Казначейское сопровождение

Описание страницы: казначейское сопровождение - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2020 году

Новые правила казначейского сопровождения на 2020 год

Законодатели готовят Постановление Правительства с целью утверждения обновленных правил сопровождения Казначейства. В 2020 году ФК планирует сопровождать различные операции с целевыми средствами, выделенными на ведение деятельности государственных и муниципальных учреждений и реализацию национальных проектов. Среди них:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в имущество юридических лиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансирование по контрактам, заключенным получателями субсидий;
  • авансовые платежи по контрактам, которые заключили для выполнения условия о предоставлении субсидий и концессионных соглашений;
  • взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с ценой 300 000 руб. и более;
  • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа на сумму более 300 000 руб.;
  • средства, направляемые организациям и индивидуальным предпринимателям в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Средства, выделенные на заключение госконтрактов на экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и услуги по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами, не проходят через казначейское сопровождение.

Казначейство сопровождает все крупные контракты заказчика, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. По закону, информация о банковском и(или) казначейском сопровождении контракта включается в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленные по правилам 44-ФЗ.

С 01.09.2019 ТОФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71 (Письмо ФК № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019). Единый 71 лицевой счет для казначейского сопровождения предназначен для учета операций НУБП — неучастника бюджетного процесса. Такой счет открывают для головных исполнителей на получение оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юридических лиц, получающих финансирование из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.

Новое в сопровождении Казначейством гособоронзаказа 2020 года

Правительство РФ готовит еще один проект, закрепляющий обновленные правила взаимодействия организаций с Казначейством по ГОЗ. Вот что планируют утвердить законодатели:

  1. Сопровождаются все контракты по гособоронзаказу на сумму более 300 000 руб.
  2. Все операции по зачислению и списанию средств проводятся на счетах, открытых в ТОФК.
  3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после завершения контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
  4. Каждому соглашению присваивается идентификатор государственного контракта. Его указывают во всех платежных документах.
  5. Списание осуществляется после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления и направления расходования средств.
  6. Операции с лицевым счетом осуществляются по специальному режиму и только при наличии идентификатора государственного контракта.
  7. Заказчик отчитывается перед ФК о полном исполнении контракта.

Что сейчас контролирует Казначейство

Казначейское сопровождение означает обязанность крупных получателей бюджетных денег открыть счета в Федеральном казначействе. Механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Такие деньги называют «целевые средства». Вот в каких случаях казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ необходимо по закону (ч. 2 ст. 5 459-ФЗ от 29.11.2018):

Законодательство предусматривает некоторые исключения. Они прописаны в ч. 3 ст. 5 459-ФЗ: казначейское сопровождение госконтрактов в 2019 году не ведется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным учреждениям для госконтрактов на покупку коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и проч.

В некоторых случаях, помимо контроля, понадобится и казначейское обеспечение обязательств в 2019 году. Такие ситуации предусмотрены в ч. 8 ст. 5 459-ФЗ, п. 9 правил сопровождения Казначейства. Например, в отношении целевых средств, которые предоставляются юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госсобственности и контрактам, которые заключаются в рамках их исполнения.

Казначейское обеспечение обязательств осуществляется для субсидий, выделяемых по распоряжению Правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», и для ситуаций, определенных в ч. 2 ст. 5 459-ФЗ. Окончательная оплата через Казначейство проводится следующим образом: средства для платежа по обязательствам юрлиц перечисляются только после получения обеспечения от Казначейства. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров.

Правила контроля госконтрактов

Казначейство сопровождает госконтракты в строгом порядке. Нормативы и правила казначейского сопровождения в 2020 году утверждены Постановлением Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018.

Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) открывают счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.

Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги.

Чтобы израсходовать их с лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт и иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это и товарная накладная, и акт приемки-передачи, и счет-фактура.

Перечисление целевых денег не на казначейский счет для госконтракта, а на банковский счет допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.

При казначейском контроле в госконтракты включаются определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):

  • открыть лицевой счет в ТОФК для осуществления операций;
  • предоставить в орган Казначейства и государственному заказчику сведения об исполнителях (соисполнителях);
  • предоставить в ТОФК документы, предусмотренные правилами расходования целевых средств (накладных, актов и т. д.).

