Европротокол дтп

Описание страницы: европротокол дтп - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Европротокол с 1 июня: увеличение лимита выплат и оформление при наличии разногласий

monkeybusiness / Depositphotos.com

1 июня 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) и Правила ОСАГО, касающиеся упрощенного порядка оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции (европротокол) (Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 448-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Предельный размер страхового возмещения по европротоколу увеличился до 100 тыс. руб. (ранее он составлял 50 тыс. руб.). При этом для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей лимит остался на прежнем уровне – 400 тыс. руб.

Оформление ДТП по европротоколу в пределах 100 тыс. руб. теперь возможно даже в тех случаях, когда между участниками ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств причинения вреда (ранее – только при отсутствии разногласий). Для этого водителям необходимо зафиксировать обстоятельства аварии и передать их в автоматизированную информационную систему ОСАГО (посредством предусмотренных Законом об ОСАГО технических средств контроля или программного обеспечения).

Аналогичным образом нужно будет зафиксировать обстоятельства ДТП, имевшего место на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, в целях получения страхового возмещения в пределах 400 тыс. руб. При этом данный повышенный лимит европротокола применяется только при отсутствии у участников ДТП разногласий (Указание Банка России от 16 апреля 2018 г. № 4775-У).

В бланке извещения о ДТП необходимо теперь, помимо прочего, указывать сведения об отсутствии разногласий относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо – при оформлении европротокола в пределах 100 тыс. руб. – о наличии и сути таких разногласий.

Перечисленные правила оформления документов применяются к ДТП, произошедшим после 1 июня 2018 года.

В период действия договора ОСАГО, заключенного до 1 июня 2018 г., заполнение водителями извещения о ДТП может осуществляться на бланке извещения по форме, действовавшей до указанной даты. В этом случае разногласия (если они есть) относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, их наличие и суть нужно будет указать в пункте 7 «Примечание» оборотной стороны извещения о ДТП.

Как заполнять европротокол — образец

Если в аварии участвуют 2 водителя, они пришли к согласию по поводу обстоятельств происшествия, вред жизни и здоровью не причинен и сумма ущерба минимальна, можно приступить к заполнению европротокола по образцу приведенному ниже. Наверняка ваша ситуация будет отличаться от представленной здесь, тогда вам на помощь придут наши схемы, нарисованные простой шариковой ручкой. Параллельно даны пояснения для каждого обстоятельства ДТП с указанием пунктов, которые необходимо отметить в бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии (скачать бланк европротокола можно тут). Итак, начнем с изучения фотографии.

Фото пример заполненного европротокола с пошаговой инструкцией и пояснениями

Заполнение бланка европротокола производится на лицевой стороне с использованием самокопирующейся части, чтобы в итоге получилось два экземпляра. При отсутствии фирменного бланка, если у вас распечатанная форма из интернета, заполнять придется 2 раза одно и тоже, так как и виновник и потерпевший должны предоставить по одной копии извещения о ДТП в свою страховую компанию. Что же касается нашего образца, то он имеет 18 пунктов на лицевой стороне. Рассмотрим, что писать в каждом из них:

Обратную сторону извещения о ДТП (об обстоятельствах) можно заполнить дома, в спокойной обстановке (примеры можно найти перейдя по ссылке). И виновник и потерпевший должен сделать это на своем образце бланка, после чего обратиться в свою страховую организацию. Это необходимо сделать обоим в течение 5 рабочих дней, иначе виновнику могут предъявить регресс по ОСАГО, а потерпевшему отказать в выплате.

Европротокол — скачать бланк

Европротоколом называют упрощенную процедуру оформления ДТП без вызова сотрудников полиции, когда водители самостоятельно могут задокументировать обстоятельства произошедшего, чтобы потом обратиться в страховую компанию за получением возмещения.

Суть процедуры сводится к заполнению специального документа — извещения о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого должен бесплатно выдаваться страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО. Однако, сотрудники страховой компании зачастую забывают его приложить к комплекту документов. При оформлении e-ОСАГО эту бумагу присылают страхователю на e-mail, но почему-то не все её распечатывают и возят с собой.

