Государственная регистрация сервитута

Описание страницы: государственная регистрация сервитута - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Статья 52. Особенности осуществления государственной регистрации сервитута

Статья 52 . Особенности осуществления государственной регистрации сервитута

См. комментарии к статье 52 настоящего Федерального закона

1. Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.

2. В случае, если заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается при наличии согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие указанных органа государственной власти или органа местного самоуправления.

>
Особенности осуществления государственной регистрации ипотеки
Содержание
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 27. Государственная регистрация сервитутов

Статья 27. Государственная регистрация сервитутов

Статья 274 ГК РФ устанавливает такой вид вещного права как сервитут, который представляет собой право ограниченного пользования земельным участком, обременяющее чужой земельный участок и устанавливаемое либо по соглашению между собственниками по требованию одного из них, либо соглашением между собственником и землепользователем или землевладельцем. Сервитут необходим для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, обеспечения водоснабжения и мелиорации, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут по аналогии с иными вещными правами (арендой, ипотекой) на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в виде ограничения (обременения) земельного участка и вступает в силу после такой регистрации. Наличие зарегистрированного в установленном порядке сервитута имеет существенное значение при совершении сделок с земельными участками, например, при переходе права собственности на земельный участок покупатель будет уведомлен об ограничении в использовании приобретаемого земельного участка. Статья 23 Земельного кодекса РФ закрепляет два вида сервитута — публичный и частный.

В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи заявителем при государственной регистрации сервитута может быть либо собственник земельного участка, либо лицо, в пользу которого установлен сервитут, но последний в обязательном порядке должен предоставить соглашение о сервитуте. Основаниями для регистрации частного сервитута могут быть либо соглашение между лицами, владеющими смежными земельными участками, либо решение суда об установлении сервитута. При регистрации публичного сервитута основанием является заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления с представлением надлежащим образом заверенной копии решения об установлении сервитута на земельный участок. Обязательным приложением к документам основаниям и заявлениям является кадастровый паспорт, на котором обозначена сфера действия сервитута или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

В документах об установлении сервитутов должны быть указаны его наименование и содержание, площадь распространения сервитута, кадастровый номер участка, в пользу которого установлен сервитут, и кадастровый номер участка, на котором он установлен, дата начала сервитута, срок, на который он установлен (при временном сервитуте), плата за пользование чужим участком (если она установлена). Документы, представленные на регистрацию, должны быть заверены собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) обоих соседних участков. Прекращение сервитута также подлежит государственной регистрации. Об этом вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр прав.

Государственная регистрация сервитута

Опубликовано admin

в 07.06.2019

Определение частного и публичного сервитута

Точная формулировка термина «сервитут» дана в ст. 274 ГК России. В соответствии с ней, сервитут — это возможность ограниченно пользоваться соседским земельным наделом, но обязательно при наличии объективных причин.

На практике, сервитут — письменное соглашение, имеющее добровольный характер, которое подлежит государственной регистрации как и любое другое ограничение права. Т.е. предоставить сервитут можно только добровольно: этот тезис прописан как основное и неизменное условие регистрации права сервитута.

Это определение справедливо и для публичного сервитута с той лишь разницей, что соглашение о частном обременении устанавливается между гражданами в своих интересах, а о публичном — между муниципалитетом или органом госвласти для удовлетворения общественных или государственных нужд.

Соглашение об установлении частного сервитута земельного участка может устанавливаться как за уплату соразмерной суммы или без неё (зависит от решения соседа-землевладельца).

При установлении обременения на надел права его владельца не исчезают: он также может распорядиться им в соответствии со своими нуждами. К тому же, при перемене владельца надела обременение переходит к нему на прежних условиях.

Порядок государственной регистрации сервитута на земельный участок

Государственная регистрация сервитута осуществляется как госрегистрация иных прав. Для того, чтобы подать заявление на госрегистрацию обременения на земельный надел, нужно обратиться с собранными по установленному перечню документами самостоятельно или (передав своё право) через представителя в Росреестр.

