Как прокуратура проводит проверки

Описание страницы: как прокуратура проводит проверки - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Проверки нарушений прокуратурой

Государственная прокуратура РФ – очень серьезный орган, который контролирует все другие надзорные организации и координирует их работу. На сайте генпрокуратуры находятся годичные графики плановых проверок предпринимателей всеми другими контролирующими органами. Именно с прокурором должны быть согласованы все остальные внеплановые проверки. Зато прокуратура, в свою очередь, уполномочена контролировать исполнение законов абсолютно в любой сфере. Вот почему прокурорская проверка – одно из самых ответственных испытаний для любого предприятия.

[1]

Впрочем, прокурор никогда не приходит просто так: для этого нужен веский повод, определенная негативная информация о бизнесе, для проверки которой и является представитель государственного органа.

Чем отличается прокурорская проверка от всех остальных? Какими рисками она может угрожать предпринимателю? Безграничны ли полномочия прокурора? Вся информация для предпринимателей – в этой статье.

Прокурорской проверке регламент не писан

Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось. Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:

  • Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
  • разъяснения Конституционного суда РФ;
  • документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.

Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.

  1. Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
  2. Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
  3. Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
    • постановление;
    • протест;
    • представление;
    • предостережение.

Прокурорская проверка плановой не бывает

Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:

  • недовольный клиент;
  • ваш контрагент;
  • правоохранитель;
  • любой бдительный гражданин.

Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.

ВАЖНО! Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора. Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.

Повод для визита

ФЗ «О прокуратуре», а также п.6 Приказа Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 г. ограничивают основания для прокурорских проверок поводами, подведомственными исключительно прокуратуре, то есть такими, которые не являются компетенцией других надзорных органов. Это могут быть подозрения:

  • в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих безопасности государства;
  • в нарушении миграционных законов и т.д.

Таким образом, прокуратура не может подменять своим контролем другие госорганы. Однако, поскольку в законе полномочия прокурора четко не ограничены, он может обратить внимание на любые нарушения законодательства – хотя бы для того, чтобы в результате передать их в соответствующее ведомство для последующего контроля и наложения наказания.

[3]

Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?

Довольно часто прокурорские проверки являются «по душу» тех предпринимателей, которые не смогли договориться со своими контрагентами. Для последних жалоба в прокуратуру становится отличной альтернативой судебному иску:

  • обращение в прокуратуру для заявителя бесплатно;
  • гарантирована быстрая реакция (максимум в месяц);
  • ответ прокурора должен быть обоснован, а значит, будет проведено серьезное разбирательство.

Если нарушение будет доказано, работники прокуратуры самостоятельно инициируют судебное разбирательство.

К СВЕДЕНИЮ! Просто так свести счеты с конкурентом, «натравив» на него прокуратуру, не стоит надеяться. За необоснованное заявление, которое не подтвердится в ходе проверки, можно привлечь клеветника к ответственности. А если в его заявлении намеренно используются обтекаемые формулировки по типу «есть основания предполагать», то ничто не мешает противнику, в свою очередь, подать жалобу, которая повлечет встречную проверку.

Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке

Что может делать представитель прокуратуры, явившись к вам с проверкой?

  1. Предъявив свое удостоверение, он может свободно перемещаться по всей территории проверяемой организации, входя в любые помещения.
  2. Получить для изучения требуемые материалы и документы.
  3. Запрашивать документы для более глубокого изучения.
  4. Беседовать с ответственными лицами и специалистами по поводу предмета проверки.
  5. Вызывать нужных лиц для дачи объяснений.

[2]

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Прокурор обязан уважать банковскую, налоговую и другие охраняемые законом тайны.

Советы проверяемым

Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.

Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.

Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:

  • предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
  • отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
  • прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.

Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.

Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.

Читайте так же:  Имущество индивидуального предпринимателя

Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.

Что в итоге?

