Доминирующее положение на рынке

Описание страницы: доминирующее положение на рынке - 2020 ujl от профессионалов для людей.

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409 «Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации»

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409
«Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации»

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» Правительство Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации постановляет:

Условия признания доминирующим положения кредитной организации;

Правила установления доминирующего положения кредитной организации.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Условия
признания доминирующим положения кредитной организации
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409)

1. Доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее такой кредитной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

Доминирующее положение на товарном рынке нескольких кредитных организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц.

С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

доля кредитной организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее 1 года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее 1 года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

2. Настоящие Условия применяются к кредитной организации при осуществлении ею банковских операций.

В случае осуществления кредитной организацией иных операций (оказания иных финансовых услуг) к ней применяются условия признания доминирующим положения финансовой организации, оказывающей соответствующие финансовые услуги.

Правила
установления доминирующего положения кредитной организации
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок установления доминирующего положения кредитной организации при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

2. Настоящие Правила распространяются на кредитную организацию при осуществлении ею банковских операций.

В случае осуществления кредитной организацией иных операций (оказания иных финансовых услуг) ее доминирующее положение устанавливается в соответствии с порядком установления доминирующего положения финансовой организации, оказывающей соответствующие финансовые услуги.

3. Наличие доминирующего положения кредитной организации не является нарушением антимонопольного законодательства Российской Федерации.

II. Установление доминирующего положения кредитной организации

4. Установление доминирующего положения кредитной организации осуществляется путем определения ее доли в границах товарного рынка независимо от ее места нахождения, указанного в учредительных документах.

5. Установление доминирующего положения кредитной организации включает в себя следующие этапы:

а) установление сферы обращения банковской услуги путем определения границ соответствующего товарного рынка на основе исследования спроса на банковскую услугу и ее предложения;

б) определение объема банковских услуг и долей кредитных организаций на соответствующем товарном рынке;

в) установление наличия условий признания доминирующим положения кредитной организации.

6. Определение границ товарного рынка осуществляется путем определения вида банковской услуги, не имеющей замены, либо совокупности взаимозаменяемых услуг, а также территории, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести соответствующую услугу, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

При определении вида банковской услуги, не имеющей замены, либо совокупности взаимозаменяемых услуг учитывается возможность их сравнения по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что потребитель действительно заменяет или готов заменить одну услугу другой.

7. Банковская услуга определяется как банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности.

8. Доля кредитной организации на товарном рынке определяется исходя из отношения объема оказанных ею банковских услуг определенного вида в натуральном и (или) стоимостном выражении к объему услуг данного вида, оказанных в установленных границах товарного рынка.

Доля на рынке нескольких кредитных организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, определяется в совокупности для группы лиц.

III. Сведения, используемые при установлении доминирующего положения кредитной организации

9. Установление доминирующего положения кредитной организации осуществляется на основании следующих сведений, получаемых из государственной статистической отчетности, бухгалтерской отчетности кредитных организаций, выборочных опросов потребителей услуг, заключений независимых экспертиз товарного рынка, а также от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций, саморегулируемых организаций, объединений и союзов кредитных организаций и иных юридических и физических лиц:

а) сведения об объеме предоставленных услуг;

б) сведения, характеризующие сферу обращения банковской услуги;

в) сведения о возможности кредитной организации оказывать решающее влияние на общие условия оказания услуги на соответствующем рынке, устранять с указанного рынка и (или) затруднять доступ на указанный рынок других хозяйствующих субъектов;

г) сведения о состоянии и структуре товарного рынка;

д) сведения о наличии экономических, технологических, административных или иных ограничений доступа на товарный рынок.

10. Перечень сведений, запрашиваемых антимонопольным органом у Центрального банка Российской Федерации, определяется по соглашению между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами о соблюдении банковской тайны, в пределах сведений, содержащихся в формах отчетности, представляемых кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации.

Читайте так же:  Обжалование предписания гибдд

В целях реализации положений антимонопольного законодательства определены Условия признания доминирующим положения кредитной организации.

Доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее данной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок. Доминирующее положение на товарном рынке нескольких кредитных организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц.

С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия: доля такой организации превышает 10 % на единственном в РФ товарном рынке либо 20 % на товарном рынке, на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ; доля на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 % на единственном в РФ товарном рынке либо 20 % на товарном рынке, на котором обращающийся товар также обращается на иных товарных рынках в РФ.