Актуальную форму документа на 2019 год вы можете получить по ссылке ниже:

Подробную инструкцию и образец заполнения можно посмотреть здесь.

Нужны ли фото для европротокола

Многих автовладельцев интересует, можно ли составить европротокол при ДТП если нет фото. Далеко не каждый водитель возит с собой фотоаппарат или имеет телефон с камерой, поэтому требовать их наличие является нарушением действующего законодательства. Иметь при себе такой аппарат является правом человека, но никак не обязанностью.

Согласно рекомендациям РСА (Российского Союза Автостраховщиков) водители, оформляющие ДТП по европротоколу, могут «по возможности» сделать фотографии места аварии. Аргументация такая, что при рассмотрении извещения о дорожно-транспортном происшествии в страховой компании, фотоснимки ускорят процесс рассмотрения вашего дела по ОСАГО. Но не стоит переживать, ведь страховщик обязан вынести решение не позднее 20 дней с момента подачи европейского протокола.

Рекомендации как фотографировать место ДТП

Даже учитывая, что к виновнику и потерпевшему нет жестких требований по предоставлению фотографий в свою страховую, мы рекомендуем их сделать, если есть на что снимать. Желательно сделать как можно больше фотографий для европротокола, учитывая нижеследующие рекомендации

1. Общий план ДТП

Эти фотографии потребуются для идентификации места аварии. На них должны быть видны объекты, расположенные в данной местности:

  • Здания и сооружения;
  • Дорожная разметка;
  • Знаки и светофоры.
Читайте так же:  Срок действия договора займа

К примеру если столкновение произошло на перекрестке допустимо сделать следующие снимки:

Мы обошли место аварии и получили 8 фотографий с разных ракурсов. Необходимо, чтобы на них отчетливо просматривались местонахождение и общий характер ДТП. Этого будет вполне достаточно.

2. Следы торможения, элементы деталей, оставшихся на дороге.

Этот пункт не всегда актуален для европротокола, так как его оформление характерно для мелких дорожных происшествий. Но все же, при наличии дополнительных следов и предметов, которые могут прояснить обстоятельства инцидента, лучше их сфотографировать. В объектив должны попасть следующие элементы:

  • Тормозной путь, оставленный транспортным средством на проезжей части;
  • Места, в которых произошло осыпание разбитых деталей автомобиля (фар, стекол, бамперов, накладок и т.п.);

3. Крупный план транспортных средств с читаемыми номерами

Теперь можно подойти ближе к месту ДТП и сделать фотографии автомобиля крупным планом. Желательно сделать это с разнообразных ракурсов. Чем больше фотоснимков будет запечатлено на фотоаппарат тем лучше.

Допустимо последовать схеме представленной в первом пункте, существенно сократив расстояние до ТС. Особое внимание следует уделить месту контакта автомобилей.

4. Макросъемка поврежденных деталей

Здесь нужно сфотографировать повреждения с близкого расстояния. Рекомендуется произвести по несколько фотографий одного и того же повреждения. Те же самые детали впоследствии нужно указать в 14 пункте европротокола.

Дополнительно рекомендуется сделать фото элементов, когда водители разъедутся и освободят дорогу для составления европейского протокола. Для подстраховки сфотографируйте детали кузова, сопряженные с поврежденными. Это поможет выявить малозаметные и скрытые повреждения автомобиля.

Действия после фотографирования

Когда все фотографии будут сделаны участники ДТП могут освободить проезжую часть и приступить к составлению европротокола. Для этого можно воспользоваться фотообразцом, представленном на сайте.

Если процесс оформления европротокола закончен, оба водителя могут пожать друг другу руки и попрощаться. Теперь, каждому из них предстоит в течение 5 дней обратиться в свою страховую компанию и подать комплект документов с фотографиями с места ДТП. Они должны быть записаны на отдельный носитель информации, который требуется предоставить страховщику.

В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.

Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Виновник всегда рискует

Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.

Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу». При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт. Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.

Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.

Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».

Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.

Как избежать проблем?

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Еще один вариант

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Неблагоприятный исход

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

Читайте так же:  Регистрационное свидетельство юридического лица

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.