Результаты проверки, в лучшем случае, выявят отсутствие нарушений, подозрения в которых стали поводом для визита. Но на практике такое случается нечасто. Предприниматель может получить от прокурора:

  • представление с требованиями об устранении нарушений;
  • предостережение (если есть подозрение, что правонарушение только готовится);
  • инициацию судебного разбирательства (о приостановке деятельности или ликвидации);
  • переадресацию к другому органу (если обнаруженные нарушения не в компетенции прокурора).

Форма составления этих документов не закреплена законодательно, прокурор может оформить результаты проверки в виде акта или простого письма.

ВАЖНО! Если предприниматель не согласен с реакцией прокурора, надо подать заявление в суд в течение 90 дней с даты получения решения (ст. 254 ГПК РФ). Внесудебные меры оспаривания действий прокуратуры неэффективны: можно пропустить сроки обращения в суд, ожидая решения вышестоящих органов прокуратуры.

Согласование внеплановой проверки с прокуратурой

soglasovanie_vneplanovoy_proverki_s_prokuraturoy.jpg

Похожие публикации

Проверки ИП и организаций различными госорганами могут быть как запланированными заранее (плановыми), так и не предусмотренными графиком проверок (внеплановыми). Порядок плановых и внеплановых проверочных мероприятий регулирует закон № 294-ФЗ от 26.12.2008, особенности проверок, проводимых некоторыми госорганами (госпожнадзор, лицензионный надзор, антимонопольный и др.) могут регулироваться и иными федеральными законами. В ряде случаев проверки вне графика требуют предварительного согласования с органами прокуратуры. О том, когда необходимо такое согласование внеплановых проверок, каковы его сроки и порядок обжалования, расскажем далее.

Когда необходимо согласование внеплановой проверки с прокуратурой

Внеплановые контрольные мероприятия могут проходить в виде документарных и выездных проверок. Документарная проверка проводится камерально — по месту нахождения проводящего ее госоргана. В ходе нее проверяющими рассматриваются имеющиеся у них материалы, акты предыдущих проверок ИП и организаций и т.д., запрашиваются необходимые документы и пояснения у проверяемых субъектов. Выездная проверка предполагает ее проведение по месту нахождения ИП или организации. Необходимость в ней возникает, когда документарной проверки недостаточно для оценки полноты и достоверности имеющихся сведений, а также, когда без визита невозможно проверить соответствие деятельности субъекта обязательным требованиям.

Согласно п. 5 ст. 10 закона № 294-ФЗ, согласование с прокуратурой внеплановых проверок юридических лиц, ИП обязательно при выездных мероприятиях, назначаемых по следующим основаниям:

причинение (или угроза причинения) вреда жизни, здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, памятникам истории, культуры, предметам и документам из Музейного и Архивного фонда РФ, ценным научным, историческим, культурным документам из национального библиотечного фонда, госбезопасности, угроза возникновения чрезвычайных техногенных и природных ситуаций (пп. «а», «б» п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ);

нарушение правил маркировки товаров (п. «г» п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ);

выявление при плановых рейдах, административных осмотрах и иных мероприятиях отклонений деятельности субъекта от утвержденных параметров, которые являются основанием для внеплановых проверок согласно положениям о конкретных видах госконтроля (пп. 2.1 п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Согласование проводится с органом прокуратуры, находящимся по месту ведения деятельности проверяемого ИП или фирмы.

Порядок согласования внеплановых выездных проверок с прокуратурой

Приказом Генпрокурора РФ № 93 от 27.03.2009 (ред. от 03.07.2015) утвержден Порядок согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. Цель такого согласования – оценка законности проведения проверок бизнеса госорганами, также прокуратура ведет учет внеплановых выездных проверок.

Органом госконтроля заполняется заявление о согласовании по типовой форме (утв. приказом Минэкономразвития № 141 от 30.04.2009), в котором указываются проверяемое лицо и основания проверки. Заявление направляется в прокуратуру заказным письмом, доставляется непосредственно в канцелярию или отправляется в электронном виде (при наличии ЭЦП) в день подписания распоряжения о проведении проверки. Обязательно приложение к заявлению — копия распоряжения и документы, подтверждающие наличие оснований для проверки вне графика.