В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта, сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.

Читайте так же:  Альтернативные способы разрешения споров

Простыми словами, ФК полностью контролирует ход исполнения госконтракта и взаиморасчеты сторон по принятым и доведенным до государственного заказчика обязательствам. Вот что такое казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ. Работники Казначейства, осуществляющие обеспечение госконтрактов, вправе запросить любую документацию, подтверждающую факт и объемы поставленных товаров, работ и услуг, порядок исполнения договора и целенаправленность расходования денежных средств.

Идентификатор госконтрактов

Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним. Он представляет собой 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется на протяжении действия договора.

Компании, которые реализуют товары в рамках контрактной системы закупок, должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах.

Казначейский контроль в гособоронзаказе

Сопровождение государственного оборонного заказа является строго обязательным. У всех заказчиков и исполнителей ГОЗ ведется работа с Казначейством по оборонным гос контрактам. Правила утверждены Постановлением Правительства № 1702 от 28.12.2018.

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по оборонному заказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

Исключение предусмотрено для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны. Гособоронзаказ казначейское сопровождение исключает и для контрактов, заключенных госзаказчиками при наличии банковского сопровождения (отдельный банковский счет по 275 ФЗ) или для обеспечения:

  • органов внешней разведки — инструментами разведывательной деятельности;
  • ФСБ — инструментами контрразведывательной деятельности;
  • «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами.

Все случаи, исключающие открытие лицевого счета в Казначействе в 2020 году по гособоронзаказу, прописаны в п. 3 ч. 3 ст. 5 459-ФЗ. Казначейство не сопровождает договоры на поставку коммунальных услуг, услуг связи и электроэнергии и контракты, подписанные с казенными учреждениями федерального уровня по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Казначейское сопровождение государственных контрактов 2016 г.

Сложившаяся экономическая ситуация в России способствовала реформированию системы финансовых органов, более четкому разграничению компетенции этих органов, деятельность которых, отчасти, дублировалась или отсутствовало ясное разграничение компетенции.

В условиях бюджетного дефицита и, вместе с тем, необходимости развития предпринимательства усиливается и реформируется государственный финансовый контроль и аудит. Денежные потоки на государственное финансирование/софинансирование и иную косвенную финансовую поддержку, которые предоставляются юридическим лицам в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных контрактов, нуждаются в более эффективном мониторинге и расходовании. Как отметила Председатель Счетной палаты Голикова Т.А. в своем докладе 28 января 2015 г., объем дебиторской задолженности за счет федерального бюджета приблизился к 4 трлн. руб., что свидетельствует об отвлечении значительных бюджетных средств без достижения целевых показателей и снижению эффективности исполнения бюджета. Активизация деятельности Федерального казначейства в части сопровождения государственных контрактов и реализация переданных упразднением Росфиннадзора полномочий должны повысить уровень законного и целевого расходования бюджетных средств, что, в свою очередь, должно способствовать развитию предпринимательской деятельности и укреплению экономической платформы.

Основной проблемой массовой растраты целевых денежных средств, по мнению государственных органов и субъектов предпринимательства, является фрагментарность государственного финансового контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета. В качестве «эксперимента» в ФЗ № 384-ФЗ от 1 декабря 2014 г. «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017» и Постановлении Правительства РФ № 1563 от 27 декабря 2014 г. предусматривался новый механизм финансового контроля Федеральным Казначейством РФ. Целями казначейского сопровождения являются:

  • Обеспечение прозрачного движения целевых бюджетных средств.
  • Непрерывность финансового контроля расходования бюджетных средств.
  • Развитие экономики посредством доведения бюджетных средств до намеченного сектора экономики.
  • Своевременное исполнение договорных обязательств.
  • Повышение дисциплины заказчиков и исполнителей.