Сделать это можно следующим образом:

  1. Воспользовавшись сервисом, предоставляемым Почтой. При выборе этого варианта потребуются некоторые финансовые затраты: отправление должно быть с описью вложения, заявление — распечатано, заполнено по правилам, удостоверено, а все отсылаемые копии документов — также соответствующим образом заверены;
  2. Придя на приём к специалисту в МФЦ. Уже на этом этапе некоторые заявители готовы оплатить недешёвые услуги поверенного из-за опасения длительных очередей и нехорошего отношения со стороны сотрудников учреждения. Эта позиция не оправданна: внутренний регламент говорит о правиле приёма заявителя в течении 15 мин. после регистрации его в электронной очереди (получения талона). А оценить уровень профессионализма обслуживающего специалиста можно воспользовавшись специальным сервисом, информация о котором размещена на столе каждого сотрудника.
Читайте так же:  Экспертиза нетрудоспособности приказ

Инициировать процедуру госрегистрации может любая сторона достигнутого соглашения. Стоимость процедуры госрегистрации для физлиц составляет 1 500 руб., для юрлиц — 6 000 руб.

Предельное время осуществления госрегистрации обременения — 7 раб. дней. При обращении в МФЦ срок увеличится ещё на 2-3 дня.

Государственная регистрация сервитута осуществляется как госрегистрация иных прав.

В этот срок специалистом Росреестра может быть утверждено одно из нескольких вариантов результата:

  • успешная регистрация;
  • отказ в дальнейшем проведении госрегистрации;
  • прекращение регпроцедуры.

Какие документы нужно предоставить?

Вместе с заявлением регистратору понадобятся следующие документы:

  • паспорта сторон соглашения об обременении надела;
  • квитанция об оплате полного размера госпошлины (не обязательна);
  • само добровольное соглашение об обременении;
  • документ судебного органа — если владелец надела не желает участвовать в заключении соглашения;
  • бумага о согласии иных заинтересованных граждан (например, супруга/супруги землевладельца);
  • техническая документация на надел (может понадобится регистратору);
  • доверенность (если участвует поверенный); и т.д.

Разграничение границ земельных участков проводится совместно с соседями-смежниками, но случается и так, что межевание соседи не подписывают, тогда инициаторам межевых работ придётся действовать иным путём.
Обязательно ли проводить межевание земельного участка . Это важный вопрос для землевладельцев.

Причины приостановления регистрации сервитута

Положения закона N 218-ФЗ «О госрегистрации недвижимости» включают в себя перечень обстоятельств, наличие которых ведёт к приостановлению госрегистрации:

  • лицо, записанное в заявлении как владелец надела, им не является либо его права ограничены;
  • подавшее заявление лицо — не сторона соглашения;
  • если новое обременение будет преградой реализации уже существующих прав;
  • если законодательством не предусмотрен такой вид обременения;
  • документы на регистрацию поданы не все;
  • поданные документы — подделки или очень старые;
  • документы содержат визу неправомочного специалиста;
  • ответ на межведомственный запрос специалиста не поступил к нужному сроку или оказался отрицательным;
  • если выяснится, что в Росреестр уже поданы документы для перехода прав на тот же надел, или установления над ним какого-либо ограничения;
  • если соглашение об обременении будет признано недействительным решением полномочного органа;
  • сделка является ничтожной;
  • если регистратор получит акт полномочного органа арест надела;
  • если информация из документов расходится с данными из ЕГРН;
  • если при уведомлении землевладельца о проведении госрегистрации обременения окажется, что соглашение он не подписывал.

Мнение юриста по поводу сервитута за пользование земельным участком:

Регистрация обременения — приобретение возможности пользоваться чужим наделом, соблюдая нормы права.

О порядке оспаривания кадастровой стоимости земельного участка читайте в этой нашей статье.

За дополнительной информацией по данному вопросу обращайтесь в рубрику «Земельный участок» по ссылке.

Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-31-45 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-78-23

[2]

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Статья 27. Государственная регистрация сервитутов

Статья 27. Государственная регистрация сервитутов

Статья 274 ГК РФ устанавливает такой вид вещного права как сервитут, который представляет собой право ограниченного пользования земельным участком, обременяющее чужой земельный участок и устанавливаемое либо по соглашению между собственниками по требованию одного из них, либо соглашением между собственником и землепользователем или землевладельцем. Сервитут необходим для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, обеспечения водоснабжения и мелиорации, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут по аналогии с иными вещными правами (арендой, ипотекой) на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в виде ограничения (обременения) земельного участка и вступает в силу после такой регистрации. Наличие зарегистрированного в установленном порядке сервитута имеет существенное значение при совершении сделок с земельными участками, например, при переходе права собственности на земельный участок покупатель будет уведомлен об ограничении в использовании приобретаемого земельного участка. Статья 23 Земельного кодекса РФ закрепляет два вида сервитута — публичный и частный.