Прокуратура обязана рассмотреть заявление в день его поступления. Не позднее следующего рабочего дня, по итогам рассмотрения выносится решение: согласовать выездную внеплановую проверку, либо отказать в таком согласовании. Отказ может последовать по различным причинам, например, если решение госоргана о проверке составлено с нарушением требований к его оформлению, или когда предмет планируемой проверки не соответствует полномочиям госоргана (все основания отказа перечислены в п. 11 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Если требуется незамедлительное проведение проверочных мероприятий (в случае причинения вреда, указанного в пп. «б» п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ), возможна внеплановая проверка без согласования с прокуратурой: проверяющий орган вправе приступить к ней, но при этом прокуратура должна быть извещена о проводимых контрольных действиях в течение суток. Решение о согласовании должно быть принято прокурором в день получения такого заявления и документов.

Принятое решение о согласовании (либо отказе в согласовании) оформляется прокуратурой в 2-х экземплярах и направляется заявителю по почте (заказным отправлением) либо электронно.

Если госорган, направивший заявление о согласовании, не согласен с принятым прокуратурой решением, он может обжаловать его вышестоящему прокурору или в судебной инстанции (п. 15 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Школу проверяет прокуратура

Полномочия прокуратуры достаточно широки. Она может проверять любую деятельность школы. Поэтому руководителю учебного заведения необходимо знать о правах и обязанностях прокуратуры при исполнении ею надзорных функций. О процедуре проведения проверки в школе и ее возможных результатах — в статье.

Основания для проведения проверки

Повод для проверки в школе — информация о фактах нарушений, требующих принятия мер прокурором. Она может поступать в виде заявлений, жалоб и ходатайств любых лиц. Это родители учеников, органы власти, коммерческие и общественные организации и иные лица.
Отметим, что существует практика планирования Генпрокуратурой РФ регулярных тематических проверок исполнения школами законодательства в масштабах всей страны. Поэтому проверка может также выполняться по поручениям генерального и иных вышестоящих прокуроров.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ

Прокуратура осуществляет, в частности, надзор за соблюдением:
— Конституции РФ и всех законов, действующих на территории РФ;
— прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Указанные полномочия органов прокуратуры приведены в статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 (далее — Закон № 2202-1).
При этом прокуратура действует независимо от каких бы то ни было органов власти (федеральных, местных или муниципальных), общественных объединений. И свои функции она должна выполнять в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Основание — пункт 2 статьи 4 Закона № 2202-1.
Таким образом, прокуратура может проверить, к примеру, как конкретная школа исполняет законодательство и соблюдает права и свободы учеников.

Читайте так же:  Переплата по налогу на прибыль

Что могут проверять
Проверке подлежат, например, вопросы соблюдения:
— прав школьников;
— законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и здоровье населения;
— законодательства о противодействии терроризму или экстремизму.
При этом прокуратура не подменяет собой другие контролирующие государственные органы. Она не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Однако прокуратура может уполномочить провести проверку деятельности школы иные государственные органы. Для этого, как правило, направляется обязательное для исполнения поручение. Так, если проверка касается вопроса использования бюджетных средств, ее по указанию прокуратуры может осуществить контрольно-ревизионное управление Минфина России. А если имеется информация о возможном совершении экономического преступления — служба по линии БЭП МВД России.

Права прокурора при проведении проверки
Прокурор при выполнении возложенных на него функций вправе:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения учреждения;
— иметь доступ ко всем документам и материалам;
— проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
— требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
— требовать проведения проверок и ревизий деятельности учреждений;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Основание — пункт 1 статьи 22 Закона № 2202-1.

