Категории объектов оказывающих негативное воздействие

Описание страницы: категории объектов оказывающих негативное воздействие - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Статья 4.2 7-ФЗ — Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

2. При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:

уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

классификация промышленных объектов и производств;

особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

3. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Категории объектов оказывающих негативное воздействие

Росприроднадзор разъясняет порядок категорирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054

Разъясняется, что к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) IV категории, относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории. К объектам IV категории при этом относятся объекты, которые оказывают меньшее по сравнению с объектами III категории негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, при отсутствии сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствии сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и при отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Требования к объектам, оказывающим НВОС, в зависимости от категории

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:
  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) (объекты I категории);
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).

В зависимости от присвоенной категории будут отличаться и требования к объектам оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

Категории объектов оказывающих негативное воздействие

Утверждены критерии, согласно которым классифицируются предприятия, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

01.10.2015 было опубликовано Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». Вступает в силу по истечению не менее 7 дней публикации.

Теперь в зависимости от вида деятельности, типа производства, установленного и применяемого оборудования определяется категория предприятия. А для тех, кто уже множество раз проштудировал критерии, рекомендуем открыть нашу специальную рубрику » Категоризация объектов «.

Итак, короткий обзор критериев:

К 1 категории относятся предприятия, занимающиеся непосредственно добычей сырой нефти, различных руд, производством кокса, нефтепродуктов, неметаллической минеральной продукцией (стекловолокно, керамические изделия, цементный клинкер, известь), бумаги, картона, целлюлозы, мяса и мясопродуктов, жиров, молочной продукции, разведением птицы, выращиванием свиней, металлургией, снабжением электроэнергией и газом, по обработке и утилизации отходов .

Данную категории определяют следующие виды деятельности: добыча сырой нефти, различных руд, производство кокса, нефтепродуктов, неметаллической минеральной продукцией (стекловолокно, керамические изделия, цементный клинкер, известь), бумаги, картона, целлюлозы, мяса и мясопродуктов, жиров, молочной продукции, разведение птицы, выращивание свиней, сбор и обработка сточных вод, металлургией, снабжением электроэнергией и газом, обработка и утилизация отходов, эксплуатация ядерных установок, но с более низкими мощностями, нежели у 1 категории. Отдельно выделены объекты, являющиеся:

Присвоение категории опасности для окружающей среды

Проблемы категоризации объектов НВОС

Постановка на учет и присвоение категории объекту позволяет предприятию минимизировать платежи за НВОС. Предприятия, имеющие только объекты IV категории освобождаются от платежей на НВОС (статья 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Сама по себе обязанность вытекает из статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
— объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Категории объектов введены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219, который дополнил Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» новой статьей 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с пунктом 1 этой статьи объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в зависимости от степени воздействия делятся на четыре категории:

  • I категория — объекты, оказывающие значительное НВОС;
  • II категория — объекты, оказывающие умеренное НВОС;
  • III категория — объекты, оказывающие незначительное НВОС;
  • IV категория — объекты, оказывающие минимальное НВОС.

Следует сразу заметить, что речь идет не о предприятиях и организациях, не о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, а именно и только об объектах.

Читайте так же:  Приказ о выплате заработной платы

Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду

Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает нам такое определение:
объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

[2]

Фраза «и (или) другой объект» фактически означает любой объект. Зачем законодателям понадобилась такая «мутная» формулировка? И зачем надо было тогда указывать «объект капитального строительства»?

А самое главное, это то, что в этом определении не расшифровывается сама суть фразы «оказывающий негативное воздействие на окружающую среду». А ведь в этом вся суть. Если объект оказывает НВОС, то ему присваевается категория, а если не оказывает, то и категория не присваевается.

Я не усматриваю за этим каких-либо глубоких замыслов законодателей, и списываю это на поспешность принятия законов.

Что же такое НВОС? В том же законе есть и такая формулировка:
«негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды».

И опять ничего конкретного. Тем не мнее, согласно презумции опасности для окружающей среду любой хозяйственой деятельности можно предположить, что НВОС оказывает любой объект, используемый (участвующий) в хозяйственой деятельности.