В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи заявителем при государственной регистрации сервитута может быть либо собственник земельного участка, либо лицо, в пользу которого установлен сервитут, но последний в обязательном порядке должен предоставить соглашение о сервитуте. Основаниями для регистрации частного сервитута могут быть либо соглашение между лицами, владеющими смежными земельными участками, либо решение суда об установлении сервитута. При регистрации публичного сервитута основанием является заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления с представлением надлежащим образом заверенной копии решения об установлении сервитута на земельный участок. Обязательным приложением к документам основаниям и заявлениям является кадастровый паспорт, на котором обозначена сфера действия сервитута или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

В документах об установлении сервитутов должны быть указаны его наименование и содержание, площадь распространения сервитута, кадастровый номер участка, в пользу которого установлен сервитут, и кадастровый номер участка, на котором он установлен, дата начала сервитута, срок, на который он установлен (при временном сервитуте), плата за пользование чужим участком (если она установлена). Документы, представленные на регистрацию, должны быть заверены собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) обоих соседних участков. Прекращение сервитута также подлежит государственной регистрации. Об этом вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр прав.

Регистрация сервитута на земельный участок

Иногда возникает необходимость воспользоваться чужим земельным участком – например, для постоянного прохода через земельный участок соседа к собственному дому или гаражу. В сельской местности и в частных секторах возникают и иные нужды. Например, проведение бытовых коммуникаций обычно происходит путем подключения к центральной сети. Для этого к ней прокладываются дополнительные ветви водопровода, устанавливаются столбы для линии электропередачи и т.д., но что, если единственный путь к центральной линии лежит через соседний участок? Выход один – использовать его как для установки линейных объектов, так и для их последующего ремонта.

Читайте так же:  Пэк изменение грузополучателя

Понятие частного и публичного сервитута

Осуществление регистрации прав ограниченного пользования земельным участком.

Подведомственной Министерству юстиции РФ является Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, сотрудники которой ведут Единый государственный реестр прав.

Основанием внесения в реестр является заявление, которое подается в зависимости от ситуации:
— собственником земли;
— лицом, для которого устанавливается право пользования, что возможно только при наличии у него соглашения с собственником по поводу установления для него обременения;
— обладателем ограниченного вещного права или арендатором со сроком аренды от года в случае, если участок находится в нечастной собственности.
Заявителю необходимо предъявить:
— копию документа о существующей записи в реестре о праве собственности на участок;
— документ об основании установления обременения, т.е. соглашение, распоряжение уполномоченного органа или решение суда об установлении сервитута, в которых определяются дата установления обременения и срок его действия. В нем же определяется безвозмездность пользования или указывается размер платы за пользование землей.
В зависимости от площади использованного для ограниченного пользования участка зависит дополнительное требование о предоставлении кадастрового плана, который необходим для определения конкретной части земельного участка, используемого не собственником.

Порядок и сроки государственной регистрации земельного сервитута.

Приостановление государственной регистрации

Статья 52. Особенности осуществления государственной регистрации сервитута

Статья 52 . Особенности осуществления государственной регистрации сервитута

См. комментарии к статье 52 настоящего Федерального закона

1. Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.

2. В случае, если заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается при наличии согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие указанных органа государственной власти или органа местного самоуправления.

>
Особенности осуществления государственной регистрации ипотеки
Содержание
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Что необходимо для установления сервитута, процедура

Не все собственники знают, что для установления сервитута необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, это добровольное соглашение, а во-вторых, обременение не должно мешать собственнику пользоваться своим имуществом.

Цель и основания установления сервитута

Сервитут – это один из видов обременения земельного надела, не позволяющий хозяину пользоваться недвижимостью в полной мере. Различают частный и публичный сервитут. Инициировать установление частного сервитута на земельный участок имеет право владелец или лицо, у которого появилась необходимость воспользоваться территорией. К таким причинам законодательство относит:
  1. Доступ к воде и т. д.
  2. Доступ к собственному наделу.
  3. Обустройство выхода на проезжую часть.
  4. Наличие на участке чужого имущества.
  5. Установка определенных объектов юридическими лицами.
  6. Осуществление работ по проведению коммуникаций.

Важно: установление сервитута по вышеперечисленным причинам носит частный характер. Другими словами, стороны составляют соглашение (аренды и т. д.), на основании которого земельный надел или его часть передается в пользование (временное или постоянное).