Объект контроля

Лицами, несущими обязанность открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства, являются: участники бюджетного процесса, казенные учреждения, а также бюджетные и автономные учреждения – не участники бюджетного процесса (такое право было предоставлено также Государственной компании «Российские автомобильные дороги»). Казначейское сопровождение в 2015 г. было определено в отношении следующих контрактов:

  • Государственных контрактов, в соответствии с которыми сумма контракта превышала 1 миллиард рублей, в которых был предусмотрен авансовый платеж, а также, если государственный контракт не был заключен в рамках реализации государственного оборонного заказа и не требовал банковского сопровождения. Также в отношении государственных контрактов, сумма которых менее 1 миллиарда рублей, но в условиях которых предусмотрены авансовые платежи в пределах 30%-80% от суммы контракта.
  • Если казначейское сопровождение этого государственного контракта прямо предусмотрено в нормативном правовом акте.
  • Государственных контрактов, не обеспеченных исполнением (Постановление Правительства РФ № 199 от 6 марта 2015 г.).

Казначейское сопровождение 2015 г. вызывало множество вопросов, связанных с порядком и механизмом реализации полномочий этой части ввиду отсутствия ясной и системной регламентации, вследствие чего механизм казначейского сопровождения не получил широкого и должного применения. Между тем, государственными органами этот механизм получил положительную оценку, ввиду чего было принято решение о введении его в БК РФ и иные законодательные акты на постоянной основе. Соответствующих изменений в БК РФ не внесено, однако казначейское сопровождение регламентировано ФЗ № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», Постановлении Правительства РФ № 70 от 4 февраля 2016 г. и иными подзаконными актами.

Изменения 2016 г.

Казначейское сопровождение, закрепленное в ст. 5 ФЗ № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», в значительной степени отличается от «экспериментального» 2015 г.: в первую очередь, расширен перечень государственных контрактов, в отношении которых устанавливается казначейское сопровождение, изменены критерии относимости контрактов к сопровождаемым. В частности, снижен порог сопровождаемых контрактов с 1 миллиарда рублей до 100 миллионов рублей, что существенно расширяет перечень сопровождаемых контрактов. В отношении большинства государственных контрактов вовсе отменен ценовой порог. В соответствии с ФЗ № 359-ФЗ в 2016 г. казначейскому сопровождению подлежат:

Читайте так же:  Преюдициальные факты

В целях реализации полномочий по сопровождению государственных контрактов было принято Постановление Правительства РФ № 70 от 4 февраля 2016 г., также утвержден Приказ министерства финансов № 213н от 25 декабря 2015 г. Кроме того, было опубликовано совместное Письмо Министерства финансов РФ и Федерального казначейства РФ № 02-03-08/19065, № 07-04-05/05-243 от 4 апреля 2016 г. «О казначейском сопровождении государственных контрактов, контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг» (далее – Письмо).

Согласно Письму Приказом № 213н от 25 декабря 2015 г. предоставлено два альтернативных способа санкционирования операций, применение каждого из которых определяет Министерство финансов РФ. В первом случае перечисление средств на основании платежного поручения юридического лица происходит в обязательном сопровождении Сведений о направлениях расходования целевых средств на 2016 г. на основании решения Министерства финансов РФ. Во втором случае, соответственно, санкционирование операций не требует Сведений о направлениях расходования целевых средств на 2016 г. При этом остается неясным вопрос о том, на чем должен основываться выбор Министерства финансов РФ, поскольку от этого зависит объем контроля Федеральным казначейством РФ и предмет его сопровождения.

Остаются открытыми множество вопросов, волнующих, в первую очередь, юридические лица, связанные с возможностью инициирования по результатам казначейского сопровождения административного производства, эффективностью механизма сопровождения государственных контрактов, относимости обязанности по открытию лицевых счетов аффилированными лицами, сроками и санкциями в процессе казначейского сопровождения.