Как установить категорию объектов, оказывающих негативное воздействие

Категория объекта устанавливается на основании «Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», утвержденных Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.

Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).

Любопытно, что «Критерии» составлены так, что объекты, не имеющие «стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год» попадают под III категорию. Т.е. табачный ларек или детский сад формально следует отнести к III категории объектов НВОС!

Этот казус Министерство природных ресурсов России попыталось сгладить своими «рекомендациями» в Письме от 29 сентября 2016 г. № АА-03-04-32/20054:
«Таким образом, при соответствии подпункту «б» пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС«.

А в пояснениях от 6 декабря 2016 года говорится уже другое:
«Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется.
Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена

Это пахнет откровенным непрофессионализмом чиновников. Ну как теперь быть? Детский сад — это IV категория или никакая? А самое главное, какая разница?

Однако факт остаётся фактом. Российское законотворчество далеко от совершенства. Ведомство вынуждено латать фактически свои собственные огрехи и «притягивать за уши» различные формулировки. Ведь не секрет, что проекты подобных постановлений готовятся как раз в недрах МПР России и выходит, что министерство разъясняет потом то, что не смогло само точно сформулировать. И смех и грех.

Учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду

Государственный учет предусмотрен на двух уровнях – федеральном и региональном, в форме ведения государственных реестров. Реестры ведутся согласно «Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.

При определении поднадзорности объектов НВОС применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029).

Для постановки на государственный учет объекта НВОС составляется заявка по форме, утвержденной Приказом Минприроды №554 от 23.12.2015 г. «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействия не окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

Заявка подается в территориальный орган Росприроднадзора (для предприятий, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору), либо в Минприроды региона (для предприятий, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору).

Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора, либо с помощью размещенного в сети Интернет «Личного кабинета» природопользователя.

Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС выдается бессрочно, либо до внесения существенных изменений в производственный процесс.

Если заявка не подана в срок, то согласно статье 8.46 КоАП РФ предусмотрен штраф от 30 до 100 тысяч рублей. Это означает, что для предприятия важнее вовремя подать заявку, чем верно определить категорию.

Острый Вопрос в Экологии! Категоризация Объектов Негативного Воздействия!

Приветствую, уважаемые друзья! Сегодня мы поговорим об очередных глобальных изменениях экологического законодательства… что же предстоит сделать экологам предприятий в ближайшем будущем?

Заглянем в историю…

Так, в середине позапрошлого года был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ, которым были внесены значительные изменения в основной нормативный документ в рассматриваемой области — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ). Одним из изменений стало введение категоризации всех хозяйствующих субъектов в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:

1. объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) (объекты I категории);
2. объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
3. объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
4. объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).

Деление хозяйствующих субъектов на категории направлено на решение ряда задач, включая повышение уровня контроля за опасными производственными объектами и, наоборот, снижение уровня контроля за объектами, оказывающими минимальное НВОС, уменьшение неоправданных экономических издержек предприятий, снижение нагрузки на контролирующие органы и др.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ). В целях реализации указанного положения в 2014 г. Минприроды России совместно с другими ведомствами был разработан проект, а затем спустя некоторое время согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 были утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Читайте так же:  Лицензия на нотариальную деятельность

П.С: Как же подтвердить отнесение предприятия к нужной категории объектов, оказывающих негативное воздействие?

Так, согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, подлежат постановке на государственный учет ЮЛ и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией

В соответствии с п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

На основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ в течение 2 лет со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. до 1 января 2017 г.) юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие НВОС, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Постановка на государственный учёт объектов, оказывающих НВОС, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих НВОС, осуществляются без взимания платы.

Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Таким образом, на сегодняшний день форма заявки о постановке на государственный учёт, порядок создания и ведения Реестра и порядок формирования кодов объектов и присвоения их этим объектам не утверждены.

Предлагаем ознакомиться с информацией Минприроды России от 30.03.2016 г. по вопросу постановки на государственный учёт в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

Объекты НВОС без категории опасности

Экологическое законодательство Российской Федерации, на данный момент, допускает возможность эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) без постановки на государственный учёт, соответственно, без присвоения таким объектам категории опасности. При этом, присутствуют природоохранные требования к осуществлению хозяйственной деятельности на таких объектах.