Публичное обременение может быть наложено только уполномоченными государственными органами после соблюдения установленной процедуры. Соглашение стороны не заключают. Установление сервитута регулируется Земельным кодексом, Гражданским кодексом и ФЗ №171.

Условия установления

Если публичный сервитут накладывается в добровольном порядке, то главным условием процедуры является оплата за пользованием недвижимостью и компенсация за нанесенный ущерб. Еще одно условие получения сервитута не собственником – это ответственность за сохранность и целевое использование участка. Поэтому пользователю запрещено:
  1. Портить верхний плодородный слой.
  2. Наносить вред окружающей среде.
  3. Негативно влиять на соседние участки.

Пользователь земли на основании публичного сервитута обязан соблюдать противопожарные и санитарные нормы.

Важным условием сервитута является тот факт, что его наличие не может полностью затруднять владельцу его эксплуатацию. Если цель обременения не позволяет пользоваться участком, собственник может предложить государству выкупить надел. При этом он имеет право рассчитывать на компенсационные выплаты. Заявка собственника рассматривается и принимается решение:

  1. Изъять участок с выплатой компенсации.
  2. Предложить равнозначный надел земли.
  3. Осуществлять периодические выплаты.
  4. Отказать в просьбе.

Принятое решение сообщается хозяину земли в течение месяца после подачи заявления.

Границы зон действия

Для установления публичного сервитута необходимо определить границы зон действия этого обременения. Следует понимать, что обременение может действовать не только в отношении полностью сформированного участка, данные о котором внесены в кадастровый реестр. Речь может идти о земле, которая находится на стадии оформления. В этом случае оформление сервитута сопровождается постановлением надела на кадастровый учет.

Как установить публичный сервитут

Установление сервитута осуществляется с помощью определенной процедуры. Основанием для обременения является заявление, которое составляется по инициативе заинтересованного лица или государственного органа. Если его составляет частное лицо, то подавать заявление нужно в исполнительный орган, который занимается подобными вопросами. Орган самоуправления в лице своего представителя должен обращаться в местную администрацию.

В заявлении указывается:

  • участок, в отношении которого требуется установление ограничений;
  • цель процедуры;
  • срок действия обременения;
  • информация о владельцах земли;
  • информация о заявителе.

После подачи заявления оформление сервитута происходит следующим образом:

  1. Государственный орган рассматривает заявку.
  2. Проводится публичное заседание.
  3. Далее выносится решение и издается нормативно-правовой акт (постановление).

Публичное заседание не является обязательным этапом процедуры, так как эта норма не закреплена в законодательстве. Тем не менее, публичный характер обременения позволяет всем заинтересованным лицам высказывать свое мнение. В заседании имеют право принимать участие:

  1. Жители населенного пункта.
  2. Представители юридических лиц, осуществляющих деятельность на конкретной территории.
  3. Владелец участка.
  4. Лица, представляющие органы местного самоуправления.
Читайте так же:  Сроки реорганизации в форме преобразования

Во время заседания обязательно ведется протокол. Он содержит следующую информацию:

  • место, где проводилось собрание;
  • повестку дня;
  • мнение участников собрания;
  • результаты голосования;
  • решение.

В нормативно-правовом акте содержится информация о земельном участке, его владельце, сроках и цели установления обременения. Действие публичного сервитута начинается с того момента, когда все сведения будут внесены в ЕГРП.

Регистрация публичного сервитута на земельный участок осуществляется с помощью следующих документов:

  1. Заявления от уполномоченного органа власти.
  2. Квитанции, подтверждающей оплату госпошлины.
  3. Нормативно-правового акта, который устанавливает обременение.
  4. Кадастрового плана участка.

Регистрирующий орган имеет право потребовать от заявителя предоставления дополнительных документов.

Частный сервитут

Заинтересованное должно уведомить собственника земельного участка о своем предложении. Это делается с помощью письма, в котором излагаются основания и условия возможного обременения надела. Вся информация должна соответствовать нормам гражданского законодательства.

Обременение в пользу частного лица должно осуществляться на основании соглашения между сторонами. Это письменный договор, который обязательно содержит все необходимые пункты, включая существенные условия. Если форма договора не будет соблюдена, он будет признан недействительным.