Условия применяются к кредитной организации при осуществлении ею банковских операций. В случае осуществления кредитной организацией иных операций (оказания иных финансовых услуг) к ней применяются условия признания доминирующим положения финансовой организации, оказывающей соответствующие финансовые услуги.

Также утверждены Правила, определяющие порядок установления доминирующего положения кредитной организации при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

Установление доминирующего положения осуществляется путем определения доли организации в границах товарного рынка независимо от ее места нахождения, указанного в учредительных документах.

Определены этапы установления доминирующего положения, основные показатели, используемые для расчета объема банковских услуг на товарном рынке, а также перечень сведений, используемых при установлении доминирующего положения кредитной организации.

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409 «Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации»

[3]

Текст постановления опубликован в «Российской бизнес-газете» от 3 июля 2007 г. N 24, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 27 ст. 3296

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ» в других словарях:

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ — в соответствии с антимонопольным законодательством РФ исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее определенного товара),… … Юридическая энциклопедия

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ — главенствующее положение одного из экономических субъектов или его товаров в сравнении с другими субъектами и товарами на рынке (капитала, товаров и т.д.). Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ — понятие, широко используемое в анти монопольном законодательстве для определения круга предприятий, подпа дающих под его действие. Характеризует такую структуру рынка, которая позволяет крупнейшему производителю или группе крупнейших… … Финансовый словарь

доминирующее положение (на рынке) — по антимонопольному законодательству РФ исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее определенного товара), дающее ему (им) возможность… … Большой юридический словарь

Доминирующее положение на рынке — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения… … Большой юридический словарь

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ (на рынке) — по антимонопольному законодательству РФ исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее определенного товара), дающее ему (им) возможность… … Юридический словарь

доминирующее положение на рынке — главенствующее положение одного из экономических субъектов или его товаров в сравнении с другими субъектами и товарами на рынке (капитала, товаров и т.д.) … Словарь экономических терминов

Доминирующее положение на рынке — MARKET DOMINANCE Господство на рынке одной или нескольких фирм (см. Concerted practice, Complex monopoly). Фирмы в этом случае способны влиять на рыночные цены и другие условия предложения товара, что ущемляет интересы потребителей. По этой… … Словарь-справочник по экономике

Доминирующее положение на рынке электроэнергии — 3. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если выполняется хотя бы одно из следующих условий: доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием… … Официальная терминология

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ — (на рынке) по антимонопольному законодательству РФ исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее определенного товара), дающее ему (им)… … Юридический словарь

Доминирующие положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784) . Это быстро и бесплатно !

Доминирующие положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке устанавливается в отношении: хозяйствующих субъектов; субъектов, действующих на одном рынке; нескольких субъектов и в отношении нескольких групп лиц.
Субъект естественной монополии доминирует на рынке.

Критерии доминирования хозяйствующих субъектов:
1. Качественные (общие) критерии – это возможность хозяйствующего субъекта оказывать влияние на состояние конкуренции в целом или на отдельных участников рыночных отношений.
2. Количественные (частные) критерии – это состояние двух экономических величин:

а) доля, которую хозяйствующий субъект фактически занимает на рынке

[2]

б) показатель, установленный в законе.

Читайте так же:  Договор купли продажи транспортного

Этапы определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта:
1. Идентификация хозяйствующего субъекта, определение товара и объёма товара хозяйствующего субъекта.
2. Определение границ ранка и общего объёма рынка.
3. Оценка положения хозяйствующего субъекта.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

При каких условиях положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим?

Субъекты конкуренции: финансовые организации

Согласно п. 7 ст. 5 закона № 135-ФЗ регламент признания финорганизаций доминирующими (за исключением кредитных) определяется Правительством РФ (см. Условия признания…, Правила установления…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 359).

Регламент же признания кредитных организаций как доминирующих на соответствующем рынке вводится Правительством РФ по согласованию с Центробанком РФ (см. постановление Правительства РФ от 26.06.2007 № 409). Алгоритм проведения анализа состояния конкуренции на предмет установления доминирующего положения кредитных организаций регламентирован Порядком проведения анализа…, утвержденным приказом ФАС России от 28.06.2012 № 433.