Постановка на государственный учёт объектов НВОС производится путём внесения данных о них в государственный реестр объектов НВОС, в соответствии с «Критериями отнесения объектов НВОС к I, II, III и IV категориям опасности», утверждёнными постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 (далее — Критерии). В Критериях определены характеристики, в соответствии с которыми, объектам НВОС присваивается категория опасности. В случае, если уровень НВОС объекта хозяйственной деятельности ниже минимального, и его характеристики не соответствуют Критериям, такой объект является не подлежащим постановке на государственный учёт и не имеет категории. Какие последствия влечёт за собой такая ситуация? Какие природоохранные требования необходимо соблюдать на объектах без категории и какие перспективы развития экологического законодательства в отношении объектов без категории опасности? Предлагаем подробнее рассмотреть эти вопросы.

Итак, исходя из Критериев, к «безкатегорийным» объекты НВОС относятся при наличии таких характеристик, признаков:

• нет выбросов вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух (отсутствуют стационарные источники выбросов);

• нет сбросов вредных, загрязняющих веществ в системы водоотведения, канализации, в водные объекты (как поверхностные, так и подземные), в недра или на поверхность земли, водопользование производится только для бытовых нужд (примечание: если для объекта НВОС установлены нормативы допустимых сбросов (НДС), и/или при эксплуатации объекта НВОС используются локальные очистные сооружения — в соответствии с ПП РФ №644 от 29.07.2003, такое водопользование не подпадает под использование вод для бытовых нужд);

• на объекте НВОС не осуществляются виды деятельности, указанные в Критериях — пункты с первого по четвёртый, а также седьмой и восьмой.

Примерами «безкатегорийных» объектов хозяйственной деятельности могут служить административные, образовательные, социальные, некоммерческие, профсоюзные, прочие организации и учреждения офисного типа, а также садовод-огороднические товарищества.

Несмотря на то, что подобные объекты хозяйственной деятельности не подлежат постановке на госучёт, всё же, к ним применяются природоохранные требования, на ряду с прочими объектами НВОС, пусть и в меньшей степени — например на «безкатегорийных» объектах не проводятся плановые проверки, и это, пожалуй, единственный плюс «безкатегорийных» объектов, впрочем, не уникальный — с 1 января 2019 года, на объектах НВОС IV категории, плановые проверки также не проводятся. Мы уже рассматривали преимущества присвоения IV категории объектам НВОС в статье «Экология 2019 — объекты IV категории».

Основным направлением приложения внимания экологического надзора к «безкатегорийным» объектам хозяйственной деятельности является область обращения с отходами производства и потребления.

[3]

Следовательно, руководителям, ответственным должностным лицам предприятий, эксплуатирующим объекты НВОС без категории опасности, необходимо производить корректное и своевременное оформление документации по обращению с отходами, представлять её в органы государственного экологического надзора.

Полный список экологической документации и обязанностей в сфере обращения с отходами субъектов хозяйственной деятельности, эксплуатирующих объекты НВОС без категории опасности, выглядит следующим образом:

1. Паспорт отходов I-IV классов опасности, классификация образующихся отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО).

2. Журнал движения отходов — учёт всех действий с отходами на территории объекта НВОС.

3. Ежегодная отчётность по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

4. Соблюдение нормативов утилизации, иначе — уплата экологического сбора (для производителей и/или импортёров товаров).

5. Представление в региональный кадастр отходов сведений обо всех операциях предприятия с отходами производства и потребления, в соответствии с порядком, установленным исполнительными органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

6. Представление декларации и внесение платы за НВОС — в случаях, когда на территории «безкатегорийного» объекта образуются, помимо твёрдых коммунальных отходов (ТКО), иные виды отходов производства и потребления.

Напомним, что при обращении с ТКО — обязанность по внесению платы за размещение ТКО возложена на региональных операторов по обращению с ТКО.