Как проходит проверка
Уполномоченный прокурор на основании указания вышестоящего прокурора, планового задания или поступившего заявления лица направляет руководителю школы письмо. Оно оформляется на официальном номерном бланке. В этом письме прокурор сообщает о проведении проверки со ссылкой на ее основания.
При этом чаще всего он истребует объяснения и необходимые документы, поручает совершить определенные действия либо провести проверку по определенным фактам. Кроме того, в своем письме прокурор вправе обязать сообщить к установленному сроку о результатах предписанных действий либо вызвать к определенному времени и дате на прием.
При необходимости прокурор согласовывает время и дату посещения школы и личного ознакомления с интересующими его документами. По сложившейся практике при подобном визите он представляется, предъявляет служебное удостоверение и документ, являющийся основанием для проведения проверки. Хотя специально данные действия прокуроров законодательством не регламентированы.

Обязанности работников прокуратуры
Прокурор и следователь имеют право не давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов и не представлять их кому бы то ни было для ознакомления. Исключение — случаи, предусмотренные законодательством. Об этом говорится в пункте 2 статьи 5 Закона № 2202-1.
Тем не менее прокурорские работники обязаны осуществлять свою деятельность гласно. Они должны предоставлять возможность получения в законных пределах сведений о деятельности прокуратуры. Кроме того, при проведении проверок следует исключить случаи истребования лишних документов и сведений, не относящихся к предмету проверки.

Как отсрочить выполнение требований
Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. При этом статистическая и другая информация, любые справки, документы и их копии представляются безвозмездно.
Неисполнение законных требований прокурора, а также уклонение от явки по его вызову влекут наложение на виновное лицо денежного штрафа. Такая ответственность предусмотрена статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Но может так случиться, что школа не успевает в установленный срок представить затребованные документы или провести проверку. Тогда необходимо обратиться к прокурору с просьбой о продлении сроков.

Результаты проверки
Если в ходе проверки нарушения не обнаружены, об этом сообщается ее инициаторам и заинтересованным лицам.
В случае же выявления нарушений действующего законодательства прокурор:
— приносит протест об отмене незаконного правового акта;
— вносит представление об устранении выявленных нарушений, их причин и условий;
— выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица;
— направляет предостережение о недопустимости нарушений закона, которые могут произойти;
— возбуждает уголовное дело при выявлении признаков преступлений, предусмотренных законодательством;
— направляет и поддерживает иски в суде в защиту прав и свобод граждан (в случае если нарушение закона приобрело особое общественное значение).

Лицо, издавшее соответствующий правовой акт, должно рассмотреть протест в течение 10 дней с момента его поступления. Затем либо удовлетворить требование, либо оспорить его в суде.
А вот представление прокурора об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений. О результатах следует сообщить прокурору в письменной форме.
Предостережение в целях предупреждения возможных нарушений закона исполняется в установленный прокурором срок. Иначе должностное лицо, которому оно было направлено, может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Решение можно оспорить
Принятые в результате проверки решения и акты прокурорского реагирования могут быть обжалованы в суде. То же самое касается и незаконных действий (бездействия) прокурора.
Кроме того, школа в случае несогласия с требованиями, решениями и действиями проверяющих вправе обратиться к вышестоящему прокурору вплоть до генерального прокурора РФ.

Энциклопедия решений. Поводы для назначения прокурорской проверки

Поводы для назначения прокурорской проверки

Нормы закона N 294-ФЗ об основаниях для проведения плановых и внеплановых проверок не распространяются на прокурорские проверки (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Как правило, проверка назначается на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, п. 6 приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195, далее — Приказ N 195). Такую информацию могут содержать поступившие в прокуратуру письма, заявления, жалобы, в том числе коллективные, запросы (депутатские либо должностных лиц), обращения, направленные средствами массовой информации, или переданные устно на личном приеме (п.п. 1.9, 2.1 Инструкции N 45). Такая информация может быть самостоятельно обнаружена прокурорами в Интернете (п. 9 Справочника N 1 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 18.07.2013 N 295 «Об утверждении и введении в действие Временной инструкции по учету работы прокуроров в органах прокуратуры Российской Федерации», далее — Приказ N 295).

