г. Москва «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»

В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Председатель Правительства Российской Федерации

Правила проведения консервации объекта капитального строительства

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее — объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее — объект государственной собственности).

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее — строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

Читайте так же:  Увеличение уставного капитала имуществом

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее — техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее — подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее — проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Видео (кликните для воспроизведения).

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Источники


  1. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.

  2. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.

  3. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.
  4. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
  5. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.
Консервация объекта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here