После удачного, по мнению Министерства финансов РФ, применения казначейского сопровождения в 2015 г. «в пилотном режиме» было принято решение о введении института казначейского сопровождения также в ФЗ № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. (о гос. закупках) ч. 5 ст. 99, которая вступает в силу 1 января 2017 г. и предусматривает контроль Федеральным казначейством в сфере закупок (аналогичная конструкция обсуждается для введения в ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011г.). Так, Федеральное казначейство уполномочено осуществлять контроль за информацией об объеме финансирования, идентификационных кодах закупок, о планах-графиках, а также за самим протоколом определения поставщиков и информации, содержащейся в нем, условиям контракта. В случае выявления нарушений законодательства орган Федерального казначейства РФ направляет в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений для согласования протокол с выявленными нарушениями субъекту контроля, который должен устранить нарушения и пройти повторный контроль. Подконтрольный объект (информация) не подлежит опубликованию в информационной системе до момента устранения нарушения законодательства. Постановлением Правительства РФ № 1367 от 12 декабря 2012 г. утверждены Правила осуществления контроля, предусмотренные ч. 5 ст. 99 ФЗ 44-ФЗ 5 апреля 2013 г.

Ужесточение контроля в сфере гос.закупок и гос.контрактов, по большей мере, имеет положительный эффект, однако, к примеру, с 2016 г. стало невозможным извлечение прибыли от выделенных, но не израсходованных бюджетных целевых средств посредством открытия вкладов, вложения в ценные бумаги и иных способов.

Лилит Маилян, младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

Казначейское сопровождение государственных и муниципальных контрактов в 2019 году

В настоящее время регламент контроля по расходованию средств бюджета разного уровня становится особенно актуальным. Таким образом популярность набирает услуга по сопровождению контрактов как коммерческих, так и государственных.

Рассмотрим особенности сопровождения при проведении закупки для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. В общем порядке договорные отношения регламентируются главой 27 Гражданского кодекса РФ. В ней представлена информация о нюансах составления и содержании договора, порядке установления сроков оплаты, цены, периода действия.

Параграф 4 главы 30 ГК РФ регламентирует порядок поставки товаров, работ или услуг в рамках государственных или муниципальных нужд. Рассматриваются основания поставки, особенности заключения контракта, порядок исполнения, условия по оплате и возмещению убытков, оформление отказа от продукции.

Уполномоченным органов в статусе заказчика закупочной процедуры государственного или муниципального уровня является государство или местное самоуправление. Цель создания сопровождения контрактов – уменьшение рисков значительных потерь бюджетных лимитов.

Согласно законодательству РФ, сопровождение бывает двух видов – банковское и казначейское. Рассмотрим последний вариант.

Что это такое? Чем регламентируется? Как реализовывается? Ответы на данные вопросы, а также другая сопутствующая информация подробно представлена в статье.

Основы сопровождения госконтрактов Казначейством

Если рассмотреть нововведения законодательной базы относительно казначейского сопровождения, то ранее данный вопрос регламентировался только Федеральным законом №275 по деятельности в рамках выполнения заказов оборонного характера для государственных нужд.

В настоящее время для контроля за движением бюджетных лимитов на реализацию конкретной закупки используется казначейское сопровождение, действующее в регламентах Федерального закона №44.

Казначейское сопровождение – это эффективный элемент государственного контроля, который позволяет оценить степень расходования бюджетных средств, которые были направлены на исполнение определенных целей и задач вышестоящих органов. В данном случае к выделенным лимитам применяют определение целевых.

Таким образом, целевые бюджетные средства могут быть использованы только строго по назначению. Им может быть покупка определенным товаров, выполнение работ или оказание услуг для достижения целей по реализации конкретной закупочной процедуры.

Как уже было сказано выше, в госзакупках есть возможность использования банковского и казначейского сопровождения. Если в первом случае спецсчет для всех денежных переводов в рамках процедуры открывается в уполномоченном финансовом учреждении, то во втором получатели бюджетных средств открывают счета в Федеральном казначействе РФ.

Рассмотрим порядок действий поставщика в случае использования казначейского сопровождения.

Открытие счета

Чтобы открыть спецсчет для взаиморасчетов во время закупки, следует получить соответствующий нормативно-правовой акт от распорядителей бюджетных средств. В документе представлена информация о конкретном казначействе, сопровождающем контракт, и необходимости авансового платежа, а также его направленности.

Читайте так же:  Регистрация права собственности сроки
Видео (кликните для воспроизведения).

Распорядители обязаны предоставить регламентирующий документ по истечении 21 дня после даты заключения контракта.

Процедура открытия специального счета – простая и понятная. Для открытия необходим минимальный пакет документ – проект государственного контракта и заявление от юридического лица. Спецсчет для сопровождения будет открыт максимум через 2 дня после подачи заявки.