Читайте так же:  Квитанция это ценная бумага

Конституционный Суд РФ в постановлении N 2-П от 17.02.2015 (далее — Постановление 2-П) сформулировал дополнительные требования к такой информации о нарушениях: эти сведения должны указывать на признаки нарушений законов, которые нельзя подтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с соответствующим надзирающим государственным органом (абз. 2 п. 2 резолютивной части, абз. 3 п. 5.2 мотивировочной части). Закон о прокуратуре (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26) в редакции от 07.03.2017 учел требование КС РФ. Следовательно, прокурорская проверка может быть признана незаконной, если прокуратура не докажет наличие достаточных оснований для проведения проверки и не обоснует невозможность проведения проверки контролирующими органами в порядке Закона N 294-ФЗ (решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2015 по делу N А56-48737/2014, постановления Пятнадцатого ААС от 21.09.2015 N 15АП-12694/15, Двадцатого ААС от 20.10.2015 N 20АП-3786/15, от 16.10.2015 N 20АП-4577/15 и от 01.06.2015 г. N 20АП-2269/15, Десятого ААС от 26.08.2015 N 10АП-7719/15, Девятнадцатого ААС от 18.08.2015 N 19АП-3960/15).

Анонимное сообщение также может являться поводом к проведению проверки. Если в поступившем обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, то ответ на обращение не дается (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», абз. 4 п. 2.8 Инструкции N 45). Однако анонимное обращение является достаточным основанием для проведения проверки прокуратурой (решения АС Челябинской области от 04.03.2015 по делу N А76-1008/2015, АС Ставропольского края от 24.02.2015 по делу N А63-10324/2014; АС Приморского края от 19.11.2014 по делу N А51-17835/2014; постановления ФАС Центрального округа от 30.07.2013 N Ф10-2158/13; ФАС Уральского округа от 15.02.2013 N Ф09-13176/12; Третьего ААС от 15.10.2015 N 03АП-4931/15, Двадцатого ААС от 23.12.2014 N 20АП-5564/14, Восемнадцатого ААС от 17.06.2013 N 18АП-4211/13, противоположные решения — постановления Двадцатого ААС от 16.07.2015 N 20АП-3602/15, АС Центрального округа от 19.03.2015 N Ф10-426/15). То же относится к фальшивым сообщениям (апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 04.07.2012 по делу N 11-12599).

Кроме того, в качестве повода для прокурорских проверок используются материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской практики, указания вышестоящих прокуратур (решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 03.02.2015 по делу N 2-228/2015), а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона (п. 6 Приказа N 195).

Значительная часть проверок проводится на основании собственных планов работы прокуратур на ближайший календарный период (п. 1 Справочника N 1 Приказа N 295, постановление Восемнадцатого ААС от 07.04.2014 N 18АП-2321/14). Такие планы являются служебными документами, доступ к которым закрыт.

В силу п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не вправе подменять иные государственные органы. Поэтому проведение прокурорами проверок в отношении одних и тех же организаций незадолго до либо сразу после проверок органами контроля не поощряется. В целях защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности при организации прокурорских проверок прокурорам необходимо учитывать ранее проведенные внеплановые и плановые проверки (п. 3.1 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 N 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее — Приказ N 93), предварительно изучать ежегодный Сводный план проведения плановых проверок, а также данные о внеплановых проверках (абз. 11 письма Генеральной прокуратуры России от 20.07.2012 N 76/2-146-2012 «Об упорядочении направления поручений о проведении проверок в федеральные контролирующие органы», далее — Письмо N 76/2-146-2012).

Проверки могут быть приурочены к определенным событиям общественной жизни. Например, в период проведения избирательных кампаний прокуроры уделяют повышенное внимание вопросам соблюдения законодательства о выборах и о проведении публичных мероприятий (п. 7.3 Приказа N 195).