При этом законодатель устанавливает отдельный минимальный порог размера доли на рынке, после превышения которого финорганизация будет признаваться доминирующей на рынке. Он равен (п. 7 ст. 5 закона № 135-ФЗ):

  • 10% объема рынка — на единственном в РФ товарном рынке;
  • 20% объема рынка — на товарном рынке, обращающийся на котором товар включен в оборот и другими товарными рынками на территории России.

Постановлениями № 359 и 409 это правило дополняется: финорганизация (в т. ч. кредитная) будет признана доминирующей в т. ч. при условии, что в течение длительного временного промежутка (от 1 года или менее, но в течение всего времени существования данного товарного рынка) доля такой финорганизации стабильно увеличивается и/или превышает 10% объема рынка на единственном в РФ товарном рынке либо 20%, если обращающийся на таком рынке товар включен в оборот и другими товарными рынками на территории России.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке, доля которого составляет более 50%: так ли это

Видео (кликните для воспроизведения).

Признаки, на основании которых можно говорить о том, что хозсубъект доминирует на рынке, таковы (п. 1 ст. 5 закона № 135-ФЗ):

  • занятие таким хозсубъектом более половины объема соответствующего рынка (хотя судом или антимонопольным органом может быть определено, что даже при такой доле данный субъект не доминирует на рынке);
  • установление данного правового статуса хозсубъекта антимонопольным органом даже при занятии им соответствующего рынка менее чем на 50% (кроме финансовых организаций).

По общему принципу не могут признаваться доминирующими хозсубъекты, доля которых на рынке не превышает 35% (п. 2 ст. 5 закона № 135-ФЗ). Хотя и из этого правила есть исключения:

  1. Хозсубъект является финорганизацией.
  2. Отдельными законами хозсубъект признается доминирующим на рынке даже при недостижении указанного размера доли на рынке (например, п. 4 ст. 21 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ т. д.).
  3. Хозсубъект входит в группу хозсубъектов, и его статус характеризуется совокупностью признаков, перечисленных в п. 3 ст. 5 закона № 135-ФЗ:
  • суммарная доля 3 таких хозсубъектов превышает 50% или 5 таких хозсубъектов — 70% доли на рынке, однако данное правило не может быть применено, если доля хотя бы 1 из таких хозсубъектов не достигает 8%;
  • в течение достаточного временного отрезка размеры долей таких хозсубъектов на рынке стабильны, а вход на рынок новых участников затруднен;
  • продаваемый им товар является незаменяемым, увеличение цены на него не влечет снижения спроса, а все условия продажи доступны неограниченному кругу лиц.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке

В силу статьи 5 ФЗ № 135 факт доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке сам по себе еще не означает нарушения норм антимонопольного законодательства. Нарушением, в силу статьи 14.31 КоАП РФ, признается злоупотребление таким положением.

Часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия либо бездействие доминирующего субъекта, которые могут повлечь ущемление интересов других участников рынка, но при этом не препятствуют конкуренции. Размер санкции за данные нарушения колеблется в пределах от 300 тыс. до 1 млн руб.

Часть 2 статьи 14.31 КоАП предполагает более серьезные санкции за действия, которые ориентированы именно на воспрепятствование конкуренции и, соответственно, направлены не против неопределенного круга участников рынка (покупателей, продавцов и т. д.), а непосредственно против конкурентов (как уже имеющихся, так и потенциальных). Размер санкции по данной части статьи определяется исходя из размера выручки компании, полученной с нарушением правил о добросовестной конкуренции.

Важно помнить, что нормы статьи 14.31 КоАП РФ устанавливают лишь ответственность за злоупотребления на рынке, допущенные доминирующим субъектом. Конкретные формы и способы злоупотребления особым положением предусмотрены статьей 10 ФЗ № 135.

  • http://allstatepravo.ru/konkurentnoe-pravo/statii-po-konkurentnomu-paravu/1396-domin-poloz-subj-na-tov-rinke.html
  • https://rusjurist.ru/zawita_konkurencii/dominiruyuwee_polozhenie_na_rynke_eto/
  • https://nsovetnik.ru/antimonopolnoe-zakonodatelstvo/dominiruyushee-polozhenie-hozyajstvuyushego-subekta-na-rynke/

Бесплатная консультация юриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 (доб. 784) (Москва)
+7 (812) 426-14-07 (доб. 943) (Санкт-Петербург)

+8 (800) 500-27-29 (доб. 391) (Вся Россия)

БЕСПЛАТНАЯ консультация юриста

Звонки бесплатны! Работаем без выходных 24/7 Неудобно звонить?