Оплата работ

Авансовый платеж исполнителю происходит через казначейство после принятия заявления. Зачастую денежные средства переводятся на открытые счета главного подрядчика в казначействе или счета его субподрядчиков. За редким исключением допускается перевод на банковские счета.

Целевые средства от заказчика могут быть перечислены только на расходы, предусмотренные в процессе исполнения контракта – закупка, зарплата, покупка необходимого ПО и так далее. Денежные средства не могут быть использованы в качестве взносов в уставной капитал, на покупку имущества другого юридического лица, как депозиты.

Банковские счета главного подрядчика могут быть использованы для перевода целевых средств на любые, регламентированные законодательством в контрактной сфере цели, кроме оплаты заработной платы или фактически выполненных работ).

Сроки перечисления денежные средств составляют 1-2 рабочих дня.

Этапы развития казначейского сопровождения представлены ниже на видео.

Какие существуют плюсы и минусы

Казначейское сопровождение является одним из ключевых способов анализа эффективности по расходованию бюджетных лимитов. Но процедура имеет как свои преимущества, так и недостатки. Минусы использования сопровождения от казначейства:

[3]

  1. Оформление дополнительного перечня документов. В обязательном порядке требуется подтверждение каждой поставки или услуги, что значительно усложняет участие в закупках.
  2. Не в каждом городе есть отделение Федерального казначейства. При отсутствии возможности использования электронного документооборота это принесет дополнительные временные затраты.
  3. Недостаточное осведомление сотрудников казначейства по нюансам предоставления сопровождения.

Но есть и положительные аспекты. К ним относятся:

  1. Практически полное отсутствие недобросовестных поставщиков.
  2. Открытость и прозрачность сделки, особенности при проведении закупок с большим количеством субподрядных работ.
  3. Гарантированное получение целевых средств под реализацию заказа.

Казначейский контроль в гособоронзаказе

По состоянию на 2019 год казначейского сопровождение гособоронзаказа является обязательной процедурой, которая регламентируется Постановлением Правительства РФ №1702 от 28 декабря 2018 года. Федеральное казначейство занимается отслеживанием всех денежных лимитов, выделенных на закупки в рамках гособороны.

Сопровождению подлежат все взаиморасчеты между заказчиками и исполнителями в рублевом эквиваленте, кроме следующих случаев:

  1. Министерство обороны РФ выступает в качестве заказчика.
  2. Наличие банковского сопровождения с открытием спецчета согласно регламентации Федерального закона №275.
  3. Заказчиками выступают органы внешней разведки, ФСБ, Росатом.
  4. Поставка ЖКХ, услуг связи и электроэнергии.
  5. При подписании контрактов с бюджетным учреждением федерального уровня согласно пункту 5 части 1 статьи 93 ФЗ №44.

Идентификатор госконтрактов

Идентификационный номер заказа при контрактах с казначейским сопровождением представлен комбинацией из 20 знаков и позволяет определить как сам проект, так и все этапы его выполнения, и расчетные операции.

Важно знать, что при проведении государственных или муниципальных закупок заказчик в обязательном порядке должен указывать данный идентификатор в счетах-фактурах.

Вебинар по казначейскому сопровождению представлен ниже.

Казначейское сопровождение

Письмо содержит два аспекта:

  • сообщение о необходимости дополнительно представить в составе месячной бюджетной отчетности на 01.11.2017 Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по определенным кодам счетов;
  • разъяснение порядка отражения в учете получателей средств федерального бюджета – государственных заказчиков и бюджетных (автономных) учреждений – исполнителей операций по контрактам, обеспеченным казначейским аккредитивом.

Учет казначейских аккредитивов

Казначейское сопровождение средств предусмотрено ст. 5 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и осуществляется по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 № 1552.

Средства, которые подлежат казначейскому сопровождению, перечислены в ч. 2 ст. 5 Закона № 415-ФЗ, среди них:

  • авансовые платежи по контрактам о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемым на сумму более 100 млн руб. Исключение – контракты в рамках государственного оборонного заказа, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ, контракты, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
  • авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемым на сумму более 100 млн руб. федеральными бюджетными или автономными учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии и субсидии на капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности;
  • авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках контрактов (договоров) на сумму более 100 млн руб.