Кроме того, проверка может назначаться, если имеется соответствующее задание или указание вышестоящей прокуратуры, поручение Президента РФ или Председателя Правительства РФ (п.п. 2, 10, 11 Справочника N 1 Приказа N 295). Наконец, поводами к назначению сплошных или выборочных проверок в определённой сфере могут являться различные события, вызвавшие общественный резонанс и критические выступления в СМИ (например, пожар в доме-интернате, повлекший человеческие жертвы и т.п.).

До появления правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной им в Постановлении N 2-П, отсутствие информации о нарушении закона в отношении конкретного юридического лица или предпринимателя не свидетельствовало об отсутствии законных оснований для проведения прокурором проверки (постановления Шестого ААС от 19.02.2013 N 06АП-206/13; Второго ААС от 14.08.2009 N 02АП-3386/2009). Прокурорский надзор действует независимо от наличия информации о нарушении законов, с целью их предотвращения (постановления Двенадцатого ААС от 07.11.2013 N 12АП-8871/13; Шестого ААС от 02.08.2013 N 06АП-3515/13; Московского городского суда от 28.03.2012 N 4а-3525/11). Обратные решения были чрезвычайно редки (см. постановление Тринадцатого ААС от 09.04.2014 N 13АП-3057/14, решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 27.01.2012 по делу N 2-83/2012).

Подобные решения появляются и после Постановления N 2-П. Так, в постановлении Семнадцатого ААС от 13.10.2015 N 17АП-12772/15 суд указал, что надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно, и на основании п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре ей не обязательно ждать поступления обращений заинтересованных лиц, чтобы начать проверку, а на таком направлении, как соблюдение законодательства о промышленной безопасности, прокурорский надзор действует независимо от наличия информации о нарушении законов, с целью их предотвращения; в Апелляционном определении от 04.06.2015 по делу N 33-3813/2015 СК по гражданским делам Оренбургского областного суда установил, что прокурор может осуществлять и самостоятельный надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Таким образом, обычно факт проверки для субъектов проверки становится полной неожиданностью, хотя в некоторых случаях ее назначение можно предугадать.

Основание для назначения проверки должно быть указано в мотивированном решении прокурора о проведении проверки, подлежащем доведению до сведения проверяемого лица (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, абз. 2 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П, см. также типовую форму решения о проведении проверки, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17.03.2017 N 172, далее — Приказ N 172). То же относится к решению прокурора о расширении оснований (следовательно, и пределов) проверки (абз. 2 п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, абз. 5 п. 5.2 мотивировочной части Постановления 2-П, см. также типовую форму решения о расширении предмета проверки, утв. Приказом N 172).

Читайте так же:  Система управления охраны труда

Кроме того, недопустимо проведение повторных проверок одного и того же лица по одним и тем же основаниям, за исключением проверок устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки, и по которым прокурором было внесено представление (п. 12 ст. 21 Закона о прокуратуре (абз. 4 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П), и проверок, которые проводятся по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (абз. 2 п. 12 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Прокурор вправе не проводить самостоятельно проверку по поступившим в прокуратуру материалам, а потребовать ее проведения от органов государственного контроля (надзора) (абзац 3 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре, п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Такое требование оформляется поручением прокурора о проведении проверочных мероприятий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя (внеплановой проверки).

Поручение, направленное в органы контроля, поднадзорные городским и районным прокуратурам, подписывает только прокурор города (района);

направленное в органы контроля (надзора) субъектов РФ и территориальные подразделения федеральных органов контроля в субъектах РФ — прокурор субъекта РФ или его заместитель;

направленное в органы контроля в федеральных округах — начальник управления Генеральной прокуратуры РФ или его заместитель;

поручение руководителям федеральных органов контроля направляется только через Генеральную прокуратуру РФ (п. 3.1 Приказа N 93).