Доминирующее положение на рынке — это .

Доминирующее положение на товарном рынке: основные сведения

Доминирующее положение на рынке — это позиция хозяйствующего субъекта на определенном рынке товаров, которая позволяет ему оказывать решающее воздействие на данный рынок в части:

  • порядка обращения на нем конкретного вида товаров;
  • вытеснения с него иных хозсубъектов;
  • лимитирования доступа к нему новых хозсубъектов (п. 1 ст. 5 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Признание Федеральной антимонопольной службой РФ некоего хозсубъекта как имеющего доминирующее положение на рынке — это один из инструментов государства, направленный на поддержание прочих участников товарного рынка, обладающих иным правовым статусом и, как следствие, являющихся более слабыми игроками такого рынка (более подробно с основными векторами антимонопольной политики в РФ можно ознакомиться в нашей статье «Государственная антимонопольная политика — цели и задачи»).

Читайте так же:  Периодический медосмотр водителей

Объяснить это можно следующим: ст. 19 Конституции РФ регламентирует, что при аналогичных условиях субъекты права должны находиться в одинаковом положении. Если же условия неравны, законодательством для них должен быть установлен и различный юридический статус (определение Конституционного суда РФ от 02.02.2006 № 17-О).

При этом хозсубъект правомочен представлять доказательства того, что он не является доминирующим на рынке (п. 4 ст. 5 закона № 135-ФЗ).

Расчет долей хозсубъектов на рынке и выявление среди них доминирующего производится на основании специальных регламентов, например, Порядка проведения анализа…, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (гл. VI и XII).

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке, доля которого составляет более 50%: так ли это

Признаки, на основании которых можно говорить о том, что хозсубъект доминирует на рынке, таковы (п. 1 ст. 5 закона № 135-ФЗ):

  • занятие таким хозсубъектом более половины объема соответствующего рынка (хотя судом или антимонопольным органом может быть определено, что даже при такой доле данный субъект не доминирует на рынке);
  • установление данного правового статуса хозсубъекта антимонопольным органом даже при занятии им соответствующего рынка менее чем на 50% (кроме финансовых организаций).

По общему принципу не могут признаваться доминирующими хозсубъекты, доля которых на рынке не превышает 35% (п. 2 ст. 5 закона № 135-ФЗ). Хотя и из этого правила есть исключения:

  1. Хозсубъект является финорганизацией.
  2. Отдельными законами хозсубъект признается доминирующим на рынке даже при недостижении указанного размера доли на рынке (например, п. 4 ст. 21 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ т. д.).
  3. Хозсубъект входит в группу хозсубъектов, и его статус характеризуется совокупностью признаков, перечисленных в п. 3 ст. 5 закона № 135-ФЗ:
  • суммарная доля 3 таких хозсубъектов превышает 50% или 5 таких хозсубъектов — 70% доли на рынке, однако данное правило не может быть применено, если доля хотя бы 1 из таких хозсубъектов не достигает 8%;
  • в течение достаточного временного отрезка размеры долей таких хозсубъектов на рынке стабильны, а вход на рынок новых участников затруднен;
  • продаваемый им товар является незаменяемым, увеличение цены на него не влечет снижения спроса, а все условия продажи доступны неограниченному кругу лиц.

Субъекты конкуренции: финансовые организации

Согласно п. 7 ст. 5 закона № 135-ФЗ регламент признания финорганизаций доминирующими (за исключением кредитных) определяется Правительством РФ (см. Условия признания…, Правила установления…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 359).

Регламент же признания кредитных организаций как доминирующих на соответствующем рынке вводится Правительством РФ по согласованию с Центробанком РФ (см. постановление Правительства РФ от 26.06.2007 № 409). Алгоритм проведения анализа состояния конкуренции на предмет установления доминирующего положения кредитных организаций регламентирован Порядком проведения анализа…, утвержденным приказом ФАС России от 28.06.2012 № 433.

[1]

При этом законодатель устанавливает отдельный минимальный порог размера доли на рынке, после превышения которого финорганизация будет признаваться доминирующей на рынке. Он равен (п. 7 ст. 5 закона № 135-ФЗ):

  • 10% объема рынка — на единственном в РФ товарном рынке;
  • 20% объема рынка — на товарном рынке, обращающийся на котором товар включен в оборот и другими товарными рынками на территории России.