Что такое существенные условия? Это информация, наличие которой в документе укрепляет правовое положение собственника участка, как более слабой стороны сделки. Также учитывается, что обременение не должно доставлять трудностей владельцу. К существенным условиям соглашения можно отнести:

  1. Кадастровый номер участка.
  2. Учетный номер части территории.
  3. Вид обременения и необходимые мероприятия для использования участка третьим лицом.
  4. Сведения о сторонах договора.
  5. Цели и основания сервитута.
  6. Сроки действия обременения.
  7. Размер компенсации.
  8. Права и обязанности лица, в отношении которого устанавливается сервитут.

Помимо этого, соглашение об обременении земельного участка должно включать распределение между сторонами следующих обязанностей:

  • кадастровые работы (межевание и т. д.);
  • процедура внесения сведений о земельном участке;
  • госрегистрация обременения.
Видео (кликните для воспроизведения).

Это основные существенные условия сделки, но стороны могут внести в документ дополнительные требования.

Далее осуществляется регистрация сервитута, которая подразумевает, что на землю накладывается обременение. Уполномоченная сторона предоставляет:

  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • соглашение сторон или решение суда;
  • кадастровый план.

При этом важно знать следующее:

  1. Кадастровый план подавать не нужно, если обременение накладывается на весь земельный участок.
  2. Если земля находится в долевой собственности, требуется согласие всех владельцев.

Собственник, если он не является заявителем, получает уведомление о наличии обременения в течение 5 дней.

Сервитут на часть участка

Установить обременение на землю с одним владельцем несложно, но что делать, если участок имеет несколько хозяев? Закон разрешает устанавливать сервитуты на такие земли, но при соблюдении следующих нюансов:

  1. Если доли не были выделены. Тогда заинтересованное лицо или государственный орган заключают с соглашение со всеми владельцами. А после этого владелец, на чью часть земли наложено обременение, выделяет границы сервитута.
  2. Если доли были предварительно выделены. Соглашение оформляют только собственник и третье лицо, а остальные совладельцы обязаны лишь предоставить нотариально заверенное согласие.

Соблюдение этих условий является важным для обеих сторон, заинтересованных в сервитуте.

Судебное разбирательство

Обременение на землю может быть связано с большим количеством разногласий, поэтому стороны часто обращаются в суд. Естественно, чтобы получить право пользования чужой землей на основании сервитута, необходимо составить и подать исковое заявление.

Чаще всего иск подается для установления частного сервитута. В заявлении обязательно указывается:

  1. Наименование суда (обычно иск подается в арбитражный).
  2. Информация о заявителе.
  3. Сведения о владельце земельного надела.
  4. Основания для подачи искового заявления.
  5. Обоснование иска с помощью нормативных актов.
  6. Расчет цены иска и размер стоимости сделки при возмездной сделке.
  7. Факты, подтверждающие, что истец пытался разрешить конфликт.
  8. Список документов, которые подаются вместе с заявлением.

Иск обязательно подписывается заявителем или представителем. Следует знать, что суд может не учитывать множество факторов, в том числе и условия сервитута. У него есть право самостоятельно установить все необходимые условия и границы земельного надела. При этом учитываются интересы обеих сторон – и собственника, и третьего лица.

Нередко в судебном процессе возникает вопрос о возмездной сделке, подразумевающей компенсационные выплаты хозяину земли. Для установления размера таких выплат суд назначает оценивание, которое проводит уполномоченная организация. В случае с частным сервитутом суд не вправе принуждать собственника заключить соглашение об обременении. Но он может заставить стороны зарегистрировать обременение, если договор (постановление) уже был составлен.

Итак, публичный сервитут – это накладывание обременения на частный участок земли на основании определенного нормативного акта в пользу государства. Частный сервитут – это соглашение между сторонами для личного пользования землей. Зная, как оформить сервитут на земельный участок, все равно нужно следить за соблюдением своих прав. А в ситуации, когда эти права нарушаются, необходимо идти в суд и подавать заявление.

Порядок установления и регистрации сервитутов

Для того чтобы на земельный участок было наложено соответствующее обременение, должна быть осуществлена регистрация сервитута. Без этой процедуры все необходимые сведения не будут внесены в реестр, а значит, что вторая сторона не имеет права эксплуатировать земельный надел.

Что собой представляет сервитут

Сервитут – это одна из разновидностей обременения земельного участка, подразумевающее ограничение прав собственника. Исходя из того, кто является заинтересованным лицом, выделяют публичный и частный сервитут. Публичный сервитут необходим, если сделка заключается между владельцем и государством. Во втором случае сторонами сделки выступают частные лица.