Поручение должно содержать основания и подлежащие проверке вопросы (абз. 4 Письма N 76/2-146-2012). Такая внеплановая проверка проводится по правилам Закона N 294-ФЗ (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ), причем должностные лица органов контроля обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок незамедлительно (п. 4 ст. 22 Закона о прокуратуре). Руководитель органа государственного контроля на основании требования прокурора издает приказ о проведении внеплановой проверки, который является самостоятельным основанием для ее проведения (п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Уведомление организации (индивидуального предпринимателя) об этой проверке осуществляется по правилам ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Прокурорская проверка: что это такое и что с этим делать?

Прокуратура осуществляет проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.
Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором. Повод для проведения проверки – обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.
Решение о проведении проверки принимает прокурор или его заместитель, которое доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня ее начала, решение о расширении предмета проверки или о начале новой – не позднее дня принятия. В решении указываются цели, основания и предмет проверки.

Предмет проверки:
Закон относит к подведомственности прокуратуры все то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов, так как органом прокуратуры запрещено подменять другие контролирующие органы.

Срок проверки:
По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях он может быть продлен:
— первоначально по решению прокурора или его заместителя не более чем на 30 календарных дней;
— в дальнейшем по решению Генерального прокурора РФ или уполномоченного им заместителя – еще не более чем на 30 календарных дней.
В срок проведения проверки не включается:
— срок, на который проверка приостанавливалась;
— срок между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, и датой их представления;
Прокурор при проведении проверки вправе:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
— иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других лиц необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений;
— требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Срок, в течение которого вы обязаны предоставить запрашиваемые документы:
В течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:
— для решения вопроса об уголовном преследовании;
— для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

Можно ли ознакомление с материалами проверки?
Коротко и ясно об этом сказано в Приказе Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 – «Прокурорский надзор осуществлять гласно», то есть открыто.
При этом, ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Здесь следует заметить, что ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» позволяла отказывать прокуратуре в ознакомлении с материалами проверки, но Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П она признана несоответствующей Конституции РФ «постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы».
Иными словами, граждане в праве знакомиться с материалами проверки, за исключением документов, обладающих особым статусом (например, гостайна).

Результаты проверки:
Прокурорская проверка может не выявить нарушений.
В случае выявления нарушений прокурор вправе:
— внести протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина;
— внести представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина;
— вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
— вынести предостережение о недопустимости нарушения закона.

Читайте так же:  Контроль за экономической концентрацией

Что делать?
Советы на все случаи жизни дать невозможно. Поэтому, предлагаем рассмотреть наиболее возможные ситуации:

Прокурор (его помощник) пришел в офис.
Прокурор обязан предъявить удостоверение и предъявить решение о проведение проверки.
Свяжитесь с юристом либо адвокатом и пригласите его для участия в процедуре проверки.
Обеспечьте видео- или аудиозапись процесса проверки в своем офисе.

Прокурор вправе требовать предъявления ему документов в соответствии с предметом проверки. Если он запрашивает документы, которые не относятся на ваш взгляд к сути проверки или его компетенции, то:
Вариант 1: предоставить эти документы и в последующем обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд.
Вариант 2: отказать в предоставлении этих документов. После возбуждения дела об административном правонарушении (неисполнение законных требований прокурора) доказывать незаконность этих требований.
Совет: ни в коем случае насильственно не препятствовать получению документов прокурором, т.к. это может вылиться в возбуждение уголовного дела.

Прокурор просит предоставить «все документы за три года».
Вариант 1: предоставить эти документы, а потом думать о необходимости обжалования этого требования в суде.
Вариант 2: отказать и потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов. Требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. В этом случае отказ с указанием причин оформить письменно и направить в прокуратуру, указав, что после конкретизации перечня документы будут предоставлены.