Все, что нужно знать о европротоколе в 2019 году

Изменения Российского законодательства затронули огромный пласт автовладельцев, попавших в ДТП, оставив массу неразрешенных вопросов. Согласно новым правилам, при столкновении двух транспортных средств, обоюдном согласии водителей и незначительном ущербе, инспектора ГИБДД вправе отказать вам в оформлении аварии. В этой ситуации потребуется заполнить европротокол на бланке извещения о ДТП самостоятельно. Он выдается при оформлении полиса ОСАГО в вашей страховой компании и состоит из основного и самокопирующегося листа. При его отсутствии бланк европротокола можно скачать и заполнить по нашим образцам.

Когда применим европротокол без ГИБДД

Прежде чем приступать к заполнению извещения о ДТП без сотрудников Госавтоинспекции, оба участника должны оценить дорожную обстановку и пробежаться по своеобразному чек-листу:

  • Отсутствие травм. Никому не причинен вред здоровью или жизни;
  • Участие в ДТП 2 транспортных средств (не больше и не меньше);
  • Наличие полиса ОСАГО у обоих сторон;
  • Размер повреждений не более 50000 рублей (с 1 июня 2018 года максимальный размер выплат по европротоколу составит 100000 рублей);
  • Обоюдное согласие водителей и четкое разделение на виновную и потерпевшую сторону (в скором времени и этот пункт потеряет свою силу).

Если все условия соблюдены можно оформить европротокол без вызова сотрудников ДПС. Если хоть один из вышеупомянутых тезисов не находит своего подтверждения, набирайте с мобильного номер «112» и звоните в ГИБДД для разрешения спорной ситуации.

Правила оформления

Остановиться и собрать телефоны свидетелей

После удара необходимо остановить автомобиль или иное ТС, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. За его отсутствие на проезжей части применим штраф в размере 1000 р. При наличии свидетелей столкновения можно собрать их контакты, они могут пригодиться в будущем при возникновении спорных ситуаций с европротоколом.

Сделать фотографии

Далее необходимо вступить в коммуникацию со вторым водителем и решить, что делать дальше. Если вы остановились на составлении европротокола, нужно сфотографировать место ДТП, соблюдая определенные условия. Главные из них, это сделать общий план с разных ракурсов, крупный план автомобилей и их повреждений, видимость номерных знаков и окружающих предметов. Чем больше сделано фотографий, тем лучше.

Освободить проезжую часть (при необходимости)

Когда эти действия будут выполнены участники ДТП должны освободить дорогу и начать заполнять европротокол. За создание помех для движения других автомобилей предусмотрен штраф в размере 1000 р. Если вы никому не мешаете можно оформлять извещение прямо на месте, чтобы не упустить деталей произошедшего.

Начать оформлять европротокол самостоятельно или вызвав аварийного комиссара

Процесс заполнения европротокола не потребует от водителей каких-то невероятных знаний и умений. Если возникнут какие-либо затруднения или неуверенность в собственных силах на место аварии можно найти и вызвать аварийного комиссара. Стоит учитывать, что его услуги стоят в районе 1000 — 2000 руб. Но проще это сделать самостоятельно, используя наши примеры и образцы заполнения.

Что делать после оформления европротокола?

Предоставляем извещение о ДТП в свою страховую компанию в течение 5 дней

Когда в извещение о ДТП будут внесены и сверены все необходимые данные водители могут разъезжаться. Важно помнить, что и виновник и потерпевший обязаны в течение 5 дней обратиться в свою страховую компанию предоставив оформленные бланки извещений. Если этого не сделает потерпевший, ему могут отказать в выплате по ОСАГО.

Если же виновник не сдаст свой экземпляр европротокола через 5 дней после аварии, его может постигнуть досадное разочарование. Страховщик, естественно, оплатит все расходы на ремонт транспортного средства потерпевшей стороны. Но в дальнейшем, сумму выплат он может затребовать у виновника ДТП, за несоблюдение условий договора ОСАГО.