Его наличие редко мешает владельцам распоряжаться своим имуществом, в том числе дарить, продавать или завещать его. Обременение участка переходит новому хозяину вместе с правом собственности. Но далеко не всем нравится тот факт, что его землей будут пользоваться посторонние люди. Поэтому сервитут редко бывает безвозмездным. Если же обременение подразумевает серьезное ограничение прав собственника, то он может настоять на выкупе участка заинтересованной стороной.

Читайте так же:  Существенные условия договора энергоснабжения

У владельца могут появиться проблемы с распоряжением участка в следующих случаях:

  1. Если на основании публичного сервитута землей пользуется много людей. К примеру, через надел проходит тропинка. Снять такое обременение затруднительно.
  2. На участке находится чужое имущество. Тогда у владельца земли появляются определенные ограничения, не позволяющие распоряжаться недвижимостью в полной мере. Например, строительство на земле с чужим объектом недвижимости проводить запрещено.
  3. Что касается продажи такого участка, то никаких препятствий с юридической точки зрения у собственника нет. Но для земли с обременением тяжело найти покупателя, к тому же его наличие может повлиять на стоимость имущества.

Государство в лице муниципальных органов может потребовать установление обременения по следующим причинам:

  1. Проведение инженерных коммуникаций или ремонтных работ.
  2. Дренирование участка.
  3. Использование земли для рыболовства или охоты.
  4. Проведение различных исследований.

То есть, у муниципалитета должен быть серьезный повод, подтверждающий, что без обременения не обойтись. Частный сервитут нередко устанавливается, если третьему лицу требуется проезд по участку, проведение канализации или линии электропередач, и т. д.

Важно: процедура оформления обременения для государства и частного лица отличаются друг от друга. Но обе сделки должны пройти государственную регистрацию.

Как установить сервитут

Процедура установления государственного сервитута происходит следующим образом:
  1. Государство в лице местных органов принимает решение об использовании конкретного земельного участка. Затем о нем сообщают собственнику.
  2. Если собственник согласен, то следующий этап – публичное слушание.
  3. Затем осуществляется государственная регистрация сервитута.

Если же установление обременения на земельный надел необходимо частному лицу, например, соседу, то он должен отправить собственнику уведомление. Это необходимый для процедуры документ, в котором обязательно указываются все данные об участке и цель сервитута. Если владелец земли согласен на временное или постоянное обременение своих прав, стороны составляют соглашение. На основании этого документа обязанный хозяин должен предоставить землю второй стороне.

В случае, когда хозяин отказывается предоставлять землю для нужд третьей стороны, конфликт можно решить в суде. Но следует знать, что даже суд не может заставить собственника дать согласие на установление ограничения, если на это нет веских оснований.

Регистрация

После того, как стороны приходят к соглашению, наступает следующий этап – регистрационный. Регистрация частного или публичного сервитута происходит согласно установленной законом процедуре. Главными документами, которые могут инициировать регистрацию, является соглашение сторон, распорядительный акт государственного органа или решение суда. Обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением может один из участников сделки.

Помимо заявления необходимо предоставить следующие бумаги:

  • справку, подтверждающую, что заявитель оплатил госпошлину;
  • личные документы, если документы подает физическое лицо;
  • соглашение, распорядительный акт и т. д.;
  • кадастровый план.

Когда сервитут устанавливается не на весь участок, а только на его часть, это отмечается в кадастровом плане. Все отметки должны быть завизированы уполномоченными органами.

Процедура длится не более 5 дней, после чего заявитель, если он не является владельцем земли, получит уведомление. А собственнику отправляют справку о государственной регистрации.

Госпошлина и оплата

Итак, участники сделки обязаны ее регистрировать. Как и любая государственная процедура, регистрация облагается налогом. Для физических лиц государственная пошлина обойдется в 1 тыс. 500 рублей, а для юридических лиц – в 6 тыс. рублей. Что касается платы за само соглашение, то этот вопрос решают стороны. Чаще всего размер выплат за использование земли основывается на ее стоимости.

Прекращение сервитута

Обременение с земельного участка чаще всего снимается после того, как истечет установленный соглашением срок. Но есть ситуации, когда сервитут прекращает действовать досрочно. Это происходит по следующим причинам:

  1. У второй стороны отпала необходимость использовать землю.
  2. Имуществу собственника был нанесен ущерб.
  3. Лицо использует участок не по назначению.
  4. Наличие сервитута не позволяет хозяину использовать свое имущество в полной мере.