Суть казначейского сопровождения состоит в том, что средства предоставляются из федерального бюджета под потребность после документального подтверждения исполнителем факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Это позволяет снизить количество контрактов, в которых предусмотрены авансовые платежи, снизить дебиторскую задолженность, обеспечить сохранность средств, сократить количество недобросовестных поставщиков (исполнителей, соисполнителей).

При казначейском сопровождении целевые средства перечисляются на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства (далее – ТОФК) в учреждениях Центрального банка РФ. При этом юридическим лицам – исполнителям контрактов в ТОФК открываются лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, на которых отражается зачисление и списание средств.

Целевые средства по расходам юридических лиц, отраженные на лицевых счетах, списываются в пределах суммы для оплаты обязательств после представления документов, подтверждающих возникновение этих обязательств. Порядок перечисления средств утвержден приказом Минфина России от 28.12.2016 № 245н. Территориальные ОФК санкционируют операции в соответствии с приказом Минфина России от 28.12.2016 № 244н.

На лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом главному распорядителю средств федерального бюджета (государственному заказчику), ТОФК осуществляет блокировку лимитов бюджетных обязательств на сумму казначейского аккредитива.

Читайте так же:  Возмещение расходов конкурсному управляющему

Если в рамках отдельного соглашения (контракта), который предусматривает перечисление целевых средств с применением казначейского аккредитива, юрлицом-исполнителем заключается договор с соисполнителем, ТОФК выполняет перевод казначейского аккредитива. На сумму переведенного аккредитива осуществляется блокировка неисполненного остатка.

Казначейский аккредитив (переведенный казначейский аккредитив) считается исполненным после подтверждения списания средств со счета, открытого сформировавшему аккредитив ТОФК.

В бюджетном учете получателя бюджетных средств (государственного заказчика) операции по контрактам, обеспеченным казначейским аккредитивом, отражаются записями:

От казначейского сопровождения к бюджетному мониторингу

Александр Юрьевич ДЕМИДОВ, заместитель руководителя Казначейства России, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ

В современных условиях ограниченности финансовых ресурсов акценты бюджетного менеджмента должны ставиться на усиление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. В статье рассмотрим роль Федерального казначейства в решении данной задачи.

Казначейство России в рамках реализации своих полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля (в предварительной и текущей формах) уже обеспечило документальный контроль за целевым использованием бюджетных средств. Это контроль за правильностью оформления всех документов, сопровождающих финансовые потоки, идущие от Министерства финансов РФ главным распорядителям бюджетных средств, затем получателям бюджетных средств, и перечисление ими средств контрагентам по своим обязательствам (доведение лимитов бюджетных обязательств, постановка на учет бюджетных обязательств, исполнение денежных обязательств).

Пока не будет достигнута цель

Необходима новая парадигма, при которой были бы созданы механизмы, позволяющие сопровождать контролем движение денежных средств от момента обоснования потребности в них и на всех последующих этапах. Это и определение начальной максимальной цены контракта, цены контракта с единственным поставщиком на закупку товаров, работ и услуг за счет этих средств, и их предоставление исполнителям (поставщикам) на всех стадиях выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров. Итогом применения новых механизмов должно стать создание запланированного объекта (оказание заявленных услуг и поставка запланированных товаров) с возможностью контроля фактов поставки товаров, оказания услуг и выполнения работ. При этом для обозначения средств, получаемых юридическими и физическими лицами в рамках исполнения государственных контрактов, а также контрактов, договоров и соглашений, денежным источником которых являются средства федерального бюджета, будем использовать термин «квазибюджетные средства».

Практика применения казначейского сопровождения на различных объектах позволила разработать и использовать следующие модели КС: КС с документальным контролем только авансов; КС с документальным контролем всей суммы контракта; КС с документальным контролем и контролем фактов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг только в рамках авансов; КС с документальным контролем и контролем фактов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в рамках всей суммы ГК; КС только средств, предоставляемых головным исполнителям и исполнителям первого уровня кооперации с обеспечением интеграции с банковским сопровождением исполнителей последующих уровней кооперации; КС концессионных соглашений. Наличие такого многообразия моделей говорит о том, что КС является достаточно гибким инструментом, позволяющим решать разноплановые задачи.