Ещё один значимый аспект природопользования — использование водных ресурсов, и основными элементами пакета экологической документации «безкатегорийных» объектов в сфере водопользования является статистическая отчётность по Форме 3.1 и Форме 2-ТП (водхоз).

Форма 3.1 «Сведения, полученные в результате учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов» — оформляется ежеквартально, для объектов НВОС, потребляющих водные ресурсы — эксплуатирующих водозаборные скважины и прочие источники водных ресурсов. Представляется в территориальный орган Росводресурсов — Бассейновое водное управление.

Форма 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» — оформляется ежегодно, при любом из следующих условий:

Читайте так же:  Накопительный счет

• забор (изъятие) вод из природных источников водных ресурсов объёмом 50 м3 и более в сутки, за исключением сельскохозяйственных объектов;

• потребление вод из систем водоснабжения объёмом 300 м3 и более в сутки, за исключением сельскохозяйственных объектов;

• потребление вод из систем водоснабжения либо осуществление забора (изъятия) вод из водных объектов объёмом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции.

• наличие систем оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки, независимо от объёма забираемой воды.

Следует иметь ввиду, что указанные выше лимиты поддаются коррекции территориальными органами Росводресурсов, в зависимости от локальной водообеспеченности (приказ Росстата от 10.10.2009 №230).

Экологическое законодательство, по-прежнему, находится в динамической трансформации, продолжается экологическая реформа. Относительно объектов НВОС без категории опасности, следует отметить следующие тенденции изменений в правовом поле Российской Федерации — издано и проходит публичные обсуждения постановление Правительства РФ о внесении изменений в Критерии, и в случае принятия данного законодательного акта:

1. Объекты НВОС, эксплуатирующие природные источники водных ресурсов следует относить к объектам III категории, по признаку осуществления хозяйственной и/или иной деятельности на участках недр / с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Законом №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» и Водным кодексом РФ, соответственно.

2. Статус объекта НВОС без категории будет упразднён, и каждый объект НВОС будет подлежать внесению в государственный реестр объектов НВОС, с обязательным присвоением соответствующей категории опасности.

Актуальную информацию по данной, и прочим темам экологического законодательства, а также детальные инструкции по организации и улучшению экологической сферы Вашего предприятия, Вы можете получить от специалистов компании «ЭкоГрупп».

Консультации по телефону: +7-978-9-830-830.

Объекты III категории НВОС: требования к экологической документации

✚ Экологическая документация для объектов III категории от специалистов компании «ЭкоЭксперт» с опытом работы более 13 лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Распределение объектов по категориям в соответствии с негативным воздействием на окружающую среду происходит согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» и критериям, утвержденным в Постановлении № 1029-ПП РФ от 28.09.2015. К III категории относятся объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, причем к ним могут быть причислены предприятия почти любой сферы деятельности, не соответствующие критериям остальных трех категорий. Например, промышленные объекты с потенциально сильным вредным воздействием, если их производственные мощности фактически не дотягивают до категорий I и II, или, наоборот, небольшие объекты, слегка превышающие нормативы IV категории (минимальное НВОС).

После постановки на учет встает вопрос, какую отчетность должны разрабатывать и подавать юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие объекты III категории НВОС, поскольку законодательные требования, в зависимости от категории, заметно различаются.

Экологическая документация для объектов III категории

Чтобы хозяйственная деятельность на объектах III категории полностью соответствовала природоохранному законодательству, необходимо оформление целого пакета документации. Хотя воздействие на окружающую среду и признано незначительным, его необходимо подтверждать и контролировать.

  1. 1. Сдавать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (на основании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ст. 18 п. 5). Это:
    • журналы учета движения отходов (ежеквартально);
    • форма № 2-ТП(отходы) (статистика, ежегодно);
    • отчет субъектов малого и среднего предпринимательства (ТО МСП);
    • паспорта опасных отходов;
    • комплект отчетов по экологическому сбору для импортеров и производителей товаров;
    • информационные формы для внесения сведений в Сводный кадастр отходов г. Москвы (ежегодно).
  2. 2. Разработать программу производственного экологического контроля (согласно Приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74)
  3. 3. Составить отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
  4. 4. Подать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду для определения и внесения платы за НВОС.
  5. 5. Подать отчетность по форме № 2-ТП (воздух).
  6. 6. Провести инвентаризацию источников НВОС (не позднее 2 лет со ввода объекта в эксплуатацию).