Постановлениями № 359 и 409 это правило дополняется: финорганизация (в т. ч. кредитная) будет признана доминирующей в т. ч. при условии, что в течение длительного временного промежутка (от 1 года или менее, но в течение всего времени существования данного товарного рынка) доля такой финорганизации стабильно увеличивается и/или превышает 10% объема рынка на единственном в РФ товарном рынке либо 20%, если обращающийся на таком рынке товар включен в оборот и другими товарными рынками на территории России.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке

Фактически занятие доминирующего положения на рынке — это не нарушение закона, но злоупотребление таким положением предупреждается и пресекается.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке — это использование хозсубъектом или группой таких лиц доминирующего положения, препятствующего конкуренции и/или ущемляющего интересы других лиц в предпринимательской сфере либо неопределенного круга потребителей.

Основные формы злоупотребления хозсубъектом рассматриваемым статусом перечислены в ст. 10 закона № 135-ФЗ. К ним относятся в т. ч.:

  • определение и поддержание монопольно высокой или низкой цены на продукт;
  • исключение товара с рынка, следствием чего стало повышение цены на него;
  • уменьшение объемов или прекращение выпуска пользующегося спросом товара, если не имеется экономических, технологических или правовых обоснований таких действий;

Данный список не является закрытым. В разъяснении ФАС от 07.06.2017 № 8 приведена совокупность признаков такого нарушения:

  • доминирующее положение хозсубъекта;
  • осуществление им действия или бездействия;
  • наступление негативных последствий в виде устранения конкуренции и т.п.;
  • наличие связи между доминирующим положением субъекта, его действиями и возникшими негативными последствиями.

Как правило, злоупотребление совершается в форме действий (направление писем, заключение договоров, распространение информации, принятие управленческих решений). Бездействие должно содержать в себе 2 фактора: действия, которые не были совершены, и установленная законом обязанность такие действия совершить.

Итак, доминирующее положение на рынке — это статус хозсубъекта на некоем товарном рынке, который позволяет ему в значительной мере влиять на условия функционирования такого рынка и оборот товаров на нем.

Причем доминирующее положение на рынке — это не нарушение антимонопольного законодательства. Доминирование на рынке хозсубъектов не считается препятствием к развитию нормальной конкуренции между участниками рынка. Злоупотребление доминирующим хозсубъектом своим положением на рынке (т. е. применение такого статуса для препятствия развитию конкуренции и ущемления интересов других хозсубъектов) контролируется и пресекается государством.

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

Юридическая энциклопедия . 2015 .

Смотреть что такое «ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ» в других словарях:

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ — главенствующее положение одного из экономических субъектов или его товаров в сравнении с другими субъектами и товарами на рынке (капитала, товаров и т.д.). Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ — понятие, широко используемое в анти монопольном законодательстве для определения круга предприятий, подпа дающих под его действие. Характеризует такую структуру рынка, которая позволяет крупнейшему производителю или группе крупнейших… … Финансовый словарь

Читайте так же:  Наследство после смерти мужа

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ — в соответствии с антимонопольным законодательством РФ исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее определенного товара),… … Энциклопедический словарь экономики и права

доминирующее положение (на рынке) — по антимонопольному законодательству РФ исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее определенного товара), дающее ему (им) возможность… … Большой юридический словарь

Доминирующее положение на рынке — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения… … Большой юридический словарь

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ (на рынке) — по антимонопольному законодательству РФ исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее определенного товара), дающее ему (им) возможность… … Юридический словарь

доминирующее положение на рынке — главенствующее положение одного из экономических субъектов или его товаров в сравнении с другими субъектами и товарами на рынке (капитала, товаров и т.д.) … Словарь экономических терминов

Доминирующее положение на рынке — MARKET DOMINANCE Господство на рынке одной или нескольких фирм (см. Concerted practice, Complex monopoly). Фирмы в этом случае способны влиять на рыночные цены и другие условия предложения товара, что ущемляет интересы потребителей. По этой… … Словарь-справочник по экономике

Доминирующее положение на рынке электроэнергии — 3. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если выполняется хотя бы одно из следующих условий: доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием… … Официальная терминология

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ — (на рынке) по антимонопольному законодательству РФ исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее определенного товара), дающее ему (им)… … Юридический словарь

Юридический ликбез: чем грозит злоупотребление доминирующим положением на ИТ-рынке

Нередко у компаний, чьи продукты занимают львиную долю рынка, появляется соблазн потеснить конкурентов, воспользовавшись своим исключительным положением. Кого российское законодательство признает доминирующим хозяйствующим субъектом, что подразумевается под термином «злоупотребление доминирующим положением» и какие последствия грозят недобросовестным лидерам рынка? Об этом рассказывает юрист патентно-адвокатского бюро «Гардиум».