15 дней без ремонта для обоих

Стоит учитывать, что после ДТП оба участника не должны приступать к ремонту своих ТС. При изучении обстоятельств дела страховые компании должны совершить осмотр транспортных средств в течение 15 дней с момента аварии. Если ремонт нужно сделать быстрее необходимо обратиться в свою СК, предоставить автомобиль и получить письменное разрешение от страховщика.

Сколько ждать выплат или ремонта?

Для получения выплаты или ремонта транспортного средства после ДТП, потерпевшему предстоит ждать не больше 20 календарных дней с момента обращения к страховщику с европротоколом. Следует учитывать, что в эти 20 дней не входят праздничные дни.

Итак, добро пожаловать на сайт Европротоколы.ру, где вы сможете найти ответы на все интересующие вас вопросы, а также сможете ознакомиться с бланками, образцами и типовыми схемами ДТП, где вина каждого водителя предопределена заранее.

Европротокол: стоит ли оформлять происшествие без ГИБДД?

Автомобилисты редко оформляют дорожно-транспортные происшествия без участия компетентных органов. «Европротокол» не сильно популярен ещё и потому, что страхователи не понимают, когда могут использовать данный инструмент. В каких случаях стоит оформлять происшествие без ГИБДД, а когда лучше не рисковать?

«Европротокол» возможен, если выполнены все пять условий:

  1. В столкновении участвовало только два автомобиля.
  2. Не причинён вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
  3. Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
  4. Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
  5. Полученный ущерб не превышает пятидесяти тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей данный лимит увеличен до четырёхсот тысяч. Но чтобы воспользоваться этой «опцией», на момент ДТП автомобиль должен быть оборудован «глобальными навигационными спутниковыми системами» (ГЛОНАСС). Пока подобная практика не распространена.
Читайте так же:  Примирительная комиссия

Впрочем последний пункт не мешает упрощённому оформлению ДТП, а лишь ограничивает размер выплаты. Когда все перечисленные позиции соблюдаются, водители не обязаны сообщать о происшествии в ГИБДД. Они имеют право совместно заполнить бланк «Извещения о ДТП», и впоследствии каждый передаёт экземпляр этого документа своему страховщику. Важно помнить, что в случае пренебрежения виновником аварии этой обязанностью с него могут взыскать страховую выплату пострадавшему в порядке регресса.

Для упрощения процесса оформления ДТП в соответствии с «Европротоколом» рекомендуется использовать мобильное приложение Российского Союза Автостраховщиков «ДТП. Европротокол».

Видео (кликните для воспроизведения).

Если водители не хотят использовать данный инструмент, без определённых самостоятельных действий всё равно не обойтись. Да, участники ДТП могут обратиться за оформлением дорожного инцидента в полицию, но для этого необходимо:

  • Зафиксировать обстоятельства ДТП на фото/видео: расположение транспортных средств и их повреждения, а так же следы и предметы, связанные с происшествием.
  • Прибыть на пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции.

Вариант выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП в рассматриваемой ситуации «Правилами дорожного движения» (ПДД) не предусмотрен. Причём, даже «надуманное» разногласие касательно происшествия не даёт соответствующей гарантии. При телефонном обращении в полицию водителям может быть вполне законно указан аналогичный алгоритм действий.

К тому же заполнять «Извещение о ДТП» в соответствии с «Правилами ОСАГО» придётся в любом случае. С той лишь альтернативной, что делать это можно отдельно друг от друга.

Например, если один из участников инцидента не хочет совместно оформлять документ. Также происходит при разногласиях относительно обстоятельств ДТП или участии в нём более двух авто. При этом в «Извещении» должна быть указана конкретная причина.

Оформление и использование Европротокола

Комплект «Извещения о ДТП» состоит из двух идентичных листов – лицевая сторона комплекта самокопирующаяся. Совместное оформление «Извещения» состоит из следующих этапов:

  1. Каждый водитель выбирает и заполняет свою колонку лицевой части (любую – слева или справа). Вносятся общие данные по дорожному происшествию и составляется схема ДТП:
    • Обозначаются улицы с названиями и прилегающие объекты.
    • Указываются знаки и светофоры, разметка.
    • Фиксируется расположение машин – «А» и «Б», в соответствии с выбранной колонкой.
    • Отмечаются направления движения автомобилей.