Две основные сложности при ведении отчетности для объектов III категории:

  • специфика разработки и согласования каждого документа;
  • различные сроки подачи документации в согласующие органы.

Подача отчетности

При разработке и подаче отчетности нельзя не учесть и территориальное расположение предприятия, так как подача и согласование отчетной документации для Москвы и Московской области отличаются.

Разберем подробнее, куда и когда подается экологическая отчетность:

Ответственность

За несвоевременную сдачу отчетности при проверке грозит штраф (ст. 8.5 КоАП). Размер санкций для должностных лиц – от 3000 до 6000 руб., для юридических лиц – от 20 000 до 80 000 руб.

В связи с вступившим в силу Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 № 219-ФЗ произошли упразднения ряда природоохранных документов для объектов III категории.

Так, с 2019 года для объектов, имеющих III категорию НВОС, не нужно больше разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, также прекращается согласование и выдача нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Но на основании Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в новой редакции согласно ст. 15 п. 11 необходимо подавать в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Отслеживать все изменения в законодательстве и правильно применять действующие природоохранные нормы – задача квалифицированного специалиста-эколога.

Фото 1. Титульный лист программы производственного экологического контроля, разработанной для АО «Скинкеа» в 2019 г.

Опыт компании ООО «ЭкоЭксперт»

На данный момент ООО «ЭкоЭксперт» сопровождает около 30 компаний в области экологической отчетности, среди которых есть и объекты III категории НВОС.

Ярким примером выполненных работ по ведению предприятия с установленной III категорией в области охраны окружающей среды компанией ООО «ЭкоЭксперт» является АО «Скинкеа». В связи со вступившими в силу изменениями законодательства в 2019 году вопрос о том, как, в какие сроки и какую отчетность подавать, стоял очень остро. Но наши специалисты смогли решить эту задачу, подстроиться под изменения, разработать и подать отчетность вовремя, учитывая специфику предприятия.

Еще одним примером является постоянный клиент ООО «Мосасфальт-Н».

При работе с данным объектом нашими специалистами в процессе разработки отчетности и анализа данных была выявлена потребность в разработке и подаче отчета по форме 4-ОС. Данная работа была выполнена в рамках абонентского обслуживания на безвозмездной основе. Для нас важно учесть всю специфику работы предприятия и выполнить нашу работу качественно и вовремя.

Со стоимостью работ Вы можете ознакомиться в разделе «Прайс-лист». Будем рады работать с Вами!

Экология 2019 — объекты IV категории

В связи с требованием постановления Правительства РФ от 23.06.2016 №572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», природопользователи обязаны регистрировать эксплуатируемые объекты, с присвоением им соответствующей категории опасности. Предлагаем рассмотреть преимущества присвоения объекту IV категории.

Читайте так же:  Вексельное поручительство

Как мы видим, законом предусмотрен внушительный пакет экологических льгот для объектов IV категории, но также, присутствует рад обязательств, за нарушение которых, контролирующие органы вправе спросить по всей строгости не только Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и Уголовного Кодекса РФ.

Главной обязанностью, всех без исключения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является разработка паспортов на отходы I-IV классов опасности (ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Природопользователи обязаны, внутренними приказами и должностными инструкциями, определить должностных лиц, ответственных за экологическую безопасность на предприятии, безопасное обращение с отходами. В соответствии со ст.15 Закона №89-ФЗ — ответственные лица должны пройти обучение и иметь документы о дополнительном образовании или повышении квалификации в экологической сфере. Данные специалисты могут назначаться из состава штата, или же предприятие может делегировать экологическую ответственность сторонним специалистам. Без изменений остаётся и обязанность по ведению учёта образующихся и принимаемых отходов, с соблюдением регламентированной документации, а также составления статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы).

Статья 8.46 КоАП РФ:

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по представлению сведений для актуализации учётных сведений влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 30000 до 100000 рублей.