Если целью предоставления бюджетных средств (финансового обеспечения государственного контракта, субсидии, взноса в уставный капитал, бюджетной инвестиции и т. п.) является достижение конкретных результатов, то и государственный контроль должен распространяться на всех участников цепочки поставщиков товаров, оказания услуг и выполнения работ. Такой подход позволяет осуществлять государственный контроль использования бюджетных и квазибюджетных средств до того момента, пока цель не будет достигнута.

Одним из инструментов бюджетного менеджмента, который помог бы решить эти задачи, в настоящее время следует считать казначейское сопровождение (КС). КС — это инструмент бюджетного менеджмента в бюджетной и финансовой сферах, основный принцип действия которого заключается в проведении расчетов юридических (физических) лиц, получающих средства, источником которых является федеральный бюджет, на казначейских счетах с проведением соответствующих контрольных процедур и информированием об этих активностях заинтересованных сторон.

КС в зависимости от сферы применения можно классифицировать на два вида: «гражданское» казначейское сопровождение и казначейское сопровождение государственного оборонного заказа. В статье остановимся только на вопросах, касающихся «гражданского» КС, которое в зависимости от формы предоставления средств из федерального бюджета подразделяется на казначейское сопровождение средств государственных контрактов (ГК) и казначейское сопровождение субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, целевые межбюджетные трансферты (целевые средства).

Алгоритм казначейского сопровождения государственных контрактов состоит в том, что генеральный подрядчик и все его подрядные и субподрядные организации (участники кооперации генподрядчика), которые используют механизм авансирования по договорам, заключенным в рамках государственного контракта, открывают лицевые счета в органах Федерального казначейства (в данном алгоритме подрядчик является исполнителем для генподрядчика, субподрядчик — исполнителем для подрядчика). Оплата на счета генподрядчика, подрядчиков, субподрядчиков и поставщиков в коммерческих банках осуществляется казначейскими органами после получения документов, подтверждающих выполнение условий государственного контракта (контракта, договора) и их анализа на предмет соответствия планового и фактического назначения платежа. Для реализации этой схемы целесообразно адаптировать к казначейским технологиям аккредитивный механизм (например, новую форму расчетов — казначейский аккредитив). При этом плановое назначение платежа устанавливается как государственным заказчиком, так и генподрядчиком (по решению госзаказчика).

[1]

Для отнесения произведенных генподрядчиками, подрядчиками и субподрядными организациями расходов по контрактам и договорам к конкретному государственному контракту должен использоваться специальный маркер — идентификационный код государственного контракта, который обязателен для указания во всех документах, от контрактов и договоров до платежных поручений в банк. На основании этого маркера казначейство предоставляет информацию о проведенных платежах всем заинтересованным органам.

Данный алгоритм казначейского сопровождения государственных контрактов может быть расширен и углублен путем его распространения на все расчеты по контрактам и договорам (не только в рамках предоставленных авансов), применения процедур подтверждения объемов и качества выполненных работ, оказанных услуг, а также количества и качества поставленной продукции. Данную работу могли бы на себя взять органы Федерального казначейства в тесной кооперации со службами технического заказчика, авторского надзора и государственными контрольно-надзорными органами в сфере строительства. Данные условия казначейского сопровождения в обязательном порядке должны прописываться государственным заказчиком в государственном контракте.

Читайте так же:  Фальсификация подписи статья ук рф

Алгоритм казначейского сопровождения целевых средств должен предусматривать открытие счетов получателям этих средств в органах Федерального казначейства. В настоящее время существуют различные виды целевых бюджетных средств, которые можно условно объединить в две основные группы: целевые межбюджетные трансферты (субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты) и целевые средства, предоставляемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг (субсидии, бюджетные инвестиции и взносы в уставный капитал).