Прокурор просит открыть сейф, допустить к бухгалтерской электронной базе и предоставить доступ к финансовым документам, за сохранность которых по закону несут ответственность руководитель и бухгалтер организации, а их в это время в офисе нет.
Вариант 1: отказать в предоставлении документов, объяснив причину, взять обязательство предоставить эти документы после возвращения указанных лиц. Отказ лучше оформить письменно и вручить прокурору под роспись либо иным способом, позволяющим отследить получение прокурором этого документа. Это позволит избежать административной ответственности за неисполнение требований прокурора, так как в данном случае отсутствует вина (непредставление документов связано не с вашими действиями, а с объективными причинами)
Вариант 2: предоставить эти документы, с последующим обжалованием этих действий в суде.

Прокурор хочет опросить сотрудников организации.
Вариант 1: хотеть не вредно, но статью 51 Конституции РФ пока никто не отменял («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников»)
Вариант 2: дать объяснения.
Совет: перед дачей объяснений обязательно проконсультируйтесь с адвокатом или юристом, лучше объяснения давать в его присутствии.

Прокурор в ходе опроса задает вопросы, не относящиеся к предмету проверки.
Вариант 1: отвечать на них.
Вариант 2: отказаться отвечать на них, обязательно письменно отразив в этой части свои замечания в опросном листе.

Прокурор хочет забрать оригиналы документов из офиса.
Совет: обязательно составить список передаваемых документов и передать их под роспись.

Прокурор требует предоставить ему копии документов в короткий неисполнимый срок (принести документы в прокуратуру или подготовить их к его приезду).
Совет: предоставить документы, которые успели фактически приготовить, в остальной части письменно уведомить об объективных причинах невозможности исполнить требование прокурора в полном объеме, указав срок, в который вы сможете уложиться.

Прокурор требует предоставить ему доступ к компьютерным базам.
Вариант 1: предоставить такой доступ.
Вариант 2: отказать, указав, что такие полномочия ст. 22 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» не предусмотрены. Прокурор вправе требовать материалы и документы. Документы на электронных носителях могут быть распечатаны и переданы на бумажном носителе.

Прокурор, получив документы и обследовав помещение, исчез на месяц.
Вариант 1: ждать, когда он вам соизволит сообщить о результатах.
Вариант 2: обратиться письменно со ссылкой на Постановление КС РФ и на законно Прокуратуре в прокуратуру с ходатайством об ознакомлении с материалами проверки и ее результатами.

Вы получили от прокурора представление, предостережение.
Вариант 1: если вы согласны с тем, что действительно в вашей работе были нарушения, необходимо устранить их и в месячный срок сообщить прокурору о результатах.
Вариант 2: если вы не согласны с актом прокурорского реагирования, необходимо обжаловать его в суд. Здесь необходимо иметь в виду, что действия и решения прокурора по такой проверке оспариваются в порядке административного судопроизводства, такое заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с момента совершения действия или получения решения прокурора. Внесудебный порядок обжалования действий и решений нижестоящих прокуроров неэффективен, ожидая реакции вышестоящего прокурора, можно пропустить срок судебного обжалования.

Если Вас позвали в прокуратуру для дачи объяснений, что делать?
В первую очередь, следует отметить, что вызов для беседы должен быть документально оформлен: либо повесткой, либо требованием о явке Вас или представителя организации в тексте поступившего письменного запроса. Устные приглашения явиться в прокуратуру не являются основанием для дачи объяснений по поставленным вопросам.
Помните, что вы можете отказаться от дачи объяснений.

Надеемся, наша информация была полезной для Вас. Самое главное правило – это соблюдение норм действующего законодательства, и тогда никакие проверки Вам не будут страшны.

С уважением,
заместитель генерального директора
ООО «Центр юридического сопровождения «Авега»
Н.О. КУРБАТОВА
Материал подготовлен с помощью СПС «Консультант Плюс».

Видео (кликните для воспроизведения).

И.А.«Светич»
Журнал «Нивы России» №8 (152), сентябрь 2017

Источники


  1. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.

  2. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.

  3. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.
  4. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
  5. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.
Как прокуратура проводит проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here