Хозяйствующие субъекты обязаны исполнять все предписания контролирующих органов об устранении обнаруженных нарушений, а главное — бережно относится к природе и её ресурсам, флоре и фауне, здоровью человека и экологической безопасности!

Специалисты компании «ЭкоГрупп» проводят ежедневные бесплатные консультации по телефону: +7-978-9-830-830. Узнайте больше об изменении экологического законодательства с 1 Января 2019 года.

Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к категориям

Требования к вашему объекту в зависимости от категории

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к соответствующей категории учитываются (п. 2 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ):

— уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

— уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

— классификация промышленных объектов и производств;

— особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Во исполнение указанных требований, принято Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. N 1029 утверждающее Критерии определения категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вступило в силу 11.10.2015 г.

Требования к вашему объекту в зависимости от категории представлены в следующих таблицах, разбитых по категориям.

I категория

К категории значительного НВОС относятся объекты наиболее опасных видов хозяйственной деятельности. Так же данная категория присваивается объектам НВОС в зависимости от объемов производимой ими продукции или проектной мощности (п.1 Критериев).

1) Объекты наибольшего негативного воздействия:
— по добыче сырой нефти и природного газа, в т.ч. переработке природного газа;
— по производству нефтепродуктов;
— по добыче и подготовке руд цветных металлов;
— по производству химических веществ, по обработке и утилизации отходов и т.д.
2) Объекты негативного воздействия определяемые в зависимости от объемов производства и проектных мощностей:
— производство стекла с проектной производительностью от 20 т/сутки;
— захоронение отходов IV и V классов опасности, включая ТКО от 20 т/сутки;
— производство кожи и изделий из неё с проектной мощностью от 12 т/сутки и т.д.

С 1 января 2015 г.:
1) Производственный экологический контроль (ПЭК).
Разрабатывается и утверждается программа ПЭК, осуществляется ПЭК, документируется информация и хранятся данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ).
2) НДТ.
Хозяйственная деятельность, отнесенная к категории наибольшего негативного воздействия, подлежит применению НДТ (п. 2 ст. 28_1 Федерального закона от 10.01.2002 г .№7-ФЗ).

С 1 января 2016 г.
Вносится плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п. 1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

С 1 января 2019 г.:

1) Получение комплексного экологического разрешения (п.1 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
2) Нормативы допустимых выбросов и сбросов.
При планировании строительства объектов, производится расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
3) Разработка технологических нормативов (п.1 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
4) Программа повышения экологической эффективности.
В обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов, если невозможно соблюдение данных нормативов (п.1 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
5) Разрабатываются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п.2 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

С 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.
Комплексное экологическое разрешение.
Обращение в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения (п.6 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

С 1 января 2020 г.

Плата за НВОС — (коэффициент 100)

Оплата в полной мере (коэффициент 100) — за превышение установленных для данных объектов объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п.5 ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

II категория

К категории умеренного НВОС относятся объекты менее опасных видов хозяйственной деятельности. Объекты с меньшими объемами производимой продукции или проектной мощности, чем у объектов I категории (подробнее см. п.2 Критериев).

Согласно п.3 Критериев в данную категорию входят следующие объекты:

— порты морского и внутреннего сообщения;

— объекты приема и отправки воздушных судов;

— объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.

1) Объекты умеренного негативного воздействия:
— эксплуатация ядерных установок;
— транспортирование по трубопроводам газа, нефти и продуктов их переработки;
— хранение отходов производства и потребления I-III классов опасности и т.д.
2) Объекты, негативного воздействия определяемых в зависимости от объемов производства и проектных мощностей:
— производство чугуна или стали менее 2,5 т/час;
— сбор и обработка сточных вод (систем канализации) менее 20 тыс. м(3)/сутки;
— производство мяса и мясопродуктов с проектной производительностью менее 50 т/сутки и т.д

С 1 января 2015 г.:
1) ПЭК.