Компании, обладающие исключительными правами на общеизвестные устройства или программное обеспечение, получают значительное преимущество перед конкурентами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что лидеры стремятся обеспечить себе доминирующее положение на ИТ-рынке. Сам факт доминирования на рынке не считается негативным явлением и не рассматривается как противоправное действие. Но только пока компания не решит использовать свое положение недобросовестным образом. При рассмотрении вопросов, непосредственно связанных с незаконным использованием рыночной власти, следует говорить о таком явлении, как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, которое, как правило, связанно с монополизацией рынка и недобросовестной конкуренцией.

Понятие и признаки

Статьей 34 Конституции России закреплено право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность. Вместе с тем, запрещается монополизация и недобросовестная конкуренция. Таким образом поддерживается баланс между свободой экономической деятельности и предотвращением посягательства на эту же свободу других участников гражданского оборота.

Итак, согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (организации, физического лица), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Закон не содержит легального определения злоупотребления доминирующим положением. Однако, анализируя законодательные положения, можно выделить следующие признаки, позволяющие раскрыть данное понятие.

Во-первых, хозяйствующий субъект должен занимать доминирующее положение на рынке. По общему правилу доминирующим признается положение хозяйствующего или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, затруднять доступ другим хозяйствующим субъектам на него, либо устранять их с данного рынка.

Также важно, что для признания субъекта доминирующим его доля на рынке должна превышать 50%, если только не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%, но менее чем 50%, должно быть установлено антимонопольным органом исходя из определенных критериев. Примером может служить ограничение возможности доступа на товарный рынок новых конкурентов хозяйствующим субъектом с долей 40% рынка компьютерных 3D игр.

Во-вторых, хозяйствующим субъектом должно быть совершено деяние, которое предполагает как активное, так и пассивное поведение субъекта, выраженное в форме бездействия.

В-третьих, результатом деяния хозяйствующего субъекта является наступление или возможность наступления негативных последствий для иных субъектов на рынке, права которых охраняются антимонопольным законодательством, а также необходимо наличие объективной взаимосвязи между деянием и последствием.

Такое широкое понимание злоупотребления доминирующим положением вызывает закономерный вопрос: какие конкретно акты злоупотребления необходимо относить к сфере информационных технологий?

Отграничивая данную сферу от иных сфер деятельности на различных рынках, можно выделить отношения, в рамках которых наиболее часто наблюдается злоупотребление доминирующим положением, а именно отношения между организацией и потребителями, связанные с обеспечением функционирования информационно-телекоммуникационных сетей и предоставление к ним доступа, а также приобретение цифрового контента и технологий. При этом формами злоупотребления доминирующим положением могут служить, к примеру, установление монопольно высоких или низких цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, создание дискриминационных условий и иные формы.

Самое обсуждаемое дело

В 2015 году по заявлению компании «Яндекс» Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала антимонопольное разбирательство в отношении Google Inc., Google Ireland Ltd. ФАС квалифицировала действия компании как злоупотребление доминирующим положением на рынке мобильных приложений, в результате которых создавались определённые препятствия для входа иных субъектов на данный рынок.

Читайте так же:  Исполнительский сбор

Компания Google Inc. является разработчиком операционной системы Android, магазина приложений Google Play, предназначенного для установки и обновления мобильных приложений под управлением ОС Android. В ходе рассмотрения дела Комиссия ФАС России установила, что нарушения Google выразились в предоставлении производителям мобильных устройств магазина приложений Google Play на условиях, включающих в себя обязательную предустановку приложений Google, входящих в состав пакета приложений GoogleMobileService, а также его поисковой системы в качестве поисковой системы по умолчанию. Кроме того, в соответствии с требованиями компании, контрагентам необходимо было размещать предустановленные приложения Google в строго определенных местах главного экрана мобильного устройства, и воздержаться от предустановки приложений других разработчиков.