Для того чтобы заинтересованное лицо могло пользоваться участок на основании соглашения, требуется регистрация. Это не то же самое, что регистрация сделки. Вся информация об обременении вносится в реестр и только после этого соглашение вступает в законную силу. Пользователь участка в свою очередь ответственен за сохранность чужого имущества.

В гражданском и земельном законодательстве существует такое понятие, как «сервитут». Однако далеко не все землепользователи знают, что обозначает этот термин. В чем смысл понятия сервитута в современном земельном праве и как он применяется в жизни, разъясняет Управление Росреестра по Пермскому краю.

Сервитут представляет собой право лица на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Выделяют два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу. Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц.

Частный сервитут на земельный участок может быть установлен для обеспечения возможности передвижения и перемещения по территории чужого участка; для необходимости проведения работ по прокладке водопровода или системы канализации; для осуществления работ по проведению электросетей; для удовлетворения иных потребностей заинтересованного лица, когда нет возможности их обеспечить иным способом.

[1]

Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Соглашение заключается в письменной форме.

Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения. Публичный сервитут оформляется соответствующим решением органа власти. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается письменное соглашение.

Срок сервитута

[3]

Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута — решением о его установлении.

Читайте так же:  Трудовой кодекс об отпусках


Срок публичного сервитута зависит от целей его установления, так например, для размещения объектов электросетевого хозяйства сервитут может быть установлен на срок от 10 до 49 лет; для строительства, реконструкции или ремонта объектов транспортной инфраструктуры на срок осуществления реконструкции или ремонта; для проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов на срок не более года.

Срок сервитута, установленного на основании судебного акта, определяется соответствующим судебным актом.

Плата за сервитут

По общему правилу правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен. Плата за него может быть единовременной или периодической.

По общему правилу, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату.

Регистрация сервитута

Сервитуты подлежат государственной регистрации в Росреестре в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса. Так, допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без осуществления кадастрового учета соответствующей части земельного участка и без государственной регистрации обременения, возникающего в связи с установлением данного сервитута.

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН. При этом согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 29.11.2017 № 49-КГ17-29, отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим установившего данный сервитут нормативного правового акта.

С заявлением о государственной регистрации сервитута может обратиться лицо, приобретающее право ограниченного пользования чужим земельным участком. К заявлению необходимо предоставить соглашение об установлении сервитута, вступившее в законную решение суда, а также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя, в случае обращения за регистрацией представителя правообладателя; др.

Кроме того, за государственную регистрацию взимается государственная пошлина, размер которой установлен пп. 31 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 1 500 рублей для физических лиц, 6000 рублей для юридических лиц.

За регистрацией публичного сервитута в регистрирующий орган с соответствующим заявлением должен обратиться орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявший акт об установлении публичного сервитута, в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного акта.

Публичный сервитут регистрируется как ограничение (обременение) права на земельный участок.

Прекращение сервитута

Частный сервитут прекращается с истечением срока, на который он был установлен. Кроме того, частный сервитут прекращается в следующих случаях:

-стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение;

-ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом;

-обремененный сервитутом земельный участок не может использоваться по целевому назначению. В данном случае прекращение сервитута осуществляется по решению суда.

Публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен. Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, он также может быть прекращен уполномоченным органом — посредством принятия акта об отмене сервитута; судом.

Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по следующим основаниям:

— деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет; в установленный срок не внесена плата за публичный сервитут;

— не внесена плата за публичный сервитут, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом; более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

— обладатель публичного сервитута отказался от него.

По общему правилу прекращение сервитута подлежит государственной регистрации.

В заключение. Сервитут в гражданском обороте не так распространен среди других вещных прав и стороны не всегда прибегают к такому способу выстраивания правоотношений в отношении объектов недвижимости. Однако, с каждым годом правовая культура и грамотность граждан растет и соответственно, там, где целесообразнее будет установить сервитут, стороны воспользуются этим правом.

Об Управлении Росреестра по Пермскому краю

Видео (кликните для воспроизведения).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного учреждения Росреестра — филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса Аржевитина.

Источники


  1. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  2. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.

  3. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
  4. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.
  5. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.
Государственная регистрация сервитута
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here