Далее листы разъединяются и подписываются водителями с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит в сумме четыре подписи: по две на каждом из разъединённых бланков.

[3]

  1. После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны. Основным разделом здесь остаётся описание обстоятельств происшествия. Также отмечается:
    • Кто из водителей заполняет оборотную сторону данного листа («А» или «Б»)?
    • Кто управлял авто – собственник или иное лицо?
    • Может ли машина двигаться самостоятельно? Если нет – то где она находится.

При «Европротоколе» заведомо не актуальны позиции относительно участия в ДТП более двух транспортных средств и повреждения иного имущества. В них ставятся прочерки как и в «Примечании», если оно остаётся не заполненным. Ставится дата, подпись, имя и фамилия.

Далее в течение пяти рабочих дней каждый водитель направляет своему страховщику оформленный экземпляр бланка «Извещения». Потерпевший делает это вместе с подачей заявления о выплате.

Страховая компания, желающая произвести осмотр повреждённого транспортного средства, обязана уведомить об этом собственника в 15-дневный срок. Данный период не учитывает выходные праздничные дни и исчисляется со дня ДТП.

Собственник в ответ должен предоставить автомобиль в течение пяти рабочих дней. Понятно, что до осмотра (или до истечения оговорённых пятнадцати дней) нельзя приступать к ремонту машины. Во всяком случае, без письменного согласия страховщика.

«За» и «против»

В стрессовой ситуации после дорожного инцидента непросто заполнить бланк «Извещения» без ошибок. Тем более, если впервые с этим сталкиваешься. В числе наиболее распространённых недочётов оформления, в частности, отмечаются:

  • Отсутствие отметки об общем количестве заполненных полей (клеток) в п. 16 лицевой стороны бланка (обстоятельства ДТП).
  • Незаполнение п. 16 лицевой стороны бланка.
  • Неполный перечень внешних повреждений авто.
  • Отсутствие подписей, подтверждающих согласие участников с указанной информацией (п. 18 лицевой стороны).

Помимо этого, существуют и некоторые нормативные особенности, затрудняющие использование «Европротокола». К таковым, например, можно отнести:

  1. Отсутствие чётко регламентированного указания на виновность одной из сторон. На практике страховщики часто требуют соответствующую отметку от виновника в «Замечаниях» на лицевой стороне бланка или в «Обстоятельствах ДТП» (иногда в «Примечаниях») на оборотной. Хотя формально подобные требования ничем не подкреплены. Данная ситуация влечёт возможные злоупотребления как со стороны виновника ДТП, так и со стороны страховых компаний.
  2. При «Европротоколе» потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении имущественного вреда после получения выплаты. Законодательно не оговаривается, относится ли это только к «неучтённым» первоначально повреждениям, или позиция фактически запрещает оспаривать размер возмещения. Наличие подобного «подводного камня» закономерно настораживает автолюбителей.

Тем не менее, самостоятельное оформление ДТП связано с двумя значительными преимуществами:

  • Экономия времени. Как правило, заполнить «Извещение» получается гораздо быстрее, чем оформить происшествие в ГИБДД.
  • Отсутствие санкций полиции. Для виновной стороны данный аспект может означать экономию заметной суммы денежных средств. А иногда позволяет избежать и более неприятных последствий нарушения.

Указанные обстоятельства порой оказываются весьма актуальны, «перевешивая» решение водителей в пользу «упрощёнки».

Европротокол при ДТП в 2019 году

Первоначально процедурой европротокола можно было воспользоваться в случае ДТП с участием двух автомобилей, без жертв и пострадавших. Максимальный ущерб был ограничен порогом в 25 000 рублей. Выбрать упрощенную процедуру водители могли только по взаимному согласию и при условии одинаковой оценки ситуации. Один из водителей должен был признать вину, а второй – с ним согласиться. И наконец, оба водителя должны были иметь действующую страховку ОСАГО.

Эти условия вызвали массу критики, как со стороны водителей, так и в экспертном сообществе.