Компания «Яндекс» заявила, что навязывание Google использования ОС Android со своими сторонними сервисами снижало мотивацию пользователей скачивать альтернативные приложения, что ограничивало конкуренцию иных разработчиков на данном рынке.

Несмотря на возражения Google Inc. о неразумности выделения отдельных приложений из пакета базовых приложений и об отсутствии направленности на ограничение конкуренции на рынке, действия компании были признаны злоупотреблением доминирующим положением. ФАС выдала компании-нарушителю предписание скорректировать соглашения с производителями мобильных устройств, уведомить всех пользователей мобильных устройств на Android о возможности деактивации предустановленных сервисов и установки альтернативных приложений, о возможности смены поиска в браузере Google Chrome, а также наложила штраф в размере 438 млн рублей. Впоследствии Google пыталась в судебном порядке оспорить решение ФАС, однако требования компании остались без удовлетворения.

Результатом рассмотрения дела стало заключение мирового соглашения между компанией и ФАС в апреле 2017 года, в силу которого Google обязалась выполнить предписание ФАС, устранить возникшие нарушения, а также оплатить назначенный штраф.

Как привлечь к ответственности?

Как видно из представленного примера, основными инструментами, применяемыми антимонопольной службой для развития конкуренции и пресечения нарушений, являются вынесение предписаний, содержащих определенные обязательные для исполнения поведенческие условия, и решений о привлечении к ответственности, которые могут быть в дальнейшем оспорены в суде. При этом стоит отметить, что в силу Разъяснений Президиума ФАС России №8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции», вступивших в силу в июне 2017 года, принятие ФАС решения о возбуждении дела без вынесения предупреждения не допускается в отношении запретов, связанных с навязыванием контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, с необоснованным отказом либо уклонением от заключения договора с отдельными покупателями, необоснованным установлением различных цен (тарифов) на один и тот же товар, с созданием дискриминационных условий.

Ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке установлена в статье 14.31 КоАП. Если действия хозяйствующего субъекта приводят или могут привести к ущемлению других лиц, злоупотребление доминирующим положением влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, на юридических лиц – от 300 тыс. до 1 млн. рублей.

В случае же, когда результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, субъекты привлекаются к более серьезной ответственности. Например, на юридическое лицо может быть наложен штраф от 0,01 до 0,15 от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), но не более 0,02 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей. При этом размер штрафа зависит от обстоятельств конкретного дела, действий хозяйствующего субъекта.

Актуальность проблемы

На примере дела Google и иных примеров привлечения субъектов к ответственности была затронута важнейшая проблема, которая приобретает свою актуальность в связи с развитием информационных технологий. С одной стороны, компания, разработавшая продукт или оказывающая определенные услуги, произвела денежные вложения в производство и продвижение своих товаров и услуг, и, соответственно, стремится окупить затраченные ресурсы, в том числе посредством предъявления требований к пользователям, установления специальных условий использований товара или услуги. С другой стороны, деятельность, связанная с установлением определенных условий для потребителей и ограничений для конкурентов, в целом не способствует развитию конкуренции на рынке, а также может ущемлять интересы потребителей.

Для адекватного решения проблемы поиска баланса частного интереса и публичного используются правовые средства защиты от недобросовестных действий субъектов, занимающих доминирующие положение на рынке товаров и услуг.

Услуги и практики

Безусловно, ограничение злоупотребления доминирующим положением необходимо современной экономике, чтобы обеспечить в первую очередь защиту интересов потребителей. Вместе с тем, как показывают исследования, когда речь идет об инновационных продуктах, цифровом контенте, информационных технологиях, число игроков на рынке ограничено и, как правило, они занимают большую долю рынка, конкурируя между собой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ограничивая монополизацию и обеспечивая свободную конкуренцию с доступом новых субъектов на определенный рынок, можно ли быть уверенным, что более мелкие производители смогут обеспечить тот же уровень разработок и качество продукции? Открытым остается вопрос, во всех ли случаях оправдывает себя конкурентная политика, ориентированная на долговременный позитивный прогноз в отношении деятельности еще развивающихся хозяйствующих субъектов в сфере информационных технологий.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.

  2. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.

  3. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
  4. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.
  5. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
Доминирующее положение на рынке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here