Данные виды целевых средств различаются в том числе и разрешенными направлениями их использования, которые для возможности осуществления казначейского сопровождения должны быть формализованы. Например, для межбюджетных трансфертов — в виде кодов целей, а для субсидий и бюджетных инвестиций — соответствующих кодов направлений использования. Варианты казначейского сопровождения должны учитывать эти особенности. Например, порядок казначейского сопровождения бюджетных инвестиций может быть аналогичным процессу сопровождения государственных контрактов, а для межбюджетных трансфертов следует учитывать, кто является администратором субсидии — уполномоченный орган субъекта РФ или муниципального образования.

По нашему мнению, решение данного вопроса возможно в рамках действующего законодательства. Правовая конструкция казначейского сопровождения основывается на правовых нормах Гражданского кодекса, Федерального закона № 44-ФЗ, ежегодно принимаемого федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, а также на положениях соответствующих нормативно-правовых актов Правительства РФ и уполномоченных органов исполнительной власти РФ.

Пять условий казначейского сопровождения

1. При предоставлении средств из федерального бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг, которые не являются участниками бюджетного процесса, счета для проведения и отражения операций с этими средствами открываются в органах Федерального казначейства (лицевые счета), которое обслуживается в Центральном банке.

2. Казначейство проводит платежи этих организаций на основании документов, подтверждающих факт выполнения работ, и/или поставки товаров, и/или оказания услуг (контракт, акт приемки-передачи, акт выполненных работ, счет, счет-фактура, накладная и т. п.).

3. Казначейство осуществляет перечисление средств после проведения процедур санкционирования (разрешение расходов после установления соответствия между плановым и фактическим назначением платежа). По отдельным решениям Правительства РФ может осуществляться расширенное казначейское сопровождение, включающее в себя контроль фактов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с их фотовидеофиксацией.

4. Каждому государственному контракту присваивается уникальный идентификационный код.

5. Казначейство формирует информацию об открытии счетов и проведенных платежах и предоставляет ее заинтересованным организациям (например, главному распорядителю бюджетных средств, госзаказчику, генподрядчику, контрольно-надзорным органам).

[2]

Данная правовая конструкция носит временный характер, так как КС применяется только в отношении средств, представляемых из федерального бюджета, а случаи и правила казначейского сопровождения регулируются ежегодно принимаемым законом о федеральном бюджете и соответствующим постановлением Правительства РФ. При этом, если будет признана необходимость применения КС на постоянной основе и масштабирования этой технологии на уровень субъектов РФ и муниципальных образований, данная правовая конструкция потребует соответствующей адаптации. Для этого необходимо будет регулировать КС посредством постоянных положений Бюджетного кодекса и Закона № 44-ФЗ.

Для прозрачности расчетов

Анализ правоприменительной практики КС показал, что применение этого инструмента только на стадии исполнения государственных контрактов и использования субсидий позволяет обеспечить прозрачность расчетов за счет формирования реестров кооперации исполнителей и реестров платежей, но не обеспечивает недопущение необоснованного завышения цен. Для решения задачи мониторинга ценообразования необходимо создание дополнительных инструментов, которые бы применялись не только на этапе исполнения, но и на этапах планирования, размещения заказа и определения условий предоставления целевых средств и их получателей. Необходимо управлять рисками приобретения ненужных для государства товаров, работ и услуг, рисками их приобретения по завышенным ценам, а также рисками неисполнения государственных контрактов и договоров (недостижения целей субсидирования) по причине ненадежности исполнителей.

Новая парадигма предполагает внедрение в деятельность государственных органов дополнительных инструментов, которые обеспечили бы межведомственное взаимодействие при достижении целей государственных программ, от планирования бюджетных расходов до введения в эксплуатацию законченных объектов, приемки качественных товаров и услуг в необходимом количестве. Совокупность данных инструментов с интеграцией механизма КС представляет собой так называемый бюджетный мониторинг, который должен сделать прозрачным весь жизненный цикл закупки (целевых средств) и обеспечить управление вышеназванными рисками.

Видео (кликните для воспроизведения).

На сайте журнала есть библиотека статей, посвященная казначескому сопровождению в целом, и отдельная страница, где собраны статьи о казначейском сопровождении контрактов.

Источники


  1. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.

  2. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.

  3. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.
  4. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.
  5. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.
Казначейское сопровождение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here