Одной из основных причин страха перед европротоколом было опасение неверно оценить ущерб. На этом фоне низкая предельная сумма компенсации стала дополнительным фактором, вызывающим недоверие. Вдобавок, многие водители усмотрели в условиях европротокола богатую почву для мошенничества – от инсценировки ДТП для получения страховки, до намеренных ошибок в извещении. Эти опасения были справедливы: страховые компании и по сию пору используют любую неточность как повод затянуть рассмотрение дела или отказать в выплате. В результате количество случаев возмещения убытков по европротоколу, согласно статистике страховых компаний, не превышало 8 – 9% в период с 2009 по 2014 год.

Читайте так же:  Чем отличается парковка от стоянки

В августе 2014 года на основе анализа применения европротокола в закон были введены некоторые поправки. Сумма выплаты по страховке была увеличена до 50 000 рублей. Кроме того, корректировке подверглась процедура оформления. В частности, как потерпевший, так и виновный в ДТП были обязаны отправить заполненный бланк извещения в свою страховую компанию до истечения 5 рабочих дней. Потерпевший в дополнение к извещению должен был отправить в свою компанию заявление на выплату страхового возмещения.

Одновременно изменилась процедура и для страховых компаний. Так, страховщик виновного получил право требовать проведения экспертизы в случае сомнений в справедливости требований потерпевшего. В свою очередь, каждый из участников ДТП был обязан предоставить автомобиль для проведения такой экспертизы в пятидневный срок. Аналогичные права получила и страховая компания потерпевшего. Чтобы обеспечить исполнение, участникам ДТП было запрещено ремонтировать или утилизировать автомобили в течение 15 рабочих дней после происшествия.

В том же 2014 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября N 1002 года «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» на территории Москвы, Московской Области, Санкт-Петербурга и Ленинградской Области был введен безлимитный европротокол. Его главное преимущество заключается в увеличенной до 400 000 рублей суммы страховой выплаты.

При разработке новой процедуры был учтен риск мошенничества при значительном повышении суммы компенсации. Так, сбор доказательств был возложен на водителей. Главным инструментом контроля стали технические средства фиксации. Важное условие — для подтверждения факта и фиксации деталей ДТП могут использоваться только устройства, не позволяющие корректировать данные.

Эти условия введены с прицелом на повсеместное использование видеорегистраторов и навигаторов, подключенных к системе ГЛОНАСС или к иным глобальным спутниковым системам. Поскольку техническая база для обязательного внедрения таких устройств к тому моменту еще не была готова, новая процедура получила статус эксперимента со сроком действия до 01.01.2016.

Согласно процедуре безлимитного европротокола, при оформлении ДТП, кроме стандартного пакета документов, водитель для получения компенсации обязан предоставить страховщику электронный носитель с фото- и видеосъемкой места происшествия, выполненной в течение одного часа. Фотографии и видео должны содержать координаты места ДТП. При передаче носителя водитель обязан составить заявление об отсутствии корректировки. В переходный период разрешается использовать любые средства контроля, обеспечивающие съемку места аварии с регистрацией даты, времени и координат.

В ноябре 2017 года стало известно, что Правительство планирует разрешить оформлять ДТП по безлимитному европротоколу водителям автомобилей, оборудованных системой оперативного оповещения об авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

[2]

Согласно проекту Минтранса, потерпевший должен нажать на аварийную кнопку системы ЭРА-ГЛОНАСС в течение 10 минут после аварии. После этого телеметрические данные об обстоятельствах ДТП в автоматическом режиме попадают в базу страховой компании. Данные включают целый пакет информации, в том числе, координаты, скорость и ускорение автомобиля, силу удара в момент столкновения и многое другое. Три новых ГОСТа по методам фиксации ДТП уже вступили в силу с 1 января 2018 года. На основании данных, полученных от системы ЭРА-ГЛОНАСС, страховая компания будет принимать решение о выплате компенсации по процедуре безлимитного европротокола. Проект не отменяет необходимость заполнять стандартные бумажные извещения о ДТП.

В 2017 году Государственная Дума приняла законопроект, изменяющий правила оформления ДТП по европротоколу. По новым правилам водители могут воспользоваться упрощенной процедурой даже в том случае, если у них нет согласия по поводу виновника ДТП. Данные об аварии разрешается фиксировать при помощи специальных мобильных приложений, лицензированных РСА.