Разрабатывается и утверждается программа ПЭК, осуществляется ПЭК, документируется информация и хранятся данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
2) НДТ.
Хозяйственная деятельность, отнесенная к категории наибольшего негативного воздействия, подлежит применению НДТ (п.2 ст.28_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

С 1 января 2016 г.
Вносится плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п. 1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Читайте так же:  Заболевания 3 группы инвалидности

С 1 января 2019 г.:

1) Комплексное экологическое разрешение.
Право получения комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ (п.12 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ).

2) Нормативы допустимых выбросов и сбросов.
При планировании строительства объектов, производится расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п.2 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

3) Представляется декларация о воздействии на окружающую среду (п.1 ст.31_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ).

4) Разрабатываются НООЛР (п.2 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).
5) Учет отходов.

Информация об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов включается в декларацию о воздействии на окружающую среду (п.4 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ);

6) Выбросы загрязняющих веществ.
Осуществляют выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании декларации о воздействии на окружающую среду (за исключением радиоактивных выбросов) (п.10 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ);

7) План мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС).
Разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды, если невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, на период их поэтапного достижения (п.1 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

С 1 января 2020 г.

Плата за НВОС — (коэффициент 100).
Оплата в полной мере (коэффициент 100) — за превышение указанных в декларации о воздействии на окружающую среду объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п.5 ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

III категория

К категории незначительного НВОС, относятся объекты эксплуатации исследовательских ядерных установок нулевой мощности или радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники 4 и 5 категорий (п.4 Критериев). Так же, согласно п.5 Критериев, к данной категории принадлежат объекты НВОС, не отнесенные к I, II и IV категориям.

Объекты, на которых оборудование используется для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов.

С 1 января 2015 г.
ПЭК.
Разрабатывается и утверждается программа ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

С 1 января 2016 г.
Плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п. 1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

С 1 января 2019 г.:
1) Плата за НВОС.

При исчислении платы за НВОС юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности)(п. 8 ст. 16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

2) Не рассчитываются нормативы допустимых выбросов и сбросов за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности)
(п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

3) План мероприятий по охране окружающей среды.
Разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды, если невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, на период их поэтапного достижения (п. 1 ст. 67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

4) Разработка ПНООЛР не требуется. Представляется в Росприроднадзор или уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ), т.е. разработка ПНООЛР не требуется.

5) Получение КЭР не требуется! Представляется в Росприроднадзор или уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ в уведомительном порядке отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при отсутствии радиоактивных выбросов получение комплексного экологического разрешения или заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются
(п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).

IV категория

Объекты НВОС относятся к категории минимального негативного воздействия по одному из 3 критериев:

[1]

1) Одновременное действия следующих условий:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды;

б) масса загрязняющих веществ в выбросах не превышает 10 т/год;

в) в составе выбросов отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивные вещества;

г) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения (за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся при водопользовании для бытовых нужд);

д) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (п.6 Критериев).

2) Осуществление деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, при условиях:

а) использование оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива (если тепловая мощность при потреблении газообразного топлива более 2 Гкал/час, объектотносится к III категории);

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ (п.7 Критериев).

3) Одновременное действия следующих условий:

а) использование оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов;

б) соответствие их требованиям вышеизложенного критерия 1. (п.8 Критериев).

1) Социально значимые сферы деятельности (производства, услуг).

2) Некоторые предприятия:
— опытного производства;
— научно-исследовательские институты;
— опытно-конструкторские бюро.

С 1 января 2015 г.
НЕ ТРЕБУЕТСЯ ПЭК.
Для объектов данной категории не требуется разработка программы ПЭК и осуществление ПЭК.
(п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
С 1 января 2016 г.
Плата за НВОС не вносится (п.1 ст.16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

С 1 января 2019 г.:
1) Не рассчитываются нормативы допустимых выбросов и сбросов (п. 5 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.
2) Не предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду (п. 12 ст. 31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
3) Объекты данной категории не подлежат плановым проверкам государственного экологического надзора осуществляемого в рамках государственного строительного надзора (п. 9 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
4) НЕ ТРЕБУЕТСЯ НООЛР.
Не требуется разработка НООЛР или представление в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.

  2. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.

  3. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
  4. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.
  5. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.
Категории объектов оказывающих негативное воздействие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here