[1]

В мае 2018 года Центробанк, регулирующий правила ОСАГО, утвердил изменения, повышающие сумму компенсации по европротоколу с 50 000 до 100 000 рублей. Изменения вступят в силу с 1 июня и будут действовать для всех регионов, кроме тех, где действует режим безлимитного европротокола.

Чтобы реализовать возможность оформления по европротоколу без единого мнения участников по обстоятельствам аварии, необходимо зафиксировать их при помощи «технических средств контроля и иными устройствами». Кроме того, разногласия должны быть внесены в извещения о ДТП обоими участниками аварии. Под техническими средствами контроля подразумевается передача данных через систему ЭРА-ГЛОНАСС или через специальное мобильное приложение. Однако сложность в том, что далеко не все автомобили в нашей стране оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС. По данным на 2017 год их количество составляет около 1,2 миллиона. Кроме того, мобильного приложения, лицензированного Российским союзом автостраховщиков, пока не существует. Более того, РСА еще не сформулировал даже требования к этому приложению.

Правила оформления европротокола

Бланк извещения о ДТП состоит из двух частей. Разнимать части перед заполнением не нужно. Каждый участник может заполнить данные о себе и о своем автомобиле, или один из участников заполняет весь бланк. Удобнее всего заполнять бланк шариковой ручкой на твердой поверхности, чтобы копия на второй странице была четкой.

В пунктах с 1 по 3 необходимо указать место и время ДТП, и количество поврежденных автомобилей. По правилам европротокола их не может быть более двух. В пункте 4 нужно поставить 0 или прочерк, а в пунктах 5, 6 и 8 – отметить слово «Нет».

При наличии свидетелей, их данные вносят в пункт 7.

Пункты с 9 по 12 правой и левой колонки предназначены для данных об автомобилях, водителях и полисах ОСАГО.

Пункт 13 представляет собой изображение автомобиля, на котором необходимо указать место первого удара. Для описания повреждений служит пункт 14. Завершается заполнение колонок подписью водителей в пункте 15.

Затем в центральном столбце (пункт 16) необходимо отметить обстоятельства аварии. Допускается отмечать несколько клеток, в зависимости от сложности маневра. В нижней части необходимо указать количество отмеченных клеток для каждого участника.

Следующий пункт под номером 17 – схема ДТП. В нем необходимо схематически изобразить дорогу со знаками, светофорами, номерами домов и другими ориентирами. Изображая автомобили, нужно расположить их в том же порядке и положении, как и в реальной ситуации, и указать направление движения. Под схемой в пункте 18 оба водителя оставляют свои подписи.

Читайте так же:  Заявление без содержание

После этого бланк разделяют на две части, и каждый водитель заполняет 7 пунктов на оборотной стороне. Подпись второго участника ДТП на обороте не нужна.

Европротокол

Европротокол – это система упрощенного оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников ГИБДД с целью последующего получения страховой выплаты по ОСАГО, ДСАГО, каско. С увеличением максимального размера выплат по возмещению ущерба, заявленного по европротоколу, его заполнение становится выгоднее для водителей, так как экономит время на улаживание последствий ДТП.

Большое число дорожно-транспортных происшествий попадает под категорию мелких аварий с незначительными повреждениями автомобилей. Часто это наезд на транспортное средство на автостоянке или столкновение на небольших скоростях при перестроении на проезжей части, при остановке или возобновлении движения на светофорах и при повороте на оживленных перекрестках. В результате в ожидании сотрудников ГИБДД для составления протокола участники ДТП создают серьезные затруднения на дорогах, а также теряют собственное время.

С 1 июля 2015 года практически все мелкие аварии можно оформить, не дожидаясь прибытия инспекторов ГИБДД. Но важно помнить, что даже при незначительных дорожно-транспортных происшествиях необходимо соблюдать требования правил дорожного движения в связи с дорожно-транспортным происшествием (п. 2.5-2.6 Правил дорожного движения).

Первые действия при ДТП

при отсутствии погибших или раненых

Остановиться, включить аварийную световую cигнализацию и выставить знак аварийной остановки

Убедиться в отсутствии погибших и раненых

Сохранить положение предметов, имеющих прямое отношение к ДТП

Освободить проезжую часть, если движение других ТС затруднено, предварительно зафиксировав фото- и видеосъемкой место происшествия:

Собрать контакты свидетелей

Если на месте ДТП расположены камеры системы городского видеонаблюдения, Вы можете подать заявку на сохранение видеоархива. Телефон контакт-центра +7 (495) 587-0002. С номером заявки полиция может запросить архив для приобщения его к делу о ДТП в течение 30 дней. Без заявки запись хранится 5 дней.

Если в результате аварии автомобили получили повреждения и создают препятствие для движения других транспортных средств, то водители обязаны освободить проезжую часть, иначе – наложение административного штрафа в размере 1000 руб. (ст. 12.27 ч. 1 КоАП РФ).

Если обстоятельства дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников ДТП, водитель, причастный к нему, обязан сообщить о случившемся в полицию (телефон 02, 112 или 911) для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. После получения указаний сотрудника полиции, водители оставляют место ДТП и следуют на указанный пост ДПС или в подразделение ГИБДД для оформления документов о ДТП с участием сотрудников полиции.

Если обстоятельства ДТП и характер видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников ДТП, то водители не обязаны сообщать о случае в полицию и могут выбрать одно из трех решений:

При значительных повреждениях или при затруднении оценки стоимости ущерба – подъехать на ближайший пост ДПС или в подразделение ГИБДД (список постов ДПС
г. Москвы) для оформления факта ДТП
с участием сотрудников полиции

Если ДТП удовлетворяет всем условиям оформления европротокола – заполнить бланк извещения о ДТП самостоятельно без участия уполномоченных сотрудников полиции

При отсутствии необходимости оформлять документы о ДТП (вред причинен только имуществу участников ДТП) – договориться о возмещении вреда на месте, без привлечения страховой компании (рекомендуется взять расписку о возмещении ущерба)

В течение пяти рабочих дней со дня ДТП страховщику должны быть предоставлены данные об обстоятельствах аварии – в том числе фото- или видеосъемка автомобилей и их повреждений на месте ДТП, а также данные, зафиксированные с применением глобальных навигационных спутниковых систем.

Со 2 августа 2014 года вступили в силу изменения в закон об ОСАГО: увеличен лимит выплат по европротоколу до 50 тыс. руб., если полисы ОСАГО обоих водителей приобретены после 2 августа 2014 года.

Для возмещения ущерба по любой аварии пострадавший должен обращаться к своему страховщику (прямое возмещение убытка).

Условия упрощенного оформления ДТП

Упрощенное оформление ДТП допустимо только в случаях,
когда выполняются одновременно все условия из перечисленных ниже

В результате ДТП не причинен вред здоровью участников ДТП, пассажиров и пешеходов

ДТП произошло в результате столкновения двух ТС

Гражданская ответственность каждого застрахована по ОСАГО

Участники ДТП едины в описании обстоятельств ДТП, перечня повреждений

В результате ДТП вред причинен только ТС участников ДТП

Извещение о ДТП

Извещение о произошедшем ДТП можно заполнить на бланке, который предоставляется страховщиком при заключении договора ОСАГО. Бланк извещения о ДТП представляет собой самокопирующийся лист с двумя столбцами (для виновника и для пострадавшего), 18 пунктами для вербального заполнения и полем для схемы ДТП. В извещении должен быть заполнен каждый пункт каждой страницы.

С рекомендациями ГИБДД и примерами по заполнению бланков можно также ознакомиться на официальном сайте ГИБДД.

С рекомендациями Российского Союза Автостраховщиков (РСА) и примерами по заполнению бланков можно также ознакомиться на странице Вопросы и ответы об оформлении ДТП по «Европротоколу».

Видео (кликните для воспроизведения).

С информационным буклетом Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) можно также ознакомиться на официальном сайте ЦБ РФ.

Источники


  1. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  2. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.

  3. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.
  4. Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.
  5. Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 802 c.
Европротокол дтп
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here